Презентация на тему: Скаутское движение. Движение скаутов

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии - БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

БП в учебе звезд с неба не хватал, что и стало причиной неудачи при поступлении в Оксфордский университет. Пришлось думать о других возможных перспективах, например, об армии. Принятый тогда в Англии способ пополнения офицерского состава армии предусматривал серию экзаменов и испытаний для претендентов. И здесь Стиви показал себя во всем блеске - из 718 кандидатов он стал пятым. И так в 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.
После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

Притворяясь стариком-коллекционером бабочек, Баден-Пауэлл осматривал австрийские укрепления на Балканах. Свои зарисовки он умело маскировал под изображения бабочек. Он побывал в Турции, Италии и других странах, включая и Россию.
Это было в 1886 году. В Красном Селе проходили маневры, во время которых должны были проводиться испытания новых прожекторов и нового военного аэростата. Роберту Баден-Пауэллу вместе с братом без особенного труда удалось проникнуть в запретную зону. В биографии Баден-Пауэлла, написанной Вильямом Хилькуртом, сказано: "Они приветствовали каждого, кого приветствовали все, и прошли мимо часовых, которые их ни о чем не спросили". Когда стража ушла на обед, братья смогли хорошо осмотреть гондолу аэростата, а потом остались в запретной зоне до вечера, чтобы наблюдать за испытаниями прожекторов. И прожектора, и аэростат показались им не такими интересными, как они ожидали.
В последний день маневров братья хотели посмотреть на “атаку” форта (Баден-Пауэлл называет его “Николин”). Один из братьев наблюдал за атакующими форт, а другой - за его защитниками.
На обратном пути, когда уже стемнело, братья были задержаны на дороге офицерами, сопровождающими царский экипаж. Они старались объяснить, что они англичане, которые шли на железнодорожную станцию и в темноте заблудились. Они просили задержавших их офицеров помочь им туда попасть, но вместо этого были доставлены в Петербург. Там они были посажены в одном из отелей под домашний арест, откуда потом бежали без особого труда.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающие. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского - разведчик). Эта книга была пособием по подготовке английских военных разведчиков, она вскоре получила всеобщее признание специалистов, была переведена на русский язык и выпущена в 1902 году петербургским издательством В. А. Березовского, комиссионера военных учебных заведений. За границей эта книга выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки. В предисловии к английскому изданию 1915 года Баден-Пауэлл писал: “Русские, которые раньше верили в “машинную теорию”, теперь тоже перешли к индивидуальному обучению, оно заключается в том, что в каждом солдате воспитывается разведчик”.


В 1887 году Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где негры оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принял участие в подавлении восстания зулусов, ашанти и матабелов. В своих воспоминаниях Баден-Пауэлл потом писал, что за его внезапные нападения негры прозвали его "Волком, который никогда не спит".
В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного стратегического и административного пункта и железнодорожного узла. Мафкинг находился на территории Капской колонии, недалеко от границы Бечуаналенда, протектората Британии.
Англо-бурская война началась 12 октября 1899 года; буры из Трансвааля окружили Мафкинг. Осада продолжалась семь месяцев (217 дней), до 17 мая 1900 года, пока фельдмаршал лорд Робертс, наступая на столицу Трансвааля Преторию, не выслал специальный отряд для освобождения Мафкинга.
Гарнизон состоял из 1250 человек, но Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных был сформирован отряд разведчиков, которым было поручено не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо осаждавших крепость буров.
В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.


После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Летом 1906 г. БП получил по почте от канадского естествоиспытателя и писателя Эрнеста Сетон-Томсона книгу “Березовый свисток”. В обращении автора утверждалось, что болезни общества могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени. Книга вызвала живой интерес БП.
В 1906 - 1908 гг. БП тщательно изучил произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). Она была написана в форме бесед у костра.


Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый - рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890-1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день - день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.

Необходимость внешкольного воспитания подростков ощущалась давно, и в разных странах было сделано немало попыток создания детских организаций, но то, что предложил Баден-Пауэлл, оказалось наиболее подходящим.
БП постарался уместить в одной книге весь детский мир и дать ребенку совет, который вдруг да окажется когда-нибудь кстати. Вот почему весь теоретический и практический материал в книге располагался по темам - беседам: от “Законов скаутов”, “Выслеживания”, “Комфорта в лагере”, “Как стать сильным”, “Благородство рыцарей”, “Как поступать во время несчастных случаев” до “Трезвости”, “Как строить мосты” и т.д. Упор делается на воспитание личности гражданина посредством малых групп под руководством старших детей и управлением взрослых. БП возбуждал в детях энтузиазм. Никто прежде не советовал им насвистывать в трудные минуты и не быть снобом (9ый закон).


В первые годы в законах скаутов преобладал стиль долженствования, услужения, ответственности. К примеру, первый закон: “Чести скаута должно верить” имел разъяснение: “Если бы скаут опозорил свою честь, сказавши ложь или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен возвратить свой значок и никогда его не носить более. Он может быть также совершенно исключен из числа скаутов”. Закон два требовал от ребенка быть верным всем, в том числе родителям. В законе три - долг помогать другим и быть полезным, закон 7 требовал подчинения, закон 8 - предписывал насвистывать, получив приказание. В эту общую атмосферу не вписывались законы 4, 5, 6, в которых речь идет о вежливости, любви к животным, бережливости. Поэтому в 1911 году к девяти был добавлен десятый закон: “Скаут чист в мыслях, словах и на деле”. Он несколько корректировал стиль законов.

