Занятие на тему деревья. Конспект интегрированного занятия на тему «Деревья» в старшей группе

Марина Капитонова
Занятие «Деревья»

Цель :

Уточнить знания о некоторых видах деревьев : береза, сосна, ель, клен, дуб.

Понаблюдать за этими деревьями в период появления листьев (весной)

Выяснить, знают ли дети, какие леса образуют эти деревья ?

Активизировать словарь детей : дубрава, роща, ельник, бор.

Материал : Иллюстрации деревьев , гербарий листьев, фото, стихи.

Перед занятием организую выставку картин с изображением деревьев или фотовыставку .

Ребята, послушайте стихотворения и отгадайте, о чем говорится в них?

1. Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел .

(С. Есенин)

2. Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

(А. Прокофьев)

3. Спросите у белки, и скажет она :

«Сосновая шишка отменно вкусна»

Спроси синицу – ответит синица,

Что с белкою можно вполне согласиться.

4. Покосился еж на ёлку :

«У тебя иголок сколько?»

Пригорюнился на пне :

«Может, больше, чем на мне?»

(Ответы детей : все стихи объединяет то, что в них говорится о различных деревьях )

О каких деревьях говорится в стихах ? (береза, клён, ель, сосна)

Все эти деревья растут в России , мы их очень любим.

Рассказ воспитателя о каждом дереве .

А сейчас мы с вами отдохнем, сделаем физ. минутку «Нежно дует ветерок» .

А теперь вы мне придумайте рассказ о любимом дереве . (Дети рассказывают по очереди о деревьях )

А сейчас мы с вами поиграем в игру «От какого дерева лист

(детям показываю листок, они находят и называют дерево )

Ребята, как называются леса, которых растут одни березы? (роща)

Как называются леса, где растут дубы? (дубрава)

Как называются леса, где растут сосны? (сосновый бор)

Как называются леса, где растут ели? (ельник)

А если деревья разные в лесу ? (смешанный лес)

И в конце нашего занятия повторим правила поведения в лесу.

Дети называют правила, остальные оценивают.

Ребята, наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья . Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой.

Публикации по теме:

Хочу представить вашему вниманию деревья,которые я сделала своими руками из бросового материала. Для конструирования,.театрализованных.

Делать деревья из бисера, мое любимое увлечение. Создавать их,одно удовольствие! Часы летят, как секундочки, за этим увлекательным творчеством.

Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья.» Тема занятия: составление рассказа об осени. Цели: .

Интегрированное занятие по ИЗО в старшей группе детского сада «Деревья в осеннем наряде» Тема: «Деревья в осеннем наряде» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Интеграция О. О. : познавательное развитие,.

Комплексное занятие в старшей группе «Животный мир нашего края». Рисование «Деревья в инее» Цели: обогащать знания детей по теме "Дикие животные осенью и зимой"; учить располагать изображения на весь лист, передавать разнообразие.

Однажды решила попробовать сплести дерево из бисера. Это была осенняя березка Оказалось очень увлекательно, отвлекаешься от проблем,.

Занятие по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Деревья» Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из мелких клочков зелёной бумаги, познакомить с разными приёмами разрывания.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

Григорьева Лариса Вячеславовна Воспитатель МБДОУ №36 п. Титан Мурманской области Кировского р-на

Задачи:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе
  • расширять словарный запас детей
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к природе
  • дать представление о деревьях, не произрастающих в нашей местности (дуб, клен)
  • закрепить знания о деревьях нашей местности
  • воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем.

Материал:

Иллюстрации леса, демонстрационный материал «Деревья» , гербарий, карточки о правилах поведения в лесу, бумажные листья деревьев для под. игры, ватман, карточки с изображением деревьев, запись песни «Мы едем, едем, едем» С. В. Михалкова

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, картин о лесе.
  • Чтение познавательной литературы: С. Есенин, Пришвин и т.д
  • Наблюдение на прогулке
  • Рассматривание гербария

Ход занятия:

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, где мы с вами много узнаем о деревьях.

Так как наш лес далеко, то мы с вами поедем на автобусе. Вы согласны?

Но сначала мы повторим с вами правила поведения в лесу:

Сильно не шуметь, а то напугаем всех лесных жителей, а они любят добрых детей

Ветки деревьев не ломать, травку просто так не рвать, от этого они сохнут и погибают.

Не пробовать на вкус ягоды растений, особенно грибы

Не оставлять мусор в лесу (выкладываем карточки о правилах поведения в лесу)

А теперь поехали.

Включается песня «Мы едем, едем, едем»

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Ребята, лес – это страна чудес, где растет много деревьев, растений, много птиц и разных животных. Но самыми главными жителями леса являются деревья, их много и они разные.

Ребята, а какие части дерева вы знаете? (ствол, ветви, листья) .

