Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Этажи леса. Конспект нод (Подготовительная к школе группа) «Знатоки природы.» Разработала: воспитатель

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе познавательно-речевого направления на тему «Путешествие в лес»

Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности в детском саду для детей 5-7 лет. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям групп общеразвивающей направленности.
Цель: создание условий для развития творческих способностей через познавательную активность.
Задачи:
1. Продолжать закреплять знания детей о характерных особенностях весны.
2. Закреплять правила поведения в лесу.
3. Развивать умение детей работать в коллективе, уметь договариваться.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Закреплять различные виды художественного труда через создание коллажа.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята! Прошу вас отгадать мою загадку!
Есть у радости подруга
в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
то внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! Что же это? (улыбка)

Воспитатель: правильно, молодцы ребята! Давайте подарим улыбку друг другу!

Звонок
Воспитатель: ой, ребята, вы слышите, нам кто то звонит! Алло, кто это?
Слайд - Пингвин
Пингвин: Здравствуйте, это вам звонит Пингвин, из далекой и холодной Арктики. Ребята, как там у вас настроение?(ответы детей) Как погода?(ответы детей) Какое время года?
Дети: у нас тепло, весна.
Пингвин: Весна? А я никогда в жизни не видел настоящей тёплой весны и ничего о ней не знаю… Мне так хочется узнать о весне побольше и хоть немножко увидеть её…
Воспитатель: Дети, как помочь Пингвину?
Дети: мы расскажем Пингвину о весне.
Воспитатель: Хорошо, тогда мы отправимся в путешествие в весенний лес! Но для начала, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Слайды – правила поведения в лесу
Воспитатель: Ну вот, ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие!
Слайд – две тропинки
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите! Перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас к весеннему лесу? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. Я, кажется, слышу какую-то музыку! Наверное, она поможет нам определиться. Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки? (аудиозапись – музыка, неритмичная, грубая) Ребята, как вы думаете, это музыка похожа на весну?(ответы детей) Можно ли сказать, что в этой стороне находится весенний лес? (ответы детей) Почему? (ответы детей) Давайте послушаем, какая же музыка слышна у второй тропинки. (аудиозапись – музыка, красивая, легкая, нежная). Как вы думаете, можно ли сравнить эту музыку с весной? (ответы детей) Почему? (ответы детей) По какой тропинке мы пойдем?
Дети : по второй.
Слайд – весенний лес, деревья с почками
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво! Мы попали с вами в прекрасный весенний лес! Обратите внимание на деревья. Что вы заметили на них?
Дети: появились почки.
Воспитатель: что это значит?
Дети: значит, что скоро появятся новые листочки.
Воспитатель: ребята, дерево нам подарило несколько своих почек.(маленькие комочки из бумаги) Давайте положим их в нашу корзинку и возьмем с собой. Они нам пригодятся, чтобы рассказать Пингвину о весне. А какой же подарок мы можем преподнести лесу? Может быть весеннюю закличку, которую мы с вами знаем?
Дети: (говорят закличку и выполняют движения)
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

Слайд – небо, летят перелетные птицы
Воспитатель посмотрите на небо! Кого вы там видите?
Дети: птиц.
Воспитатель: а как назвать птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: перелетные
Воспитатель: а каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки, дятлы, аисты.
Воспитатель: птицы оставили нам задание. Давайте поищем его. (дети ищут, находят конверт, в нем картинки зимующих и перелетных птиц) Откройте конвертики. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
(дети отбирают перелетных птиц от зимующих.)
Воспитатель: давайте посадим перелетных птичек в кормушку.
(висит кормушка, дети крепят на нее птиц)
Воспитатель: давайте накормим птичек
(дети сыплют в кормушку семечки)
Воспитатель: посмотрите, в знак благодарности птицы дали нам свои красивые перышки, возьмите их с собой. Они нам помогут показать Пингвину весну.
(физминутка)
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).

Слайд – ручей, проталины
Воспитатель: Дети, посмотрите, что нам встретилось по пути?
Дети: ручей.
Воспитатель: А как можно описать ручей? Какой он? Что он делает?
Дети: звонкий, шумный, радостный, прозрачный, журчит, струится, течёт, бежит, звенит, сверкает на солнышке.
Воспитатель: что ещё мы видим в лесу?
Дети: проталины.
Воспитатель: а как они получаются?
Дети: снег тает и в некоторых местах открывается земля.
Воспитатель: Ребята, ручеек подарил нам солнышко (из картона), а проталины отдали нам немного своего снега. (белая вата) Как мы сможем поблагодарить их? Может, вы знаете какую – нибудь подходящую игру?
(играем в Ручеёк под музыку)
Воспитатель: пора нам отправляться дальше в путь.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, а вы сможете отгадать мою загадку?

