Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ). Движение "славянский союз"

Он назначает встречу на севере Санкт-Петербурга, в темном парке за заброшенным кинотеатром. Он — высокий и худой блондин в черном пальто. Дмитрий Михайлов выглядит как обычный парень из Северной столицы России, бывшего города царей. На самом деле он – региональный лидер организации «Славянский Союз».

«Да, Гитлер действительно был врагом Советского Союза, — говорит он, — но его идеология была справедливой. Единственный выход для сегодняшней России — это установление народной диктатуры национал-социалистического типа». Говоря, он поглаживает свое кольцо, на котором выгравирован символ SS. Славянский Союз был основан в 1999 году Дмитрием Демушкиным. «В Санкт-Петербурге — 80 активных участников организации, но при надобности мы можем собрать до 200 человек. В Москве в нашей организации — около тысячи бойцов. Большинство участников движения бывшие скинхеды, которые устали избивать негров на улицах без какой-либо идеологии. Официально организация не требует от своих членов каких-либо нападений, однако участники движения занимаются подобным самостоятельно. Мы предпочитаем выслеживать объект нападения, следовать за ним, узнавая его привычки, таким образом, чтобы напасть внезапно, не рискуя быть арестованными или даже узнанными. Наша цель — активисты антифашисткого движения».

В подборке представлены фотографии Гийома Эрбо сделанные несколько лет назад в Санкт-Петербурге.

(Всего 10 фото)

1. 20-летний Владимир с портретом Адольфа Гитлера в офисе организации «Славянский Союз» в . (Guillaume Herbaut)

2. Собрание членов «Славянского Союза». Новички должны принести клятву организации, припав на одно колено перед портретом Гитлера и нацистским флагом. (Guillaume Herbaut)

3. 18-летняя Алена, член «Славянского Союза». Она только что вступила в это движение и уже готова вступить в бой. (Guillaume Herbaut)

4. 22-летний член движения по прозвищу Ил с повязкой «Славянского союза». Шрамы на левой руке он оставил этим ножом собственноручно. (Guillaume Herbaut)

5. 19-летняя Алина с 12 лет принимает участие в различных экстремистских движениях. Она является членом «Славянского Союза» с 2007 года. (Guillaume Herbaut)

6. 22-летний Константин (сзади) – студент медицинского – и его ровесник Роман – студент военного училища – тоже члены «Славянского Союза». Роман потерял левый глаз в драке. (Guillaume Herbaut)

7. 22-летний Ил с повязкой на руке. (Guillaume Herbaut)

8. 23-летний Анатолий по кличке Гиммлер – член «Славянского Союза». (Guillaume Herbaut)

9. На 24-летнего Маиру Мкаму четверо напали 11 ноября 2007 года. Его семь раз ударили ножом, в итоге он потерял почку. Причиной этого жестокого нападения можно считать лишь одно – то, что он метис. В 2007 году в России было зарегистрировано около 200 нападений на расистской почве, в результате чего погибли 60 человек. (Guillaume Herbaut)

10. 20-летний Дмитрий Михайлов. лидер группировки «Славянский Союз», позирует с двумя своими подопечными – 23-летним Анатолием по прозвищу Гиммлер (слева) и Владимиром (справа). В Санкт-Петербурге активно задействованы 80 членов организации «Славянский Союз», а в Москве – 1000 членов. (Guillaume Herbaut)

27 апреля 2010 года Московский городской суд признал межрегиональное общественное движение «Славянский союз» экстремистским. Этим постановлением его деятельность запрещена на всей территории России.

29 июня 2010 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Московского городского суда о запрете движения. В тот же день Дмитрий Демушкин заявил о самороспуске организации.

Общества на этапе разложения первобытнообщинных отношений. Формирование союзов является этапом на пути образования государственности. Они являлись сложными структурами, носившими территориально-политический характер. Рассмотрим далее, как происходило объединение восточных славян в древности. Названия племенных союзов и их краткая характеристика также будут представлены в статье.

Принципы объединения

Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза.

Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты.

Политический строй

Племенные союзы восточных славян были хорошо организованы.