У каждого дерева есть корни, одни уходят глубоко в землю, а другие расположены не глубоко и раскинуты во все стороны.

Через них деревья питаются, забирая воду и другие питательные вещества.

Ствол дерева покрыт корой, которая защищает дерево от холода и жары.

А ветви и листья образуют крону деревьев.

Для чего нужны ветви и листья? (ответы детей)

Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Правильно, деревьев великое множество - это и березы и рябины, осины, ель, сосна, дуб, клен.

А как мы можем узнать берёзу? (ответы детей)

Какие у берёзы листочки? (листья округлой формы)

А кто знает, чем отличается рябина от березы? (ствол, листва, гроздья ягод и т.д)

Есть даже такая примета – «Если в лесу много рябины - к дождливой осени»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думала, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

А как вы думаете, какое дерево встречается чаще – береза или рябина? (ответы детей)

Создается проблемная ситуация.

Детям раздается гербарий с незнакомыми для детей листьями (клена, дуба)

Дети спрашивают:

С какого дерева листок?

Какого размера?

Какой формы?

Дети приходят к выводу, что таких листьев у нас нет, значит, такие деревья у нас не растут.

Детям показываются изображения этих деревьев. Воспитатель рассказывает, где они растут, какого размера. Идет рассматривание изображений, сравнение.

Физ. минутка:

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

А теперь ребята, посмотрите внимательно и найдите деревья не похожие на остальные? (Даются картинки, изображающие сосну, ель, березу, клена, дуба) . (Дети находят сосну)

Ребята, а что вы знаете о сосне? (ответы детей)

Сосна считается самым стойким деревом, она не боится ни морозов, ни жары. Ее хвоинки держатся на дереве три года, а затем желтеют и опадают.

А вы знаете, чем отличается сосна от ели?

А теперь, мы с вами, рассмотрим хвоинки сосны и ели.

У сосны иголки длинные, а у елки короткие.

Давайте возьмем линеечки и измерим длину хвоинок.

Сосна любит свет, а ель, напротив, хорошо растет в тени, особенно молодая. Сосна растет быстро, а ель медленно.

А как вы думаете, для чего нам нужны деревья? Для того, чтобы мы дышали свежим воздухом, потому что листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим. На некоторых деревьях образуются ягоды, которыми питаются птицы, а также, чтобы вокруг нас было красиво.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать новые молодые деревца.

Подв. игра с листьями:

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,

Листья клена,
Листья дуба
Мы соберем,
И маме мы свой букет отнесем.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, а дети их ловят, собирают и называют с какого дерева листок. (Составляют букет) .

Коллаж леса.

Дети по желанию вырезают лиственные и хвойные деревья, приклеивают на лист ватмана.

(Создается пейзаж леса, который используется на следующем занятии) .

Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, звуко-буквенный анализ и синтез, творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;

— расширять и активизировать словарь по теме «Деревья»;

— учить делить слова на слоги, устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда;

— воспитывать нравственные качества (доброжелательность, толерантность, умение понимать и помогать друг другу, бережное отношение к природе);

— формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;

— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.

Оборудование : картинки с изображением деревьев и плодов; «чудесный» мешочек с контурами листьев; фланелеграф; картинки с изображением хвойных, лиственных и плодовых деревьев; дерево, вырезанное из ватмана, или большая ветка; разноцветные ленточки; карточки с буквами; «билеты» для путешествия; корзинка с орехами.

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.

Логопед. Ребята, я хочу познакомить вас с мальчиком Васей и его друзьями.

Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон,

Как будто куда-то отправился он.

С подругой Маринкой, с собакой Батоном

Они очутились в лесу незнакомом.

Вот пальма, осина и яблоня тут...

Они почему-то здесь вместе растут.

Средь рощи оливковой высится липа,

Под липой — береза лианой обвита.

Батон зарычал и залаял тревожно —

Скажите, ну как же такое возможно?

Все страны смешались тут с материками,

С цветами — плоды и стволы — с черенками.

Ну как различить, где тайга, где саванна?

Наверное, это дела урагана!

Психолог . Ребята! Васе приснился интересный, необычный и красочный сон.

Логопед. Вася удивился: почему ему приснился этот сон? Что он означает?

Психолог. Он посмотрел в календарь и увидел, что 21 сентября отмечается праздник — Международный день мира. На планете Земля живут разные народы, у которых свои обычаи и традиции. Мы с вами отправимся в путешествие по всему миру. Вы любите путешествовать?

Дети. Да.

Логопед . А еще в разных странах живут различные животные, растут необычные растения и деревья.

Психолог. Но самое главное — жить дружно и беречь природу. А еще важно знать и любить то, что нас окружает, друг друга, помогать всем. Поэтому каждый год в сентябре мы и отмечаем Международный день мира. Но нам пора в путешествие. Готовы?

