« Внутренняя политика М.С. Горбачева»

О победе всемирной марксистской революции во второй половине восьмидесятых годов могли мечтать только неисправимые идеалисты-романтики. Невооруженным взглядом можно было убедиться в неэффективности командно-административной экономики и абсурдности ее результатов. Весь мир, включая страны, находящиеся на куда более низких ступенях развития, испытывал проблему сбыта излишних товаров, в то время как так называемый «социалистический лагерь» страдал от их недостатка. СССР, теоретически богатейшее государство, на практике не мог прокормить собственное население. В этот критический момент к власти пришел человек, не похожий на предыдущих партийных руководителей. Внешняя и внутренняя политика Горбачева привела в исторически короткий срок (всего за шесть лет) к разрушению почти всего, что создавалось тремя поколениями советских людей. Виноват ли в этом генсек или просто так сложились обстоятельства?

Что за человек Горбачев

Для он был молодым. Привычные к невнятным речам престарелых руководителей граждане СССР поначалу с интересом слушали вновь избранного Генерального секретаря дивясь, в общем-то, обычной вещи - умению разговаривать по-русски и без бумажки. В 1985 году М. С. Горбачеву исполнилось всего 54 года, по партийно-номенклатурным меркам - «комсомолец». За время, предшествующее овладению высшим руководящим постом, Михаил Сергеевич успел немало: окончить школу (1950), поработать комбайнером, поступить на юрфак МГУ, жениться (1953), стать членом КПСС и занять пост секретаря горкома в Ставрополе (1955). Именно последний пункт биографии вызывает вопросы: все предыдущее проделывали многие советские люди, а вот сесть всего через два года после получения диплома в столь высокое кресло - это уже фокус в стиле Гудини. Ну да ладно, может быть, молодой человек (22-летний) и в самом деле хватал с неба звезды. К тому же секретарем он был не первым, а чтобы продолжить карьеру, пришлось окончить еще один вуз - сельскохозяйственный - и поработать в комсомоле.

Выбор нового Генсека

Михаилом Сергеевичем всегда «правильно понималась» партийная внешняя и внутренняя политика. Горбачева заметили, в 1978 году его «забрали» в Москву, где и началась его серьезная партийная карьера. Он становится секретарем ЦК, пока что тоже не первым и не генеральным. С 1982 года начались пресловутые «гонки на лафетах». За Мавзолей (в некрополь у отвезли Брежнева, затем Андропова, за ним Черненко, и встал вопрос о том, кого же поставить на ответственный пост, чтобы прервать этот траурный марафон. И выбрали Горбачева. Он был самым молодым претендентом.

Первые годы

Ясное дело, случилось назначение не просто так. За власть борются всегда, даже стоя одной ногой в могиле. Молодого и на вид перспективного партийца приметили видные коммунистические руководители, его поддержал сам Громыко, а Лигачев и Рыжков увидели в нем спасителя идей основоположников.

Своих протеже Михаил Сергеевич в первое время не разочаровывал. Он действовал в пределах заданных рамок, укреплял хозрасчетные отношения, агитировал за ускорение, в общем, первые два года и внешняя, и внутренняя политика Горбачева оставалась в пределах допустимых отклонений от постоянно колеблющейся линии партии. В 1987 году произошли некоторые изменения, на первый взгляд незначительные, на деле же грозящие тектоническими сдвигами. Партия разрешила некоторые виды частного предпринимательства, ограничив его пока кооперативным движением. Фактически это был подрыв социалистических основ, ревизионизм чистой воды, некое подобие НЭПа, но результатов, достигнутых в 20-е, повторить в 80-х не удалось. Такая внутренняя политика Горбачева не привела к улучшению жизни основной части населения и не улучшила экономических показателей, но вызывала брожение умов, приведшее к подрыву идеологических основ существования советского социума.

Вместо заполнения рынка дешевым ширпотребом и улучшения обслуживания в общепите произошло некое безобразие. Кооперативные кафе оказались доступными только для тех же «кооперативщиков» и их экономических оппонентов - рекетиров (проще: вымогателей). Товаров больше не стало, приспособиться к новым условиям удалось относительно небольшой прослойке людей авантюрного склада характера. Но это все были только цветочки…

И в борьбе с «зеленым змеем» побеждает змей

Первый по-настоящему серьезный удар по Советской власти Горбачев нанес, издав антиалкогольный указ. Расслоение на имущих и не очень, бедность магазинного ассортимента, растущие цены и многое другое население могло простить говорливому генсеку. Но он покусился на привычный для широких масс образ жизни, на ставший естественным способ ухода от серой советской реальности. Такая внутренняя политика Горбачева отвратила от него значительную часть населения. Спору нет, бороться с пьянством нужно, но методы оказались совершенно неприемлемыми, а альтернативных способов досуга больше не стало. Появились, конечно, видеосалоны (опять же, кооперативные), в которых за умеренную плату крутили всяких «Эммануэлей», из окошек частных «студий звукозаписи» звучал «Ласковый май», но компенсировать отсутствие горячительных напитков в магазине все это не могло. А вот самогонщики и продавцы ректификата сумели.

