Лекция «Осознание и переосмысление роли родителей. Упражнения по осознанию семейных ролей Осознание своей роли в семье

Каждая семья имеет свои обычаи, традиции совместной деятельности, ведения хозяйства, проведения досуга, праздника. Взаимоотношения в семье имеют случайный, стихийный, ситуативный характер. Но в социализирующей семейной среде есть и целенаправленные компоненты, предоставляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно.

В работах Т.А. Куликовой анализируется своеобразная программа формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности, основанная на положениях народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. До сознания детей важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат», отражающие родственные отношения.

В ходе совместной работы педагогов и родителей дети подводятся к первоначальному, ещё очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют своё место как члена семьи.

Современной семье необходимо научиться слушать и слышать друг друга, понимать. Тогда не будет существовать напряженности в отношениях с ребенком и найдётся время поговорить, обсудить проблемы и удачи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у ребенка представления о семье.

Одним из важнейших аспектов духовно-нравственных ценностей и культуры современной молодёжи является формирование у ребенка представления о семье. Семья является неотделимой составной частью общества, её ячейкой. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а так же их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в воспитательной функции семьи. Ведь от того, как родители приучат своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить дети. Будет это общество построено на принципах добра и справедливости или же наоборот?

Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка.В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. В последнее время семья как ячейка общества не в полной мере выполняет функцию воспитания, возложенную на неё издревле. Семья, как институт нравственности, гуманности, образец полной гармонии, кладезь знаний жизни и передачи исторического, человеческого фактора отношений в мире, теряет свой прежний смысл. Родители всё больше заняты собой, карьерой, оставляя ребенка на воспитание обществу, школе, улице, и не несут никакой моральной ответственности ни перед собой, ни перед своими детьми, ни перед обществом. Всё чаще при знакомстве учителя с семьями учащихся встречаются неблагополучные семьи, на которые учителю в гармоничном развитии личности ребенка положиться нельзя. В настоящее время актуальной является проблема формирования у ребенка представлений о семье.

Каждая семья имеет свои обычаи, традиции совместной деятельности, ведения хозяйства, проведения досуга, праздника. Взаимоотношения в семье имеют случайный, стихийный, ситуативный характер. Но в социализирующей семейной среде есть и целенаправленные компоненты, предоставляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно. Семейное воспитание Г.К. Селевко определяет как «совокупность целенаправленных воспитательных и не управляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи» . Именно в процессе семейного воспитания происходит формирование у ребенка представлений о семье.

В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, не точностью, бедностью эмоциональной окраски, а зачастую не соответствуют действительности . Столь низкий уровень знаний детей о семье объясняется тем, что в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

На протяжении ряда лет супруги Никитины обращают внимание педагогов, воспитателей и родителей на важность семейного воспитания, в частности, на формирование правильного представления у ребенка о семье. В своих работах они не только высказывают идеи о значении ранней тренировки ума и тела, но предлагают формы и методы работы с детьми в этом направлении, которые активно смогли реализовать в своей многодетной семье .

В работах Т.А. Куликовой анализируется своеобразная программа формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности, основанная на положениях народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества позволяет проследить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни. До сознания детей важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат», отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребёнка людей, раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше – теперь». Раньше семья была многодетной, теперь в семьях не более двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями. Привлечение современных художественных произведений помогает педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознание ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей сирот сегодня особа актуальна. Задача педагога- помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость «В сиротстве жить – слёзы лить». Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается .

В арсенале педагога имеется немало художественных произведений, опираясь на которые, он формирует у воспитанников представление «хороших» и «плохих» детей (например, произведения С.Т. Аксакова «Три сестры», «Ласточка», «Аленький цветочек»; Е. Серовой «Колокольчик», «Одуванчик»). Познакомив детей с некоторыми из этих произведений, педагог помогает детям разобраться в поступках, поведении персонажей, высказать своё отношение к ним. После этого педагог подводит детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с поступками, чувствами, отношением к другим людям.

