План маршалла и ссср. План маршала - первое противостояние западного и восточного блоков

ПЛАН МАРШАЛЛА ПЛАН МАРШАЛЛА

ПЛАН МА́РШАЛЛА (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы с целью недопущения прихода к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире.
Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом (см. МАРШАЛЛ Джордж) 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете. План Маршалла был поддержан Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь-июль 1947) создать в Европе «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности. СССР также соглашался принять американскую помощь, но отвергал любые формы контроля за ее распределением и использованием. В связи с этим, страны социалистического лагеря отказались быть участниками плана Маршалла.
Согласие на участие в плане Маршалла дали 16 западноевропейских государств - Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В 12 июля 1947 года в Париже эти страны заключили конвенцию о создании Комитета (позднее Организация) европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать совместную «программу восстановления Европы». В декабре 1949 года к плану Маршалла присоединилась Западная Германия.
План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Такие соглашения были подписаны в 1948 году со всеми странами-участниками (исключая Швейцарию, которая отказалась подписать соглашение, хотя и участвовала в плане Маршалла). Страны-участники обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями.
Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПЛАН МАРШАЛЛА" в других словарях:

    - (Marshall Plan) Крупная программа американской помощи с целью содействия восстановлению европейских стран после второй мировой войны. Этот план был предложен государственным секретарем США Джорджем С. Маршаллом. В течение 1948 – 1951 гг. США… … Экономический словарь

    ПЛАН МАРШАЛЛА - программа т.н. восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны 1939 1945 годов путём оказания ей экономической «помощи» со стороны США. Фактически П.м. вместе с доктриной Трумэна представлял собой составную часть агрессивного… … Юридическая энциклопедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи) … Википедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи). План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program «Программа восстановления Европы»)… … Википедия

    Назван по имени государственного секретаря США Маршалла (см.), впервые выдвинувшего этот план в своём выступлении в Гарвардском университете 5. VI 1947; наряду с доктриной Трумэна П. М. явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского… … Дипломатический словарь

    «План Маршалла» - программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16 ти европейским странам. После Второй мировой войны американская модель… … Геоэкономический словарь-справочник

    ПЛАН МАРШАЛЛА - (англ. Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПЛАН МАРШАЛЛА Большой экономический словарь

    план маршалла - программа помощи в восстановлении Западной Европы со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Словарь экономических терминов

Книги

  • Переговоры без поражения. Гарвардский метод , Фишер Роджер, Юри Уильям, Паттон Брюс. О чем эта книга Как управлять конфликтными ситуациями, защититься от манипулирования и грязных приемов, которые применяют недобросовестные партнеры? Как адекватно реагировать на…

Окончилась Вторая мировая война. Ее последствия для Европы были ужасны. Десятки миллионов людей погибли, была разрушена большая часть жилого фонда, сельскохозяйственное производство едва достигало 70% от довоенного уровня.

Общие экономические потери по самым скромным оценкам составляли 1 440 миллиардов довоенных франков. Без поддержки извне, страны, пострадавшие от войны, не могли решить возникших проблем. То, какой эта помощь должна быть, определил план Маршалла, названный в честь его инициатора, госсекретаря США и отставного военного Джорджа Маршалла.

Европа была разделена на две части, восточная находилась в сфере влияния СССР, и сталинское руководство не скрывало своего враждебного отношения к системе свободного рынка, как и намерений установить социалистический порядок во всех европейских странах.

На этом фоне активизировались силы, которые принято называть «левыми». Коммунистические партии, поддерживаемые Советским Союзом, начали завоевывать позиции, их популярность росла.

В этот момент США начали ощущать угрозу прихода коммунистов к власти на контролируемой ими территории Западной Европы.

План Маршалла стал самым успешным экономической помощи в

Армейский генерал, ставший госсекретарем при Трумене, Дж. Маршалл не имел Настоящими отцами плана был Дж. Кеннан и его группа, они и разработали основные детали его реализации. Им просто была поставлена задача - выработать меры по ограничению советского влияния в Западной Европе, где, в случае прихода коммунистов к власти, США могли потерять важнейшие а в перспективе столкнуться и с прямой военной угрозой.

