Зрительные диктанты по федоренко. Обучение чтению с помощью текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Из опыта работы

учителя начальных классов

Лаврентьевой Людмилы Дмитриевны

Как добиться оптимальной скорости чтения

В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.

Существует ряд причин спада интереса к чтению, однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно - познавательные мотивы.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - занятия по развитию техники чтения учащихся.

Некоторые рекомендации, которые сейчас будут изложены, давно известны, другие отличаются новизной, но не будем производить деление на старое и новое, главное, чтобы они были полезны. Предлагаю несколько рекомендаций обучения чтению.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это и создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие - то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объему упражнения

Зачастую можно наблюдать во многих семьях то, что мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из – за стола не выйдешь».При той низкой техники чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора трудной работы. Мама допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение час – полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока. Эффективность этого метода дает поразительные результаты.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Увеличилось время тренировки – получился положительный результат: техника чтения учащихся улучшилась.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим, - это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. В это время, например, читает мама определенный объем текста, и так далее, по очереди.

Доказано, что развитие техники чтения часто тормозится из - за слабой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью определенных зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко (см. приложение). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. (В связи с напряженными политическими отношениями с Украиной предложения, относящиеся к данному государству можно заменить другими, но содержащими подобное количество букв). Время работы со всеми 18 набора составляет примерно два месяца, а результат восхитительный – оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть 6 – 8 слов! Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает написать его в тетрадях. Возможно, что кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: « Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся запомнить». Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. В школах, оснащенных инновационными технологиями, можно использовать компьютер, хотя методика останется прежней. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке от пяти до восьми минут времени.

Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем, на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно . Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий – это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Еще можно использовать из системы И.Т.Федоренко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все учащиеся (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учащимися, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учащихся отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учащихся, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, то есть использовать чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть медленнее, красиво, выразительно». Учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что учащийся, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же темпе. Его возможности не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две – три недели чтение учащихся заметно улучшится.

Теперь переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов используют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемых мной. В конце урока чтения оставляю обычно три – четыре минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно иметь возможность подойти к ребенку и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было слов неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить внимание на то, постоянно пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. Задача же учителя заботится о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.

Все гениальное – просто.

Приложение

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело

Трещат морозы

Я ищу землянику

В лесу росла ель

Наступила осень

Дни стали короче

В лесу много берез

Прилетели птички

Ярко светит солнце

Лида вытерла доску

Весело бегут ручьи

Подул резкий ветер

Зоя прилежно учится

Дятел долбил дерево

Я хочу посадить цветы

Иней украсил деревья

Без воды цветы завянут

Пролетело жаркое лето

Возле дома посадили ель

Солнышко светит и греет

Федя решал задачу у доски

Загорелась в небе зорька

На деревьях сверкал иней

Город Киев стоит на Днепре

В лесу собирают землянику

Зимой река покрылась льдом

Мальчик подарил маме цветы

Дежурные стерли пыль с доски

Колхозники работают на лугу

На огород забрались цыплята

Мы жили возле березовой рощи

Небо покрылось серыми тучами

Дети посадили во дворе акацию

Бабушка купила внуку букварь

Землю согрело теплое солнышко

Моя сестра работает на фабрике

Ласково греет весеннее солнце

Идет дождик

Мы любим наш Киев

Бабушка печет пирог

У Андрея чистая тетрадь

Помогай своему товарищу

Быть здоровым очень важно

Вода в море соленая на вкус

Наша страна борется за мир

Началась большая перемена

Дети ходили в лес за грибами

Руки надо мыть водой с мылом

Красивы улицы нашего города

Набор №10

Москва – столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы

Депутаты съехались на съезд

Надо быть честным и правдивым

Звезды сияют на башнях Кремля

Летом наша семья жила на Волге

Набор №11

Весело колосится густая рожь

Поля запорошило белым снегом

Мы читали интересный рассказ

Мичурин много и упорно работал

Новые дома растут очень быстро

Из машины вышел наш учитель

Набор №12

Мальчики принесли сухих веток

В поле поспевает рожь и пшеница

На стройку привезли рамы и двери

Дети всех стран хотят жить в мире

Свежий ветерок повеял прохладой

Сверкнула молния, и загремел гром

Набор №13

Давно скосили луга и поля

Белка взобралась на верхнюю ветку

Солнце светило ярко, и дети купались

Травы скашивают во время их цветения

Дедушка Филипп пасет коров

Люблю я в поле встречать восход солнца

Набор №14

Поднялась за рекой большая серая туча

В далекой тайге живут охотники - эвенки

Все радовались встрече с космонавтами

Разведчики отправились в опасный путь

Дружная семья и землю превратит в золото

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

Набор №15

Зацветет, зазеленеет наш зеленый огород

Меж редеющих верхушек показалась синева

Хороши привольные широкие степи Украины

На смелого собака лает, а трусливого кусает

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

Набор №16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

Школьники готовятся к новому учебному году

Много работы в яблоневом саду ранней весной

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

Набор №17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Пробилась из - под земли вода, и родился ручеек

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики

Прохладная вода освежила уставших ребят

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

Набор №18

На полях выращиваю картофель, свеклу, морковь, лук

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами

Методика работы

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно , только тогда методика даст свои результаты. Данная методика рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: на экране показываем 6 предложений (1 набор из презентации). Закрываем все предложения (6 щелчков на слайде презентации), а затем открываем 1-е предложение (1 щелчок). Даём детям 4-10 секунд (смотрите в приложении) на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение, затем это предложение закрываем. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагаем записать то, что они запомнили. Учитель может подкорректировать предложения под изучаемый предмет. Учтите , что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.

