Альберт нуриев. Рудольф нуреев

"Как хорошо быть живым!" - эти слова стали лейтмотивом последних месяцев, да что там - последних лет жизни Рудольфа Нуриева. Их донес до нас личный врач великого танцора Мишель Канези. Долго, очень долго лишь он знал о том, что было неведомо публике до самой смерти артиста: организм Нуриева боролся с вирусом СПИДа целых 14 лет.

ДОКТОР Канези впервые раскрыл рот в прошлом году. От него ждали баек из интимной жизни гения и перемывания грязного белья. Зря. Получилась повесть о неизлечимо больном мужественном человеке, о том, как он жил и творил.

Впервые врач и пациент встретились в 1983 г. Канези, врач-дерматолог, осматривал тогда русского танцора в составе консилиума. Проверить артиста на СПИД никто не догадался - тогда, более 10 лет назад, СПИД был экзотической болезнью откровенных гомосексуалистов и наркоманов. Широкая общественность еще ничего не знала о нем, а "чумой XX века" по старинке именовались сердечно-сосудистые заболевания.

Год спустя Нуриев возглавил парижский балет. В ходе обязательного при приеме на работу медицинского обследования у него взяли анализ крови. В крови был обнаружен вирус иммунодефицита человека. Это был СПИД, и тесты показали, что болезнь развивалась в организме более 4 лет. Кто-то (кто именно - так и осталось неизвестным) инфицировал Нуриева уже на Западе. Иногда за свободу приходится платить и такой ценой...

Нуриев был не слишком обеспокоен новым приобретением. Правда, по настоянию Мишеля Канези, ставшего к тому времени личным врачом Нуриева, он все-таки начал курс экспериментального лечения.

Но не закончил: через 4 месяца, сославшись на напряженную работу, Нуриев отказался от инъекций. Работа и вправду была тяжелой - Нуриев танцевал каждый вечер, упивался работой. Он был счастлив и почти забыл о СПИДе. Но СПИД не забыл про него. В 1988 году Нуриев попросил провести курс лечения еще одним экспериментальным препаратом - азидотимидином (АЗТ). Доктор согласился.

Вскоре Канези встретился с Нуриевым. Танцор принял своего врача в гостиничном номере, где все столы и стулья были буквально завалены упаковками азидотимидина. Ни одна из них не была распечатана... Было это проявлением артистической беспечности, надеждой на "русский авось"? Или Рудольф Нуриев уже тогда твердо знал, что обречен, и хладнокровно решил посвятить отпущенное ему время не скорбной больничной койке, а высокому искусству? Скорее, последнее. "Создавалось впечатление, - вспоминал потом доктор Канези, - что он хочет умереть на сцене".

Первый серьезный удар болезнь нанесла Нуриеву из-за угла - в 1989 г. иммиграционные власти США категорически потребовали от него медицинского освидетельствования, а Нуриеву позарез надо было попасть в Штаты для участия в постановке балета "Король и я". Болезнь начала мешать работе, а этого танцор, видимо, боялся больше всего на свете.

Физическое угасание артиста началось летом 1991 г. Конечная и самая страшная фаза болезни наступила весной следующего года. Совсем плохо стало в России, в Санкт- Петербурге, но он решительно отказался отменить запланированное выступление в Ялте.

По возвращении во Францию Нуриева срочно уложили в госпиталь. Казалось, наступает конец. "Жизни в его теле к тому моменту почти не осталось", - вспоминал Мишель Канези. Единственное, что его поддерживало - страстное желание не умереть, прежде чем будет осуществлена мечта всей его жизни - постановка "Ромео и Джульетты". И чудо свершилось: вскоре он уже руководил репетициями. Увы, ремиссия была кратковременной, и летом пришлось взять тайм-аут и уехать из Франции на отдых.

Подобно Наполеону, Нуриев вернулся в Париж 3 сентября, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. "На этот раз - конец"? - постоянно спрашивал он своего врача, и... вновь сбегал на репетиции.

20 ноября последовал коллапс. По свидетельству доктора Канези, который неотлучно находился у кровати Нуриева, он умер тихо, без страданий. Его лицо было спокойным и даже прекрасным...

(ныне — Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где попал в класс балетного педагога Александра Пушкина, ставшего одним из любимых преподавателей танцовщика.

В 1958 году стал солистом Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 года - Мариинский театр). Дебютировал в паре со знаменитой балериной Натальей Дудинской в балете Александра Крейна "Лауренсия".

В 1959 году принял участие в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где завоевал первую премию.

С 1958 по 1961 год в Кировском Театре исполнил пятнадцать ролей (в том числе ведущие партии в "Жизели", "Дон Кихоте", "Баядерке", "Спящей Красавице" и "Лебедином Озере").

В июне 1961 года во время гастролей труппы в Париже Рудольф Нуриев отказался возвращаться в СССР и попросил политического убежища. После чего сразу же был принят в гастрольную труппу Балета Маркиса де Куэваса (Grand Ballet du Marquis de Cuevas), где исполнял партию в балете "Спящая красавица".

В 1962 году Нуриев познакомился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном, оказавшим большое влияние на становление хореографии и стиля танцовщика.

В этом же году Нуриев дебютировал на сцене Королевского театра "Ковент-Гарден" в Лондоне в балете "Жизель" в паре с прима балериной Марго Фонтейн. На протяжении почти 10 лет вплоть до ухода Фонтейн со сцены Рудольф продолжал оставаться ее постоянным партнером.

В марте 1963 года известный балетмейстер Фредерик Аштон специально для Нуриева и Фонтейн поставил балет "Маргарита и Арман" на музыку Ференца Листа.

В 1960-1970-е годы Нуриев активно выступал с ведущими балетными труппами мира: Гранд Опера, Ла Скала, Американским балетным театром, Национальным балетом Канады, Венской оперой, с труппами Марты Грэм и Пола Тейлора. Исполнил почти весь идущий на сценах классический репертуар, также принимал участие в спектаклях трупп современного балета.

