Заха хадид личная жизнь причина смерти. Какой Заха Хадид была в жизни

31 марта 2016 года умерла Заха Хадид. Она скончалась от сердечного приступа, когда лечила бронхит в госпитале Майами. Ей было 65 лет. К первой посмертной выставке кураторы собрали каталог из почти 70 воспоминаний близких Захи Хадид. Рем Колхас, Патрик Шумахер, Фрэнк Гери — все они возносят талант архитектора и рассказывают истории из жизни. Публикуем перевод наиболее эмоциональных моментов.

Фрэнк Гери

«Вчера утром моя подруга Заха Хадид умерла. Я встретил ее много лет назад, когда Заху только что представили миру как победительницу конкурса на проект The Peak в Гонконге. Ее рисунки показали новую идею, новый мир архитектуры. Мы все долгие годы смотрели на конструктивизм и всегда им вдохновлялись, но Заха привнесла в это течение характерные черты. Она дала новую свободу, новые обязательства и новые возможности. И это было „вау“. За три-пять лет она зарекомендовала себя как аристократка архитектурного клана, образно говоря, она стала одной из нас, одной из „мальчиков“».

Рана Хадид

Племянница Захи Хадид

«Она часами учила нас рисовать. Она рассказывала, зачем на самом деле нужны цветные карандаши и как ими пользоваться: как наклонить стержень, чтобы добиться цвета; как притупить кончик, чтобы получилась тень или как, наоборот, заострить стержень, чтобы вышло очень четкое, рельефное изображение. Это было задолго, сильно задолго до того, как она стала архитектором. Насколько я помню — с Захой всегда все начиналось с рисунка».

Стивен Холл и Заха Хадид на открытии первой крупной реализации архитектора — пожарной станции Vitra

Патрик Шумахер

«Заха была невероятно застенчивой и, пожалуй, уязвимой. Когда меня наняли, все 4-5 человек работали в одной студии № 9. Тем не менее Захе удавалось избегать меня, за первые четыре недели мы ни разу словом не перекинулись — даже ни разу не поздоровались. Она меня просто игнорировала. Думаю, она подозрительно ко мне относилась. Только потом, увидев, что я тружусь изо дня в день не поднимая головы, что ухожу очень поздно, она растаяла и начала смотреть на меня с меньшим скептицизмом и недоверием.

Только когда конкурс, над которым мы тогда работали, стал набирать обороты и отнимать все больше сил и времени, мы начали общаться. Она тогда взяла на себя руководство проектом, поэтому наставляла меня и говорила, что хочет видеть в итоге. Только после долгих затянувшихся рабочих вечеров, ночной работы, после незабываемой утренней поездки в Берлин, где мы представляли проект, я стал частью группы по-настоящему. Однако у этой приятной стороны была своя цена: много насмешек и гораздо большее давление на меня. Все это нужно было для того, чтобы достичь того нечеловеческого совершенства, к которому стремилась сама Заха.

У Захи был огромный интерес к жизни и странностям. Почти каждые ночь, будни и выходные, она стремилась завязать новые знакомства, она всегда поддерживала старую дружбу. Она была виртуозом мессенджеров и электронной почты — использовала три разных телефона, чтобы всегда оставаться на связи в любых странах и любых часовых поясах».

Брайан Кларк

Художник, один из попечителей Фонда Хадид

«Заха оставила 1381 платье, 471 пару обуви и 284 сумочки. Ее квартира на Даллингтон-стрит, конечно, была маловата.

Именно там Заха Хадид устроила обед для одних клиентов из Японии. Когда я приехал, то увидел, что они замешкались около гостиной, где она должна была появиться. Заха редко приходила вовремя — даже если встреча была в ее собственном доме. Гости пытались присесть на авторские диваны Захи, но не были уверены, на какую именно часть нужно сесть. Они все ждали, стараясь аккуратно примоститься в диванных трещинах, пытаясь не соскользнуть с полированных поверхностей, балансируя на обитой сталагмитами мебели. Наконец Заха появилась. За ней шла леди, она несла самый обычный стул, чтобы Захе было куда сесть. На нем она и устроилась».

Заха Хадид в своих апартаментах в Лондоне Miles Aldridge

Эва Иржична

Архитектор, Eva Jiricna Architects

«Заха была очень трудолюбивой. Для нее было естественным поздно встать, но и поздно закончить рабочий день. Она была настолько предана своему творчеству, что ждала такого же поведения и от остальных — она ждала, что люди вдохновятся ее примером. Когда во время поездок Заха пыталась связаться с архитекторами поздно вечером, а те были вне доступа — или даже не в офисе — она не понимала этого. С такими людьми она говорила раздражительно и всячески показывала, что недовольна их отношением к проекту — недовольна их незаинтересованностью и безответственностью. Но когда Заха клала трубку, она смотрела на часы и шептала: „Полагаю, все-таки уже довольно поздно“».

