Воспоминания графа Соллогуба - дамы. Две сестры

В своих «Воспоминаниях» сын Софьи Ивановны, писатель граф Владимир Александрович Соллогуб пишет о На талье: «Двоюродная сестра моя была красавица и в свете имела успех громадный. Она вскоре вышла замуж за Обрескова, который впоследствии долгое время занимал лестный пост рос сийского посла при дворе короля Обеих Сицилии в Неаполе» 5 . Это не совсем точно: муж Натальи Львовны занимал пост посла не в Неаполе, а в Турине. Александр Михайлович 06-ресков (1790—1885) также был хорошо знаком Пушкину. Он, как и поэт, с юности служил в Коллегии иностранных дел.

Став Обресковой, Наталья Львовна утратила свой графский титул. В мемуарах и других документах 1830-х годов имена замужней сестры Натальи и девицы Надежды часто встречаются рядом. Так, Надежда Осиповна Пушкина в письме к дочери Ольге 21 декабря 1833 года пишет: «Балы в большом свете бесчисленны, а на одном из придворных балов и я присутствовала на хорах благодаря любезности

генерала Раевского, приятеля Алек сандра и Леона. Хотела посмотреть ва новые костюмы придворных дам: пошли в моду драгоценные кокошники и бархатные шугаи поверх сарафана. Все вто великолепно. В этих на рядах отличались особенным щегольством графиня Соллогуб и сестра ее Обрескова. Много было на бале ино странных принцев, посланников, дамы блестели бриллиантами, а кавале ры свяли всевозможными знаками от личия в залитых огнями залах. Тут-то я и сострила: «на небе звезды и на земле звезды» 6 .

Портреты «графини Соллогуб и се стры ее Обресковой» составляют своеобразное художественное единство, построенное на принципе контрастов при легко улавливаемом родственном сходстве. Только в сопоставлении, в перекличке красок, оттенков тонкой психологической характеристики в полной мере выявляются характеры обеих сестер, их суть. Трогательные мечты и надежды юной барышни как бы соотнесены с уже приобретенным трезвым жизненным опытом молодой дамы.

Портрет Надежды Соллогуб, как мы уточнили, мог быть создан в 1831 го ду. Видимо, не позднее 1831 года Со колов написал и портрет старшей из сестер — Натальи Львовны. Дело в том, что в самом конце этого года ее мужа Александра Михайловича Обрескова как раз и назначили послом в Турин, куда он уезжал вместе с же ной. Все семейство Соллогубов собра лось для прощания с ними в столицу. П. Ф. Соколов жил тогда в Петербур ге, к этим неделям прощания можно приурочить написанные им портреты двух сестер. В пользу последнего говорит и то, что портрет старшей сестры остался недописанным. Завер шив главное — лицо, очерк фигуры, детали, художник не успел написать платье. Начав подкрашивать коричневым буфы рукавов, он не завершил последний этап работы. Причина тому видится в поспешности, связанной с отъездом заказчицы, хотя акварель могла быть исполнена и за один сеанс. Свою подпись Соколов поставил лишь на этом, незавершенном портрете, как бы объединив ею оба изображения — «звезд» большого света пушкинской поры.

В.СТАРК

1 Русский акварельный и карандашный порт
рет первой половины XIX века из музеев

РСФСР. М., 1983, ее. 119, 121.

2 Лобанов-Ростовский А. Б. Рус
ская родословная книга. 2-е изд. Спб., 1873,
т. I, ее. 112—113.

"Пушкин А. С. Поли. собр. соч. Изд. АН СССР, т. 3. М., 1949, ее. 1238—1239.

" Смирнова-Россет А. О. Автобиогра фия. М., 1931, с. 125.

"Соллогуб В. А. Воспоминания. Спб., 1887, с. 95.

"Павлищев Л. Н. Воспоминания об А. С. Пушкине. М., 1890, ее. 332—333.

