Венчание на царство. Венчание Ивана IV на царство

Венчание на царство происходило 16 января 1547 г. Было сделано все, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности.

Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах, им вторили окраинные церкви и монастыри. Они возвещали московским жителям о торжественном событии - венчании молодого государя великого князя всея Руси Ивана Васильевича на царство.

В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному московскому собору Успения Богородицы, отстроенному при Иване III, деде нынешнего великого князя. В тяжелых меховых шубах, соболиных, горностаевых, беличьих, крытых то восточными шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, плавно двигались бояре. Завороженная великолепием шествия и серьезностью происходящего, толпа застыла. Шутка ли, венчание на царство. Такого Москва еще не видела.

Во время долгой, по обычаю православной церкви, торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: В союзе с церковью, которая отныне объявлялась "матерью" царской власти, царь должен был укрепить "суд и правду” внутри страны, вести борьбу за расширение государства. По завершении чина венчания великий князь стал "боговенчаным царем”. По алому бархату, струившемуся, словно поток крови, на ослепительно белом снегу, шел в свои хоромы первый русский царь, носивший этот титул на законных, с точки зрения того мира основаниях.

Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом - она стала "царствующим городом”, а русская земля - Российским царством. Но для народов России начался один из самых трагических периодов его истории. Наступало "время Ивана Грозного”.

Избранная Рада и её реформы

Около 1549 г. Вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название "Избранная рада". Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Её возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.

В работе Избранной рады участвовали представителя различных слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI века.

Она не являлась официальным государственным учреждением, но она управляла от имени царя в течение 13 лет и фактически была правительством.

В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти - Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы собирались в России в 80-е годы XVII в. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1349 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и наметил программу реформ.

Еще до реформ середины XVI в. Отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. Существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ, холопами - Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца - присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. Их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. Кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост - из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов - в городах. Таким образом, в середине XVI в. Сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

На вопрос В каком году и в каком городе венчан на царство Иван IV Грозный? заданный автором Простосердечный лучший ответ это Излюбленной идеей Царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого Князя Иоанна IV. Митрополит Макарий возложил на Государя знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха, после приобщения Святых Христовых Тайн Иван Васильевич был помазан миром, и митрополит благословил Богом возлюбленного и Богом избранного, Богом венчанного Православного Царя.
Позднее, в 1558 году патриарх Константинопольский сообщал Царю Иоанну Грозному, что „царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи“, „а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия“.
По случаю коронации Глинские приобрели всё, чего желали. Вскоре в Москве произошли крупные пожары. Свыше 3700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.) , и по Москве поползли слухи, будто Москву спалили колдовством, а виной всему - Глинские.
Это была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И. П. Федорова-Челяднина, князя Ю. Темкина-Ростовского, Ф. М. Нагого и Г. Ю. Захарьина.
В Москве начался бунт. Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как „принц“ или даже „великий герцог“. Титул же „Царь“ в иерархии стоял наравне с титулом „король“, то есть на втором месте после императорского.
Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой „священной империи“. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул „всходного [восточного] цесаря“. Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к „цесарству греческому“, но потребовал немедленного признания себя Царем „всея Руси“, и император уступил в этом важном принципиальном вопросе. Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа „единой империи“. В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством королевского титула за Иваном IV приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными москвичам „рутенами“, и привлечёт на его сторону молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I заявил притязание на титул „императора“, но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его просто князем, даже не „великим“

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В каком году и в каком городе венчан на царство Иван IV Грозный?

Ответ от Вячеслав Лазарев [гуру]
Судя по традиционной истории его венчали на царство несколоко раз... по-моему три.


Ответ от Невролог [гуру]
его венчали в Москве, скорее всего в 1525 году!


Ответ от сложносокращенный [гуру]
В 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство


Ответ от Нет [гуру]
В январе 1547г. в Успенском соборе Кремля в присутствии дворцовой знати и иностранных послов впервые в России был совершен обряд венчания на царство. На Ивана IV были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего дерева, бармы (драгоценные оплечья) и шапка Мономаха. Венчал на царство митрополит Макарий.

