В тобольской епархии назревает скандал в связи с анонимным обвинением местного архиерея в педофилии. Рпц готовит иск к андрею кураеву из-за обвинения митрополита димитрия в педофилии

Информацию о педофилии в Тобольской духовной семинарии, которую возглавляет митрополит Димитрий, в светское общество запустил православный богослов Андрей Кураев. Именно он разместил в своем блоге анонимное сообщение о чрезвычайной ситуации.

Все официальные институции от разбирательств по данной теме уклонились.
В обсуждениях в сети Интернет часть комментаторов благодарит Кураева за то, что привлек внимание к проблеме, другие обвиняют его в ангажированности и называют опубликованные сведения клеветой. О том, почему богослов поверил чудовищным обвинениям против тюменского митрополита, что должны делать правоохранительные органы и как врут уральские СМИ, Андрей Кураев рассказал в эксклюзивном интервью «URA.RU».

Считаете ли вы серьезной, опасной для обучающихся ситуацию в Тобольской духовной семинарии, которую описали в своем блоге?

Независимо от Тобольской истории тема это серьезная. Я могу процитировать слова патриарха Кирилла, что католическая церковь Америки на грани финансовой катастрофы из-за такого рода случаев. Долгие десятилетия епархиальные власти и Ватикан такую информацию заметали под коврик, прессинговали свидетелей и потерпевших. А затем все-таки к таким жалобам стали внимательно относиться и правоохранительные органы, и пресса. И после этого люди, которые молчали, стали подавать иски. Конечно, среди исков были и фейковые, кто-то хотел попиариться, получить деньги, но было и множество совершенно страшных историй. Множество исков было в судебном порядке подтверждено, и североамериканские католические епархии оказались на грани кризиса.

В информации, которую Вы разместили у себя в «ЖЖ», Вы пишете, что это не единственный случай, что у Вас уже была беседа с семинаристом на тему фактов педофилии в Тобольской семинарии. Обвинения в адрес митрополита ограничиваются вот этими эпизодами, словами семинариста и анонимным письмом?

Начнем просто с комментариев (которые есть в сети Интернет, в частности - под сообщением Андрея Кураева в «ЖЖ» - ред.), там есть сообщения тоболяков. Кто-то из них защищает владыку Димитрия, кто-то нет. Но все они дружно свидетельствуют о том (да я и сам это видел), что владыка Димитрий ходит в общую баню с гимназистами и семинаристами. Это несколько странно для монаха. В Московской духовной академии, где учились и я, и владыка Димитрий, было принято, что есть банные дни для семинаристов, есть дни для преподавателей и они никогда не смешиваются. А для монахов была совершенно отдельная баня, и семинаристам туда ходу нет.

Я понимаю, что многое, что есть в Тобольской духовной семинарии, владыка Димитрий привлек из опыта Московской духовной академии, где он учился. Но именно этой странной привычки там не было. Никто никогда не сможет вспомнить, что ректор академии ходил с первокурсниками в баню. Такого нет. При этом есть масса монашеских наставлений, в которых крайне не рекомендуется монаху обнажаться даже наедине и тем более смотреть на наготу других, независимо от пола. И уж тем более нельзя сближаться с теми, у кого еще усов нет. Так что эта его манера уже сама по себе странна.

А когда мне начинают писать в блоге, что «ну что там, ну было, ну медом натирали, ну мы и друг друга медом натираем, это в порядке вещей» - я говорю, что не везде это в порядке вещей.

Если честно, я не собирался публиковать это письмо. Немало таких жалоб приходит из разных мест. Но в данном случае человек просит и вдобавок он написал на несколько адресов, и у другого священника это письмо появилось. Тогда я решил, что размещу его у себя. Я действительно ранее слышал о таких фактах от людей, которым я доверяю. Естественно, я не буду называть журналистам их имена, а если дойдет дело до судебного расследования - то это не исключено.

Ряд наших собеседников говорил на условиях анонимности, что совместные походы в баню - просто способ, который митрополит Димитрий использовал, чтобы приблизить к себе иподьяконов, чтобы показать, что они будущая элита…

При возможностях и полномочиях владыки Димитрия, чтобы приблизить студента к себе, не нужно лезть с ним в баню и заставлять раздеваться или там массировать. По-отечески улыбнись. Просто не будь все время букой. Поинтересуйся, как они (студенты - ред.) живут. Сколько есть иерархических систем, и армия, и школа, и неужели и в них взаимный эксгибиционизм является единственным способом сближения начальства и подчиненных?