В народной педагогике и во всей народной культуре особое место занимает понятие «отчий дом». О нём есть сказки, много пословиц, которые педагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ, а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи. Далее можно провести серию бесед, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи, действительное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочнить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач педагога.

Исследователи указывают на необходимость учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации.. Так, педагог напоминает детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, самостоятельно одеться и т.д. Сам педагог подаёт детям пример, приветливо встречает тех, кто приходит за детьми, спрашивая пожилых людей о здоровье, предлагая им присесть, на прощание желает доброго пути.

Педагоги указывают на целесообразность создания специальных ситуаций, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того, чтобы порадовать их, доставить удовольствие .

Учёные едины во мнении о том, что для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приёмов. Переоценка словесных методов приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания, участие в конкурсе «Песни моей семьи», спортивном мероприятии «Мама, папа, я – спортивная семья», изготовление сувениров, подарков и др.

В последнее время в школе детей стали привлекать к различным формам работы, которые помогают им познать свои генеалогические корни. Конечно, такая работа должна вестись и в семье, но многие родители не понимают её необходимости, не знают, как правильно к ней подойти. Поэтому педагог показывает направление, возможные формы «путешествия» ребенка в истории семьи, а родители продолжают её дома .

Для уточнения смысла понятия «семья» используется наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, папа, их родители, дети). Далее целесообразно прибегнуть к моделированию. Педагог предлагает детям составить модель семьи, состоящей из трёх поколений. Каждое поколение обозначено фишкой своего цвета. Раскладывая фишки, а затем подбирая изображения членов семьи, ребенок выстраивает её модель, называя при этом кто кому кем приходится. Но это семья абстрактная. Следующий шаг – к модели своей семьи, которую ребенок выкладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя при этом, кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат). Тут, как правило, ребенка подкарауливают трудности, он не знает имена и отчества своих близких. И педагог в этом помочь не может. Создаётся ситуация, когда ребенок реально убеждается, что такое семейная память, кто является её носителем. Появляется естественная потребность обратиться за помощью к родителям. Педагог беседует с детьми, что означает отчество (наименование по отцу), рассказывает, что звать людей не только по именам, но и по отчествам – особенность русского и некоторых других народов. Называя отчество человека, люди вспоминают его отца, выражают выражение к его корням. Здесь уместно поговорить о фамилии, которая также передаётся от отца. Завершить беседу целесообразно чтение С.М. Михалкова «Финтифлюшкин» .Следует продолжить в семье дальнейшее изучение своей родословной. Педагоги рекомендуют родителям оформить семейный альбом «Наша родословная», составить генеалогическое древо с использованием фотографий.

В ходе совместной работы педагогов и родителей дети подводятся к первоначальному, ещё очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют своё место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создаётся реальная возможность ввести детей в родственные отношения, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого общения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду ставить их в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая/плохая” семья.

В ходе практики была осуществлена работа по формированию у ребенка представлений о семье, после чего предпринята попытка изучения роли родителей в воспитании детей. Проведённые исследования показали, что родители имеют большое влияние на личность младшего школьника, но современные родители дают возможность детям иметь своё мнение, не навязывая своего. Отношения в современных семьях строятся на доверии, уважении, помощи друг к другу. Проблемы, возникающие между родителями и детьми, обусловлены социальными факторами (разводом, нехваткой времени на воспитание ребёнка) или иными причинами, но в любом случаи родители и семья в целом занимают большое место в жизни младшего школьника.

Роль родителей в воспитании младших школьников, несомненно, велика, поэтому в ребенке необходимо создавать уверенность, что его любят, о нем заботятся путём диалога – воспринимать его как личность, со всеми его достоинствами и недостатками, дистанции – предоставление ребенку той или иной доли самостоятельности.

Современной семье необходимо научиться слушать и слышать друг друга, понимать. Тогда не будет существовать напряженности в отношениях с ребенком и найдётся время поговорить, обсудить проблемы и удачи ребенка.

Литература.