На каждой территории существовали свои города. Один из них являлся своеобразной столицей. Здесь проводились религиозные мероприятия, общеплеменные собрания. Немаловажно отметить, что в каждом племенном союзе восточных славян существовала княжеская власть. Передавалась она от отца к сыну.

Кроме князя, управление и контроль находились в руках вече. В каждом племени, входившем в союз, был старейшина.

Отличительные черты

Особый интерес представляет особенности освоения территорий племенными союзами восточных славян и их расселение по местности. Как показывают археологические находки, люди занимали территории, близкие к водоемам.

Кто был соседями племенных союзов восточных славян? По соседству с ними жили южные и западные славяне. В VI-VIII вв. в этих племенах также проходил процесс формирования государственности.

Если посмотреть на карту племенных союзов восточных славян , можно увидеть, что они занимали довольно обширные территории.

Стоит сказать, что цель всех восточнославянских племенных союзов состояла в защите от внешних врагов. Отдельное племя было неспособно противостоять нападавшим. Для повышения эффективности защиты князь формировал дружину.

Племенные союзы восточных славян: таблица

Племенные образования описаны Нестором в его "Повести". Всего автор рассказывает о 15 племенных союзах восточных славян. Для удобства названия основных из них и краткая характеристика приведены в таблице.

Объединение племен, занимавшее территорию в верховье Зап. Буга. В конце X века они вошли в состав Древнерусского гос-ва

Волыняне

Одно из объединений, появившихся на территории дулебов. Волыняне создали около 70 городов. Центром была Волынь

Племена, расселившиеся по верхнему и среднему течению Оки. С середины X века вятичи вошли в состав Киевской Руси. С XII века их территория относилась к Черниговскому, Ростово-Суздальскому и Рязанскому княжествам

Древляне

В VI-X вв. эти племена занимали территорию правобережной Украины, Полесья. Их соседями были дреговичи, бужане, волыняне. Столицей являлся г. Искоростень. В 883 г. Олег обложил их данью

Дреговичи

Эти племена занимали северные районы днепровского правобережья. В древности главным городом был Туров. С X века входят в состав Киевской Руси

Это племенное объединение занимало территорию Зап. Волыни. В VII веке на них совершали опустошительные набеги авары. В 907 г. дружина дулебов принимала участие в походе на Царьград

Ильменские словене

Это объединение считается одним из наиболее многочисленных. Соседями словен были чудь и меря. В начале XIX века совместно с чудью и кривичами сформировали Славию, которая стала центром Новгородской земли

Они занимали территорию на водоразделе Зап. Двины, Волги и Днепра. Основными городами являлись: Смоленск, Изборск, Полоцк

Они расселились по ср. течению Днепра. Считается, что они сформировали центр Древнерусского гос-ва

Радимичи

Это объединение занимало восточную часть верхнего Поднепровья.С середины IX века были обложены данью хазарами. В 885 г. Олег присоединил их к государству. Окончательно радимичи утратили самостоятельность в 984 г., когда их дружина потерпела поражение от воеводы кн. Владимира

Северяне

Это племенное объединение занимало территории по Десне, Суле, Сейму. Они также платили хазарам дань. В составе Руси находились приблизительно с 865 г.

Эти племена расселились по Днестру и устью Дуная. В 907 и 944 годах участвовали в походах на Царьград. С середины X века включены в сосав Руси, в XII в. под натиском половцев и печенегов отошли на северные территории, где смешались с другими племенами

Они проживали в Нижнем Поднепровье, вдоль черноморского побережья, в Побужье. Уличи вели борьбу с Киевом, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском кочевников отошли к северным территориям. В середине X в. вошли в состав Руси

Иерархия

Характерной чертой племенного устройства общества в период "военной демократии" является стремление одного объединения возвыситься над другим.

Истинными славянами называли себя в легендах волыняне, заряне, поляне. Другим племенам давались различные обидные наименования. К примеру, тиверцев называли толковинами, жителей Новгорода - плотниками, радимичей - пищанцами и пр.

