«Каньон»: торпеды, способные смыть Америку. Существование "подводной ядерной торпеды" у россии признано официально

Источники в Пентагоне подтвердили факт испытаний Россией нового вида оружия - гигантской торпеды с термоядерной боеголовкой ужасающей мощности, известной как "Статус-6", пишет Popular Mechanics . "Это очень плохая новость", - сообщили американские военные.

По данным разведки США, испытания состоялись 27 ноября. Торпеда была выпущена с борта подлодки специального назначения Б-90 "Саров", подробности неизвестны. Автор опубликованного в The Washington Free Beacon материала на эту тему называет российский подводный аппарат революционным: торпеда с ядерной силовой установкой способна двигаться со скоростью 90 узлов на глубине до километра. Дальность хода "Статуса" 10 тысяч километров, размер боевой части 6,5 метров. Там, по данным американцев, может размещаться термоядерный заряд мощностью до 100 мегатонн. Взорванный у побережья США, он вызовет гигантское цунами, которое сотрет с лица земли прибрежные штаты вместе с военно-морскими базами, аэродромами и военными заводами.

По мнению экспертов, "Статус-6" является новым ассиметричным ответом России на развертывание США глобальной системы противоракетной обороны. Впервые о создании гигантской торпеды стало год назад, когда на правительственном совещании по военным вопросам в объективы телекамер попал планшет с описанием нового оружия. В Кремле "засветку" секретной информации назвали "случайностью". Однако ряд политологов считают ее намеренным "сливом" и дезинформацией: согласно обозначенным в планшете срокам, "царь-торпеду" планировалось создать в 2019 году.

В качестве носителя "Статуса" будут использованы подлодки специального назначения - помимо "Сарова" это находящиеся на модернизации "Белгород" проекта 09852 "Антей" и "Хабаровск" проекта 09851. Официально субмарины именуются носителями глубоководных аппаратов и имеют стыковочный узел в днище, отчего их ношу нельзя обнаружить ни с суши, ни со спутника.

В описании системы сказано, что она предназначена в том числе и для нанесения гарантированно неприемлемого ущерба противнику путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения на побережье, непригодных для жизнедеятельности человека в течение длительного времени. Под это описание подходит кобальтовая бомба - термоядерное оружие, описанное одним из создателей американского атомного оружия Лео Силардом. Внешняя оболочка такого боеприпаса состоит из кобальта-59, а его взрыв гарантирует уничтожение всего живого.

Испытаний кобальтовой бомбы никогда не проводилось из-за непригодности пораженных территорий для освоения и риска уничтожить всю биосферу Земли - по расчетам, для этого понадобится всего 510 тонн кобальта. Однако такая бомба и гигантская торпеда в качестве средства ее доставки могут быть использованы в качестве оружия сдерживания - вместе со стоящей на боевом дежурстве системой , гарантирующей нанесение ответного удара всей мощью ядерных сил России даже при уничтожении командных пунктов и персонала РВСН.

Торпеда Т-15 с ядерной боевой частью

Россия, похоже, реанимировала идею академика Сахарова

В России создается «подводный беспилотник», способный нести ядерное оружие мощностью в десятки мегатонн и угрожать портам и прибрежным городам США. В Пентагоне этому секретному проекту, как 9 сентября сообщило издание The Washington Free Beacon, присвоено кодовое наименование «Каньон». В статье отмечается, что новый проект является частью проводимой модернизации стратегических ядерных сил России.

— Этот подводный беспилотник будет иметь высокую скорость и сможет способен преодолевать дальние расстояния, — прокомментировал разработку источник издания, который подчеркнул, что проект еще далек от создания прототипа и проведения испытаний.

«Каньон», как пишет The Washington Free Beacon, по своим характеристикам сможет атаковать ключевые базы американских подводных лодок. Военно-морской аналитик Норман Полмар полагает, что система основывается на советской ядерной торпеде Т-15.

Российский ВМФ и его предшественник, флот СССР, были новаторами в сфере подводных систем и оружия, — отметил изданию Полмар. Это же, по его словам, относится и к наиболее передовым в мире торпедам.

Напомним, что в конце июня The Washington Free Beacon сообщило, что Россия проводит испытания нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Ю-71 (Yu-71), который способен нести ядерные боезаряды. Судя по всему, тогда эта информация оказалась правдой.

Но вернемся к «Коньону». Что это за оружие?

— Подводные необитаемые аппараты, существующие и создаваемые в настоящее время в различных странах мира, в значительной степени несут информационную функцию и весьма ограничены по своим возможностям, — говорит эксперт в области беспилотной техники Денис Федутинов. — Возможно, речь идет о некоем гибриде первого и второго — то есть об оснащенном боевой частью (сомнительно, что ядерной) подводном аппарате одноразового применения. Подобный подход с созданием аппаратов-камикадзе применялся и в области беспилотных авиационных систем.

Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков замечает: прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом Т-15, которая упоминается западным изданием, проектировалась как раз для нанесения ударов по береговым объектам на территории США.

— Специально под такую большую торпеду и создавалась первая атомная подлодка проекта 627, которая должна была иметь не восемь торпедных аппаратов, а один — калибром 1,55 метра и длиной до 23,5 метра. Предполагалось, что Т-15 сможет подойти к американской базе ВМС и сверхмощным зарядом в несколько десятков мегатонн снести все живое.

Но потом от этой идеи отказались в пользу ПЛ с восьмью торпедами, которая могла решать целый круг задач. И в результате были созданы АПЛ проекта 627А. Советский Союз стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот (в США первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» была заложена в июне 1952).

С 1957 по 1963 годы в строй вступили 13 субмарин проекта, которые несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Что интересно, по режимным соображениям, а также с учетом других факторов, торпеда Т-15 разрабатывалась без участия Военно-морского флота. ВМФ узнал о ней только через проект первой атомной подводной лодки.

— То, о чем пишут западные СМИ, реально?

— Если на торпеду поставить малогабаритный ядерный реактор, то вполне реально. Она может иметь практически неограниченную дальность хода. По заданной программе движения будет идти к цели. Но надо понимать, что если торпеда тихоходная, то двигаться к объекту она будет очень долго, а быстроходная будет гарантированно обнаружена системой подводного наблюдения, после чего уничтожена.

Другое дело, если речь идет о необитаемом подводном автономном аппарате для уничтожения американских кораблей в отдаленном районе. Конечно, есть проблемы чисто технического характера, связанные с местом их определения и т. д. Но такие дальнодействующие средства — это, наверное, единственный способ, который поможет нам вести эффективную борьбу с внушительным американским флотом. Ядерная энергетическая установка позволит запускать аппарат прямо с базы. В принципе, ему и носитель не нужен.

Военный эксперт и историк Александр Широкорад говорит, что даже в 1950-х годах противолодочная оборона ВМС США не пропустила бы подводную лодку в 50-км зону вокруг своей базы.

— Кроме того, входы во все американские базы за много километров закрывают извилистые берега заливов, острова, мели, а также боновые заграждения, стальные сети. Такие препятствия на пути к объекту торпеде Т-15 было невозможно преодолеть.

Такое же мнение высказали советские адмиралы в 1954 году, ознакомившись с проектом. Они заявили, что подводная лодка заведомо будет уничтожена на подходе к американской базе. В результате работы по проекту были прекращены.

Однако в 1961 году идея Т-15 снова была реанимирована по предложению академика Андрея Сахарова. Дело в том, что на самом деле тактика применения такой суперторпеды могла быть совсем иной. АПЛ должна была скрытно выпустить торпеду на расстоянии от берега гораздо большем, чем 40 км. Израсходовав всю энергию аккумуляторных батарей, Т-15 ложилась бы на грунт, то есть становилась интеллектуальной донной миной. Взрыватель торпеды мог долго находиться в режиме ожидания сигнала с самолета или корабля, по которому мог производился подрыв заряда.

Суть в том, что ущерб военно-морским базам, портам и другим прибрежным объектам, включая и города, наносился бы мощной ударной волной — цунами, вызванной ядерным взрывом.

Однако Никита Хрущев все-таки отказался от продолжения работ по этой системе, в основном из-за мнения гидрографов и океанологов, которые, на самом деле, ошиблись в своих измерениях. Они дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. А побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось.

Но наводнение 2005 года в Новом Орлеане показало, что наши ученые сильно ошиблись или, скорее всего, уступили давлению командования ВМФ. Ведь гидрографы и океанологи очень сильно финансово зависели от военных моряков.

Вот если что-то подобное разрабатывается в наше время, то это станет действительно грозным оружием.

P.S. Кстати, профессор Игорь Николаевич Острецов, один из виднейших российских спецов по ядерной энергетике, абсолютно уверен , что такие закладки сделаны уже давным-давно, и не только у берегов США, но и у берегов Китая, Японии, Европы. И сделаны не только российскими военными, но и военными других стран. Главный его аргумент - глупо не сделать то, что гарантированно и очень дешёво уничтожит противника. России повезло - против нас это не сработает, слишком далеко от побережья крупнейшие административные и промышленные центры, да и зон тектонических разломов у нас нет.

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Исполинский, светящийся изнутри пароводяной купол взлетел в небо над бухтой губы Черная, на несколько секунд застыл и с грохотом осел в море, утянув за собой в пучину небольшой военный флот.

Во вторник исполнилось ровно 60 лет со дня испытаний первой советской ядерной торпеды Т-5. Выпущенный с подводной лодки С-144 боеприпас прошел десять километров и сдетонировал на 35-метровой глубине, уничтожив два эсминца, две субмарины и два тральщика. Мощность взрыва достигла десяти килотонн. О самых засекреченных отечественных ядерных торпедах и перспективах развития этого грозного оружия, — в материале РИА Новости.

