Зачем учить иностранные языки. Зачем изучать иностранные языки

Пословица гласит: сколько языков ты знаешь, сколько раз ты человек. Какие преимущества дает изучение иностранных языков?

Мой хороший знакомый свободно говорит на семи иностранных языках, и сейчас учит восьмой. Когда я задала ему вопрос: «А зачем тебе это нужно?», он ответил что-то типа: «Это же так интересно и увлекательно!». И расплылся в улыбке, видимо, вспоминая свою недавнюю поездку по Европе.

Наверное, он что-то знает об иностранных языках такого, чего не каждый сразу может понять? Давайте попробуем разобраться.

Как это бывает…


В школьной программе каждый из нас обязательно изучает иностранный язык. В обычных школах это чаще всего английский, в специализированных, с углубленным изучением языков, к нему добавляется еще один или более. Мы учимся говорить, писать, выполнять какие-то упражнения на чужом для нас языке. Кому-то из школьников это нравится, кому-то – не очень. Но, поскольку получать аттестат надо всем, со школы мы выходим с каким-то, хотя бы минимальным, знанием иностранного языка.

А потом начинается взрослая жизнь. Кто-то из нас, проникшись любовью к лингвистике, сразу поступает в иняз. Остальные находят свой путь в чем-то другом, становятся врачами, юристами, экономистами, инженерами. И тогда часто кажется, что знание иностранного языка для дальнейшей работы совершенно не нужно. То есть, без него вполне можно обойтись.

Действительно, найти свое место под солнцем можно и без знания иностранного. Огромное число специалистов ежедневно используют в своей работе только русский язык, и этого им достаточно.

Почему же тогда сейчас так много самых разнообразных языковых курсов? Зачем все больше людей разных возрастов начинают учить иностранный язык?


Конечно, мотивация у каждого учащегося своя, но в целом можно выделить основные ее направления:

1. Работа. Для многих специальностей необходимо обязательное знание иностранного языка. Кроме того, все больше отечественных компаний выходят на международный уровень, начинают сотрудничество с иностранными компаниями. Естественно, если вы владеете иностранным языком, ваши шансы устроиться на работу в такую организацию возрастают в разы, как и потенциальный уровень зарплаты. Например, если средний оклад секретаря «без языка» — приблизительно 400 долларов, то такому же секретарю, но «с языком», платят уже около 700-800 долларов. И это далеко не предел.

Чтобы устроиться на работу в заграничные банки или филиалы заграничных компаний, свободное владение иностранным языком обязательно.

2. Путешествия. Знание иностранного языка хотя бы на базовом уровне позволит намного комфортнее чувствовать себя за границей. А если владение языком не ограничивается фразами типа: «Как проехать в аэропорт?» и «Забронируйте мне, пожалуйста, номер в гостинице», то можно еще и завести новые знакомства и пообщаться с иностранцами.

3. Эмиграция. Если вы планируете в ближайшем будущем выезжать в другую страну на ПМЖ, желательно знать язык этой страны на достаточно хорошем уровне. Это поможет быстрее адаптироваться в новой среде, найти друзей и, конечно же, устроиться на работу.

4. Друзья. Наш век – век возможностей. Если раньше круг общения человека ограничивался в основном родственниками-одноклассниками-одногруппниками-коллегами-соседями, с которыми всегда можно говорить на родном языке, то теперь настала эра глобализации. Для нас открывается в буквальном смысле весь мир. Никто не запретить нам найти себе друзей-иностранцев. Познакомиться с ними можно, участвуя в разнообразных международных программах для молодежи, путешествуя, а также просто на просторах всемирной сети. Но, конечно же, общаться с ними придется на том языке, который они понимают, а это как минимум английский.

5. Обучение. Многие ведущие ВУЗы вводят иностранный язык в качестве вступительного экзамена на разные специальности. Это значит, что знание иностранного значительно поможет поступить в престижный ВУЗ. Кроме того, часто в программу обучения включают некоторые курсы на иностранном, и в перспективе посылают студентов на стажировку за границу.

Дополнительным важным бонусом может быть участие в программах международного молодежного обмена типа Work&Travel. Такие обмены позволяют поработать и пожить в разных странах, познакомиться с их культурой, пообщаться с местной молодежью.

И, конечно, залогом будущей успешной карьеры может послужить обучение в иностранных колледжах и университетах. Дипломы ВУЗов Великобритании, Германии, Франции, Испании, других европейских стран, а также США и Канады, признаются во всем мире.

Общепринятое мнение, основанное на еще советском мышлении, что обычной российской молодежи это не по карману. Но часто это не так. Во-первых, можно получить грант или стипендию на обучение в ВУЗе – для этого нужно победить в конкурсах, устраиваемых этими ВУЗами или различными фондами. Да, это непросто, но возможно, и тысячи людей пользуются этой возможностью!

Во-вторых, в некоторых странах, например, в Швеции, Франции, Германии, образование является бесплатным. Для поступления нужно отлично владеть языком этой страны и хорошо сдать вступительные экзамены.

