Заброшенные здания, бомбоубежища, военные объекты, мёртвая техника. Приключение на выходные: обследуем заброшенные места Подмосковья

Во времена существования Советского Союза бункеры на случай ядерной войны были распространены по всей стране. Один из самых больших подобных секретных объектов – «Объект 221» или «Нора». Этот объект в действительности был запасным командным пунктом Черноморского флота, причем запасным он фактически должен был являться лишь в мирное время. Во время войны именно здесь должно было находиться командование флотом, осуществляться управление боевыми действиями.


Самое крупное сооружение

Находится «Объект 221» недалеко от Севастополя, под деревней Морозовка. Шоссе, которое доходит до этой деревни, имеет продолжение, но дорога перекрыта, она завалена камнями, дорога в прямом смысле этого слова «перекопана». Конечно, такие меры предосторожности не случайны, именно благодаря такой полосе препятствий тот, кто действительно захочет добраться да Запасного командного пункта – будет вынужден идти пешком, став легкой мишенью для снайперов, которые при чрезвычайном положении должны были дежурить вдоль дороги.

Интересно, что для путешественников, сбившихся с пути, была приготовлена другая версия места, в которое ведет дорога. «Объект 221» было принято называть каменным карьером, так же его называли и рабочие, которые занимались его постройкой – ходили на разработку каменного карьера, только и всего. Начали строительство этого подземного города в 1977 году. Размеры «Объекта 221» действительно потрясают воображение: его глубина более 200 метров, на огромной глубине расположено четыре этажа и два главных входа в бункер. Общая площадь этого подземного строения – семнадцать с половиной тысяч квадратных метров, по площади это самое крупное подземное сооружение Крыма.


Невидимая стройка

Кажется невероятным то, что стройка «Объекта 221» велась в условия полной секретности. Строительство началось в 1977 году и длилось около 15 лет, работы продолжались вплоть до 1992 года. В 1992 году проект был «заморожен», при этом его готовность составила девяносто процентов. Все, что нужно было сделать, для того чтобы закончить проект – это завезти необходимое для жизни в бункере оборудование и провести облицовочные работы. Строители для объекта отбирались специально, был сформирован стройотряд, состоящий из строителей, которые имели опыт работы на сооружениях для бетонирования шахт, служащих баллистическим ракетам. Рядом с «Норой» находилась гора Гасфорт, на которой, специально для того, чтобы тайно свозить извлекаемую горную породу, был построен завод по изготовлению щебня. Это было сделано для того, чтобы со спутника противника Советского Союза на этой территории был виден лишь завод и различные гражданские сооружения.

Кроме того, было построено специальное «здание-обманка», предназначенное также для обмана спутника противника. В годы строительства это здание было принято назвать гостиницей для рабочих завода или гостиницей. Но судить о том, что здание – муляж, нам помогает сохранившийся в достаточно хорошем состоянии фасад здания: окна в нем расположены очень близко друг к другу, а лестничных пролетов и вовсе нет, хотя здание многоэтажное. А сами входы (их два) в «Объект 221» были также замаскированы под гражданские здания, правда они представляют собой лишь бетонные плиты, с нарисованными на них черной краской окнами. При этом принять эту бетонную плиту за здание можно только если вы подойдете к ней спереди, как только вы отойдете в сторону, то увидите – что никакого здания нет, а вход – это лишь гигантская плоская бетонная плита с нарисованными бутафорскими окнами.


План создания

Первую площадку проходила команда шахтеров под руководством бригадира Тихонова. Основной проблемой при строительстве была необходимость рассчитать положение на большое количество человек, под землей должны были быть размещены информационно-вычислительный центр, узел связи, который должен был обеспечивать передачу информации в любую точку земного шара, а также автономная система жизнеобеспечения. На одном ярусе нужно было разместить емкости для топлива и воды, систему электрообеспечения, систему производства воздуха и вентиляцию, медицинский пункт. И помимо всего прочего, здесь же должна была размещаться кухня и столовая.