Побережье под снос

Созданием ядерной торпеды в СССР озадачились почти сразу после испытаний первой атомной бомбы в 1949-м. Как основные средства доставки мощного ядерного боезаряда на территорию США в те годы рассматривались дальние бомбардировщики и ракеты, но первые были уязвимы для ПВО, а вторые находились на зачаточном уровне развития и надежностью не отличались.

Подлодки — другое дело. Они отлично проявили себя во Второй мировой войне, могли скрытно подобраться к вражеским берегам и нанести мощный опустошительный удар по инфраструктуре и портам. Многие советские подводники на тот момент имели отличный опыт войны на море и идеально подходили для решения таких стратегических задач.

© AP Photo / Karel Prinsloo

© AP Photo / Karel Prinsloo

Пожалуй, самым амбициозным проектом в истории отечественного ВМФ стала гигантская торпеда Т-15 с атомным боевым отделением, которой занялись в начале 1950-х. Суперторпедой калибра 1550 мм, массой 40 тонн и длиной более 20 метров планировалось вооружить атомные субмарины проекта 627, спроектированные специально для нее. Удары предполагалось наносить по стратегическим береговым объектам США, таким как морские порты, базы и крупные прибрежные города.

Работы по торпеде велись параллельно с испытаниями первой в мире водородной бомбы РДС-6, которую взорвали в августе 1952-го. Через два года утвердили технический проект атомной торпеды и ее носителя, впервые допустив к секретной информации моряков. Флот на всю эту историю отреагировал безрадостно — гигантский торпедный аппарат занимал пятую часть всей лодки и фактически превращал ее в "оружие одного выстрела". Кроме того, появились обоснованные вопросы к дальнобойности и скорости торпеды, которые оставляли желать лучшего.

Плутониевые "рыбки"

По этим и другим причинам в "железе" подводное оружие возмездия так и не сделали, переключившись на более скромную парогазовую 533-миллиметровую торпеду Т-5 с тактическим ядерным боезарядом РДС-9. Такой калибр для ВМФ был более привычен и позволял заряжать Т-5 в штатные аппараты субмарин.
В сентябре 1955-го на Новой Земле провели испытания боевого зарядного отделения Т-5. СССР впервые осуществил подводный ядерный взрыв. Заряд для торпеды опустили в воду с тральщика и подорвали на глубине 12 метров, при этом мощность составила около трех килотонн в тротиловом эквиваленте.

Спустя два года, 10 октября 1957-го, снаряженной торпедой из кормового аппарата выстрелила подводная лодка проекта 613 С-144 под командованием капитана 1-го ранга Лазарева. Взрывом потопило четыре надводных корабля-мишени и две списанные подлодки. Испытания нового оружия признали успешными, и в 1958-м его передали в ВМФ.

Т-5 стояла на вооружении до появления автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО), позволяющих при необходимости "упаковать" 20-килотонную термоядерную начинку в обычные серийные изделия. Первые стандартные 533-миллиметровые торпеды с АСБЗО начали поступать на флот уже в 1960 году.

Идея на 100 килотонн

Примечательно, что спустя несколько лет, после испытаний на Новой Земле знаменитой "Царь-бомбы" мощностью более 50 мегатонн в октябре 1961-го, идею создания сверхмощной термоядерной торпеды высказал академик Андрей Сахаров.

"После испытания "большого" изделия меня беспокоило, что для него не существует хорошего носителя (бомбардировщики не в счет, их легко сбить), то есть в военном смысле мы работали впустую, — позже писал Сахаров в своих воспоминаниях. — Я решил, что таким носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника".

Академик предлагал создать сверхторпеду мощностью 100 мегатонн в прочном корпусе, способную прорываться сквозь минные поля и сети прибрежных заграждений.

Статусная утечка

Тема сверхмощных ядерных торпед всколыхнула мировую общественность в конце 2015 года, когда на совещании в сочинской резиденции президента России Владимира Путина в объективы телекамер попал слайд с информацией о новом секретном оружии — комплексе "Статус-6". Скриншот с описанием этой системы был мгновенно растиражирован в десятках российских и зарубежных СМИ.

На слайде угадывались силуэты атомных подлодок специального назначения "Белгород" и "Хабаровск", оборудованных стыковочными узлами на днище и способных нести глубоководные аппараты. В центре схемы была размещена огромная торпеда с невероятными характеристиками: дальность 10 тысяч километров, глубина погружения 1000 метров, максимальная скорость — до 100 узлов.

Из описания проекта следовало, что система предназначена для нанесения гарантированно неприемлемого ущерба противнику путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения на побережье, непригодных для жизнедеятельности человека в течение длительного времени. СМИ выдвигали предположения, что таких тотальных последствий можно добиться только одним способом — "грязным" взрывом так называемой кобальтовой бомбы.

