Виды снарядов в World of Tanks. Где какие использовать

В игре World of Tanks техника может быть снабжена разными типами снарядов, такими как бронебойные, подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. В данной статье мы рассмотрим особенности действия каждого из этих снарядов, историю их изобретения и применения, плюсы и минусы их использования в историческом контексте. Самыми распространенными и, в большинстве случаев, штатными снарядами на подавляющем большинстве техники в игре являются бронебойные снаряды (ББ) калиберного устройства либо остроголовые.
Согласно Военной энциклопедии Ивана Сытина, идея прототипа нынешних бронебойных снарядов принадлежит офицеру итальянского флота Беттоло, который в 1877 году предложил использовать для этих целей так называемую «донную ударную трубку для бронебойных снарядов » (до этого снаряды или вовсе не снаряжались, или же взрывание порохового заряда рассчитывалось на нагревание головной части снаряда при ударе его в броню, что, однако, далеко не всегда оправдывалось). После пробития брони поражающий эффект обеспечивается осколками снаряда, разогретыми до высокой температуры, и осколками брони. Во время Второй Мировой Войны снаряды данного типа были просты в производстве, надежны, имели довольно высокую пробиваемость, хорошо действовали против гомогенной брони. Но был и минус – на наклонной броне снаряд мог отрикошетить. Чем больше толщина брони, тем больше осколков брони образуется при пробитии таким снарядом, и тем выше убойная сила.


На анимации ниже проиллюстрировано действие каморного остроголового бронебойного снаряда. Он аналогичен бронебойному остроголовому снаряду, однако в задней части имеется полость (камора) с разрывным зарядом из тротила, а так же донный взрыватель. После пробития брони, снаряд взрывается, поражает экипаж и оборудование танка. В целом, этот снаряд сохранил большинство преимуществ и недостатков АР снаряда, отличаясь существенно более высоким заброневым действием и несколько более низкой бронепробиваемостью (по причине меньшей массы и прочности снаряда). Во время Войны, донные взрыватели снарядов не были достаточно совершенны, что иногда приводило к преждевременному взрыву снаряда до пробития брони, либо к отказу взрывателя после пробития,но экипажу, в случае пробития, легче от этого становилось редко.

Подкалиберный снаряд (БП) имеет достаточно сложную конструкцию и состоит из двух главных частей - бронебойного сердечника и поддона. Задачей поддона, изготавливаемого из мягкой стали, является разгон снаряда в канале ствола. При попадании снаряда в цель поддон сминается, а тяжелый и твердый остроголовый сердечник, изготовленный из карбида вольфрама, пробивает броню.
Снаряд не имеет разрывного заряда, обеспечивая поражение цели обломками сердечника и осколками брони, разогретыми до высоких температур. Подкалиберные снаряды имеют значительно меньший вес по сравнению с обычными бронебойными снарядами, что позволяет им разгоняться в стволе орудия до существенно больших скоростей. В итоге, пробиваемость подкалиберных снарядов оказывается существенно выше. Использование подкалиберных снарядов позволило существенно повысить бронепробиваемость имевшихся орудий, что давало возможность поражать даже устаревшим орудиям более современную, хорошо бронированную бронетехнику.
В то же время, подкалиберные снаряды имеют ряд недостатков. Их форма напоминала катушку (существовали снаряды этого типа и обтекаемой формы, но они были существенно менее распространены), что сильно ухудшало баллистику снаряда, кроме того, легкий снаряд быстро терял скорость; в результате, на больших дистанциях бронепробиваемость подкалиберных снарядов сильно падала, оказываясь даже ниже, чем у классических бронебойных снарядов. Во время Второй Мировой Войны подкалиберные снаряды плохо работали по наклонной броне, поскольку под действием изгибающих нагрузок твердый, но хрупкий сердечник легко ломался. Заброневое действие таких снарядов уступало бронебойным калиберным снарядам. Подкалиберные снаряды малого калибра были малоэффективны против бронеобъектов, имевших защитные щиты из тонкой стали. Эти снаряды были дороги и сложны в производстве, а главное, при их изготовлении использовался дефицитный вольфрам.
В результате, количество подкалиберных снарядов в боекомплекте орудий в годы войны было небольшим, их разрешалось использовать только для поражения сильно бронированных целей на небольших дистанциях. Первыми в небольших количествах подкалиберные снаряды применила немецкая армия в 1940 году в ходе боев во Франции. В 1941 году, столкнувшись с хорошо бронированными советскими танками, немцы перешли к широкому использованию подкалиберных снарядов, что существенно повысило противотанковые возможности их артиллерии и танков. Однако, дефицит вольфрама ограничивал выпуск снарядов этого типа; в результате, в 1944 году производство немецких подкалиберных снарядов было прекращено, при этом большинство выпущенных за годы войны снарядов имело небольшой калибр (37-50 мм).
Пытаясь обойти проблему нехватки вольфрама, немцы производили подкалиберные снаряды Pzgr.40(С) с сердечником из закаленной стали и суррогатные Pzgr.40(W) с сердечником из обычной стали. В СССР достаточно массовое производство подкалиберных снарядов, созданных на основе трофейных немецких, началось в начале 1943 года, причем большинство выпускаемых снарядов было калибра 45 мм. Производство данных снарядов более крупных калибров было ограничено дефицитом вольфрама, и войскам они выдавались только при угрозе танковой атаки противника, причем на каждый израсходованный снаряд требовалось написать отчет. Также подкалиберные снаряды ограниченно использовались английской и американской армиями во второй половине войны.

