Авиация россии. Тайны истребителя шестого поколения: что удалось узнать

Еще в прошлом году появились первые сообщения, что Россия разрабатывает истребитель шестого поколения, который должен прийти на смену стремительно устаревающему Миг-31. Данных о новой машине практически нет, тем не менее, информационный вакуум постепенно заполняется, и очертания супер-истребителя становится все более реальными.

Хозяин неба

МиГ-41 - это не просто истребитель, а истребитель-перехватчик. Он предназначен по большей части для уничтожения вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет. Перехватчики вооружены управляемыми ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками наведения, скорострельными пушками.

В настоящее время существует пять поколений истребителей, каждое из них обладает собственным набором технических характеристик. Последнее на сегодняшний день поколение представлено американским F-35C, российским Су-57 (начало его боевой эксплуатации ожидается в этом году), а также китайскими и прочими аналогами.

МиГ-41 - это уже шестое поколение истребителей, которое, соответственно, будет обладать еще более лучшими техническими характеристиками. Предполагается, что новый перехватчик станет не просто глубокой модернизацией старого, а принципиально новой моделью, которая, по словам, гендиректора корпорации "МиГ" Ильи Тарасенко, сможет перехватывать цели как в космосе, так и в арктическом пространстве. Истребитель, помимо ракет, бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, будет способен уничтожить висящие на низких орбитах вражеские спутники.

На замену МиГ-31

Новая машина заменит перехватчик МиГ-31, который бы разработан еще в 1970-е годы. “Тридцать первый” способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус превышает 700 километров. Показатели внушительные, но МиГ-41, кажется, готовится наголову превзойти своего предшественника.

Создаваемый истребитель, по словам летчика-испытателя Анатолия Квочура, сможет передвигаться со скоростью до 4,3 Маха - это более пяти тысяч километров в час. Такие возможности сделают новый МиГ самым быстрым самолетом на планете. Что касается предполагаемого радиуса действия будущего истребителя, то он может достичь 1300 километров.

Помимо прочего, новый истребитель скорее всего будет вооружен гиперзвуковым ракетным комплексом "Кинжал", который был продемонстрирован российской общественности и всему миру в ходе послания Владимира Путина Федеральному собранию в марте этого года.

Невидимка с искусственным интеллектом

Еще одна функция нового истребителя - возможность беспилотного управления. Предполагается, что разработка будет вестись как по направлению к беспилотнику, так и пилотируемому самолету.

Депутат Госдумы Владимир Гутенев ранее отмечал, что одно из основных направлений в работе над истребителем-перехватчиком шестого поколения является внедрение искусственного интеллекта. Причем не отдельными элементами, а полноценной, комплексной системы. По словам парламентария, искусственный интеллект будет осуществлять боевое управление машиной в условиях серьезной радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, МиГ-41 будет применять стелс-технологии, позволяющие снизить заметность машины для радиолокаторов и тем самым повысить ее выживаемость. При помощи радиопоглощающих материалов и специальных геометрических форм происходит рассеивание энергии и излучения, а оставшаяся поглощается. Тем самым самолет становится невидимым для средств слежения противника.

Есть сомнения

Западные эксперты между тем сомневаются, что новый МиГ сможет действовать в космосе. Они отмечают, что новый МиГ должен одинаково успешно маневрировать как в низких слоях атмосферы, так и в ближнем космосе с его очень низкой плотностью воздуха. Такая многозадачность вряд ли под силу даже самому современному истребителю, полагает обозреватель Майкл Пек в статье для американского издания The National Interest.

Кроме того, западные аналитики полагают, что МиГ-41 может оказаться слишком дорогим для России. К примеру, стоимость американского истребителя пятого поколения F-35 доходит до 90 миллионов долларов. По нынешнему курсу - это 603 миллиона рублей. Вряд ли новый истребитель шестого поколения будет дешевле.

