В какое море впадает ганг. Водная артерия Индии — река Ганг

Река Ганг играет особую роль в истории и современной жизни Индии. Эти плодородные равнины населены и обрабатываются уже тысячи лет. Сегодня здесь живут и пользуются ресурсами Ганга миллионы людей. В дельте Ганга находятся знаменитые мангровые леса, где создан Национальный парк Сундарбан - место обитания бенгальского тигра.

На фото изображен город Варанаси (иначе - Бенарес) на реке Ганг в индийском штате Уттар-Прадеш - один из важнейших центров паломничества как для последователей индуизма, так и для буддистов и джайнов.

На берегах Ганга есть несколько особо чтимых мест паломничества, привлекающих верующих со всей Индии. Одно из них — город Харидвар.

Длина реки: 2700 км.

Площадь бассейна водосбора: 1 060 000 км. кв.; вместе с бассейном Брахмапутры (с ней Ганг формирует общую дельту) 1 643 000 км. кв.

Площадь дельты: 105 640 км. кв.

Средний сток: 12 000 м3/с

Река Ганг с давних времен является центром индийской цивилизации. Сегодня в ее бассейне проживает более полумиллиарда человек. Здесь находятся такие памятники человеческой культуры как мавзолей Тадж-Махал в Агре . Именно Ганг является колыбелью Буддизма, так как в его долине бродил Будда, рожденный примерно в 563 году до н.э., в состоянии полного отрешения, в окружении немногочисленных друзей, пока не достиг просветления.

Примерно за 2 тысячи лет до нашей эры началось перемещение активной политической и религиозной жизни из долины Инда в более плодородную долину Ганга. Это было вызвано тектоническими изменениями на полуострове Индостан в результате которых Инд изменил русло, и обмелел.

Где протекает: Ганг берет начало в месте слияния реки Бхагиратха с рекой Алакнандой возле селенья Девпраяг. Выстоа истока над уровнем моря равна 636 метров. Река Бхагиартха в свою очередь берет начало из ледника Ганготри на высоте 7 756 метров выше уровня моря. Здесь же расположено одноименное с ледником селенье, являющееся центром паломничества индуистов. Они верят, что здесь живет богиня Ганга — воплощение священной реки Ганг. Богиня является символом материнства, связью между мирами и средством для очистки.

Ледник Ганготри — место, где обитает богиня Ганга.

В среднем течении Ганг замедляется и медленно течет по равнинной местности в юго-восточном направлении. Здесь расположены такие большие города как: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш).

В нижнем течении река начинает делиться на множество рукавов. Главный из рукавов Ганга – Падма, возле городка Раджбари принимает в себя Джамуну. Джамуна, в свою очередь, также является рукавом другой большой реки Брахмапутры.

Соединившись, воды обеих рек мощным потоком изливаются в Бенгальский залив. Ганг и Брахмапутра образуют самую большую и самую запутанную на земном шаре дельту. На ее территории расположен самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан. Это невероятно запутанный лабиринт из топей, рукавов и бухт длинной в 265 км и шириной в 350 км. Этот участок постоянно изменяется. Острова, покрытые мангровыми лесами, могут возникать и исчезать под воздействием наводнений и морских приливов.

Экологические проблемы.

Как не парадоксально это звучит, но сегодня жилище богини в опасности. По некоторым прогнозам, если сохранятся сегодняшние темпы отступления ледника, то он исчезнет до 2030 года. Это будет иметь не только религиозный эффект. Количество воды в реке также неминуемо сократиться.

Со своей очистной функцией богиня Ганга тоже справляется с трудом. Каждый день в реку попадает 365 млн литров неочищенных промышленных и канализационных отходов. Это при том, что государсво выделяет миллиарды долларов на ее очистку. При таком уровне загрязнения река просто физически не успевает очищаться. Поэтому Ганг считают самой грязной в мире рекой.

Проблему усугубляет Индуистская традиция сжигания умерших на берегу Ганга. Бедные семьи часто просто скидывают мертвых в реку, у них не хватает денег чтоб купить дрова. Смотрите больше фото в статье:»Ужасы реки Ганг «, но предупреждаю сразу, что слабонервным и детям лучше не смотреть.