Кумулятивный снаряд (КС).
Принцип действия этого бронебойного боеприпаса значительно отличается от принципа действия кинетических боеприпасов, к которым относятся обычные бронебойные и подкалиберные снаряды. Кумулятивный снаряд представляет собой тонкостенный стальной снаряд, заполненный мощным взрывчатым веществом – гексогеном, или смесью тротила с гексогеном. В передней части снаряда во взрывчатке имеется бокалообразная выемка, облицованная металлом (обычно медью). Снаряд имеет чувствительный головной взрыватель. При столкновении снаряда с броней, происходит подрыв взрывчатого вещества. При этом, металл облицовки расплавляется и обжимается взрывом в тонкую струю (пест), летящую вперед с чрезвычайно высокой скоростью и пробивающую броню. Заброневое действие обеспечивается кумулятивной струей и брызгами металла брони. Пробоина кумулятивного снаряда имеет небольшие размеры и оплавленные края, что привело к распространенному заблуждению, утверждающему, что кумулятивные снаряды “прожигают” броню.
Пробиваемость кумулятивного снаряда не зависит от скорости снаряда и одинакова на всех дистанциях. Его изготовление достаточно просто, производство снаряда не требует применения большого количества дефицитных металлов. Кумулятивный снаряд может использоваться против пехоты, артиллерии как осколочно-фугасный снаряд. В то же время, кумулятивным снарядам в годы войны были свойственны многочисленные недостатки. Технология изготовления этих снарядов была недостаточно отработана, в результате, их пробиваемость была относительно невелика (примерно соответствовала калибру снаряда или немного выше) и отличалась нестабильностью. Вращение снаряда при больших начальных скоростях затрудняло образование кумулятивной струи, в результате, кумулятивные снаряды имели низкую начальную скорость, небольшую прицельную дальность стрельбы и высокое рассеивание, чему также способствовала неоптимальная с точки зрения аэродинамики форма головной части снаряда (ее конфигурация обуславливалась наличием выемки).
Большую проблему представляло создание сложного взрывателя, который должен быть достаточно чувствителен, чтобы быстро подрывать снаряд, но достаточно устойчив, чтобы не взрываться в стволе (СССР смог отработать такой взрыватель, пригодный для применения в снарядах мощных танковых и противотанковых пушек, только в конце 1944 года). Минимальный калибр кумулятивного снаряда составлял 75 мм, причем эффективность кумулятивных снарядов такого калибра сильно снижалась. Массовое производство кумулятивных снарядов требовало развертывания крупномасштабного производства гексогена.
Наиболее массово кумулятивные снаряды применялись немецкой армией (впервые летом-осенью 1941), в основном из орудий калибра 75 мм и гаубиц. Советская армия использовала кумулятивные снаряды, созданные на основе трофейных немецких, с 1942-43 годов, включив их в боекомплекты полковых орудий и гаубиц, имевших низкую начальную скорость. Английская и американская армия использовали снаряды этого типа, главным образом, в боекомплектах тяжелых гаубиц. Таким образом, во Второй Мировой войне (в отличие от настоящего времени, когда усовершенствованные снаряды данного типа составляют основу боекомплекта танковых орудий), применение кумулятивных снарядов было достаточно ограниченным, главным образом, они рассматривались как средство противотанковой самообороны орудий, имевших низкие начальные скорости и малую бронепробиваемость традиционными снарядами (полковые орудия, гаубицы). В то же время, всеми участниками войны активно использовались другие противотанковые средства с кумулятивными боеприпасами – гранатометы, авиабомбы, ручные гранаты.