Правила

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Т ексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)


п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

1
2
3
4
5
6

Набор №1 (слайд 2)

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

8
9
10
11
11
12

4
4
5
5
5
6

1
2
3
4
5
6

Набор №2 (слайд 3)

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

12
13
13
14
14
15

6
6
6
7
7
8

1
2
3
4
5
6

Набор №3 (слайд 4)

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

15
16
16
16
16
17

8
8
8
8
8
8

1
2
3
4
5
6

Набор №4 (слайд 5)

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

17
18
18
19
19
20

8
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №5 (слайд 6)

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

20
21
21
21
22
22

6
6
6
6
6
6

1
2
3
4
5
6

Набор №6 (слайд 7)

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

23
23
24
24
24
24

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №7 (слайд 8)

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

25
25
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №8 (слайд 9)

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

0
14
17
20
21
22

5
7
8
10
10
10

1
2
3
4
5
6

Набор №9 (слайд 10)

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

22
22
23
23
23
24

7
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №10 (слайд 11)

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

24
24
24
25
25
25

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №11 (слайд 12)

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

25
24
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №12 (слайд 13)

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

26
26
27
27
28
28

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №13 (слайд 14)

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

28
29
30
31
32
32

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №14 (слайд 15)

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

32
33
33
33
34
34

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №15 (слайд 16)

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

34
35
35
36
36
37

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №16 (слайд 17)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

36
36
37
37
38
38

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №17 (слайд 18)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

38
39
39
40
41
42

5
6
6
6
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №18 (слайд 19)

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

42
43
44
45
46
46

7
7
7
8
8
8

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.


Автор книги - Лайло В.В.
Для учителей 2-3 классов начальной школы

К каждой теме даны наборы сначала зрительных диктантов, потом - слуховых. На уроке следует использовать по одному комплекту того и другого. Например, на первый урок по теме «Повторение изученного в первом классе» учитель отбирает наборы слов и предложений под номером 1 как из зрительных, так и из слуховых диктантов; на второй урок - наборы под номером 2 и т. д.

Тема. Повторение пройденного в первом классе.


  1. Сентябрь, октябрь.
    Предложение.

  2. Математика.
    Блокнот.
    Упражнение.

  3. Чтение.
    Русский язык.
    Дневник.

  4. Предмет.
    Портфель.
    Ранец.

  5. Глагол.
    Шел с ранцем.
    Жевать, жвачка.

  6. Коричневый.
    Желтый.

  7. Кувшин, кувшинки.
    Житель.

  1. У сосны была нора лисицы. Маленькая Светлана нашла красивый гриб.

  2. Раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле сова свила гнездо.

  3. В сентябре начался учебный год. Летом мы ходили на речку Веснянку.

  4. Математика и чтение - учебные предметы.
    В портфеле лежат дневник, карандаши.

  5. С ранцем на плечах шел Сергей. Старушка несла ведро с водой. Мальчик помог ей донести груз.

  6. Василий рисовал цветными мелками. Ствол у сосны коричневый. Песок на пляже желтый.

  7. 1)Стоял кувшин с желтыми кувшинками.
    2)Антон Чайкин - городской житель.

Тема. Разделительный мягкий знак.


  1. Счастье.
    Медвежьи следы.

  2. Новоселье в семье.
    Воробьи и соловьи.

  3. Сучья и деревья.
    Пьет, шьет, вьюга.

  4. Воробьи чирикают.
    Всюду веселье.

  5. Раздолье везде.
    Попрыгунья.

  6. Дарил с радостью.
    Ненастье.

  7. Висят на деревьях.
    Оленьи рога.

  8. Компьютер.
    Нашел за кроватью.
    Заячье чутье.

  1. Илья и Петя - друзья. Мальчики вместе играют у ручья.

  2. В семье Васильевых - новоселье. Теперь у них большая квартира. Из окна видны Воробьевы горы.

  3. Орел вьет гнездо из сучьев. Жилье пеночки на ветвях березы.

  4. У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье

  5. У ручья раздолье и веселье. Сюда с радостью спешит детвора. Кораблики братьев Соловьевых готовы к спуску.

  6. 1) Ненастье - это плохая погода.
    2) Муравьи бегут по тропинке.

  7. На снегу лисьи и волчьи следы. На деревьях висят хлопья снега.

  8. дед Илья взял ружье. В лесу он нашел заячьи следы.

Тема. Двойные согласные.


  1. Грамм, килограмм.
    Грамматика.
    Орфограмма.

  2. Суффикс - часть слова.
    Сумма чисел.

  3. Аллея из осин.
    Анна, Алла, Кирилл.
    Грипп - болезнь.

  4. Телеграмма, телеграф.
    Миллиметр.

  5. Ссора в субботу. Четыре класса.
    Группа матросов.

  6. Рассказ про юннатов.
    Единственное число.
    Множественное число.

  1. 1) Жужжат над цветами насекомые.
    2) Начался весенний сев пшеницы.

  2. 1) Наш родной язык - русский.
    2) Ребята готовили к утреннику концерт.

  3. 1) Анна и Алла шли по аллее.
    2) Кирилл тяжело болел гриппом.

  4. 1) В субботу пришла срочная телеграмма.
    2) Длина отрезка - шесть миллиметров.

  5. 1) Класс разделился на четыре группы.
    2) Однажды Анна и Кирилл поссорились.

  6. 1) Николай Носов написал смешные рассказы.
    2) Алла - единственная дочка в семье.

Тема.
Главные и второстепенные члены предложения.


  1. Животные в космосе.
    Человек.
    Сначала, потом.

  2. Зачем нужно солнце?
    Спасибо.