В результате, выработанный экономистами документ получил название «план Маршалла». При его реализации шестнадцать стран Европы получили суммарную помощь на сумму 17 миллиардов долларов. Однако план Маршалла предусматривал не просто раздачу продуктов и проедание американских денег, помощь оказывалась при соблюдении очень жестких условий, таких, как снижение таможенных пошлин, отказ от национализации предприятий и поддержка рыночных экономических принципов, ее могли получать только демократические страны. 17% от получаемых средств должны были расходоваться на приобретение производственного оборудования.

Сам во время гарвардской речи 5 июня 1947 года выразил суть государственной политики США по-военному четко. Борьба с коммунизмом невозможна, если Европа будет слабой.

План Маршалла - это удавшаяся попытка восстановления экономики пострадавших от войны стран, причем уже к 1950 году все они превысили довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.

Часть помощи предоставлялась безвозмездно, но в основном это были кредиты по небольшим ставкам.

План Маршалла подвергался критике со стороны руководства СССР и восточноевропейских стран «народной демократии», однако достигнутые всего за четыре неполных года говорили сами за себя. Уровень влияния компартий стал стремительно снижаться, а Америка получила огромный рынок сбыта для своих товаров.

70 лет назад Соединенные Штаты Америки развернули масштабное наступление на Европу

США выдвинули план Маршалла как программу восстановления ЕВРОПЫ после Второй мировой войны

1945 год. Дрезден после бомбардировок союзной авиации. Руины кафедрального собора. Фото Deutsche Fotothek /Richard Peter /TASS

Пятого июня 1947 года Джордж Маршалл, госсекретарь США, выступая в Гарвардском университете, рассказал о том, как Вашингтон планирует возрождать ЕВРОПУ. Этот план, получивший имя его создателя, стал по существу сигналом к экономическому наступлению на «старый континент», закончившемуся полным подчинением Европы в западной части американской экономико-политической машине.

РУССКИЕ ИДУТ!

Это выступление Маршалла стало логичным продолжением речи президента США Гарри Трумэна, с которой он выступил перед американским конгрессом 12 марта 1947 года. Коротко ее суть: Советский Союз навязывает европейским государствам свою политику, мешая таким образом Вашингтону утверждать понятия демократии в освобожденной Европе. Следовательно, необходимо проводить «политику сдерживания», противодействуя СССР и его национально-патриотическим союзникам в Европе. А для этого Трумэн попросил конгресс выделить около 400 миллионов долларов для помощи Греции и Турции, которые якобы находятся под мощным давлением коммунистов. В самом деле, СССР тогда потребовал от Турции изменить статус черноморских проливов, а в Греции к власти фактически пришли коммунисты-партизаны, внесшие немалый вклад в разгром итало-германских фашистских войск. Балканы уплывали из-под влияния англосаксов, которые почему-то традиционно считали полуостров зоной своих интересов.

План Маршалла и стал по существу экономической формой сдерживания, в западной терминологии, коммунистической экспансии. Основания у США для этого были, и не только турецко-греческого происхождения. После Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Европа резко полевела. Высочайший моральный авторитет СССР как носителя коммунистической идеи обусловил рост политического влияния компартий, члены которых к тому же в большинстве своем воевали с фашизмом.

В Италии в результате прошедших выборов Компартия получила 25 процентов мест в парламенте, во Франции - более 30 процентов. В Восточной Европе практически во всех странах к власти в ходе выборов пришли или коммунисты, или возглавляемые ими коалиции, как в Польше и Чехословакии. Еще чуть-чуть - и большая часть Западной Европы могла встать под красные знамена. Военным путем, как привыкли делать США в Латинской Америке, этот процесс остановить было нельзя, не рискуя получить обратный результат: боеготовые советские танковые армии снесли бы оккупационные войска в Атлантику за считаные недели. При этом советских солдат поддержало бы население в большинстве случаев. Сергей Штеменко, в те годы один из руководителей Генштаба, вспоминал, что в «мобилизационных планах Генштаба были предусмотрены все возможные варианты развития событий в Европе», а советские маршалы научились воевать в Европе беспроигрышно с гораздо более сильным врагом, чем звездно-полосатые любители фарцовки на черных рынках и кока-колы.