В свою очередь, военный эксперт Василий Кашин полагает, что Россия в силу своей огромной территории нуждается в новом перехватчике, однако пока его проект больше выглядит как нечто фантастическое. По его словам, наиболее вероятно поступление нового МиГа на вооружение к 2040 году.

Медлить нельзя

Между тем у России вряд ли есть еще 20 лет для создания нового истребителя. Срок эксплуатации МиГ-31 заканчивается ровно через 10 лет, в 2028 году. И уже к этому моменту ему должна быть подготовлена замена.

Буквально на днях стало известно, что над проектом МиГ-41 ведется активная работа, и результаты, по словам гендиректора корпорации Ильи Тарасенко, могут быть представлены общественности уже в скором времени. А поставки в войска, заверил он, начнутся уже в середине 2020-х годов, то есть аккурат к моменту вывода из эксплуатации устаревших "тридцать первых".

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов - пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина - пилота, способного превзойти современных асов.

Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей («Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.

Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полным ходом идет создание истребителя шестого поколения. И даже назвал приблизительные даты.

В ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) считают, что прототип истребителя 6 поколения может совершить свой первый полет в 2023-2025 годах. А о полной готовности можно говорить после 2030 года. Научно-исследовательские работы в этом направлении уже ведутся.

С одной стороны, говорить об истребителе 6 поколения, когда еще не доведен до ума истребитель 5-го, странновато. С другой стороны, готовь сани летом, а телегу зимой. И здесь есть определенная логика.

Интересны некоторые аспекты проекта. Истребитель планируется создать "в два лица". Первый вариант - пилотируемый, второй - беспилотный. Причем первая модификация сможет выполнять полеты в режиме беспилотника. Но это будут два разных самолета.

Беспилотный вариант будет обладать большими боевыми возможностями, чем его пилотируемый собрат. Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.

Пилотируемый же вариант будет иметь несколько другие особенности. Вообще, максимально эффективно самолеты будут действовать в стае. То есть, один или два пилота на самолетах первой модификации будут служить командным центром для 2-4 беспилотных истребителей. Примерно так сегодня могут действовать МиГ-31БМ для других машин.

Беспилотные самолеты предполагается оснастить определенным искусственным интеллектом, для того, чтобы они в бою могли эффективно распределять между собой цели и координировать свои действия, как с командирскими машинами, так и между собой. Эту или приблизительно такую схему сегодня используют в МБР "Лайнер".

Отмечалось, что самолеты смогут работать во взаимодействии с сухопутными войсками и боевыми кораблями.

При создании нового концепта конструкторы планируют придерживаться сильной стороны российских самолетов, а именно высокой маневренности. Скоростные качества ожидаются на нижнем пороге гиперзвука, расчетная максимальная скорость около 5М. А крейсерская, без форсажа, не ниже 2М.

И здесь можно ожидать тех проблем, с которыми столкнулись еще советские и американские конструкторы в прошлом веке. Стоит помнить, что американский ХВ-70 "Валькирия" при полете со скоростью около 2,5-3М нагревался до 3 000 градусов. При этом он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали и весил около 230 тонн. Отечественные гиперзвуковые самолеты Т-4 и М-50 также не отличались легкостью. М-50 по взлетному весу не уступал "Валькирии", Т-4 был легче (около 150 тонн), и при постройке тоже использовались титан и сталь.

Очевидно, что постройка истребителя, задачи которого несколько отличны от задач приведенных самолетов, должен быть намного легче. Следовательно, речь идет и о разработке новых материалов, способных обеспечить как прочность, так и сопротивление высоким температурам. Ведь защищать придется не только планер от нагрева при трении о воздух, но и двигатели от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

А для должной безопасности пилотов теплоизоляция, наверное, должна быть не хуже, чем у космических кораблей многоразового использования.

Стелс-технологиям также будет уделено особое внимание. Самолеты должны противостоять не только существующим системам ПВО, но и РЛС самолетов, в том числе и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований - термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения. Пока неизвестно, обладаем ли мы такими материалами в принципе, но если разработки нового поколения самолетов уже идут, значит, вопрос с материалами для их постройки тоже не стоит на месте.

