Что нужно посвятить в церкви на пасху. Что нужно святить на пасху

Пасха – это один из самых почитаемый христианских праздников. Он связан с большим количеством различных обрядов и традиций. Традиционно люди ходят в церковь, чтобы освятить пасхальную корзинку с продуктами. Почему так заведено? Когда нужно это делать и что нужно класть в пасхальную корзинку? С этими вопросами сталкиваются многие христиане, поэтому попробуем на них ответить.

Традиция

Пасха – это идеальный день для того, чтобы помолиться и причаститься. Сегодня немногие люди причащаются, большинство предпочитает освящать пасхальную корзину.

И церковь это также приветствует, ведь вкушение священной пищи будет напоминать людям об их духовном предназначении, о причащении истинной Пасхи Христовой.

Это символическое завершение великого поста. Придя домой, люди могут поставить на стол естества, в которых они ограничивали себя до Пасхи.

Когда освещают куличи и яйца на Пасху?

Большинство людей делают это в ночь с субботы на воскресенье. Однако по христианским правилам это можно начинать делать в субботу, после утренней литургии и до 9 часов вечера. Разрешается освящать приходить в церковь для освящения еды и воскресенье.

В субботу в церковь приходит немного людей, поэтому у каждого желающего есть возможность не только освятить еду, но и приложиться к Плащанице, послушать пасхальные песнопения, помолиться в храме.

Что еще из еды можно положить в пасхальную корзину?

Яйца и куличи – это не единственные естества, которые можно положить в пасхальную корзину. Согласно церковным традициям можно освящать и такие продукты:

  • соль. Это символ достатка, поэтому издавна люди освещали ее. Она также является оберегом, который будет защищать человека от недобрых людей и неприятностей на протяжении всего года. Соль традиционно готовят в четверг, а в субботу или воскресенье – только освещают;
  • хрен. Это символ несокрушимого духа. Есть легенда, что Иисуса Христа пытались отправить корешками хрена. В то время из-за своего специфического вкуса он считался ядовитым. Освященный корень хрена будет вселять в человека веру, поэтому его нужно обязательно класть в пасхальную корзину;
  • мясо. В церковь нельзя приносить продукты из крови, а вот колбасы, ветчину, различные копчености освящать можно;
  • вино. В церкви разрешено освящать только кагор. Этот напиток используется в церковных обрядах, поэтому церковь приветствует его присутствие в пасхальной корзинке. Все остальные алкогольные напитки лучше оставить дома.

Дополнить пасхальную корзину можно свечами, вечнозелеными растениями, пасхальными рушниками.

Освящение куличей в храмах

В предпраздничные и праздничные дни церковь открыта для всех. Любой желающий может прийти сюда, помолиться, освятить еду и послушать церковные песнопения. Для пасхальных корзинок в церкви ставится специальный столик.

Сюда еду ставят люди, которые присутствуют на службе, слушают песнопения. Столик с угощениями освящается в первую очередь. Священник окропляет их святой водой и поздравляет людей со светлым праздником.

После этого батюшка выходит на улицу и освящает еду тех, кто не присутствовал на службе.

Что нужно знать

Правил, которых нужно придерживаться в церкви во время освящения еды, немного. Но все прихожане должны их знать:

  1. Если вы принесли свечи, вставьте их в пасхальный кулич и зажгите до того, как начнется служба.
  2. На приветствие батюшки: «Христос воскрес» нужно обязательно отвечать: «Воистину воскрес».
  3. Во время совершения обряда необходимо сохранять молчание. Можно повторять про себя молитву.

  1. Продукты, освященные в церкви, нельзя выбрасывать. Если у вас много угощений, и вы понимаете, что не успеете их все съесть, лучше раздайте их друзьям, знакомы, просто нуждающимся людям.
  2. В церкви нельзя освящать деньги и другие вещи, представляющие материальную ценность.
  3. Вовсе необязательно доверху заполнять пасхальную корзину. Не стоит забывать, что Пасха – это праздник души. Не складывайте продукты в хаотичном порядке, относитесь к содержимому с уважением.

Вопрос-ответ

Что надеть в церковь?