Кроме подземной части бункера существовала и надземная его часть – она представляла собой военный город. В нем могли жить работники охраны и технический персонал. Этот жилой городок располагал и всем необходимым для жизни: существовали казармы, котельная. Было построено овощехранилище и система водоснабжения с предварительной очисткой поступающей воды. Для строительства этого городка был сформирован новый строительный отряд, начальником которого был назначен майор Юрий Рева, который в свое время окончил специальную школу строительства Северного флота. Для многих военных попасть в бригаду проходчиков очередного уровня бункера – было честью. В горном массиве было пробурено три блока, к которым вели горизонтальные ходы, называющиеся «потернами».


Последние этапы строительства

Важным этапом в постройке «Объекта 221» стала гидроизоляция помещений, находящихся под землей. Была даже разработана специальная технология для герметизации швов при сварке, а также металлоизоляции. Для того чтобы проверить качество шва и его водонепроницаемость использовались рентгеновские снимки. Все строительство велось строго секретно, на протяжении всей постройки выставлялась различная муляжная техника и даже прокладывались ложные пасеки и дороги. Также велись масштабные работы по реорганизации рельефа.

Контролировал строительство Запасного командного пункта начальник строительного управления Черноморского флота генерал-майор Л. Шумилов. Постоянно посещали стройку и другие не менее известные должностные лица, такие как: заместитель министра обороны Н. Шестопалов и адмирал флота Н. Ховрин. Горнопроходческие работы, самые сложные во всем строительстве была завершены в 1987 году. После этого начался внутренний монтаж помещений, прокладка вентиляционных шахт и кабельных линий. Но в связи с развалом Советского Союза, строительство было прекращено в 1992 году. При этом Украина, самостоятельное государство на территории которой и находился объект, объявила себя безъядерной державой, а значит и заниматься продолжением постройки такого объекта стало не нужно и не выгодно. После 1992 года с объекта была снята вся охрана и «Нора» подверглась масштабным грабежам, в основном мародёров интересовали любые металлические детали и конструкции, которые можно было сдать в металлолом.

«Объект 221» в наши дни

Ныне «Объект 221» полностью разграблен и разорен и является популярным местом посещения любителей экстремального туризма и охотников за металлом. Туристами был составлен план-схема зданий «объекта 221», который стал путеводителем для тех, кто захотел испытать острых ощущений и почувствовать на себе дух строительства времен холодной войны.

Сейчас этот объект может представлять реальную опасность. Здесь большое количество пустых шахт, провалов, торчащей из пола арматуры. Внутри заброшенных зданий очень сыро, так как многие помещения находятся на участках земли с большим количеством грунтовых вод. Кроме сырого климата, можно отметить еще и образование грибка, который развивается в сырой и теплой среде.

С развалом CCCР оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствии были разграблены и осквернены. Цель нашего путешествия - посещение заброшенного бункера из третьего кольца ПВО С-50 в Московской области.
Наш бункер связи, находится рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Это популярнейшее место среди любителей полазать под землей, дестроеров, геошейкеров и просто туристов.

Сейчас доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно, если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. ЗА эту версию - очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой.

Остановимся на этой версии: известно об этом бункере немного. Ясно лишь, что в конце 80-х - начале 90-х годов планировалось построить вокруг Москвы целый комплекс сооружений «на случай ядерной войны». Об истинных масштабах этого строительства и назначениях того или иного объекта мы теперь можем только догадываться. Бункер является одним из немногих недостроенных бункеров связи. В нем планировалось автономное несение службы - есть места под установку дизель-генераторов, фильтровентиляционные установки, есть емкости под запасы воды и топлива. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. То, что многие принимают за «ракетные шахты» на крыше сооружения, в действительности является контейнерами для размещения антенн.

Но то ли «ядерную войну», то ли СССР «отменили», но бункер так и не был достроен, его даже не успели замаскировать под холм. Сам бункер выглядит суровым и неприступным. Трехэтажная махина из железа и бетона находится в огромном котловане. С нижних этажей наверх выходят воздушные каналы.

Попасть внутрь можно несколькими способами. К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5. Можно пройти сквозь гермодверь - огромную тяжелую металлическую дверь выгнутой формы. Еще один вход через небольшое круглое отверстие диаметром сантиметров 80 в задней части бункера.
Про это место широкой интернет-общественности стало известно около трех лет назад, и с тех пор к нему началось настоящее паломничество, особенно летом.
Вокруг Москвы находится не менее 60 объектов похожего назначения. Таких же брошенных, разграбленных и никому не нужных. Туда однозначно стоит ехать, чтобы почувствовать дух холодной войны, противостояния мировых держав и некое опустошение.
Внимание! Не рекомендуется посещать в одиночку, спускаться в вентиляционные колодцы без страховки опасно, помещения темные, в них полно арматуры, шахты затоплены.

