Общественный антикоррупционный комитет. Эссе "как побороть коррупцию"


МБОУ СОШ Куликовская СОШ

Выполнила: Веденяпина Ирина, Куликовская средняя общеобразовательная школа, Краснослободский район, 11 класс.

Руководитель: Голяткина Н.В.

Как побороть коррупцию?

Меня, конечно, не спросили…

Но я тебе скажу, чтоб знал.

291 статью УК в России

Еще никто не отменял...

Тема моего сочинения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбрана не случайно. Эта тема является одной из актуальных на сегодняшний день. Коррупция присуща всем государствам и народам и имеет глубокие, многовековые корни.

Мы живём в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно исследованиям, коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном? По коррупции в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Сейчас много говорят о том, что если у тебя есть связи, то можно и устроиться куда угодно и кем угодно, и ЕГЭ сдать на 100 баллов, и даже уйти от ответственности!

Нам всем знакомо слово «взятка». Где бы мы ни были, к кому бы ни обратились за помощью, без денег ничего не решается. Все только и твердят: «Деньги, деньги!» Как будто они всё решают?! Да, действительно, они- то всё и решают. Для одних это способ решить свои проблемы, а для других – незаконно обогатиться. Я ненавижу тех, кто живет, обходя законы. Ведь неприятно, когда тобой командуют, заставляют что-то делать и при этом ещё вымогают деньги. Конечно, каждый в жизни может ошибиться, поскользнуться, упасть, но всегда надо найти в себе силы встать и продолжить свой истинно честный путь!

Когда коррупция застанет вас врасплох,

Поможет вам хорошая ПОЛИЦИЯ!

Приедет быстро, аж за несколько минут,

И вот тогда уже прощай КОРРУПЦИЯ!

Мы хвалим полицию, своих начальников, но нередко они сами бывают нечистыми на руку. Почему? Возможно, потому что чувствуют свою безнаказанность. Сегодня, действительно, надо жёстче наказывать за взятку. Зачем? Чтобы искоренить её из нашего общества. Следующий вопрос сложнее. Как?

Любая проблема не берется из ниоткуда. Каждое явление имеет корни. Например, для того, чтобы лечить, врач должен собрать информацию и поставить диагноз. Вот и коррупция так же. Давайте обратимся к самому надежному и проверенному источнику её получения - к истории. Не зная прошлого, не может быть нормального настоящего и, тем более, будущего. Поэтому давайте посмотрим, какие наказания за коррупцию были в разные времена. Время Ивана «Грозного». Был издан указ о немедленной смертной казни коррумпированных чиновников.

Время Великого Петра I. Царь ненавидел и грозился тем, что любой, укравший деньги, на которые можно будет купить веревку, будет повешен на этой же верёвке.

Время царствования Екатерины II. Она не стала вводить чиновникам смертную казнь. Может быть, поэтому Императрица не смогла найти решения этой проблемы.

Время правления Иосифа Сталина. Борьба с коррупцией шла с попеременным успехом и достигла своего апогея во время Сталина. Именно в этот период удалось свести уровень коррупции к минимуму.

После смерти Сталина рост бюрократического аппарата способствовал прорастанию новых сорняков коррупции. Она стала одной из самых модных тогда тем. Это был «звёздный час» Бориса Николаевича Ельцина, как сейчас говорят, лихие 90-е.

Когда в 2000-м году к власти пришёл Владимир Путин, тема коррупции на какое-то время отошла на второй план, так как надо было поднимать страну, трансформировать оставленный Ельциным бардак в жизнеспособную страну и восстанавливать потерянный суверенитет.

И вот, наконец, Дмитрий Медведев, а после снова Владимир Путин, активно, взялись за борьбу с коррупцией.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия была и остаётся одной из самых коррумпированных государств планеты. Страна всегда боролась с коррупцией или, по крайней мере, пыталась это делать. Но добиться особых результатов как-то не получалось. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

Но, как мы видим, лишь некоторые страны правомерно борются с коррупцией, а остальные! Остаётся только надеяться на совесть каждого человека.

И правда, есть честные люди, которые не берут взяток, которые не продаются ни за какие деньги, которые верны своей родине и своей совести. Как говорит народ: «Всех денег не заработать». Да, всем нужны деньги, не спорю, сегодня без денег прожить невозможно. Часто встречаемся с ситуацией: чтобы заработать больше денег, люди «ночуют» на работе. Стоит ли? Если да, то ради чего? Для того чтобы после, когда уже не станет здоровья, спустить все свои заработанные деньги на лекарства? Замкнутый круг, не правда ли? Есть над, чем задуматься.