Соллогуб Софья Михайловна СОЛЛОЃ́УБ Софья Михайловна (урожд. Виельгорская ) (1820-78), графиня, с нояб. 1840 жена В.А. Соллогуба. В воспоминаниях о Л. утверждала, что ей посвящено стих. «Нет, не тебя так пылко я люблю». С именем С. в лит-ре иногда связывают также стих. Л. «Есть речи - значенье», «Слышу ли голос твой», «Она поет - и звуки тают» и «Как небеса твой взор блистает» (о др. точках зрения см. статьи об этих стихотворениях). Портрет С. (акв.) неизв. художника - в ГЛМ; см в сб.: Муз. наследство, т. II, ч. 2, М., 1968, с. 80-81.

Лит.: Висковатый , с. 326-27 (ср. Воспоминания С. М. Соллогуб в пересказе Висковатого, в кн.: М. Ю. Л. в воспоминаниях современников, Пенза, 1960, с. 242); Герштейн (8), с. 223-37.

М. Г Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое "Соллогуб Софья Михайловна" в других словарях:

    Михаил Юрьевич Виельгорский … Википедия

    София Васильевна Орлова Денисова в фрейлинском платье и с шифром на банту Список фрейлин российского императорского двора Ежегодно список … Википедия

    София Васильевна Орлова Денисова в фрейлинском платье и с шифром на банту Список фрейлин русских императриц Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес календаре Российской Империи. Список строился по стажу пребывания во фрейлинс … Википедия

    Наталья Николаевна Гончарова А. П. Брюллов. Портре … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Воронцова. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Браницкая. Елизавета Ксаверьевна Воронцова … Википедия

    Кошелевы Описание герба: В щите, имеющем голубое п … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Очень люблю воспоминания Соллогуба. Перечитывала много раз. Люблю и всё! А ещё, это хороший повод взглянуть на светских дам, красавиц того времени) А мне только дать картиночный повод...)))

«Две девушки в то время занимали мое воображение: княжна Мария Ивановна Барятинская и графиня Софья Михайловна Виельгорская; княжна Барятинская вышла замуж за князя Михаила Кочубея, я женился на графине Виельгорской..."

Кристина Робертсон "Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей ур.Барятинской (1818-1843) " ок.1840

"Свадьба наша совершилась с необыкновенною пышностью…. Теща моя, всегда эксцентрическая, выкинула штуку при этом, о которой я до сих пор не могу вспомнить без смеха. Для жены моей и меня в доме моего тестя была приготовлена квартира, которая, разумеется, сообщалась внутренним ходом с апартаментами родителей моей жены. Теща моя была до болезни строптива насчет нравственности и, предвидя, что ее двум дочерям девушкам - младшей из них, Анне, едва минул тринадцатый год - придется, может быть, меня видеть иногда не совершенно одетым, вот что придумала: приданое жены моей было верхом роскоши и моды, и так как в те времена еще строго придерживались патриархальных обычаев, для меня были заказаны две дюжины тончайших батистовых рубашек и великолепный атласный халат; халат этот в день нашей свадьбы был, по обычаю, выставлен в брачной комнате, и, когда гости стали разъезжаться, моя теща туда отправилась, надела на себя этот халат и стала прогуливаться по комнатам, чтобы глаза ее дочерей привыкли к этому убийственному, по ее мнению, зрелищу".

П.Н.Орлов "Портрет Софьи Соллогуб" 1840-е

«То, что я положительно помню, это то, что у бабушки моей Архаровой состоялся однажды вечер весьма оригинальный. К ней назвались ряженые; поводом тому послужило, конечно, не столько желание сделать удовольствие почтенной старушке, сколько присутствие в доме моей двоюродной сестры, Натальи Соллогуб , молодой девушки редкой красоты. Она была невестой уполномоченного на Кавказе для заключения мира с персиянами А. М. Обрескова, который в то время находился по служебным дипломатическим делам при генерале Паскевиче. По совершении мира графу Паскевичу-Эриванскому был пожалован миллион, Обрескову -- 300 тысяч. Помню, как он возвратился и подарил своей невесте полученные им от шаха шали и другие драгоценности».