По всей стране стихийно стали возникать детские группы, взявшие за основу работы его книгу. БП стал получать массу писем, в которых дети и дети требовали разъяснений, комментариев и советов. И БП сдался. После консультаций со своими друзьями он учредил Бюро по переписке. С участием А. Пирсона начали выходить газеты “Скаут” (для детей) и “Хедкуотер Газетт” (для инструкторов). Первые отряды появились в Северном Лондоне, а за весну 1908 года вся Англия оказалась покрытой сетью стихийно возникших отрядов. Затем движение перекинулось на колонии. Уже через год король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. В 1909 году появились первые группы девочек-скаутов. Юридический статус Ассоциация скаутов Великобритании получила хартией короля 4 января 1912 года и с тех пор очередной монарх подтверждает его особым Актом.


В конце декабря 1910 года в Петербург прибыл генерал Баден-Пауэлл. О. И. Пантюхов и В. Г. Янчевецкий, основатель легиона “юных разведчиков” в Петербурге, узнали об этом из газет и поспешили познакомиться с автором книги “Юный разведчик”. Баден-Пауэлл пригласил своих новых знакомых посетить Англию и ознакомиться на месте с постановкой скаутской работы, а сам вскоре отбыл на аудиенцию к императору Николаю II, а затем в Москву, где в его честь местными “юными разведчиками” был устроен банкет. Познакомиться с разведческой работой в Петербурге и в Царском Селе у Баден-Пауэлла не нашлось времени.
В 1910 году Роберт Баден-Пауэлл вместе со своей сестрой Агнессой основали отдельную организацию для девочек - “герл-гайд”, и в том же году король Эдуард VII уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя целиком работе с бойскаутами. В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более 123 000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился почти по всем странам Европы.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время эитх разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте (ей было 23, а ему - 55), жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Вспыхнувшая вскоре Первая мировая война разделила скаутов на два враждующих лагеря. С одной стороны была Германия и Австро-Венгрия, с другой - Англия, Франция, Россия и их союзники. Скауты по обе линии фронта честно исполняли свой долг.
После войны Баден-Пауэлл с еще большей энергией взялся за дело сближения молодежи всех стран и примирения воевавших народов. Для этого был устроен в 1920 году в Лондоне первый международный скаутский слет, названный индейским словом “джембори”, в котором приняли участие представители 32 стран. В последний день джембори, 6 августа 1920 года, Баден-Пауэлл был избран Главой скаутского движения всего мира - “Chief Scout of the World”. После международного скаутского джембори было создано в Лондоне Интернациональное бойскаутское бюро.

30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей, которую возглавил Старший русский скаут О.И. Пантюхов, была принята в члены этого бюро.
По правилам бюро каждое государство могло быть представлено только одной организацией. Если было несколько скаутских организаций, они должны были объединиться в федерацию.
Вторым условием членства было отделение мальчиков от девочек. Смешанные отряды из мальчиков и девочек были запрещены международными скаутскими правилами.


Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).
Баден-Пауэлл написал много книг о работе со скаутами. После своей самой известной книги “Scouting for Boys”, предназначенной для руководителей мальчиков 12-16 лет, он издал в 1916 году “Wolf Cubs Handbook” (руководство для работы с волчатами - мальчиками 7-11 лет), а в 1922 году - “Rovering to Success” (странствование к успеху) о работе с юношами старше 17 лет, которые в скаутской организации получили название “Rovers”. Это только три основных пособия Баден-Пауэлла по скаутизму, а всего их было значительно больше.
Последнее Джамбори, в котором принял участие БП, было в 1937 году в Голандии.
В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.
Баден-Пауэлл похоронен на местном кладбище, а дорога на кладбище названа его именем. Скауты Кении установили на домике, где жил и скончался Баден-Пауэлл, мемориальную доску.
В 1938 году БП был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но решению этого вопроса помешала война.

Говорят, что на сегодняшний день БП самый читаемый в мире британский автор после Шекспира, а его “Скаутинг для мальчиков” в нынешнем столетии был продан по всему миру в количестве экземпляров, уступающем лишь Библии.
Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.

http://www.scouts.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1


Одним из самых известных юношеских движений, распространенных по всему миру, считается движение скаутов (Scouting ). Зародилось же это движение в Великобритании, и если у вас есть возможность посетить страну с детьми – ваши дети смогут вступить в организацию скаутов. И там вашему ребенку помогут многому научиться. Так кто такие скауты?

Историческая справка

Для многих людей, при произнесении слов «scout «, «scouting », в памяти всплывает фотография мальчиков в коротких шортах и девочек в голубой форме, но это далеко не все, что следует знать о данной организации. Более того, многие считают это движение невероятно старым. Но на самом деле, движение скаутов (на русский слово «scout » переводится как «разведчик») основал более 100 лет назад, англичанин Роберт Баден – Пауэлл (примерно в 1907 году). А уже в 1910 году возникла такая же организация для девушек – Girl Guides .

Имея военную карьеру, Роберт Баден – Пауэлл захотел организовать юношеский лагерь для детей и подростков от 6 до 18 лет. Цель была проста — обучение подрастающего поколения дисциплине (discipline ) и работе в команде (team work ).