Питер Айзенман

«У меня был свой способ связываться с Захой Хадид — вероятно, как и у других ее друзей. Я научился до нее дозваниваться и обходить все эти бесконечные уровни безопасности телефонной связи, когда она уже стала феноменом мирового уровня.

Моим способом был специальный код, который всегда работал. Код был простым. Когда я звонил, то по голосовой связи спрашивал не Заху, а Зу Ху. После неловкой паузы и некоторого оцепенения на том конце, Лондон уточнял: „Кто звонит?“. Я всегда говорил: „Малыш“. Это было паролем. И независимо от того, насколько сильно Заха была занята, она всегда отвечала. Мы могли бы и сейчас сплетничать и смеяться вместе, и я мог бы называть ее Зу Ху. Для меня она всегда останется Зу Ху».

Рем Колхас

«Без сомнения, Заха была самым харизматичным человеком из всех, кого мне довелось встретить. Заха много плакала (боюсь, часто из-за меня). Ее слезы не текли струйками вниз, они надвигались на вас, как пули. Эти слезы выражали не грусть, но возмущение: они были свидетельством непоколебимых убеждений.

Со своим интеллектом и чрезмерным талантом Заха бы успешно занялась политикой, вопросами глобализации и технологий, архитектурой, она бы сдружила государства — ее жизнь в высшей степени прекрасная история нашего времени».

Заха Хадид с преподавателями и коллегами: Ремом Колхасом, Элиа и Зои Зенгелис и Маделон Вризендроп

Хани Рашид

На открытие павильона Серпентайн вместе с Захой ехал Хани Рашид, его супруга Лиза и сын Тайнан, или как его звала Хадид, Маленькая Пчела. Только они направились в сторону галереи, Заха велела остановить машину, открыла окно, что-то обсудила с продавцом на улице, купила непонятный сверток и вручила его Тайнану.

«Это оказался мыльный пистолет, странный, выпуклый и разноцветный. За считанные секунды Тайнан начал заполнять салон машины огромными, сияющими, прозрачными, тончайшими — словно стеклянными — пузырями всех размеров. Заха пришла в бесконечный восторг от этого потока геометрии, которая заполнила абсолютно все пространство — в котором мы и так были довольно ограничены.

Мы мгновенно погрузились с головой в пространство, которое сотворила мыльная пушка. Оно было и миром Захи Хадид — созданным ее безумным и прекрасным воображением. Мы замерли в нем, полностью состоящим из шаров, то появляющихся, то исчезающих, постоянно меняющихся цветами и формой. Этот временный мир красоты и волшебства открывался нам под аккомпанемент смеха: нашего, Тайнана и Захи. И этот мир остался с нами, он настолько врезался в память, что даже сегодня мы вспоминаем его — так, словно это был какой-то дурманящий сон».

***

Заха Хадид завела друзей по всему миру. Почти 70 человек поделились своими воспоминаниями в каталоге — и среди них были не только архитекторы. «Мир будет скучать по ней. Я буду скучать по ней», — эти строчки оставил дизайнер Карл Лагерфельд. Но под ними мог бы подписаться каждый.

В каталог вошло и эмоциональное эссе «Новое путешествие в пространстве», в котором архитектор Стивен Холл представил свою версию биографию Захи Хадид из рисунков, реализованных и нереализованных работ и выставок. Полную галерею мы собрали в материале .

В конце марта 2016 года мир потрясла новость о смерти британского дизайнера и архитектора Захи Хадид. Невероятно талантливая женщина скончалась в возрасте 65 лет во время прохождения курса лечения от бронхита. Тем не менее, официальная причина смерти Захи Хадид была несколько иной.

Краткая биография и личная жизнь Захи Хадид

Заха Мохаммад Хадид появилась на свет в 1950 году в довольно богатой багдадской семье. С детства девочка отличалась выразительными творческими способностями и художественным талантом, поэтому ее призвание было предопределено с самого начала.

Сразу после окончания школы юная Заха отправилась учиться в Бейрут, а через некоторое время – в Лондон, где впоследствии поступила в Архитектурную ассоциацию. В период обучения девушки в данном учебном заведении ее наставником был голландец Рем Колхас, обожавший русский авангард. Любовь к этому направлению передалась и самой Захе – в ее дипломном проекте моста-отеля через Темзу отчетливо прослеживается техника и стиль Казимира Малевича.

Окончание обучения не стало для Захи поводом навсегда расстаться с учителем Ремом Колхасом – в 1977 году они стали партнерами в бюро ОМА, однако, еще через 3 года девушка смогла основать собственную архитектурную компанию Zaha Hadid Architects.