Не смотря на загрязненность реки, каждый год около 700 млн. человек совершают в ней религиозное омовение с целью очистится. Из них, примерно от 0,5 до 3,6 млн. гибнут от инфекционных заболеваний. Это, в основном, дети. Но как говорится — на все воля божья.

Ганг - величайшая река Индии. Ее бассейн - одно из самых населенных мест в мире: здесь живет свыше 120 миллионов человек. С долиной Ганга связана вся замечательная история, культура и жизнь индийского народа.
Долгое время географы ничего достоверного не знали об истоках Ганга. Его колыбель, затерявшаяся в недоступных недрах Гималаев, самых высоких гор на нашей планете, была окутана непроницаемой тайной.

Позднее, когда точно было установлено, что Ганг образуется слиянием горных рек Бхагиратхи и Алакнанды, среди географов возникли споры по поводу того, какую из ветвей считать главным истоком Ганга^ Одни придерживались мнения, что Бхагиратхи и есть главная река: она давно известна, упоминается в древних книгах, носит имя легендарного святого и сама считается священной. Другие отдавали преимущество Алакнанде, потому что по длине и водоносности она превосходит Бхагиратхи. Все же большинство склонилось к тому, чтобы главным истоком считать Бхагиратхи.
Река Бхагиратхи зарождается в высокогорном леднике Ганготри, язык которого круто обрывается стометровым уступом. Она вытекает из Ледяного грота Коровья Пасть. Множество свисающих ледяных сосулек придают ему фантастический вид, напоминающий вход в сказочный дворец.

Кристально-прозрачные ледниковые воды Бхагиратхи, спускаясь с крутых склонов гор, прорезали глубокую узкую теснину. На дне ее стремительно мчится водный поток. У грота ширина его около трех метров. Но, опускаясь по ущелью и принимая по пути воды таких же бурных притоков, река становится все более значительной и шумной.
Если спуститься на дно теснины, покажется, что наступил вечер - до того здесь сумрачно, тесно и дико. Скалистые, чуть ли не отвесные стены вздымаются вверх на сотни метров, и кажется, что выбраться отсюда невозможно. Целыми днями можно пробираться сквозь заросли, оглохнув от грохота бешеного потока, и нигде не встретить ни жилья, ни путника.
Навстречу Бхагиратхи мчится Алакнанда. Она возникает в недрах высочайшего узла Гималаев, образованного массивами Камет и Нанда-Деви, вершины которых вздымаются более чем на 7 500 метров над уровнем моря. Стремительная Алакнанда тоже извивается по диким ущельям и наконец соединяет свои воды с Бхагиратхи.
Слившись вместе, эти два потока получают название Ганг. Уже здесь это большая река шириной в несколько сотен метров. Еще на протяжении трехсот километров ее течение носит бурный порожистый характер.
Преодолев Сиваликские горы, последнее препятствие на пути к морю, Ганг выходит на широкие просторы Гангской равнины. Здесь весь облик реки меняется: течение успокаивается, долина становится широкой, обширная пойма изрезана рукавами, низкие участки поймы заняты болотами. Спокойно и величаво катит река свои воды по просторному руслу шириной 500-800 метров; местное население называет ее Тихая Ганга.
Едва только Ганг выходит на равнину, его воды начинают разбирать на орошение. Тут он не скупится, щедро наполняя каналы водой, вынесенной из глубин Гималаев. Особенно много забирает Верхне-Гангский канал, отходящий справа, у города Хардвара. Он орошает обширное междуречье, простирающееся от Ганга до реки Джамуны.
Несмотря на большие потери, Ганг не оскудевает, а, наоборот, все более увеличивается, получая пополнение от гималайских притоков.