Вооружение. Здесь можно процитировать Михеева.

"Это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» - когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой".

Также Михеев упомянул о совсем уж экзотических видах вооружения, об электромагнитных пушках СВЧ-диапазона. По задумкам конструкторов, эти пушки будут способны полностью выводить из строя электронные системы самолетов противника. Но это уже дело совсем далекого будущего, по крайней мере, пока не будет решен вопрос об источнике энергии для этих пушек. На сегодняшний день быстрый и маневренный истребитель и подобная система совмещаются плохо.

Кто конкретно ведет работы над истребителем 6-го поколения, конечно, не разглашается по многим причинам. Можно предположить, что это ОКБ Сухого. В ОАК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появилось время на новые разработки.

В США истребитель шестого поколения делает компания "Боинг". Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F "Super Hornet".

Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан и показан в 2013 году.

Планер представляет собой "летающее крыло" без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

О типе двигателя ничего не сообщается. Скорее всего, турбореактивный. Он, как и на истребителях пятого поколения, может обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.

Истребитель двухместный, с двумя двигателями. Прорабатывается и версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность - 3000 км.

В прошлом году стала поступать информация о том, какой видят машину американские военные.. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным . Но здесь та же проблема, что и у российских разработчиков: энергетическая установка.

Вообще, последние разработки американцев (в F-22 и F-35) стали довольно компромиссными. Отказавшись от сверхманевренности и скорости в пользу скрытности, американцы тем самым получили далеко не самые лучшие самолеты. Зато дорогие. А теперь еще и малозаметность будет принесена в жертву. Возможно, как раз маневренность и скорость выйдут на первый план.

Следует признать, что четких критериев принадлежности самолета к шестому поколению пока никто не определил и не огласил. Но уже сегодня, исходя из тех крох информации, которые поступают от конструкторов и заказчиков, можно сделать вывод о том, что наши и американские самолеты нового поколения будут сильно различаться.

Появление истребителей каждой новой ступени было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты новой генерации обладали революционными боевыми возможностями, что позволяло военным осваивать новые тактические приемы и получить значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового типа происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали в целом сходные технические решения и похожие материалы.

Следует отметить: создание истребителя нового поколения – безумно дорогое занятие. Стоимость одного серийного F-22 Raptor составляет 146,2 млн долларов, а в целом на программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете очень мало государств, способных позволить себе такие траты.

Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и о критериях, на которых основана эта градация.

Поколения истребителей

Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9 .

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15 , МиГ-17 , F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.

Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23 , французский Mirage F1 и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27 . Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.

Каким будет истребитель шестого поколения

Современные истребители четвертого поколения вполне способны решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации смогут дать бой даже самолетам пятого поколения. Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?

Вероятно, она будет еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого истребитель будет оснащены двигателем с отклоняемым вектором тяги.

Скорее всего, предстоит отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.

Компоновка машины 6 поколения

Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако вероятно, мы увидим самолеты еще более диковинной внешности. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, функции которого выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и позволила избежать свойственных ей недостатков.

При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.

Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из реквизита для очередного сиквела «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги, форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.

Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Россия проектирует истребитель 6-го поколения. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора концерна КРЭТ Владимир Михеев.

По словам Михеева, речь идет о 2-х версиях машины: пилотируемой и беспилотной. Кто конкретно создаёт новый истребитель, не сообщается. Скорее всего - ОКБ Сухого и/или компания МиГ.

ТТХ российского истребителя 6-го поколения

ТТХ истребителя РФ 6-го поколения

В интервью ТАСС замдиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев заявил, что создание истребителя 6-го поколения идет полных ходом. Это будет машина, обладающая высоким интеллектом. Две её модификации будут несколько отличаться друг от друга.

Наибольшие боевые возможности получит беспилотная версия. Она будет летать на гиперзвуковой скорости и выходить в ближний космос. Беспилотник будет рассчитан на огромные перегрузками, которые не в состоянии вынести человеческий организм.

