Научные открытия, которые привели нас в космос: Ракеты. Почему у российских ракет такие названия

Министерства обороны РФ завершится голосование за название новых боевых систем - боевого лазерного комплекса, крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой и беспилотного подводного аппарата. Департамент информации и массовых коммуникаций военного ведомства сообщил, что среди названий боевого лазерного комплекса лидируют "Василиск", "Пересвет" и "Блик". В тройку лидеров названий для крылатой ракеты с малогабаритной ядерной установкой вошли "Пальмира", "Сюрприз" и "Буревестник". Беспилотный подводный аппарат будет называться "Посейдон", "Аврора" или "Прибой".

Новые боевые системы были впервые представлены президентом РФ Владимиром Путиным 1 марта в послании Федеральному собранию. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории и правилах наименований техники и вооружений в армиях СССР и России, а также о том, какие названия носили похожие виды оружия.

Обозначения видов боевой техники и вооружения

Традиционно в СССР боевая техника получала названия, состоящие из комбинации букв и цифр. Буквы в большинстве случаев обозначали вид боевой техники (скоростной бомбардировщик СБ), иногда с инициалами конструктора (пистолет-пулемет Шпагина ППШ). Цифра указывала на номер модели (Як-9).

С 1938 года для несекретной переписки была введена система индексации вооружений цифро-буквенными обозначениями, которые присваивались соответствующими управлениями Министерства обороны. Так, первая в мире межконтинентальная ракета Р-7 имела в этой системе индекс 8К71, автомат АКМ - 6П1.

На этапе разработки новые виды вооружений именовались "изделиями" или "объектами" с соответствующим номером. Например, танк Т-64 в конструкторской документации фигурировал как "объект 432", авиационная ракета Р-60 - "изделие 62". Кроме того, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (темы) стали получать имена собственные (шифры). Иногда они становились общеупотребимым названием боевой техники и после принятия ее на вооружение. Эти названия не являются секретными и могут употребляться в открытых источниках.

В целом традиция присваивать видам боевой техники и вооружений имена появилась после Второй мировой войны, во время которой эта практика широко использовалась Германией, США и другими странами. В СССР эти названия первоначально были неформальными ("Катюша", "Зверобой").

По какому принципу оружие получает названия

Никаких жестко регламентированных правил присвоения таких имен не существует. В ряде случаев можно отметить схожие названия однотипных видов оружия, скорее всего, зависящие от конкретного КБ или ведомства.

Многие зенитно-ракетные комплексы называли в честь рек ("Двина", "Волхов", "Шилка") и геометрических фигур ("Куб", "Квадрат", "Тор"). Однако это правило действовало не всегда (исключения - ЗРК "Бук", "Оса" и пр.).

Подводные лодки традиционно носили имена рыб и морских животных ("Мурена", "Ерш", "Кальмар"). Однако и здесь строгой системы не существует (строились субмарины проектов "Анчар", "Гранит", "Ясень").

Самоходные артиллерийские системы продолжительное время получали названия цветов ("Пион", "Тюльпан", "Гиацинт"), а реактивные системы залпового огня - метеорологических явлений ("Град", "Смерч", "Торнадо").

Другие виды боевой техники, а также научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские (ОКР) работы по их созданию носили самые различные, порой неожиданные имена - например, "Неизбежность" (НИР в рамках создания межконтинентальной ракеты), "Фантасмагория" (авиационная система целеуказания), "Метис" (противотанковая ракета), "Мультипликация" (мобильный аэростатный комплекс), "Поднос" (82-мм миномет).

В ряде случаев названия появлялись случайно: принятая на вооружение в 1959 году донная мина "Серпей" изначально должна была называться "Персей", однако при подготовке документации допустили опечатку.

Как называли боевые лазеры, крылатые ракеты и подводные аппараты

В открытых источниках упоминаются такие проекты боевых лазерных комплексов, как "Омега", "Дрейф", "Сокол-Эшелон" и "Дуэлянт". Создаваемые для сухопутных войск лазеры, ослепляющие оптико-электронные системы противника, скрывались под шифрами "Сангвин", "Стилет" и "Сжатие". Морские комплексы "Аквилон" и "Айдар" успешно испытывались в 1980-х годах.

Первые проекты стратегических крылатых ракет большой дальности, разрабатываемые в 1950-х годах ОКБ Семена Лавочкина и Владимира Мясищева, носили названия "Буря" и "Буран". Они не были приняты на вооружение, как и более поздние проекты "Буревестник" и "Метеорит". Стратегические крылатые ракеты наземного базирования "Рельеф" были ликвидированы в соответствии с договором РСМД, а их морской аналог "Гранат" остался на вооружении.

Создаваемые перспективные необитаемые подводные аппараты разных типов, а также НИР и ОКР по их созданию, по имеющимся данным, носят названия "Клавесин", "Скиф", "Амулет", "Юнона", "Суррогат" и "Концепт".

В традициях отечественного ракетостроения – давать название создаваемым образцам вооружения, причем некоторые имена ракет на первый взгляд слабо ассоциируются с их внешним видом и предназначением. В чем тут дело?