Взяточничество осуждает и Библия, и Коран: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».

Как же можно бороться с коррупцией? Есть ли пути её искоренения? Способы борьбы с коррупцией, на мой взгляд, это:

Усовершенствовать законы

Уменьшить количество чиновников

Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)

Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

Открытость в СМИ

Не давать и не брать взяток

Ужесточить наказания за коррупцию

Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону.

Из всего этого всего можно сделать печальный, но, увы, единственный вывод: либо жертвам коррупционеров и вымогателей на всех уровнях придётся и дальше надеяться только на себя, следуя знаменитому принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», либо для нашей страны пришло время начинать применять серьезнейшие меры борьбы с коррупцией. Её успех возможен только в случае неравнодушия граждан. Как отметил Владимир Путин, «борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации». Хочется верить, что именно так и будет. Может быть, и в самом деле коррупция со временем исчезнет, но пока она есть, мы будем бороться до полного её искоренения!

От редакции : Известный православный предприниматель и благотворитель Сергей Владимирович Писарев попросил Клуб национальной прессы как можно шире распространить свою статью, посвященную диагнозу и способам лечения главнейшей социальной и государственной язвы современной России. С большим удовольствием исполняем просьбу, ибо статья не только темой, но и уровнем исполнения заслуживает внимания. Предлагаем републиковать эту статью возможно широко всем православно-патриотическим ресурсам Рунета и печатным СМИ.

Сегодня у России много не решенных глобальных проблем, а может стать еще больше. Или же одни на время отойдут, а появятся новые. И так до тех пор, пока нас не станет вовсе. Почему?

Представим семью, где отец алкоголик. Своих детей он то лупит, то любит. Что-то тащит в дом, но больше - из дома. Когда выбор стоит между бутылкой или семьей, всегда побеждает бутылка. И что самое главное, вылечить такого алкоголика можно только в том случае, если он этого сам захочет.

У государства «коллективным отцом» являются чиновники - те, кто принимают решения не только за себя, но и за всех нас. Наш «отец» - госаппарат - тяжело болен и, так же как алкоголик-наркоман, «зависим». Болезнь эта общеизвестна - КОРРУПЦИЯ. И основная проблема не в том, что «это не хорошо», или даже не в том, что не все деньги доходят по назначению. Главная проблема - деформирован механизм управления государством. Если есть КОРРУПЦИЯ, то в принципе можно довести до упадка целые государствообразующие отрасли экономики. Можно «поставить» непрофессионала, но своего министра, губернатора или «генерала». Можно посадить конкурента-непреступника, а преступника оправдать. Купить диплом врача, звание Героя, должность директора, место в детсаду, депутатство, лояльность ГАИшника, прокурора...

Скоро даже ритуально говорить о борьбе с КОРРУПЦИЕЙ прекратят, так как «это не борьба и это не результат». КОРРУПЦИЯ, как в свое время РЕВОЛЮЦИЯ, победила. Это значит, что любые решения (в том числе и правильные), которые захотят реализовать любые руководители, могут или не состояться, или же, в конечном итоге, примут такой вид, что лучше бы их и не было, не говоря о том, что все чаще в угоду личным интересам реализуются или продвигаются решения откровенно неправильные - вредные для общества в целом. Свежий пример: подписание соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Израилем, по которому мы не только перечисляем сотни миллионов долларов по сути на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) страны, которая еще вчера вместе с грузинским коммандос участвовала в убийстве наших солдат в Южной Осетии, но и лишаемся возможности поставлять продукцию нашего ВПК на многие миллиарды долларов в страны Ближнего Востока - традиционных партнеров России.

У семьи, где отец «зависимый», в конечном итоге нет будущего. Есть ли выход?

Для решения проблем обычно предлагают использовать два стимула, которые условно можно назвать «внешними»: поощрение или наказание. В нашем случае поощрения, видимо, бесперспективны, т.к. размеры «отката» или взятки всегда будут предпочтительней.

С наказанием тоже проблема. Как сказал В.В.Путин: «За коррупцию нужно вешать, но это не наш путь». Действительно, если идти по этому пути, то мы рискуем остаться без большей части госаппарата. Да и кто будет принимать «если что» подобные решения? Те же представители госаппарата, которые просто поменяют ценник. Получается, что для использования только «внешних факторов» (поощрение-наказание) просто упущено время.