6. Другие интересы. К ним можно отнести понимание культуры другой страны. Я, например, очень люблю Италию, поэтому учу итальянский. Это помогает глубже понять ее культуру, историю, традиции. Язык, по сути, является инструментом, помогающим приоткрыть занавес к культурному наследию страны, образу и стилю жизни ее жителей, неповторимости ее среды.

Еще один момент, ради которого некоторые люди начинают изучать языки, — это удовлетворение собственных амбиций. Вы хотите стать успешным человеком, и для этого усердно учите языки? Что же, вы сделали правильный выбор – они вам обязательно пригодятся в дальнейшем.


Кроме тех бесспорных основных плюсов, которые вам дает знание иностранных языков и ради которых вы, собственно, их и учите, вам становятся доступными дополнительные бонусы:

1. Расширение информационных возможностей. Ни для кого не секрет, что объем англоязычного интернета в разы превышает объем русскоязычного. Множество прикладной литературы, необходимой вам в профессиональной деятельности, может не иметь перевода на русский. А, зная иностранные языки, вы с легкостью добудете нужную вам информацию.

2. Живое знакомство с музыкой, фильмами, литературой на языке оригинала. Изучая языки, вы сможете понять, о чем поет ваш любимый певец, лучше прочувствовать музыку и личность исполнителя.

Возможность смотреть иностранные фильмы в оригинале позволит вам слушать голоса актеров, а не переводчика. Вы сможете правильно понимать их юмор или игру слов, которые часто теряются или перекручиваются при переводе. То есть, вам станет понятно именно то, что хотел сказать актер, а не то, что услышал переводчик.

Зная язык, вы легко сможете читать новинки художественной литературы. Ведь не все литературное богатство переводится на русский язык. Да и любой, даже самый талантливый, переводчик не может передать весь смысл, вложенный писателем в произведение. Убедиться в этом очень просто – стоит сравнить между собой два перевода одной и той же книги. Их непохожесть между собой может поражать! То ли дело читать это же произведение в оригинале.

3. Карьерный рост. Если работу по специальности без языка найти еще реально, то возможность построения успешной карьеры весьма сомнительна. Владея иностранными языками, вы можете не сомневаться, что работодатель предпочтет вас кандидату «без языка».

4. «Личные» бонусы – развитие аналитического мышления, улучшение памяти, математических способностей, повышение творческого потенциала.

Согласно исследованиям, изучая иностранный язык, мы начинаем лучше понимать свой собственный. Механизм очень прост: развивая основные языковые навыки, мы тем самым учимся лучше понимать собственную культуру и родной язык.

Изучая языки, мы повышаем уровень своего интеллекта. Пока мы не учим другие языки, нам нет нужды анализировать свой родной, то есть вникать в смысл слов и фраз, произносимых нами. Мы не обращаем внимания, как формируются наши мысли, как они превращаются в слова, правильно ли мы выражаем свои истинные идеи. Изучая иностранный язык, мы начинаем разделять мысли и слова. Это заставляет нас обратить внимание на наш родной язык, и подстегивает к учению по-новому выражать свои мысли. Нам открываются оттенки смыслов и значений слов.

Во время изучения иностранного языка человек постоянно сталкивается с неизвестными терминами и понятиями, а также совершенно новым мировоззрением. Это помогает повысить адаптационные способности – возможности приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Так все же – учить или нет?


Выбор, как всегда, за вами. Он зависит от ваших жизненных целей, амбиций, потребностей. От того, какой вы хотите видеть свою жизнь, и что вы готовы для этого сделать.

Всем ли нужны иностранные языки? Наверное, не всем. И прожить без них, конечно же, можно. Вопрос лишь в результатах, которые вы получаете. И в их соответствии вашим личным целям.

Мой ответ – учить. И я точно знаю, зачем и почему. А вы?

Подать заявку

Ваша заявка принята

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Закрыть

При отправке возникла ошибка

Отправить еще раз

Наверное, Вы не раз слышали такое суждение, что в современном мире невозможно преуспеть без знания иностранного языка. Особенно это касается английского, так как он является международным языком и именно этот язык больше всего нужен для продвижения по карьерной лестнице и для путешествий. Среди причин изучения английского студенты чаще всего и выделяют необходимость знать язык для работы и путешествий.

I wish life was not so short, he thought. Languages take such a time, and so do all the things one wants to know about.

Как жаль, что жизнь так коротка. Изучение языков, как и познание чего-либо нового, занимает слишком много времени.

~ J. R.R. Tolkien

Но задумывались ли вы когда-либо о таком моменте, как Оказывается английский полезно учить не только для того, чтобы свободно чувствовать себя в современном обществе, но и для того, чтобы наслаждаться здоровьем и повышенным уровнем активности на протяжении всей своей жизни.

Занятия иностранным языком помогают улучшить уровень когнитивных способностей

Знания английского языка – это не только успешная карьера сегодня, но и здоровье завтра.