В конце 2016 года издание Popular Mechanics со ссылкой на источники в Пентагоне

К концу 40-х годов ядерная программа в СССР развивалась впечатляющими темпами. Ресурсов на эту задачу никогда не жалели. Во многом это было обусловлено событиями в Японии, на города которой американцы сбросили сразу две Следовало поторопиться, чтобы не оказаться на месте японцев.

В 1949 году была испытана первая бомба… и тут же оказалось, что для доставки к вероятному противнику есть только тихоходные Ту-4. Но уже тогда было понятно, что это, мягко говоря, не выход. Во-первых, эти самолеты сильно устарели и не могли обороняться от тех перехватчиков, которые стояли на вооружении США. Во-вторых, не хотелось разбрасываться летчиками: после выполнения задания у них был один выход - попытаться выброситься с парашютами над территорией Мексики.

Такое положение никого в руководстве страны не устраивало. Были начаты многочисленные изыскания в области создания средств доставки, причем одним из наиболее впечатляющих получилась Т-15. Торпеда эта, случись ей «поработать», могла бы снести все восточное побережье США.

Почему именно торпеда?

Это было связано с тем, что во флоте СССР больше всего было именно субмарин. Уже во время Великой Отечественной войны было неоднократно доказано, что они могут пробиваться к самому побережью противника, а в случае вероятной атомной войны это было жизненно важно. Даже если бы американцы отважились воплотить в жизнь свой план «Дропшот», торпеда Т-15 стала бы эффективным оружием возмездия.

Но принять решение - одно, а воплотить его в жизнь значительно труднее: самый большой диаметр торпедных аппаратов на советских подлодках - 500 мм, а диаметр самой «миниатюрной» атомной бомбы - все полтора метра. Как быть? Моряки очень хотели появления торпеды адекватных размеров, а вот атомщики настаивали на обратном.

Основные разработчики

Кто был главой проект Т-15? Торпеда была предложена Алферовым В. И. Он принимал активное участие в создании первой атомной бомбы, так что опыт у него был. Именно он сразу после испытаний «продавил» свое видение проблемы, и настоял на разработке большой торпеды под «водородный» заряд.

Здесь следует отметить, что флот в известность о таком решении не поставили вообще. Дело в том, что Алферов не пользовался у моряков популярностью, так как именно он был инициатором травли адмирала Кузнецова. Так что возникла парадоксальная ситуация, когда морское вооружение разрабатывалось исключительно «сухопутными» силами.

Считается, что непосредственным автором проекта был небезызвестный академик Сахаров. Супер-торпеда Т-15 (мощность в 100 мегатонн!) должна была использоваться для удара по восточному побережью США. Предполагалось, что при взрыве «царь-торпеды» возникнет такая волна, что будет смыта вся инфраструктура противника, причем не только береговая, но даже та, которая находилась в самой глубине суши. До сего дня торпеда Т-15 Сахарова считается наиболее мощным оружием такого класса, пусть даже на вооружение ее так и не приняли.

Предполагаемая компоновка

Флоту о новом вооружении сообщили лишь в 1953 году, причем сами моряки в восторге от него не были. Дело в том, что на субмаринах, которые должны были нести такого рода торпеды, весь первый отсек превращался в гигантский аппарат для запуска этого снаряда. Таким образом, торпеда Т-15 - единственный в мировой практике случай, когда отдельный класс субмарин разрабатывался для транспортировки одного-единственного снаряда. Правда, и характеристики последнего были таковы, что полностью покрывали расходы.

Общая длина устройства - более 20 метров. Кроме прочего, предусматривалось наличие двух носовых торпедных аппаратов 533 мм, предназначенных для самообороны. Места при этом оставалось так мало, что в распоряжении экипажа имелись бы только две торпеды (запаса не было).

Предположительные характеристики Т-15

Итак, чем отличалась Т-15? Торпеда могла поразить любого своими монументальными размерами. Ее длина составляла 23 метра, а вес доходил до 40 тонн. Причем на массу непосредственно боевой части приходилось четыре тонны. Все остальное - огромная аккумуляторная батарея, ресурсов которой хватало для развития скорости примерно в 29 узлов. Предполагалось, что дальность плавания могла составлять до 30 километров. Какова была «начинка» Т-15? Торпеда, скорее всего, могла нести на борту только термоядерную боевую часть.

Последнюю разрабатывало отдельное КБ под руководством Харитона Ю. Б. Подрыв мог производиться как контактным взрывателем, так и посредством телеметрии. Первый вариант рекомендовался для тех случаев, если бы в случае уже идущей лодку заметили бы силы противника. В этом случае возникала угроза того, что торпеда Т-15 Сахарова уже вышла из торпедного аппарата, но вот саму субмарину к тому времени могли уничтожить. Для управления стрельбой использовался специально созданный для этого комплекс «Тантал».

