Взаимоотношения человека и природы в повести Астафьева «Царь-рыба. Тема человека и природы в цикле виктора астафьева "царь-рыба"


Человек и природа – одна из центральных тем русской литературы. В современной прозе и публицистике эта тема звучит особенно пронзительно. Почему? Потому что человек забыл, что он часть природы, малая её часть. Потому что не секрет, что одной из глобальных проблем человечества сегодня является угроза экологической катастрофы. Как избежать её? Наверное, нужно перестать быть врагом природы, безжалостно эксплуатировать её и уничтожать.

Взаимоотношение природы и человека – центральная тема повествования в рассказах «Царь–рыба» В. Астафьева. Природа Сибири предстаёт перед читателем в своём могуществе и первозданной красоте, в обилии преподносимых ею даров. Но в то же время она сурова и неприступна и жестоко карает тех, кто приходит к ней со злым умыслом.

Природа скрывает в себе дух справедливого возмездия за потребительское, варварское отношение к ней. Символом страдания природы становится образ израненной, измученной царь-рыбы, огромной стерляди, пойманной местным рыбаком-браконьером Игнатьичем. Помнил Игнатьич наказ стариков: если поймаешь царь-рыбу, не вяжись с ней, отпускай сразу, будто её и не было. Но обуяла его жадность и пренебрёг он наставлением умудрённых опытом предков, решил в одиночку обуздать огромную рыбину, самому себе доказать, что он царь на этой реке. Переоценил свои силы герой, и вот уже рыбак и рыба бок о бок истекают в воде кровью. Настал час возмездия. Вспомнил Игнатьич всю свою жизнь, надругательство над женщиной.

Ожёг его стыд за содеянное, громко просит он прощения у Глаши. Может быть, это позднее, но искреннее покаяние спасло героя. Услышав шум приближающегося мотора, напрягла все свои последние силы рыбина, сорвалась с крючков и ушла умирать на дно реки. Царь-рыба становится символом страдания природы от неразумного посягательства на неё со стороны человека, а также заставляет героя задуматься над смыслом своей жизни, в полной мере осознать те поступки, которые он совершил. Уважаемый в посёлке человек, искусный механик, добропорядочный семьянин, а на самом деле браконьер и рвач, заботившийся только о собственном благополучии. Царь-рыба помогла Игнатьичу совершить суд над самим собой, и, может, с этой минуты начнётся его душевное исцеление.

По мысли В.П.Астафьева, отношение к природе – это своеобразное мерило нравственности человека. С этим нельзя не согласиться. Наше общество больно страшной и разрушительной болезнью – болезнью потребительства. Когда мы поймём, что нельзя быть природе врагом, нельзя только брать, нужно заботиться о ней, быть ей другом, бескорыстным и любящим, мы встанем на путь исцеления.

Обновлено: 2017-06-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели.

В рассказах Виктора Петровича Астафьева тема отношений природы и человека – главная, его рассказы проникнуты глубокой любовью и уважением к Родине, к ее дремучим таежным лесам, великим и могучим рекам, животным и столетним деревьям. Герои этих рассказов – простые деревенские жители, у каждого из них за спиной особая жизненная история, свои проблемы и огорчения, правила и жизненные принципы. Это описание как нельзя лучше иллюстрирует рассказ “Царь-Рыба”. В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно. Зиновий Игнатьич – главный

герой рассказа, предстает перед нами в образе хорошего и честного человека, ведь он никогда не отказывает в помощи окружающим. Но есть несколько проблем, о которых главный герой забыл – это бережное отношение к хрупкой природе вокруг и старые неразрешенные конфликты. Зиновий Игнатьич – опытный и бывалый рыбак, он удачливый браконьер, его улов всегда настолько богат, что даже его родного брата одолевает черная зависть. Царь-Рыба стала для героя посланницей судьбы, она напомнила о важности справедливой и честной жизни, о необходимости ответа за свои не очень хорошие поступки. Борьба Игнатьича и огромной, сильной Рыбы – олицетворение противоборства природы и человека, ее защиты от пагубного отношения людей к ее богатствам, от их слепой жадности. Зиновий Игнатьич в итоге борьбы с Рыбой понимает, что нет ничего сильнее природы, ничто не может сломить ее превосходства, красоты и мощи.