Ученые доказали, что продолжительные занятия иностранным языком помогают улучшить уровень когнитивных способностей. Что это дает? Очень много положительных моментов, о которых вы даже и не задумывались.

Реакция на стресс

Во-первых, человек начинает лучше реагировать на стрессовые ситуации в его жизни. То есть изучение иностранных языков способствует выработке такого полезного качества, как стрессоустойчивость. А это, согласитесь, немаловажно. Ведь порой кажется, что в современном мире вся жизнь состоит из стрессов.

Память и воображение

Во-вторых, занятия английским либо любым другим языком очень хорошо тренируют память и воображение. Именно поэтому люди, знающие один или более иностранных языков, значительно реже имеют проблемы с памятью в преклонном возрасте. И это еще далеко не все!

Самоорганизованность

Все, кто занимаются изучением иностранных языков, отличаются такой характерной чертой, как высокий уровень самоорганизованости. Кроме этого, изучение английского помогает правильно распределять свое внимание и концентрироваться только на главном. Плюс к этому, знание языка является показателем того, что человек умеет работать с информацией.

Изучение английского помогает самореализоваться!

Знание английского помогает найти интересных друзей и расширить круг знакомств

Круг общения и новая мотивация

Интернет как никогда расширил возможности связи и новых знакомств. Вы можете общаться с человеком из любой страны, а знание английского поможет найти интересных собеседников и расширить круг друзей, благодаря чему жизнь становится более яркой и насыщенной.

Найдите себе собеседника по интересам, чтобы обмениваться впечатлениями и опытом!

Вы можете помочь кому-то выучить русский язык. Когда незнакомый прежде язык становится понятным, ты можешь понять других и выразить себя, когда появляется такая возможность.

Информация от первоисточников, в оригинале

Интернет предоставляет неограниченный доступ к фильмам и видеороликам на английском языке. Несомненно интересней смотреть иностранные фильмы без перевода, так как слышен голос и интонация актёров. А прослушиваю любимые песни, приятно понимать, о чем поет любимый иностранный исполнитель! И сами песни становятся более интересными, когда прослушиваешь их, понимая, о чём в них поётся.

В заключение:

В целом, невозможно перечислить все те полезные процессы, которые имеют место в нашем головном мозге во время изучения иностранных языков. Отметим только, что занятие, о котором идет речь, стимулирует несколько важных функций головного мозга одновременно.

Так что, не зря многие (если не все) работодатели обращают огромное внимание на уровень владения иностранным языком. Этот момент может рассказать о многом.

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга. Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

1. Изучение языков заставляет мозг увеличиваться в объеме

Если вы учите иностранные языки, ваш мозг растет, причем в буквальном смысле слова. Точнее, растут его отдельные области - гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий.

Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка. Причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества.

2. Иностранные языки спасают от синдрома Альцгеймера

Билингвам (носителям двух или более языков) положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. К такому удивительному результату пришла команда нейропсихологов, сравнивавшая течение болезни у людей, освоивших иностранные языки и, наоборот, не владеющих ими.

Из 211 участников исследования 102 пациента владели как минимум двумя языками, а остальные 109 не удосужились выучить никакого языка, кроме родного. Изучив течение болезни у представителей этих двух категорий, ученые пришли к выводу, что в первой категории первые признаки синдрома диагностировались в среднем на 4,3 года позже, а состояние деменции, к которому приводило его развитие, - на 5,1 года позже, чем во второй категории.

Те, кто владеет несколькими языками, быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств

Ранее медики высказывали мнение, что усиленное развитие мозга замедляет развитие синдрома Альцгеймера. Речь не обязательно идет о изучении языков, подойдут также занятия математикой, регулярное решение сложных головоломок, логические игры. Упомянутое исследование стало одним из первых подтверждений этой гипотезы. Отметим, что профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

3. У билингвов лучше способности к музыке

Изучение иностранного языка заставляет мозг открывать для себя изобилие звуков, которые он раньше не трудился выделять и разграничивать. Европеец, изучающий китайский, с удивлением обнаруживает, что то, что ему казалось звуком «с», на самом деле оказывается тремя совершенно другими звуками. Китаец, осваивающий русский, обнаруживает, что по богатству изменения интонации внутри предложений этот язык может дать фору тональному разнообразию китайского слога.

Человек, овладевающий иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки - и в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами. Впрочем, не следует благодарить за улучшение способностей к музыке свои уши - основную работу по распознаванию звуков выполняет мозг, а не органы слуха.

4. Знатоки языков отличаются способностями к многозадачности

Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств.

Авторы исследования, установившие этот факт, провели два эксперимента. В первом билингвам и людям, знающим только родной язык, была предложена серия тестов, по итогам которой выяснилось, что билингвы лучше справляются с одновременным выполнением нескольких задач и переходом от задач одного типа к заданиям совершенно другого, нового.

Второй эксперимент был сложнее: в нем тесты были предложены монолингвам и билингвам разных возрастных групп. Вполне ожидаемым был результат, что молодежь лучше решала логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше. Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми была не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи. Правда, чтобы добиться таких способностей, языки желательно учить с детства, отмечают исследователи.