С другой стороны, монополии США лопались от денег: за годы войны они заработали на поставках вооружений и продовольствия не меньше 300 миллиардов долларов, по современному курсу - примерно 4,5 триллиона долларов. Золотой запас США к 1948 году возрос до 21 тысячи 800 тонн, что составило более 70 процентов всего золота мира. Но перевести промышленность на мирные рельсы в условиях капитализма возможно только через кризис, признаки которого все отчетливее начали проявляться в американской экономике: с учетом масштабов он грозил стать пострашнее знаменитого кризиса начала 30-х годов.

Надо отдать должное Маршаллу, кстати, бывшему начальнику генерального штаба американской армии: разработанный под его руководством план предусматривал, что будут решены главные политико-экономические проблемы послевоенной Америки.

ИЗ МЕТРОПОЛИИ - В КОЛОНИЮ

В чем состояла суть американской «помощи» разгромленной экономике Европы? США готовы были предоставить до 20 миллиардов долларов (фактически было выделено 13,3 миллиарда) тем странам, которые согласятся с их планом «восстановления и развития экономики». Помощь эта должна была осуществляться в соответствии с двусторонними договорами, но при соблюдении нескольких базовых принципов.

Во-первых, речь шла в основном не о свободных деньгах, которыми страны могли распоряжаться как угодно, а о так называемых товарных кредитах - США направляли в Европу продукты, машины, одежду, оборудование и тому подобное по своему усмотрению, реализуя таким образом немалые товарные запасы и выигрывая время для структурной перестройки своей экономики. Треть из общей суммы, кстати, была израсходована на покупку американского продовольствия, что позволило снизить государственные субсидии США своим фермерам, получившим таким образом немалые инвестиционные ресурсы.

Другие условия также были далеки от благотворительности и жестко привязывали европейскую экономику к интересам финансово-промышленного капитала США.
Страны - получатели «помощи» обязаны были отказаться от национализации промышленности, сохранить свободу частного предпринимательства, создать льготный режим для американских частных инвестиций, гарантировать свободный доступ американских товаров при одновременном одностороннем снижении таможенных пошлин, ввести ограничения на торговлю со странами народной демократии и так далее. Одновременно США оговаривали право на строительство военных баз на территории «облагодетельствованных» стран.

Это, кстати, стало основой не афишируемой «военной» части плана Маршалла, который в итоге привел к военной интеграции Западной Европы в блоке НАТО уже через год после принятия конгрессом США закона об экономическом сотрудничестве, который в апреле 1948 года запустил реализацию плана Маршалла. Заметим, кстати, что оборонные расходы всех стран-реципиентов в рамках НАТО значительно превысили размеры финансовой помощи, которую они получили от США. Так что американцы остались верны себе: продали Европе ненужные излишки, получили проценты и прибыль от займов и кредитов, а в итоге заставили оплатить и свои военные расходы! К тому же, выставив требование о возвратности кредитов в долларовой форме, надолго привязали финансовые системы европейских стран к доллару (лишь Франция спустя восемнадцать лет отказалась от долларового эквивалента и вышла из военной организации блока НАТО).

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний. Парадокс состоял в том, что Франция, Нидерланды, Бельгия и другие метрополии расплачивались за американскую помощь сырьем из своих заморских территорий, что, впрочем, не смогло остановить распад колониальных империй: если метрополия становится фактически колонией, то колонии закономерно освобождаются от диктата. Последовали национально-освободительные войны в Индокитае и Африке. К 1960 году большинство колониальных стран получили независимость. Это также можно отнести к побочным эффектам плана Маршалла.

