Про российскую армию для детей. Рассказ воспитателя об армии

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Викторина «Наша армия сильна» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель викторины: Используя игры и задания, познакомить детей с некоторыми родами войск в армии, и показать их назначение. Воспитывать чувство патриотизма, желание защищать свою Родину. Вызвать в ходе мероприятия эмоционально - положительный отклик у детей.

Оборудование: Пилотки из бумаги, изготовленные детьми старших групп; иллюстрации: военная техника, солдаты, моряки, десантники; погоны; 2 гимнастерки из картона и пуговицы к ним, 2 шнурка; игрушки: 2 танка на ленточках, кегли, бинты, полевые медицинские сумки.

Предварительная работа: Беседа «Почему Армия родная», рассматривание иллюстраций о военных профессиях, плаката «Военная техника».

Экскурсия в кадетский класc

Экскурсия в парк военной техники

Ребенок :

В февральский день, морозный день

Все праздник отмечают!
И всех защитников земли
Все люди поздравляют!

Ведущая: Дорогие ребята, наша встреча посвящена дню защитника Отечества.

Все может Родная Земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить нас своей красотой. И только защитить себя не может, защита Отечества- святой долг всех мужчин. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Не только мальчики вырастут и станут достойными защитниками Отечества, но и девочки должны быть готовы к этому. Они постигают азы медицинского дела, кулинарии.

Ребенок:

Ну-ка кто из вас решиться?

Ну-ка кто из вас готов?

Набираем мы команду

Только из смельчаков!

Чтобы выполнить заданье

Ну и всех повеселить,

Смекалку, ловкость, смелость,

Нужно проявить!

Ведущая: Вы готовы? Вот вам пилотки, вы приняты в команду защитников. Вперед к победе! За каждый правильный ответ вы получаете звезду.

I задание

Загадки:

Кто он? Военный прыгает с парашютом? (Десантник).

Кто носит тельняшку? (Моряк).

Ползет черепаха,

Стальная рубаха

Враг в овраг,

И она где враг (Танк).

Без разгона вверх и ввысь

Стрекозу напоминает

Отправляется в полет наш Российский (Вертолет).

Что носят военные на плечах? (Погоны).

Что кричат солдаты, когда идут в атаку? (Ура).

Солдат в воде по колено гуляет, а они, ноги защищают? (Сапоги).

Черная труба стрекочет огонь вылететь хочет (Пушка).

Ведущая: Молодцы, вы отлично справились и много получили звезд. Ах, как много должен знать военный, например, в технике разбираться и в родах войск. А вы знакомы с вооружением нашей армии?

II Задание «Пересчитай технику».

На одном плакате военная техника (от 1 до5 предметов), каждая обозначена цифрой.

Второй плакат с этой же техникой, но без цифр. Зрители видят первый плакат, ребенок, выполняющий задание, видит только второй плакат, и выполняет задание по памяти.

(Можно вызвать 3-4 ребенка, меняя последовательность цифр, закрепленных на липкой ленте, на первом плакате)

Ведущая: А кто солдату пришивает пуговицы на гимнастерке? (сам) да конечно сам, но когда он на привале ему могут помочь боевые подруги. Вот мы и посмотрим, какие они мастерицы.

III Задание «Пришей пуговицы».

Приглашаем 2 девочек. Они «пришивают» пуговицы, изготовленные из картона, на картонные гимнастерки, шнурком, на скорость.(2 раза)

Ведущая:Не только смелость и ловкость нужны солдату. В бою, для победы, необходимы рядом верные и надежные друзья.

IV Задание «Шифровка».

Прочитайте пословицы о дружбе, добавляя недостающие слова.

  • Сам пропадай, а товарища выручай.
  • Старый друг , лучше новых двух.

Детям предлагается знакомая песня о дружбе.

Ведущая: Вы отдохнули на привале, проявили находчивость и смекалку, а сейчас померяемся силой.

V Задание: «Лучший танкист».

Приглашаются 2 ребенка, которые должны провезти на ленточке танк между препятствиями из кубиков, кеглей так, чтобы не допустить аварии.

Ведущая: Солдат должен быть сильным и здоровым. Но еще он должен быть очень осторожным.

Пограничники не спят

Пограничники следят

Даже в полной темноте,

Мы врага найдем везде!

Игра «Переход границы».

Дети с колокольчиком ходят по ограниченному пространству. Два ребенка изображающие пограничников ловят их, с завязанными глазами.

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой,

Командир на командире,

Я один здесь рядовой!

Ведущая:Солдат должен четко выполнять строевые команды и уметь их отдавать.

VI Задание: «Ровняйсь, смирно».

Группа детей до 10 человек выполняет команды ребенка, выбранного «командиром».

На лбу бывают шишки,

Под глазом фонари,

Но если рядом медсестра,

Ушибы не страшны

Ведущая:И сейчас мы приглашаем девочек.

VII Задание: «Перевяжи бойца».

Дети исполняют песню «Наша Армия».

Вы твердо боролись за правое дело

Стремились к победе

Отважно и смело,

Вы наши защитники, все - молодцы!

Гордимся мы вами - наши бойцы!!!

Детям вручаются сладкие медали!


Дорогие ребята! Давайте побеседуем о профессии военнослужащего.

Кто такой военнослужащий? Это человек, состоящий на военной службе.

Я уверена, что каждый из вас видел по телевизору военный парад, который проходит 9 мая, в День Победы нашего народа в войне против фашисткой Германии.

По Красной площади идут стройными рядами, чеканя шаг, представители всех родов войск. На них парадная форма.