Ребята, как тогда, так и сейчас, учатся правильному поведению и что делать во время похода, конечно же, вежливому общению с другими людьми. А также как справляться в сложных ситуациях, как оказать первую помощь. Более того, детям рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков, курения.

Хотя скаутское движение (Scout Movement ) зародилось в Англии, оно практически сразу же распространилось по всему миру за каких-то 50 лет. В США оно появилось благодаря деятельности Уильяма Бойса.

Бойс узнал о скаутах, когда он проезжал через Лондон во время своей первой экспедиции в Африку в 1909 году. Согласно легенде, Бойс потерялся в городе из-за густого лондонского тумана (thick fog ), но был отправлен обратно по своему маршруту маленьким мальчиком, который сообщил Уильяму Бойсу, что он всего лишь выполняет свой долг бойскаута. Позже Бойс прочитал публикации о скаутах, и по возвращении в Соединенные Штаты, основал ОАС (Организация Американских Бойскаутов).

Также у данных организаций имеется отличительная форма, которую, как мы уже говорили, знает практически каждый, эмблему, флажок и многое другое. Конечно же, у организации есть девиз- «Будь готов!» (Be Prepared! ). Очень часто встречается сокращенный вариант этого девиза – B.P ., который совпадет с сокращенным вариантом фамилии основателя движения Бадена – Пауэлла.

Таким образом, хотя Скаутское движение распространилось по всему миру, но свои истоки и форму работы берет в Великобритании. Вы не пожалеете, если отправите своего ребенка в лагерь скаутов, которые есть не только в англоязычных странах.

Оставайтесь с , у нас все самое интересное!

А. В. Шободоева

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Печатается по: Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета , 1995.

Роберт Баден-Пауэлл - основатель мирового скаутского движения

Организатором и шефом миро­вой организации скаутов по праву считается английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден - Пауэлл (Б-П), человек, избравший военную карьеру и всю свою ос­новную жизнь проведший в похо­дах английских колониальных войск. В составе тринадцатого гусар­ского кавалерийского полка он был отправлен на службу в Индию. С детства любя охоту, Б-П вскоре прославился как лучший следопыт и охотник, великолепно знающий тайны джунглей. Тяжелые условия службы в Индии быстро развили твердый характер, настойчивость, хладнокровие и решительность. Излюбленной охотой Б-П было выслеживание кабанов и борьба с ними один на один с копьем. Этот вид охоты был настолько опасен, что многие охотники редко принимали в ней участие. Здесь, в Индии, Б-П становится известен и как хороший полевой разведчик, который сформиро­вал из солдат своего полка отряд разведчиков. Из страниц его дневника можно видеть, что именно здесь появилась мысль о воспитательном значении разведческой тренировки, лагерной жизни и охоты.

Б-П участвовал практически во всех экспедициях английской колониальной армии в разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые столкнулся с легендами и преданиями ры­царского ордена ионитов. Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.

В 1899 году началась англо-бурская война. Вряд ли она была справедливой с обеих сторон, но симпатии многих были на стороне буров. Так как Б-П служил в английской армии и был патриотом своей империи, он сражался с войсками буров. По долгу службы он оказался в маленьком слабоукрепленном городке Мейфикинг . Город осаждали превос­ходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков-велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые замени­ли взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, пат­рульными, наблюдателями. Их доблесть часто вооду­шевляла взрослых. Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о мужестве городских мальчишек докатились до Англии.

Внезапно Б-П стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Б-П возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний.

Внутреннее состояние английской молодежи на­столько сокрушает Б-П, что он, будучи военным, а не педагогом, вплотную задумывается о будущем страны и судьбе нового поколения. Читая работы Б-П, можно четко сформулировать причины, которые привели его к скаутингу:

Во-первых, англо-бурская война. Участвуя в ней, Б-П воочию убедился , насколько моральный дух и физическая закалка противника превосходила состояние английских солдат: они быстро гибли от болезней, не умели питаться растительной пищей в незнакомой местности, выбирать источники воды.

-в о-вторых, приехав в Англию, Б-П поразился чрезмерным увлечением нации спортом, в частности футболом. Но спортом, не как участием в соревнова­ниях, а как зрелищем, где теряющая над собой власть толпа ревела от возбуждения.

В-третьих, рост хулиганства в английских школах. Б-П заметил и четко определил признаки разложения империи и сделал вполне закономерный вывод:

«Нация обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок гражданского духа. Средство для излечения общественного недуга - подрастающее поколение и его воспитание».

Это как нельзя более актуально сегодня для нашей страны.

В 1907 году была сделана первая попытка прове­рить логичность критики существовавшей воспита­тельной системы. Б-П собрал группу мальчишек, представляющих разные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на острове Броунси . Лагерь был палаточный, и участвовало в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь очевидна, что в 1908 году появляется его книга, где изложены основы скаутинга « Scouting for boys », которая мгно­венно расходится в Англии. Движение распространя­ется по всей стране, проникает в колонии, и Б-П понимает, что его необходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать организацию. Официально движение бойскаутов было основано в 1908 году. В 1910 году Б-П окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству своим детищем.