Когда теория расходится с практикой

Основные технические характеристики носителя торпеды были утверждены в конце 1953 года. Уже к июлю 1954 года был готов предварительный проект субмарины, на борту которой должна была находиться ядерная торпеда Т-15. К концу года его рассмотрели первые инстанции и рекомендовали дальнейшую передачу документации для ее обсуждения. Только тогда к проекту допустили адмирала Котова, который в то время был командиром ВМФ СССР. Именно тогда в курс дела ввели и прочих начальников от флота.

Выводы экспертов

Те образовали экспертную комиссию, которая должна была разобраться с общей целесообразностью такого рода проекта. Сразу выяснилось, что руководству ВМФ не нравилась не только сама советская ядерная торпеда Т-15, но и характеристики субмарин, на борту которых предполагалось размещать такое оружие. Специалисты справедливо отмечали, что стоимость такого ракетоносца несуразно высока, его постоянно нужно поддерживать в боеготовности, а сделать это при таких габаритах торпеды будет очень сложно.

Кроме того, экипаж подлодки фактически превращался в смертников: при взрыве заряда мощностью в 100 Мегатонн, их, вместе с субмариной, просто бы разорвало на части, так как от эпицентра они бы успели отойти максимум километров на 100.

В результате окончательно постановили, что советская торпеда Т-15 - проект довольно сомнительный, и целесообразнее создавать такое вооружение, которое бы могло использоваться через обычные 533-мм торпедные аппараты. В марте 1955 года все изыскания были перекинуты именно в эту область. Сама атомная торпеда Т-15 осталась только на бумаге.

Что пришло на замену Т-15?

Ей на смену пришла торпеда Т-5. Тоже атомная, но уже обладавшая адекватными габаритами. Правда, трудностей разработчикам пришлось преодолевать очень много. Например, долгое время не удавалось «научить» торпеду не сбиваться с нужной глубины. Более того, во время ходовых испытаний она в четырех случаях из 15 могла инициировать срабатывание взрывателя «самостоятельно».

Кроме того, для нормального функционирования боевой части, крайне капризной из-за большого количества электроники, требовалась температура в пределах 5-20 градусов по Цельсию. С учетом того, что наши подлодки нередко бывали за Полярным кругом, требования выглядели предельно тяжелыми.

Несмотря на это, уже в апреле 1955 года на Новой Земле были проведены испытания боевой части новой торпеды. Подорвали ее в море, на глубине порядка 12 метров. Использовали ослабленный заряд, мощность которого не превышала трех килотонн. Следует отметить, что боеголовка, которой оснащалась «кобальтовая» торпеда Т-15, в реальных условиях не испытывалась никогда. И это понятно: мощность «изделия В», оно же «Кузькина мать», не превышала 60 мегатонн. Испытывать заряд в два раза мощнее инженеры и военные просто не решились.

Кстати говоря, в не столь далеком прошлом наша страна разрабатывала новую МБР на основе ракеты «Протон», мощность которой должна была превышать… 150 мегатонн. Но даже этот проект дальше чертежей не прошел из-за своей предельной мощи. До сих пор никто не может подтвердить или опровергнуть возможность возникновения неконтролируемой цепной при испытании оружия такой мощности.

Государственные испытания

Государственные испытания преемницы Т-15 были начаты в 1957 году. Согласно их программе, было запланировано три этапа: один выстрел «болванкой», второй - полноценной боевой торпедой, но без атомной начинки, третий - реальный подрыв Т-5 с ядерной боевой частью.

Все этапы прошли удачно, но выявили массу проблем, включая некоторое отклонение снаряда от курса, а также некоторые неполадки в системах управления. Несмотря на это, все негативные моменты были малозначимыми, программа по созданию ядерных торпед наконец-то завершилась успехом.

Конец истории

На вооружение их приняли в 1958 году. Выпускали их ограниченной серией в городе Алма-Ате. Но уже в 1960 году производство было полностью свернуто. Причин было много. Во-первых, «галопирующая» разработка (всего пять лет) не могла сказаться на ходовых качествах, которые были заметно ниже, нежели чем у тех торпед, которые уже стояли на вооружении. Во-вторых, именно в 1960 году в войска начали поступать специальные серийные 533-мм торпеды, в которых можно было использовать ядерную боеголовку. Именно из-за этого разработка специального оружия такого типа была свернута.

При этом торпеда Т-15, характеристики которой мы описали, а также Т-5, дали советской науке множество ценнейшей информации, которая впоследствии неоднократно использовалась при создании специальных боеприпасов.

55 лет назад – 10 октября 1957 года прошли первые испытания отечественной торпеды с ядерным боевым зарядным отделением (БЗО) с подводной лодки. Эта дата имеет большое значение для российских подводников. Наши ПЛ получили существенный аргумент на море в споре за морское владычество перед вероятным противником.

