Заклички очень прикольные про весну. Веснянки (обрядовые песни)

25 марта (сухыя) 25 марта (точная дата не установлена. это примерно 3-4 недели до христианской пасхи) проводят обряд закличек Весны (богини Живы ).
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины впекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто "птичками".
Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички: Жаворонки, жавороночки!
Прилегпите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.

В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы: Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
Со льнам большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное пе-ченье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время севау их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен.
С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье.
Часто кресты давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки - заклички: Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина - то говина перевалится,
Кадка с молоком перекатится*
(*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде.)

В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр.
Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?

Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: “Вот тебе, матушка Весна!”. С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвещённые богине девичьей любви Леле , покровительнице влюблённых.
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая: Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье: Мороз- Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.

Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту, отведены первые места Рождеству Христову и Св. Пасхе, с тем различием, что на юге России и западе воздается большая честь и хвала первому, а по всей Великороссии - второму. На третьем же месте излюбленных торжественных дней св. церкви, повсеместно поставлен день 25 марта - Благовещение Пресвятыя Богородицы, и притом в самые первые времена водворения на нашей земле православия. Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные благовещенские церкви во всех больших старых монастырях, включительно до позднейшего из них - Александро-Невской лавры.

В обиходе трудовой деревенской жизни самый праздник считается днем полнейшего покоя и совершенной свободы, понимаемых в таком обширном значении, что, напр., во многих черноземных местах, целые семьи вечером, при закате солнца идут на мельницы и здесь располагаются на соломе все, и стар и млад, для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. В этот день благословения на всякое доброе дело - в особенности же на земледельческий тр/д - в день, когда даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу, - величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествует этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день - птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Доказательство (по старинной легенде) у всех на глазах: кукушка не имеет своего гнезда, она не умеет его строить и потому старается положить яйца в чье-либо чужое и готовое. Она несет такое божеское наказание за то, что дерзнула в Благовещеньев день свить себе гнездо, когда даже глупая курица на такую работу не пускается. В качестве продолжения этого поверья, существует и еще одна легенда: птичка снегирь не пустил в свое гнездо кукушек и снялся драться с самцом, которого и убил. С тех пор кукушка осталась горемычною вдовою, а сам победитель остался навсегда с несмываемым знаком боя и победы: со следами крови кукушкина самца на своих перьях и на всем красном зобу. Все птицы в особенности бодро и радостно встречают этот праздник - поверье, отразившееся на прекрасном обыкновении выпускать на волю заточенных в клетки птичек, проникшее в цивилизованные города и породившее там особый род спекуляции в виде торговли птицами, совершенно почти неизвестной в наших деревнях.

Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещенья: от него находится в зависимости наибольшее количество тех верований, которые укреплены на практических хозяйственных основах. Повсюду (как уже было упомянуто) главные надежды на успех земледельческого труда возлагаются на «благовещенскую просфору», являющуюся выдающейся принадлежностью праздничного чествования. В русских церквах ни в один из годовых или двунадесятых праздников не продается такого количества просфор. Каждый полагает своею обязанностью запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем. Даже там, где приходов было мало, где церкви были значительно удалены, и влияние духовенства было ничтожно, и там такие хлебцы пекутся самими крестьянами, по числу членов семьи, и неосвященными употребляются для той же цели. Их кладут в севалку на обеспечение благополучия всходов и урожая; измельченными в крошки смешивают с посевными семенами, примешивают в корм рабочему скоту и т. д. Сами хозяева посевного хлеба в поле из мешка в мешок не пересыпают. В день сева никому и ничего взаймы не дают, пустые мешки с поля везут, а не несут, и с Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случился этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним день самый удачный и счастливый. Благовещенская просвирка, обнадеживающая хлебопашцев, не отказывает в своей силе-помощи, между прочим, и пчеловодам, по молитве их о том, чтобы «повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие». Просфорным порошком, смешанным с медом, прикармливают пчел (Тамбовск. г.).