На возвышенных берегах среднего течения Ганга раскинулось много населенных пунктов. Среди них большие красивые города Индии Канпур и Аллахабад - «Город Аллаха», или «Божий город». Он известен как древний город индуизма и славится памятниками индийской и мусульманской архитектуры.
От устья самого большого правого притока - реки Джамуны - начинается нижнее течение Ганга. Один за другим вливают в него свои воды левые большие притоки - Гогра, Гандак, Коси, Махананда. Ганг разбухает от избытка воды, ширина его достигает 2-3 километров.
Медленно текут мутно-желтые воды Ганга по бескрайней равнине, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки. Местами к самому берегу реки подходят возвышенности Южной Индии. На таких незатопляемых участках гордо возвышаются живописные города, и среди них - Бенарес и Патна.
Бенарес неоднократно был столицей феодальных княжеств и государств, возникавших на протяжении веков в Северной Индии. По преданию, в нем жил сам Будда.
Патна - тоже исторический город, основанный на месте Паталипутры, древней индийской столицы. Ныне промышленный и административный центр, важный узел дорог.
В низовьях Ганг пересекает Бенгальскую низменность, там он разбивается на рукава и вместе с Брахмапутрой образует грандиозную Бенгальскую дельту.
Брахмапутра - «Сын Брахмы» - выносит из глубин Тибетского нагорья большую массу воды. По водоносности ее можно почти приравнять к нашей сибирской реке Оби.
Около 200 лет назад Брахмапутра впадала в Бенгальский залив самостоятельно, но после сильного наводнения изменила русло и прорвалась к Гангу.
Вместе с Брахмапутрой Ганг изливает в Бенгальский залив 1 200 кубических километров воды за год. Это в два с лишним раза больше годового стока самой большой реки нашей родины - Енисея. По обилию вод Ганг с Брахмапутрой занимают третье место в мире после Амазонки и Конго.