Но вернемся в 1948 год, когда американская долларовая благодать хлынула бурным потоком в Западную Европу. 4 апреля 1948 года конгресс США, как уже было упомянуто, одобрил четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Основная ее часть, как и следовало ожидать, пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда долларов), Францию (2,5), Италию и Западную Германию (по 1,3), Нидерланды (1). Всего помощь получили 17 стран, было израсходовано в конечном итоге 17 миллиардов долларов, что эквивалентно в зависимости от методики подсчета примерно 200-500 миллиардам нынешних долларов. При этом американцы через специально созданный комитет жестко контролировали внутреннюю экономическую политику должников, а также их золотовалютные резервы и финансово-кредитную систему, которая к тому времени была включена в Бреттон-Вудскую систему и полностью зависела от доллара.

Западная Германия, помимо всех перечисленных ограничений, была вынуждена также передать свой немалый золотовалютный запас в американский Форт-Нокс. Судьба этих немецких ресурсов до сих пор окутана туманом, который не могут развеять вспыхивающие время от времени скандалы и расследования. Во всяком случае, официально признано, что сегодня во франкфуртском хранилище Бундесбанка хранится менее трети золотого запаса ФРГ.

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний»

СТАЛИН СКАЗАЛ «НЕТ»

Разумеется, в послевоенной Европе невозможно было игнорировать мнение Советского Союза и его союзников, организуя такую масштабную акцию, как восстановление экономики континента. СССР и восточноевропейские правительства получили приглашение участвовать в реализации плана Маршалла. Сталин первоначально с интересом отнесся к этому предложению: страна, разоренная войной, бесспорно, нуждалась в финансово-материальных ресурсах.
Но не любой ценой, о чем четко и недвусмысленно было заявлено в инструкциях Политбюро ЦК ВКП(б) для делегации во главе с Вячеславом Молотовым, направлявшейся в Париж, где 27 июня 1947 года открылось совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Тема - обсуждение предложений Маршалла.

Позиция СССР определялась во многом мнением академика Евгения Варги, которое он изложил Вячеславу Молотову в докладной записке от 24 июня: «План Маршалла в первую очередь должен явиться оружием смягчения экономического кризиса, приближение которого в США уже никто не отрицает… Если в интересах США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». О серьезности советских намерений свидетельствует и тот факт, что послам в Варшаве, Праге и Белграде были даны указания довести до руководства соответственно Польши, Чехословакии и Югославии пожелания «проявить инициативу по обеспечению своего участия в указанных экономических мероприятиях (плане Маршалла. - Ред.) и заявить свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Совещание в Париже избавило советское руководство от иллюзий. Во-первых, для СССР было неприемлемо то обстоятельство, что американская помощь обуславливалась необходимостью выполнять распоряжения Администрации экономического сотрудничества, которая фактически определяла не только внутреннюю экономическую политику, но и получала доступ к информации о ресурсах, состоянии промышленности, к научно-техническим разработкам и так далее. Во-вторых, план Маршалла был полностью подконтролен США и осуществлялся вне рамок и критериев ООН, хотя там имелась соответствующая структура - Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций, созданная 9 ноября 1943 года с целью оказывать помощь странам, пострадавшим в ходе войны.

В довершение ко всему Вячеслав Молотов 30 июня получил информацию советской разведки, в которой сообщалось, что руководители США и Великобритании договорились обусловить предоставление помощи СССР его отказом от германских репараций. Это было совершенно невозможно для СССР, единственным гарантированным источником внешних инвестиций для которого были трофейные поставки. 2 июля 1947 года парижское совещание завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Вслед за СССР отказались от участия и страны Восточной Европы. Сталин заявил, что парижская конференция - часть плана Запада по изоляции СССР.

Примечательно, что одним из формальных критериев, по которым СССР не имел права на получение американской помощи, стал тот факт, что советский бюджет не имел дефицита. Это после кровопролитнейшей, разрушительной войны, в итоге которой было потеряно
не менее трети экономического потенциала! Забегая вперед, констатируем, что и СССР, и его восточноевропейские союзники восстановили экономику не позже, чем реципиенты американской помощи. В Советском Союзе карточки были отменены уже в 1947 году, в то время как несравненно меньше пострадавшая Британия отменила карточное нормирование только в 1951 году.