День Благовещенья, как и многие другие праздники, не обходится без того, чтобы не пристроили к нему некоторых суеверных примет и древних обычаев, напр., относительно огня. Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам: иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья, начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его.

Для тех верующих, у которых пуглиное воображение настроено так, что всякий выдающийся в году день либо предвещает беду, либо ласкает надеждой на лучшее, - Благовещеньев день также кое-что обещает. Так, напр., если хозяйка, между праздничной заутреней и обедней, возьмет помело и сгониг с нашеста кур, то к Светлому празднику они уже постараются нестись, чтобы приготовить к праздник)? свеженьких яиц для христосованья. Уверяют также (несомненно по живым наблюдениям), что испорченные, забалованные люди, завистливые на чужое добро, стараются в этот день украсть, осторожно и незаметно, хотя какую-либо безделицу («заворовывают»), чтобы пользоваться удачей в своем ремесле на целый год, так как, если не поймают вора в этот день, то не попадется он и впредь.

Многие сейчас испытывают неподдельный интерес к традициям своих предков, стараются узнать о них побольше, по возможности, следовать им. Но сведения о том, как жили славяне, каких Богов почитали, какие праздники в какое время отмечали, разрознены. Кто-то искренне пытается докопаться до сути, а другой норовит придумать всякую отсебятину и выдать её за истину.

Заклички – это стихотворные, чаще песенные просьбы, обращения к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года. Самыми известными являются весенние заклички, связанные с приходом весны. Считалось, что смена времен года не может произойти сама собой, поэтому народ выходил на улицу звать, встречать, «заклинать» весну.

Если с крупными праздниками, существует некоторая определенность, то события не менее значимые, но незаслуженно забытые, заводят многих «знатоков» славянской мифологии в тупик. Так, Заклички весны когда только в интернете не рекомендуют проводить. У каждого свои доводы, постоянно возникают споры по поводу дат.

Издательство «Северная сказка», собирая на российском севере рассказы из первых рук, точно знает, что все эти пересуды напрасны. Заклички весны в древности на Руси проводились три раза. И каждый раз в них вкладывался собственный, важный для жизни людей смысл.

Праздники предков: Заклички весны - когда звать Весну?

Читая дальше рассказ о Закличках весны, не стоит удивляться тому, что память людская, напрочь забыв об истоках возникновения весной праздничного настроения, сохранила потребность отмечать отдельные вехи обновления природы после долгой зимы.

Заклички весны в стародавние времена проводились три раза и все три раза были связаны со встречей птиц.

Первые заклички делали 8 марта, в тот период, когда синички рассаживались погреться под лучами яркого солнышка. С нетерпением ожидая наступления тепла, люди пекли фигурки пернатых, прятали в них важные для жизни предметы: ключи, деньги, подбрасывали эти сокровища вверх и кричали:

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому».

Все действия сопровождались звуками гуделок, свистулек. Они помогали зиму из своего края прогнать, освободить весне дорогу. Главными действующими лицами на празднике были девушки и женщины – вот вам и международный женский день!

На вторые заклички весны люди собирались в день весеннего равноденствия – 22 марта. Здесь и объяснять ничего не надо. В этот день красавица Лёля-Весна полностью вступала в свои права, зима покидала землю. По этому случаю пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: жаворонков и грачей. Больше всего на Руси почитали птицу жаровонка, как первого вестника весны. Малыши делали своими руками игрушки-«жавороночки». Вместе со взрослыми пекли их из теста. Детворе поручалось отнести «птиц» родным и близким. Веселая ватага носилась по улицам подбрасывала лакомство в воздух рассыпала вокруг крошки. Считалось, что жаворонки, которые слетятся на угощение, принесут лето. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с такими приговорками:

"Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое, у несите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила, р уки, ноги отморозила".

"Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам, принесите нам весну теплую,
лето плодородное Весну с дождем, лето с травами.
Весну с солнышком, лето с зернышком".

"Жаворонок, жаворонок! На тебе зиму, а нам лето! На тебе сани, а нам телегу!"