  3. Каменный берег.
    Петербург.

  4. Рябина.
    Горит на солнце.
    Картофель.

  5. Сидит спокойно.
    Готовят концерт.

  6. Чудесная яблоня.
    Некоторые жители.

  7. Растут на газоне.
    Термометр.

  8. доктор Айболит.
    Черный диван.

  9. Ремень из кожи.
    Внеклассное чтение.

  1. Сначала в космосе побывала собака Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.

  2. Зачем собак посылали в космос? Животные летали туда на разведку. Спасибо за службу, друзья!

  3. Как красив Петербург! На берегу какой реки стоит город? Над Невой висят большие мосты.

  4. Гроздья рябины радуют глаз. Они словно горят на солнце. Листья этого дерева очень полезны. Они спасают картофель от порчи.

  5. Котенок Пушок сидел на крыльце. Собака Булька зарычала на него. Степан и Антон прогнали злодейку.

  6. Весной яблоня цветет душистыми цветами. Летом поспевают ее чудесные плоды. Зимой деревце стоит в снегу.

  7. В парке растут березы, осины. Малыши гуляют по прямым дорожкам.

  8. Доктор Айболит любил зверей. У него жили белочки, ворона. На диване поселился колючий еж.

  9. У собачки Нюши торчат уши. Она у дверей лежит, дом сторожит.

Тема. Состав слова.


  1. Пилот самолета.
    Корень растения.

  2. Наступил октябрь.
    Вездеход на севере.

  3. Приставка - часть слова.
    Пластилин.
    Телевизор.

  4. Секреты природы.
    Сочинение.
    Вертолет.

  5. Квадратный ранец.
    Прямоугольная дверь.
    Пожалуйста.

  6. Самостоятельная работа.
    Изложение.
    Луноход.

  7. Новичок.
    Привет, Мойдодыр!
    Физкультура.

  8. Медвежонок.
    Жирафенок.

  9. Природа в ноябре.
    Здесь пауки и тараканы.

  10. Мастер, фломастер.
    Малиновый кисель.

  11. Произведение чисел.
    Орфография.

  12. Верблюд.
    Верблюжонок

  13. Конверт.
    Разность.
    Ящик, пряник, ластик.

  1. Низко над городом летит самолет. Пилот спокойно ведет машину.

  2. Наступил второй месяц осени. В октябре везде грязь, лужи.

  3. 1) Косте купили игровую приставку к телевизору.
    2) Олечка смотрела мультфильм про Дюймовочку.

  4. 1) Игорь писал сочинение о природе.
    2) На пароход погрузили большой груз.

  5. 1) Борис чертил прямоугольник и квадрат.
    2) Пожалуйста, повесь пальто в шкаф.

  6. 1) В природе начался сильный листопад.
    2) Артем самостоятельно написал изложение.

  7. 1) Вчера в классе появился новичок.
    2) Шлют привет из сада соловьи.

  8. 1) Маленький тигренок похож на кошку.
    2) В феврале у медведицы родился медвежонок.

  9. 1) Здесь росли синенькие цветочки - василъки.
    2) В ноябре строители закончили работу.

  10. Дедушка мастерил дудочку для внучки. Бабушка варила малиновый кисель.

  11. 1) Хорошенький утенок шагал по тропинке.
    2) Людочка взяла красненький фломастер.

  12. 1) Верблюжонок стоял на тоненьких ножка.
    2) Ласточки летают низко перед дождем.

  13. Володя опустил конверт в голубенький ящик.
    Теперь письмо поедет в Петербург поездом.

Тема. Парные звонкие и глухие согласные.


  1. Фуражка на голове.
    Находка на дорожке.

  2. Овчарка на поводке.
    Запряг лошадку.

  3. Флажки на беседке.
    Сережки у березки.

  4. Ромашка из бумажки.
    Царевна-лягушка.
    Овраг - враг полей.

  5. Легкая крошка.
    Мягкая игрушка.

  6. Варежки для Белоснежки.
    Легкая, мягкая шубка.

  7. Кувшин и кружка.
    Покрышка.

  8. Легкие скорлупки.
    Сладкие орешки.

  9. Кофта и повязка.
    На локтях заплатки.

  10. Голубки
    Семена редиски.

  11. Автор сказки.
    Робкая девчушка.

  12. Узкая веревка.
    Корзина со стружками.

  13. Лесная сторожка.
    Воробушки растут.

  14. Царапнул ладошку.
    Желтая коляска.

  15. Горошки на лепешке.
    Макушка избушки.

  16. Черная палатка.
    Мягкие пирожки.

  17. Матрешка в сапожках.
    Кружка и фляжка.
    Блюдце и чашка.

  1. У беседки свернулся клубком еж. Алеша положил его в фуражку. Дома все смотрели на чудесную находку.

  2. Замело снежком дорожки и тропинки. Братья Рыбкины играли в снежки. Глеб Зубков запряг в салазки овчарку.

  3. 1) Узкая дорожка ведет к сторожке.
    2) Верба нарядилась в белые сережки.
    3) Стоит избушка на курьих ножка.

  4. 1) Далеко в овражке квакали лягушки.
    2) Ромашки сбросили свои белые рубашки.
    3) Медведь редко нападает на человека.

  5. Летит легкий пушистый снег. У крыльца мягкий сугроб. Братья Голубкины побежали на пруд.

  6. Олег надел шубку, шапку, варежки. Савки стрелой летят в сугроб.

  7. В кувшине стоят веточки деревьев. На ветке березки показались листочки. На ветке ольхи висят сережки.

  8. На сосне белочка грызет орешки. Скорлупки летят вниз на площадку.

