Виды общения. Виды общения и их характеристика

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная . Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений . Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.

Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное . Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель - договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениямии происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все.


1. Понятие общения

Общение (А.В.Батаршев) - это сложный многоплановый процесс, установление и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия,восприятия и понимания другого человека.

Структура общения включает три его стороны :

1. коммуникация - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2. интеракция - заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями;

3. перцепция - означает процесс восприятия и понимания другого человека.

2. Аспекты общения. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты:

2. Цель общения;

3. Средство общения;

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличии потребностей, рассчитывая на участие в их удовлетворении. Через общение передаются данные об эмоциональных состояниях: радость, гнев, печаль ит.п. Содержание общения животных не выходит за рамки, событий "здесь, сейчас" т.е они не могут сообщать друг другу о прошлом и будущем.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения не выходят за рамки, удовлетворения биологического потребления.

Средства общения- у человека кроме данных от природы (мимика и жесты), есть и другие средства общения, главным из которых является речь. Средство общения - это способы кодирования передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения от одного существа к другому (радио, письменность, электронные носители, интернет и т.п.).

3. Виды общения:

1. По средствам общения выделяют: прямое или непосредственное и косвенное или опосредованное.

2. По участию речи в общении- вербальное и невербальное.

3. По количеству участников общения: Межперсональное -деловое и личностное общение. Массовое- прямое массовое и опосредованное, массовое.

Прямое общение - осуществляется "лицом к лицу", и является наиболее полноценным, т.к индивиды получают мах информацию, и могут правильно оценить, не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего.

Косвенное общение - связано с использованием специальных средств, для организации общения, для обмена информации. Этот вид общения происходит тогда, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием.

Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия, предполагает усвоение языка.

Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, естественного языка, в качестве средства общения (при помощи мимики, жестов).

Межперсональное общение:

Личностное - сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко интимно затрагивают личность человека.

Деловое общение - обычно включено, в какую либо совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.

Массовое общение - представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникации через СМИ.

Прямое массовое - происходит на различных митингах, демонстрациях, т.е во всех больших социальных группах.

Опосредованное массовое - связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации: пресса, радио, TV, Интернет.

4. Типы общения. Бахтин разрабатывал идею диалогичности как принципа взаимодействия, означающего равноправие. Если такое равноправие существует при взаимодействии людей, то их общение может определяться как диалогическое. Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим. Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным .

Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают авторитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязывать их ему в категоричной форме. Иногда императивное общение проявляется при формальных отношениях на уровне "начальник - подчиненный". Нормативным императивным общением следует считать общение в армии, где жесткая субординация определяет качество военной дисциплины. В то же время следует иметь в виду, что императивное общение на уровне нефор-мальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера - его основная задача. В качестве средств выступают: указы, требования, предписания.

Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели.

Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки:

Стремление и умение психологически воздействовать на других людей;

Отношение манипулятора к другому человека как к средству достижения собственных целей;

Стремление получить односторонний выигрыш;

Скрытый характер воздействия;

Использование психологической силы, игра на слабостях;

Приемы манипуляции:

1. Подразнивающее высказывание.

2. Преувеличение своей слабости, неосведомленности, неопытности, для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу.(девушки).

3. "Невинный шантаж" - дружеские намеки на промахи, ошибки допущенные адресатом в прошлом, шутливое напоминание старых грехов.

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся.

Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое . Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.

Общение с самим собой является S-S, так как «Я идеальное» и «Я реальное» общаются на равных.



1. Понятие и определение общения

2. Три стороны общения

3. Виды общения

4. Вербальное и невербальное общение

5. Виды общения в зависимости от его цели

Список литературы

1. Понятие и определение общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:

· Обмен информацией;

· Выработку единой стратегии взаимодействия;

· Восприятие и понимание людьми друг друга.

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

При этом необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном актеканал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

2. Три стороны общения

Обычно выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией:

Единый язык общения;

Единое понимание ситуации общения.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

2. Интерактивная – выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция означает противодействие. Одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

3. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств Р.С. Немов выделяет следующие виды общения:

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

o Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

o Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

o Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

o Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

o Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

o Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Кроме того, выделяют следующие виды общения:

В зависимости от цели:

o Деловое общение (цель выработка определенной стратегии);

o Личностное (ориентируется на образ);

o Конгитивное (получение информации(

o Фактическое (пустое, ник чему не приводящее)

В зависимости от стратегий:

1. открытое - закрытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

2. монологическое - диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение по душам").

4. Вербальное и невербальное общение

В зависимости от средств общения выделяют:

Вербальное

Невербальное.