Торпеда 53-58 , выпущенная с подводной лодки С-144 (капитан 1-го ранга Г.В.Лазарев) проекта 613, пройдя 10 километров, взорвалась на глубине 35 метров. Результатом ее действия стало потопление двух эсминцев, двух ПЛ и двух тральщиков. Больше в бухте кораблей не было, а то бы и их унесло в морскую пучину. Понимая важность нового оружия, которое может определить результат не отдельного морского боя, а целой операции, уже в 1958 году Военно-морской флот принимает на вооружение торпеду 53-58 с ядерной боевой частью РДС-9.

С чего началась эра гонки вооружений

Но вернемся к предыстории. Во второй половине 40-х годов тратятся огромные ресурсы страны на создание отечественного ядерного оружия. Нужно было срочно догнать Америку, которая уже обладала таким средством и даже применила этот вид оружия в боевых действиях, нанеся удары по японским городам Хиросиме и Нагасаки.

В 1949 году, когда был испытан первый советский атомный заряд, начались проработка и изучение вопроса о возможности нанесения ударов торпедами с ядерными боезарядами по береговым объектам на территории США. Одновременно проводились аналогичные работы по использованию атомных бомб и в интересах других видов и родов Вооруженных Сил Советского Союза, но предпочтение руководства страны отдавалось бомбардировочной авиации и ракетной технике.

В то же время командование ВМФ хотело в первую очередь иметь атомное оружие на подводных лодках. Однако здесь сразу столкнулись с техническими трудностями и проблемами: максимальный диаметр торпедных аппаратов наших ПЛ был всего 533 мм, а испытанная в 1951 году «носимая» атомная бомба имела диаметр 1,5 метра. Что делать? Моряки предлагали уменьшить заряд до нужных габаритов торпедных аппаратов, а атомщики – увеличить габариты носителя – торпеды. К тому времени практически все находящиеся в разработке атомные бомбы имели большие размеры, чем даже первая из них РДС-3, росли требования военных по увеличению мощности заряда.

Несмотря на все перечисленные обстоятельства, так и не придя к общему мнению, в 1951–1952 годах ученые и конструкторы КБ-11 (Арзамас-16) приступили к разработке ядерных зарядов для морских торпед в двух вариантах: калибром 533 мм (Т-5) и 1550 мм (Т-15). При этом если торпеда штатного калибра – совершенно приемлемое вооружение ПЛ, то размещение торпедного аппарата для «чудовища» диаметром свыше 1,5 метра было делом неподъемным для имеющихся типов подлодок, требовался новый проект подводного корабля.

Вероятно, поэтому 9 сентября 1952 года Совмином СССР принято постановление № 4098-1616 о проектировании и строительстве «объекта 627» водоизмещением до 3000 тонн с торпедой Т-15 с атомным боевым зарядным отделением для ударов по береговым целям.

Заместитель главного конструктора КБ-11 капитан 1-го ранга В. И. Алферов, создававший схему и приборы системы подрыва ядерного заряда для первых атомных бомб, сразу после испытания первой водородной бомбы быстро организовал разработку сверхбольшой торпеды Т-15 под термоядерный заряд. По режимным соображениям, а также с учетом сложившихся личностных отношений торпеда Т-15 сначала разрабатывалась без участия Военно-морского флота. О ней 6-й отдел ВМФ узнал только через проект 627 первой атомной подводной лодки.

Американцы нас опережали тогда. В июне 1952 года в США была заложена первая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) с романтическим наименованием «Наутилус» (проект EB-251A). В сентябре 1953-го создан наземный прототип корабельной атомной установки, а в сентябре 1954-го вступила в строй первая в мире АПЛ SSN-571 – «Наутилус», оборудованная экспериментальной установкой типа S-2W. В январе 1955 года на ней был дан ход под АЭУ в подводном положении. Началась новая эра в гонке морских, а в дальнейшем и стратегических вооружений…

Подводный «объект 627»

Первоначально основной задачей экспериментальной АПЛ проекта 627 с гигантской электрической торпедой Т-15 калибром 1550 мм под термоядерный заряд являлось нанесение удара по прибрежным районам вероятного противника. Для этого на АПЛ намечалась установка одной большой торпеды Т-15, несущей заряд огромной мощности, длина торпедного аппарата составляла более 22% от общей длины лодки.

Ядерная торпеда Т-15 предназначалась для удара по военно-морским базам, портам и другим прибрежным объектам, включая и города, где мощной морской и ударной волной, другими факторами ядерного взрыва предполагалось наносить невосполнимый ущерб военной и гражданской инфраструктуре потенциального противника, то есть Америке.

На новый подводный «объект 627» руководством делались большие ставки. В то время еще не было атомных зарядов в габаритах, приемлемых для обычных торпед, и межконтинентальных ракет, способных доставлять атомные заряды на значительные расстояния и держать потенциального противника в страхе.

Создание такой большой торпеды и системы управления ею представляло собой особо сложную проблему. Кроме полутораметровой торпеды на подводной лодке предусматривались две торпеды калибра 533 мм для самообороны, расположенные в носовых торпедных аппаратах (ТА). Запасных торпед не предполагалось.

