Викторина «Зимушка-зима» материал (подготовительная группа) на тему. Игра - викторина для детей старшей и подготовительной группы на тему: Зима Викторина «Что мы знает о зиме» в подготовительной группе

Долго гостит в России зимушка-зима. И метелям даст свой нрав показать и снега не пожалеет, и холодному ветру позволит разгуляться. Сегодня мы подробнее поговорим о зиме. Всё ли мы о ней знаем? На все вопросы викторины «Зима» даны ответы.

1. Световой день зимой…
Короткий +
Длинный
Средний

2. Земля зимой получает тепла…
Много
Мало +
Иногда много, иногда мало

3. Какие осадки обычно идут зимой?
Снег +
Град
Дождь

4. Как мы говорим?
Снег поёт
Снег скрипит +
Снег щебечет

5. От чего зависит скорость падения снежинок на землю?
От массы снежинок +
Формы снежинок +
Размера снежинок +

6. Отметьте правильные примеры зимних явлений в неживой природе:
Изморозь +
Ливень
Вьюга +

7. Почему семена растений не вымерзают за зиму?
Потому что под снегом температура выше, чем на голой земле +
Потому что семена закалённые
Потому что семена как будто «спят»

8. Как животные готовятся к зиме?
Делают съестные запасы +
Утепляют свои норы +
Накапливают жировой слой +

9. Укажите правильные высказывания:
Зимой шкура зайца имеет белый окрас +
Зимой шубка белки более тёплая +
Ёж зимой меняет колючки

10. Можно ли зимой под снегом увидеть зелёные травянистые растения?
Да +
Нет
Зависит от погоды

11. Какой зверь спит зимой?
Медведь +
Рысь
Ёж +

12. Какие утверждения верны?
«К зиме лоси готовят себе постоянное жилище»
«Хомяки принадлежат к типу самых запасливых животных» +
«Медведи зимой поют тихую песню»

13. Будет мороз, если
Кошка поёт песни
Кошка свернулась клубочком +
Кошка прячет мордочку

14. При каких температурах идёт снег с дождём?
При температурах, близких к нулю +
При температуре минус 5
При температуре минус 10

Канушина Наталия
Сценарий игры-викторины «Зимушка-Зима» для детей средней группы

Цель : обучение детей совместной работе в команде в условиях соревнования.

Задачи :

Определение уровня знаний детей по теме : «Зима» ;

Умение отгадывать загадки; подбирать слова признаки;

Развивать внимательность;

Развивать умение совместной командной игре;

Обучение методам самоконтроля (умение выслушивать соперника, работать согласно устной инструкции) .

Необходимый материал : эмблемы, фланелеграф -2, фломастеры, эмблемы команд разрезанные на 4-6 частей, 2-е пары лыж, 2-е косички, 2 куба, 2 обруча, картинки с зимующими и перелетными птицами, грамоты.

Ход игры.

Ведущий. Добрый день!Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине : «Зимушка-Зима » .

Играть сегодня будут две команды, команда «Снежинки» , команда «Снеговики» . Приветствуем участников игры .

Ребята, викторина – это не просто игра, а игра-соревнование, поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри (выбирается жюри из представителей администрации и родителей) .

Послушайте правила игры :

Оценкой за правильный ответ будут очки, которые члены жюри будут выставлять командам. Чья команда наберет больше очков, та и будет считаться победителем;

Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит;

Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать;

Ответ должен быть четкий и ясный.

Ведущий : Ребята, вы согласны с правилами?

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!

И так у нас 2 команды. Команда «Снеговики» и «Снежинки» . За каждое правильно выполненное задание получаете по 1 очку.

Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно отгадать загадку,загадка для обеих команд :

Снег на полях, лёд на реках

Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)

Молодцы ребята! Отгадали загадку.

1. А теперь первое задание рисунок команд, выполняют задание капитаны.Выходите капитаны к фланелеграфу : перед вами на столе фломастеры и лист бумаги. Вы должны нарисовать символ своей команды. Ваша задача нарисовать ни столько быстро, сколько красиво и качественно, используя фломастеры. Начали.

А теперь покажите свои рисунки. Жюри оценит ваши работы.

2. Второе задание «Отгадай загадку!» : вам необходимо отгадать загадки о зиме.

Ведущий : загадка для команды «Снеговики» .

Она пушиста, серебриста,

Но рукой ее не тронь :

Станет капелькою чистой,

Как поймешь на ладонь (снежинка) .

