Елена Турищева
Педагогический совет «Художественно - речевое развитие дошкольников»
Сценарий заседания педагогического совета «Художественно – речевое развитие дошкольников »
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам и он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Художественно – речевое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
Первое, что мы себе представляем, когда слышим «художественно – эстетическое восприятие – это приобщение ребенка к художественному слову . Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического развития детей , оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Планшет заменил ребенку книгу. Не читая, человек не развивается , не совершенствует свою память , внимание, воображение, не учится думать и делать выводы.
В художественной литературе , в поэтических образах открывается ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение не приходит само собой, его нужно развивать с раннего детства . Поэтому мы, педагоги , должны учить детей слушать и воспринимать художественное произведение .
Блиц-опрос.
1. Какие литературные жанры вы знаете? (рассказ, стихотворение, сказка, легенда, предание, ода, повесть, роман, былина, загадка, потешка, считалка, пословица, басня и пр.)
2. Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Можно, если они небольшого содержания; объединить их по принципу тематического единства)
3. Надо ли объяснять незнакомые слова и если надо, то когда? (Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то и эти слова и выражения лучше объяснить. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринимать основную мысль автора, то и не следует объяснить им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке» ? Таких слов немало : откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить» .
4. Когда уместен на занятии по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций? (Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков. При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком произведение, а затем показать иллюстрации, но и то, если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.
5. Назовите особенности сказок? (Трёхкратное повторение : 3 сына, 3 сестры, 3 медведя, 3 раза невод закинул старик. Повторы : бежит – бежит не выбежит, течёт-течёт не вытечет, скоро-скоро. Забавные прозвища : Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д. Противостояния : добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость. Почти во всех сказках счастливый конец. Устойчивые выражения и эпитеты : слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы. Встречается число 7 : «Волк и семеро козлят» , «Цветик-семицветик» , «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» , «Репка» (7 персонажей) .
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В . А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику , мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления .
Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Рожкова А. Н. «Развитие речи посредством тестопластики»
В дошкольном возрасте мышление является наглядно – действенным и наглядно – образынм, а е словесно – логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Наглядное – моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно происходит с помощью :
Опорных схем
Мнемотаблиц
Пиктограмм
Предметных картинок
Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребенка : схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счете развивается речь ребенка : обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи .
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Всё это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :
1. Замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а зетем дети придумывают условные заместители самостоятельно)
2. Использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет)
3. Построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) . Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используется схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения . Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности . читаемый ребенку стишок, схема или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ. Позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными) . При чтении произведений замещенными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различении между персонажами (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый) или двух (волк – большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок) . Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнышко.
Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребенок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке, «Колобок» колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь – коричневый, лиса - оранжевый.
При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители – круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.
Для зайца выбрали круг белый. Круг по размеру должен быть какой – большой, средний или маленький? (Средний, потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.
Лиса – какой круг, почему? – Оранжевый.
Волк - какой круг, почему?
Медведь - коричневый, почему?
Последний из героев Петушок может вызвать затруднение, каким цветов его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о Петушке говорится, что у него красный гребешок. Красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что Петушок будет красного цвета.
«Но на столе остались еще два круга – голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки : лубяная или деревянная – значит коричневого цвета, и ледяная – значит, голубого. А лес… Как ты думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?
Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив её персонажей на геометрические фигуры.
Проект решения педагогического совета
С целью совершенствования совместной , специально-организованной и самостоятельной деятельности детей :
1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей срок –постоянно, ответственные педагоги
2. Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности срок- постоянно, ответственные педагоги
С целью совершенствования взаимодействия с семьей :
1. В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок - постоянно, ответственные педагоги
2. Оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника » срок – апрель 2018, ответственные педагоги
В методическую папку воспитателя подготовить материалы :
1. Правила для смелых и упорных педагогов
Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей
Миронова Вера Николаевна,
воспитатель ГККП я/сада №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область, город Уральск
Художественная речь открывают ребенку
громадный мир вещей и звуков, красок и света,
мир человеческих чувств и размышлений.
К.И.Чуковский
Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.
Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.
Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.
Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.
Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы
вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.
Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.
С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.
А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.
Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: "Книги – наши друзья", В гостях у царицы литературы».
Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.
Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: "Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Расскажи сказку по картинкам" и другие.
Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.
Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.
В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.
Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.
Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.
Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.
Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
lyudmila kornishina
Художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста
Актуальность. Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования . Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместная падения культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешным во взрослой жизни.
Негативные факторы, влияющих на речевую функцию;
Ухудшение состояния здоровья детей ;
Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей ;
Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Цель. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умение принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).
Задачи. Развивать творческую активность детей ;
Формировать звуковую выразительность речи;
Развитие познавательной активности детей :(любознательность, инициативность, самостоятельность) .