Осколочно-фугасный снаряд (ОФ).
Был разработан в конце 40-х годов ХХ века в Великобритании для поражения бронетехники противника. Представляет собой тонкостенный стальной или сталистого чугуна снаряд, заполненный взрывчатым веществом (обычно тротилом или аммонитом), с головным взрывателем. В отличие от бронебойных снарядов, осколочно-фугасные снаряды не имели трассера. При попадании в цель, снаряд взрывается, поражая цель осколками и взрывной волной, либо сразу - осколочное действие, либо с некоторой задержкой (что позволяет снаряду углубится в грунт) - фугасное действие. Снаряд предназначен, главным образом, для поражения открыто расположенной и укрытой пехоты, артиллерии, полевых укрытий (окопов, дерево-земляных огневых точек), небронированной и слабобронированной техники. Хорошо бронированные танки и САУ устойчивы к действию осколочно-фугасных снарядов.
Основным достоинством осколочно-фугасного снаряда является его универсальность. Данный тип снарядов возможно эффективно использовать против подавляющего большинства целей. Так же к достоинствам можно отнести меньшую стоимость, чем у бронебойных и кумулятивных снарядов того же калибра, что снижает затраты на обеспечение боевых действий и учебных стрельб. При прямом попадании в уязвимые зоны (люки башни, радиатор моторного отделения, вышибные экраны кормовой боеукладки и т. д.) ОФ может вывести танк из строя. Также попадание снарядов крупного калибра может вызвать разрушение легкобронированной техники, и повреждения тяжелобронированных танков, заключающиеся в растрескивании броневых плит, заклинивании башни, выходе из строя приборов и механизмов, ранениях и контузиях экипажа.

Перед началом боя в танк необходимо загрузить снаряды. Без них танк не сможет стрелять и, соответственно, будет не сильно полезен. Количество снарядов, которое можно загрузить в танк, зависит от типа орудия (калибра) и от типа башни. Также, разные виды снарядов имеют разные свойства.

Обычные снаряды

Снаряды, покупаемые за игровые кредиты

Бронебойные (ББ) снаряды

Бронебойные снаряды - основной тип снарядов, которым может стрелять практически любое орудие. Этот снаряд наносит максимально возможный урон (написанный в информации об орудии) в случае пробития брони противника. Также он может повредить модули или экипаж , если попадет в нужное место. Если же снаряд не пробьет броню, то он просто отрикошетит и не нанесет урона.

Осколочно-фугасные снаряды - имеют самый большой потенциальный урон , но незначительную бронепробиваемость . Если снаряд пробил броню, он взрывается внутри танка, нанося максимальный урон и дополнительный урон модулям или экипажу от взрыва. Осколочно-фугасному снаряду необязательно пробивать броню цели - при непробитии он взорвется, нанеся меньший урон, чем при пробитии. Урон в этом случае зависит от толщины брони - чем толще броня, тем больший урон от взрыва она гасит. Осколочно-фугасные снаряды также могут повредить несколько танков одновременно, так как взрыв имеет определённый радиус действия. У танковых снарядов меньший радиус фугасного действия, у снарядов Арт-САУ - максимальный.

Премиумные снаряды

Снаряды, покупаемые за золото

Подкалиберные (БП) снаряды

Подкалиберные снаряды - это самые распространенные премиумные снаряды в игре, устанавливаемые почти в любое орудие. По сути являются бронебойными, но с увеличенной бронепробиваемостью.

Кумулятивные (КС) снаряды

Кумулятивные снаряды - премиумные снаряды для Арт-САУ и прочих короткоствольных орудий, имеющих низкую начальную скорость снаряда. Пробиваемость у них заметно выше, а наносимый урон на уровне бронебойных (ББ) для того же орудия. Эффект пробития достигается не за счёт кинетической энергии снаряда (как у ББ или БП), а за счёт энергии кумулятивной струи, образующейся при подрыве взрывчатого вещества определённой формы на некотором расстоянии от брони. Отсюда отличия от ББ и БП - кумулятивные снаряды не рикошетят от брони и на них не распространяется правило нормализации.

Осколочно-фугасные (ОФ) снаряды

Эти снаряды отличаются от обычных осколочно-фугасных только большим радиусом взрыва.

Применяются в нескольких артиллерийских орудиях.

Какой тип снарядов использовать?

Два основных правила при выборе между бронебойными и осколочно-фугасными снарядами:

  • Используйте бронебойные снаряды против танков своего уровня; осколочно-фугасные снаряды против танков со слабой броней.
  • Используйте бронебойные снаряды в длинноствольных и мелкокалиберных орудиях; осколочно-фугасные - в короткоствольных и крупнокалиберных.
  • Фугасные снаряды применяйте под любым углом, не стреляйте бронебойными снарядами под острым углом к броне противника.