Выберите сами

В своем недавнем выступлении перед Федеральным собранием президент России Владимир Путин предложил зрителям помочь Министерству обороны и придумать названия для некоторых новейших систем вооружения, которые находятся на этапе испытаний. Речь шла о трех видах разрабатываемого стратегического оружия – ракете глобальной дальности с ядерной энергоустановкой, беспилотном подводном аппарате, а также о лазерном комплексе, детали которого не раскрываются. Предложения, по словам главы государства, можно оставлять на сайте Минобороны.
Не успел Владимир Владимирович окончить свою речь, как посыпались варианты названий. Так помощник президента Владислав Сурков заявил, что новейшее российское оружие могло бы носить имена героев войны на Донбассе, к примеру, «Гиви» (позывной легендарного командира батальона ДНР «Сомали» Михаила Толстых).
Были предложения давать имена оружию в честь героев детских сказок: боевую лазерную установку назвать «Искорка», гиперзвуковой ракетный комплекс с системой наведения – «Цокотуха», а беспилотную подводную платформу – «Золотая рыбка». Встречались и говорящие для русского слуха названия, как «Песец» или «Кузькина теща».

Чтоб не догадались

Неужели такая практика давать названия комплексам вооружения всей страной существовала и раньше? Разумеется, нет. Следует сразу заметить, что речь идет не названии как таковом, а о шифре разработки, который далеко не всегда отражал специфику создаваемого оружия. Обязательные условия для шифра – звучность, удобство при передачи голосом (что важно в условиях плохой связи) и легкая запоминаемость. Соответственно усматривать в шифрах (названиях) логику совсем не обязательно, хотя ассоциативность иногда имеет место.
Генерал-полковник Виктор Есин, высказываясь по этому поводу, отметил, что общественность пытается такие имена как «Тополь» или «Ярс» к чему-то привязать, в то время как это всего лишь названия опытно-конструкторских работ (ОКР). Шифр нужен прежде всего для сокрытия смысла разработки, при этом заводское название уже совсем другое. «Все ОКР, которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, продолжает Есин, сведены в единый реестр, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и потом оно утверждается».
Нередко название разработки снабжено дополнительной буквой, обозначающей ее версию, например, «Э». В случае ракетного комплекса «Искандер-Э» последняя буква означает, что этот вариант идет на экспорт, а для «Тополя-Э» справедливо утверждение, что это экспериментальная ракета. Буква «К» на примере «Искандера-К» будет означать, что это крылатая ракета.

«Шквал»

Тем не менее, многие названия отечественных ракет имеют ассоциативную природу, как в случае оперативно-тактической ракеты Р-11 с ядерной боеголовкой. Впервые название «Шквал» появилось в классификации НАТО под шифром SS-1c Scud A (c англ. – «шквал»). Возможно давая такое имя, американцы ориентировались на расширение мест базирования комплекса Р-11, который мог размещаться не только на суше, но и в море. В народе ракета Р-11 получила прозвище «керосинка», так как при ее запуске использовались высококипящие компоненты топлива – керосин и азотная кислота.

«Малютка»

Такое безобидное название было дано реактивному управляемому противотанковому снаряду 9К11 длиной всего 86 см и массой 10,9 кг, разработанному в КБ машиностроения Коломны в 1960 году. Тем временем ракета-малютка могла поражать как наземные, так и надводные цели на расстоянии до 3 километров.
«Тополь»
У ракетного комплекса стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» не прижилось американское название (по классификации НАТО - SS-27 Sickle B, с англ. - «серп»). С натовским шифром все ясно – траектория полета этой баллистической ракеты действительно имеет серповидную форму. А вот название «Тополь», по мнению некоторых экспертов, связано с габаритами ракеты – диметр 1,81 м, высота 22,7 м, добавим сюда и вертикальный взлет, что ассоциируется с произрастающими в южных регионах России пирамидальными тополями. Но возможно здесь имеет место и случайный выбор названия, о чем говорил генерал Есин. Буква «М» свидетельствует о том, что запуск этой версии ракеты производится не из шахты, а с мобильной установки.

«Воевода»

О появлении названия стратегического ракетного комплекса Р-36М2 «Воевода» можно только гадать. Не исключено, что оно отражает статусность ракет: ведь воеводы - это общее наименование военных начальников и представителей государственной власти на Руси. В классификации НАТО ракета получила обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan – «Сатана».
Последнее название прижилось наравне с «Воеводой» и видимо символизировало тот ужас, который возникал при упоминании этого страшного оружия. А бояться было чего. К середине 70-х – началу 80-х это действительно было самое мощное средство доставки ядерного боеприпаса, способное поражать цели на расстоянии свыше 11 тысяч километров. В головной части «Сатаны» размещался ядерный заряд мощностью в 400 Хиросим!
Более того, модернизированный «Воевода» мог «сыпать» на головы противника десятки высокоманевренных и фактически неуязвимых для средств ПВО боеголовок. По расчетам экспертов, ударом 10 ракет «Сатана» мог уничтожить до 80% промышленного потенциала США и значительную часть населения страны.

«Искандер»

Ракетный комплекс 9К720 получил свое имя в честь Александра Македонского, которого на Востоке прозвали «Искандером». Иконография рисовала Македонского-Искандера в двурогом шлеме – не случайно и сам комплекс носил две ракеты. Как и великий полководец «Искандер» фактически неуязвим для противника: он маневрирует с огромными перегрузками, практически недосягаемыми для ракеты-перехватчика, а низкая высота полета (до 6 метров) делает это оружие незаметным для стандартных радиолокационных средств.

«Солнцепек»

В 2001 году российский оборонный комплекс выпустил тяжелую огнеметную систему залпового огня ТОС-1А «Солнцепек», ставшую модификацией советской установки «Буратино». Еще одно говорящее название. Принцип действия «Солнцепека» заключается в доставке реактивным снарядом в зону поражения взрывоопасной смеси, которая при подрыве превращается в горящее облако, буквально выжигающее все живое в радиусе нескольких десятков метров. Учитывая, что в зоне взрыва такого заряда давление примерно на 160 мм ртутного столба ниже атмосферного, выжить противнику там не представляется возможным.