Дельта Ганга - сложнейший лабиринт рукавов, проток, островов. С западной сторону она ограничена рукавом Хугли, а главный рукав Ганг-Падма-Мегна располагается по восточному краю. Некоторые рукава представляют собой огромные реки шириной в несколько километров. Среди них выделяется Хугли - «Священный Ганг брахминов». На нем расположена Калькутта - самый большой, многомиллионный город Индии. Сюда свободно подходят морские суда. Калькутта - огромный порт, связанный пароходными линиями со многими странами мира. Через него за год проходит 7-8 миллионов тонн грузов.
Дойдя до Бенгальского залива, долина Ганга врезается в него и около 150 километров тянется в виде глубокой подводной борозды. Ученые полагают, что она была затоплена в третичный период из-за опускания суши.
В теплую часть года реки Гангского бассейна многоводны, зимой - маловодны.
С июня-июля начинается варша - дождливый сезон. Вплоть до октября муссоны сбрасывают в Гангскую равнину огромные массы воды. Дельта Ганга для муссонов - гостеприимно распахнутые ворота, а Бенгальская низменность- широкая дорога, «труба», по которой они безудержно гонят с залива свинцовые, тяжелые низкие тучи, насыщенные влагой.
Первым препятствием на пути ветров встают горы Гаро, Кхаси и Джайнтия. Хотя они и невысоки (их самая высокая вершина Шиллонг поднимается на 1961 метр над уровнем моря) и перегораживают лишь часть «трубы», первый удар муссонов приходится именно на них. Тучи изливают здесь невероятное количество воды. Вспомните знакомое по учебникам географии название Черрапунджи - самое дождливое место на Земле. Оно находится на южном склоне возвышенности Шиллонг. Бывает, что за сутки здесь на землю изливается метровый слой воды, а за дождливые сезоны выпадает слой воды, достигающий высоты 5-6-этажного дома!
Пробившись дальше к северу, муссоны наталкиваются на Гималаи - высокую, непреодолимую для них стену, меняют направление и растекаются вверх по долинам Ганга и Брахмапутры. За 2-3 недели муссоны охватывают и равнину, и предгорные части бассейна. Дожди в это время идут без передышки. Удивляешься тому, сколько воды перекачивают муссоны с поверхности Бенгальского залива на сушу и какая колоссальная при этом производится работа.
Во время муссонных дождей и ливней с возвышенных участков местности в русла рек скатывается очень много воды. Реки разбухают, выходят из берегов. Подъемы на Ганге достигают 15-20-метровой высоты.
Обильные ливни часто вызывают наводнения. От них с давних пор страдает население, особенно жители Гангской равнины.
По мере удаления от устья Ганга осадков выпадает меньше, уменьшается и вероятность появления катастрофических разливов. Если для обитателей нижнего Ганга обилие воды таит в себе страшную угрозу, то жители среднего течения всегда рады, когда река полноводна и щедро поит оросительные каналы,- это значит, что будет хороший урожай.
Большие бедствия причиняют населению разливы не только самого Ганга, но и многих его гималайских притоков - Джамуны, Рамганга, Гумти, Гогры, Коси.
Периодически затапливает свою долину река Рамганга. В широкую водную полосу превращается от ливней нижнее течение Гогры. Поздней осенью 1960 года одно из самых грандиозных наводнений произошло в долине реки Гумти. Она вышла из берегов и затопила множество населенных пунктов, оставив жителей без крова. Но самые большие неприятности причиняет Коси- «Река скорби», как ее называют в народе. Ее долина - одно из наиболее населенных мест в Индии: на каждый квадратный километр площади здесь приходится 800-900 жителей.
Коси берет начало в глубине Гималаев, где разветвленной сетью своих притоков собирает большое количество воды. Несколько ее притоков стекает со склонов Джомолунгмы - высочайшей вершины мира.
Выйдя из гор, Коси начинает разливаться по равнине даже при сравнительно небольших подъемах воды, потому что русло, забитое камнями, вынесенными из гор, не в состоянии вместить всей массы воды. Разливы Коси нередко соединяются с разливами соседних рек: Багмати, Бури- Гандака, Камлы. Тогда равнина превращается в обширное озеро. Долина Коси расположена как раз на пути муссонов, поэтому ливни часто поднимают воду в реке на 5-9 метров за сутки. Неудивительно, что наводнения на этой реке возникают внезапно и развиваются стремительно. Река выносит с водой массу песка и гальки и щедро рассеивает их по нивам земледельцев, губя урожай и ухудшая плодородие почвы.
Другим опасным районом всегда была долина реки Да- модар - притока рукава Ганга Хугли. Конечно, эта река значительно уступает гималайским притокам. Но из-за близости к Бенгальскому заливу здесь нередки внезапные и очень сильные наводнения, которые причиняют населению много бед.
По первому впечатлению природа благоприятствует жизни человека в долине Ганга: здесь много тепла, а плодородные земли обильно орошаются дождями и многоводными реками. Очень важно, что воды много именно в период роста и развития растений.
Этими благами природы человек стал пользоваться со времен глубокой древности; бассейн Ганга осваивался с такой быстротой, что в конце концов стал одним из наиболее населенных районов нашей планеты.