Экономическая ситуация и ее последствия

Запад долго боролся с коммунизмом, видя в нем угрозу своему существованию. Собственно, в 80-е речь шла не об идеологическом противостоянии - надеяться на то, что теоретические изыскания лидеров СССР, издаваемые огромными тиражами, могли поколебать основы рыночной экономики, не приходилось. Боялись угроз менее изысканных - ядерных ракет, например, или подводных лодок. Поступали при этом их руководители не очень логично: они подрывали экономические основы Советского Союза, играя на понижение цены нефти и газа. Это приводило к и, как следствие, к росту риска аварийности атомных объектов. Случилась Чернобыльская катастрофа, в Афганистане продолжалась война, обескровливающая и без того небогатый бюджет. Внутренняя и внешняя политика Горбачева кратко характеризовалась в тот период как прозападная. Диссидентов освобождали и с почетом принимали в Кремле. Уничтожались ракеты малой и средней дальности, так беспокоящие западную Европу (договор 1987 года). Все это делалось вынужденно, но выдавалось за жесты доброй воли.

Сепаратизм

Расчет на дружелюбное понимание Запада и его помощь не оправдался. Еще более жалкой выглядела внутренняя политика Горбачева. Кратко ее описать можно одним словом: «беспомощность». Сепаратистские настроения, подогреваемые иностранными спецслужбами, достигли апогея. Серия межнациональных конфликтов (Тбилиси, Баку, Прибалтика) не встретили достойного отпора - ни идеологического, ни, в крайнем случае, силового. Общество, обессилевшее в борьбе с нищетой, было деморализовано. Внутренняя политика Горбачева не могла опираться на внутренние ресурсы, а внешней материальной подпитки она не получала. Как назло, произошло Советский Союз, недавно еще казавшийся незыблемым, затрещал по швам. Националистические движения бурно развивались на Украине, в Молдавии, в среднеазиатских республиках и внутри РСФСР. На всю эту вакханалию безвольно взирало руководство страны, разводя руками и многословно комментируя происходящее кровопролитие.

Перестройка

Внутренняя политика Горбачева кратко определялась им самим словами «перестройка» и «демократизация». Любой прораб знает, что изменять несущие конструкции здания невозможно, если в нем живут люди, но генеральный секретарь считал иначе. И полетели кирпичи на головы… Предприятия, работавшие десятилетиями, оказались вдруг нерентабельными. Государство умудрялось даже золото на приисках добывать с убытками. Над страной замаячил зловещий призрак безработицы. Призывы «делать каждому на своем месте свое дело добросовестно» звучали слишком абстрактно. Недовольство населения росло и захватывало все более широкие общественные массы - от убежденных сторонников социализма, возмущавшихся невиданными идеологическими уступками, до приверженцев либеральных ценностей, сетовавших на недостаточность свобод. К концу восьмидесятых назрел системный кризис, в котором в значительной степени был виновен сам Михаил Сергеевич Горбачев. Внутренняя политика, проводимая им, оказалась малоэффективной и противоречивой.

Успехи внешней политики

В 1989 году происходит объединение власти в одном лице. Генсек возглавляет и Верховный Совет, пытаясь каким-то образом взять под контроль деятельность народных избранников, чересчур «расшалившихся». Успехом это действие не увенчалось, волевых качеств руководителю, ставшему на следующий год Президентом СССР (фактически самоназванным), явно не хватало.

Нелогичностью и противоречивостью страдала и внутренняя, и внешняя политика Горбачева. Кратко ее можно обозначить как сохранение претензий на сверхдержавность без средств фактического подтверждения этого статуса.

Советские войска покидают Афганистан, но хребет экономики уже надломлен, и ситуацию это не спасает. Тем не менее у Михаила Сергеевича появляется множество иностранных друзей - президентов, премьеров и особ королевской крови. Они находят советского президента приятным собеседником, милым человеком, по крайней мере, они его так характеризуют во время интервью. Такова внутренняя и внешняя политика Горбачева, кратко ее можно определить как стремление быть приятным во всех отношениях.

Уступки Западу

Авторитет СССР в мире стремительно снижается, с мнением советского руководителя уже перестают считаться не только США, но и небольшие страны, граничащие с Союзом и совсем недавно относившиеся к великому соседу, по крайней мере, с опаской.

