Животные в лесу зимой презентация для дошкольников. Как охотятся зимой волки? Как живёт зимой белка






Животные, которые залегли в спячку Накопили подкожный жир, и зима не страшна – жир греет и кормит. Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы не заснет, бродит по лесу.


Контрольные вопросы: 1. чем отличается зимовка диких животных от домашних? Где укрываются они от холода? 2. какой корм запасают на зиму белки и мыши? Чем кормятся зимой зайцы? Лисы? Лоси? 3. какие животные и для чего накапливают к зиме подкожный жир? Как они зимуют?


Насекомые и пресмыкающиеся Насекомые и пресмыкающиеся – хладнокровные животные. Это значит, что температура их тела не превышает температуры окружающей среды. Поэтому с приходом морозных дней организм этих животных цепенеет – застывает. В таком состоянии они выживают даже в лютые стужи. Проползает шнур живой, Йог не видно с головой, Жалит, а не кусает, К себе не подпускает. Она, как змейка в траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост потеряет Другой вырастает. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха Гуляет... Скачет зверушка - Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. От цветка к цветку порхает, Утомится - отдыхает. Не птица а с крыльями, Не пчела, а нектар собирает. В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет, Дом повыше построить хочет. Летит птица Нос долог, Голос тонок, Кто убьет - Свою кровь прольет. Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком. Наткет, наплетет, Сядет - и добычу ждет. С ветки на тропинку, С травки - на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка. Чемпион по прыжкам Скачет, скачет по лужкам. Летит, жужжит, шумит, На землю садится, А никто не боится.




Обитатели водоёмов В конце ноября многие рыбы становятся малоподвижными, впадают в зимнюю спячку. Сонные и ленивые стоят в самых глубоких ямах. Прудовые лягушки зарываются в ил и засыпают Некоторые лягушки зимуют на суше в норах, под корягами и застывают




Птицы зимой Куропатки, глухари, рябчики,тетерева прячутся в глубоком снегу от холода и метели. Питаются древесными почками, семенами клёна, ясеня, сирени, сосны, ели. Проворные дятлы. Синицы добывают насекомых, которые спрятались в коре деревьев Свиристели, снегири найдут лакомый кусочек у кормушки. А чем питается сова?







Программные задачи:
- способствовать формированию представлений детей о
жизни диких животных в зимних условиях;
упражнять
детей
в
умении
определять
приспособленческие признаки животных к зиме;
- развивать любознательность, умение употреблять разные
типы предложений;
- воспитывать, бережное отношение ко всему живому.
Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует»,
«вожак».
Материал: мультимедийная установка, мультимедийная
презентация «Как звери зимой в лесу живут».

Ход занятия:
Воспитатель:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?
Дети: зима.
Воспитатель:
Ребята, за что вы любите зиму?
(Ответы детей)

Воспитатель:
Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес.
Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным
шагом),
снегу становится все больше и больше,
теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги
высоко, в коленях сгибаем
(дети идут, высоко понимая ноги).

Воспитатель:
Вот и очутились мы с вами в лесу.
Какой он красивый!
Весь лес засыпан снегом,
который сверкает, словно серебро.

Воспитатель:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу
свежий воздух. Ребята, давайте подуем на
снежинки. (Упражнение на дыхание «Подуем на
снежинку»).

Воспитатель:
Ребята, может быть, в лесу никого нет?
С приходом зимы исчезли все звери и птицы?
Дети: Нет.
Воспитатель:
Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете,
кто здесь побывал?
Дети: Заяц.
Воспитатель: На что похожи следы зайца?
Дети: На капельки.

Воспитатель:
Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?
Дети: Сова, волк, лиса.
Воспитатель:
Что помогает зайцу заметить опасность?
Дети: Большие чуткие уши.
Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?
Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои
следы. Но если уж настигает его враг, он будет
защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца
очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от
врагов, на снегу он становится незаметным.
Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу
в зимнее время?
Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги,
может быстро скакать, петлять, затаиваться.
Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель:
Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки,
кто-то здесь хозяйничает?
Дети: Белка.
Воспитатель: Чем питается зимой белка?
Дети: Ягодами, грибами, плодами
деревьев и кустарников.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой?
Дети: Серая.
Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?
Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди
веток деревьев.

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?
Дети: В дупле, гнезде.
Воспитатель: Как белка от врагов спасается?
Дети: Она быстро передвигается по деревьям
прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.
Воспитатель: Ребята, давайте белочку угостим, что мы
оставим полакомиться ей?
Дети: Орехи, грибы.

Физкультминутка.
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Дети выполняют движения в соответствии с
текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора,
интересно, чья она? Как вы думаете?
Дети: Лисья.
Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой
норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она
может и занять чужую нору.