Итак, рассказ “Царь-Рыба”, отмеченный многими критиками как невероятно талантливо написанное произведение, – это история о том, что бывает, когда забываешь об уважении к жизни животных и растений вокруг. Она несет в себе глубочайший смысл, рассказывает о необходимости жизни в единении с природой, в гармонии и с ней, и с ее обитателями. Каждый должен понять, какую важную роль она играет в их жизни, ведь без богатств и ресурсов, которые она нам дает, человек будет несчастен и беден. Редкие животные, самые разные виды птиц, каждая травинка в лесу, – все это нуждается в нашем внимании, защите и чутком наблюдении. Именно этим важным ценностям нас учит произведение Астафьева “Царь-Рыба”.


Другие работы по этой теме:

  1. Немало писателей в своих произведениях обращаются к фантастике. Фантастика и реальность часто переплетаются. И, конечно, художниками слова это делается не случайно. В связи с этим...
  2. Основная проблематика рассказа “Царь-рыба” – это построение отношений между обществом и индивидуумом. Из главных героев на первых позициях выступает Игнатьич. Он сталкивается с обществом, в...
  3. Прочитайте предложенный текст из произве­дения Астафьева “Царь-рыба”, подумайте над его смыслом. Писатель обращается к важным про­блемам человеческого существования – к взаимной связи человека и природы....
  4. Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемо-сти мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что...

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек - создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа - это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа - храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах- Иг-натьич, рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему?

Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме негр, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное денное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она - это знак свыше.

Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной».

Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.

Так значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.

Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Астафьев поднимает и другую, не менее важную проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья - это единое целое. Если муж - голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем угодить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так. Приветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчинение мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побороть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное происшествие может помочь им в этом. Так, только смерть дочери заставила жену Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто выступить против него.

А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич - лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, - это жадность.

Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.

Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь: а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе? Я начал анализировать свои поступки. И если нахожу, что совершил когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то стараюсь это исправить. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство - природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

] «Царь-рыба».

Оборудование урока : портрет В.П. Астафьева.

Методические приемы : аналитическая беседа, доклад ученика.

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя
Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность - лишь некоторые черты его неординарной личности.

II. Реализация индивидуального домашнего задания
Слушаем доклад-сообщение ученика по биографии В.П. Астафьева.

III. Слово учителя
Критик А. Ланщиков писал о том, что для поколения Астафьева «характерно было то, что этому поколению в юности пришлось пережить два потрясения: потрясение войной в тылу и потрясение войной на войне». Об этом, например, повесть «Пастух и пастушка», о которой мы говорили во время изучения темы «Литература о войне». К теме войны Астафьев обращался постоянно, она не отпускала писателя до самой его смерти. Его интересовала не столько война, сколько то, как она действует на человека, как влияет на его судьбу и характер. Судьба и характер «простого человека» - главная и постоянная тема произведений Астафьева. «Простую жизнь» он показывает без прикрас. При этом он создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.

В «повествовании в рассказах» «Царь-рыба» (1976) Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

IV. Аналитическая беседа

Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?

Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?

Какую роль играет композиция рассказов, построение произведения?

Каково значение лирических зарисовок?

V. Вопросы и задания (частично могут выполняться индивидуально в работе по карточкам)

1. Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется "Царь-рыба"

Как эти эпиграфы связаны между собой?

2. Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы "Капля" , а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения... Если бы я писал роман, я бы писал по-другому» .

В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»?

Как определяет Астафьев жанр «Царь-рыбы»? Какие возможности, по сравнению с романом, такой жанр открывает писателю? Что сближает «Царь-рыбу» с романом и чем она от него отличается?

3. Размышляя о предполагавшейся романной форме «Царь-рыбы», Виктор Астафьев замечает: «Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных выступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями».

Что отличает композицию «Царь-рыбы»? Почему в ней нет особой стройности?