Как проехать.
На машине: пос. Вороново, 40-й км от МКАД по Калужскому шоссе А101. В Вороново поворот на деревню Троица
Дорога к бункеру доступна для проезда на практически любой полноприводной технике, а основную сложность
составляют последние 800 метров - это глубокие колеи, но при желании можно пройти этот участок пешком.

Недавно узнал про недостроенный полузатопленный бункер военного назначения в Хлюпино (Одинцовский район М.о.).

И ведь этот бункер почти рядом с моей дачей. По шоссе километров 15 будет. Пешком можно дойти! И вот, когда дождливой осенью 2013 года выдался погожий денек, а случилось это 18 сентября, решил я отправиться в путь. Долго колебался, - ехать ли на мопеде или доехать до Хлюпино на электричке, осмотреть бункер, а затем вернуться на дачу пешком лесными тропами? Намечался интересный маршрут: Хлюпино - Назарьево - Матвейково - СНТ Жаворонки , где и расположена моя дача (точнее, садовый участок). Давно хотелось посмотреть лес между Хлюпино и Назарьево. Кроме того, и грибов по дороге можно было попытаться набрать... В итоге, был выбран второй вариант.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК В ХЛЮПИНО
Итак, мопед остался отдыхать в сарае, а я отправился на станцию Жаворонки. Сел в электричку около 9 утра, а через 20 минут был уже в Хлюпино. Ехать-то, всего несколько остановок. Бункер находится в нескольких сотнях метров от станции. Для тех, то решит также как я, поехать к бункеру электричкой Белорусского направления, рекомендую выйти из последнего вагона поезда, пересечь железнодорожные пути и идти по тропе примерно на юго-восток. Местами эта тропа выложена бетонными плитами. Заблудиться невозможно - прямо от станции видны постройки заброшенного военного городка, где и находится бункер.

Прежде чем пойти собственно к бункеру, решил осмотреть другие сооружения.

Водонапорная башня.

Что это? Гаражи? Автомастерская? Весовая?
Некоторая ясность по этому вопросу появилась после того, как осенью 2015 года мне написал некто Дмитрий. Дмитрий, по его словам, все детство провел в этих местах. Так вот, по информации Дмитрия, это бывшая электрощитовая! Правда, какая-то уж больно огромная электрощитовая получается, но поверим уроженцу этих мест.

А здесь, по данным того же Дмитрия, хранились упаковки с какими-то фильтрами. Я же изначально принял это здание за гараж.

Назначение этого здания для меня осталось неясным. Может быть, штаб части?

Что это за две кирпичные будочки - тоже не понял.

По периметру военный городок был обнесен, естественно, забором. Местами железобетонный забор уже обвалился, но, где-то, еще держится.

На подходе к “пятиэтажке” расположен КПП.

Судя по окрашенным внутри стенам, это единственное здание на территории городка, которое было полностью построено.

О “пятиэтажке” расскажу подробнее. На каждом этаже сквозные коридоры во весь этаж. Судя по такой планировке, здание предназначалось под офицерское общежитие.

Через восточный подъезд можно попасть на чердак.

Неплохой обзор с крыши!
Общий вид военного городка.

На юго-западе виден руинизированный бункер.

С востока и юго-востока к пятиэтажке почти вплотную подступает лес.

Впрочем, и на крыше пятиэтажки уже растут березки...

Почему “песок”? Что за жаргон?

На западном торце здания тот же “песок”, только уже латиницей, и не менее загадочная для меня надпись “zerko”. И то, и другое слово полутораметровыми буквами. Кто и зачем так старался, извел столько краски - непонятно.

Кстати, обратили внимание сколь существенно качество фотографий различается? Солнышко то выходило, то вновь скрывалось за тучами. Поэтому, и столь сильно по констрастности и насыщенности снимки отличаются.

От пятиэтажки к бункеру идет неплохая дорога, вымощенная бетонными плитами.

У дороги еще один КПП. Судя по высоте - КПП предназначался для досмотра автомашин с грузом, отъезжающих от бункера.

