Высушить березовый кап. Что такое капы и сувели

Сувель березы, или, как его часто называют в народе, древесная кость, - уникальное природное образование, которое представляет огромную ценность для мастеров. После обработки из этого материала резчики изготавливают красивейшие деревянные изделия. В статье рассмотрим, что такое сувель березы, для чего используется.

Что это такое?

Сувель (свиль) - это округлый нарост на стволах деревьев березы. Может встречаться и на других породах. Разрастается довольно быстро. Состоит из скрученных или деформированных древесных волокон. Сувели могут быть расположены по кругу дерева или находиться группами на одном участке ствола.

Обычно заготавливают этот материал в местах бурелома или на лесопилках. Природа образования наростов до сих пор полностью не известна. Некоторые утверждают, что связано это с внешним воздействием на ствол дерева или болезнью, в результате чего образуется залом, который спустя некоторое время обрастает волокнами.

С чем не перепутать?

Новички из тех, кто не очень знаком с тем, что такое сувель березы, могут спутать его с капом. К слову, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Главным отличием их является наличие сучков при продольном срезе, отчетливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, в природе нет повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.

Поверхность сувеля под корой гладкая, реже - с крупными буграми. У капов она мелкопупырчатая, из нее растут мелкие веточки. Сувели не настолько плотные и легче поддаются обработке.

Удивительное явление

При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже - темно-коричневый с болотным отливом.

От чего зависит внешний вид?

Цветовая гамма материала зависит от породы и условий местности произрастания древесины. Например, если сувель березы срезан в заболоченной местности, вероятнее всего, его цвет будет темный с зеленоватым оттенком.

А если он найден на комлевой части (10-20 см под землей или 10-20 см над поверхностью почвы) и покрыт мхом, чаще всего будет иметь темно-коричневый окрас с розоватыми прожилками либо желтовато-золотистый фон с темными годовалыми кольцами.

Как собрать сувель?

Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.

Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.

Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.

Ввиду того что материал твердый, спилить его с первого раза довольно сложно, полотно быстро тупится. Со второго захода дело идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровный, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, желательно обработать спил ранозаживляющим раствором. Его можно приобрести в садовом отделе магазина.

Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.

Как сушить сувель березы?

От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева. Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

Как правильно варить?

Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.

Процесс происходит следующим образом:

  1. В кастрюлю укладывают заготовки, предварительно очищенные от коры. Далее заливают водой таким образом, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавляют 2 ст. ложки крупной соли на литр воды и ставят на огонь. Помимо этого в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. После того как вода закипит, огонь делают медленным и варят материал 4 часа, если заготовка крупная - 6 часов. Затем жидкость сливают и оставляют древесину подсыхать. На второй и третий день процесс нужно повторить. В результате должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
  3. Варка в солевом растворе обусловлена простой физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В результате происходит диффузия жидкости и сувель высушивается. После варки древесину оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть чуть влажная, сувель можно оставить досыхать в естественных условиях. При желании можно еще один день подсушить материал с помощью газеты.

Черновая обработка

Перед тем как приступить к работе, важно определиться с видом будущего изделия. Если поделка из сувеля березы будет вертикальной (например, ваза, подсвечник), то лучше делать спил в этом направлении и сразу формировать дно изделия. При изготовлении чаши, шкатулки, блюда внутреннюю часть выбирают сверху вниз. Удаляют лишнюю древесину, двигаясь от стенок к центру под углом 45°. Оптимальным вариантом будет использование полукруглой стамески или дрели.

Обратите внимание: не стоит слишком истончать стенки. При высыхании они могут стать ломкими или растрескаться. Как правило, изделия с достаточной толщиной бортов смотрятся красивее, добротнее и служат дольше.

После предварительного придания формы древесину оставляют еще на 1-2 дня на открытом воздухе вдали от прямых солнечных лучей (или в помещении, снова обернув газетой). После этого приступают к следующему этапу.

Чистовая обработка изделия

Поскольку каждый кусок материала уникален по своей природе, перед тем как приступить к чистовой отделке, необходимо его тщательно осмотреть. Возможно, сучок, который изначально хотелось удалить, будет изюминкой готового изделия, например ручки из сувеля березы.

Во время чистовой отделки убирается угловатость форм материала с целью приблизить его к законченному виду и раскрыть структуру дерева. Если в процессе обработки выявятся природные недостатки или мелкие трещины, их придется заделывать смесью опилок и клея. В худшем случае нужно будет отступить от первоначальной задумки и видоизменить изделие.