…Четыре года пролетели быстро: план Маршалла официально прекратил свое действие 30 декабря 1951 года. На смену ему пришел закон «О взаимном обеспечении безопасности», который конгресс США утвердил 10 октября 1951 года. Этот закон, официально признававший раздел Европы на зоны влияния, уже безо всяких фигур умолчания предусматривал возможность США одновременно предоставлять своим европейским сателлитам и военную, и экономическую помощь. Подчиненная роль некогда мировых европейских держав была официально закреплена.

Безусловно, этот план стал одним из самых успешных проектов американской дипломатии. США достигли всех целей, явных и скрытых. Перечислим их кратко: американский доллар стал основной международной валютой в Европе; влияние коммунистов и СССР в Западной Европе было ослаблено; США получили громадный рынок сбыта своей продукции; создана экономическая основа для военного блока НАТО; экономика США получила время и ресурсы для перестройки на работу в условиях мирного времени; американские монополии получили ощутимую прибыль, позволившую им осуществить модернизацию производства и нарастить научно-технический потенциал; зависимое положение европейских союзников позволило создать основы для внешнеполитического давления на советский блок; была создана мощная военная инфраструктура НАТО в американских интересах, причем ее содержание оплачивала Западная Европа.

"План Маршалла" - программа широкомасштабной экономической помощи странам Европы, разоренным Второй Мировой войной - стал, вероятно, наиболее успешным внешнеполитическим экспериментом США.

План получил свое название по имени государственного секретаря США Джорджа Маршалла\George C.Marshall. Однако его реальным автором был президент США Гарри Трумэн\Harry Truman. Решение назвать беспрецедентный проект именем госсекретаря было принято по тактическим соображениям: Трумэн, в отличие от Маршалла, не пользовался поддержкой в Конгрессе США\US Congress, который должен был одобрить ассигнования на восстановление Европы.

Предтечей "Плана Маршалла" была "Доктрина Трумэна", принятая в марте 1947 года, которая предусматривала оказание экономической помощи Турции, Греции и, позднее, Италии. "Доктрина Трумэна" стала ответом на приход к власти коммунистов в государствах Восточной Европы, занятых советскими войсками. Греция (в ней шла гражданская война) и Турция также были под давлением СССР, желавшего установления в этих странах коммунистических режимов. После оказания экономической помощи и стабилизации обстановки, коммунисты в этих странах проиграли выборы.

В июне 1947 года Маршалл обнародовал свой план, который вызвал бурное одобрение европейцев, но не однозначную реакцию в США. Критики утверждали, что реализация подобного проекта негативно скажется на экономике США. Сторонники, наиболее активным из которых был Трумэн, доказывали, что США многократно выиграют в результате реализации этого плана, в частности, за счет оживления международной торговли и инвестиций.

Косвенно реализации "плана Маршалла" способствовал Советский Союз. В 1947 году в Париже прошли переговоры, посвященные этой программе, в которых приняли участие США. Франция, Великобритания и СССР. Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов демонстративно покинул зал заседаний. Официальные предложения участвовать в этой программе были разосланы абсолютно всем европейским странам, включая Турцию, но исключая франкистскую Испанию. Вслед за СССР отказались участвовать в "Плане Маршалла" страны Восточной Европы. В феврале 1948 года, чехословацкие коммунисты совершили государственный переворот, поддержанный СССР.

В результате, законодатели США решили, что приход коммунистов к власти в Западной Европе - большее зло, чем возможные экономические потери США, и в апреле 1948 года Конгресс одобрил этот проект - был подписан Акт Экономического Сотрудничества\Economic Assistance Act. Впервые в мировой истории держава-победительница (США) не взимала с побежденных держав репарации, а оказывала им крупномасштабную экономическую помощь. Кроме того, революционность стратегии заключалась в том, что европейским странам предлагалось выходить из кризиса не в одиночку, а совместными усилиями. Участниками "Плана Маршалла" стали практически все государства Западной Европы, находившейся вне зоны советского влияния. Исключениями стали Испания и Западная Германия (она присоединилась к этой программы в 1949 году, когда обрела новую государственность). Любопытно, что в Германии было создано особое министерство, занимавшееся исключительно реализацией "Плана Маршалла".

