Дуэльные пистолеты. История дуэльных пистолетов дантеса и пушкина

Сто восемьдесят лет назад камер-юнкер Александр Пушкин дрался на дуэли с поручиком кавалергардского полка Жоржем де Геккереном (Дантесом). Обстоятельства и ход поединка вроде бы изучены досконально, но до сих пор историки не могут точно сказать, почему противник Пушкина остался жив, несмотря на попадание пули в грудь? Спасла его собственная рука, которой он защищался, медная пуговица или он смухлевал и воспользовался дополнительной защитой - такая версия время от времени всплывает в публикациях. о том, как дрались на дуэлях и могла ли пуговица защитить дуэлянта от пули.

На дуэли Пушкин, как известно, был смертельно ранен в живот. Дантес, согласно отчету старшего полицейского врача, был ранен «в правую руку навылет и получил контузию в брюхо».

Мы решили рассмотреть технические аспекты поединка - тактику, уровень подготовки стрелков, характеристики оружия и т. д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два видеоматериала, где показаны эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим пластинам-пуговицам, получить комментарий хирурга и эксперта по дульнозарядному оружию.

Уроки нравственности и хороших манер

Строго регламентированный поединок не только позволял дворянину ответить на оскорбление, но, по замыслу европейских моралистов, способствовал улучшению нравов в обществе. Ведь неловкая шутка или неуместный каламбур могли закончиться для острослова фатально. Правда, дуэль требовала полностью уравнять шансы противников, а в поединках на холодном оружии преимущество в здоровье, возрасте и подготовке нередко превращало поединок в узаконенное убийство. Этим пользовались, чтобы, не нарушая закон, расправиться с соперником и даже политическим оппонентом.

Изображение: Globallookpress.com

Все изменил пистолет. Не зря его прозвали уравнителем шансов: старик мог сразить юношу, силач - уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским практиковаться в стрельбе так же тщательно, как и военным. Наконец, в поединке на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине XVIII века дуэли на пистолетах стали доминировать, а к концу XIX почти вытеснили другие виды поединков.

Первые дуэльные наборы выпустила мастерская британского оружейника Ментона (Manton) - пара полностью идентичных пистолетов (их отличали только номера «1» и «2» на деталях) в специальном футляре из дорогих пород дерева. Помимо оружия, в набор входили пороховница, запас пуль, пулелейка, шомполы, молоток и масленка.

Кто дрался на дуэлях

Драться на дуэли могли только дворяне - межсословные поединки не допускались. Также исключались дуэли между кровными родственниками, больными; считалось нелепым драться со стариками или подростками, нельзя было принять вызов по карьерным или экономическим соображениям, кредитор не мог драться с должником.

Фото: предоставлены российским отделением Ассоциации дульнозарядного оружия

Правила были очень разными. Противники могли стрелять с места, а кому делать первый выстрел, определялось жребием. Но чаще стреляли на опережение, например, противники вставали спинами друг к другу, по команде секунданта быстро поворачивались, взводили курки и производили выстрел. Наиболее известный вариант - дуэль с барьерами, именно так дрались Пушкин и Дантес. В русском варианте барьеры - любой предмет, шпага, плащ - ставились на 10-15 шагах, это семь-десять метров. Противники разводились на 20-30 шагов. По команде секунданта они начинали идти в направлении барьеров и могли стрелять в любой момент с любого расстояния.

Если стрелявший первым промахивался, он оставался на месте (в так называемой «позе дуэлянта» - полубоком, рука прикрывает грудь, пистолет - голову), а его оппонент мог подойти вплотную к барьеру, прицелиться и выстрелить. На ответный выстрел, обычно давалась минута, раненому стрелку - две. Промедливший терял право на выстрел. Осечка тоже считалась выстрелом.

Видео: Genry Vazov / YouTube

У Пушкина и Дантеса барьеры стояли на 10 шагах, противников разводили на 20 - по пять шагов до барьера каждому.

Оружием служили капсюльные пистолеты, предположительно, знаменитого французского мастера Лепажа с нарезным стволом калибром 12 миллиметров. «По точности эти пистолеты не уступают современным. Рекорд на 25 метров - 100 очков. Современная спортивная мишень, обычная десятка, хорошие стрелки укладывают в нее 10 пуль», - говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, поясняя, что сегодня во многих странах, в том числе Финляндии, Польше, Прибалтике, проводятся соревнования по стрельбе из старинного оружия.

Навеска пороха в дуэльных пистолетах колебалась от трех до восьми грамм, в зависимости от калибра. Пуля 50-го калибра весом около 12 граммов покидала ствол со скоростью порядка 350 метров в секунду. Ее энергия достигала 730 Джоулей - это чуть больше, чем у пистолета ТТ, однако пробивная способность круглой свинцовой пули была значительно ниже, и скорость она теряла быстрее, чем современная пуля. По наиболее распространенной версии, секунданты зарядили в пистолеты Пушкина и Дантеса ослабленные заряды пороха.