После завершения внутренней и внешней обработки сувеля приступают к зачистке шероховатостей. Делать это можно скребком, проволочной щеткой, рашпилем. Движения должны быть частыми и мелкими, чтобы не испортить материал. В завершение выполняется шлифовка дрелью со специальными насадками. Если таковой не имеется, обрабатывают вручную шкуркой, второй вариант даже больше приветствуется. Начинать нужно с крупной (пятерки), затем по убывающей переходить к самой мелкой зернистости.

Готовое изделие очищают от пыли, тонируют при необходимости. По желанию можно покрыть древесину лаком, натереть воском или горячей олифой. Процесс работы со свилями очень долгий и трудоемкий, именно поэтому изделия из него имеют высокую стоимость. Цена сувеля березы варьируется от 100 руб. за обработанный брусок размером 120×40×30 мм до 200 руб. за килограмм спиленного сырья.

Что можно изготовить?

Красота сувеля позволяет изготавливать из него самые разные предметы, все зависит от фантазии мастера. Очень часто можно увидеть оригинальную бижутерию, сделанную из этого древесного материала: серьги, кулоны, браслеты и кольца. В давние времена из него резчики изготавливали посуду, кружки, ложки, чаши. Все это использовалось в хозяйстве по назначению. К примеру, финны свои традиционные скандинавские куксы изготавливают именно из этого сырья.

Однако чаще всего берется сувель березы на рукояти ножей. Сыграли роль в этом неизменные качества материала, такие как плотность, простота в обработке, твердость, податливость полировке, красивейшая текстура, переплетение волокон и сияние.

Благодаря природному рисунку на древесине из сувеля вырезают фигурки животных и птиц. Узор удачно имитирует оперение, шерсть или кожу. Плавные изгибы сами наталкивают на мысль, что из него можно сделать, достаточно лишь убрать лишнее. Нередко древесный рисунок в обрамлении служит в виде декоративного панно или других арт-предметов.

Если говорить о функциональных вещах из сувеля березы, ножи стоят здесь на первом месте. Точнее, их рукояти. Далее идут шкатулки, рамки, мундштуки и трубки, основания тростей и инструментов, офисные принадлежности и многое другое. Такие предметы не только выполняют свою функцию, но и говорят о хорошем вкусе и статусе своего владельца.

Просмотры: 31046

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

ОлегНА 08-07-2011 13:25

Ситуация такая. Осенью выезжаю в экспедицию в тайгу. Идём на лодках. По пути буду собирать интересные экземпляры кап и сувель. После возвращения на базу всё это богатство погрузится в контейнер и с лодками и всеми нашими причиндалами вернётся в москву. После спила и до попадания в мой гараж пройдёт минимум полтора месяца скорее всего два месяца. Место спила сразу же закрашу масляной краской. Вопрос, нужно ли снимать кору? можно ли через полтора два месяца после спила вываривать?

ЗЫ в основном будет берёза

Serjant 08-07-2011 13:32

забей в любой поисковик.
Естественная сушка древесины.

ОлегНА 08-07-2011 13:35

Так забивал. Ответа на то снимать или нет кору не нашёл. Знаю что берёзу в коре держать нельзя, только если половинить. А тут я место спила краской закрашу. Это самый волнующий вопрос для меня.
Тема если чё однодневка. Прошу модераторов завтра её удалить

AlexDM 08-07-2011 13:43

Именно в коре и с замазанными разрезами сушится березовая сувель у меня на балконе, год уже.

AIS1947 08-07-2011 13:44

quote: Знаю что берёзу в коре держать нельзя, только если половинить.

Кто Вам это сказал?

ОлегНА 08-07-2011 13:48



Кто Вам это сказал?


На "Мастеровом" прочитал, вроде как за три месяца сгнивает, и друг говорил, что когда они для молотков на своём предприятии заготавливают берёзу то обязательно от коры отчищают.

AIS1947 08-07-2011 14:28

quote: вроде как за три месяца сгнивает

Сгнивает, если будет валятся в мокром месте или на земле.
Вообще то сущат древесину в СУХОМ месте.

ALAM 08-07-2011 15:13

главное как спилите не заносите в избушку к теплу,ее сразу поколет.пусть лежит где-нибудь в прохладном месте под крышей,в сарае,или коридоре...и вместо краски можно использовать стеарин от свечей,растопить и горячим за несколько приемов срез пропитать...

DECEMBER 08-07-2011 16:03

quote: Originally posted by ОлегНА:

По пути буду собирать интересные экземпляры кап и сувель.


Не надорвётесь?
Сувели крупные от берёзы чаще не оправдываются. Ориентируйтесь на размер ДО воллейбольного мяча. Кору снять... С невываренной - проблемка, однако. По осени можно и в коре. Срез замазать. Можно баллончик-аэрозоль с акриловой краской (пару-тройку слоёв с промежуточной подсушкой), можно типа ПВА с индексом D-2, D-3. Небольшие можно и на месте проварить - хотя б полчасика-часик, чтоб кору снять. Когда обсохнет (на другой день) тоже краской пропшикать, но транспортировать тогда лучше в мешке полугерметичном. Удачи!