В чем заключается публицистичность астафьевского повествования в рассказах? Какие «свободные выступления» вы отметили в нем? Какова их роль в «Царь-рыбе»?

4. Литературовед Н.А. Молчанова утверждает, что «в повести «Царь-рыба» с особой силой и выразительностью проявился астафьевский дар рассказчика, «проговаривающего» свои сочинения, дар исконно русский, национальный, определяющий специфик классического русского рассказа».

В чем своеобразие астафьевского дара рассказчика?

Какие возможности открывает перед читателем «проговаривание» своих сочинений?

В чем заключается специфика классического русского рассказа, если судить по «Царь-рыбе»?

5. Т.М. Вахитова пишет о «Царь-рыбе»: «В тесном соседстве оказываются жанровые сцены с сочным народным юмором и гротеском, грустные воспоминания, поэтические впечатления, размышления о судьбе мира и человечества; этот разнородный материал в сюжетном плане объединен образом рассказчика, в стилистическом - авторской интонацией».

Найдите в «Царь-рыбе» примеры «тесного соседства» юмора и грустных воспоминаний, гротеска и поэтических впечатлений, размышлений о судьбе мира и человечества. О каком отношении к действительности и возможностям ее отражения в литературе свидетельствует такое соседство?

Действительно ли самый разнородный материал астафьевской повести объединен не только образом рассказчика, но и «авторской интонацией»? Какова авторская стилистика в «Царь-рыбе»?

6. Писатель Г. Горышин утверждает: «“Царь-рыба” - это произведение, возникшее из непосредственной потребности выговориться - о самом главном для автора, наболевшем. Выговориться без обиняков, без оглядки на какие-либо пределы и рамки жанра. Он написал не роман, не повесть; повесть трансформировалась в повествование. Автору необходимо было рассказать обо всем том, что составило содержание «Царь-рыбы», поэтому он полностью доверился своему дару рассказчика-импровизатора».

Есть ли в астафьевском повествовании особенности, позволяющие говорить о нем как о рассказчике-импровизаторе? Какие главы «Царь-рыбы» выразительно свидетельствуют об импровизационном характере астафьевского повествования?


7. В. Курбатов считает, что важную для него проблему Виктор Астафьев продолжает «Царь-рыбой», широким многоголосым «повествованием в рассказах», как он определяет свой, можно уверенно сказать, любимый жанр. Двухчастная эта книга не из-за величины поделена надвое. Здесь мысль преображена, тема проигрывается на других инструментах и бесконечно углублена самим ходом повествования, в его процессе. Изначально эта тема проста...»

Согласны ли вы с тем, что «эта книга не из-за величины поделена надвое». Каковы причины двухчастного строения Книги?

Какая тема является главной в «Царь-рыбе»? «Проста» ли эта тема? Почему?

8. М.С. Кургинян считает, что для Виктора Астафьева в «Царь-рыбе» «особенно характерна интерпретация памяти как основы человеческого общения, которое, в свою очередь, строится на присущем человеку чувстве личного и общего прошлого».

Является ли в «Царь-рыбе» память средством, основой человеческого общения? В чем проявляется эта функция памяти?

Выделяется ли в повести личное и общее прошлое? Чем представлено и то и другое?

9. Л. Якименко отмечал: «Книга Астафьева удивительно тонка в деталях, в ней метко схвачены характеры, достоверно даны факты. Читая ее, не можешь не оценить свободу и ясность авторской мысли, мягкую иронию, которая помогает объективно исследовать предмет».

Какие особенно яркие, тонкие детали вы можете отметить?

Справедливо ли утверждение, что для «Царь-рыбы» характерны метко схваченные характеры? Каких героев можно выделить как особо ярких, запоминающихся?

Какой предмет стремится объективно исследовать писатель в «Царь-рыбе»? Как проявляется в этом исследовании «свобода и ясность авторской мысли», а также мягкая ирония?

10. Литературовед А.И. Хватов заметил, что в «повести «Царь-рыба» многочисленна и художественно действенна взаимосвязь образов Акима и Гоги Герцева. Это два типа современного молодого человека, соотнесенность которых рельефно очерчивает позицию автора».