Место в иерархии обозначалось при помощи ассоциаций с обувью. Например, господствующее племя - "в сапогах", данники - "лапотники". При подчинении города завоевателю старейшина выходил босым. Для обозначения места в племенной иерархии использовались указания на занятия, цвет, материал и размеры одежд, шатров и пр.

Конфедерации

По мнению историков, восточнославянские племена состояли из нескольких родоплеменных групп, наименование которых Нестору не было известно. Количество городов соотносят с числом общин (по 100-150 чел. в каждом) либо групп, которые объединялись вокруг города.

Вероятнее всего, в племени кривичей действительно было несколько групп. В летописи Нестора говорится о смоленских кривичах и кривичах-полочанах. Они вели самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Также на основании находок археологи выделяют псковских кривичей и смоленско-полоцких.

Кривичи считаются объединенной группировкой, сложившейся при взаимодействии славянских переселенцев и балтоязычного местного населения.

Историки полагают, что северяне объединяли три племенные группы. Уличи и тиверцы выступали в составе одного союза. Вятичи и радимичи, предположительно, изначально были одним племенем, а впоследствии разделились. Об этом свидетельствует легенда о братьях Вятко и Радиме.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседями. Считается, что на месте Новгорода раньше находились поселки разных племен. Они окружали пустое пространство, которое выступало в качестве места проведения союзного вече.

Из таких поселков сформировались "концы" города - районы с самоуправлением.

К середине IX века образовалась конфедерация из племен, расселившихся на обширной территории. В нее вошли словене, чудь, весь, кривичи, мурома, меря.

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались "тенью" крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Теория общественного договора

В соответствии с ней государство сформировалось в результате призвания варягов на княжение, установления договорных отношений между племенами.

Соответствующие договоренности имели место не только в Новгородской земле, но и в Киевской, а также в Смоленске, на северских территориях, на Кавказе.

Патриархальная концепция

Согласно ей государство сформировалось в результате объединения племен в союзы, а союзов - в "суперсоюзы". Вместе с этим усложнялась иерархия власти. Перед возникновением Руси на восточноевропейских территориях существовало три части русов: Куявия (центр - Киев), Артания (располагалась восточнее словенских районов), Славия (земля словен). В 882 году Олег объединил их, возникло государство.

Теория завоевания

Она связывает формирование государства с подчинением славян скандинавам. Процесс образования государства при этом растянулся на долгое время, пока к середине X в. не было создано единое образование во главе с князем Игорем.

Социально-экономическая концепция

Она преобладала среди советских ученых. Исследователи обращали внимание на наличие социальных предпосылок к формированию государства. Среди них: совершенствование орудий труда, возникновение неравенства, классов, частной собственности.

Роль каждого племени определялась в зависимости от его развитости, готовности к вступлению в состав государства. Центром возникновения предрасполагающих факторов называется Среднее Поднепровье. Здесь проживали поляне, росы, северяне. В рамках теории утверждается тождество племен руси и полян.

Влияние внешнеполитического фактора

Некоторые исследователи считают его решающим в процессе формирования государства. Племена, расселившиеся по Среднему Поднепровью, объединились в союз для совместной борьбы с хазарами. Так в 830-840 гг. было создано самостоятельное государство. Власть в нем находилась в руках кагана. При этом была сформирована дружина. Состояла она преимущественно из наемных варягов, являвшихся превосходными воинами.

Используемый социологический подход к проблеме возникновения государства основывается на признании создания надплеменной дружинной прослойки. Она стала называться русь и впоследствии распространила свою власть на племена земледельцев, приняв функции государства.

Знаменитое объединение ценителей родной веры славян. Также употребляют термин «неоязыческое». «Нео» означает новый. Ведь древние славяне были язычниками, а наши современники возрождают и реконструируют их религию.

Создание: 1997 год. Участие принимали общины из столицы, Калуги и Обнинска. Возглавил Союз 19 июля В.С. Казаков из Калуги.

Цели ССО СРВ: возрождение, соблюдение славянской веры.

Задачи: проповедение славянской веры, создание и укрепление славянских «родноверческих» общин, «оживление» капищ, мероприятия по воспроизведению праздников, ритуалов; оберегание культуры и духовной жизни славян, моральное и физическое укрепление славянского народа.