В 1964 году Нуриев впервые попробовал себя в качестве хореографа , всего за несколько месяцев создав собственные редакции классических балетов "Лебединое озеро" Петра Чайковского на сцене Венского оперного театра и "Раймонда" Александра Глазунова для гастрольной труппы Королевского Балета. В дальнейшем в различных труппах ставил балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Золушка", "Ромео и Джульетта". В 1966 году в Венском оперном театре поставил первый оригинальный балет "Танкреди" на музыку Хайнса Хейнца.

Рудольф Нуриев , сделав роль танцовщика активной и значимой, сравнял ее с ролью балерины, сгладил антагонизм классического и современного балета.

Помимо выступлений на сцене, Нуриев снялся во многих фильмах-балетах, среди которых наиболее удачными стали "Вечер с Королевским Балетом" (1963),

"Юноша и смерть" и "Ромео и Джульетта" (1966), "Я — танцовщик" (1972).

В 1977 году он попробовал себя в игровом кино, исполнив главную роль в картине "Валентино" (Valentino) режиссера Кена Рассела. В 1982 году сыграл в драме "На виду" (Exposed) режиссера Джеймса Тобака.

В 1983-1989 годах Рудольф Нуриев являлся художественным руководителем балета Парижской Гранд Опера (с 1989 года — Опера Гарнье).

В ноябре 1989 года Нуриев приехал с гастролями в Ленинград, где дважды танцевал в балете "Сильфида" Хермана Левинсхольда на сцене Кировского театра.

В 1990 году исполнил партию Короля Сиама в американском мюзикле Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерштейна "Король и я".

В 1991 году в Вене во Дворце Ауершперг Нуриев дебютировал как дирижер. За год он успел выступить в Афинах, Будапеште, Довиле, Равелло, Ченстохове, Нью-Йорке, Солт-Лейк-Сити и Сан-Франциско. В марте 1992 года с симфоническим оркестром приехал в Казань, где дирижировал балетом "Щелкунчик".

Осенью 1992 года на сцене Гранд Опера поставил балет "Баядерка". Последнее представление "Баядерки" с участием Нуриева состоялось 8 октября 1992 года.

Умер знаменитый танцовщик от СПИДа 6 января 1993 года в Париже. Согласно его завещанию, похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Нуреев Рудольф Хаметович принадлежит к числу наиболее известных "невозвращенцев", то есть людей, выехавших из Советского Союза и не вернувшихся. Нуреев прославился не только как выдающийся танцовщик и балетмейстер. Многим он известен скандальными историями и бурной личной жизнью.

Детские годы

Официально местом рождения Нуреева значится город Иркутск, однако это не вполне соответствует истине. Хамет, отец будущего танцовщика, был политруком Красной армии и служил во Владивостоке. В марте 1938 года к мужу отправилась находящаяся на последнем месяце беременности Фарида, мать Рудольфа. 17 марта, в поезде на станции "Раздольная" (неподалеку от Иркутска), она родила здорового мальчика. Сам Нуреев с особенным вниманием относился к первому факту своей биографии, находя в нем некое предзнаменование ко всей своей жизни.

Рудольф не был первым ребенком в семье Нуреевых. У него были три старшие сестры: Лилия, Розида и Роза, причем наиболее теплые отношения у Рудольфа сложились с последней. После полутора лет жизни во Владивостоке Нуреевы перебрались в Москву. Но едва они стали налаживать быт на новом месте, как Советский Союз выступил против фашистской Германии во Второй мировой войне. Хамет, будучи военным, отправился на фронт в числе первых. Успешное продвижение вермахта к Москве привело к тому, что его семью эвакуировали: сначала в Челябинск, а потом в расположенное под Уфой село Щучье.

Рудольф Нуреев запомнил о военных годах то же самое, что и остальные дети: темнота вокруг, недостаток еды, избыток холода. Это отразилось на его характере: мальчик вырос очень нервным, быстро срывался на плач, доходящий до истерик.

Первый балет

Но не все было так плохо в годы эвакуации. В возрасте пяти лет Рудольф впервые оказался на балете. Ставили "Журавлиную песнь". С этого момента он загорелся идеей танцевать, и Фарида отдала сына в танцевальный кружок при детском саду. Рудольф с охотой обучался и даже с остальными участниками кружка выступал перед ранеными бойцами.

Отец вернулся с войны, когда Нурееву исполнилось восемь лет. Воспитание сына шокировало отца: он был полной противоположностью того, что некоторые называют "настоящим мужчиной". Мало того что Рудольф был физически очень слабым, так еще и занимался танцами, что в солдафонской среде совершенно не приветствовалось. Хамет немедленно приступил к "перевоспитанию": бил сына, когда тот посещал танцевальный кружок, расписывал ему все прелести жизни рабочего. Когда почти все дети из танцевального кружка отправились в Ленинград продолжать обучение, Хамет не пустил сына, сославшись на отсутствие денег.

Но обратить сердце Рудольфа к стройкам сталинских пятилеток отец так и не смог. Слабый физически, Нуреев-младший был очень силен духом. Вместе с матерью ему удалось сломить упорство отца. В ссылке в Уфе проживала бывшая солистка Дягилевского балета Анна Удальцова. Именно она занималась с Рудольфом, и она же настояла на том, чтобы способный мальчик поступил в училище в Ленинграде.

В 1955 году в Москве проходил фестиваль искусства Башкирии, на котором должна была выступать танцевальная труппа Нуреева с той самой "Журавлиной песнью". Рудольфу повезло: внезапно заболел солист. В краткие сроки, невзирая на опасность для здоровья, юноша выучил всю партию и покорил весь зал, несмотря на полученную на репетициях травму. Так на сцене появился будущий "неукротимый гений" - Рудольф Нуреев.