Воспитатель: Ребята, меняет ли окраску шерсти на
зиму лиса?
Дети: Окраску лисы не меняют.
Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки
– дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем
лисе такой пушистый хвост?
Дети: Согревает, следы заметает.
Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того,
чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда
бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь.
Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в
лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого лиса
под снегом вынюхивает?
Дети: Мышей.
Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и
главным лисичкиным кормом становятся
мыши – полёвки. Лисица мышкует – это
значит охотится на мышей. Бродит она по
полю и прислушивается, где пищат мыши в
своих норках под снегом.
Воспитатель: Ребята, чем ещё питается лиса?
Дети: Мелкими зверями, птицами.
Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке
Дети: Рыбку.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, они ходят, рыщут, что-то ищут
серые… Кто такие?
Дети: Волки.
Воспитатель:
А что согревает волка зимой?
Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.
Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она
остаётся серебристо-серой.
На кого охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей,
лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает
охотиться волкам?
Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут
бежать за добычей.
Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги
кормят. Волки охотятся стаей, они окружают
добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу,
укрывают нос и лапы своим пышным хвостом.
В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый
сильный, умный и опытный волк. Другие слабые
волки ему подчиняются.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, чьи это следы на
полянке?
Дети: Это следы лося.
Воспитатель: Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Воспитатель:
Лось - большое животное, высокое,
имеет длинные ноги, сильные копыта, рога.
Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу.
Защищаются сильными копытами и рогами.
Ребята, чем питается лось?
Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель:
Но после сильного снегопада трудно
кормиться животным. Кустарники и низкие
деревца оказываются под снегом и ни лось,
ни заяц не могут их достать. И тут на
помощь животным приходят люди –
лесники.
Воспитатель: Как лесники помогают лосям?
Дети: Они подкармливают животных и
птиц. Раскладывают веники берёзовые и
осиновые, сено, делают кормушки.

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили,
но почему-то не встретили следов медведя?
Дети: Медведь зимой спит в берлоге.
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти
пропитание.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего
не ест?
Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и
у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель:
Ребята, в завершении нашего занятия –
увлекательной прогулки в зимний лес,
предлагаю вам
поиграть в игру «Следопыт».
По следу зверя я иду,
В снегу остался отпечаток.
Я всё равно его найду,
Хоть он со мной играет в прятки.
- Узнайте, какие звери оставили свои
следы на снегу.

"Зима в лесу"
Интегрированный урок информатики и природоведения в начальной школе

Цель урока:

  • Дать представление детям о жизни животного мира зимой;
  • Систематизировать и обогатить знания о природных связях;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Провести викторину «Угадай, чей след на снегу».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим путешествие в зимний сказочный лес.
III. Обобщение опорных знаний.
Учитель: Послушайте стихотворение:
Наклонилась берёзка седая, Снег рассыпался белым ковром. Голубые снежинки летают И в пушистый сбиваются ком. Всё заснуло: и тёмные кочки, И река, и деревья в лесах. И большое морозное солнце Затерялось в густых облаках.
Вот и пришла зима, в лесу стало холодно, тишина, деревья стоят голые. Только на снегу много-много чьих-то следов: это следы зверей. А как же они выживают зимой в лесу в такую стужу?
Давайте отгадаем такую загадку:
Зверёк спрятался в дупло, В нем и сухо и тепло. Запас себе грибов и ягод Столько, что не съесть и за год.
Конечно, это белочка!
На дереве у белки домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями, поэтому там тепло. У неё несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревают друг друга. А вход закрывает мхом. В отдельном месте лежат припасы. Но очень часто ими кормятся и другие лесные звери.
А вот ещё одна загадка про зверя, которого в зимнем лесу можно увидеть крайне редко.
Под корягою в берлоге Спит …. как-будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосёт.
Это, конечно, медведь.
Осенью у медведей забот много. Во-первых, они линяют. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом уже и спать. Но прежде ему надо запутать следы. Медведь долго бродит по лесу, прыгает в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложится спать. Но спит очень чутко и неспокойно.
А ёжик поступает также как и медведь, тоже впадает в спячку до прихода весны:
Он как ёлка, весь в иголках. Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей!
Все звери от врагов кто в дупла прячутся, кто под снегом в норах. Вот только заяц ничего не умеет делать. Врагов же полным-полно! Его выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка: зимой – белая, а летом – серая. Глаза “косые" – видит не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши вовсе стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормится он по ночам ветками и корой деревьев. Хорошо умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних.
Народ даже загадку сложил такую: В гору бегом, а с горы кувырком.
За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара.
Кто же это, ребята? Верно, лиса!
А вот лисы, к зиме тоже меняют шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая! А на самом деле она совсем не хитрее других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух и удивительное чутьё, лиса бы свою добычу - мышей-полёвок и не нашла! Нос и уши помогают, найдёт мышь и прыгнет. Мыши пугаются, выбегают, тут-то она их и цап-царап! А зайца поймать ей трудно! Разве что случайно столкнется, или набредёт на зайчонка.
Физминутка:
Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога
(Дети машут руками, словно работают лыжными палками).
Продолжение .
Зайчатиной любит полакомиться и серый волк. Холодно ему зимой, поэтому он так и воет ночью
А Вам в тёмный лес ходить я не советую, потому что голодная стая волков очень опасна.
Я хочу призвать вас к тому, чтобы помочь бедным животным!
Для этого нужно вешать кормушки, создавать заповедники, не разводить в лесу костров, не разбрасывать мусор и не ставить в лесу ловушек и капканов.
Но самое главное, нужно оберегать животных от браконьеров.
К сожалению, в настоящее время браконьерство в большинстве районов нашей страны развивается с большим размахом. Ни штрафы, ни изъятие охотничьего оружия и снасти не останавливают этих страшных людей.
Ради ценного меха браконьеры идут на всё!
А вот если каждый человек задумается над этой проблемой, то вместе мы сможем защитить наших меньших братьев!
IV.Закрепление пройденного материала.
Викторина: «Отгадай, чей след не снегу!»
Ребята смотрят на слайды и угадывают следы зверей. Некоторые следы дети знают, а некоторые – нет, потому что не были в зимнем лесу.
V. Подведение итогов урока:
- Над какой темой сегодня мы работали? - Что нового узнали? - Как можно помочь бедным животным? - Оцените свою деятельность на уроке (рефлексия по смайликам).
VI. Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение о том, как звери зимуют в лесу в лютые морозы.

