Процессы глобализации и становление единого человечества. Причинно-следствеенные связи, аргументация

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ч а с т ь А
А1. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на
деятельность, поведение людей:
1) политика;
2) политическая власть;
А2. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм,
ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая
власть и осуществляется политическое влияние – это:
3) власть;
4) диктатура.
1) политический режим;
2) политическая система; 3) государство.
А3. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии принимают законы страны.
Б. Политические партии предлагают решения социально­экономических
вопросов.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А4. Политическая партия – это:
1) добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
либо участие во власти на государственном уровне;
2) непрерывно действующая организация,
существующая как на
национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и
отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке;
3) общественное движение.
А5. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести:
1) углубление международного разделения труда;
2) распространение технических достижений;
3) ослабление национальных культур;
4) расширение международного сотрудничества.
А6. Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире
выступает проявлением:
1) глобализации;
3) информатизации;

4) демократизации.
2) модернизации;
А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. В правовом государстве право выше власти.
Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А8. В структуру политической системы входят:
1) политические отношения и политические организации;
2) политические отношения, политические организации и политические
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
нормы;
3) политические отношения, политические организации, политические нормы,
политические идеи, взгляды и политическая культура.
А9. Гражданин К. решил подарить автомобиль своему сыну. Чтобы оформить
соответствующие документы, он доложен обратиться…
3) …в суд;
4) …в адвокатуру.
1) …в прокуратуру;
2) …в нотариат;
А10. Высшей юридической силой в нашей стране обладает…
1) …указ президента;
2) …федеральный закон;
3) …Конституция;
4) …постановление правительства.
А11. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения граждан?
1) Гражданское;
2) административное;
А12. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример
ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни
человека и общества говорят эти стихотворные строки?
3) трудовое;
4) конституционное.
1) Организация совместного досуга;
2) укрепление родственных связей;
3) совместное ведение домашнего хозяйства;
4) воспитание детей.

А13. В стране М. правительство формируется на основе результатов
парламентских выборов. При этом существует должность президента, который
избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?
1) Конституционная республика;
2) президентская республика;
А14. Верны ли суждения об уровне жизни?
А. Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового
3) парламентская республика;
4) ограниченная монархия.
национального продукта будет выше, чем прирост населения.
Б. Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение
осуществляется централизованно.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
А15. К формальным позитивным санкциям относят...
1) …доброжелательное расположение;
2) …государственные награды;
3) …лестные отзывы коллег;
4) …дружеское признание лучших качеств.
А16. Что из перечисленного характеризует религию?
1) Достоверно прогнозирует последствия социальных действий;
2) направлена на установление законов развития природы и общества;
3) связана с верой в наличие сверхъестественного;
4) способствует созданию новых отраслей производства.
А17. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется...
1) …милитаризацией общественной жизни;
2) …политическим плюрализмом;
3) …всесторонним контролем над жизнью общества;
4) …верховенством исполнительной власти.
А18. Какое действие является примером нарушения демократической
процедуры голосования?
1) Доставка инвалидам урны голосования на дом;
2) проведение предвыборной агитации в день голосования;
3) привлечение к участию в выборах находящихся под следствием;
4) установка кабин для тайного голосования.

А19. Какой институт политической системы обладает суверенитетом?
1) Средства массовой информации;
2) политические партии;
3) государство;
4) лоббистские группы.
Ч а с т ь В
В1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
«(1) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый
Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель
которой – изучение проблем современного мира. (2) Обострение глобальных
проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной
цивилизации. (3) Другие же считают, что попытки разрешить глобальные
проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В работе Римского клуба
принимают участие специалисты из разных стран».
Определите, какие положения текста носят:
А. Фактический характер.
Б. Характер оценочных суждений.
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«_____________(1) современные ученые называют процесс формирования
единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и
мировой системы ___________(2), внедряются единые представления об
оптимальном социально­политическом устройстве,
распространяется
______________(3). Глобализация – ______________(4) процесс, оказывающий
как позитивное, так и негативное
влияние на развитие современного
человечества. С одной стороны, происходит становление _______________(5)
общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со
странами «третьего мира», обостряется проблема ______________(6)».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить
в пропуски. Слова даны в именительном падеже единственного числа. Слов в
списке больше, чем вам необходимо.
А. Диалог культур.
Б. Разделение труда.
В. Общество.
Г. Глобализация.
Д. Противоречивый.