Пресловутое на Восток началось в поздние горбачевские годы. Ослабление позиций Союза на международной арене отвернуло от него былых сателлитов по всему миру, и в первую очередь восточноевропейских. Недостаток ресурсов вынудил советское руководство сначала урезать, а потом и вовсе прекратить помощь режимам, проводящим антиимпериалистическую (или антиамериканскую) политику. Появился даже новый термин: «новое мышление», с ударением на первый слог, как будто речь идет о какой-то мыши. По крайней мере, так его произносил сам Горбачев. Внутренняя и внешняя политика (таблица событий, предшествующих распаду мировой социалистической системы представлена ниже) трещит по всем швам…

Такой была (как ее понимал Горбачев) внутренняя и внешняя политика. Таблица достижений в области государственных реформ выглядит не менее удручающе:

В истории СССР мало найдется примеров, приведших к столь разрушительным последствиям, как внутренняя политика Горбачева. Таблица наглядно демонстрирует, что по всем трем основным направлениям реформирования результат оказался безуспешным.

Финал

Попытка государственного переворота, названная путчем, предпринятая в августе 1991 года, продемонстрировала полное бессилие верховной власти перед грозными реалиями конца тысячелетия. Внутренняя политика М. С. Горбачева, слабая и непоследовательная, привела в скором времени к распаду Советского Союза на пятнадцать фрагментов, страдающих в своем большинстве «фантомными болями» посткоммунистического периода. Последствия уступок на международной арене ощущаются и сегодня.

Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогрессас упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо.

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

В мае 1985г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству искоренить его».

Пьянство в стране действительно достигло критических пределов. По оценки МВД «злоупотребляли» алкоголем 37% работающих; только зарегистрированных алкоголиков насчитывалось свыше 5 миллионов человек. Реализация спиртного с 1970 по 1980г. возросла на 77%. В районах страны, особенно в сельской местности на Севере, пили даже женщины и дети, что вело к настоящему вырождению населения. Алкоголизм вышел на третье место в ряду причин смерти, привёл к росту преступности, особенно грабежей и уличного хулиганства. Мириться с этим злом было невозможно.

Постановление готовилось ещё при Андропове, но молва считала инициатором крутых мер Горбачёва и – особенно – Лигачёва. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Резко уменьшилось число торгующих спиртным магазинов. Продажа водки, разрешённая прежде с 11 утра, теперь велась только с 14:00. Заводы, производившие вино и водку, перепрофилировались на производство соков и безалкогольных напитков. К 1988г. планировалось полностью прекратить производство дешёвых плодово-ягодных вин (в народе их называли «бормотухой»).

Антиалкогольная компания велась поспешно, прямолинейно и неумело. Только в 1985-1986гг. производство алкогольных напитков упало вдвое. Сокращение коснулось не только низкопробного «плодово-выгодного» зелья, но и высокопробных марочных вин. В Крыму, в Молдавии, на Дону вырубали виноградники, (общая их площадь сократилась на 30%), разрушали винодельческие предприятия. Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству.

Огромные потери понёс бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления осталось на бумаге.

Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Недополученная прибыль составила в 1985г. - 60 млрд. рублей, в 1986г. - 38 млрд. рублей, в1987г. - 35 млрд. рублей, 1988г.- 40 млрд. рублей.

Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 – 1988гг. выросло на 18%. Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

В какой-то степени это действительно был просчёт, но обвинение Горбачёва в недальновидности безосновательно. Не может человек всё предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем – на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

В знак признания огромных заслуг Михаила Горбачева как выдающегося реформатора, политика мирового масштаба, внесшего уникальный вклад в изменение к лучшему самого характера международного развития, он был удостоен Нобелевской премии мира.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом.

Внутренняя политика: После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;2) возродить частный сектор экономики;3) отказаться от внешнеторговой монополии;4) сократить число административных инстанций;5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета - Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.Политика гласности, о которой впервые было заявлено на XXVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920-1930-х гг.В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:1) либерально-демократическая;2) коммунистическая партии.В самой КПСС явно обозначились три течения:1) социал-демократическое;2) центристское;3) ортодоксально-традиционалистическое.

Внешняя политика: Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Значение и итоги «нового мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

Распад СССР: К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.

Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.

Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы – не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.

Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.

В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик – России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств – СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.

21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

причины распада СССР:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Родился 2 марта 1931 года в с. Привольном Медведенского района Ставропольского края в крестьянской семье. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991), первый и единственный президент СССР (1990-1991), лауреат Нобелевской премии мира (1990), основоположник нового мышления в мировой политике, один из самых известных государственных деятелей в мировой истории.