Как это делали русские

Считается, что русские дуэли отличались особой кровавостью - в Европе барьеры ставились обычно на 30 шагах, и для сатисфакции достаточно было выстрелить в сторону противника. В России поединки часто велись до тех пор, пока один из дуэлянтов не будет убит или тяжело ранен. Практиковалась дуэль «через платок» - с дистанции развернутого платка, концы которого дуэлянты удерживали руками. В 1824 году будущий декабрист Рылеев стрелялся с князем Константином Шаховским с трех шагов, из-за близкой дистанции пули дважды попадали в пистолеты противников.

В первой половине XIX столетия в России для военного отказ от дуэли фактически означал выход в отставку, для светского человека - отлучение от высшего общества. Историки считают, что немалую роль в этом сыграли войны начала века - русско-шведская война 1808-1809 годов и заграничные походы русской армии в ходе наполеоновских войн. С одной стороны, множество офицеров познакомилось с традициями европейской аристократии, в том числе дуэльными, с другой, многие военные были подвержены посттравматическому синдрому - боевые офицеры привыкли смотреть смерти в лицо, чувствовали себя победителями сильнейшей армии мира и освободителями Европы. Это отразилось в гипертрофированных представлениях о чести и отношении к дуэлям.

Как проходили поединки

Литература и кино сформировали стереотип поединка: дуэлянты медленно шагают навстречу друг другу, не спеша поднимая пистолеты, тщательно целятся… На самом деле поединок мог выглядеть совсем не так. «Была такая стратегия - ее предпочитали опытные дуэлянты - быстро, чуть ли не бегом пройти свое расстояние и стрелять в приближающегося противника, поясняет Игорь Вербовский. - Стрелок создавал себе выгодные условия: его противнику на ходу трудно сделать прицельный выстрел, вдобавок, встав боком, ты максимально уменьшаешь свою проекцию, а когда идешь, это сделать трудно».

Видео: Genry Vazov / YouTube

Технически для подготовленного стрелка пробежать пять шагов и с семи метров быстро поразить мишень размером с человеческий торс несложно. По словам Вербовского, на костюмированном стрелковом шоу в Финляндии, российские стрелки из дульнозарядного оружия специально ставили эксперимент: средне подготовленный стрелок, прежде не имевший дела с дуэльными пистолетами, практически подбегал к барьеру и стрелял в картонную мишень навскидку. Из шести попыток пять увенчались успехом. Одна пуля поразила край мишени, остальные попали ближе к центральной линии.

Эту стратегию выбрал в последней дуэли и Пушкин, он очень быстро преодолел расстояние до барьера и начал целиться. Но Дантес переиграл его, выстрелив сходу, не доходя до барьера буквально одного шага.

Уровень подготовки дуэлянтов

Александр Сергеевич слыл хорошим стрелком и, по легендам, с 10 шагов мог попасть из пистолета в карточного туза. «Мишеней не сохранилось, но есть воспоминания современников, - рассказывает Вербовский. - В кишиневской ссылке поэт, едва встав с постели, не одевшись, стрелял в стену из пистолета по много раз. Есть воспоминания его крепостного, что во время ссылки в Михайловском, Пушкин каждое утро всаживал по сотне пуль в стену амбара. Вообще у него репутация была хорошего стрелка, с ним опасались стреляться».

Даже тот факт, что, будучи тяжело раненым, Пушкин нашел силы не просто сделать ответный выстрел, но поразить противника, многое говорит и о его мастерстве, и о характере. Поэт стрелял полулежа, опираясь на левую руку.

Картина Адриана Волкова «Последний выстрел А. С. Пушкина»

Дантес, профессиональный военный, тоже должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, кроме того, как напоминает Вербовский, учась в офицерской школе во Франции, он завоевывал чемпионский титул в стрельбе по голубям. Это предтеча современной стендовой стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелочкам).

Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, едва ли не бретером, приписывая ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных историй - так называют ситуации с вызовом на дуэль, но большинство закончились примирением. До поединка с Дантесом поэт выходил к барьеру четыре раза, и только один раз стрелял в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.1 /2

Мнение современных экспертов на сей счет расходятся. «Пуля, выпущенная поэтом, пробила рукав, мягкие ткани руки, вновь рукав и ударилась о ткань мундира, пробить который уже не смогла. На передней поверхности грудной клетки, защищенной мундиром, вполне могло не остаться вообще никаких повреждений, в том числе ссадин. Хотя раненый, безусловно, почувствовал бы удар в грудь», - прокомментировал «Ленте.ру» врач-хирург Михаил Храменков.

