Носов Е. "Белый гусь"

Ход урока

1. Организационный момент.

Что бы в жизни не ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный, нерадостный труд
За десяток счастливых минут.
Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора, -
Человечество живо одною
Круговою порою добра…

Слово учителя:

– Одним из самых главных и, к сожалению, на сегодняшний день дефицитных человеческих качеств является доброта . Быть добрым, значит быть отзывчивым, обладать чувством сострадания ко всему живому.

Учиться добру можно по-разному: на жизненных примерах людей, которые вас окружают, на достойных поступках литературных и коногероев.

Но сегодня на уроке примером для подражания будут не только люди. Мы станем учиться добру у природы. Еще в ХVIII веке немецкий поэт Иоганн Зейме сказал: “Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вам нужно, и столько мужества, сколько вы захотите ”.

Поэтому главным героем, наставником на уроке будет представитель животного мира – Белый гусь, герой одноименной новеллы Е. И. Носова.

Сейчас прозвучало слово, незнакомое для вас: новелла . Что это за литературный термин и лексическое значение других непонятных из текста слов мы обязательно чуть позже узнаем.

Иногда человеку для выражения чувств, более глубокого понимания действительности не хватает земного языка. И вот тогда на помощь приходит “более красноречивый язык – музыка ” (П. И. Чайковский ). Именно она поможет мне вести сегодняшний урок, а вам ярче и глубже оценить нашего героя: его характер, его проказы, его подвиг. “Ведь без музыки жизнь была бы неполной, глухой, бедной …” (Д. Шостакович ).

А теперь давайте посмотрим, в чем истоки таланта писателя, откуда у него такое дарование писать о самом добром, задевать струны души. Я хочу рассказать вам о Евгении Ивановиче Носове.

2. Знакомство с биографией писателя.

Евгений Иванович родился в 1925 году под Курском в селе Толмачеве. Отец будущего писателя был мастеровым человеком – он работал слесарем, молотобойцем в кузнечном цехе, котельщиком. Его дед в свое время тоже кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу глубочайшее уважение к труду, “умение видеть сквозь будни красивую сторону … любого ремесла”.

Будучи мальчишкой, Евгений Иванович любил ходить в ночное с дедом. Кони, росные травы, костерок, студеное предрассветье. Слияние с природой сильно вдохновляло будущего писателя.

Следует добавить к тому, что Женя был по природе романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами о путешествиях и приключениях. Еще малышом, взобравшись на колени к отцу, он с восхищением следил, как тот вырезает из бумаги ножницами забавные фигурки лошадей и собак. Мальчик просил вырезать буденовца, трактор или самолет, но отцовского умения недоставало для этих “заказов”. И вот пятилетний Женька сам начинает пристально вглядываться в окружающий мир, старается с помощью ножниц, а потом и карандаша воспроизвести, “удержать” все, что его поражает. Уже подростком он перерисовывает в семейный альбом великое множество цветных изображений зверьков и птиц.

Евгений Иванович сохранил и развил в себе это живописное восприятие.“Я и в самом деле, когда что-нибудь описываю, непременно спрашиваю себя: “А как это можно нарисовать красками?” Поэтому в любом рассказе светятся множеством тончайших оттенков живые краски огромного мира.

Евгению Ивановичу было 18 лет, когда он ушел на фронт, артиллеристом. Свидетель многих крупных сражений. Удостоен многих наград: “За отвагу” и “За победу над Германией”. Май 1945 года – ранение, госпиталь. Евгений Иванович испытал на себе беды и тяготы войны. Он понял, что жизнь дается только один раз: нужно любить ее, любить людей, любить все живое и делать добро.

Ему было двадцать лет, когда он выписался из госпиталя с пособием по инвалидности. Е.И. думает продолжить учебу, ведь до войны он закончил восьмой класс. Но когда он вошел к девятиклассникам теперь, после госпиталя, в выцветшей гимнастерке, поблескивая медалями и орденами, ребята дружно встали, приняв его за нового учителя…

Школу пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь. Носов уезжает в Казахстан, начинает работать в одной из местных газет – сперва художником-оформителем (пригодилось былое увлечение), потом – литературным сотрудником. Эта работа и стала той завершающей школой, в которой сложилось мастерство Евгения Ивановича.