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие. М. : Народное образование

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия

3. Никитин Б., Никитина Л. Мы и наши дети. М.: Молодая гвардия

4. Морева Н. А. Педагогика среднего и профессионального образования: Учебник для студ. высш. Учебных заведений: в 2 т. Т.1. Дидактика. М.: Академия.

5.Флейк – Хобсон К., Робинсон Б., Скип П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М.


Период взросления - это и начало освоения экзистенциальных социальных ролей - роли Матери и роли Отца. В культуре существует противоречие, обладающее огромным потенциалом для проявления творческих возможностей Я каждого человека - противоречие между юридическими (правильными для всех) нормами осуществления семейных ролей и нравственными, даже шире - нравственно-этическими. Если юридические нормы основаны на долженствовании как ограничении, как обязательном и необходимом ограничении спонтанных проявлений человека, то нравственно-этические требования поражают своей безусловностью и неограниченностью, думаю, что достаточно одного из примеров таких норм, чтобы почувствовать это: "Мать никогда не пожелает ребенку плохого", "Родители всегда хотят для своих детей только хорошего" и так далее.

В то же время существует и поддерживается (в каждой культуре) образ Настоящей Матери и образ Настоящего Отца. Это уже не роли, о которых можно достаточно конкретно сказать, как они осуществляются, это идеи, идеалы, которым можно следовать, но они труднодостижимы, так как не обладают выраженностью в конкретных действиях. Как быть Матерью, как ею стать? Об этом можно говорить будничным языком режима дня, диеты, игры и др. Как стать Настоящей Матерью? Об этом можно говорить, но при говорении будет возникать чувство невозможности выражения в слове всего содержания, которое доступно чувству и мысли. Это прикосновение к экзистенциальности, это то томление духа, которое говорит о его существовании.

Необходимость юридических норм осуществления социальной роли Отца и Матери состоит в том, что "инстинкт" материнства и отцовства неравен у человека половому влечению. Его и пришлось написать в кавычках, так как уж очень сложно то, что происходит с человеком в процессе обретения этой роли. Достаточно только перечислить те чисто физиологические изменения, которые происходят в теле женщины с момента зарождения в нем новой жизни, чтобы увидеть потенциальную сложность и неоднозначность переживаний, которые они могут вызывать; это изменение в выделительной системе, в обонятельном и осязательном анализаторе, это изменение размеров тела, в том числе скелета и так далее и тому подобное.

Люди давно уже знают и о возможной послеродовой депрессии, и о молочнице, и о гормональных изменениях в организме женщины и так далее.

Давно известно и то, что вынашивание и рождение ребенка не делает женщину матерью. Наверное, в этом заключена величайшая мудрость природы, именно в этот период - в период появления нового человека создать условия выбора для проявления в других людях их изначальных, экзистенциальных качеств.

Выбор этот далеко не однозначен, не по принципу или - или, в каждый момент его осуществления будет напоминать о себе противоречивая природа человека.

Безумный рост числа брошенных детей в нашей стране - это не только социальная беда, но и экзистенциальная трагедия, уничтожаемая сущность, которая склонна превращаться в свою противоположность: люди - в нелюдей. Эту опасность видели и описывали еще в начале века, когда развитие медицины сделало возможным и относительно безопасным легальное прерывание беременности - аборты.

Думаю, что мы еще не в состоянии оценить последствия этого для современной культуры, возможно, найдется исследователь, который сумеет проанализировать это явление - супружество без родительства как феномен (один из многих), рожденный в XX веке.

Освоение родительской роли - жизненная задача развития человека в период взросления. Какие там есть предпосылки для этого? Думаю, что самая главная в том, что родительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность жизни, то есть она еще раз обостряет переживание смерти как реальности. Противостоять ей может только ответственность - друг за друга и за себя, ответственность и любовь к жизни. Оказывается, что это очень важно - выяснить для себя и для партнера по браку содержание родительской роли для себя самого и для него, как своей собственной роли и роли другого человека, чтобы не попасть в плен к фантомам своего и чужого сознания.