В ходе финского эксперимента производились выстрелы в манекен (пластиковый мешок с землей, одетый в куртку М65), на который крепились медные пластины толщиной два миллиметра и диаметром около пяти сантиметров - они играли роль пуговиц. При уменьшенной навеске пороха, до 3,5 грамма (тот самый ослабленный заряд), пуля не пробила пуговицу, оставив вмятину и прорвав мешок. Конечно, этот эксперимент нельзя считать научным, хотя бы из-за материала манекена. Тем не менее в подтверждение «пуговичной» версии говорят европейские, в частности английские источники XVIII-XIX века, описывающие случаи, когда пуговицы и монеты спасали от пистолетной пули, а жертва в результате попадания испытывала сильную боль, но оставалась практически невредимой.

С другой стороны, нам неизвестно точно, сколько пороха было в пистолете, из которого стрелял Пушкин, ведь при падении ствол его пистолета забился снегом, и секунданты подали ему другой. Авторы документально-постановочного фильма «Пушкин. 29-я дуэль» тоже экспериментировали с оружием XIX века. У них пуля, выпущенная по манекену из баллистического желатина, прошила тело и вогнала в него пуговицу.

Трепещите, поэты! В Россию из Франции едет дуэльный набор Дантеса. 170 лет назад один из двух пистолетов, входивших в набор, послужил орудием национальной трагедии. Из него 27 января (8 февраля по новому стилю) был смертельно ранен Александр Пушкин.

10 граммов смерти

В XIX веке дуэль отличалась от убийства главным образом тем, что проводилась в строгом соответствии с правилами. Именно по этим правилам 7 января поэт Александр Пушкин вызвал на дуэль кавалергарда Жоржа Дантеса. Как ни странно, у того не оказалось под рукой дуэльных пистолетов. Куда побежал француз Дантес за оружием? Разумеется, во французское посольство! Секретарь посольства Огюст д.Аршиак вызвался быть секундантом. А сын посла Эрнест де Барант добыл для дуэли папины пистолеты. Купленные в оружейной лавке на Невском, они ещё ни разу не были опробованы в деле и жаждали крови.

Что же представляли собой "пистолеты Дантеса"? Прекрасно сделанное и тщательно украшенное орудие убийства. Дуэльный набор был произведён в ателье оружейника Карла Ульбриха при арсенале немецкого Дрездена. Калибр чуть меньше, чем у современных крупнокалиберных пулемётов и снайперских винтовок, - 11,5 миллиметра. Заряжался пистолет чёрным порохом и пулей весом 10 граммов. Начальная скорость - около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов (именно так стрелялись Пушкин с Дантесом) убойная сила была примерно такой же, как у пули столь популярного нынче среди киллеров пистолета ТТ. Кроме того, пистолеты немецкого мастера были снабжены одной из оружейных новинок того времени - капсюльным замком. "Зубчатый, надёжно ввинченный кремень", о котором писал Пушкин в "Евгении Онегине", плохо переносил сырость и довольно часто давал осечки. А осечка приравнивалась дуэльным кодексом к выстрелу без всяких скидок на устаревшую технику. К сожалению, капсюли исправно работали в любую погоду.

Ответный огонь

СЕКУНДАНТОМ Пушкина был его лицейский друг инженер-подполковник Константин Данзас. Он привёз на Чёрную речку ещё один дуэльный набор - так было положено. Вместе с секундантом противной стороны д"Аршиаком бросили жребий, из какой пары стреляться. Вышло - из Дантесовой. По сигналу "Сходитесь!" Пушкин и Дантес каждый со своей стороны двинулись к барьеру, обозначенному брошенными на снег шинелями. В соответствии с дуэльным кодексом теперь каждый из них мог стрелять без предупреждения. Первым нажал на спусковой крючок Дантес.

Пуля вошла Пушкину в правый бок чуть ниже верхнего края подвздошной кости и, двигаясь по дуге, застряла в крестце. "Пробили часы урочные: поэт роняет молча пистолет".

В отличие от Ленского Пушкин смог сделать ответный выстрел. Правда, ствол немецкого пистолета из набора де Баранта при падении забился снегом. Участники дуэли посовещались, и Дантес дал согласие на использование пистолета из другого набора. Он мог бы этого и не делать, буква дуэльного кодекса была бы соблюдена. Но кем-кем, а трусом Жорж Дантес никогда не был.