Вербальное общение включает:

o Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

o Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальное общение состоит из следующих систем:

Оптико-кинетические системы (мимика, жесты, поза, глазные сигналы доступа, изменение цвета кожи и т.д.);

Мимика движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Общение – это неординарная способность индивида, можно даже назвать её талантом. Неоднократно проводимые, разноплановые психологические исследования позволили установить, что общительность как уникальное свойство индивида подразумевает ярко выраженную, постоянную потребность в коммуникативных контактах с другими индивидами, стремление пребывать среди людей и ощущение социальной общности с ними.

У всех людей имеется потребность в общении, но представлена она у каждого индивида по-своему, различается по степени выраженности и характеру. В зависимости от этих параметров психологи подразделяют индивидов на несколько основных коммуникативных типов.

Талант мы угадываем по одному-единственному проявлению,
но чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение.
Генрих Гейне

Общительный тип

Индивиды, относящиеся к данному типу, с лёгкостью, непринуждённо вступают в новые контакты. Они способны в кратчайший срок правильно и позитивно организовать процесс общения, а также вызвать к себе необходимое расположение партнёра по общению.

Люди общительного типа без труда создают нужный психологический настрой в общении – причём не только со своей стороны, но и передающийся собеседнику. Им несложно заговорить с совершенно незнакомым человеком, а также в течение длительного времени поддерживать любую беседу, независимо от оппонента и темы.

Таких индивидов называют ещё «эмоциональными магнитами». По сути, это идеальный коммуникативный вариант.

Неинициативный тип

Люди, которых можно отнести к данному типу, сами редко первыми проявляют инициативу в процессе коммуникации. Но общение с ними получается очень приятным и лёгким, поскольку они органично находятся внутри коммуникативного контекста. Их основная функция – поддерживать общение, и это удаётся им практически идеально.

С индивидами неинициативного типа общаться легко, несмотря на их определённую пассивность, поскольку они являются отличными слушателями, направляя и «разжигая» общение репликами типа: «Правда?», «Ну да?!» и т. п., проявляя при этом искреннюю заинтересованность в реакции собеседника. Особенность людей этого типа общения – отлично развитое умение чувствовать своего партнёра по общению и создавать благоприятный эмоциональный фон для коммуникативного процесса.

Гиперкоммуникативный тип

О людях такого типа говорят, что желание постоянно общаться буквально накрывает их с головой, захлёстывает, как волна. Такие индивиды всегда стремятся находиться в самом центре любых коммуникативных связей, сами начинают разговор буквально на любую тему.

Они постоянно демонстрируют безусловную готовность к общению с любым человеком и в любой момент. Люди этого типа самостоятельно ищут и предлагают темы для разговора, но при этом практически не могут грамотно слушать, все время перебивают. По сути, они выступают очень плохими собеседниками и слушателями.

Такие индивиды демонстрируют неприкрытое раздражение, если им мешают высказать в данную минуту все, что они хотят, создают, как выражаются психологи «девятый вал общения», который накрывает их слушателей и является весьма трудным для восприятия любыми собеседниками.

Людям гиперкоммуникативного типа оппонент нужен для самовыражения и «выпускания пара», мнение же этого оппонента их интересует в последнюю очередь. Такой тип также получил в социальной психологии название «коммуникативные эгоисты».

Необщительный тип

Индивиды, относящиеся к данному типу, чаще всего полностью погружены в себя. Их образно можно сравнить с улиткой, забравшейся в глубину своей раковины.

С такими людьми завязать и поддерживать общение крайне сложно, поскольку они предпочитают идти на контакт только тогда, когда им это действительно необходимо. Они никогда не являются отражением эмоций собеседника, поскольку не умеют и не хотят чувствовать своего коммуникативного партнёра, не стремятся понять его психологический настрой, да и сами не могут ясно выразить собственное отношение во время общения.

Необщительный тип неправильно будет назвать негативным типом, но он всегда очень труден в плане организации коммуникативной связи. За счёт своей закрытости и нежелания общаться, такие индивиды способны оказывать отрицательное воздействие на других участников процесса коммуникации.

Вывод

В зависимости от того, к какому типу общения принадлежит ваш коммуникативный партнёр, необходимо организовывать определённый стиль взаимодействия с ним, искать эмоциональные и психологические «точки соприкосновения», а также формировать уровень коммуникативных ожиданий. Это позволит сделать любое общение максимально комфортным и избавит от возможных разочарований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования Украины

Севастопольский Городской Гуманитарный Университет

кафедра общей психологии

Индивидуальная работа по курсу СПТ на тему

«Виды общения и их общая характеристика»

Выполнила студентка 1 курса

группы П-11

Державина Анастасия Александровна

Проверила Кожарская О.Н.

Севастополь

Введение

Глава 1. Сущность общения

1.1 Понятие общения

1.2 Структура общения

1.3 Функции общения

Глава 2. Виды общения

Заключение

Литература

Введение

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Актуальность темы заключается в том, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Его изучение дает нам представление о человеческом общении и взаимодействии людей друг с другом, их особенностях. Соответственно, это дает нам возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и других.