«Матушка очень любила своих племянниц по мужу и, сколько могла, старалась доставлять им всякие удовольствия и развлечения. С переездом к намНатальи Львовны дом наш снова оживился. Двоюродная сестра моя была красавица и в свете имела успех громадный. Она вскоре вышла замуж за Обрескова, который впоследствии долгое время занимал лестный пост российского посла при дворе короля Обеих Сицилий в Неаполе».
Соллогуб здесь путает. Александр Михайлович Обресков (1790-1885) был послом в Турине.

П.Соколов "Наталья Львовна Соллогуб" (1809-18..) 1831

«Вторая дочь дядюшки была также замечательно хороша собою, звали ее Надежда , она долгое время была фрейлиной великой княгини Елены Павловны, а потом вышла замуж за Алексея Свистунова»

П.Ф.Соколов "Портрет Надежды Львовны Сологуб (1815-1903)"

«Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной , но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более, а кожа, глаза, зубы, уши!...

А.П. Брюллов "Портрет Н.Н. Пушкиной (1812-1863)" 1832

В.Гау "Портрет Натальи Николаевны Пушкиной" 1844

«Живо помню один бал у Бутурлиных и смешную сцену, на которой я присутствовал. Это было, сколько припоминаю, в зиму с 1835-го на 1836 год…
Бутурлин… имел двух детей - дочь, вышедшую потом замуж за графа Павла Строганова, и сына Петра; этому сыну было тогда лет тринадцать, он еще носил коротенькую курточку и сильно помадил себе волосы. Так как в то время балы начинались несравненно раньше, чем теперь, то Петиньке Бутурлину позволялось (его по-тогдашнему родные очень баловали) оставаться на бале до мазурки. Он, разумеется, не танцевал, а сновал между танцующими. В тот вечер я танцевал с Пушкиной мазурку и, как только оркестр проиграл ритурнель, отправился отыскивать свою даму: она сидела у амбразуры окна и, поднеся к губам сложенный веер, чуть-чуть улыбалась; позади ее, в самой глубине амбразуры, сидел Петинька Бутурлин и, краснея и заикаясь, что-то говорил ей с большим жаром. Увидав меня, Наталья Николаевна указала мне веером на стул, стоявший подле, и сказала: «Останемтесь здесь, все-таки прохладнее»; я поклонился и сел. «Да, Наталья Николаевна, выслушайте меня, не оскорбляйтесь, но я должен был вам сказать, что я люблю вас,- говорил ей между тем Петинька, который до того потерялся, что даже не заметил, что я подошел и сел подле,- да, я должен был это вам сказать,- продолжал он,--потому что, видите ли, теперь двенадцать часов, и меня сейчас уведут спать!» Я чуть удержался, чтобы не расхохотаться, да и Пушкина кусала себе губы, видимо, силясь не смеяться; Петиньку действительно безжалостно увели спать через несколько минут»

В.Гау "Портрет Н.Н.Пушкиной" ок.1844

"...Елисавета Михайловна Хитрово . Она никогда не была красавицей, но имела сонмище поклонников, хотя молва никогда и никого не могла назвать избранником, что в те времена была большая ред-кость. Елисавета Михайловна даже не отличалась особен-ным умом, но обладала в высшей степени светскостью, приветливостью самой изысканной и той особенной все-прощающей добротой, которая только и встречается в на-стоящих больших барынях. В ее салоне, кроме пред-ставителей большого света, ежедневно можно было встре-тить Жуковского, Пушкина, Гоголя, Нелединского-Ме-лецкого и двух-трех других тогдашних модных литера-торов. По этому поводу молва, любившая позлословить, выдумала следующий анекдот: Елисавета Михайловна поздно просыпалась, долго лежала в кровати и принимала избранных посетителей у себя в спальне; когда гость допускался к ней, то, поздоровавшись с хозяйкой, он, разумеется, намеревался сесть; г-жа Хитрово останавли-вала его: "Нет, не садитесь на это кресло, это Пушки-на,-- говорила она, -- нет, не на диван -- это место Жу-ковского, нет, не на этот стул -- это стул Гоголя -- сади-тесь ко мне на кровать: это место всех!"