Например, орудие 152мм М-10 на танке КВ-2 - крупнокалиберное и короткоствольное. Чем больше калибр снаряда, тем большее количество взрывного вещества в нем находится и тем больше урона он наносит. Но из-за короткой длины ствола орудия снаряд вылетает с очень маленькой начальной скоростью, что ведет к низкой пробиваемости, точности и расстоянию полета. С такими проблемами бронебойный снаряд, для которого необходимо точное попадание, становится бесполезен и использовать надо осколочно-фугасный.

Тем не менее, после 6-го уровня стоит чаще использовать бронебойные снаряды, так как только они дают достаточную пробиваемость брони: на высоких уровнях это гораздо важнее урона.

Перед началом боя в танк необходимо загрузить снаряды. Без них танк не сможет стрелять и, соответственно, будет бесполезен. Количество снарядов, которое можно загрузить в танк, зависит от типа танков в WoT, а точнее от вида орудия (калибра) и башни. Разные виды снарядов имеют разные свойства.

Обычные снаряды

Бронебойные (ББ) снаряды

Бронебойные снаряды - основной тип снарядов, которыми может стрелять практически любое орудие. Этот снаряд наносит урон только в случае пробития брони противника (сопровождается сообщениями «Пробитие» и «Есть пробитие»). Также он может повредить модули или экипаж , если попадет в нужное место (сопровождается сообщениями «Попадание» и «Есть попадание»). В случае, когда пробивной мощи снаряда недостаточно, он не пробьет броню и не нанесет урона (сопровождается сообщением «Не пробил»). Если снаряд попадает в броню под слишком острым углом, то он рикошетит и также не наносит урона (сопровождается сообщением «Рикошет»).

Осколочно-фугасные снаряды - имеют самый большой потенциальный урон , но незначительную бронепробиваемость . Если снаряд пробил броню, он взрывается внутри танка, нанося максимальный урон и дополнительный урон модулям или экипажу от взрыва. Осколочно-фугасному снаряду необязательно пробивать броню цели - при непробитии он взорвется на броне танка, нанеся меньший урон, чем при пробитии. Урон в этом случае зависит от толщины брони - чем толще броня, тем больший урон от взрыва она гасит. Кроме того, урон от взрывов снарядов фугаса поглощают и экраны танков, а так же не влияет наклон брони, как и не влияет её приведенное значение. Осколочно-фугасные снаряды также могут повредить несколько танков одновременно, так как взрыв имеет определённый радиус действия. У танковых снарядов меньший радиус фугасного действия, у снарядов САУ - максимальный. Также стоит отметить, что только при стрельбе фугасными снарядами есть возможность получить награду Бомбардир !

Подкалиберные (БП) снаряды

Подкалиберные снаряды - основной тип снарядов для большинства средних танков 10 уровня, некоторых средних танков 9 уровня и лёгких T71 , M41 Walker Bulldog , а так же и M4A1 Revalorisé , ИС-5 , ИС-3 с МЗ , T26E5 . Принцип действия аналогичен бронебойным. Отличаются повышенной бронепробиваемостью и более высокой скоростью полета снаряда, но сильнее теряют в пробитии с расстоянием и имеют меньшую нормализацию (сильнее теряют эффективность при стрельбе под углом к броне).

Улучшенные снаряды

Подкалиберные (БП) снаряды

Подкалиберные снаряды - это самые распространенные премиум снаряды в игре, устанавливаемые почти в любое орудие. Принцип действия аналогичен бронебойным. Отличаются повышенной бронепробиваемостью, но имеют меньшую нормализацию (сильнее теряют эффективность при стрельбе под углом к броне).

Кумулятивные (КС) снаряды

Что такое кумулятивные снаряды? Это улучшенные снаряды для многих танков в игре, за исключением снарядов для топового орудия легкого танка T49 и ПТ-САУ Ikv 103 , которые не являются улучшенными. Пробиваемость у них заметно выше, чем у стандартных бронебойных снарядов, а наносимый урон на уровне бронебойных для того же орудия. Эффект пробития достигается не за счёт кинетической энергии снаряда (как у ББ или БП), а за счёт энергии кумулятивной струи, образующейся при подрыве взрывчатого вещества определённой формы на некотором расстоянии от брони. На них не распространяется правило нормализации, трех калибров и они не теряют бронепробитие с расстоянием , но быстро теряет бронепробитие при попадании в экран.

Подробное устройство кумулятивного снаряда представлено в википедии.

Осколочно-фугасные (ОФ) снаряды

Эти снаряды отличаются от обычных осколочно-фугасных либо большим радиусом взрыва (при игре на САУ), либо повышенной бронепробиваемостью (HESH снаряды на некоторых британских орудиях). Также стоит отметить, что только при стрельбе фугасными снарядами есть возможность получить награду Бомбардир .

