Причины проявления речевой агрессии. Русский язык

Сценарий семинара-практикума

«Речевая агрессия»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи семинара:

дать теоретическую информацию педагогам о причинах речевой агрессии;

отработать навык по применению приемов контроля над агрессией слова;

Целевая группа: педагоги.

Ход семинара:

Введение 15 мин

Объявление темы, введение.

Приветствие

Разминка

Теоретическая часть 30 мин

Речевая агрессия педагога

Формы проявления речевой агрессии

Практическая часть 30 мин

Отработка навыка

Обратная связь

Общая продолжительность: 1 ч 15 мин.

Семинар-практикум «Речевая агрессия».

Введение

Объявление темы

Приветствие

Участникам предлагается, сидя в кругу, рассказать о своем настроении, ассоциируя его с погодой, книгой, цветом и т.д.

Разминка «А я еду...»

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Теоретическая часть.

Понятие, причины речевой агрессии

Речевая агрессия - это обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой форме.

Причины речевой агрессии

Общие

Частные

пропаганда насилия

ответная реакция на агрессию

в обществе пропагандируется атрибут сильной уверенной личности

внешний раздражитель

замещение физической агрессии

намерение нанести урон «по привычке»

семейное воспитание

детский коллектив (отрицательный опыт)

Выводы:

Речевая агрессия - широко распространенное явление в среде детей и подростков.

Подростки, склонные к речевой агрессии, в целом не оценивают свое речевое поведение как агрессивное.

Речевая агрессия педагога

Причины

Как непроизвольная реакция педагога на возникшую раздражающую ситуацию; чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией.

Как осознанная целенаправленная реакция.

Последствия речевой агрессии педагога

У детей и подростков снижается самооценка, возникает неуверенность в себе.

Педагог невольно вырабатывает у детей ответную агрессивную реакцию.

Создается, сначала, негативное отношение к самому агрессору, а затем это негативное отношение переносится на все общество, которое педагог представляет.

Основные формы проявления речевой агрессии

Оскорбления.

Угрозы.

Грубые требования.

Грубый отказ.

Враждебные замечания.

Насмешки

Приемы контроля над речевой агрессией

Игнорирование речевой агрессии (метод «угашения»).

Человек не реагирует на речевую агрессию в свой адрес, как бы «не замечает» враждебности со стороны собеседника, не отвечает грубостью на грубость.

Пример:

Молчание в ответ на агрессивное высказывание.

Отказ от продолжения общения (отвернуться уйти).

Продолжение общения в спокойном ровном тоне.

Переключение внимания - предполагает попытку отвлечь собеседника от агрессивного намерения, перевести разговор на другую тему.

Пример:

Задать собеседнику неожиданный вопрос («А что ты думаешь о…?»)

Внести интересное предложение («Давай лучше сходим в кино.»)

Предложить интересное увлекательное задание (игра).

«Тактическое сомнение» (метод «подзадоривания») - предполагает словесную «провокацию»: задеть самолюбие, бросить вызов.

Пример:

«Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась…».

«Ну-ка, кто самый смелый - кто первым пойдет мириться?».

Открытые словесные порицания. Предполагает устранение открытой, явно выраженной речевой агрессии.

Пример:

«Я делаю вам строгое замечание!».

«Ребята, прекратите ругаться!».

Юмор, шутка - сильное средство отведения агрессии, т.к. смех зачастую просто «снимает гнев других».

Требования:

Шутка не должна быть обидной.

Должна быть понятной.

Учитывать индивидуальные особенности детей и подростков (чувствительность).

Убеждение - разъяснение детям и подросткам правил дисциплинированного поведения.

Не следует:

Убеждать в недоступном («больше никогда не надо ссориться»).

Повышать тон.

Убеждать походя.

Внушение - косвенные убеждения, является более мягким, скрытым, менее обидным для адресата.

Пример:

Совет («На твоем месте, лучше было бы поступить так…»).

Выражение отношения к проступку («Я бы сделала не так, а так…»).

Указание на отрицательные последствия речевой агрессии.

Профилактическая беседа .

Целесообразно проводить в том ситуации, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому что, данный ребенок вообще отличается склонностью к речевой агрессии.

Практическая часть

Психолог: Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться в отработке использования приемов контроля над речевой агрессией. Для этого мы объединимся в две команды. Каждая команда получит ситуацию конфликта. Ваша задача, путем совместного обсуждения, указать форму проявления агрессии в данной ситуации, разрешить её путем использования какого-либо приема контроля над агрессией.

9. Отработка навыка использования приемов на практике:

1. Дети и подростки готовятся к большому мероприятию. Большинство детей принимают в этом активное участие. Но один мальчик 13 лет отвлекает педагога и других детей своими разговорами, т. е. позволяет себе грубые насмешки и оскорбления в адрес участников: «Санек, у тебя что руки-крюки, чего как криво режешь!»; «А, ты, Ленка, чего удумала, заголовок красным цветом разукрасить, никакого соображения!» и т.д.

2. Среди детей и подростков проходит интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Кроме непосредственных участников, на мероприятии присутствуют другие дети - зрители, которые задевают игроков колкими высказываниями: «Да, Женя, мы думали, что ты умнее, а на деле вышло не так», «Лешка, ты балбес что ли, такой простой ответ, и не знаешь!» и т.д.

Педагоги обсуждают свои варианты. По истечении 15 минут парламентер от каждой команды говорит, что у них получилось.

10. Обратная связь

Что нового узнали? Всё ли было понятно? Будете ли применять предложенные приемы на практике, если не будете, то почему?

Литература

Щербинина Ю.В. «Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления». Учебное пособие/М.: Флинта: Наука, 2004 г.

Вы держите в руках не совсем обычное учебное пособие, в котором рассматривается речевая агрессия – явление, тотально захватившее многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемое в речи конкретных людей – пассажиров автобуса и продавцов на рынке, школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе детей и наблюдающих за ними родителей.

Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Она – спутник практически любой ссоры и самый опасный враг вежливости. Поэтому всестороннее изучение речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Агрессия слова активно участвует в детских играх и развлечениях подростков, гостит на наших кухнях, сидит за школьной партой, «помогает» учителям и родителям «воспитывать» детей. В связи с этим создание настоящего пособия определяется особой актуальностью проблемы речевой агрессии для детской речевой среды и педагогического общения.

Формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, и обучение умению предотвращать проявления агрессии в детской речи – одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного учителя и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

Наконец, актуальность изучения речевой агрессии определяется малой исследованностью этой проблемы в отечественной науке и на отечественном материале. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас малочисленны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.