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький...

Дети: подснежник.
Слайд – подснежники
Воспитатель: почему этот цветок так называется?
Дети: Он появляется из-под снега.
Воспитатель: Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
Дети: Потому что подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
Воспитатель: мы с вами подснежники рвать не будем, а попробуем сделать их из бумаги для нашего друга Пингвина.
(оригами - подснежник)

(Слайд - полянка)
Воспитатель: вот мы с вами и пришли на просторную полянку, самое время заняться подарком для пингвина. У меня есть большой лист – ватман. А что же есть у вас в корзинке? (дети перечисляют все, что подарил им лес) Что мы сможем приготовить для Пингвина с помощью всего этого?
Дети: собрать все, наклеить на ватман, дорисовать, и получится коллаж.
(Все вместе делаем коллаж и отправляем его в Арктику в большом конверте.)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, когда Пингвин увидит наш коллаж, нашу весну, ему понравится?
Дети: да!
Воспитатель: А что ему больше всего захочется сделать?
Дети: Приехать в гости!

Презентация на тему: Путешествие в лес

Этажи леса

Цели:

Сформировать понятия «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Материал:

Картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Березовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5-этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина); кустов (малина, смородина, шиповник, терновник, можжевельник); травы, грибы, лишайники. Животные - звери (медведь, лось, белка, лиса, еж); птицы (дятел, кукушка, клест, иволга); насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

Модели:

«Этажи леса».

Предварительная работа:

Чтение книг: А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; Ю. Коваль «Заячьи тропы»; В. Бианки «Лес зимой», «Девочка Брусничка и дедушка Аук».

Рисование: «Животные леса» (рисунки вырезать), «Деревья Леса» (рисунки вырезать) «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники). Проведение экологических игр: «Кто где живет», «Отгадай мой домик», «К названному дереву беги».

Ход занятия

В. Послушайте рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и вам станет ясно, о чем будет занятие.

Однажды один художник решил нарисовать лес. Что такое лес? – рассуждал художник. – Лес – это, конечно, «деревья».

И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещутся листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка –Лесовичка, потому что какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стену, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. Почему засох мой лес?»

Какой же это лес? – вдруг услышал художник. Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – продолжал Лесовичок.

Не может, - согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

Вот теперь хорошо, похвалил сам себя художник, - вот теперь – то у меня получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

Да, согласился художник, но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, сказал Лесовичок.

Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки, а на ветках – веселые птицы.

Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб …

Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

Не все, сказал Лесовичок. Нарисуй жабу и ящерицу.

Нет! – решительно заявил художник.

Да! – твердо сказал Лесовичок.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

Вот теперь это настоящий лес, сказал из темноты Лесовичок. Теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и кустарники, и травы, и грибы, и животные. Это лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он смог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе это - Лес.

В. Ребята, а что нарисовано на картине? Помните, кто живет и охраняет лес? Ой, смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?

Л. Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок?

Д. Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер квартиры, номер дома, на каком этаже. На каком этаже живешь ты? Вот видишь, Лесовичок, какой у меня порядок. Не то, что у тебя в лесу.

Л. Не скажи. У меня тоже порядок, есть и улицы и этажи. Их называют ярусами. Дети, давайте расскажем Домовичку о лесе.

В. Какие растения растут на самом высоком этаже? (сосны, ели, дубы). Почему эти деревья растут на самом высоком этаже? (светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (они еще не выросли)

Л. видите, ребята, как в лесу интересно, не так как у вас. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревья подростом. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

В. Поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

Л. А какие деревья растут ниже? (береза, ольха, рябина) Почему они заняли этаж ниже? (менее светолюбивые)

(дети выставляют деревья на панно)

Л. Кто занимает этаж ниже? (кустарники, смородина, малина, терновник, орешник, можжевельник)

В. Покажите их Домовичку и поставьте ниже этажом.

Д. Я знаю, что растет на нижнем этаже. Это грибы.

Л. Правильно. Дети, а что еще растет на нижних этажах? (маленькие кустарники: брусничник, черничник; травы, мхи, грибы)

(дети все это расставляют на панно)

Л. Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (подвал). Смотрите (открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница)

Д. Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, кошки живут.

Л. Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера наших этажей.

(дети выполняют)

Д. Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто-где хочет?

Л. Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто хочет попробовать расселить животных?