Годы учебы

После оглушительного успеха, Рудольф твердо решил учиться. Он мог бы поступить в московскую студию хореографии, но там не предоставлялось общежития. Тогда Нуреев отправляется в Ленинград, где успешно проходит вступительные испытания. Но тут же выяснилось, что семнадцатилетний Нуреев катастрофически отстает от своих сверстников в плане мастерства и техники: обычно в студию хореографии принимали детей с двенадцати лет. Юноша начинает вести упорную работу над собой, все его время поглощают репетиции и тренировки. При этом отношения с другими учениками не складываются: над ним смеются, называют деревенщиной. За небольшой промежуток времени Нуреев фактически оказался на грани нервного срыва. А. Пушкин, один из преподавателей училища, видевший в Рудольфе значительный потенциал и уважавший его стремление освоить все азы танцевального мастерства, фактически спасает молодого человека, предложив пожить у него.

С преподавателями, впрочем, тоже не всегда было гладко. Пушкин появился в жизни Нуреева благодаря тому, что тот, едва поступив в училище, потребовал заменить другого учителя, бывшего к тому же директором. Любого другого за такое требование немедленно отчислили бы, но Нурееву, ввиду его несомненного таланта, эту выходку простили и действительно заменили преподавателя.

За время учебы в Ленинграде Нуреев заботился также о повышении своего культурного уровня. Помимо танцев, он брал уроки музыки, посещал музеи и театры. Несмотря на удушающий железный занавес, Рудольф умудрялся получать зарубежные журналы, по которым изучал западные танцевальные техники.

В 1958 году Рудольф Нуреев окончил училище. За его успехами пристально следила одна из самых известных советских балерин - Наталия Дудинская. Несмотря на значительную разницу в возрасте (ей было 49 лет, а Рудольфу - 19), она предложила юному таланту стать ее партнером в балете "Лауренсия". Спектакль имел огромный успех у публики, а партнерши Нуреева впоследствии всегда будут старше его.

Жизнь в СССР

В Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне - Мариинский театр) Нуреев прослужил три года. Хотя сказывалось его позднее поступление в специализированное учебное заведение, и многие критики усматривали в танце Рудольфа ряд достаточно грубых ошибок, за этот короткий срок Нуреев успел устроить настоящую революцию в советском балете. Прежде негласным правилом было, что звезда на сцене - балерина, в то время как партнер исполняет поддерживающую роль. Это было Рудольфу не по душе. Он смог сделать мужской танец самодостаточным. Все ошибки и отступления от канона вскоре стали считаться особой манерой танца.

На конкурсе балета, проходившем в Москве, Нуреев в паре с Аллой Сизовой занял первое место, но отказался принимать награду: советская действительность ему претила. Особенно его раздражало, что правительство выделило ему и Алле двухкомнатную квартиру на двоих, сославшись на отсутствие свободного жилья. В этом акте Рудольф увидел своеобразное сводничество: будто его хотят женить на Сизовой. Если бы советское правительство впрямь задалось такой целью, оно было бы неприятно удивлено. Хотя в молодости, по признанию самого Нуреева, он вступал в сексуальные отношения с женщинами, мужчины нравились ему гораздо сильнее. Вскоре он покинул квартиру, вновь поселившись у своего преподавателя и его жены.

Успех в СССР позволил Нурееву в составе танцевальной труппе путешествовать с гастролями по Европе. Он посетил Болгарию, ГДР и даже Египет, и всюду постановки с его участием срывали неистовые аплодисменты публики. В возрасте двадцати трех лет он был объявлен лучшим танцовщиком мира.

Франция

Гастроли в Париже стали поворотной точкой в биографии Рудольфа Нуреева. Советские власти, опасавшиеся, что тщательно взращиваемый в умах образ "прогнившего капитализма" может рассыпаться при соприкосновении людей с культурой и бытом европейских стран, ввели особые правила для нахождения гастролеров за границей. В числе прочих стояло требование не разгуливать по городу в одиночестве: передвигаться можно было лишь впятером. Существовал также список лиц, общение с которыми строго воспрещалось. А чтобы артисты не забылись, за ними вели скрытый надзор сотрудники КГБ.

Нуреев поначалу не был главным объектом слежки. Больший интерес вызывала Алла Осипенка - партнерша Рудольфа Нуреева по "Лебединому озеру". Она и раньше бывала за границей, а в 1956 году ей предложил контракт один западный импресарио. Ее быстро отправили в аэропорт, а оттуда - назад в СССР. Спустя пять лет эту историю все еще помнили, и с балерины не спускали глаз. Сотрудники КГБ так ретиво взялись за свою работу, что каждый вечер в ресторане усаживались за столик к Осипенко и так измучили ее разговорами, что она была вынуждена сказать об этом прямо.

Но вскоре стало ясно, что на Нуреева нужно обратить побольше внимания. Во-первых, он гулял по Парижу в одиночестве. Во-вторых, заводил знакомства без оглядки на список запрещенных лиц. А в-третьих, и это было самым опасным, встречался с мужчинами. Председатель КГБ был вынужден доложить ЦК КПСС, что, несмотря на многие профилактические беседы, Нуреев своего поведения не меняет.

Беседы с сотрудниками КГБ наглядно показали артисту, что после его приключений в Париже возвращаться в страну, где гомосексуализм являлся уголовно наказуемым деянием, не следует. К тому же реакция карательных органов не заставила себя ждать. Когда вся труппа должна была вылетать на продолжение гастролей в Лондон, Нурееву сообщили, что он отправляется в Москву. Это в любом случае означало, что карьера танцовщика окончена. Тогда он принял решение рискнуть. Существует легенда о том, что Нуреев перепрыгнул через заградительный барьер и сбежал, но в многочисленных книгах о Рудольфе Нурееве эта версия оспаривается. Вполне возможно, что ему подсказали, как обмануть особиста. Нуреев попытался догнать самолет, но не успел: трап уже отъезжал. Тогда он обратился к наблюдавшим всю сцену полицейским с просьбой о предоставлении ему политического убежища.