Пушкин стрелял из пистолета французского производства, купленного у петербургского купца Куракина, и ранил противника в правую руку чуть ниже локтя. Следы этих пистолетов затерялись. В последний раз они всплывали в Польше незадолго до Второй мировой войны. А "пистолеты Дантеса" вернулись во Францию вместе с послом де Барантом, по наследству достались его детям, потом внукам... В 1950 г. их купил известный коллекционер Пьер Поль, завещавший дуэльный набор музею почты во французском городе Амбуаз. При чём здесь почта? При том, что Пушкин, как известно, написал повесть "Станционный смотритель" о превратностях судьбы русских почтовиков XIX века. По крайней мере, именно так написано на табличке, привинченной к обратной стороне ящика. Потом музей закрыли, дуэльный набор передали в городскую мэрию. Оттуда пистолеты и приехали в Москву на выставку в Государственный музей А. С. Пушкина. Любой желающий сможет их увидеть в ближайшие 3 месяца.

На заглавном фото вы видите пару пистолетов мастера Лепажа. Сотрудники Львовского исторического музея не исключают, что именно эти пистолеты приобрел Александр Пушкин для дуэли с Дантесом..

О жизни Александра Пушкина написаны сотни монографий. Кажется, исследован каждый прожитый им день, каждая реликвия, связанная с именем великого поэта. Но куда делись его дуэльные пистолеты, вразумительно ответить пока не может никто. Камер-юнкер Александр Пушкин и французский кавалергард барон Жорж Дантес стрелялись 27 января (8 февраля) 1837 года. Дуэль происходила на окраине Санкт-Петербурга в перелеске у Черной речки, подальше от людских глаз, ибо император Николай I весьма сурово наказывал дворян за выяснение отношений с помощью оружия.

Условия поединка были беспощадными и не давали шанса уцелеть

Противники приехали каждый со своим дуэльным гарнитуром. Известно, что за пару дней до поединка Пушкин сдал ростовщику свое обеденное столовое серебро и на полученные под залог 2200 рублей приобрел в «Магазине военных вещей» дуэльные пистолеты известного французского мастера-оружейника Лепажа. Дантес же позаимствовал у знакомого пистолеты немецкого оружейника Карла Ульбриха.

Дуэльный кодекс того времени был весьма строгим и соблюдался неукоснительно, - рассказывает сотрудник «Арсенала» Львовского исторического музея Анатолий Фенев. - Главное условие - равенство возможностей противников. Поэтому дуэльный гарнитур представлял собой коробку, в которой лежали два пистолета со всеми принадлежностями: пулями, пороховницей, зарядным шомполом, деревянным молоточком, пороховой меркой и т. д. Оружие должно было быть абсолютно одинаковым по весу - до грамма, по длине - до миллиметра. На пистолетах стояли порядковые номера 1 и 2. Дуэлянты или их секунданты тянули жребий, кому какой номер достанется. Потом секунданты под присмотром друг друга заряжали оружие, обсуждали правила… Впрочем, если дуэльные гарнитуры противников были схожи, то после проверки каждому предоставлялась возможность драться собственным оружием. Именно так и было на дуэли Пушкина и Дантеса.

Условия поединка (написанные на французском языке и сохранившиеся до наших дней) были беспощадными и не давали шансов уцелеть:

  1. Противники становятся в 20 шагах друг от друга и 5 шагах (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники по поданному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьер, могут стрелять.
  3. После выстрела противникам не позволяется менять место, с тем чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергался на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на том же расстоянии в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, собственной честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Проведенное по распоряжению императора следствие установило до мельчайших деталей обстоятельства дуэли. Дантес выстрелил на ходу первым. Тяжело раненный в живот Пушкин упал, но нашел в себе силы приподняться и выстрелить. Дантес отделался легкой раной в правую руку. Известно, что по окончании поединка оба дуэльных гарнитура забрали секунданты. Секундант поэта подполковник Константин Данзас в своих воспоминаниях пишет, что после дуэли страдающий от страшных болей Пушкин попытался застрелиться из своего пистолета, поэтому Константину пришлось забрать у него оружие. Но куда же гарнитуры делись потом?

Дуэльное оружие поэта мог привезти во Львов кто-то из семейства графа Потоцкого

Пистолеты Дантеса неожиданно появились в 1937 году в Париже на выставке «Пушкин и его эпоха». Ее учредители в аннотации к экспонату утверждали: «Пистолеты барона де Баранта, одолженные для дуэли с Пушкиным виконту д’Аршиаку, секунданту барона Дантеса». Доказательством этого служила записка, вложенная в ящик дуэльного гарнитура. В ней владелец оружия полковник Шательперон утверждал: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который предоставил их своему другу господину д’Аршиаку для поединка Пушкина с господином Дантесом (господин д’Аршиак был одним из секундантов). Они были подарены полковнику де Шательперону в 1881 году господином бароном де Барантом, братом барона Эрнеста».

