Законы организации перцептивного образа. Гештальттеория восприятия

Как феноменальный мир организован в восприятии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джеме, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это - лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у молодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях? И "почему" в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис.1-а. Расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющуюся организацию (по Шуманну, 1900)

Посмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов, изображенную на рис. 1а: вы заметите постоянные изменения в ее организации - то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой различные периферические (стимульные) и различные центральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуются в определении того, что будет воспринято. Впервые эта "шахматная доска" была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капризам внимания.


Рис.1-б. Расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется изменениям.

На рис. 1-б мы ввели доминирующий стимульный фактор - группу кружков, образующих знакомую фигуру,- и он полностью подавил процессы внимания. Попробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные ряды; попробуем, насколько это возможно, воспринять Х-образную форму (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) - эти организации сопротивляются нашим усилиям. Вертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, влияющих на перцептивную группировку элементов в зрительном поле. Последующее изложение исходит из его классификации этих факторов, хотя точно и не соответствует ей.

  1. Близость

    Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 2, А по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспринять как целое линии, разделенные большим промежутком, т.е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процессов одинакового качества.


    Рис.2. А - фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы. Б - фактор продолжения работает в противовес близости, способствуя группировке менее близких линий. В - замкнутость исключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

    Сходство

    Сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются. Тот факт, что крест на рис. 1, Б воспринимается мгновенно и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует действие этого стимульного фактора - крест состоит из качественно одинаковых элементов.

    Продолжение

    Чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы. На рис. 2, Б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 2, А, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко организовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.

  2. Замкнутость

    Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логическое развитие принципа продолжения. На рис. 2, В ломаные линии продолжены до соединения друг с другом и образования форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

    Выше мы перечислили объективные, стимульные переменные. Существуют также центральные факторы (смысл, отношение), которые определяют организацию зрительного поля. Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдельных слов.

    Собакаестмясо

    Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной перцептивной организации. Смысловая организация не ограничивается словесным материалом.


    Рис.3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептивную организацию (обсуждение см. в тексте).

    Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей - просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают "Солдата с собакой, проходящих за воротами забора" и "Женщину, моющую пол", они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспримутся определенным образом), становится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое.

    К настоящему времени физиологическая точка зрения может мало внести в наше понимание описанных законов группировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные Маршаллом и Тальботом, безусловно, имеют к ней отношение. С другой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экспериментальных исследований восприятия. Сходство и близость в перцептивной организации являются прямым выражением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантности. Роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов.

    Довольно удивительно, что бихевиористская точка зрения может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. В соответствии со схемой Халла организмы способны вырабатывать реакции различения на повторно предъявляемые комплексы стимулов, отличающиеся от реакции на компоненты стимулов в другой комбинации. Связь большинства объектов между собой является физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объектов будут повторяющимся образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. Маленький ребенок выучивается отдельным реакциям на свою собственную руку, бутылочку, лицо матери как на различимые "целые", и последующее применение словесных обозначений облегчает организацию стимульного множества. Связывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элементов, становятся основой генерализованных перцептивных навыков. Поскольку связь объектов, с которыми производятся манипуляции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объединяться во взаимодействующие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Эта генерализованная тенденция отвечать на соседние части как на "принадлежащие друг другу" приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить башню из кубиков за верхний кубик и очень удивиться, увидев, что только он один окажется поднятым. Подобным образом у многих объектов практического действия ребенка (ложки, застежки, прутья кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элементы как единые целые. Ребенок делает усердные попытки взять красивый красный цветок с платья матери; ему трудно воспринимать тонкую бечевку как связанную с яркой красной игрушкой, которую он старается притянуть к себе.

    Ч. Осгуд (С. Е. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.)

Объект, который мы воспринимаем, имеет определенную форму и его проекция создает ретинальное изображение той же формы. Нейронная активность вызванная этим изображением передается в мозг и приводит к восприятию соответствующих объекту очертаний. Одно и тоже ретинальное изображение может вести к различный возможный результатам восприятия. Прежде чем ретинальное изображение приведет ретинальному восприятию оно должно определенным образом организованно. В самом общем виде, ретинальное изображение - мозаика, меняющая свою яркость, цвет и т.д. Перцептивная группировка.

Группировка - это объединение в единое целое определенных частей изображения. Законы группировки были выделены И. Вертгеймером.

1. Хорошее продолжение.

Когда прямая или кривая продолжается из любой точки не меняя значи­тельно своей кривизны, то можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Существует предпочтение воспринимать отрезки линий с плавным продолжением друг друга как одну линию или форму.

2. Близость.

При прочих равных условиях элементы, находящиеся ближе друг к другу будут восприниматься как части единого целого.

3. Сходство. Объединяются элементы, сходные по цвету, форме, величине.

4. Замкнутость.

При прочих равных условиях элементы образующие замкнутую фигуру с большей готовностью будут организовываться вместе в отдельные образы и именно так восприниматься.

5. Единая судьба.