По ту сторону железного занавеса

Хотя Нуреев находился вне зоны досягаемости, в Москве все же решили наказать сбежавшего артиста и устроили над ним заочный суд. Танцовщика обвиняли в измене Родине. Суд очень быстро превратился в фарс, когда друзья "невозвращенца" сумели доказать, что измена была "невольной". В итоге Нуреева приговорили к семи годам лишения свободы. Интересный факт: с Рудольфа Нуреева этот приговор никогда не был снят. Позже ему удалось проникнуть в СССР на похороны матери. Никто его за это не наказал. В стране царила перестройка. Позже, когда смертельно больной Нуреев вновь посетил СССР в 1989 году, приговор вновь не привели в действие. Танцор смог в последний раз выступить на сцене театра имени Кирова, с которого началась его карьера. Но, не столкнувшись с приговором судебным, Нуреев узнал, что такое приговор общественный. Оказалось, что он известен во всем мире, но не на родине. Советские власти постарались, чтобы общество не знало, как знаменит "невозвращенец". Поэтому во время спектакля люди даже не представляли, звезда какого масштаба перед ними выступает.

На момент бегства у Нуреева было всего 36 франков. Но долго беспокоиться о пропитании ему не пришлось. Уже через два месяца он стал членом труппы Балета маркиза де Куэваса. Однако задержаться там надолго Нурееву не довелось. Французское правительство, рассмотрев дело танцовщика, пришло к решению не предоставлять ему политического убежища. Рудольфу пришлось искать другие способы удержаться на Западе. С этой целью он отправляется в Данию, более лояльную к таким вопросам. Пока датские власти улаживали вопрос с документами, публика могла наслаждаться танцем Рудольфа Нуреева в Королевском театре Копенгагена. После Дании артист отправился в Нью-Йорк, а после этого в Лондон, где произошло исключительное событие: его приняли в Лондонский королевский балет, хотя регламент запрещал подписание контрактов с лицами, не являющимися подданными Британской короны. Талант и известность Нуреева позволили сделать для него исключение. В Лондоне Нуреев стал партнером еще одной звезды с мировым именем: Марго Фонтейн.

Эрик Брун

Поездка в Данию не только позволила беглому танцору получить политическое убежище. Хотя в биографии Рудольфа Нуреева личная жизнь является одним из самых спорных и сложных вопросов, многочисленные исследователи сходятся на том, что главной любовью его жизни стал Эрик Брун, с которым Рудольф познакомился в Копенгагене.

Их пара стала олицетворением тезиса, что противоположности притягиваются. Нуреев обладал тяжелым характером: был груб, резок, порой истеричен. Брун же во всех ситуациях проявлял спокойствие и сдержанность, отличался врожденным чувством такта. Если Рудольф, несмотря на талант и мастерство, так и не смог до конца избавиться от ошибок, связанных с его поздним поступлением в хореографическое училище, то Эрик славился в первую очередь своим мастерством и техникой.

Впервые об Эрике Нуреев услышал еще в 1960 году, когда тот выступал с гастролями в СССР. Попасть на спектакль ему не удалось, но восторженные отзывы знакомых заставили его отыскать любительские видеозаписи. Мастерство датчанина искренне восхитило Рудольфа.

Очное знакомство двум талантам устроила невеста Бруна - Мария Толчифф. Она знала о восхищении, которое Рудольф испытывал к датчанину, и сама позвонила своему жениху. Первая встреча оказалась немногословной: Нуреев еще плохо говорил по-английски. Однако симпатия между ними возникла сразу же. Какое-то время они встречались на репетициях, а потом Эрик пригласил Рудольфа на обед. Толчифф, осознав, что происходит, устроила истерику, за которой наблюдала вся танцевальная труппа.

Отношения развивались стремительно, несмотря на разность характеров. Нуреев часто срывался, устраивал настоящие погромы в их квартире, Брун сбегал из дома, а Рудольф тогда мчался за ним и уговаривал вернуться. Фото Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна демонстрируют настоящую близость между двумя мужчинами. К гомосексуализму в то время общество относилось достаточно настороженно. Это не мешало Нурееву бравировать своей ориентацией. Раскрепощенность сослужила ему недобрую службу. Так, до ушей Эрика постоянно доходили слухи об изменах партнера. В числе его любовников называли Фредди Меркьюри, Энтони Перкинса, а кто-то утверждал, что в постели Нуреева побывал даже Жан Маре. Имела место и профессиональная зависть: на Западе образ Нуреева - беглеца от удручающей советской действительности - был слишком раскручен. Профессионал Брун был весьма этим уязвлен.

Однако конец их отношениям был положен совсем по другой причине. Нуреев прочно определился со своей ориентацией, а Брун был бисексуален. Выяснилось, что он регулярно встречается с женщиной, от которой даже имеет ребенка. После двадцати пяти лет отношений расставание прошло безболезненно. Мужчины сумели сохранить дружеские отношения. В 1986 году Брун тяжело заболел. Поскольку СПИД воспринимался обществом как постыдная болезнь, кара свыше за гомосексуальный образ жизни, официально было заявлено, что Брун умирает от рака. Нуреев немедленно отправился к нему и находился рядом до самого конца. Фото Эрика Бруна Рудольф Нуреев до самой смерти держал на своем столе.

Балет

Росту международной популярности Рудольфа, доставившей так много тяжелых минут Эрику, способствовала Марго Фонтейн. С ее подачи Рудольф становится завсегдатаем светских раутов. Их творческий дуэт стал одним из самых гармоничных и успешных в истории балета. Неукротимый гений Рудольф Нуреев вдохнул новую жизнь в танец Фонтейн, уже подумывавшей об уходе со сцены. В 1964 году они выступали в Венской опере. Тогда же танцор попробовал свои силы в качестве балетмейстера: именно он поставил спектакль "Лебединое озеро". Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн сорвали оглушительные аплодисменты. Овация продолжалась так долго, что работники были вынуждены поднимать занавес более восьмидесяти раз. Этот творческий союз продлился десять лет.