В разработке данного пособия использован системный подход к исследованию речевой агрессии как социально-психологического явления и педагогической проблемы, который предполагает использование достижений различных наук и междисциплинарных комплексов: риторики, лингвистики, психологии, педагогики, этики, философии, социологии, этологии, психолингвистики, лингвоэтологии.

Пособие включает десять тем, каждая из которых раскрывает один из аспектов изучения речевой агрессии как социальной, педагогической, речеведческой проблемы. Особый интерес представляют разделы 8-10, целью изучения которых является формирование и развитие необходимых коммуникативных умений, позволяющих контролировать, предотвращать, предупреждать речевую агрессию в детской речи и в педагогическом общении.

Каждый раздел начинается с постановки целей и определения задач изучения и формулировки проблемных ориентирующих вопросов. Далее излагается необходимый минимум теоретического материала по данной проблеме. В конце темы представлены задания и упражнения, иллюстрирующие теоретические положения и направленные на формирование и совершенствование коммуникативных умений, обозначенных в задачах изучения раздела. Задания сопровождаются необходимым методическим комментарием.

В качестве основного дидактического материала заданий и упражнений предлагаются фрагменты художественных произведений и модели конкретных речевых ситуаций. Это позволяет продемонстрировать многообразие проявлений речевой агрессии в конкретных условиях общения и показать возможности использования различных коммуникативных стратегий и тактик ее преодоления. Отдельное внимание уделяется работе с пословицами и афоризмами как жанрами, наиболее точно и емко отражающими нормы речевого общения.

Пособие завершается списком литературы, на которую даются ссылки в теоретической части каждого раздела и которая рекомендуется для дополнительного изучения актуальных проблем речевой агрессии. Материалы Приложения содержат:

– 20 речевых ситуаций, отмеченных проявлениями вербальной агрессии школьников и учителей и полученные в ходе констатирующего эксперимента, проведенного на базе нескольких общеобразовательных средних школ г. Москвы (Приложение 1);

– рисунки школьников, полученные в результате использования проективной методики «Рисунок несуществующего животного» (Приложение 2);

– мини-сочинения учащихся 6-х и 8-х классов на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова, поступки» (Приложение 3);

– тематическое планирование занятий по спецкурсу для студентов педагогических вузов «Речевая агрессия как педагогическая проблема» (Приложение 4). Учебное пособие разработано на материале кандидатской диссертации автора «Вербальная агрессия в школьной речевой среде» (Москва, 2002) и адресовано самому широкому кругу читателей, в первую очередь – студентам педагогических вузов, учителям, воспитателям, родителям.

В процессе изучения учебного пособия вам встретятся следующие условные обозначения:

* – проблемные вопросы и задания, предваряющие изучение темы.

! – информация, требующая особого внимания, запоминания.?

– обобщающие задания по ходу изучения теоретического материала составление схем, таблиц, формулировка общих выводов).

♦ – методический комментарий к заданиям.

МАЛОЕ СЛОВО БОЛЬШУЮ ОБИДУ ТВОРИТ

Что такое речевая агрессия?

Задачи изучения темы:

– ознакомиться с понятием «речевая агрессия»;

– ознакомиться с основными подходами к изучению агрессии;

– научиться отличать речевую агрессию от смежных и сходных явлений (вульгаризмов, инвективы, специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре);

– научиться выявлять речевую агрессию в конкретных условиях общения.

* «Для иных людей говорить – значит обижать: они колючи и едки, их речь – смесь желчи с полынной настойкой; насмешки, издевательства, оскорбления текут с их уст, как слюна». Знакомо ли вам то, о чем пишет французский сатирик-моралист XVII в. Жан Лабрюйер? Часто ли вы сталкиваетесь с подобным общением в повседневной жизни? Часто ли вы сами проявляете грубость, бестактность, агрессию в своей речи?

Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия» (лат. invectiva (oratio) – бранная речь) широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий .

Что же такое речевая агрессия? Как определить это понятие?

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить следующим образом:

! Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Рассмотрим это определение более подробно.

Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.

С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, отличающихся сравнительной устойчивостью и возникающих на основе высших социальных потребностей человека ). К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.

Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.

Что такое речевая агрессия?

Задачи изучения темы:

– ознакомиться с понятием «речевая агрессия»;

– ознакомиться с основными подходами к изучению агрессии;

– научиться отличать речевую агрессию от смежных и сходных явлений (вульгаризмов, инвективы, специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре);

– научиться выявлять речевую агрессию в конкретных условиях общения.

* «Для иных людей говорить – значит обижать: они колючи и едки, их речь – смесь желчи с полынной настойкой; насмешки, издевательства, оскорбления текут с их уст, как слюна». Знакомо ли вам то, о чем пишет французский сатирик-моралист XVII в. Жан Лабрюйер? Часто ли вы сталкиваетесь с подобным общением в повседневной жизни? Часто ли вы сами проявляете грубость, бестактность, агрессию в своей речи?

Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия» (лат. invectiva (oratio) – бранная речь) широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий .

Что же такое речевая агрессия? Как определить это понятие?

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить следующим образом:

! Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Рассмотрим это определение более подробно.

Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения.

С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, отличающихся сравнительной устойчивостью и возникающих на основе высших социальных потребностей человека ). К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр.

Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.

С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).

Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку («мы лучше тебя»), продемонстрировать «власть», доминантную позицию («мы можем себе это позволить»), укрепить свой авторитет в детском коллективе («мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно»).

Вербальная агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как агрессивное речевое поведение – « мало осознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта» . Преднамеренное, целенаправленное, инициативное словесное нападение является агрессивной речевой деятельностью и определяется как «осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность» .

Именно последняя разновидность речевой агрессии («per se» – лат. «сама по себе», агрессия «в чистом виде») наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.

Кроме того, существуют особые ситуации, применительно к которым можно говорить об имитации агрессии – своеобразной словесной «игре». Например, говорящий шутит («Я кровожадный! Я беспощадный! Я злой разбойник Бармалей!..») или хочет продемонстрировать свою потенциальную склонность к обидному общению («Смотрите, как я умею злиться!»).

Отметим, что подобное общение часто переходит в ситуацию настоящей речевой агрессии, так как оно происходит в атмосфере значительной эмоциональной напряженности и может привести ко взаимному непониманию, разобщенности, отчужденности его участников («А вдруг он не шутит, а действительно злится?»).