Согласно церковным правилам женщина, которая планирует прийти в церковь, не должна ярко одеваться, наносить броский макияж. Одеваться нужно максимально скромно: средняя или длинная юбка, закрытая кофточка, косынка или платок на голове. А вот мужчинам во время посещения храма нужно снять головной убор.

Когда нужно печь куличи и красить яйца?

По церковным традициям делать это нужно в Чистый четверг, после службы, посвященной этому дню, и причащения. Большинство людей предпочитают делать это в пятницу, но в этот день лучше не заниматься никакими бытовыми вопросами.

Нужно ли соблюдать ритуалы во время приготовления куличей и яиц?

Нет, церковь не приветствует никаких обрядов и ритуалов. Все, что вы можете сделать – это помолиться и попросить божьего благословения.

Могут ли освящать еду некрещеные люди?

Да, могут. Церковь открыта для всех желающих поучаствовать в богослужение и освящении еды. Единственное, что церковь не разрешает делать некрещеным людям – это причащаться.

Что должно быть на праздничном столе?

После пасхальной службы на стол можно ставить все виды пищи. Однако нужно не забывать, что продуктов должно быть в меру. Если вы соблюдали пост, не нужно «набрасываться» на еду. Переедание можно стать причиной проблем с желудком.

Всем ли нужно освящать еду в церкви?

Нет, не всем. Церковь призывает делать это по желанию. Если вы не хотите этого делать или у вас не получается, то приходить в храм, слушать песнопения, освящать еду необязательно.

Что делать со свечками после службы?

Свечки нужно оставляются в храме, где они и догорают. Забирать их домой нельзя. Так можно делать только в Чистый четверг, когда после чтения Евангелия свечи нужно потушить.

Нужно ли приносить продукты на Литургию или лучше сделать это потом?

Продукты, которые вы хотите освятить в церкви, необходимо принести сразу с собой. Можно принести только яйца и кулич. Когда вы придете домой, поставьте их рядом с другими продуктами, чтобы они также освятились.

Когда нужно разговляться на Пасху?

Разговление – это первая трапеза после окончания поста. Совершается она после причастия и Литургии. Если вы присутствовали ночью на Литургии, то сразу по приходу домой можете приступать к пасхальной трапезе. Если вы не смогли присутствовать в церкви, то разговляться нужно тогда, когда в церкви заканчивается праздничная Литургия.

Ходить в церковь и придерживаться пасхальных традиций нужно не по принуждению, а по желанию. Только в этом случае это принесет вам пользу. Освящение еды – это традиция, которую наш народ чтит и старается соблюдать.

Но если у вас не получилось попасть в церковь и освятить пасхальную корзинку, просто помолитесь и попросите божьего благословения. Бог милостив и слышит всех, кто обращается к нему с искренними побуждениями.

В церкви в этом году? Традиционный перечень продуктов в пасхальной корзине, как правило, повторяется из года в год. Все знают, что освещают в церкви на Пасху крашанки, куличи, домашнюю колбаску, кагор и прочие исключительно пасхальные вкусности.

Многие хозяйки признаются, что несут в церковь на Пасху и такие лакомства, которые к празднику не относятся напрямую: конфеты, вафли и печенье, фрукты и овощи.

Что можно святить в церкви на Пасху 2019, на самом деле, и какое значение имеет каждый продукт в пасхальной корзине?

Церковное освящение продуктов — это символ официального завершения поста, и благословение церкви на возврат к обычным, скоромным блюдам. Поэтому в церковь несут освящать на Пасху и яйца, и мясо, и сдобные куличи, и вино — все, что было под запретом долгие 40 дней поста.

Накануне праздника Пасхи у многих возникает вопрос о том, .

Никого запрета нет для беременных, беременность - это божье благословение. Но женщина должна понимать, что пасхальную службу нужно несколько часов выстоять на ногах, скорее всего в тесноте и духоте под запах горящих восковых свечей и кадила, что вряд ли хорошо отразится на самочувствии.

Продукты, которые кладут в корзину на Пасху, не просто символы праздника. Каждый из них имеет более глубокое значение, чем традиционная пасхальная еда.


Кулич

Образ пасхального хлеба, который Христос преломил накануне казни, и раздал своим ученикам.