Е. Массовая культура.
Ж. Сельское хозяйство.
З. Информационное.
И. Компьютер.
В3. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными
ситуациями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из
второго столбца.
С о ц и а л ь н ы е с и т у а ц и и
А. Организация предпраздничной торговли.

Б. Проведение референдума о доверии президенту.
В. Принятие закона об общественных организациях.
Г. Написание приключенческого романа.
Д. Производство товаров массового спроса.
Е. Проведение научного исследования.
П о д с и с т е м ы о б щ е с т в а
1) Экономическая.
2) Политическая.
3) Духовная.
В4. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами
социальной мобильности: к каждой позиции первого столбца подберите позицию
из второго столбца.
События
Виды мобильности
А. Ученый­историк начал преподавать в университете.
Б. Научный работник получил ученую степень кандидата наук. 2) Горизонтальная.
В. Офицер получил внеочередное звание.
Г. Девушка­католичка накануне бракосочетания перешла в
протестантскую веру.
1) Вертикальная.
А – Б – В – Г –
В5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «искусство».
Образность,
субъективность.

эмоциональность,
фантазия,

обоснованность,

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
О т в е т: _____________________________________
Ч а с т ь С
Прочитайте текст и выполните задания к нему С1–С3.
Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на
очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти
«подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда –
отвергаются. Эти гипотезы полезны, необходимы и драгоценны; без них
исследование мира не могло бы совершаться, и наука стала бы невозможною. Но
они совсем не суть «доказанные истины», даже и те из них, которые доселе
подтверждались при наблюдениях. Чем дальше человек стоит от научной
лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность
научных предположений и объяснений. Только настоящие ученые знают границы
своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а
совсем не легкая, ежедневная добыча. Настоящий ученый прекрасно понимает,
что «научная» картина мироздания все время меняется, все осложняясь,
углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства.
Достаточно вспомнить, как изменилась вся картина мира после того, как
астрономическая система Птолемея была вытеснена системой Коперника; или –
что дало науке и народам открытие электричества или радио, или
беспроволочной передачи, или раскопки
доисторических городищ, или
спектральный анализ.
<…> все его
«определения», «объяснения» и «теории» – попытки приблизиться к живой тайне
материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за
нее свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но что касается ее
теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям
проблематичного и таинственного.
Настоящий ученый знает,
что
C1. Как философ оценивает значение гипотез в научном познании мира?
(Приведите две авторские оценки.)
С2. Почему автор берет в кавычки слово «доказанные», говоря об истинах?
Какой известный вам термин использует для обозначения данного вида истин
современная теория познания?
C3.
Какие особенности, по мнению автора, характеризуют взгляды
настоящего ученого на научное познание? Укажите три такие особенности.

С4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои
мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса
обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт.
Философия
Социальная
психология
Социология
Политология
Правоведение
Экономика
«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы»
(Д. Адамс)
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)
«Одна и та же социальная роль по­разному переживается,
оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон)
«При демократии человек не только наслаждается предельно
возможной властью, но и несет предельно огромную
ответственность» (Н. Казинс)
«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто
ему повинуется» (Демокрит)
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей:
плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость
передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон)

К л ю ч к т е с т у:
А1. 3). А2. 2). А3. 2). А4. 1). А5. 3). А6. 1). А7. 1). А8. 3).
А9. 2). А10. 3). А11. 1). А12. 4). А13. 3). А14. 1). А15. 2).
А16. 3). А17. 2). А18. 2). А19. 3).
В1. 1) – А; 2) – Б; 3) – Б; 4) –А.
В2. ГБЕДЗА.
В3. 1) – А, Д; 2) – Б, В; 3) – Г, Е.
В4. А – 1); Б – 2); В – 2); Г – 1).
В5 – обоснованность.

Часть В
Ответом на задания этой части теста (В1 – В5) может быть набор букв, слово (словосочетание), число или последовательность цифр согласно соответствующим указаниям, имеющимся в тексте задания.

