Почему снег белого цвета? Почему снег белый? Мы расскажем.

Ольга Чертова
Конспект занятия кружка «Снег, лёд и их свойства»

На занятиях кружка "Юный эколог" мы с детьми старшей группы продолжаем экспериментировать. На этот раз опытным путём изучаем свойства снега и льда .

ЦЕЛЬ : Формировать представление о снеге , льде и их свойствах .

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда .

ЗАДАЧИ :

Образовательная. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства .

Закрепить знания о свойствах снега и льда .

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивающая. Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, интерес к зимним явлениям природы.

Воспитательная. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Предварительная работа : Наблюдение за снегом , рассматривание снежинок, характеристики снега : сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый, игры со снегом , опыты, чтение рассказа “Первый снег” Е . Трутневой.

Материалы и оборудование : одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег , лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета , наглядные модели снежинок и льдинок с обозначением свойств снега и льда , салфетки и полотенце.

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке :

Снег на полях ,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

А в следующих загадках говорится о явлениях неживой природы зимы. Отгадайте их.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег )

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?

Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель

В. Архангельский. (Детям зачитывается о том, как образуются снежинки) .

Каким бывает снег ? Оказывается, снег бывает разный . В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если немного потеплеет на улице и наступит легкий, небольшой морозец, то снег станет липким , и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.

А когда бывает снег и лёд (Ответы) .

Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) . Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств .

Я вчера набрала снег и лед и разложила его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос "Где живет снежинка?")

Теперь мы с вами ученые-исследователи, будем выяснять, какие они снег и лёд и каковы их свойства . А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) .

Ребята, а что же стало со снегом ? (растаял) Почему?

Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза и тают в тепле.

(на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства , на снежинке нарисована капелька воды : снег тает в тепле ).

Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег . Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег . Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь ? (холодный) . Можно ли есть снег ? (нет, снег холодный и может быть грязным) .

Опыт №1. «Определение цвета» .

Сравним : какого цвета вода, снег и лёд (снег белый , вода и лёд бесцветные) А что еще бывает белым? (крепится 2 снежинка : снег белый - в центре снежинки вата, лёд бесцветный).

Какого цвета снег ? (белый)

Какого цвета лёд? (бесцветный)

Опыт №2. «Определение прозрачности» .

Проведем эксперимент. У вас под тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег , другой опустите в воду, третий круг положим под льдинку. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 3 снежинка : снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз, лёд прозрачный – открытый глаз).

Опыт № 3. «Определение запаха» .

Ребята, а как узнать, снег и лёд пахнут ? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег снега нет запаха ) (крепится 4 снежинка : снег и лёд не имеют запаха - на снежинке нарисован нос).

Давайте попробуем воткнуть в снег палочку , что произошло? А можно ли воткнуть палочку в лёд? Можно сделать вывод, что снег рыхлый , а лед твёрдый.

Взять горсть снега и высыпать её . Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий) . А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий) .

Физкульминутка :

Снег пушистый все летает , (поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело , (показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем (имитируют действия)

И в снежки играть пойдем. (шагают)

Снег сегодня белый , белый, (поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)

и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет вы шубах нам тепло.

Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите : у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала : горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно . Где снег растаял быстрее , а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег , быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд ? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега и льда ). Обращается внимание детей на то, что снег и лёд - это замерзшая вода.

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде .

Снег – белый , непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

А лёд – бесцветный, прозрачный, твёрдый, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

А теперь, когда мы с вами познакомились со свойствами снега , давайте попробуем сами вырезать снежинки и посмотрим, какие они у нас получатся. (Дети вырезают снежинки) .

Подведение итогов занятия : Как много мы сегодня узнали о снеге , пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие ? Что запомнилось больше всего?

Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович

Почему лед прозрачный, а снег белый?