Ведущий : Загадка для команды «Снеговики» .

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез (снег) .

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады (мороз) .

Ведущий «Снеговики» .

Я прозрачна, как стекло,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – уголки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто же я такая? (снежная баба)

Ведущий : следующая загадка для команды «Снеговики» .

Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Деревянных два коня,

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега (лыжи) .

Ведущий : молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Слово предоставляется жюри.

3. И так, третье задание игра «Собери эмблему»

Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат эмблемы, 1-й ребенок надевает лыжи подбегает, берет одну часть, возвращается назад, передает эстафету, бежит следующий и т. д., чья команда, быстрее соберет свою эмблему, побеждает в игре.

Ведущий ::

4. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

Заданное слово команды «Снежинка» . «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т. д.

Заданное слово для команды «Снеговики» . «СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т. д.

Ведущий :мы переходим к следующему заданию :

5. «Зимняя разминка» .

Ведущий : о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды «Снежинка» .

«Не боимся мы пороши-

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны. По швам

Снега хватит нам и вам.

Носом – вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша»

Ведущий. Разминка для команды «Снеговики» .

«Мы теперь мечтатели :

Бьем по неприятелю

Размахнись рукой, бросок

Прямо в цель летит снежок

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу»

Ведущий :мы переходим к следующему заданию :

6. Задание «Назови и покажи птиц» .

Ведущий : вопрос команде «Снежинка» . Осенью птицы улетели на юг, как они называются? Каких перелетных птиц вы знаете?

Перелётные, (ласточка, скворцы, грачи, дикие гуси, дикие утки, журавли) .

Ведущий : вопрос команде «Снеговики» . А птицы, которые остались у нас, как они называются? Каких зимующих птиц вы знаете ?

-- Зимующие , (сорока, ворона, дятел, синица, воробей, голуби, снегири) .

Ведущий : мы все вместе поиграем.

7. Совместная игра «Похлопаем, потопаем!»

Ну-ка дети, дайте мне ответ, так зимой бывает или нет? (если бывает - хлопаем в ладоши, если нет-топаем ногами) .

Листопад, снегопад, капель, метель, мороз, жара, вьюга, холод, трава, гололед, стужа, радуга, иней.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру

8.Задание для команд : «Назови ласково» . Слова команде «Снежинка» .

А) Зима - зимушка .

Б) Снег - снежок.

В) Лед - ледок

Г) Снежинка – снежиночка.

Д) Горка – горочка.

Слова команде «Снеговики» .

А) Ветер – ветерок.

Б) Ком – комочек.

В) Метель - метелица

Г) Санки – саночки.

Д) Снеговик – снеговичок.

9.Ведущий : в следующем задании, примут участие капитаны команд. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если капитан команды ответить не сможет, то помогают остальные участники.

Вопросы команде «Снежинка» .

1. Назовите по порядку зимние месяцы.

2. Что падает с неба в зимнее время?

3. Во что можно играть только зимой?

4. Какой праздник бывает только зимой?

Вопросы команде «Снеговики» .

1. Назовите первый месяц зимы?

2. Из чего состоит лед и снег?

3. Что происходит с водоемами?

4. Какое время года наступает после зимы?

Слово предоставляется жюри подведение итогов.

Награждение всех участников игры медальками .

«Зимняя» ВИКТОРИНА

Все дети проходят жеребьевку и делятся на 3 команды+зрители. Команды садятся за столы.

  1. Аппликация «Снеговик».

Пока команды выполняют задание играем с зрителями.

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его мешок,

В бороде его снежок.

(дед мороз)

Дед Мороз стоит у елки,

Пряча в бороду смешок.

Не томи нас слишком долго,

Развяжи скорей…(мешок)

Она в серебро с жемчугами одета –

Волшебная внучка, волшебного деда.

(снегурочка)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная.

(елка)

Стреляю словно пушка

Зовут меня…(хлопушка)

В январе,

На праздник важный,

Дождь идет

Цветной, бумажный.

(конфетти)

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, - чудеса!

Опустились небеса!

Было облако над нами

Оказалось под ногами.

(снег)

Кто рисует на земле

Зимние картинки?

С неба падают, кружась,

Белые…(снежинки).

Эх, мягкая подушка,

Да не взять под ушко!