Другой случай имитации агрессии – т. н. аггро (термин английского ученого-психолога Питера Марша, 70-е гг. XX в.), что означает особые ритуальные действия перед проявлением настоящей агрессии или вместо нее. Эти действия могут быть как вербальными (например, речевки футбольных «фанатов»), так и невербальными (например, жреческие племенные пляски, жесты и движения слушателей рок-концерта и т. п.).

Как можно установить присутствие в общении речевой агрессии? Можно ли считать, что агрессия проявляется в любом грубом по форме высказывании?

Квалифицировать любое высказывание с точки зрения проявления в нем агрессии возможно только в том случае, если мы опираемся на контекст речевой ситуации, т. е. анализируем конкретные условия общения: место, время, состав участников, их намерения и отношения между ними.

Условиями проявления речевой агрессии в данном высказывании или конкретной речевой ситуации являются, прежде всего, следующие:

– отрицательное коммуникативное намерение говорящего (например, унизить адресата, выразить негативные чувства и эмоции и т. п.);

– несоответствие высказывания характеру общения и «образу адресата» (например, фамильярное обращение в официальной обстановке; обращение только к одному собеседнику при групповом общении; обидные намеки в адрес собеседника и т. п.);

– отрицательные эмоциональные реакции адресата на данное высказывание (обида, гнев, раздражение и т. п.) и отражающие их ответные реплики (обвинение, упрек, отказ, выражение протеста, несогласия, ответное оскорбление и т. п.).

Так, в неофициальной ситуации, характеризующейся общей позитивной установкой на взаимопонимание и согласие, высказывания типа «Иди ты!» или «Врешь, гад!», являющиеся по форме грубым требованием или оскорблением, в определенной ситуации могут выражать удивление или выступать своеобразной формой положительной оценки. В последнем случае они приблизительно соответствуют по смыслу междометиям, вроде «здорово!», «ух ты!».

Фраза «Я убью тебя!» может в зависимости от контекста звучать и как серьезная угроза, и как шутливое восклицание, и как косвенное приглашение к словесной игре.

Необходимо также отличать вербальную агрессию от смежных и сходных явлений речи.

Прежде всего следует отграничить данное явление от употребления в речи инвективы (ругательств, бранных слов и выражений) и использования вульгаризмов (отмеченных особой резкостью, грубостью просторечных слов и выражений в качестве параллельных обозначений понятий, которые можно выразить литературными вариантами).

Известно, что грубые высказывания, особенно в детской речи и общении подростков, могут употребляться не только с целью оскорбить или унизить адресата, а часто просто… «по привычке». Происходит это, очевидно, по причине низкого уровня речевой культуры, бедности словарного запаса, отсутствия умения выражать свои мысли и чувства литературным языком и элементарного неумения общаться. Иногда человек стремится подобным образом продемонстрировать «знание» ненормативной лексики, показать свою «взрослость», «раскрепощенность», «оригинальность» (см. зад. 4–6).

Употребление вульгаризмов и инвективы, хотя и не обязательно является проявлением речевой агрессии, тем не менее демонстрирует невоспитанность, бестактность говорящего, низкий уровень его речемыслительной культуры. Эту особенность брани отмечал еще Аристотель: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков». Недаром считается, что речь человека – это его самохарактеристика, и, перефразируя известное изречение, вполне можно утверждать: «Скажи мне, как ты говоришь, и я скажу, кто ты».

Таким образом, анализируя речь детей и подростков, важно помнить и учитывать следующее:

! Вульгарное и инвективное словоупотребление само по себе не выражает речевую агрессию, но однозначно создает грубо-неприемлемую тональность речи, опошляет общение, может провоцировать ответную грубость.

Помимо этого важно отличать проявления вербальной агрессии от специфических форм речевого поведения в детской и молодежной субкультуре.

Детская речевая среда, являясь неотъемлемой частью логосферы практически любого народа, обладает при этом рядом специфических особенностей, которые позволяют рассматривать ее как своеобразный пласт общенациональной речевой культуры, особую субъязыковую подгруппу. В этой среде вульгаризмы, брань, ругань часто трансформируются в качественно иные по своим целям и мотивам социально-речевые явления.

Так, в речи подростков инвектива может выступать как средство установления контакта, достижения единения или способа узнавания друг друга членами определенной группы общающихся (одноклассников, членов дворовой компании, компании по интересам и т. п.). Например, приветствуя члена своей компании, ему говорят: «Привет, падло! Вали к нам!» (см. также тексты зад. 4). Обязательным условием отсутствия агрессии в подобном высказывании является уверенность говорящего, что адресат не обидится на инвективу, и признание им права собеседника ответить аналогичным образом

1. Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений

Основоположником этой теории является австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд – ученый, которому принадлежит заслуга обращения к проблеме человеческой агрессии как к объекту научного анализа. В рамках теории влечений агрессия определяется как врожденный инстинкт.

Фрейд различает два вида человеческих инстинктов – «первичных позывов»: «инстинкт жизни» (сексуальный, либидо) – созидательный, связанный с любовью, заботой; и «инстинкт смерти» – разрушительный, выражающийся в злобе, ненависти, «приводящий все органически живущее к состоянию безжизненности» .

В целом приверженцы теории влечений придерживаются пессимистического взгляда на возможность преодоления человеком своей агрессии, полагая, что ее можно лишь временно сдерживать или трансформировать в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели.

Контроль над агрессивными проявлениями, согласно этой теории, определяется необходимостью постоянной разрядки агрессии – выплеска отрицательных эмоций, например, с помощью наблюдения за жестокими действиями, разрушения неодушевленных предметов, участия в спортивных состязаниях, достижения успеха в бизнесе и пр.

Взгляды З. Фрейда отчасти разделялись У. Мак Дауголом, Х.Д. Мюрреем и другими учеными, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. Впоследствии же многие психоаналитики (например, А. Адлер) отошли от жесткой схемы Фрейда и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону человеческой агрессии.

2. Это логическая концепция агрессии

Этология – наука о поведении животных и человека (греч. ethos – обычай + logos – наука, знание; основоположники – австрийские ученые Конрад Лоренц и Нико Тинберген, 30-е годы XX в.) – также изучает биологическую основу агрессии как одного из природных инстинктов, который «в естественных условиях так же, как и другие, служит сохранению жизни и вида» .

Проявление агрессии связывается с понятием иерархии (греч. hieros – священный + arche – власть; отношения соподчинения, порядок подчинения низшего высшему) и явлением доминирования (лат. dominantis – господствующий; стремление к господству, преобладанию, лидерству). Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое, в свою очередь, является следствием агрессии и определяет иерархический порядок человеческих отношений. Причина иерархии – конкуренция, связанная с борьбой за власть, общественное положение и признание, укрепление позиций в коллективе и т. п.