Это символ Небесного царства и Воскресения для всех, кто уверовал в Христа Бога. Поэтому пасхальные куличи - одни из самых главных продуктов в псхальной корзине, что несут в церковь на Пасху.

Крашеные яйца

Если спросить человека, незнакомого с , даже он ответит на вопрос, какие продукты несут с собой в церковь на Пасху - крашеные яйца, в первую очередь.

В церковной традиции речь идет о яйцах, выкрашенных в красный цвет. Но уже давно им составляют компанию и самых разных цветов, рисунков и орнаментов. Они олицетворяют возрождение к новой жизни.

Мясные блюда

Ветчина, копчености — тоже есть среди того, что нужно святить в церкви на Пасху.

Они символизируют жертвенного агнца и отсылают нас к старозаветной истории исхода евреев из египетского рабства. Кровью ягненка делали пометки на дверных косяках в домах евреев, чтобы спасти их от кары, предназначенной египтянам.

Хрен и соль

Еще можно освящать в церкви на Пасху хрен и соль. Во-первых, они символизируют прочную несокрушимую веру, и глубокую связь между человеком и Богом.

Во-вторых, без них не обходится обильный мясной стол, и они помогают пищеварению справиться с тяжелой пищей. Освященной солью можно приправить блюда на , или оставить ее впрок, для совершения различных обрядов.

В украинской традиции за многие века сформировались свои взгляды на то, . Традиционный набор дополняют лук, сало, пшено, мак, праздничная выпечка.

Церковь, в свою очередь, каждый раз накануне праздника напоминает, что нести в церковь на Пасху и святить алкоголь нельзя. Послабление делается только для церковного вина кагора.

Теперь вы знаете, какие продукты положить в пасхальную корзину, и что можно посвятить на Пасху в церкви.

Инга Маяковская


Время на чтение: 7 минут

А А

Пасха – это великий праздник, который торжественно отмечает весь христианский мир. Считается, что именно в этот день случилось воскресение Иисуса Христа.

Пасха – это замечательный праздник, когда за щедрым столом собирается вся семья, родственники, близкие друзья. Во время праздника царит особая, добрая, милосердная обстановка . В церкви, которая красиво украшена коврами, рушниками, идет праздничная служба . В Пасхальную ночь не принято ложиться спать, так как считается, что тем людям, которые не спят, Бог раздает счастье.

Традиционная встреча Пасхи на Руси

На Руси празднование Пасхи происходило щедро, богато. На праздничном столе обязательно присутствовало 48 блюд . Традиционными, главными их них были крашеные яйца, творожные пасхи, куличи . Богатые семьи, которые жили в больших домах, на Пасху красили огромное количество яиц, даже до 1000 штук, чтобы их хватило всем без исключения: и домочадцам, и работникам. Также на Пасху пеклось очень много куличей. Наиболее красивые и большие оставались дома. Небольшими куличами и крашеными яйцами было принято угощать соседей, друзей . Также яйца и куличи жертвовали в монастыри, больницы, богадельни . В праздник Святой Пасхи все классовые и социальные различия полностью стирали, царила всеобщая благодать.
Подготовка к празднику осуществлялась задолго до его наступления. В Чистый четверг проводилась в доме уборка, мылись окна, выбрасывались не нужные вещи. В этот день подстригали бороду, усы, волосы. Накануне праздника все члены семьи активно красили яйца, пекли пироги, готовили творожную пасху.
В настоящее время, как и несколько веков назад, мы активно готовимся к Пасхе : убираем в доме, печем куличи, красим яйца.

Пасхальные традиции. Что освящать на Пасху?

Как только в церкви зазвонят колокола, мы отправляемся в церковь, чтобы освятить содержимое корзины , которую мы наполняем в соответствии с традициями праздника Святой Пасхи. По сложившимся традициям, которые пришли в Древней Руси, мы кладем в корзину крашеные яйца, творожную пасху, кулич, соль, мясо, красное вино . Также туда можно положить сыр, рыбу, сало и другие продукты. Не принято святить только курицу, так как по древней легенде, считается, что в день рождения Иисуса, спать ему мешала именно курица. Когда в церкви начинается обход церковной службы, корзинка с яствами окропляется освященной водой. После того, как окропили водой яства, люди возвращаются домой, и накрывают праздничный стол.

