Высоцкий: посмертная маска эпохи. Марина влади продает посмертную маску и последнее стихотворение высоцкого Что было выставлено на аукцион

Посмертная маска актёра - его последний грим.
История посмертной маски Владимира Семёновича Высоцкого достаточно сложна и запутана. Более того, только приблизительно известно нахождение нескольких её экземпляров... Но вначале немного о том, как она была снята.
Вспоминает Валерий Павлович Янклович: «25 июля Марина сказала, что надо снять посмертную маску. Пригласила художника Ю.Васильева. С Васильевым договорились, что он сделает три маски: одну Марина увезёт с собой, вторая останется в семье, а третья будет храниться в театре. Васильеву позвонил я, он приехал... Марина ему помогала...» (По другим сведениям, Васильеву помогал и его сын).
Близким знакомым Васильев говорил, что «лицо Высоцкого помогало»... Слепок руки не получился...
В это же время в квартире, разумеется, находилась мама В.В. Нина Максимовна Высоцкая: «Марина помогала скульптору... Какие-то тряпки лежали... Я как увидела, мне стало дурно... Валера Янклович подбежал: «Мы сейчас всё уберём! Мы всё это уберём!» Но где же маска, которую обещали семье? Их же было сделано три...»
Вот с этого числа три и начинаются вначале неразбериха и путаница, а потом ссоры и обиды... Все говорят о трёх масках, имея в виду три металлические копии, но ведь было ещё три гипсовых оригинала!
Рассказывает Людмила Абрамова: «Васильеву снимать маску помогала Марина и его сын... Слепок он унёс домой, сам сделал три оригинала. И пометил их, чтобы отличить от любой подделки. А потом поручил скульптору Гурченко выполнить маску в бронзе с серебром (в трёх экземплярах). Более того, Васильев взял клятву с Гурченко, что тот правильно выдержит рецепт сплава и не сделает для себя ни одного тайного слепка... И вроде бы никаких нарушений Гурченко не сделал. Юра ему верил».
Вот так всё происходило на самом деле, и когда были готовы металлические копии, - одну забрала с собой Марина, вторую отвезли в театр (отдали Ю.П.Любимову, который положил маску в сейф), третья, которая предназначалась для семьи, пока находилась у друзей В.В. Но вот Любимов уезжает за границу, и вторая маска исчезает из сейфа...
В.П.Янклович: «Скульптору Распопову (он умер в феврале 1988 года), который делал фигуру Высоцкого, понадобилась маска, понадобилась для работы. Распопов решил обратиться к Дупаку (раз в театре - значит, у директора). Дупак ответил, что маски у него нет, Любимов увёз её за границу... Но Петрович никакой маски за границу не увозил, она должна быть у Дупака...»
Семья беспокоится тоже. Нина Максимовна Высоцкая приезжает в театр... Где маска? - «Дупак повёл нас в кабинет... Нет ключа от сейфа! Долго искали ключ. Открыли сейф в кабинете Любимова - маски нет. А Дупак говорит: «Я ничего не знаю. Маска была». - «Как же так, Николай Лукьянович!» - «Я буду искать». Звоню на следующий день: «Вы знаете, Нина Максимовна, обратитесь к Марине... Мы и вторую отдали ей...»
Разумеется, этого не могло быть... Итак, точно известна судьба только одной посмертной маски В.Высоцкого - она у Марины Влади в Париже. Ещё одна маска у друзей, но где она? - этого никто не знает... И только в самое последнее время стало более или менее точно известно, где находятся и гипсовые оригиналы, и бронзовые копии...
Вторая бронзовая маска все эти годы хранится у одного из близких друзей В.Высоцкого - Артура Сергеевича Макарова. Летом 1991 года он обещал передать её в «Дом Высоцкого на Таганке».
Третья металлическая маска, которая долгое время хранилась в кабинете Любимова, может находиться либо у Н.Л.Дупака, либо у сына Любимова - Никиты.