«Сармат»

Эта тяжелая 35-метровая ракета с дальность полета до 16 тысяч км, созданная на базе «Воеводы», на данный момент – апогей отечественной конструкторской мысли и гарант возмездия. Западные эксперты уже окрестили ее «Сатана-2». Ракета пугает НАТО двумя характеристиками – способностью проходить любые рубежи ПРО и огромной разрушительной силой. Есть еще одна особенность: ракета может атаковать противника как через Северный, так и через Южный полюс, что ассоциируется с масштабностью миграционных потоков древнего кочевого народа сарматов, в честь которого она и была названа.

Обычно мало кому, кроме милитаристов, есть дело до военной техники. Слышали что-то про «Армату» или МиГи, но не более. Однако есть такие ракеты, имена которых все знают неспроста. Одна «Сатана» чего стоит.

V-2, или Фау-2, - пожалуй, самая известная ракета. И это справедливо. Ведь она же и первая в мире баллистическая ракета дальнего действия. Разработана немецким конструктором Вернером фон Брауном, принята на вооружения вермахта в конце Второй Мировой. Результат 3225 пусков - 2700 погибших.

Твит-врезка: Фау-2 - неэффективное «оружие возмездия»

Первый запуск состоялся в 1942 году, но первый боевой лишь в 1944-м. Фау-2 называли «оружием возмездия», но, увы, немцы лишь слегка напугали англичан. А ещё эта ракета очень помогла США и СССР в самом начале космической гонки.

Герой новостных сюжетов последних дней был разработан в далёкие 1970-е. Единственная крылатая ракета в этом топе выполняет кардинально отличные от «коллег» функции. «Томагавк» сугубо практичен и активно применяется США.

«Томагавк» применялся США во всех значимых военных конфликтах с 1983 года

«Томагавк» - очень точное и дальнобойное оружие, способное совершать полёты на предельно малых высотах и огибать препятствия. Стоимость одной ракеты - 1.45 млн долларов. «Томагавк» был принят на вооружение в 1983 году.

Трайдент - самая точная межконтинентальная баллистическая ракета. Запускается с подводных лодок и составляет основу ядерных сил США. Первый пуск «Трезубца», а именно так переводится название ракеты, был совершён в 1987 году.

Трайдент - самая точная межконтинентальная баллистическая ракета

Благодаря высокой точности Трайдент способен эффективно поражать углублённые бункеры и шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет - достаточно мелкие цели для прочих ракет. Максимальная дальность ракеты - 11 300 км.

«Тополь» известен тем, что с завидной регулярностью на слуху. Раз в год эти ракеты - главные неживые участники праздничного парада на День Победы. При желании даже можно купить футболку, хвастаясь тем, что эти ракеты ничего и никого не боятся. С этим не поспоришь - ракеты не боятся.

«Тополь-М» - самая мобильная ядерная угроза

«Тополя» - самые мобильные ракеты в этом топе. Их легко перебазировать. До 2012 года планировалось сделать их основой ядерного щита, однако Минобороны РФ отказалось от закупки «Тополей» в пользу комплекса PC-24 «Ярс».

Самые запоминающиеся имена великим дают их враги. Р-36М это подтверждает. Все называют эту ракету по-натовски «Сатаной». Это самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета. Одна ракета несёт 1 заряд на 8 Мт или 10 зарядов по 0,75 Мт.

«Сатана» может доставить в Западное полушарие 10 ядерных и 40 ложных боеголовок. Ракета способна выходить на цель с востока и запада, с Южного и Северного полюсов.

Одна ракетная дивизия «Сатаны» - это 13 тысяч Хиросим

«Сатана» практически неуязвима для ПРО, так как её боеголовки в полёте сопровождают ложные блоки. Площадь их рассеивания и плазменные следы полностью соответствуют реальным боеголовкам, что путает противника. «Сатана» способна полностью уничтожить три таких американских штата, как Мэриленд, Вермонд и Род Айленд. С 1999 года «Сатану» запускают с Байконура в виде ракеты-носителя «Днепр».

Первая стадия - отрицание

Немецкий эксперт в области ракетной техники Роберт Шмукер посчитал заявления В. Путина совершенно неправдоподобными. «Не могу представить, что россияне могут создать маленький летающий реактор», - рассказал эксперт в интервью «Дойче Велле».

Могут, герр Шмукер. Только представьте.

Первый отечественный спутник с ядерной энергоустановкой (“Космос-367”) был запущен с Байконура в далеком 1970 году. 37 тепловыделяющих сборок малогабаритного реактора БЭС-5 “Бук”, содержащих 30 кг урана, при температуре в первом контуре 700°С и тепловыделении 100 кВт обеспечивали электрическую мощность установки 3 кВт. Масса реактора - менее одной тонны, расчетное время работы 120-130 суток.

Эксперты выразят сомнение: слишком мала мощность у этой ядерной “батарейки”... Но! Вы посмотрите на дату: это было полвека назад.

Низкий КПД - следствие термоэмиссионного преобразования. При других формах передачи энергии показатели значительно выше, например у АЭС значение КПД находится в пределах 32-38%. В этом смысле особый интерес представляет тепловая мощность “космического” реактора. 100 кВт - серьезная заявка на победу.

Стоит отметить, БЭС-5 “Бук” не относится к семейству РИТЭГов. Радиоизотопные термоэлектрогенераторы преобразуют энергию естественного распада атомов радиоактивных элементов и обладают ничтожной мощностью. В то же время “Бук” - настоящий реактор с управляемой цепной реакцией.