Блестят на солнце ордена и медали ветеранов, собравшихся на трибунах, чтобы посмотреть праздничный парад. А вечером, когда стемнеет, в небе зажигаются яркие огни салюта.

Парад — это демонстрация силы и мощи нашего государства, проявление патриотизма наших военных.

Как у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы.

Вооруженные силы можно разделить на три главные группы — это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше, военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе; и военно-морские — несущие вахту в морях и океанах.

Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигается на боевых машинах.

Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди — экипаж.

К сухопутным войскам относится артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные — ракетами. Знаменитая ракетная установка «катюша» громила врагов во время Великой Отечественной войны. В артиллерии служат артиллеристы.

Мотострелки, артиллеристы и ракетчики служат в Сухопутных войсках.

К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты.

В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача — не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

В особую группу выделены Воздушно-десантные войскаi (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств.

Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов.

Кроме смелости и отваги «голубам беретам» — так называют десантников (ведь они носят голубые береты как часть формы) — необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация — боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков — это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того в полете они имеют специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью.

Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое, может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Большие надводные корабли — линкоры — вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер — это корабль поменьше, а миноносец — корабль сторожевой.

Военных, которые служат во флоте, называют моряками.

На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогает помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.

Мой папа — капитан

Папа знает всё на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа —капитан!

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот — высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это — южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всем расскажет папа —

Папа всюду побывал.

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Есть у России и подводный флот — атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами — торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю.

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной. Отличие морской формы — бело-голубая полосатая тельняшка, а на голове бескозырка с лентами. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих.

Знаменитый полководец А.В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но чтобы солдату стать генералом, надо подняться по лесенке воинских званий на много ступеней.

Высшее морское звание — адмирал флота.

Давайте вспомним самых выдающихся российских военаначальников. Во флоте это Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Н.Г. Кузнецов. В сухопутных войсках — А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Самые бесстрашные летчики — это П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов, М.М. Раскова.

Послушав мой рассказ о военной службе, я думаю, дорогие ребята, вы поняли, что служба эта «и опасна, и трудна». Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они глубоко

любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.

Если среди вас есть те, кто мечтает о службе в армии, им можно посоветовать поступить в военное училище — суворовское или нахимовское.

Кого называют военнослужащим?

На какие три главные группы можно разделить вооруженные силы государства?

Расскажите о сухопутных, воздушных и морских родах войск.

В чем состоит служба пограничников? Десантников? Саперов?

Какими качествами должен обладать военнослужащий?

Хотели бы вы стать военнослужащим?

Часто дети задают себе вопрос: зачем служить в армии , и зачем армия вообще нужна? Ответы очень просты.

Наша страна считается независимой, следовательно, ее задача - защищать права и свободы тех, кто в ней живет. Для этого у России должна быть сильная армия, с которой никто не захочет связываться. Иначе ее могут завоевать другие страны. Все здоровые мужчины должны быть готовы в любой момент дать отпор врагу. Но одной готовности мало, иначе, зачем армии тратить столько сил и денег на подготовку солдат?

В армии сейчас используется очень много сложной техники и оружия. Морякам нужно знать и уметь одно, летчикам - другое, танкистам - третье. А еще у России есть Космические военные силы, которые нуждаются в очень умных и образованных людях. Так что даже самый отважный человек не сможет победить врага, если не пройдет специальную подготовку.

Защищать свою родину нужно учиться. Как раз в этим и занимаются во время срочной службы в армии. Поэтому каждый юноша, когда ему исполнится 18 лет, или после того, как он окончит институт, должен отслужить 1 год. Раньше в армию уходили на 2 года, но потом срок службы сделали меньше, чтобы солдаты не сильно скучали по дому. За год молодого человека научат всему, что нужно уметь настоящему бойцу, иначе непонятно, зачем он служил в армии .

На занятиях по стрелковой подготовке военнослужащих учат стрелять из разного оружия и объясняют, как его разбирать и чистить. На уроках по технике рассказывают, как устроены военные машины, какие у них есть возможности и что делать, если что-то сломалось. А еще есть подготовка тактическая. Там показывают, как лучше расположить войска, как должны передвигаться отряды при атаке, а как - при обороне. Это нужно знать не только командирам, но и простым солдатам. Ведь в бою, если офицер погибнет, командование должен взять на себя кто-то из рядовых.

Занятия в армии бывают теоретические (такие же, как в школе) и практические. Они проходят на стрельбищах и полигонах. Обученные военнослужащие участвуют в учениях, чтобы закрепить свои знания и почувствовать себя настоящими бойцами. И конечно, солдаты много занимаются спортом и тренируются сражаться врукопашную, поэтому домой возвращаются сильными и крепкими. Такими, какими и должны быть настоящие мужчины.

Когда год службы заканчивается, солдат увольняется в запас. Это значит, что быть в армии ему больше не нужно, но если вдруг начнется война, то он будет готов защитить страну от врагов. А некоторые солдаты, которым здесь понравилось и которые поняли, зачем нужно служить в армии , остаются - и со временем могут стать офицерами. Государство заключает с ними контракт – и платит зарплату. Армия для таких людей становится настоящей работой.

Армия детям , конечно, не грозит, но, тем не менее, хорошо бы заранее узнать все подробности о будущей службе.

Не нужно бояться, что прямо из военкомата тебя отправят на другой конец страны. Теперь почти все солдаты служат недалеко от дома. А еще у бойцов есть по два выходных в неделю, так, что можно потратить их на встречи с родителями и друзьями. Конечно, в нашей большой стране есть военные части, находящиеся в глухих лесах, бескрайних степях или за полярным кругом. Там тоже должен кто-то служить. Но отправляют туда или контрактников, или добровольцев.