Теперь о судьбе трёх гипсовых оригиналов посмертной маски Владимира Семёновича Высоцкого. Считалось, что один из них был использован как форма для отливки бронзовых копий... Л.Абрамова: «Металл делали из первого оригинала, который при этом погиб»... Об этом знала и Нина Максимовна Высоцкая: «Скульптор уничтожил, чтобы не было тиражирования...» Так вот, для отливки был использован оригинальный слепок, тот самый, с которого были сделаны и три бронзовые маски.
Гипсовая маска с номером «один» была подарена Васильевым своему другу, профессору, доктору наук Ю.Делюсину, который долгое время входил в художественный совет Театра на Таганке. Гипсовая маска с клеймом «два» хранилась у Васильева - её он никому не показывал... Но на стене у него в квартире висела посмертная маска В.В. - это был слепок «три». Эту маску он когда-то обещал В.С.Золотухину...
Запись в дневнике В.Золотухина от 30.03.85 года: «Тамара (жена Золотухина) сказала, что звонил Ю.Васильев, что для меня готова давно обещанная посмертная маска В.С.Высоцкого и её нужно срочно забрать. Он только что из больницы, снова собирается туда и вернётся ли?.. А без него маску мне никто не отдаст...
Завернул он мне Володю в вафельное полотенце... Семья его покинула. Живёт он с девочкой Жулькой - маленькой собачонкой...
- Сильный инфаркт... Так что я решил кое-какие дела почистить. Отдать, что обещал... Только не давайте никому, начнут тиражировать, торговать... Я много масок снимал. Они имеют свойство жить, реагировать. Будете ругаться - он будет хмуриться. Будете радоваться - он будет улыбаться...»
А собственный экземпляр - гипсовый слепок номер «два» - Васильев обещал передать в музей Высоцкого. Рассказывает Л.Абрамова, близко знающая вдову Ю.Васильева: «Он сказал жене: «Когда я умру, маску отдай в музей». Этот оригинал Васильев хранил и никому не показывал... Когда Юрия Васильевича не стало, жена долго не могла найти маску. Совершенно случайно, разбирая вещи в квартире, она её нашла. И мы привезли её в музей».

У некоторых коллекционеров (и в общественных музеях В.Высоцкого) хранятся «посмертные маски В.В.» - «ленинградского происхождения», которые якобы сделаны учеником Юрия Васильевича... Одну из таких масок П.М.Леонов в своё время возил показывать Васильеву (это было незадолго до смерти художника). По словам Леонова, Васильев пришёл в ужас, когда увидел «маску», и сказал, что это подделка.
Людмила Абрамова рассказала, что они с вдовой Ю.Васильева положили рядом оригинал посмертной маски Высоцкого и «ленинградскую версию»: «У «ленинградской копии» перепутаны правая и левая стороны. У настоящей маски на одну сторону уголок рта опущен, а у копии - на другую. Но вполне возможно, что это делал скульптор, причём скульптор неплохой, потому что определённое сходство там есть... Но делал по фотографиям. Вдова Васильева говорит, что это самостоятельная работа... Воссоздание, которое выдают за посмертную маску... Ведь Васильев снимал только лицо, потому что был сильный отёк шеи, и он сделал только до подбородка... А на «ленинградской» работа очень глубокая: шея, уши, волосы... Причём волосы сделаны совершенно не так...»
И в заключение перечислим местонахождение гипсовых оригиналов и бронзовых копий посмертной маски Владимира Семёновича Высоцкого. «Гипс номер один» - в семье Льва Петровича Делюсина, вторая гипсовая маска хранится в Музее Высоцкого, и третья гипсовая маска - у В.С.Золотухина. Одна бронзовая маска находится в Париже у Марины Влади, вторая хранится у наследников А.С.Макарова, судьба и местонахождение третьей бронзовой копии пока точно неизвестны.

Яркой звездой вспыхнул и погас в прошлом веке талант замечательного советского актера, поэта, композитора и исполнителя В. С. Высоцкого. Жизнь этого удивительно способного человека стала символом целого поколения. Сегодня благодаря видео- и аудиозаписям можно вновь услышать его голос и увидеть его лицо. Сохранилась и посмертная маска Высоцкого.

Однако именно она и стала сейчас предметом громких споров.

Когда и как был сделан слепок с лица Высоцкого?

Высоцкого была сделана в день его смерти, 25 июля 1980 года, по инициативе его последней жены актрисы Марины Влади.

По свидетельству очевидцев, Влади вызвала художника Ю. Васильева, который, при ее помощи, сделал три слепка: один должна была забрать жена, вторая оставалась для семьи, а третью предполагали отдать в театр.

Слепок руки актера художнику Васильеву сделать не удалось.