5. Языки улучшают память

Дети, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, как установили исследователи, это, как правило, означает и то, что они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам.

Билингвы схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий - что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

6. У билингвов лучше способности к концентрации

Общество часто представляет знатоков иностранных языков какими-то рассеянными «ботаниками», однако этот стереотип, кажется, далек от истины. Напротив, именно билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали.

Еще один стереотип - люди, учащие несколько языков, хуже знают свой родной - отчасти справедлив: оказывается, словарь родного языка у них в среднем действительно более узкий, чем у тех, кто не знает другой речи, кроме родной. По крайне мере, если речь идет о людях без высшего образования, выучивших чужой язык просто в силу мультикультурного окружения. Однако у билингвов в любом случае более развитое понимание логики родного языка - в частности, грамматики и способов словообразования.

Что изучение иностранных языков является «угрозой традициям», и раскритиковала идею Министерства образования ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку и добавить второй язык в школьную программу. В Думе ее позицию поддержали. T&P связались с 6 экспертами из области нейробиологии, психолингвистики, перевода и социальной психологии, чтобы выяснить, чем полезно изучение иностранных языков и чем может обернуться его отсутствие.

«Несколько языков дают несколько картин мира»

Еще Людвиг Витгенштейн писал о том, что «мир человека таков, каков его язык». Язык в большой мере определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем. Согласно гипотезе Сепира - Уорфа (гипотезе лингвистической относительности), которую сегодня активно обсуждают в науке, язык влияет на наше мышление и процесс познания. Поэтому когда человек знает больше, чем один язык, у него есть несколько картин мира. Это несопоставимо более богатая жизнь. Изучать иностранные языки нужно не потому что это полезно для путешествий - сейчас можно обойтись английским, - а потому что, проникая в другой язык, вы проникаете в другие миры. Зачем люди учат латынь, древнегреческий, шумерский? Ведь этих шумеров, древних греков и латинян давно нет. И все же, представить себе, в каком мире они жили, можно, изучив их языки. Владение языком - это не вопрос технического благополучия, когда можно в Китае пойти в магазин и сказать правильные слова. Дело не в этом, а в том, что вы расширяете свой мир.

Любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Поэтому независимо от того, чем этот мозг занят, решает ли он простые кроссворды, ято конкретному человеку кажется трудной задачей, или доказывает сложные теоремы, которые в качестве умственной работы подходят совсем для других людей, это улучшает мозг. Это актуально в любом возрасте, поскольку нейронная сеть развивается каждую секунду. Мозг меняется всегда, даже в 90 лет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная - значит хорошая.

Конечно, чем моложе мозг, тем он пластичнее, то есть, тем более способен к обучению и изменению, - поэтому чем раньше человек что бы то ни было начинает изучать, тем больше от этого толку. В отношении иностранных языков это втройне так. Это не значит, что во взрослом возрасте этим не стоит или нельзя заниматься, - просто в детстве такие занятия намного эффективнее.

Канадские ученые провели эксперименты, показавшие, что люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю памяти на несколько лет за счет развития нейронных связей. Когда человек владеет несколькими языками, у него интенсивнее работает нейронная сеть. Мозг в таком случае будет более сохранен. Это отодвигает теоретически возможное снижение интеллектуальных способностей, в том числе, снижение памяти.

Татьяна Черниговская

Нейролингвист, доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор СПбГУ

«Отказ от языков вернет Россию в состояние дикости»

Знание иностранного языка влияет на широту мышления. Кроме того, люди, которые изучают его, намного чувствительнее относятся к своему родному, русскому языку, и, соответственно, к литературе. Ведь язык часто учат не только с практической целью, но и для того, чтобы читать художественные произведения или non-fiction. Из иностранных языков приходят понятия, которые невозможно перевести, и которых нет в нашей действительности, так что их изучение существенно расширяет кругозор. На умственные способности оно тоже, безусловно, влияет положительно. Языки необходимы тем, кто занимается наукой, поскольку многие материалы теперь не переводятся, да и никогда не переводились целиком.

Безусловно, есть люди, которые не очень способны к иностранным языкам, но совершенно неспособных нет. Незнание языка ограничивает познания вообще - и общественные, и научные, и все остальные. Оно делает человека более ограниченным. За последние 20 лет в России люди стали больше учить язык, и оказались причастны к более широкому кругу информации. Ты точно получаешь намного больше сведений о жизни, если знаешь языки.

Мы все существуем в одном мире, и иностранный язык знакомит нас с другими цивилизациями. Эти знакомства происходят не по чьему-то отбору: человек начинает свободно ориентироваться в том, что он хочет знать. Переводами всего охватить нельзя, поэтому какие-то вещи нужно знать в оригинале. Или, скажем, человек, который занимается литературой, сможет сравнить то, что он прочел на иностранном языке, с тем, что он читал на русском. Это расширяет его спектр знаний. И так будет в любой области. Ни в физике, ни в информатике, ни где бы то ни было еще нельзя все усвоить только через переводы.