Суть "Плана Маршалла" заключалась не только и не столько в осуществлении гуманитарных проектов. Часть средств предоставлялась безвозмездно, часть - в качестве долговременных кредитов с низкой процентной ставкой. В число пяти основных задач, кроме оказания прямой помощи неимущим, были включены: повышение производительности труда и продуктивности европейской промышленности и сельского хозяйства, достижение международной финансовой стабильности, развитие торговли и развитие европейского экономического сотрудничества. Вливания долларов в экономики европейских государств позволили избежать гиперинфляции и возобновить международную торговлю и частные инвестиции, потому что большинство местных валют на тот момент были неконвертируемы. Например, инвесторам из неевропейских государств (в основном, подразумевались американские бизнесмены) гарантировалось, что они в любой момент смогут конвертировать прибыль в доллары и беспрепятственно вывезти эти средства.

Был создан особый механизм распределения американской помощи: США не разрешали государствам-реципиентам расходовать эти средства на "затыкание дыр" в государственных бюджетах. К примеру, 17% всех средств расходовалось исключительно на приобретение промышленного оборудования и автомобилей. Позже в развитых странах этот принцип стал ключевым для политики в отношении к государственным заимствованиям: брать в долг чтоб инвестировать, а не покрывать текущие расходы. Бюджет в этом случае представляет собой двухэтажную конструкцию - налоги покрывают текущие расходы, а займы направляются на капитальные инвестиции. Тогда и возвращать заемные деньги легче, поскольку они не лежат мертвым грузом, а работают. В Конституции Германии существует запрет на использование заемных средств на иные нужды нежели государственные инвестиции и борьба с рецессией.

Кроме того, получение помощи ставилось в зависимость от структурных реформ, проводимых странами-получателями - реформы, в свою очередь, ставили целью всемерное поощрение свободной торговли между европейскими странами. Экономист Барри Эйхенгрин\Barry Eichengreen, автор исследования "План Маршалла" История Наиболее Успешной Программы Проведения Экономических Реформ"\The Marshall Plan: History"s Most Successful Structural Adjustment Program, пришел к выводу, что благодаря "Плану Маршалла" Европа и весь мир избежали масштабного экономического кризиса, подобного тому, который поразил мировую экономику после окончания Первой Мировой войны. По его мнению, причина кроется именно в коллективных усилиях по преодолению экономических проблем и началу процесса европейской интеграции - в то время как после Первой Мировой войны европейские страны проводили максимально жесткую протекционисткую политику.

Имануэль Векслер\Imanuel Wexler, автор книги "Программа Восстановления Европы в Экономической Перспективе"\The Marshall Plan Revisited: The European Recovery Program in Economic Perspective, считает, что реализация "Плана Маршалла", в частности, привнесение в Европу американской практики ведения бизнеса, позволила создать современные европейские корпорации, которые обеспечили европейский экономический бум 1960-х годов. Впрочем, ряд исследователей, например, Майкл Хоган\Michael Hogan, уверены, что "План Маршалла", приведший к "американизации" ряда сфер жизни Европы, стал краеугольным камнем европейского антиамериканизма, никогда до этого не проявлявшегося.

На первом этапе реализации "Плана Маршалла" американские вливания обеспечили значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) европейских государств. К примеру, по данным американского историка Чарльза Майера\Charles Maier, в 1949 году американские вливания обеспечили более 11% ВВП Великобритании, почти 12% ВВП Франции, 21.8% ВВП Германии и 33.6% ВВП Италии. В те годы США тратили 15% своего бюджета на иностранную помощь. Однако уже в 1950 году европейские экономики продемонстрировали высокие темпы роста. Уровень промышленного производства в Европе превысил довоенный на 40%, уровень сельскохозяйственного производства - на 20%. Резко снизилась безработица. В результате, в 1951 году доля американской экономической помощи в ВВП Великобритании уменьшилась до 2%, во Франции - до 7.8%, в Германии - до 6.8%, во Франции - до 8.7%.