Еще в 1909 году на празднике годовщины Движе­ния в Хрустальном дворце в Лондоне Б-П был удивлен присутствием девочек, объявивших себя герл-скаутами . Он подумал, что, если они хотят участвовать в скаутинге, у них должны быть свое наименование, своя организация, своя, учитывающая девичьи интересы, программа. Так в 1909 году появ­ляется план организации герл-гайдов . Это имя возникло не случайно. Б-П знал о прославившем себя в Индии смелостью, находчивостью и ловкостью ин­дийском корпусе проводников. Б-П полагал, что во главе девичьего движения должна стоять женщина. В 1910 году он обратился к своей сестре Агнессе с просьбой переделать для девочек его книгу « Scouting for boys ». Этот год стал годом формального образования гайдовского движения. В 1919 году Олав , жена Б-П, создала Междуна­родный совет, чтобы наладить контакты между участниками девичьего скаутского движения во всем мире. Развитие Международ­ного Совета в 1928 году привело к созданию всемирной Ассоциации девочек-скаутов. К 1913 году скаутское движение принимает круп­ные размеры во всех странах Европы и Северной Америки. Начавшаяся мировая война показывает Б-П, что он трудился не зря. Через несколько часов , например, после начала войны отряды английских скаутов собрались и приступили к работе по охране мостов, железных дорог, телеграфных линий морско­го побережья. Тысячи юношей двинулись на фронт, уже готовые к лагерной жизни.

Эрнест Сетон-Томпсон

Говорить о возникновении скаутинга и упоминать только Б-П - несправедливо. Большую роль сыграл здесь и другой человек - канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон.

В 1901 году он создал в Коннектикуте заповедник. Дети из окрестных деревень устраивали там регуляр­ные серии погромов. Сетон-Томпсон не пошел по традицион­ному пути и не стал обращаться в полицию. Он вспомнил свое детство, когда четырнадцатилет­ним подростком вместе со своими товарищами организовал племя индейцев, переименованное затем в Банду Робин Гуда. Видя разрушения, нанесенные лесу, он просто пошел в школу и пригласил ребят старше двенадцати лет провести выходные дни в заповеднике, обещая организовать интересную игру. Так было положено начало движению индейцев-знатоков леса. Организацией оно не стало.

Существует легенда, что Сетон-Томпсон и Б-П встретились в Англии, и известный писатель поделился своим опытом. И, когда в 1910 появились в США скауты, Сетон-Томпсон поддержал новое начинание, а в 1916 году стал первым американским чиф-скаутом .

В 1922 году в Париже создается международная организация для координации деятельности скаут­ского движения в мире. В настоящее время она называется Всемирная Организация Скаутского Движения (ВОСД).

Русские скауты

Каким образом обстояли дела у нас в России? Основатель скаутского движения Б-П (по непрове­ренным данным) побывал в России дважды. Первый раз как шпион, когда он вместе с братом, тоже раз­ведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов. Братья были задержаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга. Второй раз он появился в России вместе со своей новой воспитательной системой. Первый русский вариант « Scouting for boys » был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого начинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Вели­чества полка Олег Иванович Пантюхов . Он родился 3 октября 1882 года. Его отец был доктором, известным ученым-антропологом. Учился Пантюхов в Тифлисском кадетском корпусе, потом в Павловском во­енном училище в Петербурге. Вспом­ним, что Россия в 1904-1905 годах проиграла войну с Японией и, как у Б-П, у многих русских появилась мысль о необходимости дать моло­дежи патриотическое воспитание. Так, в 1908 году возникло движение «потешных». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки - Семеновский и Прео­браженский. Проходило это движение под эгидой Министерства Просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городс­кой молодежи.

Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, делать приемы деревянными ружьями. Но Пантюхов понимал, что такая органи­зация узка по своим целям и слишком военизиро­вана. Как и Б-П, он отвергал милитаризацию детей. В своей автобиографической книге «О днях былых» Олег Иванович вспоминал свое детство, когда в последнем классе Тифлисского кадетского корпуса был образован кружок из 5 - 6 человек, названный Пушкинским клубом. И он подчеркивал, соглашаясь с Б-П, что мальчишками и юношами должны руко­водить свои же сверстники, а задача взрослых - лишь помогать им.

Наступила весна 1909 года, был конец учебных занятий. На детской площадке для подвижных игр, в Павловске,из обступивших его мальчиков Олег Иванович выбрал семь человек, остальных записал кандидатами. Он называет и фамилии первых скау­тов - Кирилин, Перманов , Ильин, Малафеев, Бо­ровков, Иванов. 30 апреля 1909 года считается днем рождения русского скаутинга. Первое звено (патруль) Пантюхова называлось «Бобер». Старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Но конкретная жизнь (походы и игры) показала, что эта форма непрактична. Жена Пантюхова сшила первый флаг, создала рисунок первой эмблемы российских скаутов, которая условно называется сейчас «Мальчик под деревом». Существует легенда, что прообразом этого мальчика был сын императора Николая II , Алексей.

В конце декабря 1910 года Олег Иванович из газет узнал, что в Россию прибыл Б-П. Б-П не сумел посетить отряд в Царском селе, но все патруль­ные и три звена прибыли на Николаевский вокзал Петербурга к вечернему поезду в Москву, на котором уезжал Б-П. Там же он пригласил Пантюхова приехать в Англию, что и было сделано летом. Свои впечатления об этой поездке Олег Иванович изложил в иллюстрированной книге «В гостях у бой­скаутов».