СОБСТВЕННО БУНКЕР

В бункер попасть можно с северного торца. В бункере два этажа. Осмотреть можно только верхний. Нижний частично затоплен.

Вот он - северный вход в бункер. Вид изнутри.

Северная часть бункера начинается хорошо сохранившимися помещениями. Окон в бетонных камерах нет, фотографируя, приходилось пользоваться вспышкой.

Настенная живопись - кружочки, черточки...

Чем южнее, - тем больше руин и тем светлее.

Кое-где в бункере уже растительность появилась...

Люки на нижний этаж. Вид сверху.

И снова руины верхнего этажа...

На переднем плане - настоящие железобетонные качели!

Неожиданно натыкаешься на вполне приличное граффити.

Если верить этой надписи, еще в 90-х годах здесь шло строительство.

А это школьники-выпускники отметились.

Напоминает картину в раме. Только рама железобетонная.

Судя по обилию кабельных вводов в стене здесь должна была быть электрощитовая.

В южной части бункера разрушения гораздо сильнее. Почти везде вместо бетонных перекрытий над головой небо.

Самая южная часть бункера недостроена.

Вроде бы не так давно было заброшено строительство, около 20 лет назад, а масштабы разрушений поражают. Прямо как будто разбомбили бункер, прежде чем его оставить. Если стены еще стоят, то плиты перекрытий сплошь и рядом рухнули, а то и на кусочки рассыпались. Вначале, я думал, что все дело в некачественном бетоне, при изготовлении которого изрядно сэкономили на цементе. Но, приглядевшись к плитам перекрытий, решил, что дело, видимо, не в качестве плит. Сверху обрушившихся плит перекрытий хорошо видны выступающие полукружья арматуры.

Очевидно, что поверх уложенных плит перекрытий должны были залить бетонную подушку, после чего конструкция приобрела бы необходимую жесткость. А сделали такую подушку на верхнем этаже бункера только в его северной части. Вот и разрушается южная, недостроенная часть. И особенно интенсивно, скорее всего, зимой. Вода попадает в малейшие трещины бетонных плит, замерзает и разрывает бетон. Еще и снег сверху на плиты давит. Впрочем, если я ошибаюсь, пусть инженеры-строители меня поправят.

В котловане, вокруг южной части бункера, образовался симпатичный пруд.

Вода прозрачная и видно, что пруд глубиной не больше 1,5 - 2 м. Следовательно, никаких “минус вторых” этажей у бункера, как считают некоторые романтично настроенные товарищи, нет. У бункера только два этажа! Стены нижнего после завершения строительства должны были засыпать землей полностью, стены верхнего - частично. Заезд в бункер должен был производиться с южного торца.
На этом фото видны въездные проемы первого этажа.

На втором этаже, видимо, должны были быть такие же проемы под ворота. Плюс - подъездная эстакада.

Предназначение бункера. О предназначении бункера в сети высказываются самые разные мнения. Это и хранилище для ракет ПВО , и овощехранилище , и склад готовой продукции расположенного неподалеку линолеумного завода . После осмотра бункера все эти версии представляются мне весьма сомнительными. Версия о ракетном складе, пожалуй, наиболее увлекательная, но размер камер в бункере маловат для ракет ПВО. :о(Овощехранилище бункер также напоминает весьма слабо. Бывал я неоднократно в 70-х - 80-х годах и на московских овощных базах подшефных институту, где я работал, и в колхозных овощехранилищах. Нигде не встречал разделения овощехранилища на столь небольшие отсеки, как в Хлюпинском бункере. Кроме того, напомню, что бункер стоит не сам по себе, а на территории военного городка! Специализированное военное овощехранилище в МВО? Тоже о таких никогда не слышал. Наоборот, когда приходилось работать на подшефной Кировской районной овощной базе, неоднократно наблюдал, как армейские грузовики с черными номерами загружались на нашем вполне гражданском объекте картофелем и капустой. Может быть, где-то на крайнем севере и есть крупные специализированные армейские овощные базы, но вряд ли в Подмосковье. Третья версия - склад линолеумного завода тоже выглядит неправдоподобно. Вокруг завода полно свободного места, так зачем понадобилось бы строить склад аж в нескольких сотнях метров от завода и, вдобавок, частично заглублять его в землю? Не говорю уж о том, что склад гражданского линолеумного завода на территории военного городка - чепуха какая-то!
Наиболее правдоподобными представляются сведения, что в бункере планировалось размещение продовольственных складов так называемого “н.з.” . Тут все логично - и архитектура здания, идеально подходящая для хранения ящиков с продовольствием, и расположение бункера на территории военного городка. Наконец, дополнительный вес этой версии придает то, что ее автор, как сам утверждает, служил на строительстве этого объекта в 1988 - 1990 годах.