(сугроб)

Человек не простой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(снеговик)

Жюри записывает отгадавших загадки. Команды заканчивают работу. Жюри оценивают самую аккуратную аппликацию в 3 балла.

  1. Кто больше перечислит новогодних персонажей.

Новый год, новогодняя ночь, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежинка, снежная баба, новогодняя хлопушка, елочка, символ года, звери. Жюри оценивают по 1 баллу каждый персонаж.

  1. Нарисовать с закрытыми глазами снежинку.
  2. Кроссворд «Зимний».
  1. В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито,

А за ночь вставлено. (прорубь)

  1. Старик у ворот, тепло уволок,

Сам не бежит, и стоять не велит. (мороз)

  1. Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.(лед)

  1. Году начало, зиме середина.(январь)
  2. Зиме начало, году конец.(декабрь)
  3. С неба – звездой,

В ладошку – водой.(снежинка)

  1. С метлой в руке,

С ведром на голове

Стою зимой я на дворе.(снеговик).

За каждое отгаданное слово жюри дает один балл.

Пока команды разгадывают кроссворд со зрителями играем, рассказываем стихи.

  1. Слова анаграммы.

1 команда. ЛЬТЕЕМ, ВАРЯНЬ, КАХПУЛОШ, ТАККО, КИЛЖНЫ.(метель, январь, хлопушка, каток, лыжник)

2 команда. ГЬЮВА, ДЬАКЕБР, РВЕРФЕКЕ, КЬИНКО, ФУТГСИРИ.(вьюга, декабрь, феерверк, коньки,фигурист)

3 команда. ПОГНЕСДА, ВРЬЛАЕФ, ЛТЮАС, БОРНОДУС, КАСИН. (снегопад, февраль, салют, сноуборд, санки)

Цель:

Задачи:

Материалы и оборудование: картинки по теме «Зима», картинки с изображениями птиц и животных, мольберты с листами бумаги, фломастеры, косынки (по вяз ки для завязывания глаз), клюшки, шайбы, кегли, медальки для награждения.

Викторину проводят воспитатель и психолог в образе «Зимушки-Зимы» .

Викторину оценивает жюри - из состава педагогического коллектива детсада. Каждый член жюри получает оценочный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Зимушка-зима»

Цель: обобщить знания детей о зиме.

Задачи: создать радостное настроение,

обогащать словарный запас по теме «Зима»,

воспитывать умение действовать в команде, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: картинки по теме «Зима», картинки с изображениями птиц и животных, мольберты с листами бумаги, фломастеры, косынки (повязки для завязывания глаз), клюшки, шайбы, кегли, медальки для награждения.

В викторине участвуют две команды по 6 детей каждая.

Викторину проводят воспитатель и психолог в образе «Зимушки-Зимы».

Викторину оценивает жюри - из состава педагогического коллектива детсада. Каждый член жюри получает оценочный лист.

Зал оформлен рисунками детей, аппликациями на зимнюю тему.

Ход викторины:

Воспитатель приветствует детей, гостей и жюри.

Воспитатель: «Сегодня у нас тематическая викторина. А тему вы узнаете, когда отгадаете загадку-стихотворение».

Ребенок читает стихотворение.

Приходит в шубке белой

Красавица зима

Ступает королевой,

На шапке бахрома.

Снежинками украшен

Сверкающий наряд

Платком она помашет -

Снежинки полетят.

Дети угадывают: «Зима!».

Появление персонажа «Зимушка-Зима». Ее приветствие детям.

Зимушка-Зима предлагает детям наугад вытащить из корзинки карточки с названиями двух команд «Снежинки» и «Снеговички» (кто какую карточку вытащит, тот и будет членом этой команды).

Зимушка-Зима объявляет начало викторины. За каждый выигранный конкурс Зимушка-Зима вручает команде «победный мячик».

Конкурсы:

  1. Конкурс «Знаете ли вы зиму?»

Воспитатель задает вопросы про зиму по очереди каждой команде (по 6 вопросов). Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Примеры вопросов:

а) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

б) Назовите зимние праздники? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества, крещение)

а) Самая известная новогодняя хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)

б) Какое дерево является символом Нового года? (ель)

а) Назовите самый первый месяц года? (январь)

б) Самый короткий зимний месяц? (февраль)

а) Что зимой делает медведь? (спит)

б) Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)

а) У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)

б) Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка)

а) Какие вы знаете зимние забавы? (снежки, лыжи, коньки и санки)

б) Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)

2) «Назови птицу»

Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам: выбрать на картинке зимующих птиц и расположить их на ветке.