Все буквы, слова, цифры и числа записываются в бланке ответов без пробелов и разделительных знаков (запятых, скобок, тире и пр.), за исключением запятой в записи десятичных дробей. В своих ответах используйте только ПРОПИСНЫЕ (ЗАГЛАВНЫЕ) буквы, написанные по образцу, приведенному в бланке для ответов.
В1. Прочитайте текст, используя для заполнения имеющихся в нем пропусков слова (словосочетания), приведенные ниже. При необходимости грамматическую форму слов, используемых для заполнения пропусков (падеж, число, род и др.), можно изменить.

Ответ запишите в виде последовательности из цифр, обозначающих использованные Вами слова (словосочетания).

« _________ современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы __________ , внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ____________ . Глобализация – ______________ процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______________ ».
Слова (словосочетания) для вставки:


Ответ:

В2. В стране Z проводился опрос учащихся пятых и девятых классов об их отношении к чтению книг. Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Укажите в бланке для ответов номера верных утверждений.


  1. Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», ниже среди пятиклассников, чем среди девятиклассников.

  2. Наименьшая доля опрошенных пятиклассников считает чтение скучным занятием.

  3. Учащимся пятых классов нравится читать в большей степени, чем учащимся девятых классов.

  4. Равные доли опрошенных обеих групп считают, что чтение сейчас никому не нужно.

  5. Среди опрошенных девятиклассников тех, кому нравится читать, меньше, чем тех, кто считает чтение скучным занятием.

В4. Укажите, какая форма государственного правления существует в государстве NN.

В государстве NN президент избирается всеобщим тайным голосованием граждан. Он определяет главу правительства и утверждает его состав. Президент утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку, но не может распустить парламент, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента через процедуру импичмента.


Ответ:

В5. Определите вид ответственности, которая наступает в случае совершения правонарушений, приведенных в левом столбце.

В бланке ответов запишите последовательность из шести букв, обозначающих соответствующие виды ответственности, в порядке перечисления правонарушений.


Ответ:

Начальный раздел контрольно-измерительных материалов включает в себя 40 заданий, которые разделяются по видам: на выбор одного правильного ответа из четырех (базовый уровень), с выбором нескольких правильных ответов из списка, на соотнесение двух суждений (повышенный уровень)

В часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части текста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:


  • найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;

  • определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;

  • выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;

  • обобщить приведенный ряд социальных объектов;

  • конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

  • дать оценку конкретной социальной ситуации;

  • выполнить различные операции с обществоведческими понятиями;

  • установить правильный контекст тех или иных социальных явлений.
В часть В входит 5 заданий двух типов. Первый тип – задания с выбором нескольких правильных ответов из списка. Они могут быть ориентированы на проверку фактических данных, теоретических признаков, характерных черт изучаемых обществоведческих понятий и явлений. Из перечисленных позиций в списке необходимо отыскать и указать все правильные ответы. Ответы следует записать в виде последовательности цифр, разместив их по возрастанию. К примеру, правильный ответ может быть оформлен: 145.

Второй тип заданий – задания на соотнесение позиций, представленных в двух столбцах.

Прокомментируем более подробно некоторые задания.

В части В в заданиях первого типа представлены задания, в которых необходимо установить соответствие между позициями, расположенными в двух упорядоченных столбцах. К каждой из позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельный пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществознания, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам.

В части В в заданиях второго типа даны задания, связанные с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнением в нем пропущенных слов из приведенного перечня. При выполнении задания необходимо внимательно читать предложения и мысленно, не заглядывая в приведенный перечень, стараться понять, какое понятие может быть вставлено вместо пропуска. Может возникнуть проблема понимания смысла текста из-за насыщенности его сложной специальной терминологией. Подготовка к решению данных заданий связана прежде всего с отработкой понятийного аппарата курса.

Глоссарий (словарь терминов)

Общество

Важнейшие социальные институты :

Социальной сферы:


  • семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.,
Духовной сферы:

  • религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.,
Экономической сферы:

  • деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.,
Политической сферы:

  • власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.
Глобальные проблемы современности - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Интерсоциальные проблемы:

Экологические проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы:

  • обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды; глобальное изменение климата; озоновая дыра; исчезновение видов флоры и фауны и др.;
Социальные проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества: Критерии общественного прогресса :

  • развитие человеческого разума;

  • совершенствование нравственности людей;

  • развитие производительных сил, включая самого человека;

  • прогресс науки и техники;

  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Научно-техническая революция(НТР)-

совокупность качественных изменений в технике , технологии и организации

производства , происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий

и оказывающихопределенное влияние на социально - экономические условия общественной жизни .