Светская жизнь и мировой успех не сказались на работоспособности танцора. С гастролями он объездил весь мир, не имея никакого представления о выходных или отпуске. В течение одной недели Нуреев мог появиться в Париже, Лондоне, Монреале и Токио. Хотя ему советовали снизить темп, губительный для здоровья, Рудольф никого не слушал. Нормальный сон тоже был для него недостижимой роскошью: спал Нуреев около четырех часов в день и чаще всего в такси или самолете. После 1975 года Рудольф стал давать более трехсот концертов за год. Успех на сцене очень скоро сделал Нуреева очень богатым человеком. Денег хватило даже на покупку небольшого острова в Средиземном море. Но лишения, коснувшиеся семьи Нуреевых в годы Второй мировой войны, оставили сильный отпечаток на личности танцора. В отличие от других состоятельных людей, Рудольф отличался скупостью. Он никогда не мог забыть, что в детстве ему приходилось донашивать вещи сестер, а однажды мать несла его в школу на спине, потому что не могла купить сыну ботинки. Разумеется, об этом Нуреев никому не рассказывал и вообще отмахивался от вопросов о прошлом. Поэтому скупость всемирно известного артиста шокировала его друзей и знакомых. По их рассказам, он никогда не платил за себя в ресторане.

Нуреев неоднократно проявлял себя как новатор. Среди его постановок наибольшей известностью пользуется одноактный балет "Юноша и смерть". К счастью, в 1966 году Ролан Пети снял выступление Нуреева для телевидения, и современный зритель может оценить талант танцора и постановщика. Новаторство проявилось в том, что Нуреев положил в основу своего балета напряженный сюжет. Девушка, олицетворяющая собою смерть, издевается над влюбившимся в нее Юношей. Когда тот в отчаянии грозит покончить с собой, она любезно подает ему петлю. Для трансляции спектакля по телевидению Нуреев воспользовался спецэффектами: после кадра, где он вешается на крючке в комнате, следует другой, на котором Юноша находится уже на виселице.

Директор и актер

С 1983 года на протяжении шести лет Нуреев возглавлял парижский балет Гранд-Опера. Его назначение вызвало неоднозначную реакцию. Работа директором сопровождалась постоянными заговорами и даже открытыми протестами. Но это не мешало Нурееву отстаивать свою точку зрения. По его инициативе ставилось много русской классики, в первую очередь - балеты Чайковского. "Гранд-Опера" стала настоящей законодательницей мод, а ее труппа - наиболее авторитетным объединением танцоров. При Нурееве также было построено новое здание на площади Бастилии. Особенностью Рудольфа, как руководителя, было его стремление дать дорогу новому поколению танцоров. При этом он игнорировал сложившуюся иерархию и мог отдать сольную партию малоизвестной балерине через голову общепризнанной звезды.

Резкий характер Нуреева не способствовал тому, чтобы труппа относилась к нему с любовью, хотя и признавала его достоинства. В запале он мог обругать балерину за незначительную ошибку. При этом в выражениях он не стеснялся. Перепады настроения сказывались и на малознакомых людях. Пригласив на обед советского балетмейстера Игоря Моисеева, Нуреев еще в такси по непонятной причине пришел в мрачное расположение духа, а в ответ на попытку выяснить причину, воспользовался русским матом. Ужин был сорван.

Помимо балета, Рудольф Нуреев интересовался ремеслом актера. Еще в СССР он сыграл в снятом специально для Всесоюзного смотра хореографических училищ фильме "Души исполненный полет". Но особенной игры от танцора тогда не требовалось. Настоящие драматические роли он стал исполнять лишь на Западе. Наибольшим успехом среди его актерских работ стала роль в биографическом фильме "Валентино", посвященному известному актеру эпохи немого кино. Другую крупную роль удалось получить в криминальной картине "На виду". В этом фильме Рудольф Нуреев снялся в паре с молодой, но уже очень известной Настасьей Кински. Критики обошли картину молчанием, а сейчас о ней помнят лишь те, кто интересуется творчеством великого танцора. Но вряд ли он стремился к большему. Балет подчинил себе всю жизнь Рудольфа Нуреева. Фильмы для него стали лишь любопытным экспериментом.

Хотя настроения в обществе постепенно менялись в сторону свободы, в том числе сексуальной, Нуреев продолжал эпатировать публику. Так, для многих он был не всемирно известным танцором, балетмейстером и актером, а человеком, который послужил моделью для эротической фотосессии журнала Vogue. Обнаженные фото Рудольфа Нуреева разделили общество на негодующих и сочувствующих, но до всех возможных скандалов танцору не было никакого дела. Он прекрасно понимал, что на его спектакли будут ходить в любом случае.

Чудовищные нагрузки на здоровье, а также борьба со СПИДом вынудили Нуреева отказаться от активного участия в спектаклях. Но он продолжал заниматься постановками и даже выступал в роли дирижера. Он не мыслил своей жизни без балета и присутствовал на своих спектаклях даже в очень тяжелом состоянии. Однажды, когда публика захотела увидеть своего кумира, его вынесли на сцену на носилках.

Борьба с болезнью и смерть

ВИЧ в крови Нуреева обнаружили в 1983 году. Анализ показал, что он находится там уже долгое время. Тактика замалчивания истинного масштаба эпидемии властями, отсутствие поддержки в обществе привели к крайне низкой информированности населения о болезни. По одной из версий, Нуреев заразился ВИЧ не во время полового акта. Однажды он перебегал дорогу и был сбит автомобилем. В больнице ему сделали переливание зараженной кровью.