И многих сей «документ» убедил-таки, что это те самые пистолеты! Правнук Пушкина Георгий Воронцов-Вельяминов в своих воспоминаниях рассказывал, что «барантовский» дуэльный гарнитур даже пытались выкупить эмигранты, чтобы передать его в Россию, но не успели. В 1968 году эти пистолеты обнаружились в частном Музее почты в маленьком городке Лимрэ (Франция), а через три года их передали в муниципальный Музей почты в Амбуазе. Интерес к ним периодически обостряется. Причем многие историки все больше сомневаются, что это оружие действительно держал в руках Дантес.

Информация о пушкинских же пистолетах мелькнула всего один раз - в 1937 году. В польском иллюстрированном журнале «Святовид», опубликовавшем небольшой материал к 100-летию со дня гибели поэта, сообщалось, что пистолеты Пушкина марки Лепажа с некоторых пор принадлежат майору Альбину Земецкому из Познани, которому «достались незадолго до Первой мировой войны от некоего русского офицера в Варшаве». Правда ли это, трудно сказать. Весной 1940 года майора расстреляли в Катыни сотрудники НКВД. И след пистолетов снова потерялся.

Возможно, дуэльные пистолеты мастера Лепажа, принадлежавшие Пушкину, хранятся у нас - во Львовском историческом музее. Но, подчеркиваю, это только предположение, - продолжает рассказ Анатолий Фенев. - Доподлинно не известно, как они оказались в наших фондах. По одной из версий, во Львов, который находился в составе царской России, а потом - Польши, их привез из Санкт-Петербурга кто-то из семейства графа Потоцкого, члены которого поддерживали дружеские отношения с поэтом.

Предположение - не факт, - тоже подчеркнул в разговоре с нами старший научный сотрудник, хранитель фонда оружия музея Борис Мельник. - Я работаю в музее 50 лет, однако никаких записей о поступлении этих пистолетов обнаружено не было. Как, впрочем, и футляра к ним. Мне бы самому хотелось установить истину, для чего необходимо провести точные исследования. И тут не обойтись без поездки в Санкт-Петербург в музей Пушкина. Возможно, там есть подробное описание рокового дуэльного гарнитура или какая-то другая дополнительная информация. Много раз сам собирался поехать, но это оказалось тяжело - слишком много работы, да и возраст уже не позволяет.

А вот из какого пистолета Онегиным был убит Ленский, еще один пушкинский герой из романа в стихах “Евгений Онегин”?

Помните эти строки? Они и дают ответ на этот вопрос. Дуэльная пара Лепажа!

Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.

Лепаж имел свой магазин в Париже, его изделия отличались изяществом и тщательностью отделки. Дуэльная пара пистолетов находилась в специальном «ящике боевом» , включавшем и набор необходимых инструментов: молоток, шомпол, пулелейка и пр.

Кроме как на дуэли, пользоваться этими пистолетами не позволялось. На место дуэли каждый из противников приносил свои пистолеты в ящике, и после их осмотра они выбирались по жребию. Стоили они тогда недешево и покупались состоятельными людьми на случай дуэли.

Магазин существует и сейчас перед театром «Комеди Франсеэ» , а в ста шагах - Лувр. Над дверью надпись: «Дом Форе Лепажа. 1716 год». Знают ли работающие сейчас в магазине молодые люди о Пушкине,Онегине и Ленском? Вот чего не знаем, того не знаем!

Сенсационное предположение высказали накануне 175-летия со дня гибели великого русского поэта сотрудники галицкого хранилища раритетов

О жизни Александра Пушкина написаны сотни монографий. Кажется, исследован каждый прожитый им день, каждая реликвия, связанная с именем великого поэта. Но куда делись его дуэльные пистолеты, вразумительно ответить пока не может никто. Камер-юнкер Александр Пушкин и французский кавалергард барон Жорж Дантес стрелялись 27 января (8 февраля) 1837 года. Дуэль происходила на окраине Санкт-Петербурга в перелеске у Черной речки, подальше от людских глаз, ибо император Николай I весьма сурово наказывал дворян за выяснение отношений с помощью оружия.

Условия поединка были беспощадными и не давали шанса уцелеть

Противники приехали каждый со своим дуэльным гарнитуром. Известно, что за пару дней до поединка Пушкин сдал ростовщику свое обеденное столовое серебро и на полученные под залог 2200 рублей приобрел в «Магазине военных вещей» дуэльные пистолеты известного французского мастера-оружейника Лепажа. Дантес же позаимствовал у знакомого пистолеты немецкого оружейника Карла Ульбриха.