Общество в узком смысле слова - это


  • круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;

  • отдельное конкретное общество, страна, государство, регион;

  • исторический этап в развитии человечества;

  • человечество в целом.
Общество в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Основные сферы общественной жизни- структурные компоненты общественной системы, принимающие непосредственное участие в ее создании. Выделяют: экономическую, социальную, политическую и духовную сферы жизни общества.

Прогресс - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформа - какое-либо усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.)

Социальные последствия НТР :


  • обострение экологической ситуации, возникновение проблемы выживания человечества вследствие загрязнения и отравления окружающей среды;

  • изменение взаимоотношений в системе "человек - техника";

  • изменение содержания и характера производственных отношений;

  • рост доли высококвалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и технологий, что освобождает трудовые ресурсы;

  • повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовки кадров;

  • ускорение структурных изменений в сфере человеческой деятельности (перекачки трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания);

  • интернационализация общественных отношений (как пример - невозможность производить что-либо в одной стране, не принимая во внимание международные стандарты, цены на мировом рынке, международное разделение труда);

  • потеря человеком эмоциональности, интеллектуальная перегрузка, формализация контактов, одностороннее техническое сознание;

  • возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды.

Понятие общественного прогресса

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«__________ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы __________ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется __________ (3). Глобализация – __________ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ (5) общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема __________ (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) диалог культур Б) разделение труда В) общество Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер

Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство

2) создание основного продукта в сельском хозяйстве

3) завершение промышленного переворота

4) высокоразвитая инфраструктура

5) компьютеризация промышленности

6) преобладание патриархального типа семьи

Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?

1) завершение промышленного переворота

2) присваивающий тип хозяйства

3) развитие цифровых средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

5) ведущая роль информационных технологий

6) появление массовой культуры

Принцип гуманизации образования требует

1) усиления внимания общества к личности, её интересам

2) создания единой системы образования для различных стран

3) повышения роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

5) компьютеризацию учебных заведений



6) унификацию требований к учебному оборудованию

Выберите верные суждения о свободе человека?

1.Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

2.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

3.Свобода человека является синонимом вседозволенности.

4.Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

5.Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

6.Свобода личности не проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

5) урбанизация страны

6) высокая социальная мобильность

Процесс гуманизации образования предполагает

1) соблюдение устава школы

2) учет потребностей и интересов учащихся

3) обучение в две смены

4) разнообразие образовательных услуг

5) особое внимание к наукам о природе

Какая черта характеризует общество как динамическую систему?

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) постоянные изменения

4) самоорганизация и саморазвитие

5) наличии связи с природной средой

6) совокупности институтов и подсистем

7) способности к прогрессу

1.Одним из критериев прогресса является развитие производительных сил, в том числе самого человека.

2.Прогресс противоречив, общество платит высокую цену за достижения в сфере науки, техники, технологий.

3. К общественному прогрессу не относится развитие культуры и образования общества

4. В современную эпоху прогресс освоил все области общественной жизни

5. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс

Выберите верные суждения о типах общества?

1.В постиндустриальном обществе важнейшими социальными ценностями являются способность и готовность к изменениям и инновациям.

2.В индустриальном обществе уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями устойчивы.

3.Для информационного общества свойственна стабильность и неподвижность социальной структуры

4. Для индустриального общества свойственно выдвижение на первый план сферы услуг

5. Для индустриального общества характерна высокая социальная мобильность

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением трех, связаны с понятием «глобализация».

1) Локальная цивилизация; 2) сепаратизм; 3) интернет-сети; 4) мировые рынки;) интернационализация; 6) международное разделение труда; 7) протекционизм

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

Список терминов: 1) направленность 2)социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений. (Е) Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Выберите верные суждения о традиционном обществе?

1.В традиционном обществе достижения науки и техники стали активно внедряться в хозяйственную деятельность.

2.В традиционном обществе широко развивалась массовая культура.

3. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

4. Ведущий производственной сферой традиционного общества является сельское хозяйство

5. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

Выберите верные суждения о формах общественного развития?