В своих произведениях Е. И. Носов одинаково глубоко воспринимает красоту природы и красоту человеческой души. Он никогда не выступал в качестве детского писателя. Однако многие его рассказы, конечно же, доступны, а главное – нужны вам, тем, кто готовится вступить в более взрослую жизнь.

3. Словарная работа.

На доске предлагается перечень слов из текста и уточняется их лексическое значение.

Новелла – литературный жанр, в центре которого важное событие, случай, раскрывающий характер героя, с острым, захватывающим сюжетом и неожиданным концом, финалом.

(Для сравнения можно дать и определение понятия “рассказ”.)

Рассказ – литературный жанр; в нем описывается одно или несколько событий, случай из жизни героя, со спокойным развертыванием сюжета.

Отмель – мель, идущая от берега.

Плес – широкое водное пространство между островами.

Армада – о большом военном флоте (например: морская армада, воздушная армада).

Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).

Привада – корм для приманки зверей, птиц.

Кильватер– волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Кильватерный строй (из текста) – строй гусят, плывущих один за другим.

4. Работа над содержанием текста.

Перед нами текст повествование, значит, его можно разделить на три части.

(С помощью ребят ведется работа по озаглавливанию частей текста. Приблизительно это выглядит так:

1. Своенравный Белый гусь.
2. Бедствие.
3. Жизнь продолжается.

Возможны и другие варианты.)

А). Разбор первой части произведения .

– Ребята, как вы думаете, какое значение этой части? (Знакомство с героем, раскрываются его черты характера . )

– Кем перед нами предстал герой новеллы? С кем его сравнивает автор? (С адмиралом. )

– Итак, наш герой – “адмирал”. Так ли это? Докажите мне текстом.

(Выправка, походка, тон, ходил важно, никогда не бежал, даже если припустит за ним собака, высоко и неподвижно держал шею, упругие полутораметровые крылья, звонкий голос, не признавал никого.

Красивая птица: белоснежные тугие перья как глыба рафинада, белоснежный китель, клюв цвета апельсиновой корки, на него засматривались лучшие гусыни.)

– Да, автор подбирает слово, оно действительно живописно. Перед нами “живые краски огромного мира”, “удивительного мира”. Какой музыкой наполнилась ваша душа, когда говорили о гусе – адмирале? (Торжественная, нежная и т.д .)

– Конечно же, у каждого своя музыка, свое видение героя. Предлагаю вам послушать музыку, в которой я увидела Белого гуся. (Ребята слушают музыку .)

– Теперь давайте прочитаем начало текста под эту музыку, чтобы ярче для нас, и для наших гостей предстал Белый гусь. (Чтение с продолжением до стр. 233 “…Но самое главное …” )

– Ребята, а какие взаимоотношения сложились у автора с нашим героем? (Поясняют цитатами из текста до стр. 234 “…Очевидно, Белый гусь считал…” )

– И до какого момента у вас о нем остается такое мнение? И есть ли ему оправдание? (Степка, хозяин гуся, доводит до нашего сознания то, что все это делал гусь – отец, глава большого семейства, у которого двенадцать гусят-сироток, их мать погибла .)

Б). Разбор второй части новеллы.

– В произведении появляется новый персонаж, новый герой. Это туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Какие средства выразительности речи использует автор для яркости представления?

(Сравнения : тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом.
Олицетворения : росла, пожирала, поднималась, свирепствовала… )

– А теперь давайте воспроизведем происходившее, всю картину нарастания бури. (На доске ведется запись глаголов, помогающих представить картину бедствия .)

– Итак, глаголы нам помогли ощутить возрастающее напряжение в природе.

– Как вели себя герои второго плана? (Суета . Ответы подтверждают цитатами из текста. )

– Как вел себя наш главный герой на протяжении всей бури? (Стр. 236 “…Белый гусь сидел, высоко вытянув шею…” )

– Посмотрите – снова перед нами гусь-адмирал; он мужествен, он – герой! Почему гусь не побежал спасаться? (Он не мог бросить своих детей, он в ответе за судьбу двенадцати “одуванчиков”, как ласково называет гусят Евгений Иванович .)

В). Разбор третьей части новеллы.