Чистый лед прозрачен, а чистый снег, состоящий из микроскопических кристалликов льда, непрозрачен и кажется нам белым. В чем же причина столь разных оптических свойств одного и того же вещества? Дело в том, что солнечные лучи проходят ледяную пластинку насквозь, а в слое снега испытывают многократное отражение и выходят обратно. При этом они не теряют ни одного из компонентов спектра (в связи с очень малыми размерами кристалликов льда, составляющих снег), а потому не обретают цвета – и снег кажется белым.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Почему у дверей парикмахерских стоит красно-белый знак? Вы знаете, почему у дверей парикмахерских в Великобритании стоит красно-белый шест как символ профессии? Какое отношение имеет этот знак к профессии цирюльника?Сегодня он действительно не имеет ничего общего с этой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СН) автора БСЭ

Снег Снег, твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок - снежных (ледяных) кристаллов (см. Снежные кристаллы), очень разнообразных по форме, но имеющих в основе шестиугольную пластинку или шестигранный столбик. Диаметр снежинок от долей мм до

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Что такое снег? Снег - это не что иное, как замерзшая вода. Однако в таком случае, почему же он не похож на лед? Дело в том, что снежинки в действительности состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Почему снег белый? Снег - это замерзшая вода, а как мы знаем, лед бесцветный. Почему же снег белый? Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Почему Белый Дом так называется? Белый Дом не всегда был белым и не всегда так назывался. Но он всегда был официальной резиденцией президента Соединенных Штатов. Это старейшее федеральное сооружение, основы которого были заложены 13 октября 1792 года. Он был построен

Из книги Искусство вождения автомобиля [с иллюстрациями] автора Трейбал Зденек

Почему при ярком свете мерещится «снег»? Подобный эффект возникает, например, когда в особенно яркий день человек пристально смотрит в иллюминатор самолета. Одни называют это «снегом», вторые – «искрами», а третьи – «звездочками». В любом случае то, что вы видите, – это

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Снег и гололедица Зима - чудесное время года, и ребятишки рады ей, но у водителей с приходом зимы появляется много забот. Двигатель заводится плохо, дороги скользкие и неровные, ночи долгие, и видимость часто минимальная. Поэтому для некоторых приход зимы, или, как у нас

Из книги 100 великих тайн Земли автора Волков Александр Викторович

Мелкий снег Роман (1943–1948) Действие происходит в тридцатые годы и заканчивается весной 1941 г. Сестры Макиока принадлежат к старинному роду. Когда-то, их фамилия была известна всем жителям Осака, но в двадцатые годы финансовое

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Вода, снег и лед С чего начинается дождь? Моделирование атмосферы Земли и процессов, протекающих в ней, – одна из сложнейших задач, стоящих перед учеными. Как описать поведение 5 квадрилионов тонн воздуха, составляющих оболочку Земли?Вот простой вопрос: «С чего начинается

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

Белый снег Эта операция настолько необычна, что она даже не отражена в архивах внешней разведки. О ней известно лишь из воспоминаний ветерана внешней разведки В. Г. Павлова, написавшего книгу "Операция,Снег"".Сначала несколько строк из истории. В 1927 году японский

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Почему белек белый? Белек – это новорожденный детеныш тюленя. Его называют не просто тюлененком, а собственным именем, отличным от родительского, за совершенно белую, без единого пятнышка, шкурку. Дело в том, что первые три недели маленький тюлень в воду не входит, а лежит

Из книги Кто есть кто в мире природы автора Ситников Виталий Павлович

Почему снег белый? Все уже настолько привыкли к тому, что снег бывает только белого, а не красного и не зеленого цвета, что никому и в голову не приходит поинтересоваться, почему же он белый. Только маленькие дети задают иногда этот очень серьезный и непростой

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Почему снег белый? Снег – это замерзшая вода, а, как мы знаем, лед бесцветный. Почему же снег белый?Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристаллов делает

Из книги автора

Почему Белый Дом так называется? Белый Дом не всегда был белым и не всегда так назывался. Но он всегда был официальной резиденцией президента Соединенных Штатов.Это старейшее федеральное сооружение, основы которого были заложены 13 октября 1792 года. Он был построен

2015-03-07
Одна из причин, почему мы любим снег, у него необычный для природы белый цвет. Но если задуматься, то кажется странным, что снег белый, так как по сути это просто куча прозрачных кристалликов льда. Почему же он белый, а не прозрачный?

Видимый свет состоит из многих различных частот. Для наших глаз эти различные частоты, имеют разные цвета. Наличие цвета у предметов обусловлено различной способностью поглощать и отражать эти частоты.

Теперь, вспомним какого цвета лед, если внимательно присмотреться к нему, то можно увидеть, что на самом деле он полупрозрачен. Это означает, что свет не проходит прямо через него, часть света преломляется и иногда отражает обратно (это объясняет, почему мы видим белые пятна внутри льда). То есть из освещенного куска льда свет будет выходить со всех сторон, а не просто проходить сквозь него.