Что еще необходимо знать детям о службе в армии ? Изменился распорядок дня солдат. Теперь они встают не в 6 утра, а в 7, а ложатся спать в 11 вечера. А тем, кому приходится очень много заниматься и тренироваться, дают отдохнуть еще и днем, в тихий час. Наверняка многие слышали о том, как солдаты ходят в наряды по кухне, подметают территорию части и моют полы в казармах. Так вот, сейчас в армии всего этого уже нет. Для исполнения работ по хозяйству армия нанимает специальных рабочих, которые получают за это зарплату. А солдаты только учатся военному делу, тренируются в меткости стрельбы и занимаются спортом.

Раньше служба в армии - детям стоит это знать - тянулась целых 2 года, так что времени хватало и по кухне подежурить, и стрелять научиться. Теперь же служат только 1 год, поэтому отвлекаться некогда, нужно учиться защищать свою Родину.

И самое страшное, что рассказывали детям о солдатах , - это то, что командиры в армии бьют подчиненных. В старой армии такое действительно случалось, но сейчас все офицеры обязаны поступать гуманно по отношению к своим бойцам. За тем, как обращаются с солдатами, постоянно следят юристы, специальные родительские комитеты и особенно сотрудники военной прокуратуры. Это серьезная государственная организация, которая отвечает за то, чтобы в воинских частях соблюдались все законы и не было дедовщины. А если командир все-таки решит проучить подчиненного, его за это очень строго накажут, могут даже посадить в тюрьму.

Вообще детям об армии следует знать еще и то, что в ней постоянно происходят изменения. Это делается для того, чтобы служба не была тяжкой повинностью и чтобы все призывники могли с пользой для себя провести год в воинской части, выполняя свой долг. За это время можно научиться защищать Родину и стать настоящим мужчиной.

Русь всегда славилась могучими воинами-богатырями, которые испокон веков защищали границы своего государства. В разные времена подвиг русского солдата помогал победить татаро-монгольские полчища, немецких и шведских рыцарей, в общем, всех тех, кто хотел завоевать нашу страну. В бой богатырей вели легендарные полководцы, например, Александр Невский, под командованием которого была одержана победа на Чудском озере, или Дмитрий Донской, выигравший знаменитую битву на Куликовом поле.

Со временем облик русского богатыря трансформировался: менялось вооружение и форма русской армии . Вместо копий и мечей появились первые ружья и пушки, а сами воины перестали заковываться в стальные доспехи, которые все равно не смогли бы защитить их от пули, и стали одеваться в мундиры. Но боевой дух и народные традиции сохранились. Мужественные солдаты армии Петра Первого разбили шведов в битве под Полтавой. Полки графа Суворова после долгих и ожесточенных сражений отвоевали у турок крепость Исмаил.

Не смогла завоевать Россию и французская армия Наполеона, которую все считали непобедимой. Русским солдатам под командованием Кутузова было очень тяжело, французам удалось даже взять Москву, но потом их все-таки заставили отступить.

Настоящий богатырский характер русские солдаты проявили и во время самой страшной войны, Великой Отечественной. Молодые пареньки и убеленные сединами старики, добровольно ушедшие на фронт или в партизаны, не спрашивали, как стать солдатом , однако их храбрость и сила, самоотверженность и героизм помогли прийти к великой победе.

Сначала они не дали подпустить фашистов к Москве, а потом выгнали их за территорию своей страны. В 1945 году наши армия триумфально вошла в Берлин, избавив весь мир от фашистской угрозы.

Форма солдат меняется, но героизм остается

При этом как русские богатыри, так и современные солдаты никогда не нападали первыми и не пытались завоевать чужие территории. Но если России грозила опасность, то на ее защиту поднималась вся страна, от подростков до стариков, которые не жалели своих жизней во имя Родины. Так было в семнадцатом столетии, когда народное ополчение, собранное Мининым и Пожарским, выбило из Москвы польских захватчиков. Так было и в веке двадцатом, когда сражаться с фашистами на фронт отправлялись все, кто мог держать в руках оружие. Эпоха, арсенал и форма русских солдат не имеют значения, важен их неизменно боевой дух. Мы можем только догадываться, как выглядел бы русский солдат на фото , если бы в те давние времена существовала соответствующая техника, но уверены, что в его глазах светилась бы та же жажда победы, которой славится и современный российский солдат.

Солдат русской армии не только сильный и храбрый, он еще и добрый. Во все времена наши воины славились тем, что никогда не бросали в беде своих товарищей, всегда помогали слабым и обиженным и боролись за справедливость. Не зря о богатырях древности слагали былины, а о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны написано много книг и снято много фильмов. Русские солдаты на видео и в художественной литературе всегда предстают благородными защитниками униженных и оскорбленных.

И сегодня каждый уважающий себя молодой человек должен на один год отправиться служить в армию и стать настоящим русским богатырем, который никогда не даст в обиду свою Родину. Благо экипировка современного солдата, учебное и боевое оружие, а также система обучения - все рассчитано именно на это.

Война это самое плохое, что может произойти в мире

Война это самое плохое, что может произойти в мире. И чем мощнее оружие, тем страшнее война. Во время второй мировой войны погибли десятки миллионов человек. А сейчас сразу у нескольких стран есть ядерное оружие. Одной-единственной современной бомбы достаточно для того, чтобы уничтожить целый город и всех его жителей. Поэтому если начнется новая мировая война, то, скорее всего, погибнут все люди на земле.