Но есть ведь еще и «внутренние факторы»: совесть, патриотизм, религиозность... Одно время даже было заметно, как на разные должности массово ставили офицеров из спецслужб, которые, чтобы там не говорили, но до «окончательной победы рыночных отношений» в РФ в большинстве своем имели совесть и являлись патриотами. Но, как рассказал мне один столичный чиновник - бывший генерал, попав в «систему», уже через год почувствовал, что называется «глядя в зеркало», как расширились границы того, чего раньше совесть и патриотизм не позволяли делать. Интересно, а на сколько эти границы могут расшириться через пять лет? А через десять? Видимо до бесконечности, т.к. последний провал наших десяти разведчиков в США - это тоже КОРРУПЦИЯ. К слову, замена термина «вор» или «предатель» на «коррупционер» так же способствует «расширению границ». Что же остается? Тупик?

Да нет же. Решение есть, но оно настолько же простое, насколько и спорное.

В России, оказывается, существует огромная структура, сопоставимая по размерам с некоторыми государственными министерствами: со своими плюсами и минусами, целями и задачами, доходами и расходами, системой управления, но где КОРРУПЦИИ, как глобальной ПРОБЛЕМЫ, нет и не может быть. Это Русская Православная Церковь.

Написав эти строки, так и слышится дружный хор богоборцев, либеральных политиков и журналистов: «попы строят храмы, чтоб отмывать себе бабло», «мы воруем, а они что, все святые?» и т.п. Благодаря непрекращающейся антирелигиозной пропаганде так думают и очень многие граждане РФ, не знающие реальной внутрицерковной жизни. Кто спорит, внутри Церкви проблем хватает. Прихожане и священники встречаются такие, что не дай Бог! Но отрицательные персонажи в церковной среде являются исключением, в то время как в среде чиновников исключением являются те, кто не нарушает закон. Отчего так происходит? Ответ прост: воцерковленный человек (не путать с теми, кто только покрестился и посещает церковь для PR или раз в году на Пасху), человек, серьезно верующий в Бога, имеет «постоянный внутренний ограничитель» на осуществление греха. Конечно, что называется «кто не без греха?», но, во-первых, они бывают разными (для кого-то только дурной помысел - это уже повод для покаяния), а во-вторых, для верующего человека грех (в данном случае мы говорим о коррупции, т.е. воровстве) - это, прежде всего личная внутренняя проблема, с которой приходится бороться вне зависимости от наличия или отсутствия «внешних факторов» (поощрение-наказание). Поэтому естественным образом в среде священников и воцерковленных граждан число преступивших закон всегда было и будет в тысячи раз меньше. Примеров, когда люди кардинально меняли свою жизнь в лучшую сторону после обращения к Богу - миллионы.

Безусловно, эти рассуждения можно в полной мере отнести не только к РПЦ, но и представителям других традиционных конфессий России: мусульманам, буддистам, иудеям.

Из проблем, с которыми сегодня борется (или должно бороться) государство, КОРРУПЦИЯ вышла на первое место. Ущерб от ее последствий уже соизмеряют с ущербом, который наша страна понесла после гитлеровского нашествия. Еще немного и КОРРУПЦИЯ подточит фундамент всего государства, и оно рухнет. Свежий пример - Ирак, где для уничтожения и захвата страны оказалось достаточно подкупить несколько человек в руководстве армейской верхушки. (Интересно, а в нашем Министерстве обороны могут оказаться личности, которые за деньги способны совершить действия не в интересах России и ее граждан?).

Базовый принцип сегодняшних назначений - это лояльность вышестоящему руководству. У этого принципа есть очевидные плюсы, но есть и минусы. Вопрос: чего больше? Прошло достаточно времени, чтобы те, кто этим принципом руководствуется, могли дать на него ответ для себя. Для общества в целом ответ очевиден.

Мы предлагаем начать формирование кадрового резерва из православных воцерковленных профессионалов, патриотов своей страны, которых достаточно в России - нужно лишь захотеть их отыскать. В реальной пропорции в этот резерв должны войти и представители других традиционных конфессий России. Постепенное продвижение таких людей на руководящие должности изменит Россию, создаст в стране класс настоящей элиты и позволит возродить ключевой для российского, русского народа принцип взаимодействия государства и личности: СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Безусловно, никто не предлагает все упрощать до предела: «воцерковленный профессионал, работающий без зарплаты и социальных гарантий», или предложение - убрать какое-либо наказание за мздоимство. Конечно, нет. Вопрос в приоритетах и понимании необходимости срочного принятия мер. Отсюда, как минимум, нужно следующее:

1. Признать КОРРУПЦИЮ главной проблемой РФ на сегодня.