Именно это прояснение позволит родиться собственной мысли, именно родиться, как новой, никогда не существовавшей, не чьей-то, а собственной. Мысль появляется тогда, когда есть ее предмет - есть содержание мышления, не чувства (не только чувства), а и мысли. Именно этаким предметом мысли в начале освоения родительской роли будет ее содержание.

Роль матери. Начинается она с освоения идеала Женщины и Мужчины, с освоения самой идеи о смысле жизни, с переживания возможности понять другого человека, с переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, и его на тебя. Это школа духовного сближения, как пишет Л.А.Никитина, которая подготавливает человека к любви, определяя не только продолжительность и глубину чувств, но и сам выбор любимого или любимой.

Л.А.Никитина считает, что главным жизненным багажом, подготовившим ее к осуществлению материнской роли, были: "Мое стремление быть независимой научило меня ответственности, а без нее мать - не мать. Мое отношение к труду определило мою готовность браться за любую работу и доводить ее до конца, а без работоспособности и терпения матери обойтись никак нельзя.

И именно мое убеждение, что семья нерасторжима, а любовь непреходяща, послужило стимулом моего великого старания выходить из семейных конфликтов без потерь. А дети...

Когда он родился, ничто не встало между нами - ни знания, ни предрассудки. Мы учились понимать друг друга без посредников - с этого и началась моя материнская школа...".

По сути дела начало освоения материнской роли требует, призывает к актуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношении с маленьким человеком.

Природа устроила женский организм так, что после родов в нем прибывают силы и энергия. Это нормальная реакция нормального организма. Но силы эти могут быть потрачены впустую, если они не создадут основы для новых переживаний ценности своей жизни для женщины. В этот момент практически решается по-новому вопрос о ее любви к самой себе, в частности, это проявляется в самооценке, которая, как известно, зависит от оценки других людей. Если женщина будет чувствовать себя любимой и значимой, она перенесет эту любовь и на ребенка. Он не будет восприниматься как "помеха" в отношении супругов. Об этом приходится писать, так как одна из трудностей освоения женщиной роли матери состоит в том, что ей приходится переживать "борьбу" за ее же любовь и внимание со стороны мужа.

Вспомните, как круто падает на графике кривая спокойствия, отметка кризис становится угрожающе близкой. Это одна из причин, почему роль матери оказывается такой сложной. Противоречивость этой роли приводит даже к тому, что женщина начинает себя вести в отношении и ребенка (детей), и мужа по-матерински, то есть происходит смещение ролей жены и матери, что сразу же вызывает санкции - возникают конфликтные отношения. Санкции вызваны тем, что смещение ролей приводит мужчину к переживаниям потери индивидуального места в структуре семейных отношений. Чувство потери собственного места обычно связано с тем, что нет другого человека (в данном случае жены), который бы фиксировал, обозначал это (именно это, а не какое-то другое) место как психологическое пространство Я.

Так проявляется одно из важнейших свойств роли - она не только предполагает реальное и ожидаемое поведение, чувства, цели адекватные (или якобы адекватные) ей, но и санкции, то есть наказания за несоответствие индивидуального поведения роли. Юридические нормы, фиксирующие правильное выполнение роли, не предполагают большого разнообразия индивидуальных вариантов ее выполнения. Они определяют, и достаточно жестко, место, социальное пространство, необходимое для осуществления роли наряду, а не вместо других ролей.

Ролевой конфликт неизбежен, так как нельзя (при всем желании) жестко разграничить в пространстве и во времени разные формы активности человека, они пересекаются в его психологическом пространстве и создают конфликт, который называют ролевым внутриличностным конфликтом. Очень много было написано о трудностях, которые связаны для женщины с освоением и осуществлением одновременно роли матери и роли труженицы. Показано неоднократно, что возникающие при этом перегрузки нарушают не только жизнедеятельность семьи, но и отрицательно сказываются на психическом здоровье женщины.

