Календарный детский фольклор, заклички, приговорки. Календарные песни, заклички и приговорки

Детский календарный фольклор - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связанс образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию ок­ружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необ­ходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связан­ный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимст­вуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одари­вание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.

На телят, на жеребят И на маленьких ребят.

Кабы нам колядок -

На недель десяток!

Говорком: Здравствуйте!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

В купальских песнях для детей привлекательны сказоч­ность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздни­ком Купалы. Например:

Купала, Купала!

Где ты летовала?

Летовала я в лесочке,

Под ракитовым кусточком,

Под лазоревым цветочком,

Под шелковым платочком.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими драз­нилками:

Масленица - полизуха!

Полизала детей,

И сама - на плетень.

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.

К наиболее распространенным, активно бытующим жан­рам детского календарного фольклора относятся заклички.

Заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки

Кушают конфетки.

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.

Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, » настоящее время они отражают непосредственное общение четей с при­родой и переплетаются в их творчестве с игровыми элемен­тами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладани­ем в напевах интонационного зова, клича, а также настойчи­вого утверждения многократно повторяющихся коротких секундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр кален­дарного фольклора - приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) пред­ставляют собой краткие обращения к животным, птицам, на­секомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорка божьей коровке:

Божия коровка!

Полети на небко,

Принеси нам хлебка:

Плюшек, сушек,

Сладких ватрушек.

Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:

Мышка, мышка,

а горошку!

Вылей воду

На дорожку!

Редкостны приговорки птицам, приговорки, напевае­мые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один музыкальный жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Порой в характере исполнения приговорок слышатся отголоски древнейших заговоров, заклинаний.

Древнейший музыкальный язык календарных песен со­храняет специфические особенности архаического мелодиче­ского склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живы­ми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предель­ная ясность, простота музыкального языка календарных пе­сен, естественность их интонаций, тесно связанных с рече­выми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, ус­воению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать го­ворком.

Творческие возможности подрастающего поколения находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия художественного опыта взрослого окружения. В старину детей с раннего возраста приобщали к обрядовой жизни, которая была тесно связана с хозяйственной деятельностью. Они принимали участие в аграрно-календарных празднествах, сначала в качестве простых наблюдателей, а затем и активных участников. Яркие картины традиционной обрядности, воспринятые глазами ребенка, находим у русских писателей — Л.Н. Толстого, А Н Толстого, С Т. Аксакова, А М Горького, И.С. Шмелева и др.

Во время зимних святок дети исполняли колядки , содержащие благопожелания и просьбы о «подаянии». В южных губерниях России и на Украине долгое время бытовал обряд «посеванья», который совершался детьми в первый день Нового года. Ступив на порог, дети разбрасывали зерно и приговаривали: «Сею-сею-посеваю, с Новым годом поздравляю». Хозяева должны были одарить «посевальщиков» гостинцами. Ритуальные действия с зерном носили магический характер: они призваны были обеспечить богатый урожай в наступающем году.

Особенно активная роль отводилась детям при встрече весны. По древним верованиям Весна представлялась антропоморфным (человекоподобным) существом, которое приносили из-за моря на своих крыльях птицы. В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами или жаворонками, взбирались на крыши риг и амбаров и, поднимая своих «птиц» как можно выше, пели:

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите.

Нам зима-то надоела

И весь хлеб у нас поела…

Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, и первая из них жаворонок. Обрядовые действия должны были способствовать скорому приходу весны, которая «запирает» зиму и «отпирает» лето. Песни назывались «веснянками», а сам обряд — «кликать весну». Увидев черных журавлей, летящих в родные края, дети хором вторили их голосам.

Ребятишки создавали свои произведения, опираясь на творческий опыт старших, но руководствуясь собственным вкусом. Бытующие в детской среде заклички, приговоры, присловья невелики по объему, имеют четкую ритмику, богаты звуковыми повторами. Их содержание, как правило, связано со знакомыми явлениями. Разнообразны заклички , обращенные к солнцу, дождю, ветру, например:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко:

Твои дети на повети

Мед колупают,

Деткам бросают.