2. Осознать, что главная опасность КОРРУПЦИИ - это не столько моральный и экономический аспект, сколько возможный коллапс управления, реальность формирования вредных для общества решений, в т.ч. предательства на любом уровне.

3. Признать, что «внешние факторы» (поощрение-наказание) в сегодняшнем виде только стимулируют распространению КОРРУПЦИИ и должны быть кардинально пересмотрены, с учетом реалий настоящего времени. (Например: чиновник, уличенный в коррупции, НАВСЕГДА лишается права работы на госслужбе. Он обязан компенсировать нанесенный ущерб, а его личное имущество подлежит конфискации; все родственники попадают под проверку, и если не смогут указать источники доходов, то и их имущество подлежит конфискации. При этом тюремное наказание не обязательно.).

4. При подборе управленческих кадров, на 1-м месте должны стоять человеческие качества (духовность, честность, порядочность и т.п.), на 2-м месте - профессионализм и на 3-м - лояльность (любая перестановка мест «слагаемых» рано или поздно все равно приведет к той же проблеме). Необходимо, чтобы чиновник был патриотом, для которого Россия всегда будет его Родиной. Недопустимо, когда у нас встречаются госслужащие, у которых дома и жены за рубежом, а дети учатся в заграничных платных заведениях (как сказал один либерал-губернатор: «Мои дети оказались в Швейцарии, т.к. там спартанские условия проживания». Видимо, благодаря дружной работе подобных «слуг народа», в России живется до противного легко и комфортно. И многим бедолагам в поисках трудностей приходится перебираться в Лондон, Швейцарию или на Лазурный берег).

5. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ пропаганда в СМИ (коррупционер - это преступник, который ворует настоящее у нас и будущее у наших детей и т.п.).

Пусть, за неимением возможности осуществлять сегодня «Национальную идею» с большой буквы, ликвидация КОРРУПЦИИ объединит все слои общества: и «левых» и «правых», и «согласных» и «несогласных». Желание народа России на это есть. Нужна воля его руководства. А начинать нужно с самого верха, и первый шаг уже сделан: Президент, Председатель Правительства, да и ряд других высших госчиновников в целом вполне отвечают вышеуказанным требованиям. Беда лишь в том, что пока они в подавляющем меньшинстве.

Сергей Владимирович Писарев , Президент фонда «Русский Предприниматель», Сокоординатор Государственно-патриотического Клуба-Урал Партии «Единая Россия»

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

3. Старый Русский : Причина коррупции - гнилость системы
2010-09-17 в 22:34

Чтобы победить коррупцию надо победить нынешний
режим, который и является её источником. Его орга-
ны-щупальца - СМИ и ТВ + "обеспечение" никому не
позволят лишиться своих "дополнительных" заработ-
ков. Игорь абсолютно прав. Система сгнила сверху
донизу и пока её не демонтируем, ничего путного
не образуется. Да, православные не будут воровать,
но именно потому их и не на шаг не подпустят к...