Движение быстро распространяется по России и активизируется, как и во всем мире, в связи с нача­лом первой мировой войны.

26 августа 1914 года правительство, так и не разре­шив создать Всероссийского союза юных разведчиков, все же утверждает устав «Общества содействия организации мальчиков-разведчиков "Русский скаут"», председателем которого стал вице-адмирал Иван Федорович Бострем . Именно стараниями взрослых людей в разных городах России стали фор­мироваться скаутские отряды. Не случайно расцвет скаутинга связан с войной. У подростков появилась реальная возможность принести пользу Родине. Они дежурили на станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях, разме­щали беженцев, собирали подарки на фронт, по­могали в деревнях крестьянам, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. В 1915 году директор Царскосельского реального училища и преподаватель царских детей Эраст Платонович Цитович, став начальником Цар­скосельской дружины юных развед­чиков, записал в ее ряды царевича Алексея. В том же году начальник Московского отряда и редактор журнала «Вокруг света» Владимир Алексеевич Попов основал в Москве музей по скаутизму, кото­рый был первым скаутским музеем в мире. Были проведены два первых съезда по скаутизму, утвер­дившие законы, традиции русских скаутов (вопрос о реальности второго съезда является дискуссионным). К. октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов.

Произошла Февральская, а за ней и Октябрьская революции. Общество раскололось, раскололись и скаутские организации. Часть из них продолжали делать попытки оставаться нейтральными. В основ­ном, это были те, кто просто любил работу с детьми, любил романтику, приключения и увлекательную лесную жизнь. Но две большие половины пошли либо за белыми, либо за красными, искренне пыта­ясь защитить Россию. На Дону и Кубани скаутские руководители получали от правительства жалование. В тылу подростки создавали трудовые дружины, ремонтировали дороги, устраивали концерты, отдавая деньги на белую гвардию, сотрудничали в Осваге (осведомительное агентство) Деникина и Врангеля, в Осведфронте Колчака.

Но многие вступали и в комсомол, работали в подполье, где им пригодились скаутские навыки. Например, вологодская организация скаутов под руководством В. Проценко принимала участие в гражданской войне на стороне Республики Советов. Группа русских скаутов, находящихся в плавании в Тихом Океане на японском судне «Иомей мару», объявила 15 августа 1920 года о признании прави­тельства Совета Народных Комиссаров, красного флага с серпом и молотом и гимна Интернационал.

Скауты в Сибири

В Сибири развитие скаутинга во многом связано с именем известного педагога, скульптора и писателя Иннокентия Жукова. Родился он 5 октября 1875 года в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником. Учился в Читинской гимназии, а затем на филологическом факультете Петербургского университета, где активно участвовал в студен­ческом движении. Иннокентий Жуков - активный пропагандист и один из первых историков русского скаутинга. По сравнению с европейской частью России, скаутские отряды в Сибири стали в основном возни­кать к 1917 году. Идеологическим центром скаутинга была Чита, где жил с 1917 по 1922 годы Иннокентий Жуков. По воспоминаниям одного из старейших русских скаутов Николая Росса, в неполном списке адресов отрядов русских скаутов, опубликованном в Петербурге в 1917 году, значится 57 адресов, среди которых шесть относятся к Сибири и Дальнему Востоку - два в Томске, по одному в Иркутске и Чите и два во Владивостоке. Существовал и русский скаутский отряд в Харбине. По отрывочным данным, в 1918 -1919 годах скаутская работа велась в 21 городе, расположенном между Уралом и Тихим океаном. Весной 1919 года в Челябинске было около 200 скаутов. В городе состоялся съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья , 30 марта провозгласивший учреждение Всероссийской органи­зации скаутов, главой которой был избран О. И. Пантюхов .

Основанная 9 апреля 1917 года группой учеников местных учебных заведений (Бобровский, Жилин, Шастин ) Иркутская организация скаутов насчи­тывала в первые дни своего существования всего 15-20 человек. Эта группа учащихся и составила первый скаутский отряд, который и явился основой развития скаутского движения в городе. Зима 1918-1919 гг. может считаться окончанием первого перио­да в истории иркутского скаутинга. Это, без сомне­ния, был период становления, формирования струк­туры отрядов, выбора руководителей. 1 сентября 1918 года все отряды и отдельные патрули иркутских бой­скаутов объединились в дружину. Во главе ее стал приглашенный группой родителей преподаватель Иркутского коммерческого училища Н. О. Толоконский . Идея скаутинга начинает распространяться и среди девочек, и 19 февраля 1919 года сформирован первый отряд герл-скаутов имени Жанны д"Арк .

Для распространения информации о скаутском движении при Иркутской дружине создается бюро связи скаутов, которое содействует скаутской переписке, способствует распространению и приобре­тению скаутской литературы, является официальным посредником между иркутской и другими скаутскими организациями России. Предпринимались попытки организации в городе Общества содействия. Первый опыт в 1917 году закончился неудачей, а в период декабрьских боев во время пожара погибли все бумаги и архив. В начале 1919 года была предпринята вторая попытка, когда было созвано общее собрание всех интересующихся и сочувствующих скаутизму, и патронирующее общество возродилось. Председателем его стал В. С. Иванов. Летом 1919 года на средства, пожертвованные мужской гимна­зией, удалось провести и первый скаутский лагерь на озере Байкал. Важную роль в пропаганде скаутизма играла печать. Иркутская дружина скаутов издавала свой журнал, который назывался «Под знаменем скаутизма».