Кстати, когда в Америке был ряд скандалов на эту тему, в том числе в американской православной церкви, она разработала специальную инструкцию, по которой священнику запрещается даже ездить с детьми в машине или школьном автобусе, если, кроме него, нет других взрослых.

Ну, и характер Владыки Димитрия не позволяет предположить, что он искал с кем-то человеческой близости и открытости.

У митрополита такой тяжелый характер?

У него очень тяжелый характер, очень закрытый и очень превознесенный над всеми.

Один из бывших семинаристов говорил нам, что Ваши обвинения в адрес владыки вызваны тем, что Вы человек патриарха Кирилла, а старший брат митрополита Димитрия был главным соперником нынешнего предстоятеля РПЦ в борьбе за престол…

Я уже давно не в команде патриарха Кирилла, поэтому подыгрывания ему в этих вопросах у меня быть не может. Но патриарх Кирилл сделал мне величайший подарок, какой только мог сделать: он подарил мне свободу моих реакций и высказываний, когда уволил из московской академии. Я имею сейчас роскошь редиску назвать редиской. Невзирая на сан, положение или политический контекст.

Приходили ли к Вам представители правоохранительных органов, в частности Следственного комитета, чтобы проверить размещенную Вами информацию о педофилии тобольского митрополита Димитрия?

Нет, ко мне не приходили. Поскольку речь идет не обо мне, а о судьбе вот этих потерпевших, мне нужно будет взять тайм-аут и спросить об их готовности (общаться со следствием - ред.). Одно дело - когда они общались со мной два года назад, другое дело - сейчас. Я должен получить определенные гарантии, что дело не будет замято и люди не пострадают. Потому что уже был опыт имитации такого расследования в Казанской семинарии. Когда представители Следственного комитета приходили в семинарию, отчитались об этом, а потом мне семинаристы рассказали, что следователи просто прошли мимо них в кабинет проректора. Побеседовали с начальством, чай попили и ушли.

Что для этого должны сделать органы следствия?

Прежде всего - изъять в Тобольской епархии списки тех, кто учился в их гимназии и семинарии. Не окончил, а именно учился, особое внимание обратить на тех, кто сам ушел из этих церковных школ. Посмотреть на тех, кто (окончив или нет) вообще не в церковной системе теперь и даже не в Тюменской области. То есть найти свидетелей, максимально независимых от митрополита Димитрия. Для начала надо опросить их, могут ли они что-то о подобном рассказать. И только потом опрашивать зависимых от него людей.

Это ненормально, когда Следственный комитет ждет, пока ему пожалуются. У них есть множество полномочий, чтобы самостоятельно установить, было или не было.

Для Вас эта публикация уже имела последствия? Я имею в виду, например, претензии со стороны Тобольской митрополии?

Интернет-издание «Знак» сообщило, что их источник в епархии сообщил, будто митрополия подает на меня в суд. Я не очень верю этой информации. Вам совершенно верно ее опровергли (пресс-секретарь митрополии отец Григорий Мансуров заявил «URA.RU», что решение о подаче иска против Андрея Кураева может быть принято только после официальной оценки ситуации со стороны правоохранительных органов - ред.). «Знак» - оппозиционное издание, и вряд ли у них могут быть инсайдеры в Тюменской епархии.

Но я буду рад такому повороту событий. Эта история в моей жизни длится с 2013 года. И я устал в одиночку об этом говорить. И если появится площадка для открытого, гласного и честного обсуждения в суде, то я полагаю, что там зазвучат и другие голоса, не только мой, которые об этой проблеме расскажут. В том числе - неизвестные мне сейчас люди, которые прошли через это, придут на такой суд. И я с радостью перестану быть их рупором, потому что передам слово им самим.

Пойдут ли церковные власти в этом вопросе на сотрудничество со следствием, если будет возбуждено уголовное дело? Или попытаются замять дело?

Сотрудничество со следствием может быть разным. Можно помочь следствию закрыть дело. Сегодня я с одним патриархийным чиновником беседовал, и он сказал: «В предвыборный год очень не хочется эту тему поднимать». И я эту логику прекрасно понимаю. Поэтому сотрудничать, несомненно, будут. Вопрос только - в какую сторону? В сторону так называемой стабилизации или в сторону защиты детей и молодежи?

Вы намерены продолжать следить за Тобольской духовной семинарией, проблему предполагаемой педофилии в которой Вы озвучили на всю страну?