Следующее поколение советских малогабаритных реакторов, появившихся в конце 1980-х гг., отличалось еще меньшими габаритами и большим энерговыделением. Таким был уникальный “Топаз”: по сравнению с “Буком” количество урана в реакторе сократилось втрое (до 11,5 кг). Тепловая мощность возросла на 50% и составила 150 кВт, время непрерывной работы достигло 11 месяцев (реактор данного типа был установлен на борту разведывательного спутника “Космос-1867”).


Ядерные космические реакторы - внеземная форма смерти. При потере управления “падающая звезда” не исполняла желаний, но могла отпустить “счастливчикам” их грехи.

В 1992 году два оставшихся экземпляра малогабритных реакторов серии “Топаз” были проданы в США за 13 млн. долл.

Главный вопрос: достаточно ли мощности у подобных установок для их использования в качестве ракетных двигателей? Путем пропуска рабочего тела (воздух) через горячую активную зону реактора и получения на выходе тяги по закону сохранения импульса.

Ответ: нет. “Бук” и “Топаз” - ядерные электростанции компактных размеров. Для создания ЯРД необходимы другие средства. Но общий тренд виден невооруженным глазом. Компактные ЯЭУ давно созданы и существуют на практике.

Какую мощность должна иметь ЯЭУ для применения в качестве маршевого двигателя крылатой ракеты, аналогичной по размерам Х-101?

Не можешь найти работу? Умножь время на мощность!
(Сборник универсальных советов.)

Найти мощность также не составит большого труда. N=F×V.

По официальным данным, крылатые ракеты Ха-101, как и КР семейства “Калибр”, оснащаются короткоресурсным ТРДД-50, развивающим тягу 450 кгс (≈ 4400 Н). Маршевая скорость крылатой ракеты - 0,8М, или 270 м/с. Идеальный расчетный КПД турбореактивного двухконтурного двигателя - 30%.

В этом случае потребная мощность двигателя крылатой ракеты всего в 25 раз превышает тепловую мощность реактора серии “Топаз”.

Несмотря на сомнения немецкого эксперта, создание ядерного турбореактивного (либо прямоточного) ракетного двигателя - реалистичная задача, отвечающая требованиям современности.

Ракета из ада

«Все это сюрприз - крылатая ракета с ядерными двигателями, - отметил Дуглас Барри, старший научный сотрудник Международного Института стратегических исследований в Лондоне. - Эта идея не нова, об этом говорили в 60-х, но она столкнулась с большим количеством препятствий».

Об этом не только говорили. На испытаниях в 1964 году ядерный прямоточный двигатель “Тори-IIС” развил тягу 16 тонн при тепловой мощности реактора 513 МВт. Имитируя сверхзвуковой полет, установка израсходовала за пять минут 450 тонн сжатого воздуха. Реактор проектировался очень “горячим” - рабочая температура в активной зоне достигала 1600°С. Конструкция имела очень узкие допуски: на ряде участков допустимая температура была всего на 150-200°С ниже температуры, при которых плавились и разрушались элементы ракеты.

Хватало ли этих показателей для применения ЯПВРД в качестве двигателя на практике? Ответ очевиден.

Ядерный ПВРД развил большую (!) тягу, чем турбопрямоточный двигатель “трехмахового” разведчика SR-71 “Блэк бёрд”.


"Полигон-401", испытания ядерного ПВРД

Экспериментальные установки “Тори-IIA” и “-IIC” - прототипы ядерного двигателя крылатой ракеты SLAM.

Дьявольское изобретение, способное, по расчетам, пронзить 160 000 км пространства на минимальной высоте со скоростью 3М. Буквально “выкашивая” всех, кто встречался на её скорбном пути, ударной волной и громовым раскатом в 162 дБ (смертельное значение для человека).

Реактор боевого ЛА не имел никакой биологической защиты. Разорванные после пролета SLAM барабанные перепонки показались бы незначительным обстоятельством на фоне радиоактивных выбросов из сопла ракеты. Летающее чудовище оставляло за собой шлейф шириной более километра с дозой излучения 200-300 рад. По расчетам, за один час полета SLAM заражала смертельной радиацией 1800 квадратных миль.

Согласно расчетам, длина летательного аппарата могла достигать 26 метров. Стартовая масса - 27 тонн. Боевая нагрузка - термоядерные заряды, которые требовалось последовательно сбросить на несколько советских городов, вдоль маршрута полета ракеты. После завершения основной задачи SLAM должна была еще несколько суток кружить над территорией СССР, заражая все вокруг радиоактивными выбросами.

Пожалуй, самое смертоносное из всех, которые пытался создать человек. К счастью, до реальных запусков дело не дошло.

Проект с кодовым названием “Плутон” был свернут 1 июля 1964 года. При этом, по словам одного из разработчиков SLAM, Дж. Крейвена, никто из военного и политического руководства США не сожалел о принятом решении.

Причиной отказа от “низколетящей ядерной ракеты” стало развитие межконтинентальных баллистических ракет. Способных нанести необходимый ущерб за меньшее время при несопоставимых рисках для самих военных. Как справедливо заметили авторы публикации в журнале Air&Space: МБР, по крайней мере, не убивали всех, кто находился рядом с пусковой установкой.

До сих пор неизвестно, кто, где и как планировал проводить испытания исчадия ада. И кто бы отвечал, если бы SLAM сбилась с курса и пролетела над Лос-Анджелесом. Одно из безумных предложений предлагало привязать ракету за трос и гонять по кругу над безлюдными районами шт. Невада. Однако сразу возникал другой вопрос: что делать с ракетой, когда в реакторе выгорят последние остатки топлива? К месту, где “приземлится” SLAM, будет нельзя приближаться в течение столетий.