Третий шаг, который мы сделаем, вспомним что снег - это огромное количество кристаллов льда. То есть свет, попадая в одну снежинку, преломляясь, попадает в следующую снежинку и так далее. Этот процесс одинаков на различных световых частотах, поэтому все цвета света возвращаются обратно. А равномерное смешение всех этих частот и есть белый цвет. Таким же образом можно объяснить, почему куча мелких осколков стекла выглядит белым.

Однако это беспристрастное рассевание, справедливо только для наружного слоя снега. На самом деле, ледяные кристаллы имеют предпочтение, когда дело доходит до поглощения и рассеяния света и, как правило, поглощают больше в красной области спектра и менее в голубой. Вот почему ямы, вырытые в снегу, кажутся голубыми по внутренней стороне.

Таким образом, снег кажется белым только благодаря внешнему слою, который отражает и преломляет свет. Если бы свет проходил полностью через слой снега, то на обратной стороне он казался голубым. Такое явление можно понаблюдать в чистом куске льда на ярком солнечном свете.


Белым снегом, белым снегом

Все тропинки замело.

И, куда бы глаз ни глянул,

Все белым-белым бело.

А почему снег белый? С его кристальной, безупречной чистотой сравнивают весь белый цвет, окружающий нас. Белый, словно снег… Снежная белизна… Чистый, как снег… Подобных сравнений - не счесть! Благодаря чему снежное покрывало имеет девственный цвет?

Какого цвета снежинки?

Снег – это много-много снежинок. Очень разных, абсолютно непохожих друг на друга. Идеальных и уникальных по своей форме. Изучать снежинки никогда не наскучит. Всегда удивляешься: как природе удалось создать такое совершенство?! А когда ребенок пристает с расспросами, приходится искать объяснения природным чудесам. Почему ива плачет , а осина дрожит? Как мороз рисует свои узоры на стекле? Почему снежинка именно такая?

В атмосфере есть вода. Представлена она в форме пара, в газообразном виде. Под влиянием низких температур пар конденсируется, замерзает и превращается в кристаллики.

Снежинка – это маленькая капелька воды в виде шестигранного кристаллика. Каждая водяная молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Отсюда – три или шесть граней. По сути, снежная мушка – это льдинка. Но ведь лед – прозрачный. Откуда тогда берутся белые хлопья снега?

Светло-пушистая снежинка белая.

Какая чистая! Какая смелая!

…………………………………….

В лучах блистающих скользит умелая.

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

…………………………………………..

Лежит пушистая, снежинка смелая.

Какая чистая! Какая смелая!

Водяные кристаллики снежинки формируются вокруг капельки воды или частички пыли. Эта льдинка, на самом деле, прозрачная, бесцветная. Так как лед полностью пропускает сквозь себя солнечный свет.

Снежинки, летящие с неба, хаотично кружатся, падают друг на друга, слепляются. Наши глаза видят уже не одну снежинку, а несколько, соединенных вместе. Большое количество ледяных кристалликов отражает свет солнца от своих граней. А солнечные лучи – белые. Вот и получается такой чистый цвет.

Чем теплее на улице, тем больше снежинок слепляется вместе. Вот с неба летят уже огромные хлопья. А почему снежный покров белый? Или это оптический обман?

Какой оттенок у снега?

Снег на крышах – с золотом.

За домами – с синевой.

На рассвете – бледно-сизый.

В ярком солнце – с алым чуть.

Ночь же все покрыла ризой,

Чуть сиреневой такой.

Действительно, снежок кажется идеально белым только в ярких лучах солнца. Даже тогда Вы будете видеть в разных местах голубоватые и сизоватые оттенки. А при отсутствии солнца вообще начнет отливать синим. Тени, отбрасываемые на снежное покрывало, никогда не будут насыщенно-серыми или идеально черными. Их цвет можно назвать прозрачно-голубым, скорее.

Оставьте след на свежем покрывале и присмотритесь к нему. Края – чуть желтоватые, бока приобрели зеленоватый оттенок. Куда делся нейтральный цвет? Почему так происходит?

Если предмет поглощает луч солнца полностью, он воспринимается человеческим глазом как черный. Снежная мушка же не имеет такой плотности. Кристаллики льда отражают солнечные лучи. Поэтому девственный покров имеет белый цвет. А при ярком солнце отраженный свет настолько ярок, что мы вынуждены щурить глаза.