*Сотрудники Львовского исторического музея не исключают, что именно эти пистолеты приобрел Александр Пушкин для дуэли с Дантесом

— Дуэльный кодекс того времени был весьма строгим и соблюдался неукоснительно, — рассказал «ФАКТАМ» сотрудник «Арсенала» Львовского исторического музея Анатолий Фенев . — Главное условие — равенство возможностей противников. Поэтому дуэльный гарнитур представлял собой коробку, в которой лежали два пистолета со всеми принадлежностями: пулями, пороховницей, зарядным шомполом, деревянным молоточком, пороховой меркой и т. д. Оружие должно было быть абсолютно одинаковым по весу — до грамма, по длине — до миллиметра. На пистолетах стояли порядковые номера 1 и 2. Дуэлянты или их секунданты тянули жребий, кому какой номер достанется. Потом секунданты под присмотром друг друга заряжали оружие, обсуждали правила… Впрочем, если дуэльные гарнитуры противников были схожи, то после проверки каждому предоставлялась возможность драться собственным оружием. Именно так и было на дуэли Пушкина и Дантеса.

Условия поединка (написанные на французском языке и сохранившиеся до наших дней) были беспощадными и не давали шансов уцелеть:

«1. Противники становятся в 20 шагах друг от друга и 5 шагах (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

2. Вооруженные пистолетами противники по поданному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьер, могут стрелять.

3. После выстрела противникам не позволяется менять место, с тем чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергался на том же самом расстоянии.

4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на том же расстоянии в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.

6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, собственной честью строгое соблюдение изложенных здесь условий».

Проведенное по распоряжению императора следствие установило до мельчайших деталей обстоятельства дуэли. Дантес выстрелил на ходу первым. Тяжело раненный в живот Пушкин упал, но нашел в себе силы приподняться и выстрелить. Дантес отделался легкой раной в правую руку. Известно, что по окончании поединка оба дуэльных гарнитура забрали секунданты. Секундант поэта подполковник Константин Данзас в своих воспоминаниях пишет, что после дуэли страдающий от страшных болей Пушкин попытался застрелиться из своего пистолета, поэтому Константину пришлось забрать у него оружие. Но куда же гарнитуры делись потом?

Дуэльное оружие поэта мог привезти во Львов кто-то из семейства графа Потоцкого

Пистолеты Дантеса неожиданно появились в 1937 году в Париже на выставке «Пушкин и его эпоха». Ее учредители в аннотации к экспонату утверждали: «Пистолеты барона де Баранта, одолженные для дуэли с Пушкиным виконту д"Аршиаку, секунданту барона Дантеса». Доказательством этого служила записка, вложенная в ящик дуэльного гарнитура. В ней владелец оружия полковник Шательперон утверждал: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который предоставил их своему другу господину д"Аршиаку для поединка Пушкина с господином Дантесом (господин д"Аршиак был одним из секундантов). Они были подарены полковнику де Шательперону в 1881 году господином бароном де Барантом, братом барона Эрнеста».

И многих сей «документ» убедил-таки, что это те самые пистолеты! Правнук Пушкина Георгий Воронцов-Вельяминов в своих воспоминаниях рассказывал, что «барантовский» дуэльный гарнитур даже пытались выкупить эмигранты, чтобы передать его в Россию, но не успели. В 1968 году эти пистолеты обнаружились в частном Музее почты в маленьком городке Лимрэ (Франция), а через три года их передали в муниципальный Музей почты в Амбуазе. Интерес к ним периодически обостряется. Причем многие историки все больше сомневаются, что это оружие действительно держал в руках Дантес.

Информация о пушкинских же пистолетах мелькнула всего один раз — в 1937 году. В польском иллюстрированном журнале «Святовид», опубликовавшем небольшой материал к 100-летию со дня гибели поэта, сообщалось, что пистолеты Пушкина марки Лепажа с некоторых пор принадлежат майору Альбину Земецкому из Познани, которому «достались незадолго до Первой мировой войны от некоего русского офицера в Варшаве». Правда ли это, трудно сказать. Весной 1940 года майора расстреляли в Катыни сотрудники НКВД. И след пистолетов снова потерялся.

— Возможно, дуэльные пистолеты мастера Лепажа, принадлежавшие Пушкину, хранятся у нас — во Львовском историческом музее. Но, подчеркиваю, это только предположение, — предупредил «ФАКТЫ» Анатолий Фенев. — Доподлинно не известно, как они оказались в наших фондах. По одной из версий, во Львов, который находился в составе царской России, а потом — Польши, их привез из Санкт-Петербурга кто-то из семейства графа Потоцкого, члены которого поддерживали дружеские отношения с поэтом.

— Предположение — не факт, — тоже подчеркнул в разговоре с нами старший научный сотрудник, хранитель фонда оружия музея Борис Мельник . — Я работаю в музее 50 лет, однако никаких записей о поступлении этих пистолетов обнаружено не было. Как, впрочем, и футляра к ним. Мне бы самому хотелось установить истину, для чего необходимо провести точные исследования. И тут не обойтись без поездки в Санкт-Петербург в музей Пушкина. Возможно, там есть подробное описание рокового дуэльного гарнитура или какая-то другая дополнительная информация. Много раз сам собирался поехать, но это оказалось тяжело — слишком много работы, да и возраст уже не позволяет.