Длина торпеды Т-15, разработанной в НИИ-400 (главный конструктор Н.Н.Шамарин), составляла около 23 м, вес – 40 тонн, масса термоядерного заряда – 3,5–4 тонны.
Основная весовая нагрузка приходилась на мощную аккумуляторную батарею, обеспечивающую скорость торпеды 29 узлов при дальности хода до 30 км.

Предположительно для торпеды Т-15 предлагалось использовать заряд термоядерной бомбы РДС-37, который устанавливался на первую советскую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7 конструкции С.П.Королева. Первоначально при проектировании ракеты масса боеголовки была задана в пять тонн, предполагалось разместить мегатонный боезаряд в форме шара. В результате проектных исследований разработчиком – КБ-11 и его филиалом – КБ-25 массу заряда снизили до 1,5 тонны при сохранении заданной мощности.

Подрыв заряда должен был происходить от ударного или дистанционного взрывателя (часового механизма). Для стрельбы Т-15 разработали специальный торпедный аппарат калибром 1,55 метра и длиной до 23,5 метра. Управление стрельбой этой торпеды обеспечивалось с поста управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Тантал».

Согласование конструкций торпеды и ТА с общекорабельными вопросами, разработка систем хранения торпеды на корабле, ввода в нее данных, компоновка расположения торпедного и многочисленного корабельного оборудования, систем и устройств в носовом отсеке ПЛ выполнялись в СКБ-143 специалистами сектора И.И.Шалаева. Конструкторы бюро работали в тесном содружестве с коллективом КБА ЦКБ-18 и наряду с выполнением собственных работ оказывали ему техническую помощь, командируя своих специалистов для отдельных, наиболее напряженных задач.

В ходе проведения работ по торпеде Т-15 у специалистов появились сомнения в эффективности использования такого оружия . На побережье США было не очень много удобных для поражения специальной торпедой объектов, не говоря уже о вероятности подхода АПЛ на дистанцию стрельбы.

Тактико-технические элементы корабля утвердили 21 декабря 1953 года. В июле 1954-го СКБ-143 завершило разработку технического проекта 627 атомной подводной лодки. 18 октября 1954 года Минсредмаш и Минсудпром представили технический проект в Президиум ЦК КПСС, после чего Министерству обороны предложили рассмотреть проект и направить заключение в Совет министров. Министр обороны Н.А.Булганин поручил разобраться с этим заданием помощнику министра по военно-морским вопросам адмиралу П.Г.Котову, который получил некоторую информацию по проекту 627 от министра судостроительной промышленности В.А.Малышева. Тогда же был решен вопрос о допуске с грифом «Особая важность» к проекту АПЛ руководителей и специалистов ВМФ.

Для рассмотрения проекта и подготовки заключения приказом главкома ВМФ Адмирала Флота СССР Н.Г.Кузнецова в 1954 году образовали экспертную комиссию во главе с начальником Управления Главного штаба ВМФ вице-адмиралом А.Е.Орлом. Основные возражения со стороны ВМФ были по составу вооружения АПЛ – Н.Г.Кузнецов заявил, что флоту не нужна подводная лодка с этим оружием. Но одним желанием ВМФ такие вопросы не решаются, нужна воля руководителей государства и она последовала. В 1954 году по указанию Н.С.Хрущева проект огромной торпеды Т-15 был закрыт .

Тогда уже по постановлению СМ СССР от 11 марта 1954 года создавался авиационно-ракетный комплекс К-20 с межконтинентальным самолетом-носителем Ту-95К и сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-20 с термоядерными боевыми зарядами типа РДС-6 с мощностью до 1 Мт для поражения стационарных, мобильных, в том числе морских целей с пуском с дальности более 600 км, вне зоны ПВО противника. А о баллистических и крылатых ракетах межконтинентальной дальности и говорить не приходится, их создавалось достаточно много, параллельно шло формирование первых ракетных бригад.

На фоне всего этого по результатам экспертизы ВМФ было принято решение о корректировке технического проекта 627 атомной подводной лодки. Постановлением СМ СССР от 26 марта 1955 года № 588-364 технический проект корабля утвержден только с торпедными аппаратами калибра 533 мм, а работы по торпеде Т-15 прекращены. На этом как бы и заканчивается история ядерной суперторпеды, но на самом деле не совсем.

Другие проекты

Параллельно с работами над торпедой Т-15 калибра 1550 мм специально под атомный заряд РДС-9 проектировалась и 533-мм парогазовая торпеда Т-5, о которой «мечтали» моряки. В 1955 году на этапе государственных испытаний торпеды Т-5 с ЯБП успешно проведен первый подводный ядерный взрыв. В 1958-м Т-5 приняли на вооружение ВМФ под индексом 53-58. Однако производство этих торпед было малосерийным. В дальнейшем разработали унифицированное БЗО с ядерным зарядом для установки на 533-мм торпеды, а затем и 650-мм ядерные торпеды.