ГБОУ Новозыбковская школа-интернат

Подготовила:

Власенко Е.М.

учитель высшей категории



- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Какая сегодня погода?

  • Какие изменения произошли в

- Какие осадки бывают зимой?

природе с приходом зимы?



Зима – самое холодное время года.

Солнце опускается низко.

Устанавливаются короткие дни

и длинные ночи.

Замерзают почва и водоёмы.

Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд,

иней, гололёд, изморозь, вьюгу.

Зима – трудный период в жизни зимующих животных. Лес засыпало снегом. Деревья все в пушистом снегу, искрящемся в лучах солнца.

Но вот животным в зимнем лесу жить нелегко. Непросто добывать из-под снега пропитание, беречь силы.

Лисы попрятались в свои тёплые норы.

Белки живут тем, что грызут орехи, припрятанные про запас осенью. Медведи в берлогах лапу сосут. Волки выслеживают добычу.



Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. К зиме белка утеплила своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой от непогоды. В сильные морозы белки по лесу не бегают, в гнёздах прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.

Как живёт зимой белка?


Что прячет белка в дупле?

ишкиш

шишки

ериох

орехи

иырбг

грибы

догыя

ягоды


- Какая белка?


Продолжите пословицу о труде:

Любишь кататься -

Без труда не вытащишь и

Уменье и труд

Дело мастера

За много дел не берись,

К чему душа лежит,

Под лежачий камень и

люби и саночки возить.

рыбку из пруда.

все перетрут.

боится.

а в одном отличись.

к тому и руки приложатся.

вода не течет.


Кто еще из диких животных

делает запасы на зиму?




У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушённых лапах легко, как на лыжах.

Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах.


  • Проследите путь зайца.
  • Решите примеры и соедините пеньки в порядке возрастания.


Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой. Ложится медведь головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит.

В это время он пищи не употребляет,

а живёт за счёт накопленного жира.


Игра « С какой ветки детки?»

сосна

осина

берёза

рябина


Спят в берлогах и норах ежи, еноты, барсуки, медведи.

Каких еще вы знаете животных, которые так же, как медведь впадают в зимнюю спячку?




Зимой из-за недостатка пищи волки

становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот.


Волки хорошо чувствуют запахи и

Слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать бегающих животных.


Волки зимой охотятся стаями и нападают на лося, кабана.

Как охотятся зимой волки?


Здравствуйте! Узнали меня?

Я в лесу не один…




где персонажи - волки.

Лисичка сестричка и серый волк.









Любит, как кошка, поиграть с добычей.

Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей.

В сказках лиса какая?


Отгадайте ребусы.

кисточка

краски


обложка


уравнение

корень


словарь

знаменатель



Лесники подкармливают животных.

Как лесники помогают животным?



Для лосей подрубают молодые осины,

сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют

корнеплоды: свёклу, брюкву, репу, жёлуди.


Чтобы помочь рыбам зимой, во льду

делают лунки. А чтобы вода быстро

не замерзала, в неё кладут пучки

соломы и присыпают снегом. Для птиц

вешают кормушки и оставляют в них

корм.





Что нового и интересного вы узнали

о жизни животных зимой?


МОЛОДЦЫ !