Великий мечтатель И. Жуков в Чите весной 1918 года развернул длительную игру «Экспедиционный корпус учащихся» для ребят в возрасте 10-14 лет, в которой приняло участие более 700 человек. Рассчитана она была на несколько лет, и играющие должны были пересечь Забайкалье частью пешком, частью на лошадях, частью на поезде. Это длительное путешес­твие предполагало серьезную подготовку, но вступле­ние в город семеновских войск прервало эту инте­ресную затею.

РКСМ и детское движение

Комсомол воевал на фронте, и поэтому обращать особое внимание на подростков ему было некогда. Осенью 1918 года на съезде Всевобуча (всеобщее военное обучение) было решено создать организацию юных коммунистов на базе скаутских отрядов. И скаутская работа продолжалась под новым названи­ем. Но уже в 1919 году на втором съезде РКСМ было решено распустить скаутские отряды. Вопрос для комсомола стоял именно в плоскости борьбы, уничтожения, а не сотрудничества. Свежи еще были в памяти встречи с идейными противниками на фронтах гражданской войны.

Еще через год ЦК РКСМ предложил одному из своих секретарей разработать план ликвидации скаут­ских организаций. Но распустить - это одно, а своей формы работы с детьми комсомол предложить пока не может. И тогда 27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает комиссию по изучению скаутизма и приме­няемой в ней системе физического воспитания. И опять в 1921 году скаутмастера предлагают свои услуги Всевобучу., Соответственно, после Октября меняются не только отношения с официальными властями, но и многие принципы организации (уходит идея верности короне, богу). Но для комсомола вопрос, как воспитывать своих последова­телей, по-прежнему остается открытым. Неожиданной для многих становится брошюра Н.К.Крупской «РКСМ и бойскаутизм ». Была применена чисто большевистская методика использо­вания дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, аппарат использовать, т.е. применять методы скаутинга, наполнив его политическим со­держанием. Вторая Всероссийская конференция РКСМ 19 мая 1922 года создала Пионерскую организацию. В решениях конференции было записано: разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Использовать начали все внешние атрибу­ты скаутской организации. В бюро по работе среди детей из 7 человек вошли 4 скаутмастера . Комсомол использовал их опыт и умение работать с детьми. Но само слово «скаут» все равно вызывало неприятие, несмотря на то, что многие скаутмастера принимали участие в создании первых пионерских отрядов.

Среди первых пионервожатых по некоторым регионам процент скаутмастеров достигал 67. 11 января 1923 года ЦК РКСМ, ГПУ, Главвсевобуч провели совещание, обсудившее совместную тактику борьбы против скаутов. Многие скаутмастера к этому времени уже вступили в комсомол, подписали прокомсомольскую Декларацию по вопросу о создании детского движения в РСФСР. Но некоторые продолжали практически подпольно работать с детьми. В одной из песен подпольных скаутов того времени были такие слова:

«Нас десять, вы слышите, десять,

А старшему нет двадцати.

Конечно, нас можно повесить,

Но раньше нас надо найти» ...

Таким образом, по содержанию деятельности в скаутинге появилось несколько направлений:

первое - традиционное, с получением трудовых навыков, сдачей на разряды, дисциплиной. Они не занимались политикой, не примыкали ни к одной молодежной организации. Таким, к примеру, был отряд В.Попова в Москве. Основой оставались идеи Б-П и строгое выполнение всех скаутских законов;

второе - Объединения Лесных братьев, соединив­ших последователей следопытов леса, описанных Сетоном-Томпсоном в книге «Берестяной свиток». Подобные группы были характерны для Петрограда, Казани и других городов;

третье - юкизм ;

четвертое - освобожденный скаутинг.

Обоснованием последнего занимался И.Жуков - Старший друг скаутов РСФСР и ДВР (Дальневосточ­ной республики). Жуков призывал создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру. Он искренне верил, что скаутинг может быть освобожден от буржуазных тенденций. Жуков искал новые формы социального воспитания ребят. Он разработал скорее фантастический, чем практический проект создания штатной должности Робинзона Крузо и его друга Пятницы при Народном комиссариате просвещения. По его мысли, во главе органов образования должны стоять люди, близкие духовному миру школьников. Эмоционально влиять на ребят может лишь знакомый им персонаж типа Робинзона, Капитана Гранта. Естественно, что поддержку этот проект не получил. Именно Жуков выступал горячим сторонником сотрудничества с комсомолом, что вызывает негативную оценку его деятельности у многих, особенно зарубежных скаутмастеров .

Конец скаутского движения в России

Причины смерти русского скаутинга были, не­сомненно, объективные и субъективные:

В насквозь идеологизированном обществе не­возможно было оставаться нейтральным;

Скаутинг требовал выхода общественной энер­гии ребят. Система же оказания людям добрых услуг и совершения добрых дел становилась невозможной при работе организации практически в подполье;

Соответственно, это затрудняло приток свежих, новых сил в скаутские отряды;

Было создано и пионерское движение, всячески поддерживаемое властями;

Перестало работать Общество содействия, глав­ный скаут России О. И. Пантюхов оказался за грани­цей, а идеолог движения И.Жуков стал сотрудничать с комсомолом;

Тяжелый удар по организации нанесли откровенные преследования.