Начало карьеры

Трудовую деятельность начал с 15 лет, работая вместе с отцом на комбайне; за выдающиеся результаты при сборе урожая был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949). Закончил школу с серебряной медалью (1950); в школьном театре успешно играл роли из русской классики, в частности, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. В 1950 поступил, а в 1955 закончил юридический факультет МГУ; член КПСС с 1952 года. В университете познакомился с Раисой Максимовной Титаренко, ставшей его женой. По окончанию университета получил распределение в прокуратуру Ставропольского края, в которой проработал всего 10 дней; из прокуратуры ушел на освобожденную комсомольскую работу. В комсомоле проявил себя как исключительно успешный организатор, стремительно продвигаясь по карьерной лестнице. В 1961-1962 гг. - первый секретарь крайкома ВЛКСМ. В октябре 1961 г. - делегат ХХII съезда КПСС; с 10 апреля 1970 г., по согласованию с членами Политбюро и персонально с Л. И. Брежневым, назначен первым секретарем крайкома КПСС. В те годы пользовался деятельной поддержкой секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова, опекавшему молодого партийного работника. С 1971 г. - член ЦК КПСС. Судьбоносным моментом для последующей карьеры Горбачева было его знакомство с влиятельнейшим членом Политбюро, Председателем КГБ СССР Ю. В. Андроповым, в течение многих лет отдыхавшим на курорте в городе Железноводске Ставропольского края. Именно Андропов увидел в местном партийном лидере огромный политический потенциал и фактически инициировал идею постепенного перевода Горбачева в Москву. По словам Горбачева, Андропов искренне симпатизировал ему; несмотря на разницу в возрасте, между ними возникли товарищеские отношения. «При всей сдержанности Андропова, я ощущал его доброе отношение, даже когда, сердясь, он высказывал в мой адрес замечания», - пишет в книге своих воспоминаний М. С. Горбачев. С симпатией к Горбачеву относился и «серый кардинал» брежневского Политбюро М. А. Суслов. «Дорогу в Москву» для Горбачева открыла неожиданная смерть его давнего покровителя, Ф. Д. Кулакова, отвечавшего в Политбюро за сельское хозяйство. По инициативе Ю. В. Андропова, 17 сентября 1978, на железнодорожной станции Минеральные Воды состоялась так называемая встреча «четырех генсеков» - действующего партийного лидера, Л. И. Брежнева, ехавшего на поезде в отпуск, и трех будущих генсеков - Ю. В. Андропова, находившегося на отдыхе в Железноводске; К. У. Черненко и главы Ставропольского края - М. С. Горбачева. Как вспоминал Горбачев, фактически эта встреча была «смотрины» Горбачева как потенциального кандидата на перевод в Москву на ставшее вакантным после смерти Кулакова место секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству. 27 ноября 1978 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев был избран секретарем ЦК, а уже через год, 27 ноября 1979 г. становится кандидатом в члены Политбюро; а год спустя (21 октября 1980 г.) - членом Политбюро ЦК КПСС, сделав таким образом стремительную партийную карьеру в Москве. Горбачев отличался исключительной работоспособностью, исполнительностью, а также прирожденной ловкостью в аппаратных интригах. Колоссальное природное обаяние Горбачева, его неиссякаемое красноречие, кипучая энергия, удивительная, по меркам брежневского политбюро, молодость, способствовали дальнейшему продвижению Горбачева по служебной лестнице. Многолетний успешный альянс с Андроповым также сыграл немалую роль в карьере будущего генсека.

Политический взлет

После кончины Брежнева, последовавшей 10 ноября 1982 г., на пост генсека был избран Андропов, при котором Горбачев из «рядового» члена Политбюро превратился в одного из вероятных претендентов на власть. По некоторым сведениям, в роли своего преемника Андропов видел именно Горбачева. Несмотря на то, что позиции Горбачева в Политбюро за короткое время правления Андропова резко усилились, так называемая «брежневская гвардия» - Д. Ф. Устинов, Н. А. Тихонов, К. У. Черненко, В. В. Гришин, В. В. Щербицкий, М. С. Соломенцев, А. А. Громыко - еще не видела Горбачева в роли партийного лидера; после смерти Андропова (9 февраля 1984 г.) на пост генсека был выдвинут смертельно больной К. У. Черненко, избрание которого обеспечило столь желанную для кремлевских «старцев» преемственность. Вместе с тем за год правления Черненко, по состоянию здоровья неспособного выполнять обязанности главы государства, Горбачев становится фактически вторым человеком в государстве, проводя во время болезни Черненко заседания секретариата ЦК. Именно за время правление Черненко в партийном аппарате сложилось устойчивое мнение, что Горбачев по своим качествам может справиться с ролью партийного лидера. После смерти Черненко старейшиной Политбюро А. А. Громыко Горбачев был выдвинут на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Выдвижение это состоялось по предварительной договоренности между Горбачевым и Громыко. Посредниками в этих тайных переговорах выступили со стороны Горбачева академик Е. М. Примаков и ближайший единомышленник Михаила Сергеевича - А. Н. Яковлев, а со стороны Громыко его сын - Анатолий Анатольевич. Фактически Громыко пообещал Горбачеву свою поддержку в обмен на обещание последнего выдвинуть его на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, т. е. официального главы Советского государства. Несмотря на различного рода версии, согласно которым у Горбачева были серьезные конкуренты (Г. В. Романов, В. В. Гришин и В. В. Щербицкий), реальной опасности для него они не представляли. Романов был еще в брежневское время серьезно скомпрометирован запущенной по инициативе КГБ сплетней о невероятно пышной свадьбе его дочери; Гришин был уже стар и обладал отрицательной харизмой; Щербицкий же упустил свой шанс стать генсеком сразу же после смерти Брежнева, который, вроде бы, собирался его выдвинуть себе на замену, но не успел это сделать. Кроме того, не только страна, но и партийные круги устали от «гонок на катафалках» и желали видеть в роли лидера молодого и инициативного Горбачева, а не кого-либо из постылых «старцев». 11 марта 1985 г. Горбачев был избран Генеральным Секретарем ЦК КПСС.