Конечно, при определенной затрате усилий перевести можно любой текст. Но в мире есть множество понятий, которые у нас отсутствуют и приходят в русский сначала в виде варваризмов, а позже становятся его частью и в результате расширяют его. Можно взять любой научный словарь, и вы увидите, сколько слов мы попросту позаимствовали. Нам кажется, что слово «влияние» всегда было в русском, но на самом деле его придумал Николай Карамзин, и это калька с французского «influence». Если на секунду остановиться, вы увидите сколько иностранных слов существуют в рамках русского. Например, слово «компьютер». Сначала такие машины назывались «счетно-решающими устройствами», но потом их обозначение на английском просто перестали переводить. Когда ты говоришь «компьютер» вместо «счетно-решающее устройство», ты меньше тратишь жизнь на лишние действия. Перевести можно все, но понятия из одних языков постоянно входят в другие - сначала чужеродными телами, а потом, если это нужная вещь, въедаются в него в нормальном виде.

Русский язык впитал в себя колоссальное количество татарских, тюркских, латинских и греческих слов. Обычно мы даже не подозреваем, что какой-то элемент языка на самом деле является греческим заимствованием, но в Греции, как только ты научился читать буквы, ты моментально начинаешь понимать вывески. Русский тащит слова отовсюду. Кельтские, саксонские, французские, полно датских и даже, наверняка, есть голландские, - особенно если мы начнем говорить про парусный флот. При Петре I у голландцев мы стащили множество понятий, касавшихся корабельного дела. Мы просто уже не замечаем, что это слова иностранного происхождения. «Атом», «Иисус Христос», «патриарх» - все это тоже иностранные слова. Если бы никто не знал греческого или английского, этих понятий у нас бы просто не было, и мы опять превратились бы в варваров.

Перестать преподавать иностранные языки значит остановить развитие русского. Русский язык - это главное поле всей интеллектуальной деятельности в России. Если искусственно ограничить его, отрезать от мира железным занавесом, у нас будет умственно-отсталая страна. Отказ от иностранных языков вернет Россию в состояние дикости.


Виктор Голышев

Переводчик англо-американской литературы, автор классических переводов многих произведений

«Бедность языка связана с недостаточностью умственного развития»

Сегодня есть множество исследований, в рамках которых магнитно-резонансная томография (МРТ) позволила увидеть, как увеличивается объем связанных с речью мозговых образований при обучении второму языку даже у взрослых. Это говорит о том, что мозг в принципе имеет ресурсы освоения нескольких языков. Есть исследования, которые показали значительное развитие когнитивных (познавательных) навыков у людей, владеющих двумя и более языками. Это неудивительно, ведь на основе языка формируются понятия, а мышление - это не что иное, как операции с понятиями.

Давно замечено, что бедность языка коррелирует с недостаточностью умственного развития. Это связано прежде всего с тем, что, по выражению философа Людвига Витгенштейна, «пределы нашего познания определяются границами нашего языка». Обучение языкам - одна из наиболее интеллектуальных нагрузок мозга. Ведь это не просто механическое запоминание новых слов, но и встраивание этих слов в единую систему понятий. Как любая тренировка, обучение языкам поддерживает высокий уровень функциональности мозга.

Второй, третий и т.д. языки явным образом делают картину психического мира более насыщенной, более богатой в описаниях того, как взаимосвязаны вещи и явления. Таким образом, каждый предмет получает больше «зацепок» для запоминания и последующего извлечения из памяти. Память становится более прочной, емкой и более ассоциативной. Последнее качество особенно важно, так как именно ассоциации являются основой творчества.


Александр Каплан

Доктор биологических наук, психофизиолог, глава
лаборатории
нейрофизиологии и нейроинтерфейсов МГУ

«Языки влияют на мыслительные процессы, память и личность»

Изучение иностранного языка, как и любой другой опыт, не проходит бесследно для нашего сознания и работы мозга. Любая информация, поступающая в мозг извне в любую минуту его активности, модифицирует нейронные связи. Сознание человека, владеющего двумя или несколькими языками, никогда не будет равнозначно сознанию монолингва - человека, говорящего только на одном языке. Проведенные эксперименты - они, например, описываются в работах Джудит Кролл (Judith Kroll), - свидетельствуют о том, что билингвы автоматически активируют оба языка в своем ментальном лексиконе, даже когда языковая ситуация разворачивается только в одном языке. К примеру, когда человек, говорящий на английском, слышит слово «marker», он помимо английского слова также активирует русское «марка» (Marian & Spivey, 2003). Чтобы избежать путаницы в языках, билингвам приходится постоянно «жонглировать» словами и концептами, при этом подавляя нерелевантную для текущей речевой ситуации информацию. Некоторые ученые считают, что именно такой механизм помогает билингвам развивать управляющие функции и проявлять большую когнитивную гибкость по сравнению с монолингвами.