Бронебойные (БС) снаряды

Бронебойные премиум снаряды встречаются на нескольких машинах в игре и отличаются от обычных бронебойных либо увеличенной бронепробиваемостью при том же уроне (152 мм М-10{ "type":"Орудие", "mark": "152 мм М-10", "data": { "Уровень": "VI", "Пробитие": "110/136/86 мм", "Урон": "700/700/910 ед", "Средний урон в минуту": "1750/1750/2275 ед/мин", "Скорострельность": "2.5 выстр/мин", "Время перезарядки": "24 с", "Разброс": "0.6 м/100м", "Сведение": "4 с", "Вес": "2300 кг", "Цена": "60000" } } ) и у большинства орудий японских танков, либо меньшей бронепробиваемостью при большем уроне (130 мм Б-13-С2{ "type":"Орудие", "mark": "130 мм Б-13-С2", "data": { "Уровень": "VIII", "Пробитие": "196/171/65 мм", "Урон": "440/510/580 ед", "Средний урон в минуту": "1650/1913/2175 ед/мин", "Скорострельность": "3.75 выстр/мин", "Время перезарядки": "16 с", "Разброс": "0.38 м/100м", "Сведение": "2.9 с", "Вес": "5290 кг", "Цена": "147000" } } ).

Правила пробития для кумулятивных снарядов

В обновлении 0.8.6 установлены новые правила пробития для кумулятивных снарядов:

  • Кумулятивный снаряд теперь может рикошетить при попадании снаряда в броню под углом 85 градусов и более. При рикошете бронепробиваемость отрикошетившего кумулятивного снаряда не падает.
  • После первого пробития брони рикошет больше сработать не может (в связи с образованием кумулятивной струи).
  • После первого пробития брони снаряд начинает терять бронепробиваемость со следующей скоростью: 5 % оставшейся после пробития бронепробиваемости - за 10 cм проходимого снарядом пространства (50 % - за 1 метр свободного пространства от экрана до брони).
  • После каждого пробития брони бронепробиваемость снаряда уменьшается на величину, равную толщине брони, с учётом угла наклона брони относительно траектории полёта снаряда.
  • Теперь гусеницы также являются экраном для кумулятивных снарядов.

Изменение рикошета в обновлении 0.9.3

  • Теперь при рикошете снаряд не исчезает, а продолжает свое движение по новой траектории, причем у бронебойного и подкалиберного снаряда теряется 25% бронепробиваемости, а у кумулятивного снаряда бронепробитие не изменяется.

Цвета трассеров снарядов

  • Осколочно-фугасные - самые длинные трасcеры, заметного оранжевого цвета.
  • Подкалиберные - светлые, короткие и прозрачные трассеры.
  • Бронебойные - похожи на подкалиберные, но заметны лучше (дольше, время жизни и прозрачность меньше).
  • Кумулятивные - жёлтые и самые тонкие.

Какой тип снарядов использовать?

Основные правила при выборе между бронебойными и осколочно-фугасными снарядами:

  • Используйте бронебойные снаряды против танков своего уровня; осколочно-фугасные снаряды против танков со слабой броней или САУ с открытыми рубками.
  • Используйте бронебойные снаряды в длинноствольных и мелкокалиберных орудиях; осколочно-фугасные - в короткоствольных и крупнокалиберных. Использование ОФ снарядов мелкого калибра бессмысленно - зачастую они не пробивают, следовательно - не наносят урон.
  • Применяйте осколочно-фугасные снаряды под любым углом, не стреляйте бронебойными снарядами под острым углом к броне противника.
  • Выцеливание уязвимых зон и стрельба под прямым углом к броне полезны и для ОФ - так повышается вероятность пробития брони и прохождения полного урона.
  • Осколочно-фугасные снаряды имеют высокие шансы нанести малый, но гарантированный урон даже при непробитии брони, поэтому их можно эффективно использовать для сбивания захвата с базы и добивания противников с малым запасом прочности.

Например, орудие 152мм М-10 на танке КВ-2 - крупнокалиберное и короткоствольное. Чем больше калибр снаряда, тем большее количество взрывного вещества в нем находится и тем больше урона он наносит. Но из-за малой длины ствола орудия снаряд вылетает с очень маленькой начальной скоростью, что ведет к низкой пробиваемости, точности и дальности полета. В таких условиях, бронебойный снаряд, для которого необходимо точное попадание, становится неэффективен, и следует использовать осколочно-фугасный.