Британский историк Алан Милвард\Alan Milward, автор книги "Восстановление Западной Европы"\The Reconstruction of Western Europe 1945-1951, считает, что Европа могла самостоятельно выбраться из экономической помощи без долларовых влияний. Однако за это пришлось бы заплатить высокую цену - в частности, ввести жесткие ограничения пищевых рационов и использовать сэкономленные средства для закупки продовольствия. Экономист Дэниел Барбезат\Daniel Barbezat считает, что кроме всего прочего, "План Маршалла" позволил заметно уменьшить болезненность экономических и политических реформ, проводившихся в Европе - в странах-реципиентах удалось избежать "голодных бунтов" и иных экстремальных проявлений социального недовольства.

Считается, что "план Маршалла" полностью изменил идеологию международных отношений. Главная цель "плана Маршалла" была простой - стабилизировать Европу. Реализация плана сопровождалась пропагандисткой кампанией, одним из главных лозунгов которой был "Процветание сделает тебя свободным". С тех пор уничтожение голода и болезней, экономическое развитие государств считается одним из способов предотвращения конфликтов и превращения бывших врагов в друзей. Британский историк Дэвид Эллвуд\David Ellwood считает, что "План Маршалла" оказал колоссальное психологическое влияние на состояние умов европейцев. По его данным, до начала реализации этого проекта в деловых кругах европейских стран царила апатия и уныние. Бизнесмены считали, что бесполезно заниматься предпринимательством, потому что "придут коммунисты и все отнимут". После того как США продемонстрировали свою заинтересованность в европейских делах, ситуация изменилась кардинально. В 1953 году Джордж Маршалл получил Нобелевскую премию мира.

Реализация "Плана Маршалла" позволила создать военно-политический блок НАТО\NATO и Европейский Союз. Генеалогия единой Европы, фактически, начинается со специально учрежденной для распределения американской помощи и проведения совместных проектов Администрации Экономического Сотрудничества\Economic Cooperation Administration. В 1950-е годы эта структура стала основой для создания Европейского Экономического Сообщества\European Economic Community, которое превратилось в Европейский Союз\European Union.

идея восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны 1939-45 путем предоставления ей экономической помощи со стороны США была выдвинута гос. секретарем США Дж. К. Маршаллом 5 июня 1947 в выступлении в Гарвардском ун-те. Она была поддержана Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь - июль 1947) создать в Европе организацию или "руководящий комитет", который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран. Согласие на участие в нем дали 16 государств - Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В июле эти страны заключили конвенцию о создании Организации (первоначально комитет) европейского экономического сотрудничества, которая должна была разработать совместную "программу восстановления Европы".