Президент России и другие руководители постоянно стараются сделать так, чтобы войны никогда больше не было. Любую проблему можно решить мирным путем. Для этого есть дипломаты, которые ведут переговоры с представителями других стран. Но нужно помнить, что никакие дипломаты не помогут, если Россия станет слабой страной. Тогда рано или поздно ее кто-нибудь непременно решит завоевать. Ведь наша страна очень богатая. В России можно добывать газ, нефть, уголь, золото, а в Якутии даже алмазы. Поэтому стране нужна сильная армия, которая сможет отразить любое, даже самое внезапное нападение.

Об этом много говорит и президент России, который также является Верховным главнокомандующим. Недавно он приказал усилить армию и сделать так, чтобы все войска всегда находились в состоянии боевой готовности. Это совсем не означает, что наша страна готовится к войне. Просто если во всем мире будут знать, что победить российскую армию невозможно, то и нападать на нас никто не посмеет.

Обороноспособность России все время повышается. Конструкторы создают новые самолеты, танки, корабли и ракеты. В защите страны участвуют даже космические спутники, которые, если на Россию кто-то нападет, тут же это засекут и предупредят руководство страны об опасности. Правительство тратит очень много денег на то, чтобы у армии было все самое новое, современное и надежное.

Но никакое оружие не умеет воевать само по себе, без участия солдат. Главные защитники страны это ее жители. И если война, не дай Бог, конечно, все-таки начнется, то каждый россиянин должен быть готов к тому, чтобы сражаться за свою страну и защищать свою семью.

Многие современные молодые люди, к сожалению, не всегда считают своим долгом научиться защищать свою страну. Они думают, что армия обойдется и без них, а служить должны кто угодно, но только не они. Такие люди не понимают, что только в армии юноша становится настоящим мужчиной, который может постоять за себя, за своих близких и за свою Родину. Тем более что служить сейчас нужно не два года, как раньше, а всего один. Причем солдат стараются не отправлять очень далеко от дома, чтобы они могли общаться с родственниками. Ну а те, кто в армии не служил, в случае нападения ничем России помочь не смогут.

А нападение может произойти, если все начнут уклоняться от службы и армия ослабнет. К тому же без армии невозможно бороться с террористами, которые взрывают дома мирных жителей, угоняют самолеты и захватывают заложников. О том, что любому государству нужны сильные воины знали еще правители древнего Рима. Они старались соблюдать простое правило «хочешь мира – готовься к войне». Это значит, что если у страны сильная армия, и ее солдаты готовая противостоять любому врагу, то и небо над этой страной всегда будет оставаться мирным.



Информация представлена с сайта «Все об Армии для детей»

Список книг о войне для старших дошкольников (5-7 лет)

- Алексеев С. Наташка. Три приятеля с Волхонки. Геннадий Сталинградович. Семь потов. Праздничный обед. Таня Савичева. Шуба. "Данке шён". "Мутти!" Бронзой поднялся в небо. Три автомата.

- Балл Г. Зелёная шишка.

- Баруздин С. Шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории Советской армии )

- Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша (в кн. "О смелых и умелых"). (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу )

- Георгиевская С. Галина мама. (В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)

- Герман Ю. Вот как это было. (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду. )

- Драгунский В. Арбузный переулок. (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве. )

- Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов.

- Иванов А. Как Андрейка на фронт бегал.

- Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники.

- Лавренев Б. Разведчик Вихров.

- Лободин М. Кусочек блокадного хлеба.

- Минчковский A. Гвардии Ион. (в кн. "Про других и про себя".)

- Митяев А. Носов и Назе. (в кн. "Письмо с фронта".)

- Нижний Л. Золотые руки. (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)

- Орлов О. Юнга Лялин. (в кн. "Глобус адмирала".)

- Осеева В. Андрейка. (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы )

- Панова В. Сергей Иванович и Таня.

- Пантелеев А. Главный инженер.

- Паустовский К. Стальное колечко.(Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.)

- Платонов А. Никита. (О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.)

- Туричин И. Сердце солдата. Защитники. Земляника. Сапоги. Маришкина пушка.

- Федоренко П. Компас Павлика Рыбакова.

- Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".)

- Шишов А. Лесная девочка. (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.)

Когда на тебя нападают - защищайся, а если враг напал на нашу страну, то вся Россия, каждый мужчина должен взять в руки оружие и встать на защиту Родины, своих детей, жен и матерей. Наша армия существует для того, чтобы в любой момент дать отпор врагам и победить во имя свободы и независимости нашей страны.

Россия - мирное государство , мы не хотим войны и не собираемся ни на кого нападать. Но и себя в обиду не дадим, для этого есть наши Вооруженные силы. Во время войны все военнослужащие принимают участие в боевых действиях, а в мирное время учатся боевому искусству, изучают оружие и новую военную технику.

Верховный главнокомандующий Вооруженных сил России - наш президент.

Наша армия состоит из нескольких родов войск. Сухопутные - это самый многочисленный род войск, в который входят пехота и артиллерия, танки и другая более сложная военная техника. Пехота ведет боевые действия на суше, передвигаясь пешком. Танкисты управляют сложными Моя Родина - Россия бронированными машинами, поддерживая пехоту. Войска противовоздушной обороны с помощью специальных высокочувствительных приборов следят, чтобы ни один вражеский самолет не вторгся в наше воздушное пространство. А пограничники охраняют Российскую Государственную границу, и если вражеские войска нарушают ее, то они сразу же вступают в бой и принимают первый удар на себя, не пуская врага вглубь страны.

Военно-воздушные силы созданы для отражения вражеских атак с воздуха. Российские летчики управляют современными самолетами, а стратегические бомбардировщики патрулируют границы России и в любой момент в случае нападения атакуют вражескую территорию.