П.Соколов "Портрет Елизаветы Михайловны Хитрово, урождённой Кутузовой (1783-1839)"

"Аврора Карловна Демидова, финляндская уроженка, считалась и была на самом деле одной из красивейших женщин в Петербурге; многие предпочитали ей ее сестру, графиню Мусину-Пушкину , ту графиню Эмилию, о которой влюбленный в нее Лермонтов написал это стихотворение:

Графиня Эмилия -
Белее, чем лилия…
Стройнее её талии
На свете не встретится
И небо Италии в глазах её светится
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.

В. Гау "Гафиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1818-1846)" 1845 г.

В. И. Гау "Э. К. Мусина-Пушкина" 1840 год.

Трудно было решить, кому из обеих сестер следовало отдать пальму первенства; графиня Пушкина была, быть может, еще обаятельнее своей сестры, но красота Авроры Карловны была пластичнее и строже. Посреди роскоши, ее окружавшей, она оставалась, насколько это было возможно, проста; мне часто случалось встречать ее на больших балах в одноцветном гладком платье, с тоненькой цепочкой, украшавшей ее великолепную шею и грудь; правда, на этой цепочке висел знаменитый демидовский бриллиант-солитер, купленный, кажется, за миллион рублей ассигнациями.

К.П.Брюллова "Портрет Авроры Карловны Демидовой (1808-1902) "

Аврора Карловна Демидова рассказала мне однажды очень смешной случай из ее жизни; возвращаясь домой, она озябла, и ей захотелось пройтись несколько пешком; она отправила карету и лакея домой, а сама направилась по тротуару Невского к своему дому; дело было зимой, в декабре месяце, наступили уже те убийственные петербургские сумерки, которые в течение четырех месяцев отравляют жизнь обитателям столицы; но Демидова шла не спеша, с удовольствием вдыхая морозный воздух; вдруг к ней подлетел какой-то франт и, предварительно расшаркавшись, попросил у нее позволения проводить ее домой; он не заметил ни царственной представительности молодой женщины, ни ее богатого наряда, и только как истый нахал воспользовался тем, что она одна и упускать такого случая не следует. Демидова с улыбкой наклонила голову, как бы соглашаясь на это предложение, франт пошел с нею рядом и заегозил, засыпая ее вопросами. Аврора Карловна изредка отвечала на его расспросы, ускоряя шаги, благо дом ее был невдалеке.
Приблизившись к дому, она остановилась у подъезда и позвонила.
- Вы здесь живете?! - изумленно вскрикнул провожавший ее господин.
Швейцар и целая толпа официантов в роскошных ливреях кинулись навстречу хозяйке.
- Да, здесь, - улыбаясь, ответила Демидова.
- Ах, извините! - забормотал нахал, - я ошибся... я не знал вовсе...
- Куда же вы? - спросила его насмешливо Аврора Карловна, видя, что он собирается улизнуть, - я хочу представить вас моему мужу.
- Нет-с, извините, благодарствуйте, извините... - залепетал франт, опрометью спускаясь со ступенек крыльца.

Л.Ю.де Леомениль. "Портрет Авроры Карловны Демидовой с сыном Павлом" 1840-е гг

«Самым блестящим, самым модным и привлекательным домом в Петербурге был в то время дом графа Ивана Воронцова-Дашкова благодаря очаровательности его молодой жены прелестной графини Александры Кирилловны . Я был с нею в родстве и в самых дружеских отношениях, и потому запросто и ежедневно бывал у нее. Много случалось встречать мне на моем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встретил я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом била в ней жизнь и оживляла, скрашивала все ее окружающее».