Но на этой, казалось бы, благословенной земле человеку никогда не было покоя. История его жизни здесь - это летопись непрерывной жестокой борьбы с природой, борьбы за существование, из которой он, увы, не всегда выходил победителем.
Муссоны довольно хорошо орошают Гангский бассейн. Долина реки на участке верхнего и среднего течения Ганга получает 500-1 ООО миллиметров осадков за год, а на остальной части - 1 000-2 000 миллиметров и более. Можно было бы думать, что такого количества влаги вполне достаточно, чтобы получать обильные устойчивые урожаи. Но не тут-то было!
Дело в том, что осадки очень неравномерно распределяются по времени и по территории, а потому периоды сильных ливней, вызывающих потопы на равнинах, сменяются засухами. И в том и в другом случае это грозит человеку потерей урожая, недородом, голодом.
Климат бассейна Ганга весьма своеобразен и отличается резко выраженными контрастами. Год здесь делится на три характерных сезона.
Прохладный сезон длится с ноября по март. В это время господствует чудесная погода. Дни теплые, ласковые. Небо безоблачно. Что такое снег, жители Гангской равнины себе не представляют, потому что в январе, самом холодном месяце, температура воздуха днем 15-17°, а ночью 5-10°. В это время повсюду пышно распускаются цветы.
Второй сезон, с марта по май,- жаркий. В начале его крестьяне снимают первый весенний урожай. А во второй половине сезона устанавливается жара. Палящие лучи солнца выжигают растительность, трава выгорает, скот бедствует, тощает и, если его не подкармливать, гибнет. Все настолько пересыхает, что очень часто возникают пожары. У людей понижается работоспособность, ослабевает память. Особенно трудно приходится европейцам. Чтобы умерить жару, жители с восходом солнца завешивают окна, закрывают двери плетенкой и обильно поливают ее водой.
В июне обычно начинается варша - дождливый период. Открывается он муссонными дождями или ливнями и грозами. До октября выпадает 80-90% годовой нормы осадков.
С большим нетерпением ждут люди момента, когда наступят дожди. Растрескавшаяся почва требует влаги. Но муссоны капризны. Они могут начаться на неделю или на две позднее, чем обычно, и тогда посевы погибнут. Поэтому, когда приходит срок, все с надеждой и нетерпением смотрят на небо - не появится ли долгожданная тучка, предвестница муссона.
Как только прольются на землю первые дожди, от их живительной влаги все оживает и расцветает. Быстро поднимаются посевы, наливаются соком ягоды и плоды. Радуется сердце земледельца.
Но - снова тревога… Муссон может затянуться. И к моменту, когда все поспеет и придет пора снимать урожай, будут бушевать ливни и наводнения. Все погибнет. Или другая крайность - вдруг дожди прекратятся раньше срока. Тогда безжалостное солнце сожжет недозревшие колосья, не даст вызреть плодам. Значит, тоже непоправимая беда!
Но хуже всего, когда муссон вовсе обойдет стороной поля земледельцев. Тогда засуха неизбежна.
Страшные это слова - наводнение, засуха, неурожай. Их спутником всегда был голод. В Гангской равнине и в
Бенгалии он не раз губил сотни тысяч человеческих жизней. Значит, обилие осадков совсем не защищает жителей бассейна Ганга от стихийных бедствий, в частности от засух.
Стремление человека избавиться от капризов климата и заставило его с давних пор искусственно орошать поля речной водой. Только так можно спасти посевы от гибели, дать им воду в то время, когда они в ней больше всего нуждаются.
Так вода стала играть важнейшую роль в земледелии. Вот почему она и в этой части света представляет собой большую ценность, жизненно важную необходимость.
Жители Гангской равнины в течение веков создали густо разветвленную оросительную сеть. Они прорыли большие каналы - Верхне- и Нижне-Гангский, Восточно- и Западно-Джамунский, Агру, Сарду и другие ирригационные магистрали. Благодаря их стараниям на сотни километров тянутся по стране искусственные реки. От них отходят каналы первого порядка, а от тех - каналы второго порядка и т. д.
Даже искушенных в технике людей поражают магистральные каналы Индии - так замечательно воплощена в них инженерная мысль. Эти большие искусственные водотоки, встречая на пути глубокие долины, русла рек и каналов, преодолевают их по мощным мостам-акведукам, изумляющим своими размерами и смелостью конструкций. Тысячи шлюзов, ворот, щитов и распределительных устройств составляют в целом большое и сложное хозяйство оросительных систем.
Всем этим нужно умело управлять и дирижировать. Необходимо точно соблюдать режим течения в каналах и поддерживать в них определенную скорость движения воды. При слишком больших скоростях вода может размыть стенки каналов и нарушить ритм орошения, а при замедленном токе в русле станут осаждаться наносы и канал раньше времени выйдет из строя.
Ирригация - большое искусство. Земледелец должен владеть им в совершенстве. Нужно знать, куда, сколько и в какое время подавать воды, ибо неправильно примененное орошение может причинить непоправимый ущерб.