Я изначально избрал позицию ожидания. Я могу транслировать чью-то активность. Но я не умею самостоятельно чего-то добиваться в инстанциях, я ни на кого в суд не подаю. Я просто говорю: есть такие сигналы, а потому хоть кто-то, услышьте, начните с этим разбираться!

О фигуре архиепископа Димитрия (Капалина), брате влиятельного управделами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента знают немногие. Да и сам Климент не столь публичная фигура, как митрополит Кирилл. Однако рассматривается как кандидат на пост Патриарха наряду с широко известным публичным Кириллом.

Братом Климента, архиепископом Димитрием (Капалиным) пресса заинтересовалась в связи с предвыборной борьбой за пост Патриарха всея Руси.

"Управляющий одной из богатейших епархий Русской православной церкви хорошо известен и в среде властного истэблишмента благодаря своим связям с бывшим главой Администрации президента Сергеем Собяниным и влиятельными нефтяными олигархами. Сегодня весь его церковный и административный ресурс был брошен на помощь брату Клименту, одному из главных претендентов на патриарший престол", - пишет ресурс lenta.com

"В СМИ главным скандалом предвыборной борьбы пока остается история с избранием делегатов от духовных школ Московской Патриархии, в ходе которой Димитрий Капалин при поддержке ряда других иерархов надавал прилюдных пощечин цвету православной науки, грамотно продирижировав выборами и продавив нужных кандидатов. Профессора, понятно, возмутились, стали апеллировать к Синоду, но дело, как говорится, было сделано. Впрочем, маневра этого Димитрию они не простили.

По итогам выборов настоящую войну братьям Капалиным объявил небезызвестный дьякон Андрей Кураев (являющийся заодно и профессором Московской духовной академии), обрушившийся на них с, мягко говоря, резкой критикой. Боевого дьякона поддержали и семинаристы Тобольской духовной семинарии, активно жалующиеся на форуме Кураева – так называемом «курятнике» – на своего начальника Димитрия Капалина, которого авторы некоторых постов на кураевском форуме обвиняют в том, что он массово доводит студентов до самоубийства и вообще творит всякий беспредел.

Что правда, а что ложь в разговорах вокруг Тобольско-Тюменской епархии, мы попробовали разобраться.

«Друг мусульман»

Для начала приведем немного статистики. В Тюменской области русские и другие православные народы составляют 90% населения, а татары и другие мусульманские – менее 10%. В то же время в Тюменской области мусульманских общин зарегистрировано больше, чем православных! Как сообщают РИА «Новости», лишь 77 из 214 зарегистрированных религиозных организаций области принадлежат Русской Церкви, а 80 общин – мусульманам.

Интересная получается ситуация – в богатейшей епархии храмов меньше, чем у мусульманского меньшинства мечетей. Думается, что это самое яркое свидетельство «успешной» миссионерской деятельности Димитрия Капалина. Впрочем, сами мусульмане считают его своим настоящим братом – экстравагантный муфтий Талгат Таджутдин как-то заехал в Тобольск и поставил в одном из местных храмов мега-свечу, вылепленную, похоже, собственноручно. За такой вклад в дружбу между религиями Димитрий Капалин вручил ему мега-посох с изображением специальной травы (!), призванной символизировать «усиление взаимопонимания между конфессиями». За глаза, правда, тюменский иерарх мусульман поругивает, называя варварами и упрекая в сожжении александрийской библиотеки.

Немногим лучше выглядит ситуация в Югре и на Ямале. Православных приходов там менее половины, а вот мусульмане в некоторых населенных пунктах уже составляют большинство. Смирившиеся с этим власти православных по своему этническому составу округов строят культовые здания по принципу: один храм – одна мечеть. И в мечетях нередко бывает многолюдней: и не потому, что в мечети ходят много людей, а потому, что в православные церкви почти никто не ходит….

Рай для сект

А ходят тюменские русские, к сожалению, всё чаще на собрания различных сект. Во всех трех регионах Тобольско-Тюменской епархии протестанты и секты чувствуют себя исключительно вольготно, а их доля просто зашкаливает. На Югре и Ямале протестантских общин куда как больше, чем православных. Такая вот интересная епархия: на юге рулят мусульмане, а на севере – протестанты.

Но может такая же ситуация и в соседних областях? А вот и нет. В соседней Екатеринбургской епархии мусульман живет больше, чем в Тюменской, но тем не менее православных приходов в Свердловской области большинство и мусульмане (хотя их там и больше, чем в Тюмени) пудовые свечи в храмы не притаскивают. И вообще ведут себя корректно, ибо уважают и побаиваются местного архиепископа.