Готовились к празднику заранее: выкидывали из дома скопившийся за зиму хлам, окуривали все углы тлеющим вереском или можжевельником.

В марте зима уходила неохотно. В марте и даже в апреле заморозки были явлением частым, поэтому мороз тоже, как на Святках, было принято закликать-заговаривать. Специально испеченные колобки выбрасывали на улицу, приговаривая:

“Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!”

Варили овсяный кисель, выставляли его в миске на крыльцо с приговором:

“Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть!”

Наконец, в мае, с прилетом куликов раздавались над землей третьи Заклички весны. По этому случаю пекли для птиц особое угощение – куличи (при появлении новой религии эту традицию не удалось уничтожить – её присвоили). К этому времени уже появлялась высокая трава, куликам было раздолье. Жизнь, лето вступали в свои права, природа готовилась к продолжению рода.

Ярило силой и радостью с людьми делился

Как в любой другой части земного шара завершение зимы, наступление весны считались самыми главными праздниками. С ними связывали обновление жизни. Наши предки охотно делились радостью, угощениями с близкими и совсем незнакомыми людьми. Все плохое оставлялось позади. Надежда на лучшую долю, на прибавление в семействе, на новый урожай давала силы, которые были не лишними перед летней страдой.

Ярило, Бог Весеннего Солнца щедро награждал людей за долготерпение, влек их за собой навстречу расцвету природы. Весенние деньки, месяцы он наполнял своей животворящей силой. Ссориться в присутствии Ярило, злиться друг на друга было немыслимо.

Стоит и нам не отходить от этих традиций предков, скрытых от нас за поволокой времен. Издательство «Северная сказка», чтобы помочь по-настоящему проникнуться весенним настроением, собрало в отдельную книгу все, что связано с Ярило, с приносимыми им праздниками.

"Северная Сказка"


Празднование Дня птиц сегодня

Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» — украинского происхождения). К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.). (И. И. Земцовский)

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…

Веснянка
Украинская народная песня

Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

Веснянки (песенки, заклички, приговорки весне)


(формат PDF, 373 Кб)
Программы дополнительного образования для школьников (текст, формат DOC, 43 Кб)


ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ Громницы, Сретенье.

Громница - одно из званий Богоматери (Матери Богов Света) богини Зари, в этот день называемой также Царицей Молоньей или Меланьей. Громница - является предвестницей тепла, воплощая своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома.



Богиня Заря, своим Сретеньем с богиней Ладой предвещает явление Царя, и посему обрядовой основой Святодня Громницы, является заготовка Требы к предстоящему Дню бога Волоса (Велеса Сивого). Людям христианского вероисповедания гоже в этот день (либо 15 февраля, но не позднее) заготавливать (или приобретать) свечи, коим надлежит служить Требой на Власьев день (24 февраля). Эта Треба воздаётся во имя защиты (в этом году) всего сущего - служащего во благо человеку.
На смену холодному январю пришел февраль. В этот день Зима стареет, и дает отчаянный бой, выезжающей на Солнечную тропу, молодой Весне. Это сражение женских богинь является прямым наследием доведической эпохи. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры - зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, и они сталкивается стенка о стенку. При этом всерьез не бьются - толкаются и борются, так что трещат пуговицы, рукава и карманы
В это время бывает оттепель, ненастье и гром так, что не на долго просыпается Перун. Но если загремит гром, то год будет голодный. По этому поводу бывали плачь и вопли как на похоронах. Вместе с этим воплями гоняли Марену, чтоб уходила и не забрала с собой кого-нибудь. После этого дня начинаются февральские морозы, от которых трещат деревянные дома.

Зиму на вилы вздел Ярило. "Январю-батюшке - морозы, февралю - метели", приметили в народе. Но как бы ни было холодно и снежно, воздух уже весенний, ароматный: "Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет" и еще добавляют: "Пришел февраль - рассек зиму пополам, медведю в берлоге бок согрел... и корове, и коню, и седому старику". Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. Если февраль холодный и сухой, август будет жаркий.