Река Ганг или Ганга священная река в Индии, имеет протяженность 2700 километров, питает своими водами земли Северной Индии. Исток святой Ганги находится в Гималайских горах на высоте 4495 м, в деревне Ганготри, затерянном среди Гималайский ущельев.

Там находится ледник Гомукх, от таяния которого образуется исток Ганги. К истоку Ганги летом стекаются тысячи поломников со всех уголков Индии. Города, по которым протекает Ганга, считаются святыми в Индии. В них совершаются многочисленные паломничества: Ганготри, Аллахабад. На берегах реки Ганг строятся многочисленные гхаты, храмы и монастыри.

По легенде, река Ганг имеет свое начало в космосе, откуда спускается на Землю и протекает по Индии. Ганга в индуизме считается мистическим порталом между Землей и Космосом, магической дверью, помогающей страждущим перейти в иной мир и не возвращаться обратно на эту бренную землю. Воды Ганга помогают очиститься полностью от кармы (уроков) этой и прошлых жизней.

Главная активность, которая происходит на берегах Ганги, это священное омование, смывание грехов. Индусы называют Ганг «Дасахарой», что обозначает «смывающая десять грехов». Окунуться в святой Ганге мечтает каждый индийц, ведь целебная святая вода реки смоет все трудности и нерешенные задачи. Воду из Ганга набирают в канистры и привозят заболевшим родственникам.

Ганг является популярным местом захоронений. Со всей Индии к берегам Ганга стекается умирающий люд, тела умерших привозят родственники. Считается, что быть погребенным в Ганге, это большая честь и «мгновенный портал» в иной светлый мир.

Мы немного писали об этих традициях, сжигать умерших и погружать их прах . Традиционно, умерших сжигают на погребальных кострах, после чего прах и останки отдают реке. Тела беременных женщин, маленьких детей, святых, укушенных коброй просто вывозят на середину реки и бросают в воду.

Испокон веков многие люди просто заканчивали свою жизнь, утонув в Ганге, считая, что матушка-Ганга всех примет и отправит на небеса. Это называлось «предать себя воде» и не осуждалось.

Все водные источники в Индии, будь то реки, озера, моря и океаны считаются священными во всех своих проявлениях в индуизме. Каждый источник воды может перевоплощаться в высшее существо, помогая людям во всех их просьбах, заботясь и помогая в очищении. Омовения в воде реки или другого источника не только очищает тело, но душу и дух.

Марк Твен, во время своего первого путешествия по Индии писал о Ганге: «Кроме религиозного значения, река Ганг является местом работы для перевозчиков, рыболовов и прачек, водопоем домашнего скота, слонов и диких животных, источником животворного ила, необходимого для роста риса, и местом утреннего туалета, и купания в горячее индийское лето. Все это, однако, не лишает эту вечную реку красоты и не мешает ей, с незапамятных времён, до сумасшествия очаровывать прибывших на её берега людей.»

Свами Рама «Жизнь среди гималайских йогов»:

«Много рек вытекает из великого озера Манасаровар у подножия горы Кайласа, но среди всех рек, берущих свое начало в Гималайских горах, Ганг отличается уникальными особенностями. В своих истоках, ледниках Ганготри, воды Ганга обогащаются многими минералами, оказывающими питательное и целебное воздействие.

Среди жителей селений, расположенных по берегам Ганга, редко можно встретить людей с кожными заболеваниями. Бутылка с водой из Ганга хранится в каждом доме, и практически все местные жители дают пить эту воду умирающим. Вряд ли на Земле найдется река, обладающая таким мистическим ореолом и такой духовной значимостью для людей, как Ганга, священная река индусов.

Согласно их верованиям, Ганга рождена самим верховным Господом Шивой и является олицетворением его силы. Индийские мудрецы утверждают, что Ганга начинает свой священный путь на Небесах, разливаясь по ним в виде сияющего Млечного Пути».

Удивительная водная артерия – река Ганг, занимает почётное место одной из самых полноводных рек в мире. После широкой Южно-Американской Амазонки и живительной Африканской реки Конго, Индийский Ганг по-праву занимает третье место. Длина реки составляет 2700км.
Животворный Ганг индусы приравнивают к божеству. Эта река в Индии священна.

Исток

Своё начало могучая водная артерия берёт в горных грядах Гималаев, на леднике Ганготри. Высокие горы в своих недрах рождают исток Ганга, который образуется благодаря двум горным потокам: Багиратхи и восточному Алакнанду.