В 1961 году идея суперторпеды со сверхмощным зарядом была реанимирована по предложению А.Д.Сахарова , новую торпеду предполагалось использовать в качестве средства доставки особо мощных 100- и более мегатонных термоядерных зарядов к берегам потенциального противника. Здесь стоит обратиться к «Воспоминаниям» академика Сахарова, где он написал:

«После испытания «большого» изделия меня беспокоило, что для него не существует хорошего носителя (бомбардировщики не в счет, их легко сбить) – то есть в военном смысле мы работали впустую. Я решил, что таким носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель.

Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника. Война на море проиграна, если уничтожены порты – в этом нас заверяют моряки. Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не будут страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов – как надводным взрывом «выскочившей» из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом – неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами ».

Под «большим» изделием, о котором говорит А.Д.Сахаров, имеется в виду успешно испытанная 30 октября 1961 года супербомба мощностью 58 Мт (получившая шифр «изделие 202»), более мощных термоядерных зарядов на земле не взрывала ни одна страна. По высказыванию ученых, американцы не делали ничего подобного, поскольку понимали военную бессмысленность бомбы такой мощности: для нее нет никаких целей.

Однако академик Сахаров задумывался о средствах доставки таких зарядов к цели, коли они уже созданы. Стало ясно, что громоздкое и неуклюжее «чудовище» – супербомба при длине 8 метров, диаметре 2 метра и весе 27 тонн не под силу ни тяжелому бомбардировщику, ни межконтинентальной ракете тяжелого класса. Проектируемая в ОКБ-586 главного конструктора М.К.Янгеля тяжелая ракета Р-36 при стартовом весе 184 тонны могла доставлять на межконтинентальную дальность боевой блок весом 6 тонн и мощностью ядерного заряда до 20 Мт.

Существовали и экзотические проекты . С.П.Королев, главный конструктор ОКБ-1, предложил использовать ракету-носитель Н-1, предназначенную для лунной программы, в качестве боевой межконтинентальной ракеты для доставки на территорию США сверхмощных термоядерных зарядов. Однако эта идея поддержки не нашла, и в результате работы были продолжены только по сверхтяжелой космической ракете-носителю.

Здесь соревнование советских ракетчиков также оставило свой след, два других ракетных конструкторских коллектива пытались не отстать от лидера. Так, в первой половине 60-х годов в днепропетровском ОКБ-586 разрабатывался проект сверхтяжелой составной ракеты Р-46, обладавшей межконтинентальной дальностью. На МБР предполагалось разместить 100-мегатонный ядерный заряд, в дальнейшем она стала прообразом сверхтяжелой космической ракеты-носителя Р-56, фактически конкурента королевской Н-1.

А другое ОКБ-52 со своей МБР УР-500 со стартовым весом 600 тонн дошло до технического воплощения. Ракета имела тактико-технические характеристики (ТТХ), значительно превышающие ТТХ всех существовавших в то время ракет, как в СССР, так и за рубежом. Ее предполагалось создать в качестве средства возмездия в случае нападения на СССР вероятного противника. Как боевой заряд планировалось использовать самый мощный, испытанный в октябре 1961 года на Новой Земле отечественный заряд мощностью 50 Мт. Но к счастью, в силу развития стратегических ядерных сил необходимость в таких средствах отпала и УР-500 стала только космической ракетой-носителем.

Трудно сказать, могли бы вышеописанные идеи А.Д.Сахарова получить практическое воплощение. Исключить такое до конца нельзя – слишком велик был авторитет, которым он пользовался тогда у руководства страны. Но даже в случае реализации суперторпеда как средство доставки ядерного боеприпаса огромной мощности не имела никаких преимуществ, зато обладала множеством недостатков перед другими видами оружия , которые в 60-е стали развиваться с невиданной быстротой.

Тогда многие атомные проекты были орудием политики. После испытания 30 октября 1961 года газета «Правда» сказала свое слово мира: «50 мегатонн – вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы еще более мощные заряды ». Их не было, но в проекте действительно находилась 150-мегатонная бомба. Именно под устрашающий эффект взрыва Хрущев отдал приказ завезти на Кубу ракеты, отчего разразился самый серьезный Карибский кризис за все тысячелетия цивилизации. Мир стоял на пороге третьей мировой термоядерной войны.

Судьба супербомбы печальная, сначала предпринималась попытка использовать в качестве средства ее доставки турбореактивный тяжелый бомбардировщик Ту-95, но из этого ничего не вышло. В результате бомба мирно лежала на складе в Арзамасе-16, а приспособленный для ее доставки по «теме 242» бомбардировщик Ту-95В (Ту-95-202) был списан за ненадобностью и стоял на задворках аэродрома в городе Энгельсе в ожидании утилизации…

А суперторпеда калибра 1550 мм? Ее макет долго хранился на «Севмашпредприятии» в Северодвинске, затем также был утилизирован.