Нельзя сказать, чтобы Тобольская епархия капитулировала перед сектантами. Нет, борьба ведется, только ведется силами недообученных епархиальных миссионеров и больше напоминает корриду, когда полуслепой бык тупо бросается на каждую красную тряпку и каждый раз промахивается под насмешки трибун. Беспощадная война ведется со всеми – от адвентистов до атеистов. И с одинаковым итогом – успеха никакого, а консолидация меньшинств – налицо. История с близкой к епархии доценткой Шестаковой, которая своей лекцией в Нефтегазовом институте не только сыскала себе всероссийскую скандальную славу, но и дала мощный аргумент противникам «Основ православной культуры», стала тому подтверждением. Кстати, в противовес епархии уже давно создан межконфессиональный совет, работу которого курирует глава религиозного отдела Тюменской области Игорь Бобров – по слухам, сам пятидесятник-харизмат.

Семинария или туберкулезная тюрьма?

Особой гордостью владыки Димитрия является Тобольская семинария, знаменитая постоянными самоубийствами своих студентов. Как говорится, одно самоубийство – случайность, два – тенденция, три – норма жизни. Действительно, семинаристам в Тобольске живется тяжело – скудная учебная программа и еще более скудное питание, малограмотные преподаватели, издевательства инспекторов и, конечно, место проживания – знаменитый Тобольский централ, прославившийся в прежние годы в качестве рассадника туберкулёза. Кстати, именно в этом Тобольском централе при Брежневе мотал срок за хулиганку и грабежи знаменитый муфтий-ваххабит Нафигулла Аширов. Наверняка в его мемориальную камеру селят сейчас самых дисциплинированных студентов. А злые языки называют Тобольским централом всю епархию.

Это замечательное учебное заведение Димитрий давно хочет сделать академией. И вообще навести свои порядки во всех церковных академиях. На этой почве он схлестнулся с ректором МДА архиепископом Верейским Евгением Решетниковым, который, несмотря на свои дружеские отношения с тобольским коллегой, все его проекты зарубил на корню. А потом профессура МДА отказалась принять к защите диссертацию Климента Капалина как откровенно несамостоятельную и плагиатную. Впрочем, в декабре прошлого года сильно умным академикам это припомнили на памятных выборах делегатов на собор.

Монахини-гастарбайтеры и сжигание паспортов

Капалин-младший, конечно, человек жесткий и тоталитарный. Однако тоталитаризм Димитрия хорошо действует лишь на семинаристов, могущих излить свои обиды только в Сеть. В северные города епархии на сезонные заработки совершенно спокойно приезжают священники и монахини из Москвы, никоим образом не заботясь о санкциях управляющего. Чиновники на деспотичного владыку злятся, но не боятся, а областные журналисты четко поделились на тех, кому он, по слухам, платит деньги, и тех, кто его не любит. Например, местное приложение к «Труду» в лице журналиста Леонида Иванова вообще объявило Димитрию войну. И не только «Труд» вышел на такую тропу…

Под стать своему иерарху и священники епархии. Главный по внешним сношениям протоиерей Сергей Швалев своими хамскими письмами вызывает тихую ненависть у власть предержащих всех уровней, а духовник епархии архимандрит Зосима Горшунов подбивает своих духовных чад сжигать новые паспорта и выкидывать мобильные телефоны в лучших традициях Диомида Дзюбана. В итоге паспорта в Тобольской епархии жгут не только миряне, но и священники…

Вообще в сети пишут страшные вещи о связях Димитрия с Ходорковским. Мол, дружили крепко, семьями и с обоюдной выгодой. Говорят даже, что в 2001 году по решению Русского биографического института и при содействии «прихожан из ЮКОСа», Капалин-младший стал «Человеком года» в номинации «Религия». И про мешки с деньгами пишут, и про тонны пожертвованного на храмы и неучтенного нала, и про подаренный епархии и бесследно исчезнувший вездеход на воздушной подушке, и про войну Димитрия с мэрами югорских городов, и про его симпатии к высоким светловолосым семинаристам, которым потом достаются лучшие северные приходы – вообще, популярный он человек, владыка Димитрий Капалин. Брат-2, одним словом".

Статей о родственниках митрополита Климента становится все больше. Конечно: до выборов осталось несколько дней, а в этот раз церковные выборы проходят под сильным давлением светских властей и с участием большого количества лиц, не имеющих отношения к духовной жизни общества, как говорят, "подключили союз промышленников и предпринимателей" - в кавычках. Отсюда и светские приемы борьбы - публичный компромат, грязь, выметенная из избы...