Агрессия может наблюдаться как внутри сообщества (борьба за лидерство), так и выходить за его пределы. Так, высмеивание детьми человека, не принадлежащего их группе, – пример вербальной агрессии, направленной наружу, на «не члена группы».

В целом сторонники этологической концепции оптимистически оценивают возможности контроля над проявлениями агрессии в современном человеческом социуме. Признание биологической природы агрессии не вынуждает признавать неспособность человека обуздать ее в себе и в обществе. Поэтому, как справедливо утверждает К. Лоренц, «вновь возникающие сегодня условия жизни человечества категорически требуют появления… тормозящего механизма, который запрещал бы проявления агрессии…» .

Таким образом, сближаясь с теорией влечений в биологическом подходе к изучению агрессии, этологическая концепция не является прямым развитием идей З. Фрейда. Если в рамках теории влечений страсть к разрушению противопоставлена сексуальности и жизни вообще, то этологи полагают, что агрессия способствует выживанию всего вида (человеческого общества) и отдельного индивида (конкретного человека).

Эти теории различны также в подходах и методах исследования природы агрессии. Если Фрейд и его последователи уделяют внимание главным образом организации психической деятельности человека, то ведущим методом этологии является скрупулезное описание целостного поведения в коммуникативных процессах, основанное на наблюдениях и экспериментах.

3. Фрустрапионная концепция агрессии

Теория, основоположником которой был американский исследователь Джон Доллард, является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс.

Агрессия изучается здесь не как автоматически возникающее в организме человека влечение, а как результат действия фрустраторов – непреодолимых барьеров на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей, получению удовольствия, вызывающих фрустрацию (лат. frustratio – обман; провал, неудача; срыв) – состояние растерянности, подавленности, чувство разочарования, гнетущей напряженности, тревожности, безысходности. Агрессия – следствие фрустрации.

Например, ребенок, которому мать не разрешает баловаться, может выражать речевую агрессию в ее адрес в форме оскорблений («Ты плохая!»), угроз («Не буду есть твою кашу!»), упреков в нелюбви («Ты меня не любишь!») и т. п.

Одной из существенных идей фрустрационной теории, заимствованной из психоанализа, является эффект катарсиса (греч. katharsis – «очищение эмоций») – процесс освобождения накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Считается, что физическое или вербальное выражение агрессии приводит ко временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к новому агрессивному акту.

4. Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения (англ. behavior – поведение: основоположники – Б. – Э. Торндайк и Дж. Уотпсон)

Представления об агрессии в рамках этой концепции связаны с античным мифом о «tabula rasa» (лат. «чистая доска», т. е. доска, на которой раньше ничего не было написано и можно писать все, что угодно: древние греки и римляне писали заостренной палочкой (стилем) на вощеных табличках, и написанное легко стиралось). Английский философ Джон Локк (1632–1704) вслед за Аристотелем использовал это выражение для характеристики первоначального состояния человека, души ребенка.

Агрессия изучается в бихевиоризме как приобретенная форма поведения, усвоенная в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Ребенок наблюдает и копирует агрессивные действия, высказывания окружающих его людей – родителей, учителей, сверстников и т. д., которые неосознанно «обучают» его агрессивному поведению, дают отрицательный пример для подражания.

Однако многими бихевиористами (А. Бандура, А. Басс и др.) сама агрессия определяется как врожденное качество человека, тогда как «контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение» не рассматриваются как врожденные: «они – результат научения» .

Важнейшим элементом теории социального научения является положительное и отрицательное подкрепление, с помощью которых можно, в частности, контролировать агрессивное поведение.

Положительное подкрепление – «событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия» : например, похвала, словесное выражение одобрения, положительной оценки учащихся учителем на уроке.

Отрицательное подкрепление – «любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение» : например, порицание, словесное выражение неодобрения.

В рамках сопоставительного анализа различных теорий агрессии нельзя не назвать работу немецко-американского психолога и социолога Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» , в которой предлагается своеобразный подход к изучаемой проблеме, основанный на сопоставлении описанных нами теорий агрессии.

Так, Фромм предлагает различать два совершенно разных вида агрессии – «доброкачественную» и «злокачественную». Первая определяется как «реакция на угрозу витальным интересам индивида» , которая заложена в филогенезе, то есть обусловлена самой биологической природой человека. Это оборонительная агрессия, которая возникает спонтанно как реакция на угрозу, затухает с исчезновением опасности или угрозы для жизни и тем самым обусловливает выживание человеческого рода.

«Злокачественная» агрессия, по Фромму, не встречается у животных, свойственна только человеку. Она не связана с сохранением жизни, приносит биологический вред и социальное разрушение. Это жестокость, деструктивность, в основе которой лежит не природный инстинкт, а некий человеческий потенциал, обусловленный психологическими и социальными факторами.

Э. Фромм спорит с представителями «биологизаторского» подхода к изучению агрессии (в частности, и с З. Фрейдом, и с К. Лоренцом). Он считает, что «объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животных разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков…» .

Таким образом, по мнению Фромма, все реакции, способные вызвать физиологический эффект, не замкнуты на прирожденных механизмах психики и потому могут и должны контролироваться и направляться человеческим сознанием.

5. Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии

Поскольку предмет нашего изучения не явление агрессии вообще, а особая, присущая только человеку как носителю языка его разновидность – агрессия слова, необходимо рассмотреть некоторые положения психолингвистической концепции, которая позволяет установить сущность вербальной агрессии, ее речемыслительные механизмы.

Опираясь на психологическую теорию деятельности (АН. Леонтьев, АА. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.) и пользуясь ее терминологией, агрессивный речевой акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы… преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию…» .

Иными словами, сущность речевой агрессии заключается в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций человека на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние процессы, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь.

Например, ощущение боли в ноге, на которую нам наступили в транспорте, или чувство обиды, вызванное невниманием продавца в магазине, могут выражаться в словесных формах – например, в оскорблениях («Ходишь, как слон!»), угрозах («Я буду жаловаться!», «Вы будете уволены!») и т. п.

При этом важно отметить, что вербальный и физический агрессивные акты имеют общие мотивы, механизмы и структуру. «Речевое действие строится как отражение материального действия. Для этого последнее… развертывается и шаг за шагом переносится в речевой план. Определенные термины и обороты языка связываются с определенными элементами и операциями материального действия, располагаются так, чтобы отобразить его течение […]. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем» .