За все время работы ею было создано огромное количество различных проектов. Все они становились предметом ошеломительного восторга поклонников и поклонниц невероятно талантливой художницы. В 2004 году заслуги Захи были оценены по достоинству – она стала первой женщиной, которой вручили престижную Притцкеровскую премию.

Наряду с огромным талантом женщина-архитектор Заха Хадид имеет сложный характер, поэтому семьи и детей у нее так и не появилось. Хотя в некоторых интервью художница утверждала, что хотела бы иметь сына или дочь, в действительности, личную жизнь для нее заменила , а нерожденных детей – многочисленные проекты.

Читайте также
  • Счастливы вместе: Бейонсе и Джей Зи появляются на публике только вдвоем

От чего умерла Заха Хадид?

В 2016 году сильную и относительно здоровую женщину сразил бронхит. Для лечения данного заболевания дизайнера и архитектора поместили в одну из клиник Майами, где она и скончалась 31 марта. Между тем, по сообщениям большинства таблоидов причиной смерти знаменитости стал сердечный приступ. По всей видимости, женщина уже довольно давно имела проблемы с сердцем, но не обращалась к врачам.

Борис Бернаскони

архитектор, руководитель бюро Bernaskoni

«В первую очередь Заха - дизайнер, которая смогла реализоваться в архитектуре. Ее пространствами часто нельзя пользоваться по назначению: они представляют собой сильный жест, который и делает ее необыкновенной. Пусть ее проекты были в основном бессмысленными - как у Гэри. Его здания - это музей, в котором выставить ничего нельзя, все стены кривые, об энергоэффективности не идет речь. Это абсолютно безответственная архитектура - как гламурный парень, который пошел в клуб, чтобы найти себе трех телок. Гэри и Заха, по сути, производят экстравагантные здания haute couture. То, что делала в начале своей карьеры Заха, - это Лисицкий, а в конце - Кандинский. Удержать такой подход на протяжении долгого времени должно быть невероятно сложно, и, наверное, оттого она и умерла так скоропостижно, от сердечного приступа - тяжело все проводить через себя. Принято считать, что сердце - мышца, которая связана с чувствами: Заха - тот человек, который создавал архитектуру сердцем, и оно не выдержало в конце - потому что в профессии много препятствий».

Юрий Пальмин

архитектурный фотограф

«Вся история карьеры Захи - это история эмансипации. Она занималась освобождением архитектуры от всего, что исторически стало частью ее образа в популярном представлении. Той же эмансипацией занимался авангард в начале XX века, но тогда архитекторы сталкивались с противоречием между теоретической безграничностью, своей свободой и ограниченностью материалов, в которых это можно было воплотить. Заха тоже находилась постоянно в столкновениях: столкновения постмодернизма и цифровой эпохи, на которое пришлось ее становление. Она работала с четырехмерным пространством так, как это делает современная физика. Она освободила архитектуру и от параметризма, привнесла в нее личность - то, что свойственно классике».

Олег Шапиро

партнер архитектурного бюро Wowhaus

«Заха единственная женщина, которая на сегодняшний день получила Притцкеровскую премию. Она упорно шла по собственному пути, и это стоило ей того, что большую часть жизни она ничего не строила. В 1994 году возвела пожарную станцию в Германии, а первые ее большие проекты начинаются в 2000-х. Она была предана себе и своей философии - идее текучести и изменчивости пространства, его неустойчивости, - а окружающий мир ее, в общем-то, не очень интересовал. То, что она создавала, было очень эмоциональным и напрямую влияло на человека. Ее архитектура понятна. Интересно, что прославилась она своей графикой в рисунках. Кроме того, она сделала ряд громких высказываний, которые вызывали ответную реакцию публики. Я думаю, Хадид удалось сказать все, что только может сказать подобная архитектура, но ее смерть все равно большая утрата. Что такое 65 лет? Гэри за 90, и он продолжает строить великие дома».

Оливер Уэйнрайт

архитектурный критик The Guardian

«Заха Хадид стремилась раздвинуть границы материального мира (как, впрочем, и карманы ее клиентов) с каждым своим проектом, и от этого ее работа неизбежно становилась неоднозначной. Каждый раз, когда она получала международную награду, сыпались протесты - от вопросов о правах человека, которые возникли в связи со строительством Центра Гейдара Алиева в Азербайджане, до переплаты за строительство Центра водных видов спорта в Лондоне и частых нападок архитектурной оппозиции на местах. В итоге это привело к тому, что строительство уже почти готового ее стадиона в Токио в прошлом году было остановлено. Возможно, стадион стал ее самой горькой неудачей».