Жизнь или смерть. Окончательный выбор

В отличие от мистического “Плутона” родом из 1950-х гг., проект современной ядерной ракеты, озвученный В. Путиным, предлагает создание эффективного средства для прорыва американской ПРО. Средство гарантированного взаимного уничтожения - важнейший критерий ядерного сдерживания.

Превращение классической “ядерной триады” в дьявольскую “пентаграмму” - с включением в неё средств доставки нового поколения (ядерные крылатые ракеты неограниченной дальности и стратегические ядерные торпеды “статус-6”) вкупе с модернизацией боевых блоков МБР (маневрирующий “Авангард”) есть разумный ответ на появление новых угроз. Политика Вашингтона в отношении ПРО не оставляет Москве другого выбора.

“Вы развиваете свои антиракетные системы. Дальность антиракет возрастает, точность увеличивается, это оружие совершенствуется. Поэтому нам нужно адекватно отвечать на это, чтобы мы могли преодолевать систему не только сегодня, но и завтра, когда у вас появится новое оружие.”


В. Путин в интервью NBC.

Рассекреченные подробности экспериментов по программе SLAM/Плутон, убедительно доказывают, что создание ядерной крылатой ракеты было возможно (технически осуществимо) еще шесть десятилетий назад. Современные технологии позволяет вывести идею на новый технический уровень.

Меч ржавеет от обещаний

Несмотря на массу очевидных фактов, объясняющих причины появления “супероружия президента” и развеивающих любые сомнения насчет “невозможности” создания подобных систем, в России, как и за рубежом, остается множество скептиков. “Все перечисленное оружие - лишь средство информационной войны”. И следом - самые разные предложения.

Наверное, не стоит принимать всерьез карикатурных “экспертов”, таких, как И. Моисеев. Руководитель института космической политики (?), заявивший интернет-изданию The Insider: “Нельзя на крылатую ракету ставить ядерный двигатель. Да и нет таких двигателей”.

Попытки “разоблачения” заявлений президента делаются и на более серьезном аналитическом уровне. Подобные “расследования” немедленно обретают популярность среди либерально настроенной общественности. Скептики приводят следующие аргументы.

Все озвученные комплексы относятся к стратегическим сверхсекретным вооружениям, проверить или опровергнуть существование которых не представляется возможным. (В самом послании Федеральному собранию демонстрировалась компьютерная графика и кадры пусков, неотличимые от испытаний других типов крылатых ракет.) В то же время никто не говорит, к примеру, о создании тяжелого ударного беспилотника или боевого корабля класса “эсминец”. Оружие, которое в скором времени пришлось бы наглядно продемонстрировать всему миру.

По мнению некоторых “разоблачителей”, сугубо стратегический, “секретный” контекст сообщений может указывать на их неправдоподобный характер. Что ж, если это главный аргумент, то о чем тогда спор с этими людьми?

Встречается и другая точка зрения. Шокирующие о ядерных ракетах и беспилотных 100-узловых подлодках делаются на фоне очевидных проблем ВПК, встречающихся при реализации более простых проектов “традиционных” вооружений. Заявления о ракетах, разом превзошедших все существующие образцы вооружений, имеют резкий контраст на фоне общеизвестной ситуации с ракетостроением. Скептики приводят в пример массовые отказы при пусках “Булавы” или затянувшееся на два десятилетия создание РН “Ангара”. Сама история началась в 1995 году; выступая в ноябре 2017 г., вице-премьер Д. Рогозин пообещал возобновить запуски “Ангары” с космодрома “Восточный” только в... 2021 г.

И, кстати, почему без внимания был оставлен “Циркон” - главная военно-морская сенсация предыдущего года? Гиперзвуковая ракета, способная перечеркнуть все существующие концепции морского боя.

Новость о поступлении в войска лазерных комплексов привлекло внимание производителей лазерных установок. Существующие образцы оружия направленной энергии создавались на обширной базе исследований и разработок высокотехнологичного оборудования для гражданского рынка. К примеру, американская корабельная установка AN/SEQ-3 LaWS представляет “пачку” из шести сварочных лазеров суммарной мощностью 33 кВт.

Заявление о создании сверхмощного боевого лазера контрастируют на фоне весьма слабой лазерной промышленности: Россия не входит в число крупнейших мировых производителей лазерного оборудования (Coherent, IPG Photonics или китайская Han" Laser Technology). Поэтому внезапное появление образцов лазерного оружия высокой мощности вызывает у специалистов неподдельный интерес.

Вопросов всегда больше, чем ответов. Дьявол кроется в мелочах, однако официальные источники дают крайне скудное представление о новейших вооружениях. Зачастую даже неясно, система уже готова к приятию на вооружение, или её разработка находится на определенном этапе. Известные прецеденты, связанные с созданием подобного оружия в прошлом, свидетельствуют, что возникающие при этом проблемы не решаются по щелчку пальцев. Любителей технических новинок волнует выбор места для проведения испытаний КР с ядерным двигателем. Или способы связи с подводным беспилотником “Статус-6” (фундаментальная проблема: под водой не работает радиосвязь, во время проведения сеансов связи субмарины вынуждены подниматься к поверхности). Было бы интересно услышать пояснение и о способах применения: по сравнению с традиционными МБР и БРПЛ, способными начать и окончить войну в течение часа, “Статусу-6” потребуется несколько суток, чтобы добраться до побережья США. Когда там уже никого не будет!

Окончен последний бой.
Остался кто-нибудь живой?
В ответ - только ветра вой…

С использованием материалов:
Air&Space Magazine (апрель-май 1990)
The Silent War, автор John Craven

Введение

Механика (греч. μηχανική – искусство построения машин) – раздел физики, наука, изучающая движение материальных тел и взаимодействие между ними; при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве.