Освоение женщиной ее роли матери в период взросления осложняется еще и тем, что именно в этом возрасте решается задача развития деловой карьеры. Это задача поиска и осуществления своего Я в системе социальных отношений, не в пространстве семьи, а в пространстве общества. За этим стоит еще одно экзистенциальное, важное для женщины переживание, связанное с определением ею своего назначения. Принятие ею решения о карьере (или отказ от карьеры) - это сложная работа по построению отношений к своим собственным силам, это построение образа своей жизни в целом как жизни своего собственного Я.

О сложности этой работы говорит множество фактов, я остановлюсь только на одном из них, используя книгу Л.А.Никитиной: "... так хочется, чтобы все дорогое для тебя было так же интересно, значительно, захватывающе и для твоего любимого... А у нас теперь у всех есть свои - отдельные - интересы, связанные с профессиональной и общественной деятельностью. И мы, женщины, все больше жаждем, чтобы нас поняли, а сами теряем способность понимать даже любимых, даже мужей и детей своих. Нарушили мы тут какие-то отлаженные веками связи и закономерности".

Итак, период взросления для женщины - это встреча лицом к лицу с историческим временем, к которому она принадлежит, через систему санкций и поощрений, через требования, ожидания и прочее.

Женщина оказывается перед необходимостью выбора между жизнью и смертью. Очень часто именно от глубины ее экзистенциальных чувств зависит конкретное осуществление этого выбора, последствия которого для нее самой не менее важны, чем для всего общества. Остается еще раз напомнить, что вырождение человечества начинается с разрушения ценности жизни во всех ее проявлениях - обесценить можно все, даже боль. В этом искушение человека силой его собственного Я, особенно сильно оно в слабом поле, в женщинах, находящих бесконечное множество аргументов в пользу осуществленного (осуществляемого) выбора.

Большинство из семейных трагедий начинается именно в тот момент, когда в женщине угасает ее любовь к ее же жизни, - иррадиация от этого на все семейные отношения имеет самые печальные последствия.

Надо выбирать... Иногда женщины нарочно (специально) отказываются от собственной сложности, от своего Я, чтобы уйти от ответственности, от того конфликта, существование которого они предвидят, - его еще называют муками совести. Это происходит в виде оправдания бездеятельности собственного Я, его безмерной зависимости от других. Такую игру в отношениях между людьми метко описывал Э.Берн и назвал ее "Если бы не ты" (ЕНТ). По его мнению, она вкратце сводится к тому, что женщина принимает ограничения своей активности в том случае, если они идут от конкретного человека (это может быть муж или кто-то из близких, или даже не очень близких, но знакомых людей). Принимая эти ограничения, она тем самым перекладывает заботу о себе на другого человека. Она в этой "игре" постоянно пользуется этой ситуацией, чтобы пожаловаться на эти ограничения и получить "выигрыш" в виде, как его называет Э.Берн, социального "вознаграждения". Это вознаграждение выглядит как поддержание внешними средствами психологического и социального пространства, якобы доступного и необходимого для жизни ее Я. (В такую игру могут играть и мужчины).

Для женщины опасность этих социальных вознаграждений состоит в том, что она начинает жить в фантомном мире несостоявшихся возможностей, хотя сама отказалась от интеграционных возможностей своего Я.

Удивительное в своей закономерности явление - ограничение своей активности, своей жизни, выбранное в период становления семейных отношений, в период освоения роли матери, оказалось роковым. Скукой стала окрашена жизнь, в ней исчезло стремление к новому знанию, чувство юмора, умение критически оценивать свои поступки, умение быть искренним. Перечисленное - это проявление жизни Я в самом человеке, которое, конечно, не сводится ни к одной, ни к десятку ролей, если, конечно, это не экзистенциальная роль.

Взрослеющая женщина - это человек, который в известном смысле воплощает в своем конкретном физическом и психологическом облике историческое время; она настоящее и будущее своей культуры в тот момент, когда выбирает между жизнью и смертью, между сотворением человека и... Дай Бог ей силы и разума выбрать жизнь...

Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья - это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, получить помощь, понимание и сочувствие. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к проблемам ребенка, к его трудностям - это важные факторы реабилитации растущей личности.