2. Игорь :
2010-09-17 в 12:07

Рыба гниет с головы. Даже, если представить, что меняется весь аппарат чиновников, но оставить одно правительство, все эти "воцерковленные служащие" через год превратятся в то же самое болото. Чтобы сменить Президентский тандем нужен переворот почище, чем Октябрьский в 17 году, потому что тогда все мировое зло переворачивало Россию, а теперь надо чтобы Россия перевернула все мировое зло.
То, что предлагает автор, возможно осуществить (и обязательно нужно осуществить) пока лишь на уровне небольших территориальных образований. Однако, легальными методами (выборы, пропаганда и т.д.), я вас уверяю, это невозможно даже на уровне сельской администрации. Пока за Русской Идеей не будет стоять реальной физической силы (пусть это будет очередное "банподполье" на терминологии власти) ни о каком продвижении этой Идеи речи быть не может. Ибо аппарат СМИ, находящийся в руках власти, в миллионы раз превосходит по своему воздействию все пропагандисткие ресурсы русской оппозиции и подкреплен карательными органами силовиков, конституцией и др. законами. Против России идет война, а на войне, как известно, все средства хороши. Пока русская идейная оппозиция не дозреет до осознания применения силы (но не тупого бунта, а выверенной партизанской войны по типу Хамас), она будет более служить целям наших оккупантов, чем своему народу.
Нельзя исправить ситуацию меняя винтики в системе. Вся система нуждается в сломе, как в физическом, так и в духовном плане. Тот, кто сомневается, что против России идет настоящая, "горячая" война, пусть подсчитает количество смертей за последние 20 лет, которых можно было бы избежать, не будь у нас пропаганды алкоголизма, курения, наркомании, садомии, экстрима, разврата, культа наживы и "американской мечты" и прочей мерзости из запустения. Этих жертв десятки миллионов. А сколько плененных - добровольно уехавших из России под соблазном "сладкой жизни" и работающих на наших оккупантов! А каковы экономические потери от спада экономики! А сколько у нас осталось от армии - 1\10 часть! Этот список потерь можно продолжать и дальше. Они уже превысили потери в Великой Отечественной войне и тот, кто не видит войны уже погиб на ней. Если бы Меню не треснули топором по голове, он бы и сейчас иудействовал в Церкви Христовой. У каждой войны есть свои солдаты, офицеры и генералы. Солдаты идеологической, духовной войны - это все соблазненные, фактически завербованные, интеллектуально плененные люди, поддерживающие эту власть. Офицеры - это вербовщики, одурманиватели (такие как Сванидзе, Познер, Доренко, Соловьев и прочие иудины дети). Генералы - это закулисные властители мира, масонские и протомасонские воротилы. Но они в бой не ходят. В любом бою начинают с уничтожения офицеров - это закон.
Русские, что, воевать разучились? Нет. Они либо духовно погибли на этой войне, как личности, либо стали покорным мирным населением оккупированной территории. Но есть еще те, кто готов сражаться. Их не много, поэтому вся сила сегодняшней Русской Мысли должна быть напрвлена на умное их объединение, сплочение и выверенные действия. Да, это подпадает под разные статьи оккупационных карательных законов, но не "страха ради иудейска" мы рождены русскими на русской земле.
Бог в помощь!

1. Аноним : Re: Как победить коррупцию в России?
2010-09-17 в 10:42

"Главная проблема - деформирован механизм управления государством."

Главная проблема - деформирован "духовный механизм" народа в целом и каждого отдельно взятого человека в частности. По мере уменьшения этой деформации начнёт исчезать и деформация механизма управления государством.

Коль с Богом мы не лечим дух,
Башка гудит от "вшей" и "мух"...

Лишь на себя за скорбь пенять
И злом на зло не отвечать.

"Вопрос в приоритетах..." - Воистину!

"Русские люди, попробуйте-ка вы расспросы всех ваших депутатов начинать с такого вопроса: "Давно ли вы, господин ли, товарищ ли, были последний раз в храме Божием у Исповеди и Святого Причастия?" И если господин или товарищ депутат дорогу к храму Божию забыл, а то и вовсе не знал - лучше бы вам такого не поставлять над собой.
Да, и вне Церкви есть люди достойные и честные. Согласен. Да, и в Церкви есть такие чада, которые семьей из трех человек не могут управлять - куда уж таким лезть в государственные дела. Больше скажу: страшно грязен нравственно бывает и церковный человек. Это вам говорит человек, выслушавший НЕ ОДНУ ТЫСЯЧУ исповедей, и потому отвечающий за свои слова. И все-таки советую избирать на ответственные посты людей церковных. Заверяю вас: немножечко научили меня эти исповеди разбираться в душе человеческой...".