Справка Тобольско-Тюменской Епархи:

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской Православной Духовной Семинарии.

Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский

(Капалин Алексей Михайлович)

Биография:

В 1974 г. окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором. В 1984 г. окончил МДС, в 1987 г. - МДА со степенью кандидата богословия.

31 января 1986 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг, 23 февраля рукоположен во иеродиакона, 7 апреля - во иеромонаха. В ноябре 1986 г. после пожара в Троице-Сергиевой лавре назначен экономом лавры и МДАиС на период восстановительных работ.

25 марта 1987 г. возведен в сан игумена, 13 июня - в сан архимандрита с назначением заместителем ректора МДАиС по административно-хозяйственной работе. С 20 апреля 1989 г. инспектор МДС.

4 ноября 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Тобольского и Тюменского. Назначен ректором Тобольской ДС. Преподает в семинарии Ветхий Завет, нравственное и пастырское богословие, организацию приходской жизни.

С 26 февраля 1994 г. член Синодальной богословской комиссии. В 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира III степени, прп. Сергия Радонежского II степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, медалью прп. Сергия Радонежского II степени, крестом св. ап. и евангелиста Марка II степени Александрийской Православной Церкви.

Обсуждение статьи

сергий
Sep 11 2012 5:09PM

детские сплетни даже смешно,типа а говорят же.

Andrew
Mar 12 2012 11:45AM

Есть тут доля истина, но большей частью это раздутые мелочи. Знает ли составитель статьи, что нашел архиепископ Димитрий, приехав в необъятную богатую епархию? Он нашел одно "богатство" - массовое безбожие в людях и один действующий храм с малочисленной общиной. И все эти общины, которые существуют сейчас в Тюменской области и автономных округах - это его заслуга и его труды.

"Массовые самоубийства" - ну это уж совсем низость. 3 человека из 2 тысяч - массовая истерия или психическое расстройство этих трех? Эти три человека нисколько не соответсвовали духу Церкви, скорее проявляли себя как сатанисты и приверженцы фашистских настроений. Если человек думает об одном, и делает другое - то это шиза, и нет оснований думать, что человек будет себя адекватно вести.

Жалобы семинаристов - это ничтожные вопли людей, которые не смогли за годы учебы призвести над собой нравственное усилие и изменитья, а сейчас винят во всем владыку. Они и не доучились до конца.

Вся статья -клевета.

Антоненко
Dec 14 2009 3:15PM Алекс
Jan 30 2009 10:32AM

Не все правдиво написано. Конечно, у каждого человека недостатки есть, но это не значит, что он во все тяжкие пустится. Не секрет, что в Тобольско-тюменской епархии формализмом и бюрократией страдают, но это не значит, что архиерей "любит высоких белокурых семинаристов". Вы на службе при Владыке Димитрии хоть одного такого видели? Да и статья не по существу все говорит. Не надо в грязном белье копаться! Говорите по существу! Или властей боитесь?

Виктор Егоров
Jan 23 2009 8:47AM

В русской православной церкви появились признаки реформации, то есть жесткой критики прежде всего нравственного облика действующих епископов. Видимо, развитие буржуазии без реформации и в наши дни невозможно. Но факты, факты, ведь, правдивы! Вот только что в интернете появился новый очерк об архиепископе Тобольском и Тюменском Димитрии. И ни один факт из него никем в Тюмени не опровергается. Выборы выборами, а с фактами что делать?

http://zhurnal.lib.ru/editors/e/egorow_w_a/chelovekbogij.shtml

Сергей
Jan 20 2009 2:22PM

Интересное сообщение. Правда в Тюменской области организзаций мусульманских гораздо меньше, чем указано в статье. Цифры старые. Мечети там стоят пустые, особенно в селах, а оснавная часть мечетий именно там. В церквях народа побольше, но судя по некотрым данным по Тюмени на службы приходит от 2 тыс. в обычные воскресенья до 10 тыс. по большим праздникам 9в городе житет порядка 600 тыс.). Про Боброва, байка пущена самим архиепископом, тюменским благочинным Швалевым, да, и самим Диаконом Кураевым, которы, как-то с Бобровым схлестнулся по поводу ОПК. В Тюмени каждая собака знает, Бобров - атеист, хотя и не воинствующий.

HTTP
Jan 20 2009 1:06PM

"надавал прилюдных пощечин цвету православной науки"=Кураев не попал на Собор.

"Профессора, понятно, возмутились, стали апеллировать к Синоду"=Кураев пригрозил Церковным судом

И т.д. и т.п.