Протекая по священным местам Гималаев, возле храма Деопрага и священного места Харидвар, исток великого Ганга словно впитывает в себя божественную энергию и мирно несёт её в своём могучем течении на Индийскую землю и в Бенгальский залив. Ганг Индия – эти два слова неразлучны. Без «первого» не может быть «второго». Вся история, вся жизнь, вся философия Индии связана с этой величайшей рекой. На берегах могучего Ганга рождаются, и на его же берегах провожают в мир иной.

Легенды Ганга

Величайшие эпосы человечества Рамаяна, Веды и Махапхарата рассказывают в своих легендах, сказаниях и мифах события, родившие священную реку Индии – Ганг. Повествования о возникновении различны, но все они связаны женским Божественным началом.

Индусы в течении реки видят образ богини Ганги, покровительницы материнства и плодородия.
В одних источниках говориться, что своё название река обрела в честь богини Ганги, которая сначала жила в небесных водах Млечного пути, а после снизошла на Землю и породила истоки великой реки.

Другие сказания рассказывают легенду о том, что Ганг появился во время реинкарнации Бога Вишны в Бога Вамана. Божественный дух хотел измерить три мира тремя шагами. Затея как-то не задалась. Зацепившись ногтём левой ступни за часть Вселенной, Бог разорвал её. Вышедшая из-под пальца Богиня Ганга упала с небес. Мощь падения была катастрофической. Бог Шива, оберегая Землю, принял удар на себя. Водная мощь с такой силой обрушилась на голову божества, что образовала семь потоков (дельта Ганга).

Существует красивая сказка о потерянных душах сыновей короля Сагара. Сыновья правителя исполняли священный ритуал Ашвамедха. Они случайно потревожили медитацию мудреца Капилы. Разгневанный мудрец в сей же миг испепелил взглядом негодников. Спасти несчастные души могла только богиня Ганга. Внук, скорбящего потерей любимых сыновей короля Сагара, Анусман, сумел уговорить богиню снизойти на землю. Её падение стало спасением сыновей правителя и началом появления Индийской реки.

Священные места Ганга. Потрясающий Варанаси

Своими благодатными водами река обмывает многие Индийские города: Канпур, Аллахабад, Патну, Бхагалпур и другие. Наибольшее внимание коренных жителей и многочисленных туристов Индии привлекает священное место — город Варанаси, известный под названием «город 1000 храмов». Город расположился между Дели и Калькуттой. Это место для индусов сакрально. Здесь сошлись жизнь и вечность, мудрость и просветление. В этом месте Боги сходят на Землю и дарят блаженство несчастным людям. Не случайно, именно здесь весной проводиться праздники реки Ганг.

То, что традиционно для одного народа, часто вызывает недоумение у жителя другой страны. Праздник в Варанаси открывает туристу иную Индию. Здесь начинаешь видеть и понимать эту страну по-другому: или ты влюбляешься в неё без остатка, либо ещё раз убеждаешься, что это страна не для европейца.

Ганг в Индии испокон века олицетворяет воды очищения и просветления. Только Ганг способен смыть грехи и очистить сердце, только Ганг способен забрать самое ценное, что было когда-то даровано человеку – Жизнь. В город мёртвых – Варанаси, тысячи индусов прибывают для того, чтобы совершить обряд омовения. С собой они везут дорогие им тела недавно почивших родственников, для того, чтобы придать их водам священного потока, способного силой своих священных истоков переправить душу усопшего в Рай.

На берегу реки разводятся священные костры, в которых кремируют тела умерших, а пепел опускают в воды Ганга. Малоимущие жители Индии, не имеющие возможность придать огню тела родственников, придают их сразу священному потоку. В благодатных водах, почитаемой издревле реки, ещё много дней после окончания праздника Варанаси, пылают погребальные огнища, а по течению плывут сотни тел.