  9. Дашенька нарядила куклу в платье и кофту. Она повезла ее в коляске. Малышка зашла в беседку. Девочка положила в кормушку крошки для птиц.

  10. Птички ловко клевали крошки и семена. Синичка прилетела на обед с подружками.

  11. дети вошли в сторожку и отряхнули снег. Здесь жил лесник с внуком Антошкой.

  12. 1) Дачники измеряли огород веревкой.
    2) Корзину с овощами вынесли в погреб.

  13. 1) Лягушка - отличный охотник за гусеницами.
    2) Решили увеличить площадь под бобовые растения.

  14. 1) Мягкие лапки, на лапках - царапки.
    2) На грядках низко растет редиска.
    3) Он появился из скорлупки в белой шубке.

  15. 1) Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
    2) Ушки на макушке, а шубка тепленькая.
    3) Лежит на грядке, гладкий да сладкий.

  16. 1) Глобус стоит на черной ножке. Он похож на гладкую голову.
    2) Испекли мягкий хлеб и сладкие пирожки.

  17. 1) Надели котенку на ножки легкие сапожки.
    2) Ребятишки робко встали на лед.
    3) Малыш глотал из кружки жидкую кашку.

Тема. Безударные гласные.


  1. Четыре одуванчика.
    Шесть ромашек.

  2. Охота на крокодилов.
    У синицы птенцы.

  3. Сарай для скота.
    Забота о щенке.

  4. Семечко лимона.
    Запах от тополя.

  5. Далекая планета.
    Пастбище в долине.

  6. Парад самолетов.
    Пилот сидит у руля.

  7. Жаворонок в апреле.
    Дошел до середины.

  8. Рисовал рябину.
    Легкий портфель.

  9. Охотник и пантера.
    Торопился на охоту.
    Знакомая опушка.

  10. Иволга - певчая птица.
    Корзина для щенков.

  11. Слабенький ягненок.
    Тяжелая ладонь.

  12. Великий поэт.
    Оленье чутье.

  13. В минуте 60 секунд.
    Природа в сентябре.

  14. Незнакомый предмет.
    Колобок на скейте.

  15. Отличный рисунок.
    Серьезный художник.

  16. Лепестки лилии.
    Длинный коридор.

  17. Черный квадрат.
    Медвежья берлога.

  18. Каникулы в январе.
    Московская карамель.
    Конфетная фабрика.

  19. Мясные котлеты.
    Ананасовый пирог.
    Спасибо за угощение.

  20. Щегол, снегирь.
    Апельсиновые конфеты.

  21. Ящерица меняет хвост.
    Клевали из пакета.

  22. Тревожный взгляд. Тысяча жильцов.

  1. Узкая тропинка ведет через поле. В рядах ржи синеют васильки. В лугах растут ромашки и одуванчики.

  2. Хорошо жили птенцы в родном гнезде. Однажды мать улетела на охоту. Один птенчик выпал из гнезда. (Дается задание продолжить рассказ.)

  3. Ребята вынесли угощение для птиц. С крыши сарая слетела стайка воробьев. Мать похвалила детей за заботу о птицах.

  4. Между стволами сосны рос тополек. Ветер завес туда семечко от тополя. Лесник умело пересадил деревце.

  5. На широкой долине паслась коза с козлятами. Далеко внизу синела вода. Сюда доносилась далекая песня жаворонка.

  6. По воде ручья плыл парад листочков. На одном сидела крошечная птичка. Пташка напоминала капитана корабля.

  7. Виктор нашел в поле гнездышко. Там лежали мягкие стебельки и травка. Это жаворонок вьет гнездо во ржи.

  8. Стайка крикливых воробьев слетела с рябины. В небе появился большой косяк журавлей. Птицы резко махали крыльями.

  9. Охотник стоял на опушке леса. По снежку катился белый комок. Это торопливо убегал молоденький заяц.

  10. Дом у иволги высоко над землей. Птичка подвесила корзиночку к стволу березы. Она сплела гнёздо из волосков и шерстинок. (По В. Бианки.)

  11. Ягненок выбегал из стада и искал Сережу. Мальчик кормил малыша травой с ладони.

  12. К сторожке подбежали лесные великаны. Ветвистые рога украшали головы оленей. Из ноздрей животных выходил пар.

  13. В овражке бежит торопливый ручеек. Я пью бодрящую родниковую водицу. Через несколько минут мои силы окрепли.

  14. Собака Динка выследила круглый предмет. Шарик катился как колобок. Потом из колючек показалась мордочка. Еж встал на задние лапки и осмотрелся.

  15. Чарушин - известный писатель и художник. Он отлично знал повадки животных. Евгений Иванович изучал родную природу. Он приносил домой редкие растения и зверьков.

  16. Глазастые лилии раскрыли свои лепестки. По воде протянулся коридор из кувшинок. Берега реки желтели от цветов.

  17. Этот медведь живет в горах. Он весь черный, а на груди белый квадрат. Берлогой служит медведю дупло дерева.

  18. Каникулы Кирилл проведет у тети Анны. Анна Васильевна работает на конфетной фабрике.

  19. Настя сама сварила гороховый суд. Она пожарила котлеты, испекла сладкий пирог. Спасибо дочке за вкусный обед!

  20. Зимой щеглы и синицы голодают. Осенью друзья сделали для них кормушки.

  21. Снегири летят к рябине клевать ягоды. Они сидят на дереве часами. У них черная головка и красная грудка.

  22. Коровы стояли в холодке и молчали. Доярки доили коров. В тени берез блестели большие бидоны. Сюда приносили тяжелые подойники с молоком. Петя Дроздов замерял молоко.

Тема. Непроизносимые согласные.


  1. Праздник.
    Счастливый.