Какая взаимосвязь существует между двумя героями «Царь-рыбы»? В чем проявляется ее «многочисленность?

Насколько справедлива мысль ученого о том, что соотнесенность Гоги Герцева и Акима «рельефно очерчивает позицию автора»? Какой представляется вам эта позиция?

11. Литературовед С. Ломидзе заметила: «Аким вышел как живой, но тем видней, что он не «якорь жизни»: и сам за жизнь тол ком не зацепился и неизвестно, зацепится ли когда-нибудь. В характере этом - глубина, которую я лично не возьмусь мерить...»

Какие основания были у ученого, чтобы утверждать, что «Аким вышел как живой»?

Как вы понимаете утверждение ученого о том, что Аким не «якорь жизни»? Выразите свое отношение к этому.

В чем глубина этого характера в его роль в содержании повести ?

12. В связи с обширной цитатой из Екклезиаста в финале «Царь-рыбы» исследователь Л.Ф. Ершов замечает, что «из библейского текста вычитывается актуальный смысл, достигается та «масштабность и универсальность» выводов, что присущи именно философскому жанру...»

Какой «актуальный смысл» ясен из библейского текста? Как библейский смысл сочетается с рассказанным в «Царь-рыбе»?

Согласны ли вы с тем, что благодаря библейскому тексту выводы «Царь-рыбы» приобретают «масштабность и универсальность». В чем, заключаются приобретение «масштабности и универсальности» выводов «Царь-рыбы»?

13. «Астафьев спорит с Екклезиастом, выступая против его проповеди фатализма. Истинный прогресс состоит в том, чтобы механизация не опережала процесс гуманизации, бездуховность не теснила устои нравственности, а милосердие распространялось бы на живую и неживую природу. Такой вывод прочитывается в контексте произведения Астафьева, извлекается в результате сопоставления финала и предшествующего повествования» (Л.Ф. Ершов).

Справедлива ли мысль ученого о том, что «Астафьев спорит с Екклезиастом, выступая против его проповеди фатализма»?

Приводит ли сопоставление «финала и предшествующего повествования» к выводу о необходимости распространения милосердия «на живую и неживую природу»?

14. Валентин Распутин писал: «Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева - это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена был и добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях. Однако литература - это не «шприцевание», а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека, необходимо потрудиться и ему, человеку».

Что означает мысль писателя о том, что «талант Виктора Астафьева - это талант действия в убеждения»? Как этот талант проявляется в «Царь-рыбе»?

Как выражена в произведениях Астафьева мысль о том, что он «против зла в любых долях», но при этом не понимает литературу как «шприцевание добра, а только как «его предложение и доказательство»?

VI. Заключительное слово учителя
Кончается «Царь-рыба» трагическим вопросом автора: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? - нет мне ответа» . В этих вопросах - боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и ее порождением - человеком.

Произведение В. Астафьева «Царь-рыба»

Человек и природа в произведении Астафьева «Царь-рыба»

Человек и природа, их единство и противоборство -- стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. “Нам не привыкать к потерям, -- писал С. Залыгин, -- но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, -- после этого терять уже будет нечего”. В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев -- чуткий художник -- не мог остаться в стороне от проблемы.

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек - создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа - это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении "Царь-рыба" пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?

В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба - это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы - рыба уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Проблемы экологии приобретают а наше время остроту. Сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к "райскому саду", то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.

В повествовании "Царь-рыба" все герои главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике.

Одна из главных задач "Царь-рыбы" обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер - это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. "Царь-рыба" - это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Самобытный талант русского прозаика Виктора Астафьева мощно и величественно звучит в одном из самых значительных его произведений - повествовании в рассказах "Царь-рыба". Эта книга, подвергавшаяся в советское время жестокой цензуре и критике, принесла автору всенародное признание и мировую известность. Национальное самосохранение, противостояние нравственному распаду, опора на корневые устои национальной жизни - главные темы творчества В. Астафьева - нашли отражение и в других произведениях писателя