Наши Военно-морские силы готовы обороняться с моря. Военные корабли и подводные лодки, морские пехотинцы и моряки несут боевую вахту по охране морских рубежей Родины. Во все време на Россия гордилась и гордится своими героическими моряками. Наша армия имеет специальные Воздушно-десантные войска. Десантники умеют прыгать с парашютом и выполнять боевые задачи в любой точке мира.

На вооружении ракетных войск стратегического назначения находятся баллистические ракеты с ядерным боезарядом. Они должны обеспечить ядерную защиту нашего государства и в случае атаки ядерными ракетами атаковать вражескую территорию.

Отдельными видами войск командуют маршалы и генералы.

Все здоровые молодые мужчины страны , которым исполнилось 18 лет, должны пройти службу в Российской армии. Они приносят присягу на верность Родине, клянутся защищать ее от врага, честно выполнять свой долг и приказы командиров. Оберегать нашу Родину - большая честь для каждого мужчины нашей страны. А чтобы попасть в тот род войск, который тебе больше нравится, нужно хорошо учиться в школе, потому что с каждым годом военная техника и стрелковое оружие становятся все сложнее, и слабо образованному человеку в ней не разобраться.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

с. Хабары, Алтайский край

Народное придание гласит, что родная земля может накормить человека хлебом, напоить водой из своих родников, но защищать себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой. Вот почему защита Отечества всегда была, есть и будет почетной обязанностью каждого гражданина России. Возникает необходимость уже с детства формировать у дошкольников чувство уважения к исторической памяти времен.

Сами по себе эти чувства не возникают, их нужно воспитать, и чем раньше, тем лучше, а это задача взрослых. Дети же воспринимают все события (в семье, в стране) на эмоциональном уровне. Для каждой семьи служба в армии является значимым событием в жизни, но родители не рассказывают об этом, а дети, не имея особого интереса и не спрашивают. Этот интерес необходимо вызвать, развить и поддержать. В имеющейся литературе (детской и информационной) , говорится об армии Советской, о Красном знамени с серпом и молотом, но с тех пор произошли большие изменения – армия стала российской, изменились символы, форма, условия службы. Эту информацию нужно найти, возникает идея создания проекта «Служу России!»

Цель. Познакомить детей с ролью Российской армии в современном обществе, воспитывать чувство уважения и гордости к сегодняшним защитникам Отечества.

Задачи. 1. Расширять представления детей о назначении и функциях армии. .2.Сформировать более полные представления о некоторых родах войск (танковые, ракетные, мотострелковые, авиация, подводные.) 3. Научить различать флаги видов и родов войск. 4. Иметь представление о символах Вооруженных Сил России. 5. Развивать эмоционально-положительное отношение к защитникам Отечества, желание быть похожими на них. 6. Подвести детей к пониманию, того, что наша армия защищает всех людей, наша армия-армия-освободительница, миролюбивая и гуманная.

Участники проекта. Воспитатели, дети, родители, представители общественных организаций.

Реализация проекта

Взаимодействие участников проекта.

  • Деятельность воспитателей. Самообразование по теории вопроса; подборка необходимой литературы и наглядно-информационного материала; разработка конспектов занятий и сценария праздника; разработка проекта.
  • Воспитатели - дети. Выявление уровня знаний детей по рассматриваемой теме; проведение занятий «Почему армия всем родная?» , «На службе Отечества» ; организация выставок «Мой папа - самый лучший» и «Военная техника» , с использованием детских работ; беседы «Наша армия» , «Если страна без армии, то…»; чтение художественной литературы: А.Митяев «Кто нужнее?» , А. Барто «На заставе» , Б. Никольский «Препятствие» , М. Исаковский «У самой границы» , Я. Длуголенский «Что могут солдаты» , П. Берестов «Хочу быть военным моряком» ; заучивание наизусть стихотворений по рассматриваемой теме; знакомство с пословицами об армии, подвигах, славе; дидактические игры «Какого войска флаг?» , «Назови символ» ; изготовление сюжетных аппликаций «Танкисты» , «Моряки» , «Летчики» , солдатиков разных родов войск (девочки - мальчикам) и поздравительных открыток (дети - папам) ; проведение различных эстафет, состязаний «На учениях» , «Один на один» , «Меткий стрелок» .
  • Воспитатели - родители. Индивидуальные беседы по теме, проведение консультаций по оформлению книги «Наши родные - наши защитники» ; создание фотогазеты «Папы всякие важны» ; оформление папки – передвижки «Наши мужчины» (отражена созидательная роль мужчин: заботливые отцы, великие музыканты, художники, ученые, защитники Родины.)
  • Родители – дети. Рассматривание военного билета; рассказ ребенку о своей службе в Вооруженных силах; рассматривание наград; рассказ о том, за какие заслуги получена награда.
  • Родители – дети – воспитатели. Создание рукописной книги «Наши родные – наши защитники» ; организация и проведение тематических экскурсий в военный комиссариат, краеведческий музей; групповой праздник «Слава армии родной»
  • Дети – дети. Сюжетно – ролевые игры «Моряки» , «Десантники» , «Танкисты» ; рассматривание иллюстраций, открыток данной тематики; рассказы интересных фактов из армейской жизни своих родных.