В.Гау "Портрет А.К. Воронцовой-Дашковой (1818-1856)" 1840-е

«Балы князя Юсупова, который также по своему огромному богатству занимал видное положение в свете, отличались тем же великолепием, но не имели того оттенка врожденного щегольства и барства, которым отличались приемы графа Воронцова-Дашкова…Жена Юсупова, рожденная Нарышкина , была очень хороша собой и приветлива; после кончины князя она вышла замуж за француза и навсегда поселилась во Франции»

Кристина Робертсон "Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1809/1810 - 1893)" 1840

Кристина Робертсон "Портрет Зинаиды Юсуповой". 1840-е

Борис Николаевич Юсупов приложил немало усилий, чтобы завоевать расположение её родителей и жениться. В 1827 брак состоялся. Но... Как говорили "Она имела вид прикованного зефира. Все в ней ещё поэзия. Только муж напоминает презренную прозу". После смерти Юсупова Зинаида Ивановна вышла замуж за графа Луи Шарля Оноре де Шово маркиза де Серр (1829-1889).
Вообще, жизнь кажной их них - интереснейшая история.

И напоследок) Ещё цитата из Соллогуба.

«В те времена имена светских красавиц не были еще достоянием газетчиков и упоминать о них в газетах считалось бы верхом неприличия, но в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон рожденной графини Тизенгаузен, дочери в то время известной в петербургском свете Елисаветы Михайловны Хитрово, одной из пяти дочерей фельдмаршала Кутузова, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре звезды первой величины тогдашнего петербургского большого света».

Елена Михайловна Завадовская (1807-1874) 1838

П.Ф.Соколов "Княжна Софья Александровна Урусова (1804-1889)" 1827/1828

Alexandre François Louis Comte de Girardin (1777-1848) "Портрет Графини Долли Фикельмон" (1804-1863)

Это - смутное чувство, которое возникает впервые при чтении пьесы и, на которое как на камертон ориентируются все решения репетиции.

"Соллогуб как-то отнял у нее автограф стихотворения, поднесенного ей Лермонтовым. При этом Висковатов называет стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю... », написанное в 1841 году. Но, так как по расположению чернового автографа этих стихов в альбоме Одоевского видно, что оно было написано уже после отъезда Лермонтова из Петербурга, это сообщение вызывает недоверие. Не посвящены ли Софье Михайловне другие стихи, а именно — «Волшебные звуки» и связанные с ними остальные стихотворения?

Тут нам многое разъяснит сопоставление записанного Висковатовым эпизода со сценой из повести «Большой свет». Висковатов передает:

«Поэт, бывало, молча глядел на нее своими выразительными глазами, имевшими магнетическое влияние, так что невольно приходилось обращаться в ту сторону, откуда глядели они на вас. — Мой муж, говорила Софья Михайловна, очень не любил, когда Михаил Юрьевич смотрел так на меня, и однажды я сказала Лермонтову, когда он опять уставился на меня: — Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристальна всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность? — Лермонтов ничего не ответил, встал и ушел. На другой день он принес мне стихи: «Нет, не тебя так пылко я люблю». Муж взял их у меня, и где они остались, я не знаю» 24 .

Подобную сцену мы находим в повести Соллогуба «Большой свет». Леонин «все более и более приковывался взором и сердцем к Надине, к ее безмятежному лику, к ее необдуманным движениям. Он долго глядел на нее, он долго любовался ею с какою-то восторженной грустью... И вдруг, по какому-то магнетическому сочувствию, взоры его встретились со взорами Щетинина, устремились вместе на Надину и обменялись взаимно кровавым вызовом, ярким пламенем соперничества и вражды».

Острота этой сцены (мы отвлекаемся от ее невысокого литературного достоинства) уже стала нам понятной, когда мы узнали, что в лице Надины Соллогуб нарисовал свою будущую невесту, Софью Михайловну Виельгорскую, а в лице князя Щетинина — самого себя. Соллогуб, как пишет его будущий тесть, добивался любви Виельгорской с 1838 года и при этом — что видно из повести — ревновал к Лермонтову. Это именно то время, когда было написано стихотворение «Слышу ли голос твой... » и другие стихи этого цикла. Наше предположение, что все они посвящены С. М. Виельгорской, подкрепляется.

В приведенной выдержке из повести Соллогуба обращает на себя внимание упоминание о «необдуманных движениях». Мы ощущаем здесь связь со стихами Лермонтова «Она поет — и звуки тают... »:

... Идет ли — все ее движенья,
Иль молвит слово — все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.