Каждое предложение этой статьи всего лишь грязный домысел или грязная интерпретация реальных фактов. Можно это доказать простым перечислением фраз: "злые языки называют", "ЗА ГЛАЗА...поругивает", "по слухам, сам пятидесятник-харизмат","Говоря

т даже..стал "Человеком года"" - это так. наугад выхваченные фразы.

Про связи с Ходорковским - вообще ниже пояса. А уж про паспорта и ИНН! Грязно, но не талантливо. У дьякона получается лучше - это его стихия.

Обидно за любимый "Стрингер"

В Тобольской митрополии выступили с резкой критикой протодиакона Андрея Кураева за публикацию в его блоге, где он приводит анонимные свидетельства о гомосексуализме местного архиерея, заявление пресс-службы опубликовано на сайте епархии.

Речь идет о записи в блоге Андрея Кураева от 11 апреля, озаглавленной "Тобольские жалобы". Он приводит анонимное письмо о том, что митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) ходит в баню вместе с воспитанниками пансиона для несовершеннолетних школьников при тобольской семинарии и просит их натирать ему спину медом, а также зовет к себе в гости, где по ночам занимается растлением мальчиков.

"У этого заштатного диакона все мерещатся в голове грязные извращения, желание посеять раздор, а также облить грязью Церковь в дни Страстной седмицы", - говорится в заявлении пресс-службы митрополии. Информацию, опубликованную Кураевым, в епархии назвали клеветой и напомнили о поговорке "У кого что болит, тот о том и говорит".

"Этот вброс далеко не нов. В 2009 году похожие анонимки с тем же содержанием этим диаконом-недоброжелателем уже печатались. Полагаем, что анонимные вбросы не имеют никакого юридического обоснования", - сказано в заявлении.

В пресс-службе отмечают, что за 26 лет через тобольские духовные школы прошли более 1600 учащихся - юношей и девушек, "и, конечно, могут найтись недоброжелатели из числа не вписавшихся в регламент учебных заведений, которые могли бы подобным образом попытаться как-то навредить и школе, и ее руководству".

Кураев, в свою очередь, уже ответил в блоге на обвинения в клевете.

"Не дотерпела Епархия до конца Страстной. Так скорбели о Страстях Христовых, что все ж таки обратили внимание на далекого "отправленного за штат диакона Андрея Кураева" (кстати, меня никто не "отправлял за штат": я все 27 лет служу в таком статусе)", - написал он.

Далее он опровергает утверждение о том, что анонимные свидетельства не имеют никакого юридического обоснования. "Среди помянутых вами 1600 учащихся есть и еще найдутся люди, которые воспользуются судебными прениями для изложения весьма печальных мемуаров", - пишет диакон и отмечает, что подозреваемый им в гомосексуализме и педофилии митрополит "это знает" и юридически значимых опротестований с его стороны не было. В конце своей отповеди Кураев утверждает, что по церковным канонам владыка Димитрий "автоматически уже лишен сана".

РБК 14 апреля приводит новое заявление пресс-службы Тобольской митрополии и отмечает, что она готова защищать разными способами честь и достоинство владыки Димитрия. "Есть множество путей для защиты владыки. Но решения о подаче иска в суд против диакона Андрея Кураева пока нет. Думаю, оно будет после проверки информации компетентными органами, в частности региональным управлением СК РФ. Нанесено публичное оскорбление митрополиту, и мы должны реагировать", - заявил корреспонденту РБК пресс-секретарь Тобольской митрополии Григорий Мансуров.

В прокуратуре Тюменской области пока не намерены проводить поверку по данному поводу, так как сообщение является анонимным. Однако в областном управлении Следственного комитета изданию обещали проверить информацию. Кроме того, на сайте Change.org появилась петиция с просьбой разобраться, правда или провокация публикация Кураева. Правда, пока ее подписали всего 20 человек.

Между тем Znak.com со ссылкой на источник, знакомый с происходящим, 13 апреля сообщает, что митрополит Димитрий готовит заявление в правоохранительные органы с требованием разобраться в клевете на него. Сторонники владыки Димитрия уверены, что архиерей в очередной раз стал объектом прессинга со стороны неких представителей одной из групп влияния в центральном аппарате РПЦ.

"Это кампания против владыки, и главная задача - лишить его поста митрополита", - поделился мнением с изданием один из священнослужителей Тобольско-Тюменской епархии. Он рассказал, что еще с 1990-х годов у Димитрия были влиятельные враги (конкретные имена он не называет), которым не нравилось, что его определили на работу епископа Тобольского и Тюменского.