«Механикой в широком смысле этого слова называется наука, посвящённая решению любых задач, связанных с изучением движения или равновесия тех или иных материальных тел и происходящих при этом взаимодействий между телами. Теоретическая механика представляет собою часть механики, в которой изучаются общие законы движения и взаимодействия материаль­ных тел, то есть те законы, которые, например, справедливы и для движения Земли вокруг Солнца, и для полёта ракеты или артиллерийского снаряда и т.п. Другую часть механики составляют различные общие и специальные технические дисциплины, посвящённые проектированию и расчёту всевозможных конкретных сооружений, двигателей, механизмов и машин или их частей (деталей)». 1

К специальным техническим дисциплинам можно отнести и предлагаемую вам для изучения Механику полета [баллистических ракет (БР), ракет-носителей (РН) и космических летательных аппаратов (КА)]. РАКЕТА летательный аппарат, движущийся вследствие отбрасывания высокоскоростных горячих газов, создаваемых реактивным (ракетным) двигателем. В большинстве случаев энергия для движения ракеты получается при сгорании двух или более химических компонентов (горючее и окислитель, которые вместе образуют ракетное топливо) или при разложении одного высокоэнергетического химического вещества 2 .

Основной математический аппарат классической механики: дифференциальное и интегральное исчисление, разработанное специально для этого Ньютоном и Лейбницем. К современному математическому аппарату классической механики относятся, прежде всего, теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия, функциональный анализ и др. В классической формулировке механика базируется на трёх законах Ньютона. Решение многих задач механики упрощается, если уравнения движения допускают возможность формулировки законов сохранения (импульса, энергии, момента импульса и других динамических переменных).

Задача исследования полета беспилотного ЛА в общем случае очень сложная, т.к. например, ЛА с фиксированными (неподвижными) рулями, как всякое твердое тело имеет 6 степеней свободы и его движение в пространстве описывается 12 дифференциальными уравнениями I-го порядка. Траектория полета реального ЛА описывается значительно большим количеством уравнений.

Ввиду чрезвычайной сложности исследования траектории полета реального ЛА, обычно ее разбивают на ряд этапов и исследуют каждый этап в отдельности, переходя от простых к сложным.

На первом этапе исследования можно рассмотреть движение ЛА, как движение материальной точки. Известно, что движение твердого тела в пространстве можно разделить на поступательное движение центра масс и вращательное движение твердого тела вокруг собственного центра масс.

Для изучения общей закономерности полета ЛА в некоторых случаях при определенных условиях можно не рассматривать вращательное движение. Тогда движение ЛА можно рассматривать, как движение материальной точки, масса которой равна массе ЛА и к которой приложены сила тяги, тяжести и аэродинамического сопротивления.

Следует заметить, что даже при такой упрощенной постановке задачи в ряде случаев приходится учитывать моменты сил, действующих на ЛА и потребные углы отклонения органов управления, т.к. в противном случае невозможно установить однозначную зависимость, например, между подъемной силой и углом атаки; между боковой силой и углом скольжения.

На втором этапе исследуются уравнения движения ЛА с учетом его вращения вокруг собственного центра масс.

Задачей является исследование и изучение динамических свойств ЛА, рассматриваемого как элемент системы уравнений, при этом главным образом интересуются реакцией ЛА на отклонение органов управления и влияние на ЛА различных внешних воздействий.

На третьем этапе (наиболее сложном) проводят исследование динамики замкнутой системы управления, которая включает в себя наряду с другими элементами и сам ЛА.

Одной из основных задач является исследование точности полета. Точность характеризуется величиной и вероятностью отклонения от требуемой траектории. Для изучения вопросов точности управления движением ЛА необходимо составить систему дифференциальных уравнений, которая бы учитывала все силы и моменты. действующие на ЛА, и случайные возмущения. В результате получают систему дифференциальных уравнений высокого порядка, которые могут быть нелинейными, с правильными частями, зависящими от времени, со случайными функциями в правых частях.

Классификация ракет

Ракеты обычно классифицируются по типу траектории полёта, по месту и направленности запуска, по дальности полёта, по типу двигателя, по типу боеголовки, по типу систем управления и наведения.

В зависимости от типа траектории полёта различают:

Крылатые ракеты. Крылатые ракеты - это беспилотные управляемые (до момента поражения цели) летательные аппараты, которые поддерживаются в воздухе большую часть своего полёта за счёт аэродинамической подъёмной силы. Главной целью крылатых ракет является доставка боевого заряда к цели. Они движутся в атмосфере Земли, используя реактивные двигатели.

Межконтинентальные баллистические крылатые ракеты могут подразделяться в зависимости от их размера, скорости (дозвуковая или сверхзвуковая), дальности полёта и места запуска: с земли, воздуха, поверхности корабля или подводной лодки.

В зависимости от скорости полёта ракеты подразделяются на:

1) Дозвуковые крылатые ракеты

2) Сверхзвуковые крылатые ракеты

3) Гиперзвуковые крылатые ракеты

Дозвуковая крылатая ракета движется со скоростью ниже скорости звука. Она развивает скорость, соответствующую числу Маха М = 0,8 … 0,9. Широко известной дозвуковой ракетой является американская крылатая ракета ’Томагавк". Ниже приведены схемы двух российских дозвуковых крылатых ракет, стоящих на вооружении.