Подробный обзор снарядов

Бронепробитие в WoT: теория, особенности и отличия от реальности.
Часть первая: снаряды и их характеристики

Противостояние брони и орудий – одна из основ нашей игры, именно поэтому ключевую роль в World of Tanks играет механика взаимодействия снарядов и брони. Неопытному игроку, только начинающему свой путь в игре, кажется, что здесь нет ничего сложного – болванка летит в цель, и в зависимости от своего бронепробития наносит урон или танк остается невредимым. Но со времени у игрока возникает масса вопросов – почему один и тот же снаряд не всегда пробивает броню одного и того же танка, почему снаряды рикошетят, почему снаряды не пробивают танки на большом расстоянии и многие другие.

Ответы на эти вопросы есть, а чтобы найти их, нужно подробно рассмотреть теорию пробития брони в WoT. Именно об этой теории мы и хотим поговорить здесь.

Некоторые замечания и терминология

Прежде, чем приступать непосредственно к теории, нужно сделать важное замечание: WoT – это не симулятор танкового боя в чистом виде, поэтому в игре используются упрощенные механики. В первую очередь, это касается реализации снаряда, расчета его траектории полета, взаимодействия с броней и рикошетов. С другой стороны, разработчики предприняли попытку приблизить механику взаимодействия снаряда с броней к реальности, что отражено в разбросе пробития, в падении пробития с расстоянием, взаимодействии снарядов различного типа с броней и т.д.

Для понимания теории пробития брони нужно запомнить несколько важных понятий.

Угол вхождения снаряда. Под этим понятием принимается угол, отмеряемый между нормалью, проведенной к касательной, и вектором скорости снаряда конкретно в той точке, где он касания с броней. Здесь сразу нужно предупредить часто возникающую путаницу: при совпадении вектора скорости снаряда с нормалью угол берется за 0°, хотя фактически снаряд ударяется о броню под углом 90°. Это всегда следует учитывать и понимать, что 85° - это не почти прямое вхождение снаряда, как можно было бы подумать, а напротив – почти параллельный пролет, гарантирующий рикошет.

Нормаль. Это перпендикуляр к касательной, проведенной через точку брони в месте хождения снаряда. Наиболее просто нормаль находится на плоском бронелисте – это его перпендикуляр. На кривых поверхностях для нахождения нормали сначала нужно провести касательную (вспоминаем школьный курс геометрии), а только затем провести нормаль.

Вектор скорости снаряда. Это направление движения снаряда в каждой точке его траектории движения. Необходимость использования вектора скорости обусловлена тем, что снаряд летит не по прямой, а по баллистической траектории, которая представляет собой дугу (в игре она представлена в виде параболы). Эту дугу использовать для расчетов нельзя, а вектор – можно.

Баллистическая траектория снаряда. В нашей с вами реальности расчет баллистики снаряда очень сложен, в него входит учет множества действующих на летящий снаряд сил и моментов – сопротивления воздуха, учета вращения Земного шара (силы Кориолиса), аэродинамических показателей самого снаряда, характеристик ветра, наличия дождя, собственного движения снаряда (вращения вокруг оси, девиации) и проч. Просчитать в игре все эти силы просто невозможно, поэтому полет снарядов в WoT моделируется по самой простой баллистической траектории с учетом только лишь силы притяжения. Этой путь представляет собой параболу, в каждой точке которой летящая болванка имеет разный вектор скорости, что и учитывается при расчете его взаимодействия с броней.

Приведенная толщина брони. Это фактическая толщина брони, которую приходится преодолевать снаряду, вошедшему под тем или иным углом от нормали. Например, в случае попадании в 100-мм броневой лист под наклоном 45° снаряду придется преодолеть чуть более 141 мм.

Экранная и основная броня. Тип и характеристики брони «прописаны» в коллижн-модели каждой машины, и в зависимости от типа брони выбирается сценарий развития событий: при попадании в экран пробитие снаряда падает на 5% на каждые 10 см пути, при контакте с основной броней вступает в силу правило 10-ти калибров. Об этом подробно рассказано во второй части статьи.

Что такое снаряд в WoT

Для максимального упрощения расчетов принято, что снаряд в нашей игре является материальной точкой с нулевыми размерами. Именно поэтому снаряды могут пролетать в щели любых размеров, главное, чтобы такие щели присутствовали в коллижн-моделях танков и текстурах карт. Но с другой стороны, такие снаряды не оставляют после себя отверстий в броне, поэтому в игре невозможно напихать кучу снарядов в одну дырку.

Однако несмотря на такое упрощение, снаряд может быть причислен к одному из четырех классов – бронебойный (ББ), бронебойный подкалиберный (БП), осколочно-фугасный (ОФ) и кумулятивный (КС). При этом все снаряды обладают пятью основными характеристиками:

Базовое бронепробитие;
Базовый урон;
Урон по внутренним модулям (скрытый параметр снаряда);
Скорость полета в начале траектории (от среза ствола);
Нормализация.