Союз состоит из 16 общин. Участники его – жители России, Литвы. Но также ССО СРВ сотрудничает с подобными объединениями. Вместе все они возрождают веру наших предков.

Взаимодействие с приверженцами: Интернет (в том числе и социальные сети), газеты и журналы, через другие Общественные формирования.

Хронология ССО СРВ.

Довольно интересно и в рамках традиций проводится решение всех текущих вопросов и проблем этого объединения. 20 июля, если верить языческому календарю, день Перуна (бог Грома у древних славян). Именно в этот день организуется «Всеславянское вече». Там же происходят выборы верховного жреца и главы.

Структура Славянского Союза.

Как же было сказано, руководит Союзом его Глава, которого выбирают на вече. Помогает ему так называемый «Жреческий Совет». В объединение входят несколько территорий, которые называются Землями в соответствие с географическим расположением (Уральская, Сибирская и др.). Также важными являются специальные отделы, контролирующие различные направления: печать изданий, связь через интернет, исследовательскую и научную работу и другие.

В июне 2015 года количество членов Союза составило около двух сотен человек. Вступить в организацию можно через социальные сети, сайт родноверов.

Волхв Велеслав - О Славянской Свадьбе

"Славянский союз" - общественно-политическая организация националистического толка, запрещенная на территории Российской Федерации как экстремистская, члены которой продолжают активную деятельность, в том числе и в составе Этнополитического объединения "Русские".

Основание

"Славянский союз" действует с сентября 1999 года. Главными целями "СС" провозглашалось установление русской национальной власти и закрепление за русскими статуса государствообразующей нации.

Генеральная прокуратура относит "Славянский союз" к наиболее активным экстремистским объединениям России наравне с организациями: "Национал-социалистическое общество", "Движение против нелегальной иммиграции", "Северное братство".

Ключевые персоны

Лидером "Славянского союза" являлся Дмитрий Демушкин. Одним из громких имен движения являлся Вячеслав Дацик.

Биография движения

В сентябре 1999 года была основана всероссийская национал-социалистическая организация "Славянский Союз". Основателем стал Дмитрий Демушкин, покинувший до этого ряды РНЕ.

В составе "Славянского Союза" Дмитрий Демушкин вместе с активистами своего движения многократно принимали участие в акциях, шествиях и "Русских маршах" националистов.

В январе 2006 года Демушкин выделил адвокатов для защиты Александра Копцева, совершившего нападение в одной из московских синагог. При этом сам Демушкин утверждал, что принадлежность Копцева к Славянскому Союзу установлена не была.

В июле 2006 года Демушкин задерживался правоохранительными органами в связи с подозрениями о его причастности к произошедшему незадолго до этого взрыву около мечети в подмосковной Яхроме.

В начале 2010 года во главе членов "Славянского Союза" принимал участие в течение четырех месяцев в конфликте вокруг поселка "Речник", строения на территории которого подлежали сносу согласно решению Кунцевского суда Москвы.

27 апреля 2010 года Московский городской суд признал межрегиональное общественное движение "Славянский союз" экстремистским. Этим постановлением его деятельность запрещена на всей территории России.

29 июня 2010 года Верховный Суд РФ оставил в силе решение Московского городского суда о запрете движения. В тот же день Демушкин заявил о самороспуске организации.

11 декабря 2010 года Демушкин и активисты Союза принимал участие в беспорядках на Манежной площади, однако категорически отверг обвинения в том, что столкновения с ОМОН спровоцировали националисты.

12 марта 2011 года Демушкин выступил на митинге в Москве в защиту полковника Квачкова, обвиняемого в подготовке мятежа.

В мае 2011 года Демушкин, совместно с лидером ДПНИ Александром Беловым, выступил основателем нового националистического объединения "Русские". Новая организация была создана на базе запрещенных Славянского Союза и ДПНИ, а также ряда других националистических движений.

В марте 2012 года объединение "Русские" высказало намерение создать политическую партию, первоначальная численность которой должна будет составить около 20 тысяч человек. Лидером которой станет Дмитрий Демушкин.