AIS1947 08-07-2011 16:12

Из Москвы в тайгу за березовыми капами и сувелями - "ближний свет". Этого добра в подмосковье навалом если поискать. Да и "Барахолка ножевой мастерской" торгует регулярно.

ОлегНА 09-07-2011 14:32

Признаю вопрос не правильно сформулировал.
"Как довезти кап и сувель до места сушки, чтоб не потрескался. Время доставки 2 месяца" - так наверное правильнее будет.
Отдельное спасибо DECEMBER и ALAM. Наверно с половины кору сниму с половины нет. Срезы замажу. Из лодки их даже вынимать не буду. Пусть так в сырости и лежат. В контейнер в кучку сложу, накрывать не буду.

quote: Originally posted by AIS1947:

Из Москвы в тайгу за березовыми капами и сувелями - "ближний свет". Этого добра в подмосковье навалом если поискать.


Я в тайгу за туманом еду, а сбор капа это попутно, так сказать полезное с приятным.

Алексей С 09-07-2011 14:53

"главное как спилите не заносите в избушку к теплу,ее сразу поколет.пусть лежит где-нибудь в прохладном месте под крышей,в сарае,или коридоре."
- Я в январе спилил три сувели, одну сразу сварил, и с ней все ок. А две других оставил в холодном сарае для медленной естественной сушки. Весной посмотрел - можно на дрова отправлять, потрескались.


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

Как сушить сувель березы, точно знают мастера, создающие из этих даров природы удивительные поделки. Но можно и самому отправиться в лес на поиски сувеля и сделать эксклюзивную вещь своими руками.

Как сушить сувель березы, нужно узнать, чтобы своими руками создать из даров природы чудесную вещь.

Как сушить березу: сувель и кап

Сувель (второе название свиль) – это особый нарост на стволе некоторых деревьев. Растет он быстрее самого дерева и иногда дорастает до огромных размеров. Такое название он получил из-за интересных витых узоров, которые уникальны, как отпечатки пальцев человека или рисунки мороза на окнах, поэтому и ценны.

Кап березы – это тоже наросты, но отличаются они от сувели формой. Сувель имеет витую структуру и сравнительно гладкую поверхность, а кап (второе название – ведьмин веник) растет в форме шарообразного нароста из переплетенных внутри волокон.

Такие наросты после предварительной подготовки используются для создания украшений, амулетов и медальонов, брелоков, декоративных элементов интерьера и посуды.

Отправляться в лес на охоту за эксклюзивным материалом следует под конец лета – начало осени. Лучшие месяцы для этого – август и сентябрь. Рекомендаций по поиску нет, нужно осматривать все подходящие деревья на своем пути, «трофеи» такого рода достаются лишь самым внимательным.

Когда вы найдете то, что искали, не спешите тянуться к пиле. Посмотрите, где находится нарост: если он на корне или обвил по периметру ствол, срез может серьезно повредить дереву. В этом случае стоит поискать другой экземпляр.

Как сушить сувель березы дома

Срезать наросты нужно острой тонкой пилой. Делайте это осторожно, чтобы не повредить кору. После того как срезали этот дар природы, не забудьте защитить дерево и отблагодарить его: замажьте место среза воском или масляной краской.

Переходим к самому важному – способу сушки. Для этого вам понадобятся:

  • ненужная большая кастрюля,
  • вода,
  • соль (можно использовать отбракованную на кухне),
  • горсть опилок хвойного дерева.

Заливаем воду в кастрюлю так, чтобы она покрывала на несколько сантиметров наши лесные находки. Далее бросаем соль – на один литр 2 ст. л. Ждем, пока закипит вода с кусочками сувели или капа, и бросаем опилки. Это нужно для придания насыщенного янтарного оттенка сувели.

Кипятить воду с деревом нужно около 6−8 часов. После достаем, смываем опилки и оставляем сувель на двое суток в покое, ничем не оборачивая. Затем повторяем процедуру варки, сократив время до 2−4 часов. Сделать это с перерывами на сутки-двое можно еще два раза. Если кора сама не отваливается, нужно при последней варке снять ее, не забывая, что куски горячие и работать надо осторожно.

Как сушить кап березы зависит от его размеров. Варка подойдет для небольших кусков, большие следует распилить, иначе при варке они пойдут трещинами.

Когда заготовки высушены, можно приступать к созданию необычных эксклюзивных вещей. Что это будет – посуда, украшения, элементы декора или елочная игрушка, – зависит от вашей фантазии и терпения.