(Под музыку учитель читает третью часть стр. 236.)

“... Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.

Я сдернул плащ.

Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови.

Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”

– Какие чувства переполнили ваши сердца при чтении этого эпизода? (Боль, грусть, печаль… )

– А стоило ли идти на смерть? (Да. Ради спасения двенадцати жизней. )

– Почему я назвала эту часть “Жизнь продолжается”? (Глупый гусенок, который вскарабкался на спину своего отца, своими чертами характера, напористостью, уверенностью, старанием, силой воли напоминает своего отца. )

– И снова гусь похож на адмирала. Он и в смерти прекрасен, он мужественно принял смерть и теперь лежал, “широко раскинув могучие крылья”. Автор гордится своим героем. О величии любви говорит он нам, о красоте подвига, поэтому и не скрывает своего восхищения.)

5. Вывод, впечатления по новелле.

– Какова основная мысль новеллы? (Любовь ко всему живому .)

– Какие чувства остались у вас после прочитанного? (Ответы детей .)

– Одним из средств выразительности речи являются фразеологические обороты, которые украшают ее, делают образной. Вы знаете, что одни из них возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, загадок, песен, литературных произведений.

Сейчас мы вспомним несколько фразеологизмов, связанных с повадками животных, их характером, образом жизни. Я буду говорить начало крылатой фразы, а вы ее концовку.

– А теперь вспомните, что может быть связано с рыбой? (Нем как рыба .)

– С сорокой? (Болтлив как сорока .)

– А давайте придумаем фразеологизм, связанный с героем нашего урока. И пусть поистине эта фраза станет действительно крылатым выражением. И большой честью будет удостоен тот, кого сравнят с Белым гусем. (Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, любящий, благородный, своенравный и т. д. как Белый гусь .)

– Я благодарю всех за урок и надеюсь, что он не пройдет бесследно. Ведь на любви, доброте построено все произведение, как и вся жизнь. И давайте попробуем своими поступками опровергнуть изречение, сказанное еще в X веке до нашей эры греческим философом Гераклитом: “Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом – дикими”.

6. Домашнее задание.

  1. Можно придумать свою концовку, с менее трагическим концом.
  2. Написать отзывы о прочитанном.
  3. Найти и прочитать произведения, где главными героями будут животные, поступки которых могут являться примером для нас.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
- Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
- А мать-то их где? - спросил я.
- Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)

Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»

Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

Одним словом, Белый гусь был самой важной персоной в деревне. В силу своего высокого положения жил он беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни; ему принадлежали лучшие песчаные отмели.

Но самое главное — то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет свою гусиную армаду прямо на удочки. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает Белому гусю голову, а Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Однажды весной, когда я пришел на свое любимое место ловить рыбу, Белый гусь уже был там. Увидев меня, он зашипел, раскинул крылья и двинулся на меня. Подбежавший Степка объяснил, что сейчас у гуся гусята, вот он и бросается на всех.

— А мать-то их где? — спросил я Степку.

— Сироты они. Гусыню машина переехала.

Только теперь я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы.

Как-то раз, когда я был на своей приваде, я не заметил, как из-за леса наползла туча, потом налетел вихрь; сразу вокруг все зашумело, и туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полетели в траву. Под ними спрятались выводки. Вдруг по козырьку кепки что-то стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Гуси замерли в траве, тревожно перекликаясь.

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он тряс головой и снова выпрямлялся.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Гуси не выдержали и побежали, а град гулко барабанил по их пригнутым спинам. То здесь, то там слышался жалобный призывный писк гусят. А к моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда.

Туча умчалась так же внезапно, как и появилась. Под солнечными лучами белый "запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. Это был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу из-под крыла Белого гуся. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Перед ними открывался удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

У самой береговой кромки отпечатались мои следы. В них уже успела набраться вода, и я вижу, как маленький кулик-песочник бегает от следа к следу и тычет в них длинным шильцем. В десяти шагах он останавливается. Потом начинает пересчитывать следы в обратном порядке.

Вот ведь как получается: рядом бегает крошечная пичуга, и оттого, что она не считает тебя своим врагом, чувствуешь большое удовлетворение. Недоверие природы унижает человека. По чистым пескам отмели проносится расплывчатая тень. Кулик замирает, так и не опустив поднятую было для очередного стежка лапку.