  2. Здравствуй.
    Ненаствая погода.

  3. Лестница.
    Интересный случай.

  4. Прекрасный ребенок.
    Прелесткый человек.

  5. Несчастный.
    Окрестность.

  6. Известный писатель.
    Сахарный тростник.

  7. Чудесная местность.
    Пастбище.

  1. 1) Детство - счастливая и радостная пора.
    2) Красная площадь - сердце нашей Москвы.

  2. 1) Счастливым и красивым делает человека работа.
    2) Охотник поймал в тростнике журавля с больной ногой.

  3. Осенью в Петербурге стоят ненастные дни. С утра до позднего вечера льет дождь.

  4. 1) Лестница-чудесница бежит сама собой.
    2) Интересно провел праздничный день Андрюша Сорокин.
    3) Над рекой Невой висят прекрасные мосты.

  5. 1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. Пушкин.)
    2) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин.)

  6. Радостная весть облетела весь земной шар. В звездную даль полетел космический корабль. Посланцем нашей страны стал Юрий Гагарин. Теперь его имя известно всему миру.

  7. Интересно смотреть в цирке на выступления животных. Медведь Пулька ловко ползет по лестнице. Лошадки катают в повозке счастливых малышей.

Тема. Написание гласных и согласных в приставках.


  1. Пошел в театр.
    Засиять от счастья.

  2. Повелел отдать.
    Нарисовал диван.

  3. Надколол скорлупу.
    Прокатился на скейте.

  4. Доросли до потолка.
    Перемешали открытки.

  5. Сбросить панцирь.
    Впустить в пещеру.

  6. Сделать, сбросить.
    Считать до десяти.

  7. Отдавать команды.
    Просигналил фонарем.
    Подтащил к сараю.

  1. В далекие времена жили на Руси потешники. На улицах они устраивали кукольный театр. Артисты вели лошадей, несли шары.

  2. Закончилась полярная ночь. Розовая заря осветила снега и льды. На скалистом берегу показались зимовщики.

  3. В пустыне подул резкий ветер. Он поднимал песок и переносил дальше. Такой ураган мог свалить с ног человека.

  4. Ребятишки поймали божью коровку. Они посадили ее на ладонь, чтобы разглядеть. Букашка посидела, подождала и взлетела.

  5. Лесные зверюшки сбегались за подарками. Елки подарили им вкусные еловые шишки. Семена зверьки съели, а скорлупки побросали. Насорили и разбежались по сторонам. Пришел лесник и догадался, кто виноват.

  6. Отгадайте интересные загадки про животных. Кто сбросил вниз шишки с чешуйками? Кто продолбил шишку носом? Кто отгрыз чешую, а шишку оставил?

  7. Взмахнула Василиса одной рукой - сделалось озеро. Отпила из стакана - остатки в рукав слила.

Тема. Предлоги и приставки.


  1. Склевать семена.
    Постелька для птенца.

  2. Начинать обход.
    Зашел за границу.

  3. Повисел на осине.
    Прямоугольник в середине.

  1. Совенок выпал из гнезда и остался без помощи. Налетели вороны и стали клевать птенца. Тут вернулись ребята и отогнали воров. Малыша вылечили, выходили и назвали Кешей. (По Ц. Клячко.)

  2. Пограничники обходили границу. Вдруг собака Рубин остановилась и обнюхала траву. В камышах затаился нарушитель границы. Его связали и отвели на заставу.

  3. В середину класса поставили елку. Висели на ней игрушки, хлопушки, огоньки. Бусы на ветвях красиво переплелись с хвоинками.

Тема.


  1. Счастье, несчастье.
    Соседи в отъезде.

  2. Варенье - объеденье.
    Обезьяна съест банан.

  3. Необъятная Русь.
    Объявление на опушке.

  4. Вьюга в феврале.
    Бьет тревогу.

  5. Шьет костюм.
    Пьет лекарство.

  6. Компьютер.
    Льется волшебная музыка.

  1. Наша семья въехала в новую квартиру. В воскресенье мы устроили новоселье. Соседи поздравили нас и пожелали счастья.

  2. Раздался резкий крик вожака обезьян. Стадо бежит к посевам сахарного тростника. Надо много съесть и захватить про запас.

  3. Однажды поздним вечером мы подъезжали к деревне. Дорога шла в объезд, через лес. Вдруг на опушку выбежал волк. Отец свистнул - зверь исчез.

  4. По воробьям я узнаю погоду. Если птички гладенькие, то на дворе тепло. А если прилетят взъерошенные - к морозу.

  5. Поганка отличается от съедобных грибов по виду. Ножка ее будто вылезает из горлышка горшочка. На шляпке висят мохнатые обрывки.

  6. Школа объявила субботу праздником деревьев. Ребята собрались у подъезда школы пораньше. Учитель объяснил порядок работы на день.

Тема. Имя существительное.


  1. Вертолет, самолет.
    Вездеход, пароход.

  2. Телефон, телевизор.
    Доктор.
    Жаворонок.

  3. Моя Родина.
    Любимая Россия.
    Северное Чертаново.

  4. Фамилия.
    Отец, отчество.

  5. Насекомое.
    Стрекоза
    Барсук.

  6. Черепаха.
    Мороженое.

  7. Птицы, птенцы.
    Носорог.

  8. Лететь в вертолете.
    У черепахи панцирь.

  9. Кормушка на балконе.
    У скворца птенчик.

  10. Послать телеграмму.
    Передача по телевизору.

  11. Чертеж.
    Молодежь.

  12. Калач, шалаш.
    Полночь, скрипач.

  13. Помощь товарищу.
    Папин помощник.

  14. Мамина помощница.
    Сварила борщ.