Как туристический объект, заброшенный военный городок в Хлюпино вполне могу рекомендовать. Было довольно интересно ходить между постройками, пытаясь определить их предназначение. Как будто кроссворд разгадываешь. Транспортная доступность идеальная. Рядом железнодорожная станция и шоссе. Для посещения городок, в том числе бункер, вполне безопасен. Если, конечно, не пытаться бегать по остаткам стен или прыгать на полуразрушенных бетонных плитах перекрытий. Во время моего пребывания в городке никого не встречал - ни людей, ни зверей. Хотя, не исключаю, что в выходные дни и, особенно по вечерам, здесь сравнительно многолюдно. В том числе и местная “золотая молодежь” возможно “тусуется” с пивком и водочкой.

В заключение скажу, что, на мой взгляд, этот заброшенный недостроенный военный городок просто какое-то концентрированное воплощение абсурда нашей действительности. Я еще понимаю, когда забрасывают военные городки на крайнем севере. Там вполне пригодные для жилья дома могут быть просто никому не нужны из-за малолюдности населения. Но в ближнем Подмосковье? От недостроенной “пятиэтажки” до станции Хлюпино 5 минут ходу. Час езды на электричке - и ты на Белорусском вокзале. Рядом шоссе. Хоть на автобусе, хоть на своей машине до Москвы “рукой подать”. Вокруг лес, до Москвы-реки недалеко. “Пятиэтажка” почти достроена. Несколько изменить внутреннюю планировку, сделать отдельные квартиры и хоть очередникам по соц. найму их выдавай, хоть продавай по разумной цене всем желающим. Неужели никто бы не захотел поселиться в столь привлекательном месте? Ан нет. Стоит “пятиэтажка” пустая и медленно разрушается. Тоже и с бункером. Допустим, ракетную шахту, наверное, трудно переоборудовать в гражданский объект. Но бункер-то, в сущности, обычный склад! Достроить и хранить в нем, если не армейский “н.з.”, то любые другие ящики с товарами. Рядом трасса А-107, железная дорога... Но почти развалился бункер, хотя вокруг Москвы строят и строят логистические центры.
Невольно вспоминается, как в советское время какой-нибудь интеллигент, посланный на подшефную овощную базу и увидевший валяющуюся под ногами картофелину, торжественно провозглашал: “Хозяина нет!” Имелось в виду, что там, где есть “хозяин” - сиречь господство частной собственности, любую гаечку, любую морковку не потеряют, а пустят в дело. Но вот пришел “хозяин” и покрылось Подмосковье руинами, возвышающимися среди незасеянных полей.

ЛЕСНЫМИ ДОРОГАМИ ОТ ХЛЮПИНО К НАЗАРЬЕВО И, ДАЛЕЕ, К МАТВЕЙКОВО

Осмотр военного городка закончил к 11 часам и отправился лесами к селу Назарьево. Думал, что придется искать полузаросшие лесные просеки или тропинки, но все оказалось гораздо проще. Оказалось, что от “пятиэтажки” почти точно на восток отходит асфальтированная дорога.

Кстати, с северной стороны от дороги вот такое симпатичное болотце.

Вскоре асфальтированная дорога стала заворачивать влево, на север. Но, перед поворотом с правой стороны дороги оказалось ответвление на лесной проселок, идущий практически в нужном для меня направлении.
Вот эта дорога. “Мечта эндуриста!” :о)

Леса оказались грибными.

И белых грибов и подберезовиков удалось набрать.

Живописное лесное болотце, повстречавшееся по дороге.

Недалеко от Назарьево грунтовка вывела меня на вполне приличное лесное шоссе. Кюветы метровой глубины по обе стороны, а под толстым слоем грязи угадывалось твердое покрытие. Ни на одной из имеющихся у меня карт этого шоссе я не обнаружил. К какому-нибудь военному объекту, что ли его в свое время проложили?