"Зима Весну встречает, заморозить красную хочет, а сама от своего хотения только потеет". "Велес сшиб рог с зимы". "Кончилась твоя власть, Зима! - Весна на пороге". Такие мысли приходят человеку накануне Сретенья, ведь Сретенье или среча по-славянски означает встречу, первую встречу Зимы и Весны. И хотя еще не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. Сретенье - это первая закличка Весны, богини Живы и Ярила-солнца. Ярило - это уже не малыш Коляда, это яркое, ясное, ярое Солнце, которое оплодотворяет Землю весенним теплом, дарует Земле новую жизнь. И плодотворящий Велес готовится выйти из Земли, чтобы поддержать своих питомцев - травы и деревья, а также нарождающихся птичек и зверюшек.

Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ Солнца. Трудно еще Солнцу растопить снежные заносы - надо дать ему горячих и румяных помощников. Каждая хозяйка печет блины по-своему, только ленивая берет блинную муку и разводит ее водой. Ритуальные блины замешивают на талой воде и пекут во всю сковороду. А что туда добавляется, одному Роду ведомо: греча и овес, яйца взбитые и масло, мед и пиво - все идет в дело. К блинам полагается творог как символ творения мира. Первый блин посвящается предкам - его отдают птицам. Хозяева же готовят брагу. Воду для браги берут колодезную или ключевую. Крутым кипятком заливают сено душистых трав и пережженные дочерна ржаные и пшеничные сухари, сюда же добавляют колоски и все хорошенько настаивают. Настой сливают в кадки и заправляют медом, хмелем, дрожжами, изюмом и оставляют бродить на три дня. Когда первая пена сходит на нет, заправляют новым медом и забраживают по второму разу.

Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитают:

"Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
с великой милостью:
Со льном большим,
с корнем глубоким,
с хлебом великим."

После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках - кто дальше. Взрослые запускают с горы горящее колесо. Его сделать очень просто - колесо густо обматывается сухим сеном, берестой, можно и бумагой. Колесо поджигают и отпускают под гору, приговаривая: "Колесо, гори, катись - с летом красным воротись..." Если колесо катится ровно, по дороге не затухает, значит и лето будет долгое, т╦плое.

Вторая закличка Весны, или праздник Лели или Сорок Сорок или закличка жаворонков, приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.

Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам.

Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.

На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом.

Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.

Крестьяне верили, что перелетные птицы проводят зиму в стране "вырей" или "ирей", находящейся за морем. Первыми возвращаются оттуда жаворонки или кулики, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. В старину страна "вырей" в народных представлениях связывалась с потусторонним миром, местом пребывания предков. В 19 в. перелетных птиц также часто называли "вырии", при этом считалось, что с приходом весны птицы, остававшиеся зимовать, тоже "выреют", т.е. смелеют, воодушевляются и начинают петь весенними голосами. Прилет первых птиц обычно соотносили с одним из весенних праздником, в который и закликали весну.

Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,
Ой, что так рано с Вырия вышел?
Не сам вышел, Дажбог меня выслал
С правой рученьки, и ключик дал:
С правой рученьки - лето отмыкать,
С левой рученьки - зиму замыкать

В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершался обряд Закличек. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

В народе говорили:

«На Сороки сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается»,
«На Сороки прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья»,
«На Сороки – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков».

Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.

Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, (Красная Горка) на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!

По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше. (положите украшения из золота или серебра в чашечку с водой для умывания- примечание Ю.В.)

Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.

На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский(!), а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. (* Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.) Победителям дают приз или качают их на руках.

Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам, грачам.
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули

Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…

На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы.
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!

ТРЕТЬЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ

Третья закличка на Благовещение. Вербохлёст. Ляльник. Великодень. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.

Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.

К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.

Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!

Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.

Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.

Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!

Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.

После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.

Зима злится, не хочет уходить. Пора весну звать!
Первые заклички «гуканья весны» весны начинались у древних славян в начале марта.
Селяне поднимались на крыши домов и пели песни, призывая весну.