Диакон Андрей Кураев публично обвинил митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) в педофилии. В своем ЖЖ он опубликовал анонимное письмо «служителя епархии», который рассказывает о странных привычках владыки. Однако во время написания журналистом ЕАН этого материала пост исчез из профиля диакона.

«Надевать трусы или полотенца в бане строго запрещено. Митрополит ходит голым в толпе голых мальчиков, пьет чай, купается с ними в бассейне. А самые близкие дети допускаются до такого обычая - натирание медом владыки. То есть мальчик наливает на спину митрополиту мед и нежно массажирует его. К этому пускаются только некоторые гимназисты. Владыка так любит баню, что ни разу не пропустил ее. Хотя дел у него много», - пишет аноним.


В пансионе живут около 100 школьников.

«Владыка вызывает к себе домой ночевать гимназистов по списку. Там он их поит чаем, показывает телевизор. Иногда играет в компьютерные игры. Ночуют они в гостевых комнатах. И вот ночью, когда все уснут, он приходит к детям и делает всякое… Если кто-то проснется, владыка уговаривает помолчать. Говорит, что он им так снимает стресс. Самое интересное, что владыка и в поездку с собой берет детей. В Москву, в Тюмень и в другие города.
Дети, которые опытные, знают об этой привычки владыки и стараются не попасть. Кто-то не спит всю ночь, кто-то специально ложится на пол спать, кто-то дежурит по очереди, чтобы не спать. А когда жалуются своим наставникам, им никто не верит. А если кто-то поддался, тому владыка дарит подарки дорогие. У кого-то фотоаппарат, у кого-то телефон, у кого-то кроссовки. А еще все знают, где у владыки лежат деньги, и понемногу там берут. А те, кто не поддаются, их больше не зовут», - делится в письме анонимный источник.

По словам сотрудника епархии, обо всех этих «традициях» давно известно. По словам анонима, есть и семинаристы, которые раньше часто ночевали у владыки.

«Я написал об этом, потому что страшно за детей. И за совесть. Ведь все отрицают все. Директор гимназии сейчас сам из выпускников гимназии, любимчиком владыки всегда был. Поэтому ему говорить бесполезно. А дети привыкают, что нельзя ничего говорить. А потом становятся семинаристами и священниками и тоже работают с детьми», - пишет в опубликованном письме аноним.

«Город у нас маленький, и анонимные заявки не принимают. А что-то делать надо… Прошу простить, что не подписываюсь. Просто еще не уволился из епархии и боюсь, что испортят жизнь», - сообщает он.

Диакон Андрей Кураев писал, что о поведении митрополита ему известно, но вскоре пост без объяснения причин удалил.

«Мы видели этот пост и считаем, что все, что опубликовано, является неправдой. Духовенство епархии готово отстаивать честь своего архиерея. Наш личный опыт, все мы учились в семинарии, не подтверждает этих слов. Мы этому не верим. Считаем все опубликованное заказной провокацией и попыткой очернить митрополита», - рассказал корреспонденту ЕАН пресс-секретарь Тобольской митрополии Григорий Мансуров.

На вопрос о том, кому и зачем было нужно очернять имя митрополита, Мансуров ответить затруднился.

Представители православной общественности с великим недоумением воспринимают скандалы, то и дело вспыхивающие в ходе подготовки избрания на пост Патриарха Московского и всея Руси. Здесь тебе все «прелести» мирских выборов. Стороннему наблюдателю остается только диву даваться, откуда в религиозной среде всплывают подобные «методы» в стиле конфликтного пиара конца 90-х годов? Так, в самый канун 2009 года, имя одного из «агитаторов» попало в ленты новостей и на страницы газет. Стремление архиепископа Тобольского и Тюменского, ректора в Тобольской духовной семинарии Димитрия продвинуть своего родного брата, управделами Московской патриархии митрополита Климента на патриарший престол, вышло за всяческие этические рамки. Процесс избрания делегатов на Поместный Собор от духовных семинарий в православной прессе назвали «лжевыборами». Манипулировал голосами владыка Димитрий (Капалин Алексей Михайлович), брат митрополита Климента (Капалина). По словам семинаристов «вл. Димитрий действительно в очень жесткой и даже грубой форме захватил фактическое руководство всем процессом».