  15. Цирк, циркуль.
    Цифра, циферблат.

  16. Птенцы у синицы.
    Панцирь.

  17. Цыпочка, цыпленок.
    Цып-цып-цып.

  18. Ножницы у меня.
    Пуговицы у тебя.

  19. Цыган, цыганка.
    Стоять на цыпочках.

  1. Белочка отвела под кладовую гнездо на дереве. Там у нее лежат лесные орешки и шишки. На сучках сосны белка сушит грибки. (По В. Бианки.)

  2. Денис и Настя смотрели по телевизору сказку. Отец говорил по телефону с дядей Володей.

  3. В Москве много красивых улиц и площадей. Я родился и живу в Северном Чертаново.

  4. Олег Кузнецов учится во втором классе. Его отец, Василий Иванович, работает на заводе.

  5. Капустница - это красивая белая бабочка. Но эта красавица - большой вредитель урожая. Она кладет на листы капусты маленькие яички. Из яиц выведутся опасные насекомые - гусеницы.

  6. Мороз сковал пруд крепким льдом. Утром детишки катались на гладком льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке.

  7. В морозные дни наши пернатые друзья голодают. Птицы жадно клюют крошки в кормушке.

  8. Черепахи бывают наземные и водяные. Интересно то, что эти животные растут всю жизнь. Живут они долго, а панцирь не меняют.

  9. На березе дятел устроил чудесную мастерскую. Шишку он держит между деревом и грудью.

  10. Илья получил в день рождения поздравительную телеграмму. Бабушка желала ему здоровья, добра и успехов.

  11. 1) Последний луч солнца осветил верхушки берез.
    2) Крик филина похож на плач ребенка.

  12. Была полночь, и вокруг стояла тишь. Сторож спешил на работу в гараж.

  13. 1) Вечером Максим сделал чертеж парусной лодки.
    2) Сестра подарила Антону большой мяч и обруч.

  14. У мамы хорошая помощница - дочка Людочка. Мама пекла калач, а дочь варила борщ.

  15. 1) В зале цирка всегда смех и веселье.
    2) Малыш и Карлсон на цыпочках пробрались в комнату.

  16. 1) Встал на цыпочки, вспотел, ножницы достать хотел.
    2) Робкий цыпленок часто приходил сюда клевать овес.

  17. Цыплята нашли в саду белый пушистый шарик. Очень они хотели поиграть с этим чудом. Но подул ветерок, и шарик разлетелся.

  18. Клоун бросал и ловил шары и тарелки. Молодцы из цирка надели на цыпленка панцирь.

  19. Много вредных насекомых развелось на капустных листьях. Птицы поклевали гусениц и спасли урожай.

Тема. Имя прилагательное.


  1. Пасмурная весна.
    Ранняя капель.

  2. Опрятный человек.
    Неряшливый вид.

  3. Надежный товарищ.
    Знакомый почерк.

  4. Красивый поступок.
    Далекая планета.
    Чудесное кино.

  5. Родной поселок.
    Прекрасный котенок.
    Весенний ливень.

  6. Утренняя зарядка.
    Прилежная ученица.

  7. Опасное занятие.
    Осеннее облако.

  8. Свежее молоко.
    Пахучая гвоздика.

  9. Ужасная метель.
    Последнее желание.

  10. Горячие деньки.
    Напрасные хлопоты.

  11. Неуклюжие медвежата.
    Смолистые почки.

  12. Удивительный художник.
    Тяжелая болезнь.

  13. Желтый фломастер.
    Черный прямоугольник.

  14. Интересная математика.
    Загадочная бабочка.

  1. В Саратове уже давно стоит пасмурная погода. Снег потемнел, и с крыш льет звонкая капель.
    (Найдите имена прилагательные и имена существительные, от которых они зависят. Докажите их «дружбу» вопросом от имени существительного. Какие еще имена прилагательные подошли бы для описания признаков погоды, капели?)

  2. Моя маленькая сестра очень опрятная девочка. Всегда в порядке ее красивые пушистые волосы.
    (К именам прилагательным маленькая, опрятная подберите противоположные признаки.
    Подберите как можно больше признаков к имени существительному волосы.)

  3. Сибирь - зеленая тайга без конца и края. Кедр - самое красивое таежное дерево. Кедровый лес богат орехами. Тайга дает человеку ягоды, ценные растения.
    (Определите род имен прилагательных.)

  4. 1)Алый сахарный арбуз замечательный на вкус!
    2) Бульдозер - это большой могучий трактор.
    3) Прелестный щенок растет у Козлова Сережи.
    (Докажите, что эти предложения не являются текстом.)

  5. Всем полезны утренняя зарядка и прохладный душ. Легкие упражнения настраивают на рабочий лад.
    (Докажите правильность написания окончаний имен прилагательных.
    Назовите другие имена существительные, с которыми «дружат» имена прилагательные утренняя, прохладный, легкие, рабочий.)

  6. 1) Полынь - горькое растение, но полезное лекарство.
    2) Корова Зорька любит душистое сено.

  7. Задремала на полянке старая, чуткая лосиха. У ее ног резвился слабенький лосенок. В кустах затаился хищный зверь.
    (Продолжите рассказ так, чтобы у него был хороший конец.)

  8. Холодный февраль - последний зимний месяц. В ясный день бывает яркое синее небо.
    (Продолжите описание погоды в феврале. Выделите окончания имен прилагательных, объясните их написание.)

  9. Весной первые птицы в наших краях - грачи.
    Вот почему грачата - самые ранние птицы.