На посту Генерального секретаря

Свою деятельность на посту генсека Горбачев начал необычайно активно.

Уже в апреле 1985 г. Горбачевым был выдвинут лозунг ускорения темпов социально-экономического развития СССР, целью которого было пресечение стагнации советской экономики и поворот к оживлению экономических процессов и наполнения рынка потребительскими товарами, росту уровня благосостояния советских граждан. Лозунг этот, сам по себе правильный, практических результатов не дал. Не менее значимой в советском обществе была проблема алкоголизации населения, вызвавшая буквально поток писем в ЦК КПСС от женской части населения страны с требованием ограничить продажу спиртного. Несмотря на то, что проблема эта обсуждалась еще при Брежневе, старт антиалкогольной кампании был дан именно при Горбачеве, за что Михаил Сергеевич заслужил от народа ироническое прозвище «минеральный секретарь». Антиалкогольная кампания, в основе которой лежала правильная идея, в итоге превратилась в трагифарс, способствовала резкому росту производства самогоноварения, смерти граждан от суррогатных напитков и огромным убыткам. Спустя год после прихода к власти, в апреле 1986 г., выступая в г. Тольятти, Горбачев впервые произносит слово перестройка, ставшее определением горбачевской эпохи. По словам Горбачева, «перестройкой надо было решать проблему выхода страны из тоталитаризма. Мы хотели общества, в котором присутствовали бы общечеловеческие ценности. А это значит - справедливость и солидарность, христианские и демократические идеи и понятия. Мы открыли путь, чтобы идти дальше. Сделали то, что надо было сделать: дали свободу, гласность, политический плюрализм, дали демократию. Мы сделали свободным человека. Мы дали возможность выбора в условиях гражданской свободы, свободы совести, мысли и слова. И думаю, что в эти рамки укладывается и демократическое понимание социализма». В апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС им. В. И. Ленина произошла авария, последствия которой были крайне серьезными: вплоть до настоящего момента уровень радиации в районе аварии во много раз превышает запредельный. Выдающуюся роль в последствии ликвидации аварии сыграл председатель Совета министров СССР, незадолго до того назначенный Горбачевым на этот пост, Н. И. Рыжков. В 1988 г. проявил колоссальную энергию при оказании помощи пострадавшей от страшного землетрясения Армении, за что в 2008 г. был награжден высшей наградой республики - званием Национального Героя Армении.

Перестройка и Горбачев

Одним из главных элементов политики перестройки стала политика гласности, т. е. фактического снятия партийной цензуры на произведения литературы, прессу, кинематограф и музыку. Гласность отвечала потребностям общества; фактическим лозунгом миллионов людей стала строка из песни группы «Кино» «Мы ждем перемен!» В Советский Союз вернулись произведения Н. А. Бердяева, И. С. Шмелева, после долгих лет пребывания в редакторском столе был наконец опубликован роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата». Советские читатели получили возможность познакомиться со знаменитыми «Очерками русской смуты» вождя Белого движения генерала А. И. Деникина. Еще одним проявлением политики перестройки стало снятие запрета на открытие частных кооперативных магазинов, в которых был шире ассортимент продуктов, но были цены, несопоставимо более высокие, чем в государственных магазинах, и потому недоступные для обычного обывателя. Вместе с тем именно в период перестройки дефицит продуктов питания и потребительских товаров дошел до абсолюта, очереди за хлебом и табачными изделиями стали атрибутом конца 1980-х - начала 1990-х гг.