Однако в целом вопрос о том, как делали посмертную маску Высоцкого, остается до конца не раскрытым, потому что свидетели этого процесса сегодня говорят о разном.

Следует заметить, что само изображение и копии делались в спешке. Возможно, поэтому судьба их сложилась очень по-разному.

Что произошло с тремя "посмертными лицами"?

Посмертная маска Высоцкого, увезенная во Францию Мариной Влади, долго хранилась в ее доме.

Судьба двух остальных доподлинно не известна.

Дело в том, что, судя по воспоминаниям очевидцев, одна из них досталась сначала не семье, а друзьям Высоцкого, потом ее, по некоторым источникам, все-таки передали прямым наследникам поэта.

История с третьей копией лица еще более запутана: она была передана режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову, который убрал ее в сейф. Однако вскоре режиссер оказался за границей, а гипсовая копия загадочно исчезла. Ее долго потом искала мать Высоцкого, однако до сих пор судьба маски неизвестна.

Копии, сделанные художником Васильевым

Дело в том, что еще существовали копии маски, которые сделал сам художник Васильев. Некоторые из них он подарил друзьям Высоцкого, в частности, В. Золотухину. Потом эта копия была передана в музей.

Позже стали появляться копии, называемые «ленинградскими», так как были впервые обнаружены в Ленинграде. Сделаны они были профессионально, однако у них была перепутана левая и правая части лица, по сравнению с оригинальной маской. Это говорило о том, что скульптор, который их изготовлял, имел доступ только к плохой и перевернутой копии лица выдающегося поэта и композитора.

Решение Марины Влади о продаже вещей умершего мужа

Посмертная маска Высоцкого снова стала предметом разговоров и толков уже в 2015 году, когда стало известно, что последняя жена поэта и композитора француженка Марина Влади выставила ее, автограф стихотворения и некоторые личные вещи своего умершего мужа на продажу.

Поступок актрисы стал активно обсуждаться в русскоязычной среде. Некоторые друзья и коллеги Высоцкого достаточно критично оценили подобный жест со стороны Влади.

В своем интервью одной из российских газет сама актриса объяснила свое решение просто: она хотела бы переехать из частного дома в маленькую квартиру, поэтому часть вещей ей необходимо продать. Также Влади заметила, что решала расстаться со своим прошлым, чтобы смело смотреть в будущее.

Почему Марина Влади решилась на продажу?

Решение актрисы и вдовы Высоцкого настолько поразило наших сограждан, многие из которых являются поклонниками таланта В. С. Высоцкого, что сразу вызвало множество домыслов и пересудов.

Однако некоторые коллеги по цеху Высоцкого пришли к выводу, что решение продать вещи поэта пришло к его вдове после того, как сын Высоцкого Никита снял фильм под названием «Спасибо, что живой», где на весь мир рассказал о том, что его отец был законченным наркоманом. Вторая жена Высоцкого - Людмила Абрамова (мать его сыновей Аркадия и Никиты) - изображена в этом фильме сугубо положительно. А вот Марина Влади (которая стала третьей женой великого актера и композитора) является, скорее, персонажем отрицательным: вместо того чтобы помочь своему мужу, алкоголику и наркоману, она уезжает домой во Францию и тревожит его надоедливыми телефонными звонками.

Безусловно, это фильм не мог понравиться актрисе Марине Влади. Она оценила работу весьма критично, кроме того, ее не устроил факт того, что на актере, исполнявшем роль Высоцкого, была надета маска ее покойного мужа. Лицо актера (эту роль сыграл Сергей Безруков) буквально до мелочей повторяло облик Высоцкого.

Так что использовать копию лица покойного поэта и певца в своих целях и делать это весьма привольно первым решился сын Высоцкого.

Возможно, поэтому актриса Марина Влади продала посмертную маску Высоцкого. Ведь тем самым она как бы напомнила миру о том, что именно она является вдовой Высоцкого и хранительницей его вещей и документов.

Что было выставлено на аукцион?

На аукцион актриса выставила около 200 экспонатов, которые связаны с ее жизнью вместе с Высоцким. Это фотографии, сделанные в разные годы в Европе и в СССР, фото с кинопроб Высоцкого, автограф стихотворения поэта, посвященного Влади. Посмертная маска Высоцкого на аукционе заняла также важное место.