1.Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

2.Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

3. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

4. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство

Выберите верные суждения об общественном прогрессе?

1. Источниками прогресса могут быть стремление человека к познанию, технические усовершенствования или социальные противоречия.

4. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в других.

Учёные опросили группу старших школьников, проживающих в крупных городах России. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, свидетельствует о прогрессе современного общества?».
Ответы школьников приведены в диаграмме.

Из неё следует, что наибольшая часть опрошенных избрала такие показатели, как прогресс науки и техники, рост уровня жизни и развитие образования. Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, материалы СМИ, конкретизируйте каждый из них.

1. Успехи науки и техники ведут к улучшению жизни человека, так как изобретаются новые технологии, которые упрощают его жизнь. Как пример, создание мобильных телефонов, которые упростили передачу информации, но есть и негатвиные факторы – производство более сметроносного оружия, потеря рабочих мест неквалифицированными рабочими, загрязнение природы.

2. Развитие науки и техники. Раньше шахтеры использовали примитивные инструменты (кирка), то сейчас существуют буры. Рыбаки пользуются локаторами.

3. Медицина находится на высоком уровне.

4. Доступность образования.

5. Рост уровня жизни людей.

В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

Тип общества - постиндустриальный. В обществе данного типа люди уделяют внимание окружающей среде, борются за охрану и сохранение природы.

Основной фактор производства - наука.

Требуются люди с высшим образованием, связанным с наукоёмкими технологиями, например, интернет-технологи.

В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:

1) общество не одобряет такого отношения к детям и родителям, в данной ситуации негативное отрицательное мнение может стать сильным внешним раздражителем;

2) такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, ему может быть стыдно, и он пересмотрит своё отношение к выполнению своих обязанностей по отношению к содержанию своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей;


3) такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков, и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности.

В га­зе­те была опуб­ли­ко­ва­на за­мет­ка о том, что груп­па рос­сий­ских учёных – химиков, по­лу­чив грант на исследование, в ре­зуль­та­те слож­ной ра­бо­ты под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го ака­де­ми­ка син­те­зи­ро­ва­ла в ла­бо­ра­то­рии вак­ци­ну от опас­но­го вируса.

Назовите и под­твер­ди­те ссыл­ка­ми на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации, три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

Приведены три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института, каж­дый из ко­то­рых подтверждён ссыл­кой на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации.

1) Вклю­ча­ет в себя си­сте­му ста­ту­сов и ролей (исследование про­хо­дит под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го академика).

2) Удо­вле­тво­ря­ет важ­ней­шие со­ци­аль­ные по­треб­но­сти об­ще­ства (учёные син­те­зи­ро­ва­ли вакцину).

3) Рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми для вы­пол­не­ния своих функ­ций (учёные ра­бо­та­ют на вы­де­лен­ный грант в спе­ци­аль­ной лаборатории).

В стране Z важнейшим фактором производства является информация, значительная часть экономического продукта производится в сфере науки и коммуникаций, виртуальной культуры. К какому типу относится общество страны Z? Назовите другие три черты обществ данного типа.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) тип - постиндустриальное (информационное) общество;

2) черты, например:

Использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни;

Занятость значительной доли населения в сфере науки, наукоёмких производств и сфере обслуживания;

Индивидуализация массового производства;

Преобладание среднего класса в структуре населения;

Распространённость стратегии образования на протяжении всей жизни.

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Религия как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Что такое религия.

2. Религиозные организации:

а) церковь;

3. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) регулирующая;

г) компенсаторная;

д) коммуникативная и др.

4. Виды религий:

а) политеистические, монотеистические;

б) архаические, национально-государственные, мировые.

5. Особенности мировых религий.

6. Свобода совести.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Наука как особая система знаний о мире.

2. Функции науки: познание мира и объяснение законов его развития;

6) мировоззренческая;

в) производственная;

г) прогностическая и др.

3. Система научных организаций:

а) академии;

б) научно-исследовательские центры, институты;

b) университеты и др.

4. Виды наук:

а) естественные;

б) точные;

в) социальные;

г) гуманитарные и др.

5. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики.

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Мораль и «золотое правило» нравственности».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.

2) Основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности:

а) «золотое правило» нравственности;

в) принципы и нормы морали.