Я оглядываю небо и замечаю в ясной полуденной синеве черную букву «Т». Она кружит над плёсом, недвижно распластав крылья, и, когда наплывает на солнце, по прибрежным пескам мелькает быстрая тень. Чьи-то невидимые глаза, чей-то разбойный замысел кружат над мирными берегами.

У человека и птицы разные враги в небе. Очевидно, кулик распознал своего врага – коршуна. Для меня же этот черный силуэт вдруг отпечатался вражеским разведчиком. Память воскресила зловещую букву «Т» над растерянными и беззащитными улицами. Мы, тогда еще мальчишки, вот как этот кулик, с неосознанной тревогой вглядывались в небо, такое же ясное и привычное. Чьи-то невидимые глаза, чей-то разбойный замысел кружили над нашими детскими играми, над нашей шахматной доской, над подсолнухом у забора…

Я перевожу взгляд на кулика. Он больше не суетится над шахматной задачей моих следов, он замер и, вскинув голову, вглядывается в небо.

Плес затих, затаился под этим неслышным скольжением недоброй птицы. Смолкла, не тенькает в куге камышевка, куда-то незаметно увела свой шумный выводок утка. И хотя нарушен не мой покой и мне решительно ничего не угрожает, но почему-то тоже становится неуютно от повисшего над землею черного силуэта…

А он все кружит и кружит, настойчиво и нахально сверля глазами пески и травы, камыши и тихую гладь воды.

Но вот коршун оставляет плес, широким полукругом перемещается в заречье и повисает над старицами и луговыми болотцами. Теперь, со стороны, он еще больше похож на вражеский бомбардировщик…

И вдруг из затихших трав в небо почти вертикально взмывают две серо-серебристые птицы. Их согласный, решительный бросок в вышину похож на взлет двойки истребителей.

Коршун, увертываясь от удара, тяжело, неуклюже взмахивает крыльями, сбивается с круга. Преследователи делают крутой вираж и снова устремляются на хищника. И только теперь по угловатым крыльям и тому особенному, устрашающему шелесту я узнаю в этих отважных летунах чибисов. Отчаянными лобовыми атаками чибисы все дальше и дальше оттесняют коршуна, и, когда тот отлетает достаточно далеко, обе птицы оставляют преследование и идут на посадку.

Но тотчас на смену им с болотных «аэродромов» поднялась новая серо-серебристая двойка. Хищник лавирует, круто взмывает вверх, бросается вниз, но чибисы быстро перехватывают коршуна и гонят, гонят прочь от своих гнезд. А там уже мчится еще одна пара… Я уже не могу разглядеть очертаний. В синем небе видны лишь две белые точки, стремительно поднимающиеся наперерез черному пятну.

– Ну что, отбой? – с облегчением говорю я.

Кулик издает тонкий свист и смотрит на меня черным, все еще перепуганным глазом.

Рядом, в куге, осторожно тенькает камышевка. Где-то снова начинают полоскаться утята. Слышно, как дробно чавкают в тине их плоские клювики.

Кулик подпрыгивает на своих тонких ходульках и бежит досчитывать следы.

Скверная это штука – непрошеный гость в небе!

Белый гусь

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому, как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок звонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи – его, самые сочные участки луга – тоже его.

Но самое главное – то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет – устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклевках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Степке, чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду.

Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.

Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.

А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.

– Кыш, проклятый!

Это кричал Степка. Он бежал с банкой червей по тропинке.

– Кыш, кыш!

Степка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.

– Вот собака! – сказал Степка, оттащив гуся подальше. – Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы.

– А мать-то их где? – спросил я Степку.

– Сироты они…

– Это как же?

– Гусыню машина переехала.

Степка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.

Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пестро-рыжий бычок с обрывком веревки на шее. Гусь набросился на него.

К уроку по рассказу Е.Носова «Белый гусь». 7 класс


  • Общие – продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь;
  • Частные – формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.