  10. Задрожал воздух, и налетел сильный ветер. Маленькое облачко закрыло солнце. Первые крупные капли застучали по дороге. Прошел дождь, и засверкала яркая радуга.
    (Разберите по составу имена прилагательные)

  11. Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пахучие смолистые почки. Выглянули из земли голубенькие подснежники.
    (Подчеркните те имена существительные, которые имеют признаки.)

  12. Побежал по лесу веселый торопливый ручеек.
    Проснулся колючий ежик и выбрался на полянку. Свежий ветерок всюду разносил весенние запахи.
    (Продолжите текст. Назовите как можно больше имен существительных, которые могут иметь один и тот же признак «свежий». Разрешается менять род и число имени прилагательного. Например, «свежая газета», «свежий ветер», «свежее утро», «свежие цветы».)

  13. У кенгуру большие задние ноги, мощный хвост. На животе есть сумка - глубокая складка кожи. Любопытная мордочка малыша торчит из сумки.
    (Выделите безударные окончания имен прилагательных, объясните их написание.)

  14. Вечером голодная лиса спешит на охоту. Мелкие зверьки - хорошая пожива для лисицы. Мягкие лапки, хитрая головка - крадется плутовка.
    (Подберите к именам прилагательным противоположные признаки.)

Тема. Глагол.


  1. Перешел дорогу.
    Нашел сумму чисел.

  2. Гореть огнем.
    Победить врага.

  3. Висят сосульки.
    Появились птенцы.

  4. Досчитал до тысячи.
    Склевали пшено.

  5. Командир готовит.
    Пилоты волнуются.

  6. Травинка растет.
    Соловей запевал.
    Ландыш зацветет.

  7. Писал упражнение.
    Решает задачу.
    Прочитает рассказ.

  8. Слепить из пластилина.
    Сидеть на скамье.

  9. Нахмурилось небо.
    Загремела гроза.
    Полил весенний дождь.

  10. Зазеленели посевы.
    Остановился у порога.

  11. Колобок покатился.
    Перехитрил зверей.

  12. Солнце закатилось.
    Перышки потемнели.

  13. Выполнил чертеж.
    Засвистело в ушах

  14. Пчелка не жужжит.
    Птенец не чирикает.

  15. Не ‚налил на перемене.
    Не перебегал дорогу.

  16. Ненавидеть войну.
    Малышу нездоровилось.

  17. Невежа, недотрога.
    Эхо немножко помолчало.
    Юля переболела гриппом.

  18. Засинели незабудки.
    Ласточка прощебетала.

  1. Хлопотливые стрижи быстро и весело носились в воздухе. Родители добывали корм для своих прожорливых малышей. На лесной опушке собралась любопытная детвора.
    (Найдите глаголы. Определите, каким членом предложения они являются.)

  2. На осине уже давно висят пушистые сережки. Прилетели из далекой стороны наши пернатые друзья. Узкая извилистая дорожка ведет в городской парк.
    (Подчеркните главные члены предложения. Определите, какой частью речи выражено сказуемое.)

  3. Под березками часто растут грибкн с коричневой шапкой. Молоденький рябчик засвистел в лесу первую весеннюю песню.

  4. В долине поспевает ранний виноград. На тяжелых ветвях зеленеют богатые грозди.
    (Определите число глаголов.)

  5. Из песка ребятки сделали разные игрушки. Денис вылепил сказочный дворец с подземным ходом.
    (Продолжите рассказ, озаглавьте его.)

  6. Бабочка ожила, взмахнула крыльями и полетела на разведку. Вылезает из берлоги ленивый косолапый медведь. Скоро шустрые муравьи поползут по
    своим делам.

  7. Могучий дуб угрюмо стоит на холме. Скоро у этого дерева наступит золотая пора.
    (Определите время глаголов)

  8. Весной братья еще раз перекопали огород. Большие камни уносили далеко и бросали в овраг.
    (Придумайте начало и конец к этому отрывку.)

  9. Вазочка со свежим печеньем стояла на столе.
    Кто приготовил это вкусное угощение? Грустное лицо бабушки Анны засветилось радостью.
    (Определите род глаголов. Придумайте начало к этому отрывку.)

  10. За ночь ветер утих, и море успокоилось. Перелетные гости взмахнули крыльями и улетели.
    (Определите время и число глаголов.)

  11. Скворцы и грачи жадно клевали жирных червей. Хороший обед подарила птицам весенняя земля!
    (Разберите глаголы по составу.)

  12. У домов весь день галдят крикливые воробьи. Скоро ли запоют соловьи свои прекрасные песни?
    (Определите время глаголов.)

  13. Вода с гор потекла и весну принесла. Водяной паук терпеливо мастерит свой воздушный домик.
    (Измените время глаголов: в первом предложении поставьте глаголы в настоящем времени, во втором - в будущем.)

  14. Синяя бабочка не садится на белый цветок. Подснежники отошли, а ландыши еще не зацвели.
    (Докажите, что эти предложения нельзя назвать текстом.)

  15. Не смог петушок пропеть побудку в срок. Не появилась на траве утренняя роса.
    (Придумайте начало и конец к отрывку из этой сказки.)

  16. Алла писала упражнение и допустила нелепую ошибку. Она не забыла проверить работу по книге.
    (В первом предложении замените глаголы другими, близкими по смыслу.)

  17. 1) Из какой сказки Носова пришел к нам Незнайка?
    2) Настя сделала уроки по русскому языку и математике. Она положила в портфель книжки и дневник.

  18. На лугу зацвели нежные колокольчики и незабудки. Ласточка Прощебетала летнюю песенку для своих птенцов.
«Для красного карандаша»

Тема. Повторение изученного в первом классе.
Рыбная ловля.
Костя ч яйкин жы л в деревне д убровка. Он ходил с братом ю рой на рыбалку. На ри ке тихо. Шумят камышы . Малч ики закинули удочьки. Кось тя поймал щю ку. Юра - ерша. Хорош улоф ! Будет рып ка и коту б арсику.