Традиционный пасхальный стол

Возвратившись, домой, переступая через порог, следует трижды повторить: «Святая Пасха в дом, вся нечисть из дома». Сев за пасхальный стол, сначала следует обязательно попробовать все освященное . В первую очередь принято разрезать крашеное яйцо, затем приступали к пасхе и напиткам.
В настоящее время, как и ранее, принято накрывать щедрый и красивый стол, где помимо всего святого, присутствует много других вкусных блюд. Чтобы стол выглядел празднично, его принято красиво украшать обязательными атрибутами Пасхи — цветами и зеленью . В старину для украшения праздничного стола специально делали цветы из бумаги или лоскутков ткани . Затем этими цветами украшали иконы, куличи. Пасхальные столы всегда выглядели ярко и красиво. Сегодня в качества украшения на пасхальный стол можно выбрать пасхальную полянку , которая является символом весны и процветания. На полянку можно положить крашеные яйца, поставить ярких желтых цыплят, красиво повязать разноцветные ленты, посадить цветы.
Как правило, на Пасху принято приглашать в гости родных и крестных . Если идешь в гости, то обязательно следует взять с собой крашеные яйца и кулич . Существует примета: человек, который отведает 10 куличей, которые испекли разные хозяйки, будет целый год везучим и счастливым.

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, вам наверняка приходилось слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль »). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом). Чёрный цвет соли - это искусственный цвет, в который поваренная соль окрашивается при запекании.

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… Об этом можно почитать здесь.

И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за последние годы?

На этот вопрос все священо служители разом отвечают отрицательно. Дескать, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. И что об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега."

Обряды обереги с солью:

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы. В Турции с давних временноворожденных натирали солью от сглаза и от потливости (и до сих под в некоторых горных районах страны сохранилась эта традиция).

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

Соль , как и другие виды пищи, широко , причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Приметы с солью:

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана».

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний.

Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль ». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год.

Как сделать четверговую соль:

Целебную силу приписывали «четверговой соли» . В XIX веке ее обычно получали так: в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг соль, завернутую в чистую тряпочку или помещенную в посуду (а иногда в старый лапоть), пережигали в печи. (Огонь, обладавший, по народным представлениям, очистительной способностью, «усиливал» таким образом «защитные» свойства соли.) В некоторых местностях соль просто выносили на улицу под звезды. В Калужской губернии на ночь выносили под звезды не только соль, но и мыло, золу и воду, чтобы сделать их целебными. Иногда же целебные свойства приписывались соли, которая лежала на столе рядом с хлебом в ночь накануне Страстного четверга.

Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после Пасхальной утрени.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.).

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию ». «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания». Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)». В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди». Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли » такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. проникал в само христианство народа. получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями».

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах. Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль » в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

И, наконец, Св. Причастие!»

Начнем с самой пасхальной корзинки в церковь. Если у вас нет корзины на , чтоб положить туда все, что нужно, то сейчас самое время сделать пасхальную корзинку своими руками. Можно купить корзинку, оформленную, как детская колыбелька - по кругу на резинке надевается кружевная оборка, украшенная нежными розочками и бусинами, сверху - овальное покрывальце в том же стиле.

Одно полотенце или рушник укладывается на дно корзинки, на него аккуратно выставляют кулич, яйца, колбаску, хрен, соль. Часто кладут то, что с удовольствием едят дети - яблоко или конфеты, чтобы ребенок съел освященный гостинец. Сверху праздничную трапезу накрывают еще одним рушником. Нитки, которыми вышит рушник, символизируют жизнь и судьбу. Поэтому каждой женщине желательно вышить хотя бы один рушник.

Что нужно класть в пасхальную корзину в церковь: пасхальный кулич

Если у вас не получится испечь кулич, можно купить его в булочной. Как правило, дома выпекают большие порции: большой , чтобы освятить в церкви и поставить на стол и маленькие куличи для всех членов семьи. Можно начинать выпекать куличи в четверг или в пятницу, но помните: в эти дни нельзя ссориться, спорить, ругаться. - не кулинарный процесс, а духовное действо, требующее чистоты помыслов, сосредоточения и добрых мыслей.