"Милые мои, еще раз повторяю: каких правителей мы заслуживаем – таких и имеем. И в будущем, каких у Бога вымолим – таких он нам и даст. А если будем их не «вымаливать», а «выругивать» - опять же на свою голову. Такому строптивому и сварливому народу Господь даст подобных ему и правителей.Они ведь откуда берутся-то правители-то наши? Да из нас же с вами. Во всем нам подобны. Плоть от плоти, кость от кости народа своего. Поэтому, дорогие мои, если мы хотим хороших правителей: мудрых, богобоязненных, совестливых – надо прежде самим стать таковыми: богобоязненными, совестливыми. ПОМЕНЬШЕ РУГАТЬСЯ, ПОБОЛЬШЕ МОЛИТЬСЯ. Когда придется и «несправедливо пострадать» - и это с терпением и кротостью понести, не «злословя взаимно», но «предавая то Судии Праведному», как учит апостол.
[...]
Простите меня, русские люди, но я без обиняков скажу: вы вот ругаете этих «оккупантов» на чем свет стоит, а посади вас на их место – многие из вас точь-в-точь такими же «оккупантами» станут, а то и похуже. Власть – дело одновременно и священное и страшное. Испытание властью – одно из самых трудных для человека...Если над людьми нет Бога, т.е. нет страха Божия в их душах – поверьте, даже самых совестливых и добросердечных из таких людей деньги и власть способны превратить в жестоких и безсовестных.Поэтому за таких людей, в руки которых попадают большие деньги и большая власть, требуется сугубая, усиленная молитва – дабы Господь помог им пройти и это остатнее испытание..."

Тяжелое наследство

К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок.

Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему.

Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.

Политическая воля

Человеком, которому удалось преломить ситуацию в стране стал Ли Куан Ю. Со своей партией «Народное действие» в июне 1959 года он победил на выборах и занял должность премьер-министра. «Группа буржуазных, получивших английское образование, лидеров» – как называла себя новая партия – не медля приступила к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах.
Решимость, с которой Ли Куан Ю начал свои реформы, лучше всего характеризует его высказывание: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Отныне в стране правил Закон. Перед ним были все равны – будь-то чиновник среднего звена или член парламента.

По мнению нового правительства, чтобы справиться с должностными преступлениями нужно было под корень ликвидировать прижившуюся схему: власть – деньги – коррупция. Для этих целей Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа, которая включала в себя ряд мер. Вот некоторые из них:

– обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
– ведение ротации чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей;
– проведение внезапных инспекций
– совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек;
Партия Ли Куан Ю также заботилась о формировании независимых и объективных СМИ, которые беспристрастно бы освещали все коррупционные скандалы.

Прежде всего – достаток

Одной из важнейших мер эффективного противодействия коррупции стало повышение зарплат чиновникам. «Они это заслужили своей порядочной и честной работой», – так рассуждал Ли Куан Ю. По мнению политика, если госслужащим не доплачивать, то врядли удастся избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор.

Именно стабильная и обеспеченная власть – залог успешного управления страной.
Повышение достатка чиновников быстро дало о себе знать – на государственную службу перешли лучшие специалисты. А с наступлением бурного экономического подъема заработная плата чиновников стала расти пропорционально доходам частного сектора.

Дело в том, что Ли Куан Ю видоизменил традиционную схему доходов высших должностных лиц. Теперь пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал автоматически привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемой частным сектором. Формула зарплат чиновников, работающая до сих пор, выглядит так: уровень оклада госслужащего определялся как 2/3 дохода работника частного сектора сопоставимого ранга, отмеченного им в налоговой декларации.

«Бюро по расследованию заразной жадности»

От британского колониального правительства сингапурцам досталось Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое в народе называли «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро за свою деятельность нес непосредственную ответственность перед премьер-министром страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности и взяточничества, допущенных государственными служащими.

Бюро было наделено авторитарными полномочиями. Оно имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские и долевые счета. Бюро также могло вести дело в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела.
БРК было в праве привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса, ранга и вероисповедания. Исключения для высших госслужащих, что, к примеру, существует в России, не делалось. Но особо пристальное внимание уделялось сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности.
Чиновник, который был уличен в коррупционной деятельности лишался работы, пенсии и всех льгот.

Есть интересные цифры, приведенные сотрудниками Гарвардского университета. Они подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%. К примеру, в России эта сумма перекроет бюджетные ассигнования в науку, образование и здравоохранение вместе взятые.

Закону подчиняются все

В 1989 году БРК посчитало, что минимальная сумма штрафа за коррупционную деятельность недостаточна и увеличило ее с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме этого, дача ложных показаний или попытка ввести следствие в заблуждение стала караться тюремным заключением и штрафом в 10 тыс. сингапурских долларов.
От всевидящего ока этого карающего органа не мог укрыться даже сам премьер-министр. БРК не раз проводило расследования и в отношении Ли Куан Ю, и в отношении членов его семьи, правда, результатов они не имели. Но за время деятельности БРК было отправлено за решетку несколько федеральных министров, общественных деятелей, глав профсоюзов и топ-менеджеров государственных компаний.