Развитие общепринятых представлений об окружающем мире, о себе, о других людях;
Развитие речи ребенка, как необходимого условия познания;
Формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление и др.) .
Идея. Последовательное применение методов и приемов работы с детьми, направленных на создание мотивации речевой деятельности , развитие внутреннего программирования, активизацию речевых средств для лексико – грамматического оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.
Замысел. .Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования . Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах . Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией личности.
Условия. Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи исходя из полученных данных.
Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстниками.
Систематическое проведение занятий.
Этапы реализации. 1 этап – 2 мл. группа
2 этап – ср. группа
3 этап – ст. группа
4 этап – под. группа
Участники : дети, квалифицированные воспитатели дошкольных групп , заведующая ДОУ, логопед, родители.
Научная основа. Использованы идеи Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К. о развитии речи детей . Концепция основана на развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально – волевой сферы (чувств, воли)
В основе построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей , заданный «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, а главным фактором является учет развития речи детей данного сада .
Головин Б. Н. Основы культуры речи.
Сущность. Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой, и других видов деятельности . Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будет заметны , если они не выражаются в его активной речи.
Ожидаемый результат. Овладение каждым ребенком связной речью, на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений.
Умение использовать разные части речи точно по смыслу.
Произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Основные направления работы с детьми.
1. Организационные формы обучения на занятиях.
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка .
3. Наблюдения.
4. Игровая деятельность .
5. Театральная
6. Самостоятельная деятельность ребенка
7. Праздники и развлечения.
8. Беседа. о прочитанных книгах. /Худ. Литература).
9. Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Обучение речи.
Блок 1. Воспитание звуковой культуры речи детей .
Звуки речи, отдельные элементы интонации просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр. - сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи и просодемы –, строительный материал, устной речи (письменная речь – графический код устной речи) . .
1. Чтобы научится говорить :
Артикулировать все характерные для данного языка фонемы;
Произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове;
Модулировать просодемы, создающие интонацию.
2. Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, метод – имитации. Приемы реализации этого метода :
Дидактические игры,
Дидактические игры проводятся на материале специальных составленных учебных и художественных авторских текстов . Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений .
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома; взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
ЗАДАЧИ : (занятия по фонетике)
Постановка дыхания;
Усвоение ритма слова (слогоразделение)
Усвоение артикуляцией отдельных звуков речи; - .
Приобретение навыка в модулировании законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.
БЛОК 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.
Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителей» одновременно всех компонентов языка _- фонетики, лексики, грамматики. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова» , без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.
Ступени обобщения слов по смыслу :
Нулевая ступень обобщения; - имя собственное, название (имя) единичного предмета (конец первого – начало второго года жизни) .
Первая ступень обобщения – имя нарицательные, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. (к концу второго года жизни) . .
Вторая ступень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия; (мебель, фрукты, посуда….) . Названия действий, признаков передаются обобщению в форме имени существительного; хождение, бег, полет, синева. (усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет) .
Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения : растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; движение – это полет, бег, плавание; плоды – это овощи, фрукты, злаки
Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.
Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения : предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо- видовых (мебель – стол, стул, кровать, дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части : стул – ножка, спинка, сиденье; лицо- лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д. .
БЛОК 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Грамматические значения – это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях : Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдального причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
Методы и приемы формирования грамматических навыков.
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как - то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в просе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.
К трем годам словарь ребенка достигает 1300-1500 слов, к четырем годам он увеличивается почти вдвое.
Работу над грамматическим строем следует начинать со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи : прилагательные – по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени – по родам и числам.
К семи годам дети, как правило, должны владеть всеми грамматическими формами речи : склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения, например : шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и. др.
Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами.
Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий.
Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
БЛОК 4. ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ДИАЛОГ и МОНОЛОГ.
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах : 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях.
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации.
Указанные методы чаще всего реализуются :
1) приемами подготовленной беседы (разговора)
2) приемами театрализации (имитации и пересказа) .
Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя : 1) научиться слушать детей , 2) научиться помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять. Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду» ).
Во всех возрастных группах основным приемом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, опора на картинки.
БЛОК 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА .
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.) . На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи
Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь им усвоить содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания , запоминания, понимания. Это :
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться :
1) игровыми действиями детей ;
2) предметной наглядностью :
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам
3) словесной помощью :
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и подобных,
в) подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов , обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбия, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) ;
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
БЛОК 6 ДИАГНОСТИКА.
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.
Важно вести наблюдения за детской речью для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов.
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много : это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности , ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей необходимы «так называемые» стимульные материалы : игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры, репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные театры и т. др.
Обследование, не нарушая хода естественной жизни детей , должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать : - О! Как же ты красива!