Д. Я попробую, можно? (рассаживает животных не правильно)

Л. Ой – ой – ой! Да разве так звери да птицы живут? Дети, помогите Домовичку, расселите животных правильно. Почему ты поставил зайца на первый этаж?

Белка не упадет с дерева? Почему?

Почему клест живет так высоко?

Л. Почему звери, птицы, насекомые селятся именно на этих этажах? (в зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов)

Д. А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей.

(дети переходят к картинам «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»)

Л. Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по- разному.

В. Дети, как называется лес, где растут одни березы? Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (ельник). Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре. (Ельник – темный, и там не любят жить березы, кустарники, да и травы).

В. Домовичок, посмотри, как дети хорошо знают деревья наших лесов.

Игра. «Узнай дерево по листку и плоду».

В. Ребята, давайте поиграем в подвижную игру «Лесорубы».

Дети распределяются на 3 группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи _ лесорубов. По команде «Лесорубы идут! Лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому сродству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки, Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

Несколько примеров экологической связи между растениями и животными:

зайчик – осина, тетерев – береза, медведь – рябина, кабан – дуб, глухарь – сосна, клест – сосна, ель.

В. Ребята, давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине. Сделаем мы их из заготовок, которые мы уже нарисовали.

Вопросы детям:

Надо ли поместить в лес животных?

Какие животные, где живут?

Могут ли животные обойтись без растений?

А растения без животных?

Л. Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю: и детей, и Домовичка. Приходите, буду ждать.


ЭТАЖИ ЛЕСА

ЦЕЛИ:

организовать деятельность детей по изучению ярусного расположения растений в лесу, показать зависимость распределения животных от ярусов леса;

закрепить знания детей о видовом разнообразии леса;

продолжить работу по формированию у детей интеллектуальной готовности к школе: в процессе выполнения заданий рабочей тетради развивать наглядно-образное мышление, речь: умения давать полный рассказ по картине, задавать вопросы и давать на них полные ответы, слышать и понимать речь окружающих;

развивать произвольные память и внимание, умение сосредоточиться на изучаемом предмете, выполнять предлагаемое задание

способствовать развитию познавательного интереса и любви к окружающей природе

ОБОРУДОВАНИЕ

Рабочая тетрадь «Познаем природу - готовимся к школе»

Фломастеры

Дидактический материал «Животные леса»

Макеты «Этажи леса»

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1.Работа с иллюстрациями книги

2.Составление модели ярусного распределения растений в лесу

3.Выполнение заданий в рабочей тетради

4.Подведение итогов занятия, интеллектуальная игра «Да-нет-ка»

Ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать на необычном лифте, который мы построим в своем воображении в одном из уголков нашей природы. В каком же?

Давайте ответим на этот вопрос позже, а сейчас давайте заглянем в эту книгу, которая появилась у вас в группе. И открылась она неслучайно на этой странице. Даже не умея читать, вы можете многое узнать из иллюстраций. Но узнает много лишь внимательный человек, который может сосредоточиться на изображениях животных и многое заметить.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением различных видов медведей). Затем первый ребенок дает полный рассказ по картине, другие дети внимательно слушают и говорят о том, о чем не было сказано.Педагог запоминает ребенка, который сделал дополнение к рассказу последним

Почему же мы говорим сегодня именно о медведях? Большинство из них - лесные животные. Я вам уже говорил, что нам нужен будет лифт, чтобы путешествовать.

Зачем же лифт в лесу? Лесным жителям он, конечно, не нужен. А нам потребуется для нашей экскурсии по этажам леса. Нашли кнопки, указывающие этажи, нажимайте на цифру 1 и закрывайте глаза. Как только я досчитаю до четырех, глаза открывайте. 4.3.2.1.

Наш воображаемый лифт поднял нас на вершины деревьев. А на каком мы этаже? А какую нажимали кнопку? Мы на первом этаже, который занимают самые высокие деревья. В лесу не так, как у людей. У нас этажи идут от земли, а у растений первый этаж ближе всех этажей к свету. Итак, 1 этаж у растений - высокие деревья, 2 - образуют деревья пониже, 3 этаж, или ярус, занимают кустарники, а на 4 располагаются травы и грибы. Зачем это надо растениям? Не будем торопиться с ответом

Откройте тетради ни странице 22. Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нем изображено. Есть ли этажи, или ярусы, в этом лесу? Конечно, есть. Какие растения занимают первый этаж? - ели, сосны, березы. 2 этаж - это деревья поменьше - клены, липы, рябина. 3 ярус занимают кустарники - малина, орешник, шиповник, жимолость, а на 4 этаже - травы и грибы. Так почему же растения располагаются по этажам? Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды, но все эти растения не занимают много места.