Впрочем, это не удивительно. Дело в том, что в свое время архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий прошел хорошую «школу ЮКОСа »

Деньги несли мешками


В православной среде за Тобольской епархией давно закрепилось определение – «нефтяная». Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий решал материальные вопросы просто и с размахом. Тем более, что долгое время Тюмень практически полностью лежала «под пятой» нефтяной компании ЮКОС, с руководством которой у владыки сложились тесные взаимоотношения.

В середине 90-х настоятель Свято-Никольского Храма в Сургуте отец Виктор открыл приход в городе и приступил к строительству храма. На это требовались немалые средства, чем им озаботился настоятель, пользовавшийся в городе уважением и доверием. И деньги на строительство появились, причем не малые. А по свидетельству о. Виктора, вскоре о потоках узнали в Тобольске, а с кафедры раздался призыв - «делиться надо». В результате деньги в епархию, по выражению мэра Сургута Александра Сидорова, понесли «мешками». Ошалев от происходящего о. Виктор ретировался подальше от греха, переехав в другой регион. По его словам, деньги из Сургута не приходовались официально, а передавались «из руки в руки». Проще говоря, епархия вовсю, оборачивала «черный нал», благо его в то время гуляло море.

Естественно, среди спонсоров богоугодных дел фигурировала и компания ЮКОС, ведь нефтяной империи Михаила Ходорковского как ни крути, работая в этом регионе, требовался имидж меценатов и благотворителей. К тому же до начала всех уголовных приключений компании топ-менеджеры провозглашали себя то православными, то правоверными сионистами. В зависимости от обстоятельств и аудитории. Не случайно потом, когда Ходорковский угодил в колонию, его американские консультанты вроде Чарльза Краузе из «Apco Worldwide Inc» (США) подключали к его «освобождению» все религии мира, напоминая о былой щедрости ЮКОСа, которую они как бы проявляли, в том числе и по Тюменской епархии. Не случайно в 2000 году о. Димитрий неожиданно для всех поехал в турне в США – читать лекции в один из американских университетов. А в 2001 году по решению Русского биографического института и, как говорят, при содействии «прихожан из ЮКОСа», стал «Человеком года» в номинации «Религия».

Епархия о. Димитрия и Ходорковского


Вот как рассказывает об этом один из очевидцев славных дел НК ЮКОС Гавриловский Kонстантин. «В бытность мою, работая у архиепископа Д. референтом, в той области, где компания ЮКОС имеет свои ресурсы, знал некоторые нюансы. Так вот. Однажды приехала делегация к владыке от этой компании. Удалось согласовать финансирование отливки колоколов для колокольни Кремля…». (Кстати, колокола Ходорковский тогда так и не оплатил – от ред.) Таким образом, под «колокольный звон» компания ЮКОС завоевывала общественное мнение в непростом, нефтяном регионе. И были правы, потому что опыт общения с главой Тобольской епархии менеджерам ЮКОСа впоследствии очень пригодился. По данным тюменских журналистов с подачи американской консалтинговой фирмы «Apco Worldwide Inc», нанятой ЮКОСом, возникла идея создать «Религиозный щит» - поднять на защиту Михаила Ходорковского и Платона Лебедева священников основных конфессий. За «Иудейский щит» взялся отвечать, сбежавший в Израиль Леонид Невзлин. А с «Православным щитом», и с подбором несогласных священнослужителей помог, как говорят, админресурс владыки о. Димитрия.

Достаточно вспомнить историю о том, как священнослужитель Сергей Таратухин «в знак протеста против осуждения Михаила Ходорковского» отказался освятить молельную комнату, созданную руками заключенных колонии в Краснокаменске и даже «назвал Ходорковского «политическим заключенным». Так называемее либералы подняли подвиг Таратухина «на знамя». Во многом по их вине он и был лишен сана. Секрет спекуляции на православной теме был прост: по совету пиарщиков штабом по спасению Ходорковского отрабатывались все направления – от правозащитного до религиозного. И в зависимости от аудитории на МБХ надевали то крест, то кипу, то правозащитную тогу, то майку либерального борца. То, что подобные действия оскорбляют чувства верующих, циников не волновало. Ну а глава Тюменской епархии и вовсе не реагировал на подобные вещи, хотя зная этих персонажей лично, мог бы и внести свою лепту против дискредитации РПЦ. Впрочем, наблюдая за сегодняшними действиями о. Димитрия по продвижению интересов своего родного старшего брата Климента, аналогии с агрессивностью НК ЮКОС напрашиваются сами собой. Во всяком случае, отличий намного меньше, чем сходства. Уж не являются ли Ходорковский и братья клиентами одной и той же «Apco Worldwide Inc»?

Андрей Косатонов