Но причины, по которым он оказался инфицирован, Нуреева интересовали мало. Его богатство позволяло надеяться, что будет обнаружено лекарство. На лечение Нуреев тратил до двух миллионов долларов ежегодно. Однако проку с этого было мало. Врач Мишель Канези предложил известному танцору попробовать новое экспериментальное лекарство, которое вводилось внутривенно. Инъекции вызывали такую боль, что спустя четыре месяца Нуреев отказался продолжать курс. В 1988 году он вновь добровольно принял участие в апробации нового препарата - "Азидотимидина", хотя и знал о его тяжелых побочных эффектах. Лечение не принесло выздоровления. В 1992 году болезнь вступила в заключительную стадию. Нуреев отчаянно цеплялся за жизнь, так как хотел завершить свою постановку "Ромео и Джульетты". На некоторое время болезнь отступила, и мечта Рудольфа сбылась. Но уже в конце года состояние здоровья Нуреева резко ухудшилось. 20 ноября он лег в больницу. СПИД так сильно разрушил тело танцора, что он практически не мог шевелиться и есть. 6 января 1993 года он умер. По словам Канези, смерть не была мучительной.

Значение и память

Причиной смерти Рудольфа Нуреева стали осложнения, полученные в результате СПИДа, и он настоял, чтобы вещи были названы своими именами. В этом отношении значение Нуреева в расширении информированности общества о смертельной болезни трудно переоценить. Прямых наследников у танцора не было. За исключением оставшихся в СССР сестер, семьей Рудольфа Нуреева был только уже покойный Эрик Брун. Поэтому после похорон его вещи были проданы на аукционе. Похоронили Нуреева на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Вклад, внесенный Нуреевым в развитие балета, был оценен по достоинству. Еще при жизни его называли величайшим танцором не только своего времени, но и всего XX века. После падения "железного занавеса" Нуреев стал широко известен в России. Сейчас его именем названы колледж хореографии в Башкирии, одна из улиц в Уфе, а также ежегодный фестиваль классического танца в Казани. Подробности биографии Рудольфа Нуреева привлекают к себе писателей и режиссеров. О его жизни и творчестве написано много солидных книг, делаются театральные постановки и снимаются документальные фильмы.

Известный режиссер Роман Виктюк посвятил памяти Рудольфа Нуреева спектакль "Нездешний сад". Согласно воспоминаниям режиссера, он лично обещал великому танцору спектакль о нем. Результат оказался несколько далек от этого обещания. В основу постановки легла пьеса Азата Абдуллина. Образ Нуреева, как рассказывал драматург, послужил прототипом для размышлений о силе воли и таланте.

Оставшиеся после смерти Рудольфа Нуреева фото и видеоматериалы стали основой для различных документальных фильмов о его жизни. По понятным причинам наибольшим интересом пользуется эпизод в парижском аэропорту, когда вместо прозябания в Советском Союзе танцор выбрал свободу. Одним из документальных фильмов на эту тему является британская картина "Рудольф Нуреев: танец к свободе", вышедшая в 2015 году. Роль танцора исполнил солист Большого театра

Рудольф Хемит улы Нуриев (Нуреев) - выдающийся балетмейстер и танцор XX века. За свою жизнь ему удалось полностью изменить восприятие мужского танца в классическом балете. Благодаря этому талантливому юноше зрители перестали воспринимать танцоров как приложение к балерине. Он умело комбинировал в своих движениях классические и современные тенденции, приковывая внимание всех посетителей театра. Всю свою жизнь Рудольф посвятил искусству, ему даже пришлось покинуть родную страну ради реализации некоторых планов. Родился хореограф 17 марта 1938 года в Иркутске, СССР. Если быть точнее, он появился на свет в поезде, идущем на Дальний Восток. Местом рождения мальчика стала станция Раздольное.

Увлечение танцами с детства

Мать Рудольфа, Фарида Нуреева, была домохозяйкой. Его отец Хамет находился на посту политрука Советской Армии. Кроме будущего танцора в семье было ещё три дочери. Их звали Роза, Розида и Лилия. С младшей из них, Розой, мальчик дружил особенно крепко. В будущем он завещает ей свой дом в Монте-Карло, но в последний момент изменит решение.

Ещё до рождения сына Нуреевы жили в Москве, но потом Хамету пришлось эвакуировать своих родных. В течение следующих нескольких лет семья проживала в Уфе. Именно там прошли детство и юность будущего балетмейстера.

С семилетнего возраста юноша занимался народными танцами. В возрасте 11 лет он поступил в группу классического танца А.И. Удальцовой, затем обучался у Е.К. Войтович. Когда мальчику исполнилось 15, его приняли в кордебалет Уфимского оперного театра, через год он стал полноправным членом труппы.

Нуриев был довольно слабым ребёнком. Семья жила бедно, и он постоянно недоедал. Однажды мальчик случайно опрокинул на себя котелок с картошкой, и попал в больницу. Только там ему удалось наполнить свой желудок. В другой раз Рудольф был членом танцевальной группы, которую пригласили в Ленинград, но он не смог поехать. Отец не имел возможности заплатить 300 рублей за билет, хореограф ещё долго был в обиде на него за это.

Хамет был против увлечений сына, за всю жизнь он ни разу не посетил его выступления. В детстве он бил Рудольфа из-за занятий танцами, считал балет несерьёзной профессией для «настоящего мужчины». Позже танцор старался не вспоминать об этом травмирующем прошлом. Он даже не смог приехать на похороны отца, поскольку находился в эмиграции.

Обучение и успехи в балете

В апреле 1955 юноша принимал участие во Всесоюзном смотре хореографических училищ, он даже снялся в фильме под названием «Души исполненный полёт». В августе того же года Рудольф поступил в Ленинградское хореографическое училище. Сначала он обучался в классе В.И. Шелкова, затем перешёл на курс А. И. Пушкина. В Ленинграде Нуриев жил у дочери Анны Удальцовой, его бывшей преподавательницы.