Что положить в корзину на Пасху: Крашеные яйца

Символ плодородия, возрождения, воскресения и вечной жизни. , вареные в или украшенные термонаклейками или самоклеющимися крестиками, натертые до блеска маслом - без них невозможно представить пасхальную корзинку. Для берут самые крупные и свежие яйца, а процесс окрашивания превращается в праздник для домашней детворы.

Что положить в корзину на Пасху: Творожная пасха

В украинских семьях творог, масло и сметана обязательно найдут место на праздничном столе. В селах, где нет традиции готовить творожную пасху, пекут пирожки или ватрушки с творогом и изюмом. Суть проста: под прессом творог формируется в нарядную творожную пирамидку. Если у вас нет разъемной формы, пасха может отстаиваться под прессом в дуршлаге или висеть в марле. Для деток, которые не любят творог, можно сделать шоколадную пасху, добавив какао.

Что положить в корзину на Пасху: Восковая свеча

В прежние времена верующие жертвовали церкви воск для изготовления свечей, а средства, вырученные от продажи, шли на содержание храма. Так и сейчас, свечи нужно приобретать в том храме, в который вы пришли молиться. Покупка свечей имеет духовное значение, это ваше пожертвование храму. Зажженная свеча - символ веры и молитвы. Воск, из которого она сделана, - символ послушания и раскаяния в грехах. Не имеет значения, купите вы большую дорогую свечу или маленькую. Лучше со смирением и горячей молитвой поставить маленькую свечу, чем с сожалением большую.

Что нужно класть в пасхальную корзину в церковь: Мясо и вино

На этом можно считать собранной, а можно добавить в нее мясные продукты, например классическую буженину. Поскольку в воскресный день все помыслы должны быть о боге, то хозяйка не должна стоять в этот день у плиты. Буженину, как и куличи, холодец или колбасу, можно готовить загодя и есть, не разогревая. Ходить в церковь с выпивкой не обязательно, но можно освятить бутылку красного вина, обычно «Кагора».

Что нужно класть в пасхальную корзину в церковь: Приправы

В пасхальную корзинку кладут баночку с солью и хреном. Хрен, перетертый с красной свеклой, подходит и к буженине, и к вареным яйцам, и к холодцу или к заливному. Непременный атрибут праздничного стола символизирует здоровье и долгую жизнь. Для а лучше приготовить домашний хрен. Соль - не только символ изобилия и сути, но и оберег. Освященную соль ставят перед иконой, хлебом-солью встречают гостя, посыпают младенца, отгоняя зло. Нередко святят шоколадные яйца, яблоко, апельсин - любое угощение, которое с удовольствием съест ребенок. Корзинки можно украшать вечнозеленым растением, которое является символом вечной жизни. На зеленой листве красиво смотрятся разноцветные яйца, можно оплести край корзины или ручку барвинком, или украсить цветами продукты в корзинке.

Небольшая корзинка с куличом и яйцами может стоить меньше сотни гривен, главное помнить: не так важно, что вы съедите в великий праздник. Главное, какими будут ваши мысли, насколько чистой и искренней будет , будет ли в вашем доме мир, покой и радость.

Когда святить куличи и яйца на Пасху в 2018 году

Освящение куличей на Пасху 2018 - это серьезный во всех смыслах ритуал, к которому упорно готовятся все верующие люди. Хозяюшки пререрывают всю Сеть, чтобы узнать, когда святить куличи в 2018 году и когда святить яйца на Пасху 2018. Но так как выпадает на 8 апреля, то освящение куличей и яиц на Пасху происходит 7 апреля. Последняя суббота перед Пасхой называется Страстной или Великой субботой. Во всех церквях будут проходить всенощные службы перед главным праздником Светлого Воскресения Христова.

После пасхальной всенощной литургии, по традиции, состоится пасхальный крестный ход, который заканчивается тем, что священники говорят благодатные слова «Христос Воскресе», на что верующие отвечают «Воистину Воскресе». Затем происходит освящение пасхи и всего, что прихожане положат в свою пасхальную корзинку. Вместе с Пасхой заканчивается и самый суровый пост в году. Теперь вы знаете, когда святят пасху 2018. Хорошего и светлого праздника вам!