5 июля 2018 года в Комплексном центре социального обслуживания населения «Опека» в Альметьевском муниципальном районе состоялась лекция на тему: «Осознание роли семьи и ее влияние на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья». На лекции присутствовало 7 родителей, состоящие на обслуживании в отделении социальной помощи семье и детям.

Целью лекции было формирование эффективной родительской позиции, которая в свою очередь играет важную роль в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей; формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

В ходе проведенной лекции родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья ограниченными возможностями здоровья, осознали свою роль и влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ, овладели навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком. Родители получили знания о состоянии развития и здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе, а также научились принимать индивидуальные особенности своего ребенка.

(Материалы: доска (или большой лист бумаги) и маркеры)

Вводная часть. Распределение ролей в семье всегда связано с представлениями о том, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут ограничивать человека либо способствовать его личностному росту и развитию. Но довольно часто семейные роли формируются под влиянием тех стереотипов поведения в семье, которые складываются у человека еще до семейной жизни.

Основная часть. На доске или листе бумаги плакатного формата записываются существующие у участников представления о ролях, которые, по их мнению (и по мнению общества) должны выполнять в семье муж и жена.

Записывается абсолютно все без цензуры. Чтобы не обидеть присутствующих резкостью чьих-то формулировок, тренер определяет заранее, что не стоит относиться к словам как к выражению личного мнения конкретного человека. Это -- стереотипная установка -- «так говорят». Тренер записывает все прозвучавшие высказывания в два столбика -- «женский» и «мужской».

Можно без труда предположить, что среди женских обязанностей будут фигурировать: хорошая хозяйка; заботливая мать; любящая и нежная жена; должна вкусно и разнообразно готовить; гладить мужу брюки и рубашки; убирать квартиру; создавать дома уют; заниматься здоровьем и воспитанием детей...

Среди стереотипных мужских ролей, скорее всего, появятся следующие: быть защитником семейного очага; обеспечивать семью; воспитывать детей сильными и выносливыми; уметь произвести дома элементарный ремонт; заниматься обслуживанием домашней техники, уметь починить неисправность; отвечать за стабильность семьи...

Может выясниться, что многие стереотипы стали для кого-то по-настоящему личными установками. Для установки характерно наличие трех компонентов: убеждения, эмоционального отношения и поведения. Если убеждения в правоте или неправоте партнера формируют эмоциональное отношение (предположим, негативное), то финалом триады будет соответствующее поведение. Недовольство из-за несоответствия стереотипным представлениям приведет к конфликту.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы. Зачем нужны стереотипы? Можно ли обойтись без них? Всегда ли стереотипы плохи, может быть, тут существует и положительная сторона? Как стереотип или миф соотносятся с реальностью? Нужно ли со стереотипами бороться и как отличить стереотип от объективной реальности? Что произойдет, если до супружества и жених, и невеста не прояснят ожиданий друг друга, а будут основывать свои надежды на стереотипных представлениях? Существуют ли несоответствия среди членов группы в их взгляде на роль мужчины в семье (а что по этому поводу думают сами мужчины?), на то, какие обязанности возложены на женские плечи (согласны ли участницы тренинга с этими ролями?). Какие трудности возникают перед мужчинами и женщинами в связи с принятыми взглядами на «традиционно мужское» и «традиционно женское» поведение в семейной жизни? Может ли кто-нибудь из участников тренинга привести примеры, когда он оказался жертвой стереотипа.

Выходные данные сборника:

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И ОСОЗНАНИЕ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

Акименко Наталья Константиновна

Багинская Светлана Владимировна

старший преподаватель Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, Республика Казахстан, г. Семипалатинск

STUDY OF VALUES OF THE FAMILY AND REALIZATION OF FAMILY ROLES BY MODERN YOUTH

Akimenko Natalya Constantinovna

Boginskaya Svetlana Vladimirovna

senior teacher of Kazakh Humanitarian Juridical Innovative University, Republic of Kazakhstan Semey

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности семейных ценностей современной молодежи. Анализируются результаты исследования ценностей семьи и осознание распределения семейных ролей среди студентов.