Сравнивая результаты проведенной диагностики, сделан вывод: на начало проекта знания детей о современных Вооруженных Силах России являлись очень поверхностными. Дети путали участие в военных действиях со службой в армии, не четко определяли значимость армии и обязанности военнослужащих, и имели очень смутное представление о символах ВС Российской Федерации. У дошкольников было мало знаний о службе в армии их родных. На момент заключительного этапа проекта, дети достаточно четко определяют понятие «армия» , знают обязанности военнослужащих, различают символы ВС Российской Федерации, с гордостью рассказывают о своих родных – защитниках Отечества. Все без исключения мальчики хотят идти в армию, желают служить в ракетных, воздушно – десантных, подводных, космических войсках. И ребята отмечают, что для службы в армии, нужны не только сила и здоровье, а еще ум, смелость, умение разбираться в военной технике и оружии, и владение боевыми видами искусств.

Эффективность. В сравнении с традиционным подходом, за сравнительно короткий срок, дети получили большие знания, т.к. для решения задач проекта, в активный творческий поиск нужной информации были вовлечены и дети и родители. При таком подходе более полно реализуется творческий потенциал всех участников проекта.

Постановка новой проблемы. Получив более правильное представление о современной армии, дети стали проявлять интерес к военным действиям. Я предложила им больше узнать о событиях Великой Отечественной Войны. Из слов родителей, поняла, что дети интересуются участием прапрадедов в войне, военной техникой тех лет, наградами. Создалась ситуация возникновения нового проекта. Мы с детьми решили его назвать «Они защищали Родину» .

Приложение.

*Конспекты занятий: «Почему армия всем родная?» , «На службе Отечества»

*Экскурсии: в военный комиссариат, в краеведческий музей.

*Сценарий праздника «Слава армии родной!»

Приложение 1

«Почему армия всем родная?»

Старший дошкольный возраст

Цель. Выявить знания детей о современных Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ход занятия

Воспитатель. Скоро наступит последний зимний месяц февраль. Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитника Отечества.)

Кого мы чествуем в этот день? (Этот день стал для россиян праздником мужчин – защитников Отечества и семейного очага.)

Где молодые люди постигают военную науку? (Ребят в восемнадцатилетнем возрасте призывают в ряды Вооруженных Сил – в армию.)

Как вы понимаете слово «армия» ? (Слово «армо» от латинского – «вооружаю» . Армия – это Вооруженные Силы нашей страны.)

Чему учат солдат в армии? Каким должен быть воин? Кто руководит военной службой солдат? (Трудная, но почетная обязанность защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Солдаты проходят службу под руководством офицеров. Чтобы стать офицером надо, закончить специальное военное училище, много знать уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.)

Подберите определения к слову армия. Армия какая? (Сильная, большая, непобедимая, несокрушимая.)

Послушав рассказ А.Митяева, вы узнаете, как еще люди называют нашу армию.

Воспитатель читает рассказ «Почему армия всем родная» .

Вопросы для беседы по рассказу.

Как люди называют нашу армию? (Родная.)

Почему Коле армия родная? (В армии служит его родной брат.)

Почему тете Маше армия родная? (В годы войны родные русские солдаты, защищали их деревню от фашистов.)

Что Лене показал папа? (Военный билет.)

Почему Лене армия родная? (Ее папа – танкист запаса армии.)

А вам всем армия родная? (Дети, высказывают свое мнение, через принадлежность их родных к армии.)

Кому из вас довелось видеть папин или дедушкин Военный билет? (Высказывания детей.)

Вывод по занятию. Знания детей о современных Вооруженных Силах являются очень поверхностными. Дети мало или ничего не знают о службе в армии своих родных. Но интерес появился, дети захотели расспросить своих родных о службе в армии. С детьми принимаем решение создать проект «Служу России!» , с целью конкретизации знаний о современной службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приложение 2

«На службе Отечеству»

Старший дошкольный возраст

Задачи:

*дать детям общее понятие «армия»

*формировать представление о современных видах и некоторых родах войск ВС РФ

*познакомить с символами Вооруженных Сил России

*дать знания о воинских обязанностях защитников Родины

Ход занятия

Воспитатель. Наша страна Россия – самая большая страна в мире. Она граничит с шестнадцатью государствами, омывается водами двенадцати морей. Разнообразна природа России – это пустыни, тундра, леса, реки и озера. Родина – это и народ, который живет на территории государства, с его культурой, обычаями и традициями. Родная земля кормит, поит человека, но защитить себя она не может. Это святое дело граждан России воинов – защитников, составляющих нашу армию – Вооруженные Силы России. Российская армия бережет покой нашего народа, защищает его и отражает нападения неприятеля.

Воин России обязан умело защищать страну, выполнять приказы командиров, быть дисциплинированным, вооружение и воинскую технику содержать в постоянной готовности, хранить военную тайну и оберегать Боевое знамя части.

Страна нуждается в защите на земле, в воздухе и на море. Различают три вида Вооруженных Сил: Сухопутные войска, Военно – воздушные силы и Военно – Морской Флот. Три взаимосвязанных вида ВС.

Сухопутные войска (демонстрация флага) самый многочисленный и разнообразный по вооружению вид ВС. В их состав входят мотострелковые, танковые, ракетные рода войск.

Военно – воздушные силы защищают страну от ударов противника с воздуха и космоса. Они включают в себя авиацию, зенитные ракетные войска.

Военно – Морской Флот защищает и ведет боевые действия на морях и в океанах. Сюда входят подводные, надводные силы, береговые войска, морская авиация.

Самый высокомобильный род – Воздушно – десантные войска, их по праву называют «крылатой гвардией» , их девиз: «Никто, кроме нас» . Войска ВДВ находятся в постоянной боевой готовности.

Космические войска предназначены для защиты страны в космическом пространстве.