Учёба давалась танцору нелегко. Он был одним из самых старших детей в группе, многое пришлось навёрстывать. Из-за этого юноша часто срывался, у него было много конфликтов со сверстниками. Рудольф предпочитал общаться с теми, кто был старше его. Проблемы с техникой нередко выводили Нуриева из себя, он мог разреветься и убежать посреди занятия. Но потом, поздно вечером, он возвращался и отрабатывал движения до идеала.

Коллеги поражались упорству и трудоспособности танцора. Он посвящал всё свободное время саморазвитию, ходил в театры и музеи, изучал иностранную хореографию по журналам. Также парень брал дополнительные уроки музыки, впитывал все знания об искусстве, которые ему удавалось получить. После переезда за границу он мог отрабатывать более 300 спектаклей за год, выходя на сцену практически каждый день.

В июне 1958 состоялись выпускные спектакли на сцене Кировского театра. Там юноша исполнял партии из балетов «Корсар», «Гаянэ» и «Лауренсия». Осенью этого же года он стал солистом театра. В 1959 году состоялся фестиваль в Вене, откуда танцор вернулся с золотой медалью. Он гастролировал в Болгарии, Египте и ГДР. С 1958 до 1961 Рудольф исполнил 15 ролей в Кировском театре. На этой сцене он воплотил ведущие партии из «Жизели», «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».

Эмиграция и поиски политического убежища

В мае 1961 года Нуриев выехал с балетной труппой на гастроли в Париж. В это время его заподозрили в гомосексуальности, из-за этого уже 16 июня Рудольф совершил «прыжок свободы». Он попросил у французов политического убежища, на тот момент в кармане парня было не более 36 франков. Балетмейстер выпрыгнул из зоны контроля в аэропорту, оставшись без багажа. Примечательно, что незадолго до этого он получил звание лучшего танцовщика мира 1961 года.

Сразу же после побега юношу приняли в гастрольную группу Балета Маркиса де Куэваса, там он исполнял партию в постановке «Спящая красавица». Первое выступление балетмейстера состоялось 23 июня 1961. Ровно через восемь месяцев он дебютировал в балете «Жизель» на сцене Ковент Гарден в Лондоне со своей партнершей, одной из лучших балерин Британии, Марго Фостейн. С тех пор они регулярно танцевали вместе.

В апреле 1962 Нуриева приговорили к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества. Приговор был вынесен Ленинградским городским судом. Ему удалось вернуться в СССР лишь в конце 80-х годов. Рудольф смог ненадолго увидеться с родными людьми под присмотром КГБ. До конца дней с него так и не сняли обвинения в «невольной измене».

В 1964 Нуриев пробует себя в качестве балетмейстера. Он ставит собственные версии «Лебединого озера» и «Раймонда». В дальнейшем он создал ещё несколько постановок, которые собирали огромное количество зрителей. В 1966 состоялась премьера оригинального балета «Танкреди», музыку к которому написал Хайнс Хейнц.

Всемирная известность

Много лет Рудольф гастролировал по всему миру, у него было много фанатов, которых иногда приходилось отгонять с помощью конной полиции. Мужчина был неутомимым, он постоянно выступал, не чувствуя усталости. Наверное, именно так и должен ощущать себя человек, который занимается любимым делом, отдаваясь ему со всей страстью. Балетмейстер сотрудничал с такими хореографами, как Р. Пети и Ж. Бежар.

Талантливый танцор проявлял себя и в других сферах искусства. Он снялся в фильмах-балетах, среди которых «Я - танцовщик» и «Ромео и Джульетта». Также он попробовал себя в кино. Огромным успехом пользовалась картина «Валентино» снятая режиссёром Кеном Расселом. В 1982 вышла вторая кинолента с участием хореографа. Ею стала драма «На виду» от Джеймса Тобака.

В 1982 балетмейстер получил австрийское гражданство, уже через год его назначили директором труппы парижской Гранд-опера. На этом посту он находился до ноября 1989. Позже артист приехал в Ленинград с гастролями, там он исполнил партию в балете «Сильфида» на сцене родного Кировского театра. Причиной для поездки стала необходимость увидеться с умирающей матерью. Год спустя Рудольф участвовал в американском мюзикле «Король и я».

В 1991 Нуриев решил испытать свои силы в качестве дирижёра. Дебют состоялся в Вене, во дворце Ауершперг. Он объездил много стран с симфоническими оркестрами, в мае 1992 состоялось выступление артиста в Казани. Всего за год Рудольф успел посетить Афины, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Будапешт и другие города. Осенью 1992 на сцене Гранд-опера балетмейстер поставил балет «Баядерка».

«Экзотический, неистовый» – таких эпитетов вполне заслуженно удостаивался один из самых ярких танцовщиков ХХ столетия и один из самых известных советских невозвращенцев – Рудольф Нуриев.

Рудольфу Хаметовичу Нуриеву, татарину по национальности, словно на роду было написано стать «гражданином мира», а не принадлежать одной стране – конкретное место его рождения указать невозможно, ведь родился он в поезде, следующем во Владивосток. В этот город его отец – политрук – направлялся к месту службы, но уже год спустя, в 1939, он был переведён в Москву. Во время Великой Отечественной войны семья жила в эвакуации в Уфе, там Нуриевы остались и после войны.

Однажды десятилетний Рудольф побывал в театре на спектакле «Журавлиная песня» – и с тех пор серьёзно увлекся балетом. В Уфе находилась в ссылке балерина Анна Удальцова – она-то и стала его первой наставницей. Мальчик занимался у неё в студии при Доме учителя. Она заметила талант ученика, советовала ему поступать в Ленинградское хореографическое училище, но денег на поездку в Ленинград у семьи не было, да и отец был против. В 1953 году Рудольф поступает в балетную студию при Уфимском оперном театре. Одновременно он работает в театре в качестве статиста и посещает занятия артистов балета, но мечты об учёбе в Ленинграде или Москве не оставляют его.