Внешняя политика при Горбачеве

С момента своего прихода к власти Горбачев огромное внимание уделял вопросам внешней политики. Горбачев и его министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе с небывалой сравнительно с предыдущим временем активностью проводит встречи с американским президентом Р. Рейганом, затем с его преемником Дж. Бушем-старшим. Всего за время своего пребывания у власти Горбачев 11 раз встречался с американскими президентами. Результатом этих встреч (Женева, Рейкьявик, Москва, Мальта и др.) стало подписание целого ряда важнейших соглашений в области разоружения. В 1989 г. ограниченный контингент советских войск завершил выход из Афганистана, положив тем самым конец афганской войне. Также СССР фактически устранился от вмешательства в дела стран Восточной Европы, исключая свое вооруженное вмешательство в «бархатные революции». Именно Горбачев сыграл определяющую роль в вопросе об объединении Германии в 1990 г. Фактически задумка Горбачева сводилась к внеблоковому статусу Германии, что, по его словам, было зафиксировано на словах, а не на бумаге, на переговорах с германским канцлером Г. Колем. Вместе с тем, несмотря на очевидное снижение напряженности в отношениях СССР со странами Западной Европы и США, фактически Советский Союз пошел лишь на односторонние уступки, способствовавшие ликвидации Организации Варшавского договора и дальнейшему расширению НАТО на восток. Разработанная Горбачевым и его советниками концепция нового мышления в международной политике, предполагавшая во внешней политике опору на общечеловеческие ценности, хотя и способствовала необычайной популярности Горбачева в мире, «горбимании», на деле практических результатов не имела, поскольку не принимала в расчет традиционное для англосаксонского мира стремление к мировой гегемонии и являлась по сути своей политическим идеализмом. Сам же Горбачев считает, что главным результатом нового мышления стало «прекращение холодной войны. Пришел к концу длительный и потенциально смертельно опасный период мировой истории, когда все человечество жило под постоянной угрозой ядерной катастрофы. Уже несколько лет идет спор о том, кто выиграл и кто проиграл в холодной войне. Сама подобная постановка вопроса - не что иное, как дань сталинистской догматике. По здравому смыслу - выиграли все. Произошла консолидация основ мира на планете. Отношения с государствами - как Востока, так и Запада - были введены в нормальное, неконфронтационное русло. Был проложен путь к равноправному партнерству, отвечающему интересам всех, и прежде всего - нашим национально-государственным интересам…». На деле же Советский Союз не просто перестал быть одной из двух сверхдержав, но и перестал существовать. Популярность же Горбачева в мире была обратно пропорциональна его непопулярности в собственной стране, видевшей во внешней политике своего лидера открытое капитулянтство.

Национальный вопрос при Горбачеве

Эпоха Горбачева совпала и с резким ростом национализма в советских республиках, выразившемся в образовании националистических народных фронтов в республиках Закавказья и Прибалтики; максимально жесткой реакции государства на сепаратистские вспышки, приведшие к кровопролитию. (Тбилиси, Баку, Вильнюс). Налицо существовало противоречие между миротворческой внешней политикой Горбачева и его внутренней политикой, направленной на даже силовое сохранение единого государства.

Горбачев и распад СССР

Наглядным проявлением политики перестройки стал I Съезд народных депутатов в СССР, ставший настоящим торжеством свободы слова. Вся страна получила возможность в прямом эфире увидеть выступления депутатов Г. Х. Попова, А. А. Собчака, А. Д. Сахарова, Б. Н. Ельцина, Ю. Н. Афанасьева. Многие из депутатов смогли сделать блестящую политическую карьеру. Несмотря на то, что Горбачев был избран Председателем Президиума Верховного Совета (1989), а затем и Президентом СССР (1990), его популярность стремительно снижалась, в то время как популярность его главного оппонента - бывшего кандидата в члены Политбюро Б. Н. Ельцина, прежнего выдвиженца Горбачева - стремительно возрастала. К концу 1990 г., на фоне «парада суверенитетов» республик, со всей очевидностью стало очевидно, что на повестке дня стоит вопрос о сохранении СССР как единого государства. В этой ситуации весной 1991 г. Горбачевым было инициировано проведение первого и единственного в истории СССР всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации суверенных государств. На вопрос «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» 78% граждан, принявших участие в голосовании, ответили утвердительно, что было воспринято Горбачевым как его личная политическая победа.

К весне 1991 г. налицо существовало несколько конфликтов с президентом СССР, среди которых следует выделить 1) возрастающую напряженность в отношениях со сверхпопулярным Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным; 2) фактическое размежевание союзных республик с союзным центром; 3) конфликтные отношения Горбачева с консервативным крылом советского руководства в лице его ставленников - Председателя КГБ СССР В. А. Крючкова, министра обороны СССР Д. Т. Язова, министра внутренних дел СССР Б. К. Пуго и целым рядом других советских и партийных деятелей; 4) кроме того, популярность Горбачева как главы государства и доверие к нему как к лидеру со стороны населения стремительно падали.

Вскоре после всесоюзного референдума началась работа по подписанию нового союзного договора, начался так называемый Новоогаревский процесс, в котором принимали участие 9 республик плюс союзный центр (представлял его М. С. Горбачев) как самостоятельный участник дискуссий. К лету 1991 г. эти переговоры стали известны как переговоры по схеме 9+1. В ходе заседаний стороны пришли к идее преобразования СССР в ССГ (Союз суверенных государств; также в народе ССГ расшифровывали как союз спасения Горбачева). ССГ предполагался как замена мощного централизованного государства - СССР - на более мягкое, с более слабой властью центра и большими, чем прежде, правами республик. На 20 августа 1991 г. было намечено подписание нового Союзного договора, помешал этому августовский путч.