3) Существует ли прогресс морали?

а) нравственный долг и проблема выбора;

б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.

ЭССЕ

«Наука это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

«Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)

Тема №5.2: Общество как динамическая система. Многовариантность общественного развития.

Часть 1

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное (аграрное) общество

2) индустриальное общество

3) постиндустриальное общество


В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения.

К какому типу относится общество Z?

1) индустриальному

2) постиндустриальному

3) традиционному

4) аграрному

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие

«аграрное общество».

1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

А) появление массовой культуры

Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства

В) развитие глобальных компьютерных сетей

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное

2) индустриальное

3) информационное


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу в отличие от общества другого типа?

1) преобладание семей патриархального типа

2) товарно-денежные отношения внутри страны

3) развитие электронных средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

Информационные технологии являются важнейшим фактором производства в стране Z. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Общественные взаимодействия регулируются существующими в стране социальными нормами.

2) Одним из доминирующих в стране секторов производства является сфера услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

6) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни общества.

«_____ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _____ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется(3). Глобализация –_____ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление_____ (5) общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема_____ (6)».

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

А) диалог культур Б) разделение труда В) общество Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер

Верны ли следующие суждения о формах общественного развития?

А. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

Б. Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы_____ (А): эволюция и революция. Учёные называют_____ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе_____ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о_____ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею _____ (Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального_____ (Е) и духовного развития».

Cписок терминов:

1) направленность

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) общественный прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние

Часть 2

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно- политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал). (Ю.А. Красин)

1) Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие к негативным, иначе ответ не будет засчитан.)

3) Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

10) Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле».

В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально- политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. (В. Кохановский)

5. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?

8. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.

Глобализация мирового хозяйства относительно новое понятие, введённое в широкий научный оборот в конце 1980-х -начале 1990-х гг. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения конкретного, специфического явления в современной экономике объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний.

Поскольку процессы глобализации имеют комплексный характер, затрагивают как экономику, так и другие сферы жизни общества, глобализация становится предметом исследования не только экономической науки, но и других общественных наук: философии, социологии, политологии, культурологии, истории, правоведения.

К факторам глобализации можно отнести развёртывающиеся и набирающие силу в рамках мировой экономики процессы… транснационализации хозяйственной жизни роста и развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп.

Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция не только на национальных рынках, но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции снижение издержек, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг становятся «мотором» глобализации.

Глобализация экономической деятельности разворачивается одновременно в двух плоскостях. На макроуровне, что проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений во всех их формах. На микроуровне глобализация означает в первую очередь изменение стратегии поведения и деятельности компаний субъектов рынка, прежде всего транснациональных корпораций.

Международные экономические связи превращаются в важнейшую форму самого существования всех составных частей мирового хозяйства; ни одно, даже самое мощное,

Государство не может теперь развиваться в режиме абсолютной самодостаточности, без тесного взаимодействия с внешней средой. (М.Н. Осьмова, А.В. Бойченко)

«________(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы_________ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ________(3). Глобализация -________(4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление _______(5) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема________(6)».

A) диалог культур Б) разделение труда B) общество Г) глобализация

Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число_____(2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные_______(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный_____(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение________(6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

A) исследование Б) различие B) труд Г) общение Д) учение

Е) стереотип Ж) роль 3) статус И) группа

В5. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ____(1). Это явление получило название социальной ______ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной



группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________(4).______ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. аналами мобильности выступают социальные______ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус

Е) вертикальная Ж) группа 3) стратификация И) маргинализация

В7. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Характеристика общества как_____ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными

элементами являются ____ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую___(3) общества. ___ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____(5), а также управление совместной _______(6) людей»

А) целостность Б) система В) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство

Ж) культура 3) социальные институты И) деятельность

В8 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с____(1). Основное её содержание - изменение и_____(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на ______(3) продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определённой_____(4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ______(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства,_____(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».

А) окружающий мир Б) приспособление В) преобразование Г) результат

Д) производство Е) сознательность Ж) потребление 3) потребность И) мотив

В9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических________(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число ______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые_____(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_____(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный_____(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же поло-ролевое разделение _____(6) потеряло былую жёсткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

А) исследование Б) различие В) труд Г) общение Д) учение