Но наш лес на картине не совсем настоящий, в нем чего-то не хватает. Надо этот лес заселить животными. Познакомимся с ними. Дети называют животных и обводят слова, напечатанные крупным шрифтом. (По ходу работы детей дается краткая информация по данным животным.)

Динамическая пауза. Давайте попробуем изобразить этих животных. Нашему ежу грозит опасность и он ……сворачивается в клубок, прячет голову. Белка сидит на дереве и вертится в разные стороны. В это время под землей роет ходы крот. А теперь покажем, как сова, сидя на суку, крутит своей головой. У нас по- совиному не получится, она может поворачивать голову и назад. Сова высмотрела добычу и полетела. Хотят ли наши гости услышать, как летают совы? Все равно не услышите, так как летают они бесшумно.

Приступаем к заселению леса животными. Вырезаем полоску и наклеиваем животных - расселяем по этажам. Клеста и сову - на елку, на сосну - белку, дятла - на березу, соловья - в кустарник; ежа, зайца и лося - на 4 этаж, а крота отправляем под землю.

Так почему и животные в лесу не мешают друг другу? Каждый живет на своем месте и кормится своей пищей.

Но некоторые животные живут на одном этаже, но посещают и другие. Какие это животные, куда и зачем они путешествуют? Отметим это стрелочками.

Зачем же нужны этажи в лесу? Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе. А зачем это надо, вы узнаете на следующем занятии.

За хорошую работу я награждаю вас игрой «Да-нет-ка». Дети отгадывают загаданное животное, задавая вопросы и получая в ответ только «да» или «нет». Игру начинает только тот ребенок, который последним сделал дополнение в беседе по первой картине. Вместе с ребенком выбираем изображение животного ипредлагаем детям угадать его. Напревых занятиях руковожу игрой я, потом ребенок сам спрашивает своих товарищей и отвечает им "Да" или "Нет". Дети учатся правильно задавать вопросы, следить за ходом игры. Отгадавший загаданное животное выбирает новое, и игра продолжается. Берем 3-5 животных.

При отсутствии рабочих тетрадей родители белали цветные ксерокопии

Описание работы: данное интегрированное занятие будет интересно и родителям, и воспитателям коррекционных групп для детей с нарушением зрения

Задачи:

ОО «Познание»

1. Уточнить и систематизировать представления детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, цветы, все они живут на своих зеленых этажах);

2. Закреплять умения детей различать деревья по силуэтам, соотносить изображение с силуэтом, знать плоды;

3. Закреплять знания детей об изменениях образа жизни птиц осенью (с исчезновением насекомых улетели многие птицы, которые ими питаются); поздней осенью становится меньше корма и для других птиц, они прилетают ближе к жилью человека. Вызвать у детей бережное отношение к птицам, подвести к пониманию того, что необходимо систематически их подкармливать;

4. Уточнить представления детей об образе жизни диких зверей (ёж, заяц, лиса, медведь, белка, волк, лось) с наступлением осени. Как они готовятся к зиме, каким кормом питаются;

5. Закреплять умение детей ориентироваться в макропространстве по схемам;

ОО «Коммуникация»

6. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, упражнять в связной речи, точном использовании словаря, названии деревьев, кустарников, трав, явлений природы - листопад, ветрено и т.д.

ОО «Социализация»

7. Уточнить представления детей о том, что растения и животные нуждаются в охране и заботе. Воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Воспитатель: Дети, о чем эта загадка? Хотите попасть в чудесный лес и вспомнить, каким он был осенью?

Чтобы попасть в этот лес, надо преодолеть препятствия - перелезть через бревно, назвать дерево, затем взять медальку с тем изображением плода, которое соответствует названию вашего дерева, и встать возле него

(дети выполняют задание и рассказывают)

Лена, возле какого дерева ты встала? Почему и т.д.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие лиственные деревья растут в нашем лесу? (дуб, береза, клен, рябина, осина). А ель и сосна - это, какие деревья? (хвойные). Давайте сосчитаем их. Может ли в настоящем лесу, расти столько деревьев? А сколько их в лесу? Какие они по величине? (толстые и тонкие, большие и маленькие, высокие и низкие). Давайте представим, что в нашем лесу есть полянка. И мы с вами придумаем, какие деревья будут на ней расти. Я вам буду загадывать загадки о деревьях, а вы их отгадывать и располагать там, где я скажу.

Игра с силуэтами

Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке (береза) - расположите ее в левом верхнем углу.

Никто не пугает, а вся дрожит (осина) - поместите ее в нижнем правом углу.