Самая драматическая страница в отношениях между скаутингом и РКСМ приходится, пожалуй, на зиму 1921-22 годов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру. Сначала - Общество содействия, затем - юков и, наконец, - скаутские группы при Всевобуче. Мас­сированная критика скаутизма сводилась к следую­щим положениям: скаутинг - буржуазная организация, проповедующая национальное единство, вместо классовой борьбы. Во время гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев. Флаг зеленого, а не красного цвета. Знак лилия - монархический символ династии Бурбонов . Само слово «скаут» - английское. При этом совершенно упускалось из виду, что для скаутов политика и политический строй - дело отцов, а сама организация - национальная, а не политическая. И хотя никаких постановлений прави­тельства о запрещении скаутинга не было (пионеры и комсомол правительственными органами не являют­ся), начинаются гонения. Школы отказывают в по­мещении для скаутских сборов, с ребят-скаутов сры­вают символику, прорабатывают на собраниях. 10 мая 1923 года скауты Москвы собрались в районе села Всехвятское на сбор. Нагрянули работники милиции, сбор был признан незаконным. В связи с этим в журнале пионеров «Барабан» в феврале 1923 года появилась интересная заметка, озаглавлен­ная «Чудеса животного мира»:

«В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться на свет божий большое количество животных, относящихся к роду скаутов, семейству пресмыкающихся. Зоологическим отделом ОГПУ предпринята экскурсия по городу Москве и ее окрестностям для пополнения своих коллекций. Между прочим, редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребятами. В добрый час! »

Вряд ли стоит это комментировать. Подобные процессы проходили во всех городах, хотя дея­тельность групп не прекращалась. В Иркутске еще в октябре 1922 года проходил праздник скаутов на площади Т ретьего Интернационала с парадом и показом гимнастических упражнений. Но 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели аресты среди российских скаутлидеров . Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. Именно двадцать шестой год многие историки считают датой практи­ческого прекращения деятельности скаутской орга­низации в России.

Скаутский костер вернулся

Но были еще русские скауты и их лидеры, выехав­шие в годы гражданской войны за границу, и в пер­вую очередь - О. И. Пантюхов . В 1919 году в Турции была начата работа среди русских детей-беженцев.

11 ноября 1920 года приказом старшего русского скаутмастера О. И. Пантюхова произошло объедине­ние всех заграничных русских скаутских организаций в одну - Организацию русских скаутов за границей. В этом же году во Франции была основана Нацио­нальная организация Русских скаутов (НОРС), ее французский отдел. С 1945 года название НОРС было заменено на ОРЮР (организация российских юных разведчиков), а НОРС остался названием французского отдела. Именно заграничные скаутские организации с началом перестройки обратили свои взоры к России. Заинтересована в возрождении была и Всемирная организация скаутского движения. Тем более, в России были уже реальные лидеры, готовые работать на скаутскую идею. В результате, в ноябре 1990 года Пыла создана Ассоциация возрождения российского скаутизма, а в ноябре 1991 года - Федерация скаутов России. Скаутский костер вернулся в нашу страну.

Более подробно говорит об этих процессах Прези­дент Федерации скаутов России Аркадий Никитченко :

«Годом возрождения скаутинга в России можно считать 1990. Именно в этот период сразу несколько факторов предопределили возрождение движения. Впервые с 20-х годов в прессе стали появляться материалы о скаутах в связи с осуществлением Всемирной организацией скаутского движения проекта «Лети Чернобыля», русские эмигрантские скаутские организации приняли решение о возвращении русского скаутизма на Родину, в разных регионах нашей страны стали появляться группы, называющие себя скаутскими».

Логичным завершением этих процессов стала идея проведения съез­да всех тех, кто каким-либо образом использовал идеи, принципы, законы скаутов в своей педагогической деятельности. Появилась инициативная группа по подготовке съезда, которую поддержал Комитет по делам молодежи тогда еше Верховного Совета СССР. В «Комсомольской правде» было опубликовано объявление, и по контактному телефону стали звонить люди, желающие принять участие в работе съезда. В Оргкомитет вошли, в основном, представители Организации Российских юных разведчиков. Были подготовлены и учредительные документы российской скаутской организации. На съезде стало очевидно, что большинство участников далеки от понимания истинной сути движения, поэтому родилась идея создания организации переходного периода - Ассоциации Возрождения Российского скаутизма (АВОРС), целью которой определялось объединение всех людей, занимающихся развитием, пропагандой движения, созданием новых объедине­ний на местах.

Съезд состоялся в Москве в Институте молодежи осенью 1990-го года. В основном на нем были представлены три позиции возрождения скаутинга в нашей стране. В первую очередь - идеи ОРЮР, лидеры которой предлагали использовать методику, законы и традиции, сохраняемые организацией все эти годы в эмиграции, и механический их перенос в Россию. Второй идеей было применение опыта Все­мирного скаутского движения, о котором говорили находившиеся на съезде представители ВОСД. И третье направление исповедовали люди, которые не хотели отказываться от собственного педагогического опыта, наработанного за годы Советской власти в стране, и стремились адаптировать скаутскую методику применительно к современным социаль­ным условиям.