Видеонекролог газеты The Guardian

Джон Сибрук

«Я не знал никого, чья репутация пугала бы так сильно и кто вместе с тем был настолько забавным в реальной жизни, как Заха Хадид. В мире архитектуры всегда царили непростые персонажи - профессия сама по себе кажется просто созданной для того, чтобы превратить человека в малоприятного эгоиста. Меня всегда поражало, что Хадид как-то удалось заработать себе репутацию человека, с которым исключительно сложно работать. Хотя если ее сравнить с другими выдающимися архитекторами, никто не был ближе к земле, никто не был настолько живым, как она». [

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015

Издание The Guardian. Хадид умерла в госпитале, где лечилась от бронхита.

Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году. В 1977 она окончила обучение в Архитектурной ассоциации в Лондоне и начала карьеру в бюро OMA, созданном Ремом Колхасом, преподавателем Хадид. В 1979 году она основала свою собственную архитектурную компанию — Zaha Hadid Architect.

Заха Хадид является обладательницей «Нобеля» в области архитектуры — Притцкеровской премии (2004). В 2016 году она стала первой женщиной, которая получила золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

В своем Twitter мэр Лондона Борис Джонсон прокомментировал смерть Хадид. «Очень грустно слышать о смерти Захи Хадид. Она вдохновляла, и ее наследство — это ее здания в Стратфорде и по всему миру», — отметил он.

Заха Хадид проектировала не только здания. Она разрабатывала дизайн яхт, обуви, ювелирных украшений и даже парфюмерных флаконов.

«РБК Стиль» вспомнил самые знаменитые работы
легендарной женщины-архитектора:

Центр Гейдара Алиева, Баку (открыт в 2012). За это здание Хадид получила премию «Дизайн года» британского Музея дизайна.

zaha-hadid.com

Центр водных видов спорта, Лондон (открыт в 2011). Дизайн-проект этого здания был разработан в 2004 году и получил Притцкеровскую премию еще до того, как Лондон выиграл право на проведение Летних Олимпийских игр-2012.

zaha-hadid.com

Мост шейха Зайеда, Абу Даби (открыт в 2010). Строительство этого сооружения обошлось в $300 млн. Изогнутые линии моста напоминают пустынные дюны.

Depositphoto.com

Dominion Tower, Москва (открыт в 2015). Офисное здание состоит из семи этажей и выступающих консолей, а его общая площадь составляет 22 тыс. кв. м.

zaha-hadid.com

Оперный театр в Гуанчжоу (открыт в 2011). Общая площадь здания составляет около 70 тыс. кв. м. По форме оно напоминает камень. Частично остекленные фасады способствуют хорошему освещению внутреннего пространства.

depositphoto.com

На выставке Baselworld 2016 рядом с павильоном ювелирной датской марки Georg Jensen была установлена архитектурная инсталляция Захи Хадид — обладательница Притцкеровской премии создала коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen. В нее вошли 8 предметов с характерной линейной структурой — в том числе перекрученный браслет и кольцо на два пальца.

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

Первая линия золотых украшений, выпущенных в 2013 году совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita, была вдохновлена клеточной структурой предметов окружающего мира.

facebook.com/Caspita-Haute-Joaillerie

В рамках прошлогоднего Salone del Mobile в Милане Заха Хадид представила инсталляцию, вдохновленную ювелирной коллекцией

пресс-служба Bulgari

пресс-служба Bulgari

В 2008 году Хадид в сотрудничестве с французским спортивным брендом Lacoste создала лимитированную коллекцию обуви (всего 850 пар). Мужская и женская версия кед были выплавлены из резины, чья фактура имитировала кожу крокодила. В том же году бразильская марка Melissa выпустила пару женских босоножек, придуманных Хадид в стиле архитектурных пространств собственных зданий.

facebook.com/zaha.hadid

facebook.com/zaha.hadid

В 2015 году Заха Хадид вместе с музыкантом Фарреллом Уильямсом разработала модели кроссовок для коллекции "Supershell" Adidas.

zaha-hadid.com

Для мирового турне Pet Shop Boys 1999 года, которое называлось Nightlife Tour, Хадид разработала дизайн сцены и свет.

В 2012 году Заха Хадид спроектировала для американского дизайнера Донны Каран флакон для нового аромата Donna Karan Woman.

facebook.com/zaha.hadid

С начала 2000-х архитектор активно сотрудничала с крупнейшими итальянскими производителями мебели и товаров для дома, такими как Sawaya and Moroni, Poltrona Frau Contract, Slamp и другими. Самыми известными из ее изделий стали кресло Kuki и стул Z-Chair.

facebook.com/zaha.hadid

Zephyr Sofa ( facebook.com/zaha.hadid)

Кресла Array ( facebook.com/zaha.hadid)