Ой, весна красна, что ты вынесла,
Ой ли, ой лёли, что ты вынесла?
– Я, весна красна, в пуню пошла,
В пуню пошла, сено вынесла,
Сено вынесла да в амбар зашла,
В амбар зашла зерно выгребла,
Зерно выгребла, на поля пошла,
Пошла поглядеть, что там делают?
А на полюшке там порядку нет


В этот день проводили обряды изгнания зимы.
Выметали мусор из избы, стучали палками по заборам (выгоняя зиму со двора), сжигали старые вещи, приговаривая:
«Вон, зима, из хаты, а лето в хату»
«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

Были обряды, для которых елочку украшали лентами и колокольчиками, а потом возили по селу, закликая весну.

К приходу весны начинали ворожить на богатый урожай: выкапывали ямку, куда засыпали зерно и монеты, потом ямку закапывали.

Весенние обряды сопровождались песнями.

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.


Закличка весны на крыше (первые годы советской власти)

Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

После закличек во дворах и на крышах домов, славяне отправлялись кликать весну на кладбище. Эта традиция появилась со времен захоронений-курганов, в те далекие времена славяне поднимались на могилы-курганы звать весну.
Символично, на границе между этим и другим миром - между весной и зимой.

В закличках на кладбищах выражался обряд почитания и поминовения предков.


Поминовение предков на кургане

Древнеславянские поминальные песни звучали в форме диалога живых родственников с умершими.

Например, песня-разговор живой дочери с умершим отцом:

А батюшка мой, соловейка,
Ой, батюшка мой, соловейка, у!
Ты приедь, приедь ко мне в гости,
Лёли, полёли, ко мне в гости, и!
– Дочушка моя, горемычная,
Лёли, полёли, горемычная, у!
Я бы рад к тебе приехать!
Зимою нельзя за снегами,
Весною нельзя за водами,
А летом нельзя за жарами.
– Зимою приедь в возочке,
Весною приедь в челночке,
А летом приедь в карете.

Есть другая похожая песня, в которой мертвый свекр говорит с невесткой.

А в чистом поле на кургане, да люли, люли на кургане,
Соловей гнездо совивает.
А свёкор невестку со двора зовёт.
– Ты гукай, не гукай, леший свёкор,
А и мне твой голос не доходит,
А и буйные ветры не доносят.
– Ты дочка, моя дочка дорогая,
Да когда ж ты ко мне в гости придёшь?
– А зимою нельзя за снегами,
А весною нельзя за водами,
А по лету нельзя за жарами.
– А зимою приедь в возочке,
А весною приедь в челночке,
А по лету приедь в карете.

Обряды проводили в вечернее время. Дни «первых закличек» не были выходными, поэтому весну гукали после рабочего дня. Точных дат «первых закличек» не было, поэтому обряды могли проводиться несколько дней.

Кто не выходил кликать весну, того пугали:
Кого нету, кого нету на улице?
Положь его колодою,
Колодою дубовою.
Маньки нет на улице.
Положь её колодою,
Колодою дубовою

Заканчивались заклички шуточными дразнилками. Часто такие ритуальные перебранки устраивались между жителями соседних сел.

За лесом, лесом собаки брешут.
Собаки брешут, три купца едут,
Три купца едут, белила везут.
– Хлясинские девочки, купите белила!
– На что нам белила, мы и так белы,
Мы и так белы, ребятам милы!

Три купца едут, бураки везут.
– Хлясинские ребята, купите бураки!
– На что нам бураки, мы и так дураки!

По болонью вода разливается, ой люли, люли, разливается.
А Мишка дочкой набивается:
– Ты приедь, прибудь, младой Ванечка,
Ты возьми, возьми мою Манечку.
А она у меня и пряха и ткаха,
И ткаха и пряха, по колено рубаха,
Рукава по локоть, не умеет работать:
И в поле жнея, и дома как змея…


"Весна", Рис. Б. Кустодиев