Этой бабке сто лет, горба у нее нет,

Высоконько торчит, далеконько глядит.

Придет смерть за старушкой - станет бабка избушкой (сосна) - посадите сосну в середине нашего леса.

Почему в загадке говорится, что она «высоко торчит, далеко глядит?» (верно, это самое высокое дерево в лесу). На каком этаже она живет? (на последнем, самом высоком).

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вылез,

Стал высок и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, -

Ничего, что плод мой мелок (дуб) - посадите дуб в правом верхнем углу.

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы (рябина) - посадите рябину в левом нижнем углу

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ель) - посадите ее внизу полянки

И еще одно дерево мы посадим на полянке, рядом с сосной, листья этого дерева похожи на раскрытую ладошку (клен).

Вот и выросли в нашем лесу деревья - рассматривают панно

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:

Без рук, без ног по полю рыщет,

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет. (ветер)

· Засвистел ветер у-у-у-у-у (вместе с детьми, загудел с-с-с-с, все громче и сильнее, сорвал листья и разнес их по всему лесу.

· Как называется явление в природе, когда листья опадают? (листопад).

Игра «Найди лист»

Посмотрите сколько листьев лежит на земле, какой прошел листопад. Надо эти листья собрать. Сейчас каждый из вас соберет листочки того дерева, плоды которого нарисованы у вас на медальках.

(дети собирают и пересчитывают листья)

Воспитатель: Сколько собрал Витя? Таня? Лена? А теперь сделайте из листьев гирлянду, но так, чтобы в середине был самый большой лист (дети выполняют задание, а затем рассказывают и проверяют, верно, ли оно выполнено)

Воспитатель: Ребята, на нашей лесной полянке собрались звери, которые живут в лесу. Как их можно назвать по-другому? (дикие). Посмотрите, нет ли здесь ошибки? Отберите и поместите только диких животных. А сейчас поиграем с этими животными.

Игра «Кому, что нужно на обед» - я вам показываю плоды, а вы называйте, кто из зверей ими питается.

Воспитатель: Дети, а что растет в лесу ниже, под деревьями? (кустарники). Назовите их (малина, шиповник, боярышник, смородина, орешник, можжевельник).

· Почему-то тихо в нашем лесу? В чем дело? Верно, не слышно веселого пения птиц. Давайте отдохнем на лесной полянке и вспомним, как заливисто распевали свои трели птицы летом.

Дети лежа на ковре слушают пение птиц в грамзаписи

Воспитатель: Как приятно было еще раз услышать пение птиц! Какие птицы улетели на юг? С наступлением холодов голодно нашим птицам. Как им помочь? (нужно подкармливать птиц). Вы вместе с родителями делали кормушки, давайте мы их повесим на нашем участке и будем кормить птиц. А все ли эти птицы будут прилетать к нам зимой за угощением? Поместите на одну кормушку только зимующих птиц (дети выполняют задание). А чем мы их будем кормить?

· Давайте пойдем по лесным тропинкам и найдем корм для наших птиц (дети идут по группе по схемам и находят корм: просо, семечки, пшено, горох, сало, рябину, ягоды). Нет ли здесь, какой ошибки? Весь ли этот корм могут клевать птицы? (горох нет - почему?).

Воспитатель: Ребята, а что растет на самом нижнем этаже нашего леса? (травы, цветы).

· Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Не огонь, а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой, а зовут…(крапивой)

Эй, звоночки, синий цвет -

С язычком, а звону нет? (колокольчик)

Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит,

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид (подорожник)

Выпускает он листы,

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь, на себе их все найдешь (репей)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист, нам идет на чай,

Что за травка, отвечай! (душица)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь - дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших стеблях подряд

Лампы белые висят (ландыш)

Воспитатель: Знаете, ребята, наш лес - это зеленая аптека. Многие растения лечат лесных зверей и людей. Звери знают лечебные травки и сами находят их. Помогают лечебные травки и людям. Из ландыша делают лекарство для тех, у кого болит сердце; подорожник - раны заживляет; мать и мачеха - заваривается в чае и пьется от кашля, такое же действие у душицы, зверобоя.

Давайте, мы пригласим наших гостей в фитокафе, заварим травки и устроим чаепитие.

Дети вместе с гостями проходят в фитокафе и пьют чай.

Воспитатель заканчивает занятие.

Конспект

занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:

«Этажи леса»

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовётся это... (Ёж).

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

С ветки на ветку,

быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:

«Этажи леса»

Программное содержание : Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия : Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовётся это... (Ёж).

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

С ветки на ветку,

быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.