Случай представляется неожиданно: в 1955 году труппа везёт на фестиваль башкирского искусства в Москву балет «Журавлиная песня» (тот самый, который произвёл такое большое впечатление на Рудольфа в детстве), но исполнитель сольной партии отправиться не может. И вот Нуриев предлагает себя. Правда, он не знает этой партии – но успевает выучить её в самый короткий срок. Такие усиленные занятия дорого обошлись танцовщику: незадолго до отъезда он повредил ногу во время репетиции. Обычно такие травмы лечат минимум в течение месяца, но Рудольф Нуриев вышел на сцену через несколько дней.

Успешно выступив на фестивале, Нуриев получает разрешение на поступление в Московское хореографическое училище, но препятствием отказывается отсутствие общежития в то время. Он отправляется в Ленинград, где поступает в училище им. , где его наставником становится Александр Иванович Пушкин. Педагог очень хорошо относился к ученику, даже позволил Рудольфу жить у него, а не в общежитии, где другие студенты издевались над юношей, дразня «деревенщиной».

На последнем году обучения талантливому студенту представилась редкая удача: пока основная труппа Театра оперы и балета им. С. М. Кирова гастролировала, он был занят в сольных партиях в нескольких спектаклях.

После успеха на московском Всесоюзном конкурсе балетных учеников в 1958 году Рудольф Нуриев был принят в труппу театра им. С. М. Кирова (в этом ему помогла прима-балерина Наталия Дудинская). Он исполняет большинство мужских партий в классических балетах: Жан де Бриен в « », Зигфрид в « », Принц в « », Солор в « », Базиль в « » и другие. Его партнёршами желают стать весьма известные балерины. К каждой исполняемой партии танцовщик подходит поистине творчески, внося изменения в хореографию и даже в костюм своего персонажа. По тем временам это было весьма смело – но такому талантливому исполнителю, каким был Рудольф Нуриев, разрешались даже подобные вольности.

Как талантливый молодой исполнитель, Рудольф Нуриев отправляется в 1961 году с труппой Театра им. С. М. Кирова на гастроли во Францию. В Париже он близко общался с французами, уходил в город один и возвращался в отель ночью. Это было расценено как «нарушение правил поведения советских граждан за границей», и артисту предписали немедленно вернуться в СССР. Сделать это он отказался. Так Нуриев стал невозвращенцем.

Возможно, танцовщик спланировал это заранее – во всяком случае, уже неделю спустя он выступает в спектакле «Голубая птица» в составе Интернационального балета де Куэваса, а несколько месяцев спустя выступает на бенефисе Марго Фонтейн. Впоследствии он становится артистом Королевского балета в Лондоне. Пригласившая его Нинетт де Валуа отзывается о нём как о «виртуозе со вкусом, несущим с собой традицию и магию русских».

Новаторство Рудольфа Нуриева проявилось в том, что он привнёс в мужской танец приёмы, которые прежде были характерны для танца женского: разработка всех связок, придающая большую выразительность и гибкость, танец на носках – почти на пуантах… Всё это могло бы придать танцовщику некоторую женоподобность, если бы не его мощная энергетика и эмоциональность. Благодаря его новаторству танцовщик-мужчина в балете стал вровень с балериной-женщиной.

Популярность Рудольфа Нуриева была такова, что полиции иной раз приходилось сдерживать натиск его поклонников. Особенно же привлекали публику его выступления с Марго Фонтейн. Этот дуэт был необычен хотя бы потому, что на момент его возникновения танцовщику было двадцать четыре года, а его партнерше – сорок три, но это не помешало исполнителям стать единым целым. Первое их совместное выступление состоялось в 1962 году – это был спектакль « », а год спустя специально для них поставил балет «Маргарита и Арман». Танцевали они и в балете « » в хореографии , которую возродил Нуриев.

С 1964 года Нуриев много гастролировал: страны Европы, Австралия, США. Лучшие театры мира – такие, как Ла Скала и Венская опера – соперничали друг с другом за право его пригласить, их не пугали баснословные гонорары, которые требовал танцовщик. Он исполнил практически все ведущие мужские роли классического балетного репертуара, а в 1970-е годы обратился к современной хореографии с её угловатыми, резкими движениями. Большой успех имели его выступления с ансамблем , а на спектакле «Люцифер» с его участием на Бродвее присутствовали многие знаменитости.

Танцовщик выступал и в качестве балетмейстера. Среди созданных им спектаклей – и новые редакции классических балетов, и оригинальные постановки.

Рудольф Нуриев снялся в нескольких фильмах, и речь идёт не только об экранизации балетов (хотя были и они – «Юноша и смерть», « »). В фильме «Валентино», повествующем об известном актёре немого кино, он исполнил заглавную роль, а в кинокартине «На виду» сыграл борца с террористической организацией.

С 45-летнего возраста здоровье танцовщика постепенно ухудшалось – он был болен СПИДом. Несмотря на это, он открыл в себе новый талант, освоив искусство дирижирования. Его дирижёрский дебют состоялся в 1990 году в Вене.

Артист мечтал вновь побывать на родине – увидеться с матерью, вновь побывать в Театре им. Кирова – но такую возможность он получил лишь в 1988 году. Тогда артисту было дано разрешение ненадолго прибыть в Уфу, где находилась при смерти его мать, а последний танцовщик приезжает в 1990 году. Несмотря на прогрессирующую болезнь, преодолевая физическое страдание, Нуриев на сцене Мариинского театра в балете « ». Нелегко дались исполнителю эти последние гастроли на родине, он даже чувствовал разочарование – но после этого выступления российской публике стали демонстрироваться фильмы с участием Нуриева, находившиеся прежде под запретом.

Последний раз Рудольф Нуриев выступил на балетной сцене в 1992 году в Будапеште, исполнив роль в балете «Кристофоро». В том же году в Парижской опере состоялась премьера « » в его постановке, и тогда же ему был вручён орден Почетного легиона.

Рудольф Нуриев ушёл из жизни в 1993 году.

Музыкальные Сезоны