У Вооруженных Сил РФ существуют свои почетные знаки – символы: Знамя ВС, эмблема и Боевое Знамя части. (Демонстрация иллюстраций по ходу занятия)

Знамя ВС РФ - полотнище красного цвета, обшито золотой тесьмой. На лицевой стороне полотнища, в центре, - двуглавый орел. В каждом углу полотнища, с обеих сторон, - золотистая пятилучевая звезда. На оборотной стороне полотнища, в центре, - эмблема Вооруженных Сил. В верхней части надпись «Отечество» , в нижней – «Долг Честь» .

Эмблема ВС РФ представляет собой изображение золотого (серебряного) двуглавого орла с распростертыми крыльями, держащей в правой лапе меч, а в левой – лавровый венок. На груди орла – красный щит, увенчанный короной. На щите – всадник, поражающий копьем дракона.

Боевое знамя части – олицетворяет честь, доблесть, славу и боевые традиции части. Вручает его части Президент РФ. Боевое знамя части всегда находится с воинской частью. Военнослужащие части обязаны мужественно защищать Боевое знамя и не допускать его захвата противником.

Приложение 3

Экскурсия

в военный комиссариат Хабарского района

Организаторы экскурсии. Родители Змеевская Ю.А., Маракина Г.В. фельдшер военного комиссариата Хабарского района.

Участники экскурсии. Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, представители военного комиссариата.

Экскурсию провели. Воспитатель Степаненко Л.А., лейтенант Антонов А.И. начальник третьего отделения военного комиссариата.

*знакомство с представителями военного комиссариата

*осмотр кабинета военного комиссара

*рассказ о предназначении военного комиссариата

*знакомство с символикой Вооруженных Сил России

*обзор стенда «Ордена и медали России» , беседа о наградах, получаемых военнослужащими за особые заслуги перед Отечеством

Вывод по экскурсии. Дети получили более полное наглядное представление о работе военного комиссариата. Создалась атмосфера доверия и уважения.

Приложение 4

Экскурсия в музей

Организаторы экскурсии. Родители и воспитатели.

Участники экскурсии. Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, работники музея.

Экскурсию провели. Директор музея Дик Н.Н., воспитатель Степаненко Л.А.

*осмотр зала «Боевой славы»

*рассказ экскурсовода об участии воинов – земляков в локальных вооруженных конфликтах (с демонстрацией экспонатов данной тематики)

Вывод. Дети узнали конкретные исторические факты о воинах – земляках, которыми гордятся люди нашего села, увидели их фото и некоторые личные вещи. Экскурсия вызвала эмоционально – положительное отношение к воинам, желание быть похожими на них, гордость за своих воинов – земляков.

Приложение 5

Слава армии родной!

Праздник

Старший дошкольный возраст

Материал и оборудование. Флажки и султанчики, звездочки (алые и малиновые) для жеребьевки, диски, четыре таза, две пары лыж, два белых халата, два мешка, малые мячи, кубики, гимнастическая скамейка, две подушки, два обруча, гимнастические палки, дуги, два матерчатых тоннеля, два конверта, два подноса с нарезанными яблоками, аудиозапись музыки.

Звучит аудиозапись песни «Бескозырка белая» (исп. Р.Газманов и Л. Лещенко) . Дети входят в зал (у мальчиков в руках российские флажки, у девочек – разноцветные султанчики) и показывают музыкально – ритмическую композицию.

Первый ребенок.

День нашей армии сегодня

И ей уже немало лет.

Привет защитникам народа!

Российской армии –

Все. Привет!

Второй ребенок. Вам, будущие воины!

Третий ребенок. Вам, кто службу ратную отслужил!

Девочки. Посвящается наш праздник.

Ведущий. Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова. Защита Отечества – долг каждого гражданина, почетная обязанность каждого мужчины. Сердечно поздравляем всех тех, кто уже прошел военную службу и тех, кому еще предстоит ее нести. С праздником! С днем Защитника Отечества!

Четвертый ребенок.

У народа есть сила ударная

Для охраны мира и побед.

Красная армия! Российская армия!

Все. Слава! Слава! Слава тебе!

Пятый ребенок.

Мы любим армию свою,

Она большая сила

Она, бесстрашная в бою

Всех недругов разбила.

Шестой ребенок.

И песни мы о ней поем

О доблестных походах,

Она хранит наш мирный дом,

Покой и труд народов.

Седьмой ребенок.

Родная армия сильна

В боях непобедима

На страже Родины она

Стоит несокрушимо.

Дети исполняют песню «Наша Родина сильна» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной)

Восьмой ребенок.

В день Защитника России

Поздравляем наших пап.

Салютует в небе синем

Разноцветный звездный залп!

Дети по очереди.

Расскажу я вам секрет –

Лучше папы друга нет.

Самый лучший папа мой –

Он всегда, везде со мной.

Весело в саду живем –

Папам песенку поем.

Дети исполняют песню «Лучше папы друга нет» (муз.Б.Савельева, сл. М.Пляцковского)

Первый мальчик.

Мимо дома, мимо сада

Он шагает: раз, два, три.

На российского солдата

С уважением смотри.

Второй мальчик.

На границе и в столице

Службу он свою несет

И российского солдата

Уважает весь народ.

Третий мальчик.

В морях и океанах,

От берега вдали,

В дозоре неустанно

Родные корабли.

Четвертый мальчик.

Под знаменем российским,

Под знаменем отцов

Идут, идут отряды

Отважных моряков.

Мальчики исполняют песню «Будем солдатами» (муз. и сл. З.Роот)

В февральский день, морозный день

Все праздник отмечают,

Девчонки в этот славный день

Мальчишек поздравляют.

Первая девочка.