Х-35 Уран – Россия

Сверхзвуковая крылатая ракета движется со скоростью около М=2 …3, то есть преодолевает за секунду расстояние приблизительно в 1 километр. Модульная конструкция ракеты и её способность запускаться под различным углом наклона, позволяют запускать ее с различных носителей: военные корабли, подводные лодки, различные типы самолётов, мобильные автономные установки и пусковые шахты. Сверхзвуковая скорость и масса боеголовки обеспечивает ей высокую кинетическую энергию удара (например, Оникс (Россия) она же Яхонт – экспортный вариант; П-1000 Вулкан; П-270 Москит; П-700 Гранит)

П-270 Москит – Россия

П-700 Гранит – Россия

Гиперзвуковая крылатая ракета движется со скоростью М > 5. Многие страны работают над созданием гиперзвуковых крылатых ракет.

Баллистические ракеты . Баллистическая ракета – это ракета, имеющая баллистическую траекторию на большей части пути её полета.

Баллистические ракеты подразделяются по дальности полёта. Максимальная дальность полёта измеряется по кривой вдоль поверхности земли от места запуска и до точки нанесения удара последним элементом боевого заряда. Баллистические ракеты могут запускаться с морских и наземных носителей.

Место старта и направленность запуска определяют класс ракеты:

    Ракеты класса "земля-земля". Ракета класса "земля-земля"– это управляемый снаряд, который можно запускать с рук, транспортного средства, мобильной или стационарной установки. Она приводится в движение ракетным двигателем или иногда, если используется стационарная пусковая установка, выстреливается при помощи порохового заряда.

В России (и ранее в СССР) ракеты класса «земля-земля» разделяют также по назначению на тактические, оперативно-тактические и стратегические. В других странах по назначению ракеты класса «земля-земля» делят на тактические и стратегические.

    Ракеты класса "земля-воздух". Ракета класса "земля-воздух" запускается с поверхности земли. Предназначена для поражения воздушных целей, таких, как самолёты, вертолёты и даже баллистические ракеты. Эти ракеты обычно входят в систему ПВО, так как они отражают любой вид воздушной атаки.

    Ракеты класса "земля-море". Ракета класса "поверхность (земля) -море" предназначена для запуска с земли для поражения кораблей противника.

    Ракеты класса "воздух-воздух". Ракета класса "воздух-воздух" запускается с авиационных носителей и предназначена для поражения воздушных целей. Такие ракеты имеют скорость до М = 4.

    Ракеты класса "воздух-поверхность (земля, вода)". Ракета класса "воздух-поверхность" предназначена для запуска с авиационных носителей для удара, как по наземным, так и по надводным целям.

    Ракеты класса "море-море". Ракета класса "море-море" предназначена для запуска с кораблей для поражения кораблей противника.

    Ракеты класса "море-земля (побережье)". Ракета класса "море-земля (прибрежная зона)" предназначена для запуска с кораблей по наземным целям.

    Противотанковые ракеты. Противотанковая ракета предназначена главным образом для поражения тяжёлобронированных танков и другой бронетехники. Противотанковые ракеты могут запускаться с самолётов, вертолётов, танков, а также с устанавливаемых на плечо пусковых установок.

По дальности полёта баллистические ракеты разделяют на:

    ракеты ближнего радиуса действия;

    ракеты среднего радиуса действия;

    баллистические ракеты средней дальности;

    межконтинентальные баллистические ракеты.

В международных соглашениях с 1987 года применяется другая классификация ракет по дальности полета, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Так в договоре о ликвидации ракет средней и малой дальности принята следующая классификация:

    баллистические ракеты малой дальности (от 500 до 1000 километров).

    баллистические ракеты средней дальности (от 1000 до 5500 километров).

    межконтинентальные баллистические ракеты (свыше 5500 километров).

По типу двигателя от вида топлива:

    твёрдотопливный двигатель или ракетные двигатели твердого топлива;

    жидкостный двигатель;

    гибридный двигатель – химический ракетный двигатель. Использует компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях – жидком и твёрдом. В твердом состоянии может находиться как окислитель, так и горючее.

    прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД);

    ПВРД со сверхзвуковым горением;

    криогенный двигатель – использует криогенное топливо (это сжиженные газы, хранящиеся при очень низкой температуре, чаще всего жидкий водород, используемый в качестве топлива, и жидкий кислород, используемый в качестве окислителя).

Тип боеголовки:

    Обычная боеголовка. Обычная боеголовка наполняется химическими взрывчатыми веществами, взрыв которых происходит от детонации. Дополнительным поражающим фактором являются осколки металлической обшивки ракеты.

    Ядерная боеголовка.

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических, их оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса при межконтинентальной дальности) и большая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО.

Системы наведения:

    Электродистанционное наведение. Эта система в целом похожа на радиоуправление, но менее восприимчива к электронным средствам противодействия. Командные сигналы подаются по проводам. После запуска ракеты связь ее с командным пунктом прекращается.

    Командное наведение. Командное наведение включает в себя слежение за ракетой с места запуска или носителя и передачу команд по радио, через радар или лазер или по тончайшим проводам и оптическим волокнам. Слежение может осуществляться при помощи радара или оптических устройств с места запуска или через радарное или телевизионное изображение, передаваемое с ракеты.

    Наведение по наземным ориентирам. Система корреляционного наведения по наземным ориентирам (или по карте местности) применяется исключительно в отношении крылатых ракет. Система использует чувствительные высотомеры, при помощи которых отслеживается профиль рельефа местности, непосредственно находящийся под ракетой, и который сравнивается с "картой", заложенной в памяти ракеты.

    Геофизическое наведение. Система постоянно измеряет угловое положение ЛА по отношению к звёздам и сравнивает его с запрограммированным углом движения ракеты по предполагаемой траектории. Система наведения даёт информацию системе управления, всякий раз, когда требуется внести коррективы в траекторию полёта.