Идея «билингвального когнитивного превосходства» впервые возникла в середине 80-х годов и с тех пор разрабатывается, в основном, под руководством психолога из Торонтского университета Эллен Биалисток (Ellen Bialystok). За последние 30 лет ученые провели множество исследований и выяснили, что дети- и взрослые-билингвы быстрее и лучше справляются с заданиями, которые требуют переключения внимания, решения когнитивно конфликтных ситуаций, выбора между релевантной и нерелевантной информацией. Билингвизм влияет и на сохранность и поддержание когнитивных функций в пожилом возрасте. Например, в рамках одного исследования в 2010 году специалисты изучили данные 200 пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, и обнаружили, что те, кто владел несколькими языками, сталкивались с симптомами на 5,1 лет позже.

Конечно, к концепции когнитивного преимущества билингвов пока нужно относиться скептически - ведь большое количество данных остается за пределами научных журналов, и мы еще многого не знаем о том, как «уживаются» несколько языков в голове человека, и какие механизмы несут за это ответственность. Но ценность таких языковых знаний определенно очень велика, поскольку языки постоянно взаимодействуют друг с другом в рамках когнитивной системы человека, влияют на мыслительные процессы и память и накладывают отпечаток на личностные характеристики, не говоря уже о социокультурной составляющей.


Анна Лукьянченко

Сотрудник научно-учебной лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ, PhD (Университет Мэриленда, США)

«Без иностранного языка человек лишен рук»

Общество, в котором изучение иностранного языка ограничили или запретили, станет однобоким и унылым. Языки обогащают друг друга, и без взаимодействия с другими системами русский не будет развиваться. Ведь в других языках существуют понятия и описания явлений, которых просто нет в нашей действительности. Я без таких понятий, без этих имен мы не сможем ничего узнать о незнакомых или новых явлениях. Культурная среда тоже окажется отсечена, так что наше мировоззрение очень сильно пострадает.

Человек, неспособный изъясняться на чем-то, кроме родного языка, в общении оказывается попросту лишен рук. Когда он куда-нибудь уезжает, то сразу оказывается полностью зависим от других людей и чувствует себя беспомощным. Ему нужно, чтобы его везде водили экскурсоводы, он не может жить самостоятельно. Такой человек сможет найти себе место только в родной стране, и как только его оттуда извлекут, он немедленно столкнется с огромным количествам проблем.

Человек, который знаком только с одной культурой, может стать менее терпимым и более подозрительным и очень ограниченным. В современном мире это, конечно, встречается редко: чтобы оказаться настолько в рамках одной среды, нужно родиться в закрытом племени в Амазонии. У большей части населения планеты есть доступ к книгам, телевидению и нередко даже интернету, так что мы постоянно сталкиваемся с другими культурами. Но вопрос, насколько мы способны понять их и готовы принять, напрямую связан с изучением языков. Запреты в этой области тормозят развитие культуры в первую очередь в той стране, где они начинают действовать.

Лилия Брайнис

Социальный психолог

«У человека, которого насильственно ограничили родным языком и родной культурой, будет отнята возможность понимать окружающий мир»

Абсолютно все научные исследования лингвистов и психологов однозначно свидетельствуют о том, что чем больше языков человек знает, тем выше его интеллектуальный уровень и лучше способность к адаптации в окружающем мире и все когнитивные способности. Обратного никогда никто не наблюдал. Разговоры о том, что изучение иностранных языков может быть вредно, никаких научных оснований под собой не имеют. Понятно, почему такие разговоры возникают: авторам подобных идей не нравятся ценности, которые стоят за изучаемыми языками. Но борьба с ценностями - это одно дело, а борьба с изучением языков - совсем другое. Это неправильный путь.

У человека, которого насильственно ограничили родным языком и родной культурой, будет отнята возможность понимать окружающий мир, поскольку язык является ключом к восприятию чужой культуры. Это все равно что заставить кого-то вместо цветных фотографий рассматривать исключительно черно-белые. Мир многообразен, и это выражается в том, какими разными бывают языки. Этого многообразия человека можно лишить, если закрыть ему дорогу к их изучению.

По общему мнению всех исследователей, чем раньше мы начинаем учить язык, тем легче и с меньшим напряжением он усваивается. В детстве у человека в голове функционируют механизмы, которые позволяют ему овладеть родным языком. После шести-семи лет эти механизмы угасают. У взрослого они практически отсутствуют. Поэтому когда ребенок начинает изучать иностранный язык, он это делает играючи: ему достаточно легко даются занятия, и есть специальные методики, которые помогают детям в этом. Если мы пропустим этот срок, во взрослом возрасте начать будет трудно.

Не то чтобы в наших школах так хорошо преподавали иностранные языки, - об этом и речи быть не может. Зачем же преподавать их еще хуже? Среди высказываний Ирины Яровой был риторический вопрос: «Граждан какой страны мы воспитуем?». На этот вопрос очень просто ответить. Обучая детей иностранным языкам, мы воспитуем граждан современной, сильной, конкуретноспособной страны.