В наши дни такие песенки, хотя и исполняются «на случай», но уже не связаны с обрядом, они превратились в детскую забаву. Исследователь видит древнюю мировоззренческую основу поэтики закличек, ребенок же воспринимает ее как условно-художественную. То, что Солнце живет в доме, имеет детей-озорников, близко и понятно юным исполнителям. Это дает им возможность окунуться в чудесный мир, родственный сказочному, где стерты границы между реальным и фантастическим.

Особое внимание народная педагогика уделяла воспитанию бережного отношения к живой природе. Писатель Б.С. Рябинин напоминал о существовании в народном быту так называемых детских «запук» — запретов убивать животных, птиц, насекомых. Детей предостерегали: «Синицу не зори (т.е. не разоряй) — дома будет пожар»; «Голубя не убивай — мать умрет». В словаре В. Даля «запуки» толкуются не только как запреты, но как суеверия, пустые предрассудки, между тем в свое время они помогали подрастающему поколению осмыслить право всего живого на жизнь. Одна пожилая женщина сказала Б.С. Рябинину: «Кто животных не любит, у того счастья нет». Приговорки , обращенные к животным, птицам, насекомым, растениям, обязаны своим происхождением «взрослому» репертуару, теперь же дети перенимают их друг от друга. В отличие от исполнявшихся хором закличек такие приговорки были сольными. Подкрадываясь к бабочке, ее уговаривают: «Бабочка-сечка, сядь на крылечко». Взяв в руки улитку, просят; «Улитка, улитка, высунь рога. Дам кусочек пирога». Глухие отголоски веры в сверхъестественные свойства животных находим в популярных обращениях к мыши. Первый выпавший зуб опускают в норку с просьбой заменить его новым.

Мышка, мышка,

На тебе костяной,

Дай мне золотой.

В современном детском быту число закличек и приговорок заметно сократилось. Ушли из обихода некогда распространенные обращения к грибам, пчелам, домашним животным и птицам. Однако появились обращения к рукотворным объектам, например к самолетам. В них можно увидеть нескрываемое восхищение «чудо-техникой»:

Самолет, самолет,

Забери меня в полет.

Встречаются и веселые, озорные стишки:

Аэроплан, аэроплан,

Посади меня в карман,

А в кармане пусто,

Выросла капуста.

Перед нами убедительное свидетельство того, что «чудо-техника» стала привычной.

Секи, секи, дождь

Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!

Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко,
Красное солнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Иди, иди, дождик!

Иди, иди, дождик!
Сварим тебе борщик,
На заедку — кашу,
На запивку — квасу!

Ай, радуга-дуга

Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Дождик, дождик, пуще!

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

Солнышко

Солнышко, Солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки нам в окно,
Будет нам тепло!

Дождик, дождик, посильней

Дождик, дождик, посильней,
Загони моих свиней!
Мои свиньи дома —
Лежат на соломе!

Вихрь, вихрь, не на меня

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе На медвежьей тропе!

Дождик, дождик, первый раз!

Дождик, дождик, первый раз!
Снаряжайся на показ!
На зеленые луга —
Поливай, как из ведра.
А на пашню, на зарод —
Поливай весь круглый год!

Солнышко, снарядись!

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!


Дождик, дождик, перестань!

Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Рязань
С ключиком,
с замочком,
С аленьким цветочком!
А ты, радуга-дуга,
Отворяй-ка ворота —
Ключиком, замочком,
Аленьким цветочком!


Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!


Пала радуга-дуга

Выйди, радуга-дуга
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!


Радуга-дуга

Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Выйди, солнышко,
Из-под бревнышка!


Секи, секи, дождь!

Секи, секи, дождь!
На нашу рожь,
На гречу и пшеницу,
Овес и чечевицу,
А на ячмень —
Поливай весь день!

Гром гремучий!