18 августа 1991 г. на президентскую дачу в Форосе (Крым) прибыла делегация из Москвы (В. И. Болдин, В. И. Варенников, О. Д. Бакланов, О. С. Шенин, в фактически ультимативной форме потребовавшие от президента введения чрезвычайного положения в стране. По целому ряду свидетельств, Горбачев от этого отказался. На протяжении нескольких дней президент был отключен от связи и фактически изолирован в Форосе. 19 августа 1991 г. по всесоюзному телевидению и радио было объявлено о создании Государственного комитета по Чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), при этом подчеркивалась «невозможность» исполнения М. С. Горбачевым своих полномочий из-за болезни. Фактически в стране произошел государственный переворот, а вице-президент СССР Г. И. Янаев возложил на себя обязанности президента СССР. В истории эти события остались под названием августовский путч 19-21 августа 1991 г. Несмотря на то, что формально ГКЧП возглавил Г. И. Янаев, фактическим руководителем заговора был председатель КГБ СССР В. А. Крючков. В ГКЧП, помимо Янаева и Крючкова, вошли Д. Т. Язов, О. Д. Бакланов, Б. К. Пуго, В. С. Павлов, О. С. Шенин, А. И. Тизяков, В. А. Стародубцев. Секретариат ЦК КПСС в дни путча фактически занял нейтральную позицию; заместитель Горбачева по партии В. А. Ивашко лишь 20 августа заявил о необходимости встречи с Горбачевым. В значительной степени провал путча был обеспечен смелой и решительной позицией президента РСФСР Б. Н. Ельцина, заявившего о том, что считает все распоряжения ГКЧП антиконституционными. По сути своей, уже к утру 21 августа путч провалился. Проливать кровь руководители ГКЧП были не готовы. 22 августа 1991 г. Горбачев возвращается в Москву. Подлинным триумфатором августовских событий был Ельцин. С момента возвращения в Москву власть начала уходить у Горбачева из-под ног. Фактически он был безвластным президентом расползающейся страны. Под давлением общественности и Ельцина, 24 августа 1991 г. Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС. В свою очередь, союзный договор был торпедирован; новоогаревский процесс приостановлен, новые переговоры уже шли по принципу превращения СССР в конфедерацию республик. К концу ноября 1991 г. переговоры, казалось бы, были близки к успеху, но 8 декабря 1991 г. было подписано знаменитое Беловежское соглашение трех руководителей славянских республик - Ельцина, Кравчука и Шушкевича о самораспуске СССР. Фактически это соглашение было антиконституционным; ключевую роль играло стремление лидеров республик избавиться от Горбачева, который в глазах Запада все еще оставался лидером в политическом поле СССР. После ратификации Беловежского соглашения, 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР.

После отставки М. С. Горбачев участвовал в выборах-1996, но набрал на них меньше одного процента голосов избирателей. Глава основанного им фонда изучения политических процессов «Горбачев-фонда», автор большого числа статей на разные темы, книг и воспоминаний. Активно поддержал вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, заявив о том, что «пользуясь своим суверенитетом, Крым высказался за желание быть с Россией. А значит, это счастье. Это свобода выбора, без которой не должно быть ничего».

Основные сочинения М. С. Горбачева

Горбачев М. С. Августовский путч (причины и следствия). М.: Изд-во «Новости», 1991. - 96 с.: ил.

Горбачев М. С. Декабрь-91. Моя позиция. М.: Изд-во «Новости», 1992. 224 с.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В двух книгах. Кн. 1. М.: АО «Издательство «Новости», 1995. - 600 с.; Кн. 2. М.: АО «Издательство «Новости», 1995. - 656 с.

Горбачев М. С. Наедине с собой / М. Горбачев. - М.: Грин Стрит, 2012. - 688 с., ил.

Горбачев М.С., Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М: Политиздат, 1987. - 270, с. ; 21 см

Горбачев М. С. Понять перестройку… Почему это важно сейчас / М. С. Горбачев. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 400 с.

Горбачев М. С. После Кремля. М.: Издательство «Весь Мир», 2014. - 416 с.

Горбачев М. С. Размышления о прошлом и будущем. - 2-е изд. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского отделения Горбачев-Фонда, 2002. - 336 с.

Мемуары

Александров-Агентов А.М., От Коллонтай до Горбачева: Воспоминания дипломата, советника А.А. Громыко, помощника Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко и М.С. Горбачева / Под общ. ред. И.Ф. Огородниковой. - М: Междунар. отношения, 1994. - 299 с. : портр. ; 21 см. - Библиогр. в примеч.: с. 296-298

Байбаков Н. К., От Сталина до Ельцина / Н.К. Байбаков. - . - Москва: Нефть и газ, 2005. - 307 с., л. портр., цв. портр. ; 25 см

Бакланов О. Д., Космос - моя судьба: записки из "Матросской тишины" : [дневники, воспоминания] / Олег Бакланов. - Москва: Общество сохранения литературного наследия, 2012. - 25 см

Бобков Ф. Д., КГБ и власть / Филипп Бобков. - М: ЭКСМО Алгоритм-Книга 2003. - 410, с., л. ил., портр. ; 21 см. - (Для служебного пользования)

Болдин В.И., Крушение пьедестала: Штрихи к портр. М.С. Горбачева. - М: Республика, 1995. - 445, с., л. ил. ; 22 см

Воротников В. И. Хроника абсурда: отделение России от СССР / Виталий Воротников. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. - 320 с. - (Суд истории).