Русский, как всякий крупный язык, в своей истории очень много взаимодействовал с другими языками. Со времен самых первых литературных памятников и самых первых этапов его формирования мы видим следы крайне многообразных влияний. Например, мы наблюдаем очень раннее германское влияние - так называемые готские заимствования. Самые простые, исконные русские слова: «изба», «хлеб», «стекло», «буква», - это очень ранние германизмы, вошедшие в русский язык еще в дописьменные времена. Есть и ряд скандинавских заимствований. Греческий очень сильно влиял на русский, что было связано с принятием христианства, - однако греческая лексика оказалась не только церковной, но и бытовой. Например, «тетрадь», «свекла» или «парус», - это все давние грецизмы. Затем в русский влился мощный поток тюркизмов, хотя их влияние не нужно переоценивать. Много важных областей оказалось затронуто ими: в частности, административно-финансовая сфера. Скажем, такие слова как «деньга», «таможня», «ярлык», «казна», - это тюркизмы. Есть и масса бытовой лексики: «кафтан, «башлык» и прочие. Дальше наступила петровская эпоха, и с ней пришел огромный поток элементов из западноевропейских языков. Сначала это были голладнские слова, потом немецкие и французские, а чуть позже английские. Эпоха Просвещения тоже принесла нам множество немецких и французских слов: «роль», «бульвар», «рояль», «плацдарм», «шрам» и сотни других.

Мы привыкли к этим словам и часто даже не осознаем, что они являются заимствованиями. Я не говорю про такие слова, как «изба», которым много сотен лет, - но кто заподозрит в менее давнем тюркизме «очаг» или в совсем недавнем «шрам» иностранное слово? Это абсолютно естественный процесс, язык обогащается с помощью заимствований и улучшает свою способность отражать окружающий мир. С этой точки зрения никаких проблем тут нет, - проблемы могут быть только у людей с глубокими комплексами.

Заимствования - это не угроза традициям. В этих терминах довольно странно говорить о языке. Угрозы языку бывают совсем другими, если они вообще встречаются ему на пути, и они лежат далеко в стороне. Заимствований бояться не надо, и бороться с ними бессмысленно. Язык - это явление природы, которое плохо поддается контролю и управлению. Мы же не можем отменить, скажем, дательный падеж? Точно так же очень трудно было бы запретить какое-то слово и привить вместо него другое. Подобные попытки предпринимались в прошлом, но их эффект был ничтожным.

Люди, которые называют угрозой традициям изучение иностранных языков, скорее всего, боятся тех ценностей, которые связаны с культурой, выражающей себя с помощью этих языков. Это подмена понятий. Человек сам в состоянии разобраться, устраивают его эти ценности или нет. Зачем решать за него? Само по себе изучение иностранного языка не меняет наше сознание так, как думают авторы подобных инициатив. Просто у человека появляется выбор. Он сам может обо всем судить, имея доступ в текстам и другим людям. Само по себе изучение только развивает интеллект, - так же, как физические упражнения развивают мускулатуру и укрепляют здоровье. Лишать человека доступа к изучению иностранного языка, особенно в детстве, - все равно что лишать его движения или цветного зрения. Это глупое насильственное обеднение духовного развития, не мотивированное ничем. Очень печально, если эти идеи восторжествуют.


Владимир Плунгян

Лингвист, специалист в области типологии и грамматической теории, автор книги «Почему языки такие разные»

Знание иностранных языков - это ключ к успеху в современном мире, где общение на иностранных языках и обработка огромных объемов информации приобретает все большее значение. Интерес к изучению языков традиционно большой, потому перефразируя известное выражение, можно сказать, что тот, кто владеет языками, владеет миром.

В общем человек, владеющий языками, - разносторонне развитая личность, обладает лучшими способностями к изучению нового, свободнее и более уверена в общении с людьми.

Совсем недавно ученые из Лондонского университета путем проведения большого статистического и научного исследования пришли к выводу, что люди, которые учат иностранные языки, имеют более гибкое и оригинальное мышление. Этот вывод базируется на том, что ученые научным путем подтвердили прямая связь между активностью серого вещества и знанием нескольких языков.

Старая поговорка гласит: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». То есть, чем больше как на сегодня ты знаешь, тем лучше. Ведь каждый язык - это ключ, который открывает двери к чему своему и нового.

Так, например, английский язык - это официальный язык международного бизнеса и торговли, Интернета и техники, науки и искусств. 80% делового языкового пространства занимает именно она. Каждый из нас все чаще сталкивается с ней в общении с партнерами по работе и на отдыхе. Английский язык используется при заполнении анкет, составление резюме, в деловой и частной переписке.

Владение английским языком - уже не удивительная привычка, а необходимость. Сейчас ее учат в детских садах, школах, вузах, не говоря уже о многочисленных курсы и тренинги. А в некоторых странах даже математика и некоторые другие предметы школьной программы преподают на английском языке.