По лесному шоссе вышел к поселку Назарьево. А это по-своему уникальное место в Одинцовском районе Московской области! И дело не в древней церкви, и не в старинной усадьбе Михалковых (кстати, тот самый Сергей Владимирович Михалков, постоянный автор советских и российских гимнов, к этому роду Михалковых принадлежал). Церквями и усадьбами в Подмосковье никого не удивишь. Главная достопримечательность Назарьево - сохранившееся сельскохозяйственное производство! Когда-то в Назарьево был совхоз, теперь тут АПК Назарьево. Но, так или иначе, поля вокруг регулярно засевают! Вот и сейчас, вдоль шоссе Назарьево - Матвейково, росла кукуруза.

Какой контраст с заброшенными полями и разрушенными фермами в окрестностях моей дачи!

Но, вернемся к маршруту. На западной окраине Назарьево расположен вот такой живописный прудик с плотиной.

Как раз через плотину и пролегал мой маршрут.

Это шоссе Назарьево - Матвейково.

Пруды в Матвейково.

Общая протяженность моей небольшой прогулки составила около 10 - 15 км. По такому легкому маршруту можно отправляться хоть женщинам с детьми, хоть престарелым. Вряд ли кто устать успеет. Есть и еще более короткий вариант маршрута. Пешую прогулку можно завершить в Назарьево, откуда ходят автобусы к станции Жаворонки.

Как думаете, что водится в тамбовских лесах? Конечно же, наш верный товарищ Тамбовский Волк. Но кроме тамбовских волков есть и ещё кое-что интересное и нигде на карте не отмеченное. Отправляемся на поиски.

Внезапно..... трубы с какой-то жижей, которая вытекает в реку. Ну и теперь самое интересное - вдали поле и вообще ничего не видать! Никакого завода в этой глухой деревне в ближайших окрестностях НЕТ.


Фото 3.

Видимо за счёт того, что жижа эта имеет более высокую температуру, река не замерзает.


Фото 4.


Фото 5.

Кстати сказать, здесь есть охот-хозяйство и разводится или разводился пушной зверь.


Фото 6.

После моисейства мы наконец-то нашли проход. Судя по всему, когда-то периметр был электрифицирован.


Фото 7.

Итак, вот он - заброшенный военный бункер, бывшее хранилище СБЧ.


Фото 8.


Фото 9.

Перед нами корридор, состоящий из нескольких огромных массивных гермозатворов.


Фото 10.

Размеры гермоворот поражают. Они просто огромны. Нужны были, чтобы выдержать ядерный удар. Частично их попилили на чермет, а кое-какие, которые не смогли вытащить, остались до сих пор. Толщина их метр, а то и больше.


Фото 11.

Раньше это было хранилище специальных боевых частей ядерных ракет.
Размер в осях приблизительно 100×40 метров. Ну а теперь, краны и всё остальное попилили. Под песком угадываются следы рельсов, на которых располагалось какое-то оборудование.
Само место сейчас напоминает локацию из фильма Андрея Тарковского Сталкер.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

С обратной стороны.


Фото 15.

А вот перед нами изогнутая герма, рассчитанная, чтобы выдержать взрыв.


Фото 16.

Остатки механизма закрывания.


Фото 17.


Фото 18.

Вот такой вот двойной гермозатвор.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Большая часть объекта - пустые помещения. Не буду тратить на них кадры. Трудно сказать, что здесь было расположено. Всё оборудование успешно попилено на лом.


Фото 22.

Узкий коридор с техническими помещениями


Фото 23.

Фильтро-вентеляционные установки.


Фото 24.

Перед нами кондиционер КД-20000, изготовленный на Домодедовском механическом заводе в 1960 году, обеспечивал постоянную температуру в камере хранения боеголовки.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Щиток подстанции.


Фото 29.

А вот с помощью этого блочного щита управления осуществлялось управление всеми системами бункера.


Фото 30.


Фото 31.

Вот такая вот схема управления. Когда-то видимо здесь лампочки горели, кое-где они сохранились.


Фото 32.


Фото 33.