Дети . Да.

Психолог. Сегодня вы узнаете, какие деревья растут на нашей планете.

Психолог. Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам нужны билеты. Вы их получите, если выполните задание.

Игра «Какой лист»

Психолог. У меня в волшебном мешочке лежат листья деревьев и кустарников. Вам нужно определить, какой это лист.

Психолог достает из мешочка листья, а дети говорят, от какого они дерева или кустарника.

Логопед. Молодцы! У всех есть билеты, и мы отправляемся в путешествие по всему миру. Вы уже знаете многие деревья. Помните, что все они имеют плоды. Давайте выполним упражнение. Я буду называть и показывать дерево, а вы — находить и называть его плод. И вместе мы вспомним, где оно растет.

Игра «Плоды»

Логопед показывает картинку с изображением дерева, а дети называют его плоды и выбирают картинки с их изображением.

Словарный материал : актинидия (киви), черемуха (ягода), дуб (желудь), каштан (коробочка), клен (крылатка), олива (оливка), гранат (гранат), апельсиновое дерево (апельсин), манго (манго), береза (сережка), лимонное дерево (лимон), акация (боб), миндаль (орех), секвойя (шишка), яблоня (яблоко), ель (шишка).

Психолог. Ребята, деревья растут в лесах и садах. Леса бывают разными. Давайте вспомним, какими. Если в лесу растут только ели, сосны, лиственницы, какой это лес?

Дети. Хвойный лес.

Психолог. Почему он так называется?

Дети отвечают.

Если растут березы, осины, рябины, липы, как мы называем такой лес?

Дети . Лиственный лес.

Психолог. Почему он так называется?

Дети отвечают.

Как называется сад, где растут яблони (груши, вишни, сливы)?

Дети отвечают.

Упражнение «Посади дерево»

Психолог. Вам нужно выполнить следующее задание: «посадить» свое дерево. Для этого надо взять карточку, на которой нарисовано дерево, назвать его и прикрепить к той картине, где может расти ваше дерево. Важно объяснить, почему вы «сажаете» свое дерево именно на этой картине.

Эстафета «Собери слово»

Логопед. Ребята, вы молодцы! Справились со сложным заданием. Путешествие у нас долгое, и, чтобы не устать, предлагаю поиграть. Давайте разделимся на три команды. Каждая будет собирать свое слово.

Словарный материал : липа, киви, кедр.

Упражнение «Соберем семью»

Логопед. Ребята, в мире мы можем встретить различные хвойные и лиственные леса. Везде растут деревья. Сейчас мы будем «собирать семью» (подбирать родственные слова) к слову «дерево». Если слово, которое я назову, подходит, хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Дети выполняют задание.

Словарный материа л: деревце, реветь, деревянный, одеревенеть, деревяшка, драка, древесина, драть, краснодеревщик, одеревеневший, дрель.

Психолог. Молодцы, ребята! Нужно выполнить следующее задание.

Упражнение «Дерево Мира»

Психолог. Мы отмечаем праздник — Международный день мира. Вы уже знаете, что в мире растет много деревьев. Давайте мы «посадим» свое дерево — Дерево Мира. У меня много ленточек разного цвета. Выберите ту, которая вам нравится, и привяжите к веточкам нашего дерева.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какое красивое дерево у нас получилось. Оно вызывает чувства радости и гордости. Давайте вспомним еще раз, какие деревья мы с вами встречали в нашем путешествии.

Упражнение «Деревья»

Сосна, сосна, Дети отхлопывают слоги.

Проснись ото сна. Потягиваются,

Березка, березка, Отхлопывают слоги.

Утри свои слезки. Смахивают «слезы» со щек.

Дуб, дубочек, Отхлопывают слоги.

Дай листочек. Наклоняются вперед, вытягивают руки вперед, затем разводят их в стороны.

Елочка, елка, Отхлопывают слоги.

Распуши иголки. Стоя на одной ноге, соединяют руки над головой, растопыривают пальцы.

Психолог. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но деревья за ваши знания и доброе отношение решили вам сделать подарок. У нас есть волшебная корзинка, а в ней — различные орехи. Это вам.

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи

На тему: Деревья. Лес.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Образовательные :познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные : развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные : воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование : предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.

Ход занятия

I.Организационный момент.

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг .

Бегали, ходили,

Озорными были,

А как встали в кружок,

Поздоровайся, дружок!

Дети садятся на пуфики.

2.Беседа.

Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

II.Основная часть

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».

4.Отгадай загадки.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза )

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

5.Опиши дерево.

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

6. Сенсорная дорожка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

7. Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)

Давайте по очередиподуем на одуванчик.

Дети дуют на одуванчик.

9. Артикуляционная гимнастика

10.Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

(на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Рисование на песке.

Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

13. Правила поведения в лесу . А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьигнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.