Индусов нисколько не смущает такое соседство. В день празднования, в то время как одни прощаются со своими умершими родственниками, другие принимают водные процедуры, совершают священные омовения, радуются жизни, медитируют. Ступени, ведущие в воды Ганга полны людей, совершающих свои ритуалы до самого заката. Удивительно, но, ни один из коренных жителей Индии не жалуется на нечистоты.

Не смотря на то, что учёные доказали, что в воде реки уже не осталось «чистой воды», индусы её благоговейно пьют и ежедневно омываются.

Самая почитаемая река в Индии – Ганг, уже не одно столетие дарит людям этой страны жизнь, радость, благодать, просветление, счастье, гармонию. Живое воплощение Богини плодородия Ганги, влечёт на свои берега миллионы туристов, ведь только на этих берегах можно постичь сакральную сущность Индии, почувствовать жизнь этой древнейшей цивилизации.

У каждой нации есть свой, индивидуальный и искренне почитаемый символ, религиозный оберег или даже само воплощение высшей силы. У индусов такой верховной и божественной мощью, которую можно потрогать, является река Ганг. Если путешественник, попавший в пряные земли Индии, назовет благословенный водоем по имени, которое известно нам с уроков географии и истории - Ганг, индусы с раздражением поправят его: «Не Ганг, а Ганга». Потому как они называют реку на женский лад, отождествляя ее исключительно с женским началом божественной сущности бога Вишну.

Почитаемая как земное воплощение вселенской силы река Ганг собирает на своих берегах миллионы людей. Они стремятся к священным водам с непреодолимым желанием смыть с себя все грехи, очиститься разумом и телом. Индусы верят, что река Ганг обладает целительными свойствами и является своего рода пастырем, отпускающим грехи. Когда христианин желает покаяться, он идет в церковь. Когда у индуса плохо на душе, и он желает избавиться от гнета грехов, он окунается в Гангу. Именно благодаря Индии на весь мир стало знаменито выражение «смыть свои грехи». Вода реки считается священной, то же самое можно сказать о городах, расположенных на берегах Ганги. К ним относятся Аллахабад, Ришикеш, Варанаси, Хардвар и многие другие.

Реки Индии - это огромное количество водоемов, протекающих как в горах Гималаев, так и вьющихся по просторам долин и низин. Однако ни одна из них не является столь почитаемой и священной для индусов, как Ганга. Существует огромное количество легенд, связанных с появлением этого водного рукава. Одна из них гласит следующее. В небесном раю протекала восхитительная река, воды которой обладали целебными и излечивающими свойствами. Каким-то образом, прознав об этом, один индийский царь Багират стал молить (одна из ипостасей бога Вишну) о том, чтобы тот даровал кусочек великолепного водоема и своим детям - индусам. Просьбы человека были услышаны, и с тех пор жители страны радуются священным водам, которые подарила им река Ганг.

Вторая легенда звучит совершенно по-другому. Ее мне рассказывают брахманы у храма Вайшно Деви в Гималаях. Немногим известно, что у жены Шивы - Сати (Деви) - имелось несколько ипостасей, одной из которых являлось женское начало, символ матери - богиня Мата Рани. Именно с ее именем и связано возникновение реки.

Когда-то давным-давно в высоких горах Гималаях жил пастырь, всю свою жизнь посвятивший служению Мата Рани. В той же деревне жил злобный Бхейрон, не веривший ни в какую могущественную силу, кроме своей. Он мечтал искоренить веру в богиню и заставить всех людей верить только в себя. Бхейрон стремился найти Мата Рани и убить ее. Для того чтобы дать мужчине шанс одуматься, богиня скрылась в пещере Гималаев, по дороге к которой она ударила посохом по горной насыпи. Земля раскололась, и из нее недр полилась кристально-чистая вода, которая положила начало возникновению реки Ганг.

Считается, что священные воды не только смывают все грехи, но и служат путем к новому миру для усопших - они являются проводником в рай. Поэтому неудивительно, что огромному количеству умерших индусов, стремящихся попасть туда, дает приют река Ганг. Трупы усопших сжигаются на специальных погребальных кострах. После сожжения прах собирается в урну, и родственники, устроившись в лодке, развеивают его над священными водами реки.