Необходимо также обратить особое внимание на то, что психолингвисты (как и этологи, и бихевиористы) не только признают возможность, но и утверждают необходимость контроля человека над собственными речевыми действиями, регуляции своего речевого поведения. Например, Л. С. Выготский настаивает на «подчинении поведения человека его собственной власти», справедливо полагая, что речь служит «социальной координации поведения»

Итак, мы установили, что агрессия – сложное, многоаспектное явление, и рассмотрели две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности:

биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное качество человека (теория влечений, этологическая концепция);

социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоризм) или ситуативное (фрустрационная теория) поведение.

Будучи специфической человеческой деятельностью или формой поведения, вербальная агрессия должна контролироваться во всех ее проявлениях, как в повседневном, бытовом общении, так и в профессиональной речи, и прежде всего – педагогическом общении.

Задания по теме 1

1. Прочитайте следующие диалоги. Определите коммуникативные намерения каждого участника общения. С помощью каких слов и выражений реализуются эти намерения? Можно ли назвать данные ситуации примерами речевой агрессии? Аргументируйте свои ответы.

– Несколько человек бесцеремонно подошли к соседним скамьям и смотрели на конфузившегося, не знавшего куда девать свои руки и ноги Тему. Из них особенно впился в Тему белобрысый некрасивый гимназист Корнев, с заплывшими небольшими глазами, как-то в упор, пренебрежительно и недружелюбно осматривая его. Вахнов, облокотившись локтем о скамейку, подперев щеку рукой, тоже осматривал Тему сбоку с каким-то бессмысленным любопытством.

– Как твоя фамилия? – спросил он, наконец, у Темы.

– Карташов.

– Как? Рубль кашель? – переспросил Вахнов.

– Очень остроумно! – едко проговорил белобрысый гимназист, пренебрежительно отвернувшись, пошел на свое место.

– Это – сволочь! – шепнул Вахнов на ухо Теме.

– Ябеда? – спросил тоже на ухо Тема. Вахнов кивнул головой.

– Его били под шинелями? – спросил опять Тема.

– Нет еще, тебя дожидались, – как-то загадочно проговорил Вахнов. Тема посмотрел на Вахнова. Вахнов молча, сосредоточенно поднял вверх палец.

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»

2. – Силыч! – завопил Карась…

– Что? – откликнулся тот.

– Заступись!

Явился Силыч. Паникадило того ждал… Он бросил Карася.

Начались предварительные переговоры.

– Ты зачем, сволочь, трогаешь его?

– А тебе что?

– Не слышал, что я говорил?

– На это ухо глух.

– Значит, вытряски захотелось?

– Ну-ко, тронь!

– А ты думаешь не трону…

Н.Г. Помяловский. «Очерки бурсы»

2. Подберите синонимы к понятию «агрессивнаяречь». Установите различия в значениях этих синонимов. Уточните и дополните с помощью этих синонимов определение речевой агрессии.

♦ Агрессивная речь – оскорбительная, бранная, грубая, обидная, унизительная, ругательная, невежливая, подавляющая.

Агрессивный – неприязненный, враждебный, вызывающий; бранный – содержащий брань, резко порицающий; грубый – недостаточно культурный, неделикатный, нечуткий, нетонкий; невежливый – нарушающий правила вежливости, приличия; обидный – содержащий обиду, оскорбительный; ругательный – то же, что бранный; унизительный – оскорбляющий достоинство, унижающий; подавляющий – 1) превосходящий, занимающий господствующее положение, подчиняющий себе; 2) приводящий в угнетенное состояние. (Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М., 1999.)

3. Какие из приведенных фразеологических оборотов, по-вашему мнению, наиболее точно отражают сущность речевой агрессии? В каких речевых ситуациях они могут употребляться? Изобразите их с помощью мимики и жестов.

Быть на ножах, ломать копья, встречаться на узкой дорожке, распускать язык, выпускать пар.

♦ Задание направлено на формирование более глубокого и точного понимания определения речевой агрессии и развитие способности выразить сущность данного явления с помощью фразеологических средств языка.

Значения приведенных фразеологизмов могут быть раскрыты следующим образом: быть на ножах – находиться во враждебных отношениях, враждовать; ломать копья – с жаром спорить, доказывать; встречаться на узкой дорожке – взаимно враждовать; распускать язык – говорить много лишнего, неуместного в данной ситуации общения, часто – обидного для адресата; выпускать пар – в словесной форме выражать гнев, раздражение.

4. Сравните следующие высказывания героев повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и определите значения выделенных слов. В каких ситуациях эти слова являются оскорблениями, а в каких случаях – отражением индивидуального стиля речи говорящего, фамильярными обращениями? Аргументируйте свои ответы.

1. …В нашу комнату ввалился огромный человек в непромокаемом пальто и высоких охотничьих сапогах. Лицо его, достаточно обросшее щетиной усов и бороды, показалось нам тем не менее знакомым.

– Цыган?! – вскричали мы.

– Он самый, сволочи. – ответил человек, и уже по построению этой фразы мы убедились, что перед нами действительно Цыган.

2. «– Пойди, Воробышек, сядь к Вите на колени и попроси прощения.

– И пошел бы, если бы не ты.

– Сам дурак. Сманил всех, а теперь лежит себе. Янкель рассвирепел.

– Ах ты сволочь коротконогая! Я тебя сманивал?

– Всех сманил!

– Сволочи вы, а не ребята, – крикнул Янкель, не зная, что сказать».

3. «Колька Громоносцев довольно нахально оглядел сидевших и, решив, что среди присутствующих сильнее его никого нет, независимо поздоровался:

– Здравствуйте, сволочи!

– Здравствуй, – недружелюбно процедил за всех Воробьев. Он сразу понял, что этот новичок скоро будет в классе коноводом».

1. «– Пал Ваныч! Дружище! Дерните что-нибудь еще, только повеселей.

– Верно, Пал Ваныч. Песенку какую-нибудь.

Тот попробовал протестовать, но потом сдался.

– Что уж с вами делать, мерзавцы этакие! Так и быть, спою вам сейчас студенческие куплеты».

2. «– Мерзавец! Выродок! Дегенерат!

– Вы что ругаетесь! – вспыхнул Ленька. – Какое вы имеете право!»

♦ В задании I выделенное слово в первом примере является фамильярным обращением и отражает индивидуальный стиль речи говорящего; во втором – оскорблением, поскольку является словесным выражением обиды и вызывает возмущение адресата.

В задании II в первом диалоге выделенное слово употребляется как дружески-фамильярное обращение и не вызывает ответной речевой агрессии адресата; во втором – как оскорбление, проявление явной агрессии говорящего.