Слово о писателе

  • Носов Евгений Иванович (род. в 1925 г.) – писатель, журналист. Уже в ранних его произведениях проявился индивидуальный почерк – неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. «Наблюдательный живописец, он умело отбирает подробности бытия, звуки, краски, порой незаметные равнодушному, суетному или просто не умеющему «видеть» глазу. В свои этюды он впускает животных, птиц, насекомых, заставляет читателя наклониться к самому скромному полевому цветку…» (Подзорнова Н. На тысячу верст кругом Россия…// Лит. Россия. – 1973. – 21 сент.). При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но обладает философским взглядом на течение земной жизни. В. Астафьев, наблюдая за тем, как рождаются произведения Носова, писал: «Нет среди знакомых мне писателей никого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов в авторский лист размером. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи в страниц полтораста. И каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. Перед такой маетной работой я склоняю голову». По признанию Е. Носова, он сохранил эту манеру работы на всю жизнь – пишет трудно, не признает правила «ни дня без строчки», потому что не садится за стол без особой
  • творческой сосредоточенности.

Вступительное слово

  • В 5-х и 6-х классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», вы знакомились с произведениями Е. Носова. Помните ли вы их?
  • Вам предлагается еще один рассказ Е. Носова – «Белый гусь». Как вам кажется, о чем будет этот рассказ?
  • Видели ли вы когда-нибудь гусей? Что это за птица? Как она себя обычно ведет?

  • 1. Оправдываются ли ваши предположения о содержании рассказа?
  • 2. «Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала». Найдите в тексте слова, выражения, которые помогают развернуть это сравнение («…выправка», «белоснежный китель», «клюв с какой-то … шишкой…», походившей «на кокарду», «ведет свою гусиную армаду»). Как вы думаете, какое положение в стае занимал Белый гусь? (Он был вожаком: «был самой важной птицей», «в силу своего высокого положения».)
  • 3. Найдите в тексте описание гуся. На какие детали обращается наше внимание? (Походка, шея, клюв, крылья, оперенье, куцый хвост.)

Аналитическая работа (по прочитанному тексту)

  • 4. Перечитайте следующие строчки:
  • «Ходил он важно, обдумывая каждый шаг»; «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды»; «Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв…»; «Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков».
  • Как вам кажется, по этим строчкам можно судить о чувствах, с которыми автор описывает птицу? Подберите для них наиболее точные названия. А какие чувства вызывает это описание гуся у вас?
  • Знаете ли вы, как называется художественный прием, позволяющий вызвать у читателя чувство доброй усмешки?


  • Юмор (от англ. humour – юмор, нрав, настроение, склонность) – особый вид комического, смешного; отношение к описываемому объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. Юмор настраивает на более вдумчивое («серьезное») отношение к предмету смеха, на постижение его «правды», несмотря на смешные странности, а потому в противоположность осмеивающим, разрушительным видам смеха – на оправдание «чудака».

Аналитическая работа

  • Как вам кажется, что хотелось бы автору «оправдать» в «чудаке»-гусе?
  • 5. Как вы назовете прием, использованный при описании гуся в следующих строчках: «Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники»? (Это прием гиперболизации, уже известный ученикам.)
  • 6. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это описание.) Как бы вы озаглавили ее?

Аналитическая работа (продолжение)

  • 1. Вы уже хорошо представляете себе Белого гуся. Что нового узнаем мы о нем из этой части рассказа? (Мы узнаем, как произошла первая после некоторого перерыва встреча рассказчика с Белым гусем.)
  • 2. Кто нам рассказывает о Белом гусе? (Повествование ведется от первого лица. Можно предположить, что о гусе нам рассказывает автор.) Как он относится к птице? На основании чего вы делаете такой вывод?
  • 3. В этой части нам снова в нескольких местах встречается описание Белого гуся. На что обращается внимание читателя? (Внимание обращается на оперенье: «перья… ладно пригнаны»; на крылья: еще раз подчеркивается их размер – «полутораметровые», «ударил крыльями по спицам», «упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку».)


Аналитическая работа

  • 4. Обратитесь к двум прочитанным отрывкам из рассказа. Какое из описаний вам представляется наиболее образным, ярким? (Ответы могут быть разными, но кто-то обязательно обратит внимание на описание Белого гуся, стоящего на краю луга. Учитель может специально обратить внимание учащихся на это описание и на использованный в нем прием развернутого сравнения – «будто … высечен из глыбы рафинада», «точно так же, как… в куске сахара».) Не кажется ли вам странным такое сравнение: с рафинадом, с сахаром? Может быть, более органичным было бы другое: словно из куска белого мрамора? Какого ощущения у читателя добивается автор, прибегая именно к такому сравнению?