В другой главе повести Соллогуб дает такой портрет семнадцатилетней Надины, то есть восемнадцатилетней Софьи Виельгорской:

«Она вполне обладала тремя главными женскими добродетелями: во-первых, наружностью, все более и более привлекающей, потом нравом скромным и как будто просящим опоры любимой, наконец, тою неопределительною щеголеватостью движений и существа, которая составляет одно из главных очарований женщины».

Здесь опять говорится о характерной черте Надины — об особой пластической выразительности ее красоты, совпадающей с обликом героини стихов Лермонтова.

В третьем месте Соллогуб называет Надину «полуземным существом», «как будто слетевшим с полотна Рафаэля, из толпы его ангелов». Однако мы не можем придавать решающего значения замеченному сходству, так как должны учитывать общее влияние литературных традиций 30-х годов на беллетристику Соллогуба (в частности, сравнение Надины с ангелом «Сикстинской мадонны» восходит к общему со стихами Лермонтова источнику — стихотворению Пушкина «Ее глаза» **). Поэтому обратимся к эпистолярной и мемуарной литературе.

Настоящая, живая С. М. Виельгорская обладала именно теми чертами, которые отражены в строках Лермонтова, — «как небеса, твой взор блистает эмалью голубой», «небеса играют в ее божественных глазах». П. А. Плетнев, познакомившийся с С. М. Соллогуб сразу после ее замужества, пишет 8 декабря 1840 года: «Она вся была в белом, точно чистый ангел. В ее физиономии, речи и во всем, на что я обращал внимание, выражалось что-то совершенно небесное» 25 . «Она была растрогана до слез и благодарила меня, как только ангелы умеют благодарить — рукопожатием и взглядом», — пишет он через несколько дней. Кто-то другой сказал о жене Соллогуба, что «она всю жизнь провела на отлете в небо» 26 . Душа ее кажется как будто еще небеснее прежнего и ангельства в ней еще больше», — пишет Н. В. Гоголь о С. М. Соллогуб 24 сентября 1844 года 27 . А познакомившись в 1847 году с ее незамужней сестрой, Анной Михайловной

Виельгорской, П. А. Плетнев восклицает: «Это существо еще небеснее (если только уж возможно) и Софьи Михайловны» 28 . На дошедшем до нас позднем пастельном портрете С. М. Соллогуб-Виельгорской внешняя хрупкость сочетается с глубоким и чистым взглядом, лицо полно экспрессии, и на губах блуждает несколько странная улыбка " .

СОЛЛОЃ́УБ Софья Михайловна (урожд. Виельгорская ) (1820-78), графиня, с нояб. 1840 жена В.А. Соллогуба. В воспоминаниях о Л. утверждала, что ей посвящено стих. «Нет, не тебя так пылко я люблю». С именем С. в лит-ре иногда связывают также стих. Л. «Есть речи - значенье», «Слышу ли голос твой», «Она поет - и звуки тают» и «Как небеса твой взор блистает» (о др. точках зрения см. статьи об этих стихотворениях). Портрет С. (акв.) неизв. художника - в ГЛМ; см в сб.: Муз. наследство, т. II, ч. 2, М., 1968, с. 80-81.

Лит.: Висковатый , с. 326-27 (ср. Воспоминания С. М. Соллогуб в пересказе Висковатого, в кн.: М. Ю. Л. в воспоминаниях современников, Пенза, 1960, с. 242); Герштейн (8), с. 223-37.

  • - СОЛЛОЃ́УБ Владимир Александрович, граф, рус. писатель. Выступал в печати одновременно с Л. в одних и тех же журналах; в 1839-41, как и Л., постоянный участник «ОЗ»...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - арт. оперы. Род. в дворянской семье. В 1898-1903 обучалась пению в Моск. конс. , к-рую окончила с малой серебряной медалью...
  • - арт. оперы и камерная певица. Обучалась сначала игре на ф-п. у Виллуана, затем пению в Италии у Боннер и Р. Лаборд, позднее у М. Маркези в Париже. С успехом выступала на оперных сценах во Франции...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы, камерная певица. Засл. деятель искусств РСФСР. Род. в семье учителя...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - зоолог. Высшее образование получила в Цюрихском университете, в котором окончила курс в 1875 г. со степенью доктора философии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Биографический словарь

  • - Соллогуб - известный писатель, внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. С. получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей...