Снежок – это вода, молекулы которой поглощают кванты красного спектра. Теряются также желтые и оранжевые составляющие света. Через мушки-кристаллы проходят только фиолетовые и синевато-зеленые лучи. То есть, все холодные оттенки спектра. Притоптанный снежочек становится плотнее. Соответственно, он уже может часть лучей поглотить, а часть – пропустить через себя. Поэтому человеческий глаз видит различные оттенки. Чем глубже будет яма в снегу, тем ближе будет снег к жидкому состоянию, тем темнее будут холодные цвета.

В различных источниках описаны случаи выпадения цветного снега. Такое, действительно, может быть. Допустим, перед снегопадом в воздухе находилось много цветной пыли. Кристаллики льда, падая с небес, будут цепляться за эти красочные частички, слепляться вокруг них. Девственные мушки приобретут оттенок этой пыли.

И, напоследок, предлагаем Вам самим создать цветной снегопад. Красить его кисточкой не нужно. Насыпьте в стакан или ведерко (объем емкости может быть любым) пищевой краситель. Не жалейте. Налейте кипящей воды и сразу выплесните на улицу. Жидкость моментально кристаллизуется, превращаясь в цветной снежок. Правда, столбик термометра должен находиться ниже отметки в минус двадцать.

Вы когда нибудь задавались вопросом — почему снег белого цвета? Ведь когда снег тает, то он превращается в воду, а вода прозрачная. Почему же снег белый?

Немного о цвете

Разные вещи имеют разные цвета. Видимый свет от Солнца или от любого другого источника света состоит из множества длин волн. Наши глаза воспринимают разные длины волн в виде разных цветов.

Различные объекты имеют разные цвета, потому что отдельные частицы (молекулы и атомы), которые составляют объект, имеют разные частоты колебаний.

Когда свет взаимодействует с объектом, длины волн, которые объект отражает или поглощает, определяют, какой цвет воспринимают наши глаза. Когда объект отражает все длины волн света от Солнца, которые находятся в видимом спектре, то объект выглядит белым.

Когда мы видим пожарный грузовик, то он красного цвета, потому что краска, которой он покрашен, отражает определенные длины волн в красной области видимого спектра и поглощает остальные длины волн.

Если мы смотрим на воду, то она прозрачная. Это означает, что длины волн света проходят через нее, а не отражаются обратно в ваши глаза.

Если взглянуть на отдельную снежинку, то она тоже почти прозрачная. Но когда мы видим снег, то есть большую концентрацию снежинок, то весь свет отражается, а не проходит сквозь них. И мы видим снег в белом цвете.

Ключевым фактором здесь является способ, которым свет взаимодействует с массой снежинок сложной формы и воздухом, которые и составляют снег. Снежинки имеют сложную и разнообразную форму. Когда свет попадает на снежинку (кристаллик льда), он встречает изгиб и попадает на другой кристаллик льда, затем на другой, и так далее. Процесс продолжается до тех пор, пока свет не отражается от снега, а не проходит прямо через него на землю.

Если в снегу есть грязь, то часть волн поглотиться, и мы увидим эту грязь. Но если снег свежий, то большинство световых волн в конечном счете будут отражены и мы увидим белоснежный снег.

Вы возможно замечали, что иногда снег также может иметь синеватый или голубой оттенок. Снег белый, когда свет отражается кристаллами льда лишь небольшое количество раз, не проникая очень глубоко в снег. Если мы посмотрим на небольшую кучку снега, то она будет белая, потому что почти весь видимый свет отражается.

Другая ситуация для света, который не отражается, а проникает в снег. Когда этот свет проникает в снег, кристаллики льда рассеивают большое количество света. Чем глубже проникает свет, тем больше происходит рассеиваний.

Мы видим свет из верхних слоев (примерно до 1 см), в то время как в нижних слоях свет рассеивается и поглощается. Для света, который проникает глубже, более длинные волны, которые существуют на красном конце светового спектра, поглощаются, оставляя более короткие длины волн на голубой стороне спектра, которые отражаются назад и мы их видим.

Можно сказать, что синий свет легче всего проходит сквозь лед. Тут важно понимать, что спектральный отбор связан с поглощением, а не с отражением, как иногда думают.

В данном случае можно говорить о снеге, как о фильтре, который пропускает или не пропускает разные цвета. Если у нас сантиметровый слой снега, то весь свет проходит через него. Если это метр или более, то только синий свет пройдет через него (рассеивается в нем). Можно провести аналогию с чашкой кофе. Когда мы его только наливаем, то он светлый, чем его больше, тем более темным он становится.