Вот одна из нашумевших историй, когда пред судом предстал крупный государственный чиновник – глава министерства охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В 1975 году он с семьей предпринял поездку в Индонезию. Но поездка была оплачена не из собственного кармана чиновника, а подрядчиком, строившим ему жилье, интересы которого Ви Тун Бун представлял перед государственными служащими.

Более того, министр также получил от подрядчика особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов и два кредита, которые он оформил на имя своего отца на общую сумму 300 тыс. сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке. После обвинения и судебного процесса Ви Тун Бун был приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Приговор был обжалован. Суд обвинение оставил в силе, хотя срок заключения сократил на 18 месяцев.

Статью подготовил эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н. Александр Гаганов по материалам работы « ». Под общей редакцией Сулакшина С.С. Монография в 2-х томах. Т.2. М.: Научный эксперт, 2009.

По сообщениям СМИ, депутаты Госдумы собираются внести проект закона, предусматривающий усиление ответственности за коррупцию. Предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 285.4 «Хищение бюджетных средств». Эта статья встанет в один ряд с такими составами, как злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов. Предлагается дифференцированная шкала наказаний в зависимости от размера хищения. Так, за хищение до 10 млн. рублей наказание составит от 5 до 10 лет лишения свободы (тяжкое преступление); от 10 до 50 млн. рублей – от 7 до 12 лет лишения свободы (тяжкое или особо тяжкое преступление); за хищение свыше 50 млн. рублей срок лишения свободы может составить от 10 лет до пожизненного заключения (особо тяжкое преступление).

Предложенная шкала размеров хищения не вписывается в логику близкой по смыслу статьи 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств». От аналогичного административного состава (ст. 15.14 КоАП РФ) статья 285.1 Уголовного кодекса РФ отличается указанием на крупный размер, коим считается превышение полтора миллиона рублей. Наказание за нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере наказывается штрафами, принудительными работами, арестом или лишением свободы на срок до двух лет. Это преступление небольшой тяжести. Особо крупным размером считается 7,5 млн. рублей, наказание за такое нецелевое расходование составляет до 5 лет лишения свободы (преступление средней тяжести).

Также планируется дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 285.5. «Хищение средств внебюджетных фондов». Преступление тяжкое, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. Совершение преступления преступной группой и в особо крупном размере наказывается лишением свободы от 10 до 20 лет или пожизненным заключением.

Депутаты планируют предложить и другие меры по борьбе с коррупцией. Среди них совершенствование института конфискации имущества, распространение его на родственников коррупционеров и других третьих лиц в части имущества, переданного им осужденным коррупционером безвозмездно или за несоразмерно малую плату.

Несмотря на то, что эти меры с некоторыми оговорками можно одобрить, они явно недостаточны. Для борьбы с коррупцией нужны системные и нетривиальные меры.

Такие меры предлагаются в монографии Центра научной политической мысли и идеологии « » под редакцией профессора Сулакшина С.С.

Ключевые решения по борьбе с коррупцией называются следующие:

1. Необходима политическая воля и публичное политическое решение о борьбе с коррупцией.

2. Нужны новые меры борьбы с коррупцией, которые надо поэтапно внедрять для различных категорий госслужащих и должностных лиц.

3. Создание специализированного федерального органа исполнительной власти по борьбе с коррупцией.

4. Добровольное ограничение неприкосновенности частной жизни госслужащих («колпак»).

5. Жесткая формализация деятельности чиновников.

6. Введение «кадровых историй» государственных служащих.

7. Введение процедуры проверки проектов законов на коррупциогенность.

8. Повышение ответственности государственных служащих за правонарушения, связанные с коррупцией.

При отсутствии осознанной и целенаправленной политической воли в отношении борьбы с коррупцией любые меры окажутся лишь имитацией противодействия коррупции и не приведут к желаемому результату.

Те меры, которые приняты на сегодня (это и уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности, и антикоррупционная экспертиза законов, и административные регламенты, формализующие деятельность государственных служащих, и ужесточение ответственности за коррупцию), все еще не позволяют комплексно решать задачи по борьбе с коррупцией. Реализация ряда предложенных в монографии мер по борьбе с коррупцией (например, был принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») позволяет рассчитывать на то, что и другие предложенные меры могут быть взяты на вооружение.

Одной из предлагаемых эффективных мер можно считать добровольный отказ государственных служащих и должностных лиц от неприкосновенности частной жизни (так называемый «колпак»).