8 февраля 1837 года состоялась дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Дуэлянты сошлись на окраине Санкт-Петербурга у Черной речки близ Комендантской дачи. Стрелялись на пистолетах. В результате дуэли поэт был смертельно ранен и через два дня умер…

  • Вот пистолеты уж блеснули,
  • Гремит о шомпол молоток
  • В граненый ствол уходят пули
  • И щелкнул в первый раз крючок.
  • («Евгений Онегин» гл.6, ч. XXIX )
  • Елена РЫХЛО,
  • старший научный сотрудник музея А.С. Пушкина (с. Берново)

10 февраля (29 января по старому стилю) отмечается день памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этом году исполнится ровно 180 лет со дня гибели величайшего русского поэта. Но до сих пор этот трагический факт русской истории привлекает к себе широкий общественный интерес.

Сегодня о гибели Пушкина написано довольно много, взгляды и суждения неоднозначны. Да и отношение самого Пушкина к дуэли было противоречиво: «как наследник просветителей он видит в ней проявление светской вражды», с другой стороны «дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека». Перечитывая воспоминания современников, переписку жены и друзей Пушкина, сопоставляя документы и факты, мы не только становимся очевидцами происходящего, а пытаемся разобраться в двойственности понятия «дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, — не предрассудок».

В экспозиции музея А.С.Пушкина в Бернове находится дуэльный пистолет, который принадлежал приятелю Пушкина А.Н.Вульфу. Он сохранился в семье Татьяны Михайловны Понафидиной (в замужестве Смирновой) вместе с другими вещами из малинниковского дома, вывезенными Евпраксией Николаевной Вульф. Дуэльный пистолет с капсульным замком, на замочной доске выгравирована надпись «G.WAGNER».

Дуэльные пистолеты появились впервые в Англии в 70-х годах XVIII века, имели характерные черты. Они всегда изготавливались парами, были абсолютно идентичными. Друг от друга отличались только цифрами «1» и «2» на стволе. Парными пистолеты делались на случай осечки одного из них или для исключения любой другой случайности. Это подтверждает известный всем поединок между Пушкиным и Дантесом. Тогда во время дуэли на Черной речке вынужденные обстоятельства заставили Пушкина воспользоваться вторым пистолетом из пары, привезенной его секундантом Данзасом. После выстрела Дантеса раненый Пушкин упал, и в дуло его пистолета набился снег. Для ответного выстрела ему подали второй пистолет.

Сколько же стоили дуэльные пистолеты? Нужно заметить, что обычный кавалерийский пистолет стоил 30 франков, а пара дуэльных пистолетов на заказ могла стоить 350-500 франков. В 1844 году для великого князя Михаила Николаевича петербургский мастер Бертран, он имел магазин на итальянской улице в 1830-1840 годах, изготовил ружье в серебряной оправе, стоимостью 300 рублей ассигнациями.

Дуэльные пистолеты отличались от обычного оружия: они были легче и, как правило, имели длинный ствол. Они являлись инструментом поединка, в то же время представляли собой яркие произведения декоративно-прикладного искусства.

Пара пистолетов с принадлежностями составляла единый гарнитур и помещалась в специальный футляр (ящик). Ящики изготавливались из сосны, липы, ореха, березы, ясеня, дуба, красного и черного дерева, палисандра. Наиболее известные оружейники инкрустировали их костью, латунью, лазуритами, украшали металлическими накладками, а изнутри отделывали бархатом, муаром, сукном, кожей и помещали на обливке ящика надпись, включающую имя мастера и адрес мастерской. Некоторые гарнитуры имели дополнительный кожаный футляр.

Дуэльные пистолеты комплектовались, как правило, с аксессуарами, предназначенными для заряжания и поддерживания их чистоте и сохранности. В комплект принадлежностей обычно входили: зарядный шомпол, молоток, пулелейка, пороховница, пороховая мерка, масленка, отвертка, игла для прочистки затворного отверстия. Важнейшим аксессуаром считалась пороховая мерка, так как. заряд пороха должен был иметь определенный вес в пределах от 0,5 до 3,8 грамма, он оговаривался секундантами. Порох хранился в роговых, латунных или медных пороховницах. Шомпол служил для чистки каналов ствола.

Накануне поединка пистолеты покупались у известных оружейных мастеров. Затем дуэльные пистолеты заряжались одним из секундантов в присутствие и под контролем остальных. Иногда по условиям дуэли эту миссию выполнял оружейный мастер, но обязательно в присутствие секундантов. Пистолетный ящик опечатывался и в таком виде доставлялся к месту поединка.