В своем реферативном исследовании я ставлю следующие задачи:

Рассмотреть понятие общения

Рассмотреть структуру общения

Определить функции общения

Выделить виды общения

Глава 1. Сущность общения

1.1 Понятие общения

Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

Как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение-- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение -- это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения -- передача форм культуры и социального опыта.

Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих
индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение -- сложный и многогранный процесс, выступающий как:

Взаимодействие людей;

Вид самостоятельной человеческой деятельности;

Атрибут других видов человеческой деятельности;

Информационный процесс;

Отношение людей друг к другу;

Взаимовлияние людей;

Взаимное переживание;

Взаимное понимание.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение -- это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида. Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека. Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:

К кооперации, сотрудничеству и интеграции;

К конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов».

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение -- не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.

1.2 Структура общения

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникационный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

* если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

* в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

* характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

* коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденной речи это значит, что люди «говорят на одном языке».

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

1.3 Функции общения

Общение -- процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция -- установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция -- обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция -- стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция -- взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания -- адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция -- возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений -- осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления -- изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция -- общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция -- средство объединения людей.

Функция самовыражения -- средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция -- передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция -- взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля -- регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации -- формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить следующие группы функций.

1.Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2.Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3.Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество.

Таким образом можно сказать, что общение - сложный, многогранный процесс, и поэтому существует несколько его разделений по функциям.

Глава 2. Виды общения

общение социум смысл

Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение -- это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение . В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и Организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель--продавец, учитель--ученик, начальник--подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным . Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность -- существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение -- это обмен неофициальной информацией, а деловое -- процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение -- исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникли различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение -- это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение -- это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения -- принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Выделяют следующие сферы деятельности, где достаточно эффективно

используется императивное общение: отношения «начальник--подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение -- это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного менно этот тип общения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он эже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и герой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека пере-осом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения , поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

В свою очередь, диалогическое общение -- это равноправное объект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Заключение

В результате исследования я выполнила задачи, которые ставила в начале исследования, а именно:

Рассмотрела понятие общения

Рассмотрела структуру общения

Определила функции общения

Выделила виды общения

Говоря о теме общения, необходимо подчеркнуть ее актуальность. Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Литература

1. Андреева Г.М Социальная психология: Учебник - СПб.: Питер, 2001 - 384с

2. Белинская Е.П, Тихомандрицкая О.А Социальная психология: Уч Пос - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 475с

3. Журавлев А.Л Социальная психология: Уч пос - М.: Смысл, СПб.: Питер, 2002 - 351с

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, СПб.: Питер, 2005 - 450с

5. Крысько В.Г Социальная психология: Курс лекций, 3-е изд - Москва, 2006 - 352с

6. Леонтьев А.А. Психология общения - Москва: Тарту, 2001 - 152с

7. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования: Питер 2001 - 250с

9. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс (Изучаем соц психологию) - Москва: 2002 - 512с

10. Маклаков А.Г Общая психология - Питер: 2001 - 592с

11. Мельникова Н.А Социальная психология. Конспект лекций - Москва: 2008 -160с

12. Мельникова Н.А Социальная психология. Шпаргалки - Москва: 2008 - 32с

13. Мокшанцев Р.И, Мокшанцева А.В Социальная психология: Уч пос М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 408с

14. Семиченко В.А. Психология общения. - К. «Магистр - S», 1997 - 152 с.

15. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992 - 150с

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Понятие и основные концепции, типы и виды общения, характеристика основных его функций. Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии: информационный, интеракциональный, реляционный. Структура, содержание и формы феномена общения.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    Понятие делового общения, его структура и связь с личностными качествами человека. Некоторые аспекты истории развития делового общения в структуре социальной психологии. Специфика психологического и педагогического подходов к изучению делового общения.

    реферат , добавлен 04.12.2013

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Анализ и особенности психологического взаимодействия членов коллектива организации в процессе общения. Общая характеристика, основные принципы и проявления этики делового общения. Понятие, сущность, формы, принципы и структура управленческого общения.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Место и природа межличностных отношений, их сущность. Теоретические подходы к исследованию общения, структура, виды, формы, уровни, функции и средства общения. Исследование роли тренинга общения в повышении уровня социального статуса старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Структура, функции и основные понятия общения. Общение как психологическая проблема в исследованиях Л. Выготского. Сравнительная характеристика сторон и видов общения. Проблема психологического влияния, его виды. Проблема барьеров общения и её изучение.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Предмет, структура и содержание общения, его основные цели, средства и видовые различия. Понятие общения как социально-психологического механизма взаимодействия людей. Невербальные элементы общения. Типы речи: повествование, описание и рассуждение.