Часть этих характеристик одинакова для всех типов снарядов, часть – характерна только для определенных типов снарядов. Об этом укажем при рассмотрении отдельных характеристик и механик.

Бронепробитие

У каждого снаряда в игре есть базовое бронепробитие, которое может в случайном порядке изменяться в пределах +/- 25 %. То есть, для снаряда с пробитием 100 мм разброс составляет от 75 до 125 мм. Это правило действует для всех типов снарядов.

Для бронебойных и подкалиберных снарядов действует несколько правил:
Базовый пробой наблюдается только на расстоянии от 0 до 100 метров;
На расстоянии от 100 метров бронепробитие снарядов линейно уменьшается (этот показатель неодинаков для снарядов разного калибра и типа, для подкалиберных снарядов падение бронепробития больше, для ББ – меньше, в среднем на 500 метров пробой уменьшается на 3 – 15%);
Снаряды малоуровневых пулеметов и автоматических пушек полностью теряют пробитие на 400 метрах (до патча 9.8 ограничение составляло 350 метров).

При этом осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды с увеличением расстояния не теряют своего пробития.

Различия между пробитием разных типов снарядов обусловлено неодинаковыми физическими принципами, заложенными в основу этих снарядов. Обычные ББ и БП снаряды пробивают броню за счет запасенной кинетической энергии (в сущности, это камень, брошенный с большой скоростью), а так как скорость снаряда с расстоянием падает, то снижается и его кинетическая энергия – отсюда и падение бронепробития. Осколочно-фугасные снаряды – это бомбы со взрывателями, которые срабатывают при контакте с броней, для них скорость встречи с препятствием не имеет значения, поэтому и на срезе орудия, и на расстоянии в 700 метров пробитие ОФ-снаряда одинаково. Кумулятивные снаряды тоже срабатывают при контакте с броней независимо от скорости встречи, и их пробитие обусловлено только пробитием кумулятивной струи, и никак не связано с дальностью полета.

Кстати, очень часто игроки жалуются на то, что рандомизация пробития снаряда в 25% - это слишком много и плохо вписывается в игру. В действительности проблема лежит гораздо глубже, а такой разброс позволяет не учитывать в игре такие параметры, как качество и структуру брони. В реальности снаряд и броня изготовлены из различных сплавов, и в некоторых случаях снаряд при попадании в танк может просто-напросто разрушиться или деформироваться – в этом случае никакого пробития не происходит, а разброс пробития превышает 100%. Такое положение вещей в игре недопустимо, поэтому разработчиками разброс пробития искусственно ограничен, а броня и снаряды у нас «сферические в вакууме» (то есть, идеальные, в них не учитывается материал и его характеристики). Если бы мы играли по реальным механикам, то возмущение игроков достигало бы космических масштабов.

Нормализация снаряда

Это один из тех параметров, которые вызывают жаркие споры, но с ним нельзя не считаться – нормализация существует и используется в реальных снарядах. Нормализация – это угол доворота снаряда (уменьшения угла к нормали) в случае, если он не отрикошетил. Нормализация обусловлена тем, что снаряды с затупленным концом как бы «закусывают» броню при встрече с ней под углом и доворачивают не некоторый угол. Так как при нормализации уменьшается угол между вектором скорости снаряда и нормалью, то и снижается приведенная броня, а значит – повышается вероятность пробития.

Для разных типов снарядов величина нормализации неодинакова:
У обычных бронебойных снарядов – 5°;
У подкалиберных снарядов – 2°;
У всех кумулятивных и ОФ – нормализации нет.

Таким образом, у обычных ББ-снарядов при ударе о наклонную броню вероятность пробития снарядов наиболее высока, так как за счет нормализации может происходить значительное уменьшение толщины приведенной брони. Нормализация БП-снарядов меньше, поэтому изменение приведенной брони для них незначительное, что часто выливается в непробития. А для ОФ и КС нормализации нет, поэтому для них приведенная броня рассчитывается только по углу входа.

Важно отметить, что в игре действует практически неизвестное игрокам правило 2-х калибров. Если калибр снаряда в 2 и более раз больше толщины брони (реальной толщины, а не приведенной) в точке входа, то итоговая нормализация рассчитывается по формуле: итоговая нормализация = базовая нормализация*1,4*калибр снаряда/2*толщина брони.

То есть, если запустить снаряд калибром 122 мм с нормализацией 5° в броню толщиной всео 60 мм, то его нормализация становится равна чуть более 7°. Так что крупнокалиберные снаряды с большей вероятностью пробьют тонкую броню, что в определенных случаях (например, при встрече высокоуровневых ПТ-САУ или ТТ с легкими танками) приближает игру к реальности.

