Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенных и нераспространенных). Виды простых предложений по наличию главных членов

Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс

Цели урока:

деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;

ХОД УРОКА.

I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.

II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).

- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.

Упр. 277, с.126.

Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)

(проверяем выборочно).

- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.

- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?

(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).

III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).

Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.

Внимание!

- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.

- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.

Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.

Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.

Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?

Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.

(Распространенные и нераспространенные предложения).

- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?

Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.

IV . Физкультминутка.

- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.

V . Первичное закрепление.

Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.

Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.

Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.

О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?

VI . Работа с учебником.

Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)

А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.

(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).

Молодцы!

VII . Работа в парах.

- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.

(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).

VIII . Устная коллективная работа на повторение.

- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.

Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?

Не шуми листвой!

    побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

    Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

О чем поет в листве соловушка?

    Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

На лесном озере расцвели кувшинки.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

    Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

- Приятно вспоминать зимой о лете!!!

IX . Итог урока.

- Итак, подведем итоги.

    Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).

    Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).

    Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

- А теперь запишем задание на дом.

Домашнее задание: правило на с.127 (151),

Упражнение 282(410).

- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.

Оценки за урок получили:

- Я довольна вашей работой.

- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.


Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

  1. Актуализация знаний
- Что такое предложение?

- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)

- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)

Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.

Запись под диктовку

Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чём текст? (О тополе)

- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)

- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.

- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены

- Всё ли понятно? (нет)

- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)

- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?

(С помощью второстепенных членов)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?

(нераспространённые)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?

(распространённые)

Сделайте вывод.

Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

/ / / / / / / / /

Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.

Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения

Работа с учебником

Задание В4 проверяет умение экзаменуемых

    выделять грамматическую основу предложения

    вычленять сказуемое в грамматической основе предложения

    анализировать односоставные предложения и опознавать их виды

    вычленять простые предложения в составе сложных

    различать двусоставные неполные и односоставные полные предложения

Экзаменуемым предлагается найти в анализируемом тексте предложение с определенными характеристиками (односоставное предложение, предложение в составе сложного и т.п.) и выписать его номер.

Алгоритм выполнения задания. Если нужно найти сложное предложение, то простые сразу отметаем. Если простое - то наоборот. В оставшихся предложениях выделяем грамматические основы, анализируем предложения и выбираем то, которое подходит по формулировке задания.

Какие теоретические знания нам понадобятся для выполнения задания В4?

Грамматическая основа предложения - это его главные члены, т.е.подлежащее и сказуемое.

Виды сказуемых:

    Простое глагольное (выражается одним глаголом в форме какого-нибудь наклонения: Я пою. Я пел. Я буду петь. Принесите мне воды.)

    Составное глагольное (состоит из двух глаголов и соответствует схеме вспомогательный глагол+инфинитив: Ветер начал усиливаться. Она не хочет уезжать. Я обязан работать каждый день.)

    Составное именное (состоит из двух слов и соответствует схеме глагол-связка+именная часть: Я был расстроен, она весела. Дом казался сказочным теремом.)

Двусоставные предложения - предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения.

Односоставные предложения - предложения, в которых есть только 1 главный член, необходимый для понимания смысла предложения. Второй главный член для понимания смысла предложения не нужен.

Виды односоставных предложений:

    Назывное (главный член предложения - подлежащее, выраженное существительным в форме именительного падежа: Осень. Лужи. Дождь. Степь. Бескрайняя русская степь.)

    Определенно-личное (предложение со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее восстанавливается путем подстановки местоимений я, мы, ты, вы: Учись, мой сын! Каждую ночь просыпаюсь и читаю.)

    Неопределенно-личное (предложение со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящее и будущее время) или в форме множественного числа в прошедшем времени. Важно само действие, а не кто его совершает: На веранде заменили стекла. Что новенького пишут в газетах?)

    Безличное (предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. В таких предложениях обычно сообщается о состоянии человека или природы: Посвежело. Мне не о чем беспокоиться.)