ABSTRACT

The article deals with peculiarities of family values of modern youth. The results of investigation of family values and distribution of family roles have bun analysed in it.

Ключевые слова: семья; семейные ценности; семейные роли; ролевые ожидания.

Keywords: family; family values; family roles; role expectations.

Одним из перспективных и актуальных направлений современной психологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше.

Как отмечает О.А. Карабанова: «Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла» .

Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование, удовлетворение потребностей всех ее членов и определяется ведущими семейными ценностями. Среди всего многообразия ценностей выделяют такие как ценность брака, ценность равноправия супругов - ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов .

В настоящее время представление о браке и семье, распределении семейных ролей у молодежи претерпевает существенные изменения. Происходит трансформация семейных ценностей, которая приводит к росту числа разводов, внебрачной рождаемости, к увеличению числа неполных семей.

Руководствуясь актуальностью данной проблемы, нами было проведено исследование ценностей семьи и семейных ролей современной молодежи г. Семипалатинска. К исследовательской работе были привлечены 200 студентов 1, 2 курсов Казахского гуманитарно-юридического университета в возрасте 17-18 лет. Для изучения заявленной проблемы были использованы следующие методики:

1. Тест-опросник А.К. Алешина «Распределение ролей в семье».

2. Методика Н.В. Волковой «Ролевые ожидания партнеров».

Так как многие методики, рассчитаны на изучение семейных ролей супружеских пар, но в них указано и притязание на выполнение семейных ролей, мы посчитали возможным узнать мнение о выполнении испытуемыми семейных обязанностей еще до вступления в брак. Для этого в методиках мы немного видоизменили вопросы. Например: Вопрос: «Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого?» Мы видоизменили, так: «Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?» и т. д.

Первой мы использовали тест-опросник А.К. Алешина «Распределение ролей в семье». Методика состоит из 21 вопроса и предназначена для выявления распределения супружеских ролей в семье. В ней выделено 7 основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

1. Воспитание детей (ВД).

2. Эмоциональный климат в семье (ЭКС).

3. Ответственный за материальное обеспечение семьи (МО).

4. Организация развлечений (ОР).

5. Распределение ролей «хозяин» - «хозяйка» (Х).

6. Сексуальный партнер (СП).

7. Организация семейной субкультуры (ОСС).

В ходе проведение методики юноши и девушки должны были ответить на предлагаемые вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагался набор вариантов ответов; испытуемым должны были выбрать, тот ответ, который в большей мере соответствует их точке зрения. Для сокращения записи, мы вместо ответа: чаще жена, но и муж тоже, внесли обозначение: жена/ муж, а вместо ответа: чаще муж, но и жена тоже, обозначение - муж/ жена.

На основании протокола был проведен альтернативный анализ и выявлено процентное соотношение ответов испытуемых по всем функциям членов семьи.

Таблица 1.

Осознание девушками распределения ролей в семье

Ролевые позиции.

Жена/ Муж

Из таблицы видно, что девушки многие функции и роли возлагают на женщину. Так 65 % испытуемых считают, что воспитанием детей и хозяйством должна заниматься жена, 88 % отдают «в руки женщин» - эмоциональный климат в семье; организацию развлечений - 69 %, семейной субкультуры - 72 %. А материальное обеспечение семьи девушки практически полностью возлагают на мужчин - 85 %, и отдают ему первенство в сексуальных отношениях - 69 %.

Таблица 2.

Осознание юношами распределения ролей в семье

Ролевые позиции.

Жена/ Муж

Муж/ Жена

Юноши в возрасте 17-18 лет считают, что эмоциональный климат в семье практически полностью зависит от жены (84 %). Роль «хозяина» отводят, мужу 40 % испытуемых, жене - 60 %. Также следует отметить, что семейную функцию «организатора развлечений и организатора семейной субкультуры» они отдают в руки жены (60 %-73 %). Роль «кормильца» в семье испытуемые возлагают на жену - 79 %. Также нами было установлено, что юноши данного возраста считают ведущим сексуальным партнером женщину (74 % ответов).