Гром гремучий!
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи!


Уж дождь-дождем

Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С теплой водицей,

С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С красным летом.

Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко.
Загляни в оконышкр!
Твои детки играют,
Воробышков пугают,
А малину рвут И нам не дают —
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!

Солнышко-ядрышко

Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!

Гром, гром

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,
Блошке утопиться!

Туман, туман

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Не лей, не лей, дождичек!

Не лей, не лей, дождичек!
Сварю себе борщичек,
В глиняном горшочке
Поставлю на дубочке.
Дубок повалился,
Горшочек разбился,
Дождик полился.

Медведь топтучий

Медведь топтучий,
Разгони тучи,
Дам овса кучу!
Разгони туман,
Дам пирог румян!

Месяц, месяц, свети

Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!

Месяц-дружок

Месяц-дружок,
Золотой рожок,
Выйди на дорожку,
Посвети немножко!

Мороз, Мороз

Мороз, Мороз,
Не бей наш овес,
А бей клен и дуб,
Да волчий зуб!


Морозушка-Мороз

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
Иди окна разрисуй!

Буря — Баба Яга

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!


Пеки, пеки, солнышко

Пеки, пеки, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано играй,
Своих деток согревай!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!

Солнышко-маленько

Солнышко-маленько,
Закатись раненько!
Твои детки плачут,
Калачи таскают,
В масло макают,
Тебя ожидают!

Солнышко-тятенька

Солнышко-тятенька,
Закатись раненько!
Не пеки у реки —
Нет ни хлеба, ни муки.
Твои дети сидят И сухарики едят.


Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенек,
Опряди кужелек,
Разгуляй весь денек!


Солнце, солнце

Солнце, солнце,
Приди под оконце!
Дай нам меду —
Целую колоду,
Да скибочку масла —
тобы было ясно!


Солнышко, выгляни

Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!

Заклички как короткие песенки, предназначенные для распевания группой детей и сопровождающиеся игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Обрядовые магические закликания и отголоски древних верований в текстах весенних закличек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Заклички (русские народные)

Заклички - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима - живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу - «перебить дождя»; гром - пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок - сварить борщик, дать огуречик.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме - бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Заклинают весну и солнце:

Весна-красна!

Что принесла?

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Открывай окошко!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облышка.

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Ай, авсйнь, авсень, авсень,

Сеем жито целый день!

Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи,

Чтоб снопы были толсты,

Чтобы лен пошел в холсты;

Зелен хмель лез на батуг,

Чтоб в полушку был горох!

Солнышко, высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идем,

Мы серпочки несем.

Будем жито жать,

Тебя в гости ждать!

Когда нет дождя или идет небольшой дождик, обычно хором поют, закликая дождь:

Уж дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом!

Дождик пуще припусти,

На пшеницу, на гречи.

На горох, на ячмень

Поливай весь долгий день!

А на просо, на рожь

Поливай сколько хошь!

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай -

Сколько хочешь поливай!

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Дождик, дождик,

Сварю тебе борщик,

Поставлю на дубочке

В зеленом горшочке.

Не шатайся, дубок,

Не пролейся, горшок!

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом:

На Иванов и Алён,

Чтоб посеяли весь лен.

Секи, секи, дождь,

На бабину рожь,

На дедово семя -

Чтоб взошло воврймя.

Когда весна с долгими дождями, с половодьями и с ненастьем, ребята просят радугу унести дождь:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

Радуга-дуга,

Перебей дождя -

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Жаворонушки!

Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки!

Нам весну-красну, да тепло летечко,

Жаворонушки!

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

Жаворонушки!

А воды-то полила за три колодезя,

Жаворонушки!

Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,

Жаворонушки!

На базарик пертаскали, за копейку продавали,

Жаворонушки!

За копейку продавали, детям хлебу покупали,

Жаровонушки!

Ой вы, жаворонки, жаворонушки,

Летите в поле, несите здоровье,

Первое -- коровье, второе -- овечье,

Третье -- человечье.