Мужской нашей половине

Мы поздравленья шлем свои

Для этого есть все причины

Ура защитникам страны!

Вторая девочка.

Мы под вашею защитой

Вполне спокойно можем жить,

Покуда крепки ваши спины,

Нам будет нечего тужить.

Третья девочка.

Богатырского здоровья

Мы хотим вам пожелать

Лучше всех на свете бегать

И в футбол всех обыграть.

Четвертая девочка.

Пусть удача будет с вами,

Только вы дружите с нами.

Нам во всем вы помогайте,

От других нас защищайте.

Пятая девочка.

Мы мальчишек поздравляем

И здоровья им желаем,

Чтоб росли большими

И отличниками были.

Шестая девочка.

Дарят девочки с улыбкой

Всем солдатам по открытке.

Просим нас не обижать,

А беречь и охранять.

Девочки вручают мальчикам открытки, сделанные своими руками.

Седьмая девочка.

Мы споем для пап сегодня

И мотив у нас один

С двадцать третьим вас поздравить

Очень – очень мы хотим.

Дети исполняют частушки.

Ведущий. Чтобы выбрать молодцов – для нашей армии бойцов, предлагаю провести соревнования.

Проводится жеребьевка, группа делится на две команды, папа со своим ребенком становится участниками команды «Моряки» либо «Летчики» . Из числа мам выбирается жюри, в количестве трех человек.

Конкурс «Зарядка солдата» .

Дети и папы образуют общий круг, под фонограмму песни «Богатырская сила» , мальчики, выходя по очереди в центр, показывают движения утренней зарядки, все выполняют, жюри оценивает.

Конкурс «Возьми врага в плен» .

Команды строятся в колонны. По сигналу первые участники надевают лыжи, «маскировочный халат» , берут мешок и бегут к корзине с мячами, кладут мяч в мешок и возвращаются, передают инвентарь следующему в команде. Побеждает та команда, которая выполняет задание быстрее.

Конкурс «Саперы» .

Участники образуют две шеренги. На полу по залу лежат «мины» - диски. В конце каждой шеренги стоят тазы. С началом музыки, первые берут по одному диску и передают их по цепочке последним, которые складывают их в тазы. И так пока на полу не останется ни одной «мины» . Побеждает команда, собравшая больше дисков и не уронившая ни одного.

Конкурс «Разбери боеприпасы в ночное время» .

Четверым участникам (папа и ребенок из каждой команды) завязывают глаза и подводят к тазам с кубиками и мячами. Нужно рассортировать предметы по коробкам. Побеждает команда, чьи участники быстрее справились с заданием.

Конкурс «Рукопашный бой» .

По одному ребенку из каждой команды берут по подушке, встают на гимнастическую скамейку (папы с двух сторон придерживают скамейку) и по сигналу начинают бой. Задача каждого – сбить соперника со скамейки. Проигрывает тот, кто первым коснулся пола. Конкурс продолжается до тех пор, пока все дети не проведут бой.

Для пап условия меняются. Два соперника встают в обруч (на одну ногу) и по команде пытаются выбить друг друга из круга. Проигрывает тот, кто первым оказался за кругом. По сумме победителей (детей и пап) жюри определяет выигравшую в этом конкурсе команду.

Конкурс «Служба службой, а обед по расписанию» .

Команды строятся в две колонны. Перед каждой стоит столик, на котором – поднос с нарезанными яблоками (в каждом кусочке – зубочистка) . Под музыку первые участники бегут к столику, берут один кусочек яблока и едят. Передать эстафету следующему участнику, можно только, съев яблоко. Победит команда, быстрее справившаяся с заданием.

Конкурс «Бег в мешках» .

Каждому участнику необходимо пробежать в мешке определенное расстояние, обежав стул, возвратиться назад и передать мешок следующему участнику своей команды. Команда первая справившаяся с заданием – побеждает.

Конкурс «Боевая тревога» .

Дети обеих команд встают в общий круг. Перед каждым на полу лежит гимнастическая палка «автомат» . Пока звучит музыка, дети бегут по кругу друг за другом, (ведущий убирает две – три палки) с окончанием музыки, каждый «вооружается» - берет палку. Те, кто не успел взять палку, выбывают из игры. Конкурс проводится до одного победителя.

Вторым этапом в конкурсе участвуют только папы, задание остается тем же. Выявляется победитель.

Конкурс «Доставь донесение в штаб» .

Перед каждой командой в конце дистанции стоит стульчик, на котором лежит конверт. Папы с детьми преодолевают полосу препятствий: дети проползают по тоннелю, папы придерживают; дети пролезают под дугами, папы – в обруч; папа с ребенком, держась за руки, перепрыгивают на двух ногах через гимнастические палки; обегают вокруг стула и возвращаются к месту старта, передают эстафету следующей паре в своей команде. Последние пары, добежав до стула, берут конверт и приносят его «в штаб» - жюри. Выигрывает команда, быстрее преодолевшая полосу препятствий.

Ведущий. Все конкурсы завершены. Пока жюри подводит итоги, ответьте мне, ребята, что могут ваши папы?

Дети. Мой папа может все!

Дети исполняют «Песенку про папу» (сл. М.Танича, муз. В.Шаинского) .

Жюри сообщает итоги соревнований. Проводится награждение детей медалями. Дети дарят папам солдат (изготовленных накануне) .

Ведущий. Уважаемые папы, помните ли вы, как давно вы танцевали вальс? Сегодня вам предоставляется такая возможность, пригласите ваших дочерей на танец.

Папы с дочерьми исполняют танец «Пригласи меня, папа, на вальс» (муз. и сл. Л.Олифировой) .