В начале июля 2012 года Демушкин уведомил Минюст о создании организационного комитета политической партии "Партия националистов".

В ноябре 2013 года в столичном метро уроженца Дагестана расстреляли отец и сын из Чехова. В январе 2014 года националист Дмитрий Демушкин рассказал, что ему знаком старший из задержанных мужчин, что он занимался при "Славянском Союзе" рукопашной борьбой и ножевым боем. Демушкин отметил, что готов будет поручиться за задержанных в суде во время избрания меры пресечения.

Если мы двинемся по Восточно-Европейской равнине с севера на юг, то перед нами последовательно появятся 15 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене, центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

Это были: Ладога и Белоозеро, Старая Русса и Псков. Свое имя ильменские словене получили от названия озера Ильмень, находящегося в их владениях и называвшегося также Словенским морем. Для жителей, отдаленных от настоящих морей, озеро длиною в 45 верст и шириною около 35 казалось огромным, потому и носило свое второе название - море.

2. Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. (На землях кривичей впоследствии возникла Москва, однако об этом вы прочтете дальше.)

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину. На месте слияния двух этих рек и стоял главный город племени - Полоцк, или Полотск, название которого производят и по гидрониму: «река по границе с латышскими племенами» - латами, летами.

К югу и юго-востоку от полочан обитали дреговичи, радимичи, вятичи и северяне.

4. Дреговичи жили на берегах реки Принять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото». Здесь находились города Туров и Пинск.

5. Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя - князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав. В земле вятичей располагалась старая Рязань.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем. Когда же славяне расселились до Новгорода Великого и Белоозера, они сохранили свое прежнее название, хотя изначальный его смысл оказался утраченным. В их землях стояли города: Новгород Северский, Листвен и Чернигов.

8. Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, что привело к развитию сельского хозяйства, скотоводства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, в большей степени, чем другие, способствовавшее развитию древнерусской государственности.

Соседями полян на юге были русь, тиверцы и уличи, на севере - древляне и на западе - хорваты, волыняне и бужане.

9. Русь - название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся уче-ные -лексикографы, этимологи и историки - производят это название от почти повсеместно принятого в IX-Х веках имени норманнов - русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет - с VIII по XI век - и охвативших всю Европу - от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, - они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.

Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима - речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI-XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря. Наиболее вероятным кажется происхождение, их названия от реки Тивр, как древние греки называли Днестр. Их центром был город Червень на западном берегу Днестра. Тиверцы граничили с кочевыми племенами печенегов и половцев и под их ударами отошли на север, смешавшись с хорватами и волынянами.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень. Вместе с тиверцами они отошли на север, где и смешались с хорватами и волынянами.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж, а кроме того, были еще и другие города - Овруч, Городск, несколько иных, названий которых мы не знаем, но следы их остались в виде городищ. Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве. Они были решительными врагами первых киевских князей, даже убили одного из них - Игоря Святославовича, за что князь древлян Мал, в свою очередь, был убит вдовой Игоря, княгиней Ольгой.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

13. Хорваты , жившие вокруг города Перемышль на реке. Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранского слова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был поставлен новый город - Владимир-Волынский, который дал название образовавшему вокруг него Владимир-Волынскому княжеству.

15. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания. По данным письменных зарубежных источников, бужане занимали 230 «городов» - скорее всего, это были укрепленные городища, а волыняне - 70. Как бы то ни было, но эти цифры свидетельствуют о том, что Волынь и Побужье были заселены довольно плотно.

То же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена: черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь; на северо-западе обитали балто-славянские племена: корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы; на западе - поляки и венгры; на юго-западе - волохи (предки румын и молдован); на востоке - буртасы, родственная им мордва и болгары волжско-камские. За пределами этих земель лежала «терра инкогнита» - неведомая земля, о которой восточные славяне узнали лишь после того, как их познание мира очень сильно раздвинулось с появлением на Руси новой религии - христианства, а вместе с тем и письменности, которая была третьим признаком цивилизации.