Оружие дуэлянт получал от секундантов на предохранительном взводе. Получив пистолеты, они, держа их стволы вниз, занимали установленные жребием места и ждали команду старшего секунданта «Взводите» или «Стреляйте». Эти слова были сигналом к началу дуэли.

Признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей: дуэль с неподвижными стрелками, дуэль с барьерами и дуэль на параллельных линиях.

Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием, либо тяжестью нанесенного обидчику оскорбления. Дуэльная дистанция избиралась в пределах 15-30 шагов. Первый и второй выстрелы должны были последовать друг за другом в интервале одной минуты, кто промедлил, терял право на выстрел. Промежутки между выстрелами могли быть, по договоренности, короче. Отсчет секунд велся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась как произведенный выстрел. Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой противники стояли спинами друг к другу, а после команды быстро поворачивались, взводили курки и стреляли.

При дуэли с барьерами начальная дистанция составляла 35-40 шагов. Перед обоими противниками на расстояние 10 шагов рисовалась черта, обозначенная тростью или белым флажком. В итоге расстояние оказывалось 15-20 шагов. Находясь на исходной позиции лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты занимали места по обе стороны от барьеров. По команде «Взводи» противники начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли остановиться, прицеливаться и стрелять. Первый выстрелявший обязан ждать ответного выстрела в течение 10-15 секунд. Раненый имел право стрелять лежа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствие с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

Похожей была дуэль на параллельных линиях. Противники, находясь друг от друга на расстояние 25-35 шагов, сближались по двум параллельным линиям, расстояние между которыми 15 шагов. В процессе перемещения дистанция сокращалась до минимума, но каждый оставался на своей линии. Для выстрела надо было остановиться, а после чего – ждать ответного выстрела в неподвижной позе 30 секунд.

В дуэльном кодексе оговаривалось, как поступать, если один из противников умышленно выстрелил в сторону. Когда это делал обиженный, то обидчик должен был отказаться от выстрела. Однако если обидчик стрелял в воздух, то ничто не мешало обиженному выстрелить точно в цель. Первый дуэльный кодекс появился во Франции в 1836 году. Он предусматривал соблюдение дуэлянтами и секундантами следующих правил: каждый поединок должен повышать уважение в обществе к чести и достоинству личности; за нанесенное оскорбление можно требовать удовлетворение лишь единожды; поединок должен проводиться только между двумя лицами; в поединке можно использовать лишь сабли, шпаги и пистолеты, при выборе пистолетов допускалась некоторая разница в длине стволов, но обе пары должны иметь нарезы или их не иметь, обе пары должны иметь прицелы или обе не иметь их, калибры обеих пар должны совпадать; секунданты должны принимать участие в выработке условий поединка и следить за их строгим соблюдением; поединок должен проходить в соответствие с правилами (запрещалось надевать кольчуги, начинать поединок без сигнала, отступать назад и прочие); первый стреляющий не имеет права стрелять в воздух; право сохранившего выстрел задержать противника у барьера и произвести выстрел, выстреливший должен стоять у барьера неподвижно.

Обычным наказанием за дуэль в конце XVIII начале XIX века было заключение в крепость на срок до года, разжалование в солдаты с правом выслуги, перевод в действующую армию на Кавказ, из гвардии в армию, увольнение со службы с отправкой в ссылку в свою деревню. Не служащим дворянам чаще всего назначалось строгое церковное покаяние, ссылка в деревню и запрет въезжать в столицы. Все эти меры никак не влияли на распространение дуэлей, участники которых пользовались одобрением и поддержкой общества.

Петр I считал дуэли вне закона, рассматривал их как «поединки против государственных интересов». Екатерина II в специальном манифесте «О поединках» от 21 апреля 1787 года писала: «Буде кто учинил раны, увечье или убийство, то имать его под стражу и отослать в Уголовный Суд, где судить, как законы повелевают о ранах, увечье и убийстве».

По мнению Наполеона I: «Никто не имеет права рисковать жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат». Во Франции власть резко отрицательно относилась к дуэлянтам и дуэлям, но именно в этой стране были созданы лучшие образцы дуэльного оружия. Пистолеты французского мастера Жана Лепажа имел в виду А.С.Пушкин при описание дуэли в романе «Евгений Онегин», называя их «Лепажа стволы роковые». Наполеон часто преподносил произведения своего оружейника выдающимся военачальникам иностранным государям и принцам.

Казалось бы, какая занимательная информация. Сколько правил и условностей. Но, когда понимаешь, что за этим стоят человеческие жизни, начинаешь совсем иначе оценивать нравы и обычаи канувшего в Лету романтичного прошлого..