Для сравнения понимания семейных ролей и осознания выполняемых функций девушками и юношами, мы вторичные результаты методики занесли в сводные графики.

Сводный график 1. Сравнение распределение ролей в семье между девушками и юношами

Из графика видно, что в большинстве случаев девушки практически все функции и семейные роли возлагают на себя. Исключение составляет материальное обеспечение и сексуальное первенство. В то время как большинство юношей этого возраста выполнение всех функций и ролей отдают женщине. Но следует отметить, что здесь прослеживается «обоюдное согласие» или равный процент отнесение семейных ролей к женской половине. Так 65 % девушек и 66 % юношей указывают, что воспитанием детей должна заниматься жена; 81 % и 84 % испытуемых указывают, что созданием эмоционального климата в семье должны быть поделены между мужем и женою поровну. Следует отметить, что юноши и девушки в этом возрасте организацию развлечений и организатора семейной субкультуры отводят жене. Разногласия прослеживаются по функциям кормильца и сексуального партнера. Роль «кормильца» девушки возлагают на мужа - 85 %, а юноши на жену - 79 %. Большое значение в семейных отношениях придавалось роли сексуального партнера. В этом случае девушки сексуальное первенство отводят мужу - 69 %, а юноши наоборот жене - 74 %.

Следующей диагностической методикой, проведенной со студентами, была методика Н. Волковой «Ролевые ожидания партнеров» (РОП). Методика направлена на изучение представлений современной молодежи о значимости в семейной жизни основных функций семьи, что составляет шкалу семейных ценностей. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций объединены в шкалы ролевых ожиданий и притязаний.

Условные обозначения:

И.С. - «интимно-сексуальная»;

Л.И - «личностная идентификация с супругом»;

Х/б - «хозяйственно- бытовая»;

Р.В. - «родительско-воспитательная»;

С.А. - «социальная активность»;

Э.П. - «эмоционально-психотерапевтическая»;

В.П. - «внешняя привлекательность»;

О - «ожидания»;

П. - «притязание»;

После обработки данных были получены следующие результаты

Таблица 3.

Семейные ценности девушек 17-18 лет

Возраст

Семейные ценности.

У девушек в 17-18 летнем возрасте, на первом месте стоит хозяйственно-бытовая функция, данную ценность выбрали 31 % девушек; на втором месте - родительско-воспитательная функция. Ею мотивированы 23 % девушек. Интимно- сексуальную ценность выбрало 18 % испытуемых, данный показатель находиться на третьем месте. Небольшое количество участников выбрало социальную активную ценность - 9,5 % испытуемых; личностная идентификация с супругом у 5,5 %, эмоционально-психотерапевтическая - 6 %, внешняя привлекательность - 7 % девушек.

У юношей 17-18 лет на первом месте стоит интимно-сексуальная ценность (41,5 % испытуемых). На втором месте превалирует родительско-воспитательная - 36 %. И лишь на третьем месте у юношей эмоционально-психотерапевтическая функция - 8,5 % ответов. Небольшое количество участников отметили личностную идентификацию с супругой и хозяйственно-бытовую функцию (5 %), на пятом месте социальная активность с внешней привлекательностью (1 %-3 % испытуемых).

Таким образом, мы установили, что в современном обществе у молодежи происходит изменение брачных установок и понимание распределение ролей в семье. А именно, современный мужчина снимает с себя, практически, всякую ответственность за свою семью и перекладывает все обязанности на женщину. Меняется основная функция семьи, в понимании современной молодежи. И если раньше считалось, что основная функция - это репродуктивная, то сегодня на первый план у юношей выходит интимно-сексуальная функция.

Поэтому важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей среди молодежи, чтобы способствовать формированию адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.

Список литературы:

1.Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

2.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования: Учебное пособие. М.: «Гардарики», 2005. - 320 с.