Венчание на царство . Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их— Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на . Когда он вошел в “возраст”, его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По “чину венчания” , составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси” . Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул “царь” .

В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу — сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли. Начавшиеся эпидемия и голод косили людей. Проползли слухи: “Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала". Подобный оборот событий оказался выгоден для Захарьиных и их сторонников.

Падение правительства ускорило выступление простых москвичей. 26 июня они собрались на вече , и по его решению восставшие двинулись в Кремль, схватили и убили одного из Глинских — дядю царя боярина князя Юрия Васильевича, его брат Михаил Васильевич Глинский успел бежать из столицы. Дворы ненавистных правителей подверглись разгрому.

Царь Иван , уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Москвичи, поверив ему, ушли в город. Восстание вскоре утихло. Память о нем Иван IV сохранил на всю жизнь: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой."

Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных .

Венчание на царство Ивана IV . Народное восстание против Глинских

Пока Иван подростал, бояре, своими междуусобицами ослабили центральную власть на столько, что это привело к усилению набегов Казанского ханства, в результате которых было разорение земель к северу от Волги и увод в плен 100 тысяч человек.

Обострение положения внутри страны, усиление угрозы внешней опасности привели некоторых дальновидных политиков к выводу о необходимости поисков компромисса между враждовавшими феодальными группировками. Компромисс должен был стать основой проведения ряда реформ для укрепления государства.

Первым шагом на пути укрепления центральной власти было венчение Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 году. Грозный, принимая венец, являлся носителем того идеала, которым определяла свою миссию его народность; он искал царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561г.). По понятиям того времени это резко возвышало Ивана IV над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государствами. Тем самым подчеркивалось неограниченность власти монарха внутри государства.

Венчавшись в январе 1547 года на престол, а в феврале женившись на Анастасии Захарьиной, Иван IV продолжал проводить время в недостойных забавах и безолаберном времяпрепровождении. Государством продолжали править Глинские, которые подобно Шуйским и Бельским теснили народ.

Так продолжалось до лета 1547 года, когда Москва запылала пожарами. Наиболее крупный был в июне. За 10 часов выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. Началось восстание. Посадские люди, движимые подстрикательством врагов Глинских (Шуйских) пошли на Кремль. Царь вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево. Некоторые из Глинских бежали в монастыри. Дворы их были разгромлены, один из Глинских – Юрий – убит.

Несколько дней Москва была в руках посадских людей, затем они двинулись в Воробьево к царю с требованием выдать им Глинских. Царь недавно только коронованный, был очень растерян. Позже он вспоминал: “Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой”. Было ему в те дни неполных 17 лет. Большого труда стоило Ивану IV с помощью священника Сильвестра успокоить народ и убедить народ разойтись.

В это же время происходит еще несколько восстаний в других городах, причиной которых был неурожай, повышение налогов и злаупотребление администрации.

Пожар и народный мятеж поразили Ивана IV. Протоирей Благовещенского собора, Сильвестр, обращаясь к царю во время этих событий и, обличая его, напомнил о царских обязанностях. И после этого царь решился сам управлять государством.

Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий последних 10 лет. Они подчеркнули необходимость дальнейших преобразований. После ряда новых начинаний рубежа ХV-ХVI веков и продолжение их в 30-40 годах ХVI страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.

В этой обстановке царь и поддержавшие его представители феодальных группировок, пошедшие на компромисс, начали проведение реформ, направленных на укрепление центральной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства. Выражением компромисса между феодалами явилась “Избранная Рада” – круг приближенных к царю лиц.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Важную роль в процессе укрепления самодержавия сыграло венчание Ивана IV на царство, проведенное в апреле 1547 г. по модифицированному византийскому образцу (с возложением "венца"-короны – "шапки Мономаха", оплечного украшения – барм и нагрудного креста, миропомазанием ). Осуществление обряда митрополитом (после 1589 г. – патриархом) обеспечивало религиозно-церковную санкцию царской власти. Сам царский титул стал результатом соединения линий – "царя (императора) Византии и царя (хана) Золотой Орды" .