Будет сохранена традиционно сильная сторона отечественных истребителей - сверхманевренность. Крейсерская скорость планируется не ниже 2 М. Максимальная повысится до гиперзвуковой в 5 М. Гиперзвук должен повлечь за собой использование новых материалов при создании планера.

Для гиперзвука нужна теплоизоляция корпуса (как на Буране). Плюс необходима защита двигателя от перегретого воздуха поступающего из воздухозаборников. Истребитель будет невидим для радаров самолетов 4\5-го поколений. В полной мере будут использованы Стелс технологии для борьбы с нынешним системам ПВО. Как видим к материалам предъявляется ряд требований - сверхпрочность, термоустойчивость, поглощение облучения радаров, низкое тепловое излучение.

Представитель КРЭТ пояснил, что самолеты 6-го поколения будут по максимуму использовать свои боевые возможности, действуя в группе. Одна или две машины будут выполнять роль командных для остальных. Беспилотники, обладая интеллектом, будут вести боевые действия коллективно, оптимально распределяя между собой цели. Самолеты будут тесно взаимодействовать с наземными войсками и боевыми кораблями, реализуя принцип сетевого боя.

Вооружение российского истребителя 6-го поколения

Вооружение истребителя РФ 6-го поколения

Истребители 6-го поколения будут вооружены сверхдальними гиперзвуковыми крылатыми ракетами , способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Будут задействованы все возможности РЭБ и использоваться электромагнитные СВЧ-пушки.

СВЧ-пушки будут способны вывести из строя радары противника и разрушить электронную начинку любого объекта военного назначения. Потребуется создать источники энергии соответствующей мощности. При этом истребитель должен стать энергетически сверхэкономичным, чтобы совершать сверхдлительние по продолжительности боевые патрулирования.

Время истребителя шестого поколения уже пришло

Как будет выглядеть истребитель 6-го поколения

После интервью ТАСС, которое дал замдиректора КРЭТ любые разговоры об истребителе 6-го поколения уже не выглядят как спекуляции.

А все рассуждения об их вооружении и облике (гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие) уже не похожи на сценарий из фантастического фильма. Какими же возможностями должны обладать машины 6-го поколения, чтобы оправдать огромные ресурсы, потраченные на их разработку?

Машины 6-го поколения должны быть еще менее заметны для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.

Истребители 6-го поколения будут иметь необычную компоновочную схему. Скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР машины, а кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Их тяговооруженность станет еще выше, что позволит машинам летать на гиперзвуковых скоростямх (свыше 5 М) и увеличит высоту их полета до 100-150 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу человеческих возможностей. Это предъявляет новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя и влечёт использование беспилотных режимов полета.

Бортовая электроника должна выдавать самую важную информацию, автоматически определять приоритеты целей, указывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом. Таким образом некотоые версии истребителей 6-го поколения станут беспилотными и не будут управляться человеком вообще.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Беспилотники будут прикрывать самолеты, в которых находятся люди. При этом управление беспилотными версиями истребителей 6-го поколения будет происходить дистанционно.

Беспилотный истребитель, будет действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Бортовой компьютер будет управлять уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения (сетевой бой). Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем шестом поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром) или подавить элетронику противника с помощью собственных средств РЭБ.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? — вряд ли. Но электромагнитным оружием или СВЧ-пушками — да. Образцы электромагнитных пушек существуют уже сейчас. Эффективно СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

Конечно вся система из множества беспилотных аппаратов + электромагнитное оружие по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого. Но нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

С другой стороны, нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что время истребителя шестого поколения уже пришло. Похоже что накопленный потенциал отработанных технологий, позволил РФ сделать прорыв в области использования истребительной авиации и у России есть прямой смысл вкладываться в создание новейших перспективных и очень дорогих истребителей 6-го поколения.

Появление российского истребителя 6-го поколения не за горами. В ОАК утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023-2025. А полная его готовность может быть достигнута в 2030.

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на сайт


Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.