Элементы, движущиеся в одном направлении и с одинаковой скоростью стремятся организоваться в группу.

6. Установка.

Соответствующий опыт, который предшествует предъявлению стимульной конфигурации создает ожидание того, какой эта конфигурация будет.

7. Влияние прошлого опыта.

1) Когда принципы организации способствуют определенному восприятию, то прошлый опыт не приводит к другой перцептивной организации.

2) Когда стимульное изображение неоднозначно, то прошлый опыт влияет на его организацию.

З) Когда предъявляемое стимульное изображение узнается, то прошлый опыт, приводящий к узнаванию будет влиять на последующее восприятие, причем стимульное изображение будет организовываться так, чтобы подтвердить его.

Таким образом кроме объективных стимульных (периферических) факторов, определяющих перцептивную организацию, существуют и центральные факторы: установка, прошлый опыт, смысл.

ФИГУРА И ФОН.

Форма - один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие же форм требует выделения предмета из фона (фигуры из фона), что в свою очередь требует выделения контура. Эдгар Рубин установил тот факт, что любая из двух прилегающих частей может восприниматься и как фигура и как фон.


Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон:

1. Фигура подобна вещи.

2. Фигура кажется находящейся над или перед фоном. Фон, в свою очередь воспринимается аморфно и как бы продолжается под или за фигурой.

3. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону.

Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в работах Уивера:

4. Фигура имеет определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности. Фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки.

Принципы организации фигуры и фона:

1. Принцип окруженности. Внутренняя или окруженная область воспринимается как фигура.

2. Принцип специфического цвета. Может восприниматься -либо светлая, либо темная область как фигура, однако есть слабое предпочтение темной, потому что мы привыкли видеть рисунки темного цвета. То есть при прочих равных условиях а качестве фигуры воспринимается привычная нам часть фигуры.

3. Принцип ориентации. При прочих равных условиях в качестве фигуры мы предпочитаем части, имеющие вертикальную и горизонтальную направленность.

4. Принцип размера. При прочих равных условиях в качестве фигуры воспринимается меньшая часть

5. Принцип симметрии. В качестве фигур предпочитаются симметричные.

Транспозиция фигуры.

Для вычленения из ретинального изображения объекта информация об очертаниях перцептивного образа должна сосредоточится на геометрических соотношениях между частями изображения фигуры. Когда происходят различного рода изменения в предъявлении той или иной фигуры, узнавание не нарушается: фигура может быть представлена в другом цвете, размере, другом ретинальном положении и всё же будет восприниматься как та же самая фигура.

Прегнантность.

Принцип прегнантности является ведущим в перцептивной организации. Наши восприятия стремятся быть "хорошими", "простыми", "стабильными", "внутренне не противоречивыми", "симметричными". Прегнантность также используется для обозначения отличительного признака переменного стамульного фактора: из всех углов - прямой отличителен, из всех кривых - прямая отличительна. Присутствиеили отсутствие отличительных свойств важно для внешнего вида фигуры. Слегка искривленная линия будет восприниматься как прямая, не совсем перпендикулярные линии будут восприниматься как образующие прямой угол.

Эти эффекты не имеют прямой связи с группировкой, но М. Вертгеймер приводит пример, где эта связь есть:

. . . . . . . .

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стремиться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе, близости, то лучшая группировка наблюдается если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то и другое может быть название прегнантностью.

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки смыслообразующих частей.

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейрофизиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, который, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой к другому. Если удерживать одно из двух возможных вариантов неоднозначного изобра­жения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься более продолжительное время чем то, что воспринималось при предварительном обращении. Таким образом существует конфликт прошлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась и насыщения, которая способствует новой организации. Обращению фигур так же способствует фактор знания о неоднозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возможность двух или более организаций, обращение становится неизбежным, то есть действует сознательная установка на обращение. Когда каждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероятностью верного решения происходит стабилизация. Стабилизация так же происходит если в неоднозначной фигуре мы находим организацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта

Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия - стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея : Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

Законы восприятия :

1. Закон фигуры и фона (Рубин) - любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон - размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

2. Закон прегнантности («хорошей формы» - симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4.Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5.Принцип изоморфизма - физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)

2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) замкнутости

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости» ),
  • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
  • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
  • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
  • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
  • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)