Немецкий язык - это язык техники и финансов. За последние пять лет спрос на нее значительно вырос, появилось много немецких партнеров и инвесторов. Интенсивно импортируются товары из Германии, например, сантехника, мебель, электроника, автомобили. А значит, нужны люди, которые могут с этими импортерами общаться. Знание немецкого языка также приветствуется в представительствах немецких банков.

Чтобы выучить немецкий язык в ускоренном режиме и за короткое время приобрести большое количество знаний, наша Школа немецкого языка «Meine Kurse» предлагает интенсивный курс немецкого языка . Данный модуль позволяет выучить один курс за один-два месяца, а чтобы от начального уровня А1 подняться до среднего В1 и эффективно изучить немецкий язык, необходимо три-шесть месяцев, в зависимости от количества выбранных дней на обучение. Такой темп каждодневных занятий гарантирует быстрое усвоение нового материала и закрепление новых тем.

В то же время сложно сказать, какую роль играет в мире итальянский бизнес. Стало модно носить одежду и обувь от итальянских дизайнеров, купаться в итальянских джакузи и обедать за столом производства Италии. Благодаря тем, кто смог найти общий язык с иностранными партнерами, культура Италии надолго проникла в нашу страну.

Очевидно также, что стремительно набирает обороты актуальность японского и китайского языков. Многие восточных фирм открывают филиалы в других странах и ищут специалистов, хорошо владеющих языком. А найти таких пока не просто. Кроме того, что изучение японского (как и китайского) – невероятно сложный и трудоемкий процесс, заниматься этим бесполезно, не имея абсолютного слуха и хорошей зрительной памяти.

Стоит упомянуть и о французском языке. Вряд ли она вам понадобится, если вы не работаете в французской компании. Но если уж будет возможность его применить, французский поможет легко заручиться симпатией и вечной дружбой французов.

Немного меньше поклонников у польского, болгарского и скандинавских языков, но работа переводчика таких людей ждет всегда.

Арабский язык тоже не особо актуальна, особенно для женщин, ведь зачастую арабы предпочитают брать на работу мужчин. Девушек, которые владеют арабским, охотнее берут на работу преподавателями или частными репетиторами, что тоже довольно неплохо. В Турции подобной дискриминации вообще нет, владение турецким даёт отличный заработок в торговых компаниях и, особенно, в туристических фирмах.

Наряду с возрастанием роли иностранных языков, увеличивается и количество желающих овладеть профессии переводчика. Но изучение иностранного языка - дело нелегкое, здесь нужен серьезный стимул. Почему же у них возникает желание стать профессионалами в области перевода с иностранных языков? То Ли получают ли они какую пользу от этих знаний в повседневной жизни? Что стимулирует их к изучению иностранных языков? Планируют ли они работать по полученной специальности, или эти знания им просто необходимые для жизни? А главное, что означают для них эти знания: они являются признаком престижа необходимостью настоящее?

Ответ на эти вопросы дает опрос, проведенный среди студентов разных курсов Сумского государственного университета специальности «Перевод». Согласно данному опросу среди питуваних 15% выбрали профессию переводчика, потому что это престижно. 10% опрошенных решили стать переводчиками, так как знание иностранных языков необходимы сегодня. А 75% опрошенных имеют способности к изучению иностранных языков и им нравится данная профессия, что и повлияло на их выбор.

Что касается уверенности, действительно после получения образования они будут работать переводчиками, то уверены лишь 45% опрошенных, остальные 55% данной уверенности нет.

Поражает то, что 100% опрошенных считают, что даже если они не будут в будущем работать переводчиками, то знание иностранных языков все равно пригодится им в жизни.

95% пользуются возможностью чтения книг и просмотра фильмов в оригинале, и только 5% не привлекает такое занятие.

Достаточно интересным является то, что 100% опрошенных считают, что знание иностранных языков дают больше шансов для получения высокооплачиваемой престижной работы.

95% имеют пользу от владения иностранными языками в повседневной жизни, а именно: возможность общаться с иностранцами, возможность понимать содержание иностранных песен, просмотр и чтение книг в оригинале, возможность дополнительного заработка, возможность понимать инструкции к медицине и техники, которые написаны на иностранном языке, облегченное использования Интернета.

Итак, мы четко видим, что в наше время появляется все больше и больше желающих знать иностранные языка. Они понимают важность их изучения. Они не считают это стремление лишь данью моде, а задумываются о тех преимуществах, которые дает знание иностранных языков любой культурному человеку.

Изучение любого иностранного языка раскрывает перед нами новые возможности, делает богаче наш духовный мир. Обладая иностранном языке, человек автоматически переходит на более высокий социальный степень, поскольку становится конкурентоспособным претендентом на высокооплачиваемую должность. Ведь, как известно, престижные организации, как правило, или сами являются представителями иностранных фирм, или ведут с ними активную партнерскую деятельность. А там без знания иностранного языка не обойтись! Иностранные языки улучшают качество нашей жизни во всех ее сферах.