    Инерциальное наведение. Система запрограммирована до старта и полностью хранится в «памяти» ракеты. Три акселерометра, установленные на подставке, стабилизированной в пространстве гироскопами, производят замеры ускорений по трём взаимно перпендикулярным осям. Эти ускорения затем дважды интегрируются: первое интегрирование определяет скорость ракеты, а второе – её положение. Система управления настроена на сохранение заранее заданной траектории полета. Эти системы используются в ракетах класса "поверхность-поверхность (земля, вода)" и крылатых ракетах.

    Наведение по лучу. Используется наземная или располагающаяся на корабле радарная станция, которая сопровождает своим лучом объект поражения. Информация об объекте поступает в систему наведения ракеты, которая при необходимости корректирует угол наведения в соответствии с движением объекта в пространстве.

    Лазерное наведение. При лазерном наведении лазерный луч фокусируется на цели, отражается от неё и рассеивается. В ракете находится лазерная головка самонаведения, которая способна определить даже незначительный источник излучения. Головка самонаведения задаёт направление по отражённому и рассеянному лазерному лучу системе наведения. Ракета запускается в направлении цели, головка самонаведения ищет лазерное отражение, а система наведения направляет ракету к источнику лазерного отражения, который и является целью.

Боевое ракетное оружие принято классифицировать по следующим параметрам:

    принадлежности к видам ВС – сухопутные войска, морские войска, воздушные силы;

    дальности полета (от места применения до цели) – межконтинентальное (дальность пуска - более 5500 км), средней дальности (1000–5500 км), оперативно-тактической дальности (300-1000 км), тактической дальности (менее 300 км);

    физической среде применения – от места старта (земля, воздух, надводное, подводное, подледное);

    способу базирования – стационарное, подвижное (мобильное);

    характеру полёта – баллистическое, аэробаллистическое (с крыльями), подводное;

    среде полета – воздушное, подводное, космическое;

    типу управления – управляемое, неуправляемое;

    целевому назначению – противотанковое (противотанковые ракеты), противосамолетное (зенитная ракета), противокорабельное, противорадиолокационное, противокосмическое, противолодочное (против подводных лодок).

Классификация ракет-носителей

В отличие от некоторых горизонтально-стартующих авиационно-космических систем (АКС), ракеты-носители используют вертикальный тип старта и (много реже) воздушный старт.

Количество ступеней.

Одноступенчатых ракет-носителей, выводящих полезную нагрузку в космос, до настоящего времени не создано, хотя имеются проекты различной степени проработки («КОРОНА», HEAT-1X и другие). В некоторых случаях как одноступенчатая может классифицироваться ракета, имеющая в качестве первой ступени воздушный носитель либо использующая в качестве таковой ускорители. Среди баллистических ракет, способных достичь космического пространства, немало одноступенчатых, в том числе и первая баллистическая ракета «Фау-2»; однако ни одна из них не способна выйти на орбиту искусственного спутника Земли.

Расположение ступеней (компоновка). Конструктивное исполнение ракет-носителей может быть следующим:

    продольная компоновка (тандемная), у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно (РН «Зенит-2», «Протон», «Дельта-4»);

    параллельная компоновка (пакетная), при которой несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно (РН «Союз»);

    • условно-пакетная компоновка (т. н. полутораступенчатая схема), в которой используются общие топливные баки для всех ступеней, от которых питаются стартовые и маршевые двигатели, запускающиеся и работающие одновременно; по завершении работы стартовых двигателей сбрасываются только они.

    комбинированная продольно-поперечная компоновка.

Используемые двигатели. В качестве маршевых двигателей могут использоваться:

    жидкостные ракетные двигатели;

    твёрдотопливные ракетные двигатели;

    различные комбинации на разных ступенях.

Масса полезной нагрузки. В зависимости от массы полезного груза ракеты-носители делятся на следующие классы:

    ракеты сверхтяжёлого класса (больше 50 тонн);

    ракеты тяжелого класса (до 30 тонн);

    ракеты среднего класса (до 15 тонн);

    ракеты лёгкого класса (до 2-4 тонн);

    ракеты сверхлёгкого класса (до 300-400 кг).

Конкретные границы классов меняются с развитием техники и являются достаточно условными, в настоящее время лёгким классом считаются ракеты, выводящие на низкую опорную орбитугруз массой до 5 т, средними - от 5 до 20 т, тяжёлыми - от 20 до 100 тонн, сверхтяжёлыми - свыше 100 т. Появляется также новый класс так называемых «нано-носителей» (полезная нагрузка – до нескольких десятков кг).

Повторное использование. Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты, как пакетной, так и продольной компоновки. Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7-10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза. В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались –существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской РН «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями). Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.

Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990-2000-х годов – такие, как: ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и др.). Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС)-АКС «Спейс шаттл» («Космический челнок») и закрытая советская программа МТКС «Энергия –Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и др. АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов. Вопреки ожиданиям, «Спейс шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту; кроме того, пилотируемые МТКС характеризуются сложным и длительным этапом предстартовой подготовки (из-за повышенных требований по надёжности и безопасности при наличии экипажа).

Присутствие человека. Ракеты для пилотируемых полётов должны обладать большей надёжностью (также на них устанавливается система аварийного спасения); допустимые перегрузки для них ограничены (обычно не более 3-4,5 единиц). При этом сама ракета-носитель является полностью автоматической системой, выводящей в космическое пространство аппарат с людьми на борту (это могут быть как пилоты, способные осуществлять непосредственное управление аппаратом, так и так называемые «космические туристы»).