Игровая механика такова, что нормализация учитывается каждый раз при пробитии экранной брони, при пробитии основной брони и рикошетировании. То есть, если снаряд встречается с экраном, то при его пробитии учитывается нормализация, и если за экраном есть основная броня, то нормализация учитывается во второй раз. Данный параметр учитывается и в том случае, если болванка при рикошете вновь попадает на броню или экран.

Однако здесь есть одна интересная хитрость, на которую разработчики пошли ради упрощения расчетов: нормализация используется только для расчетов бронепробития, но она не изменяет траекторию движения снаряда в броне и в заброневом пространстве. В реальности снаряд из-за нормализации несколько меняет путь своего движения, за счет этого, собственно, и происходит уменьшение приведенной брони. В нашей же игре снаряд проходит тот путь, что и без учета нормализации, но толщина приведенной брони считается меньшей, чем она есть – это делает расчеты проще и не вынуждает серверы и клиенты обрабатывать большие объемы информации.

Рикошеты снарядов

Рикошет – это особая тема и особая проблема, которую разработчики решают давно, но и сегодня она все еще доставляет головную боль.

В общем случае правила рикошета просты:
Угол рикошета для ББ и БП снарядов установлен в 70° (еще раз напомним – угол измеряется по отношению к нормали);

Угол рикошета для КС установлен на уровне 85° (ранее КС вообще не рикошетили);
ОФ-снаряды не рикошетируют никогда.

При проведении расчетов рикошетирования нормализация не принимается во внимание, она входит в расчеты только при углах менее 70° для ББ и БП, и меньше 85° для КС.

Рикошетировавший снаряд продолжает свой полет, однако в настоящее время траектория движения рикошетировавшего снаряда определяется случайным образом, что в ряде случаев очень удивляет. До недавнего времени рикошетировавший снаряд мог двигаться только в пределах одного танка (например, отрикошетить от ВЛД в нижнюю часть маски орудия, от крышки МТО в корму башни, от бортового бронелиста в надгусеничную полку и т.д.), однако с недавнего времени снаряды могут рикошетировать и в другие танки, нанося им урон.

Рикошетировавшие снаряды обладают базовой нормализацией, однако их пробитие падает на 25%. При этом для одного снаряда возможен и второй рикошет, но в этом случае после отскока от брони он просто перестает существовать. В случае рикошета кумулятивного снаряда падения бронепробития не происходит.

В игре действует противоречивое правило 3-х калибро в, которое гласит: если калибр снаряда в 3 и более раз превышает реальную (не приведенную) толщину брони в расчетной точке входа, то вероятность рикошета становится равной нулю. Проще говоря, для крупнокалиберных снарядов нет разницы, как он встретится с тонкой броней – пробитие все равно произойдет. Данное правило распространяется только для ББ и БП-снарядов, ОФ-снаряды взрываются на броне под любым углом (хотя для них в любом случае учитывается приведенная броня), а КС рикошетируют по обычному правилу.

Теперь, зная о снарядах и некоторых их характеристиках, можно рассмотреть механику пробития брони – об этом читайте во второй части.

Понимание основ механики помогает сражаться на передовой и легче расправляться с вражеской техникой. Начинающему танкисту необходимо метко стрелять и знать, чем отличаются и как поменять патроны. Игрокам доступно четыре вида боеприпасов:

  1. Бронебойный;
  2. Подкалиберный;
  3. Осколочно-фугасный;
  4. Кумулятивный.

Какие снаряды лучше в World of Tanks? Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Бронебойный

Бронебойные патроны причиняют урон в случае пробития брони, повреждают модули и экипаж. Если броня противника слишком толстая, бронебойный боеприпас не нанесёт урона. Кроме того, под острыми углами велик шанс рикошета, при этом вражеский танк не получит урона.

Подкалиберный

Как переключать снаряды в World of Tanks, если бронебойные не пробивают ? Используйте подкалиберные! Сила пробития подкалиберных боеприпасов лучше, чем у бронебойных, но стоимость намного выше. Поэтому прежде чем переключаться, заранее узнайте их цену.

Осколочно-фугасный

ОФ наносят колоссальное количество урона, но принцип действия отличается от предыдущих патронов. При контакте с поверхностью ОФ детонирует и создаёт сферу из осколков, которые повреждают попавшие в радиус поражения объекты. Если вы атакуете легкобронированные цели и думайте на какой поменять патрон, смело переключайтесь на осколочно-фугасные боеприпасы.

Кумулятивный

У кумулятивных боеприпасов максимальный показатель бронепробиваемости, который не зависит от расстояния до цели. Во время стрельбы поражайте уязвимые места и избегайте защитных экранов. Теперь вы знаете, как поменять снаряды в World of Tanks, если не удаётся пробить броню врага!