Целесообразно распространять этот механизм на государственных служащих категории «руководители» так как именно они наиболее уязвимы с точки зрения возможной коррупции. Для введения в действие механизма «колпака» надо на уровне закона установить в качестве условия служебного контракта подписания при вступлении в должность добровольного согласия на ограничение конституционных прав на неприкосновенность частной жизни и неприкосновенность жилища.

Такое ограничение означает добровольное согласие лица, занимающего руководящую должность, на проведение в отношении него некоторых проверочных мероприятий независимыми специальными антикоррупционными органами государственной власти (либо органами безопасности). Поведение государственного служащего будет подвергаться контролю как в рамках его публичной деятельности (деловые переговоры, публичные выступления и др.), так и в частной жизни (личные встречи, бытовые отношения).

Антикоррупционный механизм «колпака» создает прозрачность деятельности государственных служащих: государственный служащий понимает, что его в любой момент могут полностью проверить, а может быть, проверяют и в текущий момент. Это способствует неотвратимости наказания в случае, если госслужащий действительно «нечист на руку».

Возможным минусом этой меры может стать стремление коррумпированных должностных лиц использовать предоставленную возможность против своих некоррумпированных коллег, путем провокации взятки и доносов. Однако собранные при помощи реализации механизма «добровольного ограничения прав» сведения послужат доказательством честности провоцируемого руководителя. И с этой точки зрения механизм «колпака» наоборот не позволит осуществлять провокации против честных сотрудников госорганов.

Реализация механизма «добровольного ограничения» прав человека подразумевает ограничение права человека на неприкосновенность частной жизни, закрепленного в статье 23 Конституции РФ. Однако конституционные запреты на произвольное вмешательство в частную жизнь каждого, а также на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без согласия последнего (статья 24 Конституции РФ) не являются абсолютными. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права человека, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, часть 2 статьи 23 Конституции РФ допускает ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на основании судебного решения.

Коррупция стала одной из главных угроз национальной безопасности государства, о чем неоднократно говорил Президент РФ.

В этой связи «добровольное ограничение» можно расценивать как ограничение, необходимое для предупреждения коррупции и, соответственно, для обеспечения национальной безопасности государства.

При таком толковании оно не противоречит Конституции РФ.

В российском законодательстве уже есть некий аналог «добровольного ограничения» прав. В этом качестве выступают положения Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне», согласно статье 21 которого обязательным условием допуска граждан и должностных лиц к государственной тайне является проведение в отношении них проверочных мероприятий. Госслужащие дают согласие на частичные, временные ограничения прав в ходе таких проверок, включая право на неприкосновенность частной жизни.

Добровольное согласие на временное ограничение неприкосновенности частной жизни должно быть зафиксировано в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в служебном контракте госслужащего в качестве обязательного условия. Госслужащий должен осознанно выразить свое согласие на ограничение прав, в письменной форме. Отсутствие такого согласия влечет за собой отказ в приеме на службу такого гражданина. Для лиц, замещающих государственные должности, последствием отказа будет прекращение полномочий. Для выборных должностей согласие должно даваться предварительно, до включения в избирательные списки. При отсутствии согласия гражданин не может принимать участие в выборах.

Функции осуществления контроля лиц, замещающих должности государственной гражданской службы категории «руководители», которые дали согласие на частичные ограничения права на неприкосновенность их частной жизни в период замещения указанной должности, можно возложить на органы Федеральной службы безопасности, в связи с тем, что у них имеется соответствующий опыт. Понятно, что такой контроль осуществляется, как правило, в рамках негласных мероприятий, на которые требуются особые законные полномочия. Кроме того, борьба с коррупцией входит в сферу ответственности этих органов, согласно статье 10 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». При этом ФСБ уполномочена осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений. Она обязана разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией. Однако перечень полномочий органов Федеральной службы безопасности нуждается в уточнении применительно к возлагаемым на них новым обязанностям. В связи с этим при введении механизма «добровольного ограничения» необходимо будет также внести изменений в федеральные законы «О Федеральной службе безопасности» и «Об оперативно-розыскной деятельности».

Пребывание должностных лиц под «колпаком» будет препятствовать совершению ими коррупционных преступлений. В силу психологического эффекта качество исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг может повыситься благодаря введению механизма «добровольного ограничения». Фактически персонифицированный механизм «колпака» способен существенно сократить уровень коррупции в органах публичной власти, что само по себе повысит эффективность государственного управления.