Так или иначе, актриса решила продать большую часть своего архива и семейного фотоальбома. Единственное, что сохранила она для себя - это личные письма Высоцкого.

Кто купил посмертную маску Высоцкого?

Журналисты, узнав о приближающемся аукционе, живо заинтересовались им. Самые проворные тут же обратились к сыновьям Высоцкого Никите и Аркадию, его второй жене Людмиле Абрамовой и друзьям поэта с вопросом о том, не хотят ли они приобрести вещи, выставленные Мариной Влади на аукционе.

Многие отказались от интервью и каких-либо комментариев по этому поводу, сославшись на то, что Влади продает принадлежащие ей вещи, поэтому имеет право делать все, что ей угодно.

Сын Владимирович говорил журналистам о том, что хотел бы выкупить автограф стихотворения своего отца.

В итоге аукцион состоялся без участия других родственников поэта. Вопрос о том, кто купил посмертную маску Высоцкого, был самым интригующим.

Покупателем оказался наш соотечественник - уральский бизнесмен и почитатель таланта барда Андрей Гавриловский. Бизнесмен заплатил за слепок лица Высоцкого 55 тысяч евро.

О том, что посмертная маска Высоцкого продана, передали даже новостные каналы российского телевидения. Это говорит о том, что Высоцкий до сих пор остается любимым актером и исполнителем многих наших соотечественников.

Как сложится судьба копии лица поэта и композитора?

Когда маска была приобретена русским бизнесменом на торгах, состоявшихся 25 ноября, это вызвало широкий общественный резонанс. Поклонники таланта Высоцкого искренне заинтересовались личностью покупателя - однако об этом человеке известно очень немногое.

Так, фактом является то, что Андрей Гавриловский основал в Екатеринбурге огромный музей Высоцкого, даже назвал его именем небоскреб. При этом сегодня до конца не известно, появятся ли купленные им вещи в его музее, так как бизнесмен живет за границей, а на Родине против него пытаются возбудить уголовные дела.

Мнение Людмилы Абрамовой

Разговоры о состоявшемся аукционе, на котором были проданы вещи Высоцкого, достаточно долго не умолкали. Журналисты писали о том, за сколько продана посмертная маска Высоцкого, кто стал ее новым владельцем, вспоминали слова покойного художника и скульптора Васильева о том, что с изображениями лица нужно обращаться очень бережно и т. д.

Журналисты взяли интервью по этому поводу и у второй жены Высоцкого, проживающей в России, Людмилы Абрамовой. К чести этой мужественной женщины, она вела себя очень достойно. Призывала журналистов не осуждать поступок Марины Влади, которая решилась на эту продажу. Указывала на то, что журналисты не могут знать тех причин, которые побудили Влади на это.

Говорила о Влади, что та еще много лет назад передала в музей Высоцкого на добровольной и безвозмездной основе множество фотографий и других документов. Абрамова объяснила, что она даже рада, что эти вещи выкупил русский бизнесмен, который искренно любит наследие ее мужа. Музей же Высоцкого не мог позволить себе таких трат, но это несущесвенно, так как в нем уже имеется много экспонатов, связанных с жизнью и творчеством замечательного русского барда.

В целом следует отметить, что история с продажей вещей Высоцкого не является чем-то негативным. Не стоит осуждать поступок Марины Влади, которая похоронила своего мужа 35 лет назад и имеет право на забвение и покой. Свои трудные отношения с Высоцким Марина Влади описала в автобиографических книгах.

А сегодня наступает новая эпоха - людей, которые уже не знали Высоцкого лично, но от всей души полюбили его песни, кинофильмы и спектакли.

Посмертная маска

26 июля художник Юрий Васильевич Васильев вместе со своим сыном Михаилом, студентом Строгановского училища, по просьбе Ю. Любимова снимает посмертную маску Владимира Высоцкого. Васильев был хорошо знаком с Высоцким. Он был художником спектаклей «Павшие и живые» и «Пугачев», был знаком со скорбным ремеслом создания посмертных портретов. В свое время он делал посмертную маску турецкого поэта Назыма Хикмета…

В 14 часов 10 минут Васильев по всем правилам наложил маску, как это делал всегда. Когда же он попытался ее снять – это оказалось невозможным. Как будто какая-то сила прижала ее к лицу. Юрий Васильевич вспоминал, что он обратился к Высоцкому: «Володенька, отпусти». Неожиданно легко маска снялась.