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛАН МАРШАЛЛА

назван по имени государственного секретаря США Маршалла (см.), впервые выдвинувшего этот план в своем выступлении в Гарвардском университете 5. VI 1947; наряду с "доктриной Трумэна" "П. М." явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского курса внешней политики правящих кругов США после второй мировой войны. "П. М." был задуман американской дипломатией как продолжение "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна". Однако "существо туманных, нарочито завуалированных формулировок "плана Маршалла" состоит в том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в отношении США, и предоставить американские кредиты как плату за отказ европейских государств от экономической, а затем, и от политической самостоятельности. При этом основой "плана Маршалла" является восстановление контролируемых американскими монополиями промышленных районов Западной Германии. "План Маршалла", как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-победительницам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капиталистам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить государства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой экономической мощи Германии" (А. А. Жданов). Выступая в Гарвардском университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь "восстановлению Европы". При этом в выступлении Маршалла не были указаны ни условия и размеры помощи, которую США могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь. Правительства Англии и Франции немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений. Это совещание происходило с 27. VI по 2. VII 1947 в Париже. СССР был представлен В. М. Молотовым, Франция-Бидо и Англия - Бевином. На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах "помощи", которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий комитет из представителей великих держав, в функции которого входило бы составление всеобъемлющей программы "экономического восстановления и развития" европейских стран: при этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий комитет станет орудием США, с помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская делегация не могла согласиться с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции роль агентуры США) о создании этого комитета. Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счет кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчеркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно. После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М." 12-15. VII 1947 в Париже происходила конференция "европейского экономического сотрудничества" с участием 16 стран, примкнувших к "П. М.", а именно: Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии и Турции. Конференция создала "Комитет европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США. Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон. Для рассмотрения этого доклада в США было организовано 3 специальных комитета, причем наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) "Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам", отчет которого был опубликован 8. XI 1947. Комитет Гарримана снизил размеры "помощи" Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по "П. М." была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли "помощи", предназначенной для Западной Германии. Вопрос об утверждении ассигнований на осуществление "П. М." рассматривался конгрессом США в феврале-марте 1948, причем в первоначальный проект закона о т. н. "помощи иностранным государствам" в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать средства, потребные на весь срок осуществления "И. М.", и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс еще более сократил сумму ассигнований, доведя ее до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал еще более обременительными для европейских стран условия получения американской "помощи". Обсуждение "П. М." в конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих "помощь" по "П. М." Позднее упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта. Закон о "помощи иностранным государствам" был подписан президентом Трумэном 3. IV 1948. Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической "помощи" во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с "П. М.", был назначен Гарриман. Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь". Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причем они включали следующие условия: а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путем одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах. б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям. в) Фактический контроль США над промышленностью и финансами западноевропейских стран, в т. ч. установление курса валют в этих странах на уровне, выгодном для США. г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии. Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся превратить европейские страны в потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут конкурировать с промышленностью США. Характерным примером является сокращение под давлением США программы английской и итальянской судостроительной промышленности. Направляя экономическое развитие европейских стран по угодному им пути, США в конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения "маршаллизированных" стран Соединенным Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь "П. М.", ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США "помочь" восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся "маршаллизированных" стран. США делают откровенную ставку на первоочередное развитие экономики Западной Германии, промышленность которой все более переходит в руки магнатов американского финансового капитала. Правящие круги США стали особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного потенциала Германии после того, как в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область. "П. М." носит ярко выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с помощью этого плана отколоть от СССР страны народной демократии и в то же время сделать "П. М." основой антисоветского военно-политического блока в Европе. Попытка США с помощью "П. М." расколоть антиимпериалистический лагерь вбить клин между СССР и странами народной демократии потерпела провал. Что же касается "западного блока", то он был оформлен заключением 17. III 1948 Брюссельского пакта, согласно которому 5 государств - Англия, Франция, Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический и военный союз. Вслед за тем по указке американской дипломатии 4. IV 1949 в Вашингтоне был заключен Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь этим американская дипломатия выступила с планами создания других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и стран народной демократии,- Средиземноморского блока (участниками которого должны явиться Греция, Турция и другие страны Ближнего Востока), Тихоокеанского блока и др. Все это - звенья широко задуманной цепи военных блоков, которые реакционные правящие круги США намерены использовать в своих агрессивных целях, причем экономической основой этих союзов должен стать все тот же "П. М.", являющийся одним из важнейших орудий американского империализма в его борьбе за мировое господство. Формально закон об осуществлении "П. М." и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую "помощь", вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д. Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединенным Штатам стратегического сырья. "П.М." используется также американской разведкой в целях легализованного шпионажа, поскольку "маршаллизированные" страны обязаны предоставлять США любые сведения, относящиеся к их экономике. "П. М." находится в вопиющем противоречии с жизненными интересами западноевропейских стран. Однако их реакционные правящие круги, стремясь получить поддержку США в борьбе против демократических сил своих стран, идут на предательство национальных интересов и в конечном итоге на утрату национального суверенитета своих государств. "П. М." неспособен принести народам Западной Европы действительного восстановления их экономики. Как отмечал В. М. Молотов, американские кредиты по "П. М." "не дали настоящего подъема промышленности в странах капиталистической Европы. Они и не могут дать этого подъема, так как американские кредиты предназначены не для того, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирующую с Соединенными Штатами Америки промышленность европейских государств, а для того, чтобы обеспечить более широкий сбыт американских товаров в Европе и чтобы поставить эти государства в экономическую и политическую зависимость от господствующих в Соединенных Штатах капиталистических монополий и их агрессивных планов, не считаясь с интересами самих народов Европы". С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа. Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.