Щиток подстанции. Реостаты ещё не все сдали на лом.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот это помещение я вообще не знаю зачем и для чего. Непонятные окна наверху, а там над комнатой ровным счётом ничего нет. Как мы предположили, возможно через эти стёкла падал равномерный свет. Но для чего? Понятия не имею. Если знаете, напишите.


Фото 37.


Фото 38.

Плафоны от ламп.


Фото 39.

Разбитые лампочки накаливания


Фото 40.

Любопытный артефакт - образование изо льда. Монолит.


Фото 41.

А в этой комнате, судя по грязи на полу, располагалась дизельная. На остатках оборудования надпись ДМБ-90. Очевидно, этот бункер был уже тогда не функционировал. Хотя бывший солдат мог вернуться в место службы и через несколько лет после армии.


Фото 42.


Фото 43.

Ну и под конец - небольшие извращения с валяющимся в песке плафоном. Уж больно он мне понравился.


Фото 44.

Спасибо камрадам Саньку Пассажиру, Мишке и Игорьку за хорошую компанию, а кто проспал, такой поход про...л.
На сегодня это всё, всем пока.


Фото 45.

Оформлено с помощью «

Убежище не используется, на данный момент все входы и выходы закрыты, кроме одного из подвала. Затоплен примерно на 30-40 сантиметров. Пройти внутрь почти невозможно, так как находится на действующей базе МЧС. Последнее посещение - зимой 2018 года.

Благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей». Учреждён в Москве на основании «Генерального плана Воспитательного дома», составленного И. И. Бецким и утверждённого в 1763. Императрица Екатерина II пожаловала Воспитательному дому территорию бывшего Гранатного двора с Васильевским лугом между Яузской улицей и Большим Ивановским переулком. После 1917 здание Воспитательного...

Заброшенная ведомственная дача. Относилась к в/ч 29155. Дача долгое время охранялась, территория была ярко освещена. В 1980-е годы очевидцы видели около территории негров в большом количестве. Стояло освещение по периметру, территория хорошо охранялась. На территории была баня, сарай с гаражом. Вокруг по периметру натянута колючая проволока. В центральном здании валялся ящик от радиостанции Р-107 или типа того.Полы деревянные, старые и...

Десантный катер проекта 1205 - боевой катер на воздушной подушке, предназначенный для высадки десанта на необорудованное побережье. Первые в своём роде серийные катера на воздушной подушке в советском ВМФ. Создан по разработанному в 1969 году ЦКБ «Алмаз» проекту 1205. С 1969 по 1974 год было построено 29 таких катеров. По классификации НАТО: «Goose». На носу катера - рулевая рубка, далее - отсек для десантников, из которого они высаживаются...

Полузаброшенный объект, застроенный зданиями 1930 - 1950-х годов. Большая часть воинских частей отсюда выведена, в том числе ракетная часть №10247, а бывшее стройбатовское Управление строительно-монтажных работ №523, находившееся в структуре Первого Управления монтажных работ МО РФ, было расформировано. Остался небольшой объект связистов, также нелегально проживает некоторое количество бесквартирных военных и отставников. Оставшиеся от...

Ранее располагался недалеко от въезда на Тушинский аэродром. В 2013 году был отбуксирован в юго-западную часть поля, ближе к Москве-реке. Находиться на территории Тушинского аэрополя, отданной под застройку. Залезть внутрь можно, люки закрыты. Приборы отсутствуют частично. Штурвал только для второго пилота. Охрана есть. Иногда совершаются обходы. Сентябрь 2017 - борт активно пилится на металл.

Небольшой заброшенный усилительный пункт, принадлежащий линии электросвязи между тремя войсковыми частями. Раньше вход в усилительный пункт охранялся часовыми, но когда объект перестал использоваться, часовые были сняты. Представляет из себя небольшой холмик с открытым дверным проемом, из которого есть спуск в комнатку размерами примерно 4 х 3 метра, в которой сохранилась небольшая часть электрооборудования и кабели военной связи. В комнатке...

Топливохранилище обслуживало крупный военный объект, прекративший своё существование в середине 1990-х гг. Несмотря на это, сам склад ГСМ просуществовал до наших дней, и на основании решения арбитражного суда территория, занимаемая им, была передана в муниципальную собственность только весной 2015 г. Данный объект интересен, прежде всего, своим местоположением. Он находится в центре Москвы, всего в 7 км от Кремля. На его территории...