    Биографический словарь

  • - Владимир Александрович, граф, русский писатель. Повесть "Тарантас" с меткими зарисовками провинциального быта; повести из светской жизни, водевили, комедии. Мемуары...

    Русская энциклопедия

  • - известная переводчица; род. в 1835 г....
  • - зоолог: ум. в 1903...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - графский и дворянский древний литовский род, принявший польский герб Правдзиц и писавшийся в прежнее время "Довойно-С."...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - графский и дворянский древний литовский род, принявший польский герб Правдзиц и писавшийся в прежнее время "Довойно-С."...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Владимир Александрович, граф, русский писатель. Окончил Дерптский университет. В 1837 дебютировал в «Современнике»; с 1839 печатался в «Отечественных записках»...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Чиауре́ли Софико, грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР и Армянской ССР. Дочь М. Э. Чиаурели и В. И. Анджапаридзе. С 1960 в Грузинском драматическом театре имени К. А. Марджанишвили...
  • - ЧИАУРЕЛИ Софья Михайловна - грузинская актриса, народная артистка Грузии и Армении. Дочь М. Э. Чиаурели и В. И. Анджапаридзе. С 1960 в Тбилисском театре им. Марджанишвили...

    Большой энциклопедический словарь

"Соллогуб Софья Михайловна" в книгах

Дельвиг Софья Михайловна

автора Щеголев Павел Елисеевич

Дельвиг Софья Михайловна Софья Михайловна Дельвиг (1806–1888), баронесса - дочь М. А. Салтыкова и швейцарки французского происхождения, жена (с 1825) А. А. Дельвига (1798–1831), а затем - С. А. Баратынского, брата поэта Е. А. Баратынского.Софья Михайловна - натура незаурядная,

Соллогуб Надежда Львовна

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Соллогуб Надежда Львовна Надежда Львовна Соллогуб (1815–1903) - дочь Льва Ивановича и Анны Михайловны (ур. Горчаковой) Соллогубов, двоюродная сестра В. А. Соллогуба, жена (с 1836) А. Н. Свистунова, фрейлина великой княгини Елены Павловны.Она являлась признанной светской

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Софья Михайловна (1820–1878),

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Софья Михайловна (1820–1878), графиня, дочь М. Ю. Виельгорского, с 1840 года замужем за В. А. Соллогубом. Была горячей поклонницей Гоголя.24 сентября н. ст. 1844 г. Гоголь писал А. О. Смирновой по поводу В.: «Без сомнения, скоро после моего письма предстанет к вам наша

Воспоминания графа В. А. Соллогуб

Из книги Бабушка, Grand-mere, Grandmother... Воспоминания внуков и внучек о бабушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX-XX веков автора Лаврентьева Елена Владимировна

Воспоминания графа В. А. Соллогуб «Несколько раз в течение лета она приглашалась к высочайшему столу, что всегда составляло чрезвычайное происшествие. Я говорю про свою бабушку Архарову. Заблаговременно она в эти дни наряжалась. Зеленый зонтик снимался с ее глаз и

В. А. СОЛЛОГУБ

Из книги Воспоминания современников о Н. В. Гоголе автора Гоголь Николай Васильевич

В. А. СОЛЛОГУБ <ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ГОГОЛЕМ> …В 1831 году летом я приехал на вакации из Дерпта в Павловск. В Павловске жила моя бабушка и с нею вместе - покойная тетка моя Александра Ивановна Васильчикова, женщина высокой добродетели, постоянно тогда озабоченная

Баронесса Софья Михайловна Дельвиг (1806–1888)