М. Влади помогала при этой работе художнику. В своих воспоминаниях она напишет: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску».

Конечно же, романтичнее и таинственнее снимать посмертную маску самой и ночью, тем более когда тебе «помогает скульптор»…

И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи…

Одновременно с маской был сделан слепок левой руки Высоцкого. Этот слепок Ю. Васильев передал в Музей Высоцкого. Решением фондовой комиссии музея слепок был принят на хранение во вспомогательный фонд. Музейные правила предполагают включение предметов в основной фонд лишь при гарантированной возможности их хранения сколь угодно долго. Материал слепка – гипс. По мнению работников фондового отдела, этот материал не обеспечивает длительной сохранности без надлежащих условий.

По первому слепку маски была изготовлена разъемная форма, по которой были изготовлены три гипсовые копии и три отливки из металла. Отличительной особенностью масок работы Юрия Васильевича было наличие на обратной стороне по мягкому материалу надписи «Вл. Высоцкий», подписи скульптора «МОН» (это было его детское прозвище) и римских цифр – порядкового номера маски: I, II, III. Первичный же слепок не был заполнен гипсом изнутри (полый), находился в мастерской скульптора (с застывшими в гипсе ресничками) и пропал из мастерской, когда Юрий Васильевич был болен и в мастерской жила его дочь.

Гипсовая маска с номером «один» была подарена Васильевым своему другу, профессору Ю. Делюсину, который долгое время входил в художественный совет Театра на Таганке; вторая маска была выполнена мастером по личной просьбе В. Золотухина и находится у него; третью маску 13 июня 1991 года жена Ю. Васильева Елена Петровна передала в музей.

Потом были заказаны бронзовые копии, тоже в трех экземплярах. Для качественной отливки Юрий Васильевич отдал свои серебряные ложки.

Одна из них – во Франции у М. Влади, вторую Васильев отдал лично Ю. П. Любимову, который положил маску в сейф, третья маска, которая предназначалась для семьи, Васильев передал Артуру Макарову.

В 1983 году Ю. Любимов уезжает в Лондон ставить там спектакль «Преступление и наказание», и вторая маска исчезает из сейфа… Противоречивая информация от разных лиц судьбу этой маски так и не раскрыла.

В. Янклович: «Скульптору Распопову, который делал фигуру Высоцкого, понадобилась маска, понадобилась для работы. Распопов решил обратиться к Дупаку (раз в театре – значит у директора). Дупак ответил, что маски у него нет, Любимов увез ее за границу… Но Петрович никакой маски за границу не увозил, она должна быть у Дупака…» Семья беспокоится тоже. Нина Максимовна Высоцкая приезжает в театр… Где маска? «Дупак повел нас в кабинет… Нет ключа от сейфа! Долго искали ключ. Открыли сейф в кабинете Любимова – маски нет. А Дупак говорит: «Я ничего не знаю. Маска была». – «Как же так, Николай Лукьянович!» – «Я буду искать». Звоню на следующий день: “Вы знаете, Нина Максимовна, обратитесь к Марине… Мы и вторую отдали ей…”»

Бронзовую маску не нашли, зато массово обнаружились гипсовые подделки. В 1990 году ленинградцем Александром Кисиленко в музей была передана гипсовая маска Высоцкого. Людмила Абрамова, работавшая в то время в музее, рассказала, что они с вдовой Ю. Васильева положили рядом оригинал посмертной маски Высоцкого и «ленинградскую версию»: «У «ленинградской копии» перепутаны правая и левая стороны. У настоящей маски на одну сторону уголок рта опущен, а у копии – на другую. Но вполне возможно, что это делал скульптор, причем скульптор неплохой, потому что определенное сходство там есть… Но делал по фотографиям. Вдова Васильева говорит, что это самостоятельная работа… Воссоздание, которое выдают за посмертную маску… Ведь Васильев снимал только лицо, потому что был сильный отек шеи, и он сделал только до подбородка… А на «ленинградской» работа очень глубокая: шея, уши, волосы… Причем волосы сделаны совершенно не так…»