Простое меха­ническое перене­сение традиций и методики Запада в нашу страну каза­лось этим людям неприемлемым. Именно это, третье направле­ние доминировало на съезде и, в конечном итоге, АВОРС, в основ­ном, была создана этими людьми. Ассоциация была разделена на территориальные отделы: Южный (с центром в Симферополе), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Омск), Дальневосточный (Петропав­ловск - Камчатский). Позже отряды Уральского и Дальневосточного отделов вошли в Сибирский. К осени 1991 года в России юридически и организаци­онно оформились три крупных объединения: Союз «Московский скаут» (CMC ), Ассоциация скаутов С-Петербурга и Сибирская Ассоциация скаутов, кото­рые в ноябре 1991 года в Репине под Санкт-Петербургом провели учредительный съезд Федерации скаутов России (ФСР). В рамках уже существующих Ассоциаций, в свою очередь, сформировались новые объединения: Ска­утская Поволжская Ассоциация (СПАСС) - в CMC ; Уральская Ассоциация скаутов (УАС) и Ассоциация «Байкальский скаут» (АБС) - в СибАС .

Возрождение скаутинга в Иркутске отстало от общероссийских процессов на год, но шло по тради­ционному пути. В октябре 1991 года (30 октября празднуется иркутскими скаутами как день возрож­дения) впервые встретились люди, заинтересованные в поиске новых, нетрадиционных форм работы с детьми. Это были студенты, а также преподаватели школ, высших учебных заведений. Было зарегистрировано «Общество возрождения российского скаутизма в Иркутской области», которое объединяло всего 6 отрядов. Общество набирало силу, росло количество новых отрядов и лидеров, были налажены хорошие контакты с областными и го­родскими властями. В результате создались возможности для возникновения Ассоциации «Байкальский скаут», которая на 1 января 1995 года объединяла уже 18 отрядов на территории области. Внутри ФСР также было создано Братство правос­лавных скаутов, Лига девочек-скаутов.

Бурцев В.

Скаутское движение было основано в 1907 году в Англии полковником Баденом Пауэллом, который организовал первый скаутский лагерь на озере Браунси (Brownsea) и написал книгу "Scouting for Boys". Полковник был убежден в том, что молодым англичанам необходима более строгая закалка, физическая подготовка и навыки самостоятельности. Организация Американских Бойскаутов (BSA) была создана в Чикаго 8 Февраля 1910 года Уильямом Бойсом. Сегодня американские скауты ежегодно торжественно отмечают в этот день День рождения своей организации. С тех пор более 111 миллионов человек прошло данную программу подготовки.

Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как разведчик. Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.

В 1916 году организация американских скаутов была признана в масштабе всей страны. Это стало результатом общественно-полезной и разнообразной деятельности бойскаутов во всех регионах и штатах страны. Вместе с официальным признанием, бойскауты получили свой собственный устав, который закреплял цели и задачи движения, а также давал его членам право на ношение особого рода униформы.

Главная Кливлендская Статуя Скаутов Америки "The Ideal Boy Scout"

Программа BSA построена на системе «патрулирования» группой мальчиков не более 8 человек (8 считалось «естественным числом», на основе теории Дарвина) в возрасте от 11 до 17 лет со «старостой». Движение подразделяется на три возрастные группы. Цели в каждой группе ставятся сообразно возрастным интересам бойскаутов. Мальчики в возрасте от восьми до десяти лет составляют группу Cub Scouts («малышей»), от одиннадцати до тринадцати - бойскаутов, а в четырнадцать и старше скауты переходят в группу Explorers. Скаутов обучают широкому спектру жизненных навыков, включая первую помощь, кемпинг, гражданские права и обязанности. Воспитание по системе скаутов проходит в процессе развлекательных игр, физических упражнений и соревнований, бесед о военной жизни и подвигах разведчиков.

Личный рост участников стимулируют специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.

Девиз скаутов - «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв, так же как фамилия основателя движения скаутов (B.P.). Скаутская эмблема - лилия (трилистник). Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. Скауты во всем мире совершают рукопожатие левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры.

Кто такие скауты?

  1. Это как наши пионеры.
  2. это пионеры типа скаутов. Скауты были в России в конце XIX века. после чего их запретили. А позже придумали пионеров которые были очень похожи на скаутов.
    ЭТО НАДО ЗНАТЬ!!!
  3. Во времена развитого социализма скаутами в Польше назывались аналогичные советским пионеры.. .
    Само по себе, слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик.
    В настоящее время Скаутское движение (англ. Scouting) всемирное детское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молоджь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, неполитична, независима.
    В России первые скауты появились в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут) . Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлскаутов) . К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

    После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутизм, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) - то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией (пионерское движение Иннокентия Жукова и юкистское движение - юных коммунистов-скаутов, принявших галстуки красного цвета) . Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение лесных братьев - следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутизм был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. пионерское движение) . Особенно усилились гонения с начала 1922 г. , когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутизма. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, "прорабатывали" на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г. , когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы.
    В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь) . Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например Братство костра.
    В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.
    В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

  4. Детская организация вроде наших пионер.
  5. Буржуинские пионеры.
  6. типо пионеров