5. Прочитайте диалог семинаристов – героев «Очерков бурсы» Н.Г. Помяловского. Определите коммуникативные намерения участников этой речевой ситуации.

Как вы думаете, можно ли речь мальчиков назвать агрессивной? Почему? С какой целью, по-вашему, они используют грубые слова и выражения? Аргументируйте свой ответ.

«– Давай играть в костяшки, – сказал ему Хорь. Семенов сам удивился, что с ним заговорил товарищ. Он недоверчиво смотрел на Хоря.

– Что гляделы-то пучишь? Не бойся!

– Надуешь…

– Ну вот дурак… что ты!

– Побожись…»

♦ Данный диалог иллюстрирует инвективное словоупотребление и использование в речи вульгаризмов и не является примером ситуации речевой агрессии.

6. Подумайте, в чем заключается смысл следующего обряда, существующего в некоторых американских семьях: когда дети спрашивают о значении услышанных на улице ругательств, родители чаще всего дают им честные и прямые разъяснения, но потом заставляют вымыть рот с мылом. Как вы относитесь к такому обычаю?

♦ Задание предполагает более детальное обсуждение проблемы, заявленной в предыдущем упражнении, и дает возможность использования таких форм анализа, как дискуссия, письменный отзыв.

7. Раскройте соотношение, установите связь понятий «инвектива» и «речевая агрессия» на примере анализа содержания следующих изречений:

– «Слова – ветер, а бранные слова – сквозняк, который вреден» (В. Шекспир).

– «Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены» (Ж. – Ж. Руссо).

8. Понаблюдайте заречью своих друзей, знакомых, коллег, однокурсников: отметьте проявления в ней агрессии; подумайте, какие причины ее вызывают, к чему приводит обидное общение, каковы его возможные последствия, в чем заключается коммуникативная опасность грубой, бестактной речи. Расскажите о своих наблюдениях и впечатлениях, подготовив краткое публичное выступление (5-10 минут).

♦ Условия: а) ваши оценки должны быть корректными, тактичными; б) в своих суждениях постарайтесь избегать резкости, излишней категоричности; в) говорите как можно конкретнее, приводите точные речевые примеры; г) аргументируйте свои суждения, стремитесь к объективности, судите о речи, а не о лицах.

Проблема речевой агрессии в современной русистике (теоретический обзор)


Русский язык характеризуется сегодня, - как отмечают многие исследователи, - снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в СМИ. Всё это - результат усиления агрессивности общественного сознания.

Общество пренебрегает тем фактом, что вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая: она деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, снижает возможности взаимопонимания коммуникантов. В связи с этим каждому человеку, на наш взгляд, сегодня необходимо иметь представление о том, что такое речевая агрессия, чтобы уметь с ней бороться.


Определение речевой агрессии


Существует несколько определений термина «речевая (вербальная, словесная) агрессия».

В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией М.Н. Кожиной речевая агрессия определяется как «использование языковых средств для выражения неприязненности, враждебности; манера речи, оскорбляющая чьё- либо самолюбие, достоинство».

Е.Н. Басовская в статье «Творцы чёрно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ» пишет о двузначном толковании данного термина. Так, при его узком понимании в качестве агрессивного, - считает она, - рассматривается речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие». При широкой интерпретации - это «все виды наступательного, доминирующего речевого поведения». [Басовская 2004: 257]

Ещё одну интерпретацию этому термину даёт Л. Енина в своей статье «Речевая агрессия и речевая толерантность в СМИ». Здесь она пишет, что речевая агрессия - это сфера речевого поведения, мотивирующаяся агрессивным состоянием говорящего. [Енина 2003: 2]

Е. Морозова под вербальной агрессией понимает «нарушение установленных речевых коммуникативных этикетных норм… (употребление неуместных выражений, представляющее собой вторжение в личную сферу адресата, неправильное использование или неиспользование ожидаемых речевых формул)».

Авторы статьи «Особенности речевой агрессии» Глебов В.В. и О.М. Родионова определяют данный термин как «конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на негативное воздействие на адресата». [Глебов, Родионова 2006: 252]

И, наконец, в статье, опубликованной на сайте www.school.promiranet.ru вербальная агрессия определяется как «грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме».

В определении изучаемого нами понятия мы придерживаемся мнения Е. Басовской (см. выше).


Причины речевой агрессии


Говоря о причинах речевой агрессии, Ю.В. Щербинина в своей книге «Вербальная агрессия» пишет, что одной из причин является «недостаточная осознаваемость… собственного речевого поведения в целом и в частности агрессивных компонентов в нём». [Щербинина 2006: 42]

Агрессия может быть вызвана «языковой некомпетентностью (незнанием слова и его значения)», - пишет В. Третьякова.

Ещё одна причина, которую отмечает В. Третьякова в своей статье, - «неадекватные оборонительные действия, предпринятые в связи с неправильным истолкованием слов». [Третьякова 2000: 135]

Л. Енина, рассуждая о данной проблеме, пишет, что все мы испытываем чувство агрессии, если сознательно или бессознательно чувствуем угрозу себе, своим близким, своему комфорту, «и чувство угрозы вызывает неприятие, отталкивание и агрессивное состояние». [Енина 2003: 4]

О причинах агрессии на страницах газет читаем в статье Л. Рацибургской: «Для того, чтобы выжить и оставаться конкурентоспособными на информационной арене, СМИ обращаются к интересам толпы и в соответствии с ними строят свою модель… В последнее время определяющим в выборе языковых средств оказался общий тон современных СМИ - очень часто иронический, скептический, насмешливый, а подчас издевательский… В результате, - подводит итог Л. Рацибургская, - газетно-журнальный язык приобрёл характер речевой агрессии». [Рацибургская 2006: 56]

Необходимо выделить и «сугубо профессиональную, а точнее личностно-профессиональную причину…» речевой агрессии в СМИ, о которой пишет И Дзялошинский. И уточняет сказанное: это, во-первых, низкая интеллектуальность и, соответственно, низкая речевая культура, когда журналист не умеет выражать свои мысли и замещает точность высказывания эмоциональностью речи; во-вторых, «…журналист, обуянный идеей, …стремится использовать все возможные речевые ресурсы, для того чтобы та идея, которой болен он, стала всеобщей болезнью». [Дзялошинский 2008: 2]


Механизмы речевой агрессии. Речевая агрессия как стратегия дискредитации


Адекватное понимание механизмов речевой агрессии невозможно без осознания того факта, что речевая агрессия является одним из видов речевых стратегий.

Речевые стратегии подробно исследованы Оксаной Сергеевной Иссерс в её книге «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи».