Сентябрь.
Наступил сентяборь. Учиники сели за парты.
Школники теперь мало гуляют. А молыши целый день наулице. На дваре пока типло. Еще цвитут гваздики.

Тема. Разделительный мягкий знак.

Осенью.
Скоро октябарь. Цвиты завяли. Трова поникла. Ветир срывает листя с деревев. Все небо в тучах. Лет мелкий дошдь. Осеню сыро. Такую пагоду называют ненастем.

Весной.
Летят из жарких стран птитцы. Они устраивают себе жиле. Грочи вют гнезда на деревьях. Скоро в птичих домиках будут птинцы. В рощях засвищут солови.

Тема. Виды предложений по цели высказывания.

Письмо.
Дарогая мамачка! Я харошо отдыхаю. Мы живем в сасновом лису. Рядом речька найда. Кокие кросивые тут места. А как ты жевешь. Званил ли мне Сережа. Пеши мне чяще. Цылую тебя. Динис.

Тема. Состав слова.

Цветы.
Сколко разных цвитов на земле! Белиньких, красненких и даже черных. Есьть розавые цветы. А любимые незабудачки - голубые, как мамины глоза.

Зимой.
Во дваре болшая гора. У Сашиньки и Любачки санки. А Инна и Кирил - строитили. они строят крепость изснега.

Тема. Написание слов с парными согласными.

В лодке.
Летом семья Дупковых жыла у моря. Олек и бульдок Рей сели в лотку. На море была лехкая ряпь. Лодка двигалас вперет. Воздух был свеш. Дул ветерог.

Художники.
Денис Рыпкин и Верачка коровкина любят рисовать. Вера нарисовала избужку на курих ношках. Дение - цоревну-лягужку. Ресунки они хронят в папке.

В октябре.
В октебре дует реский ветер. Он несет по дорошкам желтые листя. Сизый дымок вется из труп. Голупки забились под карнис дома. Воробей сидит в мяхком гнизде. Собака барбос спит в бутке.

Тема. Непроизносимые согласные.

От осени к зиме.
Канец ноября - самое грусное время. В ненасную погоду хорошо седеть дома. Но вот за сияло яркое сонде. Пришол зимний день с марозом. Мы спустились по леснице клесному озеру. Озеро пакрылось прекрасткным льдом.

Скворцы.
Скворцы - пирелетные птицы. В конце лета ани собираются котлету. Весило и радосно летают они над полями, содятся на береговой тросник.
Позней осенью отлетают на юг.

Мамин праздник.
В марте есть чудестный празник. Рибята готовят к этому дню падарки. Игорь норисовал прелесный цветок. Свитлава вышыла салфетку. Надя паставила
в воду веточьку тополя. Постоит ветка в типле и даст лесточки. Мамачка будет счаслива!

Тема. Разделительный твердый знак.

Зинька.
Под корой деревев синичка Зинька дабывала насекомых. Вот она раздолбила дырочку и сьела чирвячка. Тут вы прыгнула изснега мышка. Дражит, вся взерошилась. Она объяснила зиньке свой страх. Мышка проволилась в медвежю берлогу.

(По В. Бианки.)

Экскурсия на завод.
Кшколе подел автобус и повез ребят на завод. Вот он вьехал водвор. Подемный кран перевозил тежелые трубы. Крановщик обяснил ребятам, как роботает подъемный кран. Много интерестного увидели ребята на зоводе.

Тема. Написание приставок. Предлоги и приставки.

Морозные узоры.
За ночь силно пахолодало. На стеклах поевились узоры. Кто норисовал их?
На холодном стикле оседают теплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так и вы растает чудесный ресунок.

Пчелы.
Я по терял дорогу излеса. Я лег надушистый клевер. У ног паставил корзинку сгрибами. Над галовой прагудели пчелы. Я пашел за ними и выбрался на дорогу.

Тема. Мягкий знак в конце существительных.

Пожар.
В полноч была силная гроза. Молния ударила в сорай. Там хронились пшенитца и рож. Вспыхнул пажар.
Поспишила на помощь молодеж. Примчялись пожарные мошины. Люди победили агонь и спасли зирно.

Улов.
Я и мой товарищь пашли удить рыбу. Речка быстринка ноходилась за полем. Дарога шла через рож.
Скоро на удочьку попались ерш, щюка и лещь.

Летом в лесу.
Харошоо летом за городом. Там лес и речька Под корнями старой сосны бъет ключь. Кругом тиш и прахлада. Вот билеет душыстый ландыш Лучь солнца играет в капельках расы. Втраве шуршит еш.

Тема. Повторение изученного в течение года.


  1. Кончилась теклоя ноч. Лехкий туман весит над лесом. Утреняя роса заблестело на листве. Вышло яркая солнце и обсушило расу.

  2. Аленка шла черес палянку. Вдруг закочалась еловол ветка. Девчюшка падняла глаза. Надереве сидело чудесная птица. Красное крыло горела, как огонь.

  3. У артема в диревне есть конь Орлик. Однаждый животное заболела. Врачь назначил каню лечение. Орлик нехотел пить горькое ликарство. Тогда мальчик дабавил в житкость глюкозу. Конь вы здоровел.

  4. Стоял прекрастный динек. Таял носыпала корм в птичю кормушку. Госьти срвазу прилители. Тут были синички и снигири в красных рубажках. Птици клювали семена. Патом они седели на ветках и щебетали. Они говорили тане спосибо.

(По Л. Воронковой.)