Сороки-вороны

Зиму зимовали,

Воду не пускали.

Прилетели птички,

Прорубь продолбили,

Воду пустили.

«Как под наши ворота» ансамбль Узорье (АГИИК)

Весна-красна!

На чем пришла? --

На пшеничном колоске.

На гречичном цветке.

закликание распевание песенка

Реконструкция по материалам этнографических экспедиций. В чистом виде практически не сохранились.

Весенние заклички являются отголоском древних верований славян-язычников. Обрядовые магические закликания -- заклинание словом, по мнению наших предков, способствовали скорейшему прилету птиц, приносящих на своих крыльях Весну, тепло для народа-земледельца. На Алтае, как и во всей России, обычно на Сороки (22 марта) хозяйки выпекали сочни в виде жаворонков, с которыми ребятишки весь день бегали по улицам. Залезая на крыши, заборы, стоги сена, дети кликали весну, подбрасывая жаворонков выше к небу. В некоторых районах, например, Ребрихинском «жаворонков» подвешивали на нитке к чердачной балке сарая. Раскачивая их, дети кликали птиц, подражая им, восклицали -- «у-у» либо изображали шум крыльев -- «ш-ш». К вечеру жаворонков съедали.

В основе закличек лежит одна постоянно повторяющаяся, узкообъемная попевка, которая построена на музыкальных интонациях клича, зова.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Народные истоки фольклорного театра. Общая характеристика понятий: обряд, празднества, игрища. Основные жанры фольклорного театра. Балаган, кукольный театр, вертеп, бытовые сатирические и героико-романтические народные драмы. Обрядовые игровые элементы.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Религиозно-мифические представления башкир в начале ХХ в. Особенности духовной культуры башкирского народа. Зависимость жизни этнического общества от состояния природы.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    История древних германцев. Религиозные воззрения древних германцев. Картина мира. Архаические пережитки в религии. Пантеон богов. Жреческая организация. Культура древних германцев. Устная и песенная культура. Художественная культура.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    Процесс обживания пространств Восточной, Центральной и Северной Азии. Появление древних людей на территории Дальнего Востока, их расселение и основные занятия. Памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока. Центры наскального рисунка.

    реферат , добавлен 17.01.2011

    Народные праздники как специфический вид народной культуры. Виды праздников в дохристианский период и в период после принятие христианства. Хороводы, песни и посиделки как важные части молодёжных гуляний. Рождество и рождественско-святочная обрядность.

    реферат , добавлен 22.10.2011

    Народные белорусские промыслы. Виды деревообрабатывающих ремесел. Артели профессиональных плотников. Кожевничество ("гарбарство"), бондарное, мочальное, ткацкое, кузнечное, валяльный промыслы и ремесла. Традиционная белорусская одежда девятнадцатого века.

    презентация , добавлен 20.03.2011

    Обряды, обычаи, традиции и ритуалы как синтетическая форма культуры. Взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями. Описание старинных свадебных обрядов, распространенных на Руси, их специфика место в современном мире. Праздничные русские обряды.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Общественный строй славян по античным и византийским источникам. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян. Развитие общественных отношений у славян. Формированию новых социальных образований.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2007

    История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

    реферат , добавлен 03.05.2014

    Изучение особенностей семейных отношений у хакасов - тюркоязычного народа, антропологически относящегося к древней южносибирской (туранской) переходной расе. Обряды, связанные с рождением и воспитанием детей. Процесс интеграции детей в мир взрослых.

ЗАКЛИЧКИ

это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.


Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.


Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!


Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко - К нам в оконышко!


Буря - Баба Яга, Иди с моря на луга! Там лук, чеснок, Киселя горшок, Каша масляная, Ложка крашеная. Ты поешь, посиди, А на море не ходи!


ПРИГОВОРКА

  • это стихотворные обращения к живым существам.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.


Божья коровка, Лети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого.


Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога.


Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали.


Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!