Гришин В. В., Катастрофа, От Хрущева до Горбачева: [политические портреты. Мемуары] / Виктор Гришин. - Москва: Алгоритм Эксмо, 2010. - 269, с. ; 21 см. - (Суд истории)

Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.). М.: Автор, 1996. - 688 с.: ил.

Ельцин Б. Н., Записки президента: [размышления, воспоминания, впечатления...] / Борис Ельцин. - Москва: АСТ, 2006 (М. : Первая Образцовая типография). - 447 с., л. цв. ил., портр. ; 24 см

Корниенко Г. М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 415 с.

Крючков В. А., Личное дело / Владимир Крючков. - М: ЭКСМО Алгоритм-книга, 2003. - 477, с., л. ил., портр. ; 21 см. - (Для служебного пользования)

Лукьянов А. И. Август 91-го. Был ли заговор? М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. - 240 с.

Медведев В. А., В команде Горбачева: Взгляд изнутри. - М: Былина, 1994. - 239 с., л. ил. ; 21 см

Медведев В. Т., Человек за спиной / В.Т. Медведев. - . - Москва: УП Принт, 2010. - 179, c., л. ил. : ил., портр. ; 23 см

Прокофьев Ю. А. До и после запрета КПСС. Первый секретарь МГК КПСС вспоминает… М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во ЭКСМО, 2005. - 288 с.: ил. - (Итоги советской эпохи).

Рыжков Н.И., Десять лет великих потрясений. - М: Ассоц. "Книга. Просвещение. Милосердие", 1995. - 574, с., л. ил. : портр. ; 21 см

Соломенцев М. С., Зачистка в Политбюро: как Горбачев убирал "врагов перестройки" / Михаил Соломенцев. - Москва: Эксмо Алгоритм, 2011. - 221, с. ; 21 см. - (Суд истории) Суходрев В. М., Язык мой - друг мой: от Хрущева до Горбачева.. / В.М. Суходрев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: издательский дом ТОНЧУ, 2008. - 535, с. : ил., портр. ; 21 см. - (Московская книга)

Фалин В. М., Без скидок на обстоятельства: [Полит. воспоминания] / Валентин Фалин. - М: Республика Современник, 1999. - 462 с., л. портр. ; 21 см. - (Жестокий век: кремлевские тайны)

Чазов Е. И., Здоровье и власть: воспоминания кремлёвского врача / Евгений Чазов. - Москва: Центрполиграф, 2015. - 413, с., с. ил., портр. ; 23 см. - (Наш XX век)

Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым: По дневниковым записям. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1993. - 528 с.

Шахназаров Г. Х. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. 592 с.

Шеварднадзе Э. А. Когда рухнул железный занавес. Встречи и воспоминания / Пер. с нем. Г. Леоновой. М.: Издательство «Европа», 2009. - 428 с.

Яковлев А. Н., Сумерки / Александр Яковлев; [Федер. программа книгоизд. России]. - М: Материк, 2003. - 687 с. : портр. ; 22 см.

Янаев Г. И., ГКЧП против Горбачева: последний бой за СССР / Геннадий Янаев. - Москва: Алгоритм Эксмо, 2010. - 237, с. ; 21 см. - (Суд истории)

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. "НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ"

"Новое политическое мышление". Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад.

Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы; признавала целостность и неделимость мира; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п. Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства.

Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.

Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.

В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы - лишь 20%".

Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений. Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.

Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша (старшего) на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва". Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.

Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы ставили условия не только в сфере международной политики, но и требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора 1922 г. от "беловежской тройки" первым узнал президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.

Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.

Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки для обеспечения германского единства.

США и ФРГ были согласны обсуждать вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО). Но от них этого никто не потребовал. Летом 1990 г. Горбачев согласился на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу по желаниям Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР. Но "обвал" Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи весной 1991 г. еще сильнее ударил по советским интересам и усилил критику политики Горбачева внутри страны.

Отношения со странами "третьего мира". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено).

Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло последние препятствия для решения вопроса об урегулировании отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений.

По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов).

Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.

Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.

Результаты и последствия политики "нового мышления". Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия.

С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении "холодной войны". Участились контакты между простыми людьми. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и ядерных вооружений.

Оздоровилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы - в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке.

Демократические перемены произошли в целом ряде стран, где впервые за долгие годы состоялись свободные выборы, создавалась многоукладная экономика, наступило духовное раскрепощение.

Вместе с тем "новое мышление" имело и оборотную сторону. Из "холодной войны" вышел лишь один победитель - Запад во главе с США. Другой ее участник - СССР и "восточный блок" - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это привело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они ее не использовали. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН.

В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на "сферы влияния". Как свидетельствует история, без войны это еще никогда не происходило.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.