14. Свойства восприятия

Перцептивный образ используется при создании рекламы

Название Содержание свойства Примеры
Предметность Это способность отражать объекты не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (М.В. Гамезо) Это характеристика отражения объекта как пространственно обособленной физической вещи (Веккер) Механизмом выражения предметности является выделение предмета (фигуры) из фона (гештальтпсихология) Двойственные изображения (Энштейн и 3 девушки у его глаз)
Структурность Восприятие абстрагированной от ощущений структуры, которая формируется в течение некоторого времени. 1) Мелодия, музыка – мы её слышим, в голове структура и мы её распознаем (не сумма ощущений). Буква – в школе нас учат прописной, а мы различаем в любом виде.
Целостность Это сохранение целостной структуры образа при отсутствии возможности отразить отдельные элементы объекта. Целостный образ возникает в результате формирования условно-рефлекторной связи между различными ощущениями (а значит на основе прошлого опыта восприятия). Из трех точек можно увидеть треугольник. Когда оговаривается, что на картинке 5лошадей или 3 волка, то можно быстрее их разглядеть.
Осмысленность Проявляется в осознании значения и смысла воспринятого образа и его отнесении к определенной категории и классу предметов. «Мексиканец на велосипеде». «Медведь лезет по дереву».
Константность Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при измененных физических условиях восприятия. Обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов в разных условиях. Существует 3 вида константности: · константность величины (восприятие на различных расстояниях); константность формы (восприятие предметов в разных положениях). Г. Рихтер, «5 дверей, куб»; константность цвета (при разных освещениях по-разному, постоянство восприятия). Эксперимент с перекошенной комнатой А. Эймса, восприятие и формирование константности. Иллюзия не возникает у наблюдателя, если был опыт знакомства со структурой опыта, либо с испытуемыми.
Апперцепция –определяет избирательность восприятия, т.е. выбор из всего количества объектов и явлений что-то конкретное Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и его личностных особенностей (мотивации, эмоций, установок). Ввел в науку Г. Лейбниц. Установка –неосознанное состояние готовности человека воспринимать объекты, явления определенным образом. Эффект Струпа – смешивание цветов. Влияние прошлого опыта (памяти). Конверт, если смотреть сверху,то пирамида, но мы никогда не увидели бы пирамиду, если бы не знали о ней ранее. Эмоции, мотивации (Д. Маклеланд) – методика ТАТ (тематический апперцептивный тест), испытуемый должен рассказать, то нарисовано на картинке, там были продукты питания. Смотрели на них голодные и сытые люди. У голодных людей восприятие еды было таким: она им казалась большой, объёмной по внешнему виду. Перцептивная апперцепция Д. Узнадзе, изучал иллюзии восприятия. На восприятие влияет установка. Испытуемому в левую руку давали что-нибудь полегче, в правую потяжелее 15 раз; потом одинаковое по весу, но человеку показалось, что в левой всё равно полегче. Примерлюбого слова, напримерВодопад – те, кто изучает долго иностранный язык могут прочитать Бодопад или Богонаг и т.д.
Историчность (С.Л. Рубинштейн) – характеристики общечеловеческого восприятия Зависимость человеческого восприятия от предшествующего исторического развития человечества, общественной формы познания (культура, речь, музыка, наука, геометрия). Человеческий слух – музыка и речь (Рубинштейн). Зрительное восприятие под влиянием геометрических форм (например, жилище у нас воспринимается в квадратах, у др. народов в виде конуса). Японские дети в школе изучают около 200 цветов и оттенков.

15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

Восприятие времени - это отражение скорости, длительности последовательности событий.

Основная проблема изучения : отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

На хроногнозию влияет ряд факторов:

Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) - чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

Психические расстройства . Виды расстройства : маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени : «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе прошлого опыта.

Представление - это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

Представление - форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

Функции представлений :

· Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

· Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

Отличие процесса представления от восприятия:

Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент , тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом . Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления , которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления - это образы тех предметов и явлений , которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов . Физиологический механизм представлений - это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых - как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

17. Виды и свойства представлений

Виды представлений:

1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

Свойства представлений:

  • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
  • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
  • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов

Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.

Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими её представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения её задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального (ʼʼфи ʼʼ) движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась выработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и должна быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение˸ целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого ʼʼ гештальтистского треугольникаʼʼ . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа ˸ когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален˸ роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер ˸ при прочих равных условиях, в случае если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости˸ при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть ʼʼхорошей ʼʼ, ʼʼпростой ʼʼ, ʼʼстабильной ʼʼ, ʼʼвнутренне непротиворечивой ʼʼ, ʼʼсимметричной ʼʼ, ʼʼпрегнантной ʼʼ. Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка ˸ фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер˸ принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

Теория Найссера.

Теория Брунера.

Теория Гельмгольца.

Три вида образов:

1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта

2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.

3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.

Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

4 стадии процесса категоризации:

2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Осн. положения:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения

Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)

Осн.понятие:

Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.

Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.

Ф-ции схем : предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация.

2 важных аспекта восприятия :

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)

Гештальт - целостная форма.

Осн. тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

Феномены :

1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей).

2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек)

3) транспозиция (не меняет восприятие музыки)

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)



2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) контраста

Эти законы описывают внешнюю сторону явлений.

Механизмы описываются следующим законом:

действие двух разнонаправленных сил (в перцептивном поле): связывающей и разъединяющей. Борьба этих сил обусловливает динамичность образа (напр., смена фигуры и фона). Происхождение этих сил, в свою очередь, объясняется принципом изоморфизма. Проекция образа в ЦНС, образование электрического поля. Формообразующая сила - разность потенциалов в ЦНС, сдерживающая сила - отсутствие разности потенциалов на рецепторах.