Аналитическая работа

  • 5. В самом конце первого отрывка и во втором появляется новый участник событий – деревенский мальчишка Степка. Какова роль этого персонажа? Подтвердите свой ответ текстом. (Именно Степка рассказывает нам об изменениях в жизни Белого гуся. Эпизод, описывающий стычку гуся с рассказчиком и своевременную помощь мальчика, позволяет читателю судить о размерах птицы, ее характере.)
  • 6. Есть ли в этой части рассказа эпизоды, переданные с юмором? Что в «чудаке»-гусе на этот раз «оправдывает» автор?
  • 7. Сложилось ли уже у вас отношение к Белому гусю? Как вы к нему относитесь? Объясните причину именно такого вашего отношения.
  • 8. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это повествование с элементами описания.) Озаглавьте ее.

Аналитическая работа

  • 1. Какие чувства возникли у вас при чтении этого описания грозы? Какие моменты вы представили наиболее ярко?
  • 2. Далее ученики работают в группах.
  • Задания для групп:
  • а) проанализировать описание природы во время грозы:
  • что описывается;
  • какие художественные средства используются при описании;
  • б) проанализировать поведение всех участников события, кроме рассказчика:
  • кто участвует;
  • как ведет себя;
  • какие художественные средства использованы при описании их действий;
  • в) проанализировать все, что в данном эпизоде связано с образом рассказчика:
  • где находится во время грозы;
  • что видит;
  • как ведет себя;
  • какие чувства испытывает;
  • какие художественные средства используются для передачи его отношения к увиденному.

Обобщение

  • 1. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? Озаглавьте ее.
  • 2. Есть ли в этой части рассказа юмористические сцены? (Ученики заметят их отсутствие. Учителю важно выяснить, понятна ли им причина такого отсутствия.)
  • 3. Вспомните описание грозы из рассказа Е. Носова. Закройте глаза и послушайте слова и словосочетания, которые использует автор при описании: (я) не заметил – наползла – (неотвратимо) пожирала – накатилась – налетел – подхватил – унес – полоснули – зашумело – вывернуло (наизнанку) – обрушилась – полегли – (жестко) стукнуло – бил – не выдержали – побежали – барабанил (по пригнутым спинам) – слышался (жалобный крик) – поникал (иссеченный) – падали – забивались – бился…
  • Какие ассоциации у вас возникли? (Как правило, у детей возникают ассоциации с войной, налетом, бомбежкой. В этом случае можно спросить, кого бы они определили как «условного противника», а кого – «условной третьей стороной». Важно так вести разговор, чтобы у детей не возникло желания выносить оценки поведению птиц и людей, оказавшихся под ударами града: осуждать спасающихся, преклоняться перед тем, кто ведет себя иначе. Они все – уязвимы, хотя и ведут себя в экстремальной ситуации по-разному.)
  • 4. Гроза в описании Е. Носова приобретает некое символическое значение. В чем оно? (Беззащитность, ранимость, незащищенность, уязвимость всего живого в любой экстремальной ситуации. Может быть, есть и такой мотив: ответственность самого сильного за жизнь окружающих.)
  • 5. Как вы считаете, почему в рассказе Белый гусь пишется с заглавной буквы? (Такое имя гусю дает не столько рассказчик, а уже скорее сам автор, что усиливает символический подтекст всего произведения.) Рассказ Е. Носова заканчивается утверждением: перед гусенком «открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца». Нет ли здесь противоречия? (Ученики почувствуют, что такой оптимистический финал не противоречит ходу повествования и отражает убеждение автора в том, что в ситуации опасности, в экстремальной ситуации необходимо всеми силами защищать самых уязвимых.)


Домашнее задание

  • 1. Можно ли этот рассказ отнести к числу рассказов о природе? Объясните свою точку зрения.
  • 2. На какие мысли навел вас рассказ Е. Носова «Белый гусь»? Какие вопросы вы бы хотели задать автору рассказа?