«Для человека, привыкшего рефлексировать по поводу собственной речи, - пишет она, - стратегическое и тактическое планирование речевых действий вполне осознаваемая задача». [Иссерс 2006: 51]

Беседа или разговор, как справедливо отмечает автор книги, является не хаотичным, а упорядоченным явлением, когда человек ставит перед собой определённую цель и старается её достичь с помощью собственных речевых действий.

Речевая стратегия, таким образом, представляет собой «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» (там же, с.54). Речевые действия же, которые способствуют реализации той или иной стратегии, называются речевыми тактиками. То есть, речевая стратегия и тактика соотносятся как род и вид.

Существуют разные виды стратегий: контроля над темой, привлечения внимания, построения имиджа и др. Но нас интересует такой вид речевых стратегий, как стратегия дискредитации, т.е. стратегия речевой агрессии. Цель этой стратегии - унизить, оскорбить, посмеяться над собеседником. А тактиками будут оскорбление, угроза, насмешка, обвинение, враждебное замечание, упрёк, клевета и т.д.

О том, как происходит выбор говорящим тех или иных речевых действий в зависимости от его коммуникативных целей, объясняет в статье «Конфликт глазами лингвиста» В. Третьякова.

Автор статьи отмечает, что речь - это индивидуальное явление, зависящее от автора-исполнителя, «это творческий и неповторимый процесс использования ресурсов языка». [Третьякова 2000: 127] Третьякова пишет далее, что правильный выбор средств языка, который оправдывает ожидания партнёра по коммуникации, гармонизирует общение. Но как в языке, так и в речи, существуют такие их особенности, которые создают различные помехи и недоразумения, приводящие субъектов коммуникации к конфликту. Но языковой знак сам по себе «виртуален», как пишет исследователь; он актуализирует своё реальное значение (конфликтопровоцирующие свойства в том числе) только в соотношении с актом речи. «Но обладающий такими свойствами языковой знак не всегда обнаруживает их в высказывании», - отмечает В. Третьякова. Актуализация или неактуализация свойств языкового знака, которые создают почву для коммуникативного конфликта, зависит, по мнению автора статьи, от участников общения. Именно их коммуникативный опыт, языковая компетенция, индивидуальные языковые привычки и т.п. позволяют устранить коммуникативные помехи или обострить их и довести ситуацию до конфликтной.

О типе общения (конфликтное - неконфликтное) судят по его результату, - считает В. Третьякова. Об этом же пишет в своей книге и О. Иссерс. А результат общения обычно связывают с целью общения, - читаем дальше у В. Третьяковой, - с достижением/недостижением речевого намерения говорящего. Но цели можно добиться по-разному. «Например, цель побудить собеседника к какому-либо желательному для говорящего действию может быть достигнута с помощью речевого акта вежливой просьбы или приказа, выраженного с помощью императива, инвективной лексики, с нанесением оскорбления и унижением личности собеседника».

Установка на конфликт, т.е. выбор говорящим стратегии речевой агрессии характеризуется, по мнению автора статьи:

выбором поведения с активным воздействием на партнёра по общению;

с использованием негативных лексических средств;

с доминированием роли говорящего,

с нарушением коммуникативных норм поведения,

с навешиванием ярлыков,

с использованием прямых и косвенных оскорблений и др.

Сферы бытования речевой агрессии


Как пишут в своей статье В. Глебов и О. Родионова, «речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов».

Наиболее «благоприятными» для проявления вербальной агрессии являются следующие сферы жизнедеятельности:

·семья;

·школа и другие учреждения образования;

·армия;

·сфера хозяйства, в которой заняты работники низкой квалификации и используется преимущественно физический труд;

·контакты продавцов и покупателей;

·парламентская борьба;

·СМИ.

В частности, проблеме речевой агрессии в школе посвящена статья, опубликованная на сайте www.school.promiranet.ru - «Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления».

Автор статьи отмечает особенную актуальность этой проблемы для детской речевой среды и педагогического общения. «Дети могут словесно унижать, …оскорблять запугивать, высмеивать друг друга, -пишет автор, - …но при этом не оценивают свою речь как агрессивную, не способны к объективной оценке собственного речевого поведения, а значит - к его анализу и изменению».

Далее в своей статье автор обращает наше внимание на то, что агрессия часто бывает характерна и для речи учителей, и проявляется она в повышении тона, резких восклицаниях, грубых замечаниях, язвительных насмешках и т.п. («Закрой рот!», «Выйди вон из класса! Считаю до трех…»). Автор говорит об опасных последствиях агрессии в речи педагогов, так как «школьники усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят её на общение друг с другом (там же).

Проблеме вербальной агрессии в СМИ посвящено немало статей, среди них: «Творцы чёрно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ» Е. Басовской; «Речевая агрессия и речевая толерантность с СМИ» Л. Ениной; «Речевая агрессия в СМИ и преступность» Е. Лопуховой; «Использование иноязычных слов как проявление речевой агрессии. Постановка проблемы» Т.Г. Котовой; «О речевой агрессии в современных СМИ» Л. Рацибургской.

Касаясь этой проблемы, Л. Рацибургская пишет о том, что с либерализацией общественных отношений произошла и либерализация в языке, что отразилось в текстах СМИ. «…Тексты СМИ стали отличаться яркостью, творческой фантазией и непосредственностью живой речи, исчезли скованность, зажатость, стандартность…» С другой стороны, это привело к явному «перебору» экспрессии, проявлению плохого вкуса пишущих журналистов. [Рацибургская 2006: 56]

Если раньше журналисты так или иначе ориентировались на письменный язык художественной литературы, то теперь их тексты приближены к стилю обиходной речи, - отмечает Л. Рацибургская. «Это не может пройти бесследно и для языка, на котором говорит общество - ведь люди в своей повседневной речи, как правило, ориентируются не на образцы художественной литературы, а на телевизионный и газетный язык…» (там же).

Почти то же читаем в статье Е. Басовской, где она пишет, что эмоциональное состояние современного человека во многом зависит от СМИ: не только от тематики газет, журналов и т.д., но и от их стилистики. Журналисты же, чтобы сделать свои публикации максимально привлекательными, интересными и убедительными, «нередко выбирают агрессивную речевую стратегию». [Басовская 2004: 257]

Е. Басовская утверждает, что человек, которому свойственно агрессивное речевое поведение, не всегда действует сознательно. «В этом смысле тексты печатных средств массовой информации не вполне типичны», - пишет она (там же). Сравнивая речевую агрессию при непосредственном устном общении с речевой агрессией в репликах журналистов, автор статьи приходит к выводу, что вербальная агрессия последних проявляется «в соответствии с продуманной стратегией», а не под влиянием эмоционального порыва. У журналистов вербальная агрессия является «не средством борьбы, а модным… риторическим приёмом» (там же, 257-263). Тогда как речевая агрессия при устном общении «служит грубым волюнтативным средством», выступает инструментом самозащиты, выполняет «компенсирующие функции, замещая физическую агрессию» (там же, с. 263).