Из книги автора

Баронесса Софья Михайловна Дельвиг (1806–1888) Жена поэта Дельвига, дочь М. А. Салтыкова и швейцарской француженки. Образование получила в петербургском частном женском пансионе, где одним из учителей ее был П. А. Плетнев, внушивший ей большую любовь к русской словесности. Еще

Соллогуб С. М. – Гоголю, 21 октября 1845

автора Гоголь Николай Васильевич

Соллогуб С. М. – Гоголю, 21 октября 1845 21 октября 1845 г. Петербург С. Петербург – 21-го окт. 1845. Спасибо вам за последнее письмецо ваше, любезный Николай Васильевич! Оно маленькое, но многозначащее для меня. Вы порадовались моею радостью, и это еще больше увеличило чувство

Соллогуб С. М. – Гоголю, 19 июня 1846

Из книги Переписка Н. В. Гоголя. В двух томах автора Гоголь Николай Васильевич

Соллогуб С. М. – Гоголю, 19 июня 1846 19 июня 1846 г. Павлино Павлино. 19-го июня. Последние известия, полученные от вас, любезный Николай Васильевич, хотя не определяют еще ваших планов для нынешнего лета, но доказывают, однако же, что вы приближаетесь к вашим друзьям.

Гоголь – Соллогуб С. М., 24 мая 1849

Из книги Переписка Н. В. Гоголя. В двух томах автора Гоголь Николай Васильевич

Гоголь – Соллогуб С. М., 24 мая 1849 24 мая 1849 г. Москва Мая 24. Как вы меня обрадовали вашими строчками! Да наградит вас за них бог. День 22 маия, в который я получил ваше письмо, был один из радостнейших дней, каких я мог только ожидать в нынешнее скорбное мое время. Если бы вы

С. М. СОЛЛОГУБ Москва. 30 марта

автора Гоголь Николай Васильевич

С. М. СОЛЛОГУБ Москва. 30 марта <1849> От вас ни словечка, добрейшая, милая Софья Михайловна. Несмотря на то, в одно время с письмом к Анне Михайловне (которая благодаря доброте ее не забывает меня) пишу и к вам. Сделайте милость, уведомите меня, что вы делаете и как проводите

С. М. СОЛЛОГУБ

Из книги Письма 1848-1852 годов автора Гоголь Николай Васильевич

С. М. СОЛЛОГУБ <16 апреля 1849. Москва.> Христос воскрес!Все-таки пишу к вам, добрейшая Софья Миха<й>ловна, хоть вы не хотели отвечать ни одной строчкой на письмо мое, писанное за три дни до светлого праздника; и на приветствие мое «Христос воскрес» не хотели отвечать:

С. М. СОЛЛОГУБ Маия 24

Из книги Письма 1848-1852 годов автора Гоголь Николай Васильевич

С. М. СОЛЛОГУБ Маия 24 <1849. Москва> Как вы меня обрадовали вашими строчками! Да наградит вас за них бог. День 22 маия, в который я получил ваше письмо, был один из радостнейших дней, каких я мог только ожидать в нынешнее скорбное мое время. Если бы вы видели, в каком страшном

С. М. СОЛЛОГУБ Генваря 3 1846. Рим

Из книги Письма 1846-1847 годов автора Гоголь Николай Васильевич

С. М. СОЛЛОГУБ Генваря 3 <н. ст.> 1846. Рим Благодарю вас за ваше письмецо, по обыкновению всегда для меня очень милое и очень приятное, и за все известия, которые также все до единого мне были тоже очень приятны и порадовали меня в моем хвором состоянии. Мысль ваша писать

Соллогуб Владимир Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

СОЛЛОГУБ, Владимир Александрович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

СОЛЛОГУБ, Владимир Александрович (1813–1882), писатель 344 Благодарю, не ожидал. Повторяющаяся строка сатирических куплетов, согласно записи в дневнике В. Ф. Одоевского от 19 янв. 1869 г. ? Литературное наследство. – М., 1935, т. 22/24, с. 251.Затем – повторяющаяся строка стихотворения П.