С болельщиками, пока игроки выбирают птиц, проводится игра «Доскажи словечко».

3) Физкультминутка «Весёлые хоккеисты»

Спортивный конкурс. Перед каждой командой устанавливают ряд кеглей. Ребенок с клюшкой в руке должен провести шайбу мимо кегель, после чего возвращается к команде, передает клюшку следующему игроку.

4) «Пазлы»

Задание: необходимо сложить пазл из 8 частей по теме «Зимние виды спорта». Каждая команда выполняет задание за отдельным столом.

5) «Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.

1. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  (зимой)

2. Кто поляны белит белым.

И на спинах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима)

3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)

4. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – уголки,

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

6. Деревянные кони

По снегу бегут,

А в снег не проваливаются (лыжи)

7. Два коня у меня, два коня,

По льду они возят меня,

А лёд твёрдый, каменный (коньки)

8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

9. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала – сыпала

На поля,  озёрушки

Белый пух да пёрышки (снежная туча)

10.  Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег).

6) «Юные художники»

Напротив каждой команды устанавливают мольберт с листом бумаги. Детям завязывают глаза и вручают фломастеры. Задание: каждая команда должна нарисовать снеговика. По очереди дети подходят к мольберту. Каждый ребенок рисует определенную часть снеговика: 1-й – нижний шар, 2-й – средний шар, 3-й – верхний шар, 4-й – ведро на голове, 5-й – метлу, 6-й – морковку (и глаза, ротик). После окончания работы дети снимают повязки и вместе с жюри весело оценивают свои работы.

Подведение итогов.

Жюри объявляет результаты. Игрокам команды-победительницы вручаются медали. Независимо от результатов все участники получают сладкие призы.


Зима – самая холодная пора года. Однако бескрайние снежные просторы, зимние виды спорта и, конечно, праздники делают эту пору года одной из самых красивых и долгожданных. Не зря говорят, что зима – не лето, в шубу одета. И дети, и взрослые любят кататься на санках, лепить снеговиков и играть в снежки, поэтому зима – это отличная возможность укрепить свое здоровье, подышать свежим воздухом. И, конечно, какая зима без Нового года и Рождественских каникул? А знаете ли вы, что раньше снежную бабу лепили не для забавы, а для того, что умилостивить зиму. Или что половина населения Земли никогда в жизни не видели снега? Если вы любите зиму, то викторина о зиме поможет вам не только проверить свои знания об этом времени года, но и узнать что-то новое и интересное. Вопросы составлены по принципу: от простого к сложному, ограничений по времени нет. Зимняя викторина – это то, что вам нужно для проверки вашей эрудиции, ведь факты о зиме уникальны, а загадки про зиму не спутаешь ни с какими другими. Тайны зимы могут постигать и дети, и взрослые. А чтобы процесс познания был полезным, увлекательным и интересным, мы приготовили для вас нашу викторину. Окунитесь в удивительный мир вопросов!

  1. Зимой – серый, летом – белый. Кто это? Заяц
  2. Правда ли, что зимой деревья тоже растут? Нет, зимой их рост приостанавливается
  3. Чем, согласно пословице, зимой не дорожат? Льдом
  4. Сколько лучей у обычной снежинки? Шесть
  5. Какой полюс холоднее – Северный или Южный? Южный
  6. Как называют птиц, которые улетают зимовать в другие края? перелетные птицы
  7. Жир на зиму бобр накапливает именно в этой части тела. В какой? В хвосте
  8. Про какой зимний месяц говорят, что он – весне дедушка? Январь
  9. Согласно народным приметам, какую зиму предвещает большой урожай рябины? Холодную
  10. Этот праздник у древних славян назывался «Проводы зимы». А какое название еще есть у этого праздника? Масленица
  11. Какое название носит кактус, который зацветает только зимой? Декабрист
  12. Верно ли утверждение, что в мире не существует двух одинаковых снежинок? Да, действительно, многолетние исследования это подтвердили
  13. Какое животное каждый год 2 февраля вылезает из норы в американском городе и предсказывает погоду? Сурок Фил
  14. На 95% снежинки состоят именно из этого. Из чего? Из воздуха
  15. Какой царь ввел обычай праздновать Новый год и ставить елки в домах? Петр I

Источник интернета: http://pandarina.com/text/quiz/winter#