Из книги Эдуард Мане автора Перрюшо Анри

Посмертная судьба Мане похоронили 3 мая 1883 года на кладбище Пасси.12 мая «La Vie moderne» писала: «По тому шуму, который вызывает смерть человека, можно очень точно определить, какое место занимал он при жизни. На следующий же день после смерти Мане вся пресса отозвалась на это

Из книги Сезанн автора Перрюшо Анри

Посмертная судьба Сезанн оставил 800 с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков. В каталоге работ Сезанна, составленном Лионелло Вентури, автор относит около 130 полотен к началу деятельности художника (до 1871 г.), 160 – к так называемому

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Посмертная усталость «С Новым годом! С новым горем!» – написала в начале 1940-го Ахматова.Так он и начался, этот год: с нового горя, с провала наступления на Финляндию, с новых жестокостей, с новых смертей: 17 января расстрелян Бабель, 2 февраля – Кольцов и Мейерхольд… (Ирина

Из книги Жизнь Тулуз-Лотрека автора Перрюшо Анри

Из книги Шекспир автора Морозов Михаил Михайлович

XXVIII. ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Пьесы Шекспира, как мы знаем из многочисленных источников, пользовались шумным успехом у зрителей «общедоступных» театров. Напомним уже цитированные нами слова современника Шекспира, Антони Сколокера, писавшего в 1604 году о том, что пьесы Шекспира

Из книги Запрещенный Тесла автора Горьковский Павел

Посмертная маска ученого Достигнув почтенного возраста, изобретатель продолжал жить в мире тайных встреч, резидентов конкурирующих разведок и паролей. Среди его новых знакомых были даже анархисты - люди, не признающие ни эксплуатации, ни иерархии, ни государства, зато

Из книги Скобелев: исторический портрет автора Масальский Валентин Николаевич

Глава VII. Последние дни. Смерть и посмертная судьба Когда до Петербурга дошла весть о парижской речи Скобелева, это вызвало к нему новый взрыв интереса и сочувствия, питавшийся как сенсационностью новости, так и содержанием речи. «В Петербурге только и разговору, что про

Из книги Великий Мао. «Гений и злодейство» автора Галенович Юрий Михайлович

Посмертная оценка Сталина и Мао Цзэдун Хрущев вспоминал: «На XX съезде КПСС мы осудили Сталина за его эксцессы, за то, что он произвольно репрессировал миллионы честных людей, и за его единоличное правление, которое нарушало принципы коллективного руководства. Сначала Мао

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Посмертная судьба ВСТУПЛЕНИЕ Потомством взвесится, Кто сколько утаил… Н.Гумилев Стихотворение гения возможно анализировать и через сто лет после его смерти, а что касается биографии - тут многое зависит от современников. Ответственность современников в том, чтобы

Из книги Александр Галич: полная биография автора Аронов Михаил

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

Часть четвертая Посмертная судьба Последний путь 1В первом номере журнала «Посев» за 1978 год был напечатан редакционный некролог: «Отпевали Галича 22 декабря в переполненной русской церкви на рю Дарю. Присутствовали руководители, сотрудники и авторы “Континента”,

Из книги Пифагор автора Суриков Игорь Евгеньевич

ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА Почти до конца жизни Родена его искусство вызывало ожесточенные споры. Но время всё расставило на свои места. То, что казалось скандальным, постепенно стало восприниматься иначе, позволяя увидеть гениальность новатора. В XX веке не было другого такого

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Глава пятая. ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА

Из книги Рихард Зорге. Джеймс Бонд советской разведки автора Соколов Борис Вадимович

168. Моя посмертная судьба Ни там, где песня ангельских кларнетов Под меди звон встречает утро дня, Когда умру, не сыщете меня Среди присноблаженных силуэтов; Ни там, где ярким блеском самоцветов Под светочем небесного огня Горит на Божьем воинстве броня, - Но только в

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Посмертная слава Американцы, оккупировав Японию в сентябре 1945 года, получили доступ к документам японских спецслужб, в том числе, касающимся Рихарда Зорге и его группы. Документы эти сохранились не полностью. Часть их сгорела во время пожаров во время одного из

Из книги автора

Посмертная история трудов Леонардо Согласно завещанию Леонардо да Винчи все бумаги, книги и инструменты достались его ученику Франческо Мельци. Почти сорок лет Леонардо заносил в свои записные книжки схемы и рисунки изобретений, расчеты, научные гипотезы. Рисунки