Л. Енина в статье «Речевая агрессия и речевая толерантность в СМИ» говорит о двух вариантах проявления случаев речевой агрессии в текстах:

Опираясь на лингвистический анализ текстов, Л. Енина выделяет несколько образов врага в современной прессе:

враг в виде власти, власть имущих. Включается в оппозицию «Народ - власть»;

враг среди этнически чужих;

внешний враг. Оппозиция «Россия - Запад»;

Автор следующей статьи о речевой агрессии в СМИ (Е. Лопухова «Речевая агрессия в СМИ и преступность») пишет о том, что часто в текстах и сообщениях «используются «усилители агрессивного потока информации», такие как:

использование слов типа: жертва, убийство, маньяк и пр.;

яркое описание агрессии: зверское убийство, растерзанное тело;

использование слов, оскорбляющих определённых представителей различных структур: милиционер - «мент», «мусор»; продавец - «торгаш», «барыга».


О преодолении речевой агрессии


Как считают учёные, агрессия речи демонстрирует авторитарный стиль общения, отсутствие профессионализма и приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. Поэтому агрессия недопустима в этическом отношении и неэффективна с коммуникативной точки зрения. В связи с этим необходимо научиться контролировать, сдерживать, преодолевать речевую агрессию. Существует научная литература с практическими рекомендациями по преодолению агрессии слова. Так, Л. Енина в своей статье призывает журналистов снижать речевую агрессию за счёт отказа от прямых оценочных оппозиций, от грубых оценочных выражений образов «чужих», «за счёт аналитического подхода к этой проблеме». [Енина 2003: 5]

В статье по нашей теме, опубликованной на сайте www.school.promiranet.ru, приводится перечень частных приёмов контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях, которые, как пишет автор, необходимо использовать каждому цивилизованному человеку:

1.Игнорирование речевой агрессии (молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения и т.п.).

2.Переключение внимания (нужно попытаться изменить враждебное настроение собеседника, перевести разговор на другую тему).

.«Тактическое сомнение», или метод «подзадоривания» (целенаправленная словесная «провокация»).

.Положительные оценочные высказывания.

.Открытое словесное порицание (оно должно быть выражено в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости).

Шутка. Юмор.

Для предотвращения агрессии предлагается также использовать средства речевого этикета:

·извинение;

·опосредованное выражение побуждения («Может быть, ты…?»; «Ты не сделаешь…?»);

·вежливое обращение;

·эвфемизмы (от греч. eu - «хорошо» и phemi - «говорю»), т.е. более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных («неправда» вместо «враньё»).

речевая агрессия русистика


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сегодня педагоги все чаще говорят о речевой агрессии. О физических проявлениях детской агрессии мы уже говорили, но не меньшую тревогу вызывает и агрессия слова - ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Грубый, неуправляемый, настырный – всё чаще и чаще говорим мы такие слова о наших детях.

Что такое речевая агрессия? Речевая агрессия – общение-грубое, оскорбительное, обидное.

Вспомним проявления физической агрессии : ребенок дерется, толкается, кусается, ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой.

Каковы проявления речевой агрессии средних и старших дошкольников? Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки", "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете.

Каждый из нас задаётся вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особо ужасает, становится нормой для наших детей. Со всех сторон слышны оскорбления, угрозы, грубые требования, обвинения, насмешки. Вроде бы постоянно твердишь о добре, о взаимопонимании, о дружбе и чести, о моральных ценностях. И всё впустую.

Почему, на самом деле мы, столько говорим с нашими детьми об элементарном уважении друг к другу, а в ответ слышим обидные прозвища в адрес друг друга, оскорбления и насмешки? Должно же этому быть разумное объяснение.

Причины возникновения речевой агрессии :

Речевая агрессия дошкольном возрасте может возникать как подражание поведению взрослых, «как взрослый».

Оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей, у воспитателей в детском саду, нянечек, знакомых, просто случайных людей.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.

Давайте попытаемся проанализировать поведение воспитателя с точки зрения речевой агрессии.

Речь воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда оскорблениях и часто угрозах («Я тебя сейчас накажу!»...). Сколько раз за день приходиться повышать нам тон! Нам кажется, что это оправданно. Ведь мы должны чему –то научить их каждого, того, кто хочет учиться, и того, кому это вообще не интересно! Мы не задумываемся, что своим тоном приучаем детей к агрессивному речевому поведению.

Добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло» .

Сейчас мы с вами проведём игру «Найди пару»

Здесь написаны модели негативного речевого поведения педагогов.

Я зачитываю вам пример, а вы определяете модель негативного речевого поведения.

Стереотипные коммуникативные установки современного общества "Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь"

Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца "Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

– Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

– Сыночек,

Положить еще кусочек?

А они ко мне:

– Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.."

(С.В. Михалков, "Лапуся")

Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению "Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!", "Что ты говоришь!"

Недооценка положительных сторон деятельности ребенка "Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего можно ожидать!", "За ним нужен глаз да глаз!"

Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка "Дразнилки", издевки, жестокие шутки, соревнования в словесной изощренности, игра "кто кого переспорит", навешивание словесных ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала", "очкарик", "тормоз" и т. п.

Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ "Плохими словами" ругается любимый певец или мультипликационный персонаж, популярность жанров боевика и триллера с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише

Открытая речевая агрессия педагога "Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно повторять?!", "Как вы меня достали!", "Закрыли рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю в угол!", "Считаю до трех..."

Неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма. Кроме того, дети усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом.

Сейчас мы проведём небольшой тест « Часто ли вы становитесь участником речевого агрессивного поведения?»

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.

Не стоит забывать, что толерантность – терпимость, снисходительность –необходимое профессиональное качество педагога, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ребёнка на собственное мнение.

Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей

  1. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.
  2. "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
  3. "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания").Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.
  4. "Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в группе убирал игрушки кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..." и т. п.
  5. "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".
  6. "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".
  7. "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".
  8. «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.
  9. "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.
  10. "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".
  11. "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.

При этом не следует:

Морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.;

убеждать в неосуществимом:

-"Никогда не надо ни с кем спорить";

Повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.