Обоснование новой роли монарха несколько позднее было сделано в Степенной книге ("Книга степенна царского родословия..."), созданной во второй половине 1550-х – начале 1560-х гг., по-видимому, будущим митрополитом Руси Афанасием (1564–1566). В книге последовательно излагались события русской истории, поделенной па 17 степеней (граней) сначала по великим княжениям, а затем – по княжениям московским. Тем самым вся история страны оказывалась сложенной из этих степеней как ступеней лестницы, ведущей к Богу, вручившему власть династии русских монархов. При этом была предложена новая трактовка преемственности "самодержавного царского скипетроправления" от Рюрика – не через скандинавских варягов-русов, а от варягов племени Прусова, где Прус "брат бысть единоначальствующаго на земли римского кесаря Августа" .

Впрочем, царский титул сам по себе еще не мог обеспечить желаемого повышения авторитета власти, что с очевидностью продемонстрировало крупнейшее для XVI в. июньское восстание 1547 г., последовавшее менее чем через полгода после венчания.

Правовой статус монарха изменился: великий московский князь превратился в "Божьей милостью великого государя, царя и великого князя всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержца". Новый титул обязывал к утверждению регламента по-византийски пышного придворного церемониала и дворцовой службы. Становясь "помазанником Божьим", в своих делах и помыслах он отвечал только перед Богом. В правосознании народа стало утверждаться понятие, что "воля государева – Божья воля". Функции и компетенция царя были безграничны и ничем не регламентировались. Он олицетворял собой высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства, в его руках находилась финансовая и военная власть. Вместе с тем влияние боярской аристократии заставляло царя апеллировать к поддержке сословий. Это выразилось в созыве земских соборов, что положило начало формированию сословно-представительной монархии.

Становление самодержавия сопровождалось острой идеологической борьбой. Иван Грозный выступал идеологом неограниченного, наследственного и божественного "вольного царского самодержавия", подсудного божьему, а не людскому суду, поскольку монарх, по его словам, мог быть лишь грешником, а не преступником. Главными способами управления Иван Грозный считал "страх" и "грозу".

Его идеологическим противником, выражавшим интересы боярской знати, выступал бежавший в Литву князь Андрей Курбский. Он отстаивал идею монархии, ограниченной аристократическим органом при монархе и сословным представительством. Разделяя мысль о божественном происхождении власти, цель этой власти он видел не в "страхе" и "грозе", а в "праведном" управлении подданными при помощи "мудрого Совета" (намек на "Избранную раду"). Он считал, что государственное управление должно строиться на принципе законности, а не на внесудебных репрессиях.

Причины становления сословно-представительной монархии были вызваны рядом социально-экономических и политических факторов, причем последние, в отличие от Западной Европы, играли первостепенную роль. Натуральный характер хозяйства и неразвитость товарно-денежных отношений препятствовали формированию общероссийского рынка, который в Европе явился основным экономическим фактором политической централизации.

В России складывание централизованного государства было вызвано потребностью военного решения задач освобождения от ордынского ига и последующего овладения торговыми путями, необходимыми для развития экономики страны. Перед государством стояли задачи покорения Казанского и Астраханского ханств, выхода к Балтийскому морю, завоевания Сибири, обеспечения безопасности южных рубежей от набегов крымского хана. Их выполнение возможно было только при опоре государственной власти на начавшиеся формироваться сословия, что повлекло за собой созыв земских соборов и складывание сословнопредставительной монархии.

Вместе с тем военизированный характер стоящих перед государством задач определил тот факт, что сословия стали приобретать по отношению к государству подчиненный и служилый характер. По словам В. О. Ключевского, эго означало формирование "тяглового", неправового способа государственного управления, при котором сословия приобретали в основном не права, а повинности – либо несения военной службы, либо материального обеспечения воинов своим трудом.