    Обобщенно-личное (предложение, действие которого относится к обобщенному лицу. Главный член обычно употребляется в форме 2 лица единственного числа: Бездонную бочку водой не наполнишь. Реже - в форме 3 лица множественного числа: Цыплят по осени считают.)

Предложения могут быть полными и неполными.

Неполное предложение - это предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый из речевой ситуации. Например: Я сделал шаг в сторону, он - за мной (пропущено сказуемое двинулся или последовал).

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Растет береза под окном.

У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу, односоставные предложения делятся на назывные и глагольные .

Назывные – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Весна. Раннее утро. Рассвет.

В назывных предложениях сообщается о каком-нибудь предмете или явлении и утверждается, что этот предмет существует в настоящем времени.

В глагольных односоставных предложениях один главный член – сказуемое.

В зависимости от формы сказуемого глагольные односоставные предложения делятся на личные и безличные.

Безличные предложения – это односоставные предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Смеркается. Меня знобит.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами (вечереет), но нередко могут использоваться личные глаголы в значении безличных.

Кроме того, сказуемое в безличном предложении может быть выражено

ü инфинитивом: Не догнать тебе его!

ü наречием: Прохладно сегодня.

ü сочетанием инфинитива и наречия: Как весело было жить!

ü глаголом быть (в значении иметься) или словом «нет»: Работы было много. Совсем нет работы.

ü словами пора, лень, грех и др. часто в сочетании с инфинитивом: Пора в дорогу. Лень даже пошевелиться.

Сказуемое в глагольных предложениях может быть составным и иметь различные формы: Начинало смеркаться. Стало холодать. Мне хочется спать. Было очень холодно. Жаль было расставаться и т.д.

Личные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Определенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых деятель хотя и не назван, но подразумевается, что он существует, и его легко можно определить по форме сказуемого.

Сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица. Например: «Люблю грозу в начале мая» (Ф. Тютчев). По форме глагола можно легко восстановить лицо: Я люблю грозу. Такие предложения синонимичны двусоставным предложениям, в которых подлежащее выражено местоимением. Определенно-личные предложения используются, чтобы избежать излишнего повторения личных местоимений.

Неопределенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых действие относится к неопределенным лицам. Сказуемое выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Например: «К кому-то принесли от мастера ларец» (И. Крылов). Сказуемое имеет неопределенно-личное значение: неизвестно, кто принес, или лицо не имеет значение, а важно только действие.

Обобщенно-личные предложения –это предложения с одним главным членом (сказуемым), которое относится ко всем лицам вообще. Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Сказуемое имеет обобщенно-личное значение, то есть действие относится к любому лицу.) Такие предложения часто используются в пословицах и поговорках или при передаче воспоминаний, наблюдений: Добежишь до речки и как бросишься в воду!

Группы предложений по наличию второстепенных членов предложения

Просмотр содержимого документа
«Предложения по наличию второстепенных членов»

Нераспространенные и распространенные предложения

Русский язык

5 класс

МОУ «ООШ с.Ключи»

Колычева

Надежда

Константиновна.


Какое из предложений содержит больше информации?

  • Школьники поют.
  • Школьники поют свои любимые песни.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на

  • РАСПРОСТРАНЕННЫЕ

Осеннее солнышко светит ярко.

  • НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ

Солнышко светит.

Запишем данные предложения и дадим полную характеристику каждому.


  • Повествовательные Вопросительные Побудительные
  • Повествовательные
  • Вопросительные
  • Побудительные

По цели высказывания:

По интонации:

  • Восклицательные Невосклицательные
  • Восклицательные
  • Невосклицательные

По наличию второстепенных членов:

  • Распространенные Нераспространенные
  • Распространенные
  • Нераспространенные

За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)

Работа в группах

  • За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой?) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?).

(Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус )


  • За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.

Словарная работа

  • Флюгерные петушки- вращающиеся от ветра.

Хорошего вам дня! Спасибо за урок!