Уточкин Сергей Исаевич - биография. Один из первых русских летчиков Русский Спортсмен

В интервью Сергей Исаевич Уточкин говорил, что в детстве у него была одна-единственная мечта — небо: «Я всегда тосковал по ощущениям, составляющими теперь мою принадлежность, — принадлежность счастливца, проникшего в воздух. Мне часто случалось летать во сне, и сон был упоительным. Действительность силой и яркостью переживаний превосходит фантастичность сновидений, и нет в мире красок, способных окрасить достаточно ярко могучую красоту моментов, — моментов, могущих быть такими длительными».

Полеты Уточкина обсуждали в каждом одесском дворе

На реализацию этой мечты ушло немало времени. Учился Уточкин, как примерный ребенок из купеческой семьи, в Одесском коммерческом училище. Но спорт увлекал Сергея куда больше, нежели чем книги. Природа наградила его отменными физическими данными — высокий, крепко сложенный. Спортивные интересы у юноши были разнообразными: теннис, плавание, бокс, восточные единоборства, коньки, футбол, велосипед. В России Уточкин стал велогонщиком № 1, также он участвовал в международных соревнованиях и развлекал публику сложными трюками. Кроме того, он организовал в родном городе два футбольных клуба и курировал их. В списке увлечений Сергея был и парусный спорт; яхту он построил самостоятельно.

«Он был выше среднего роста, сутуловат, длиннорук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках. Одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми, — платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был он некрасив, но в минуты оживления — в улыбке — очарователен. Из многих виденных мною людей он — самая яркая, по оригинальности и душевному размаху, фигура», — описывал спортсмена Александр Куприн.


Молодые люди в Одессе всячески старались походить на Уточкина. Доходило до смешного — копировали не только его манеру одеваться, но и заикание. Велосипедный спорт мгновенно стал модным, и в выходные в парках собиралось множество его любителей. Сергей отличался вспыльчивым нравом, и его эмоциональные выходки обсуждали в каждом дворе.

Сергей Уточкин совершил около 150 полетов

Прекрасная физическая форма открывала Уточкину дорогу в небо. Он купил себе воздушный шар и в 1907-м впервые полетел. В 1910-м он полетел на биплане, построенном Анри Фарманом. Это был один из самых массовых самолетов довоенного времени. Всего Сергей совершил не менее 150 полетов. Уточкин летал в Египте и Греции, неизменно собирая тысячи зрителей. В 1911-м состоялся перелет Петербург-Москва. Из-за неблагоприятных погодных условий травмы получили 15 пилотов, в том числе Уточкин.


Самолет Анри Фармана

В последние годы жизни авиатор страдал психическим расстройством. Его состояние усугублялось приемом наркотиков. У спортсмена не было денег и работы. В 1915-м Сергей Исаевич Уточкин скончался от болезни. Ему было 39 лет.

Один из первых русских авиаторов, футболист, вело-, авто- и мотогонщик начала XX века Сергей Исаевич Уточкин родился 30 июня 1876 года в Одессе, где он жил в Успенском переулке, № 23. Маму Сережи звали Лустинья Стефановна; его отец Уточкин Исай Козьмин, будучи строительным подрядчиком, принадлежал ко 2-й купеческой гильдии. Крестили мальчика в Успенской церкви, крестными были купец 2-й гильдии Дмитрий Федорович Алексеев и жена купца Параска Азафьевна Алейникова, домовладелица.

Рано потеряв родителей, Сергею с двумя братьями, Леонидом и Николаем, пришлось жить «в людях»: сначала у двоюродной сестры, потом чужие люди содержали их на деньги, оставшиеся от отца.

К сожалению, несмотря на спортивные достижения, Сергей Уточкин не был человеком с устойчивой психикой. Дело в том, что, будучи маленьким, Сережа пережил сильное потрясение. В то время мальчик жил у Краузе - преподавателя Решильевской гимназии и неизлечимого алкоголика с большим количеством детей. Однажды хозяин дома пропал, и несколько дней о нем никто ничего не слышал. Совершенно случайно его жена поднялась на чердак и увидела, что Краузе повесился. Обезумев, она схватила кухонный нож и перерезала всех своих детей. Серёжа проснулся от диких криков, увидел на полу и постелях лужи крови, безумные глаза женщины. Лишь чудом ему удалось спастись. С тех пор у мальчика начались проблемы с речью, он стал заикаться. Несмотря на этот ужасный удар, имя Уточкина стало известно каждому. Оно всегда было окружено легендами, анекдотами и загадками.

Именно о нем, как об «академике спорта» снят фильм и написано огромное количество газетных статей и книг. Именно о нем писал А. Куприн: «Я познакомился с ним на Большом Фонтане летом 1904 года и с тех пор никогда не мог себе вообразить Уточкина без Одессы и Одессу без Уточкина». Они оба испытывали страсть к небу, и в будущем совершат полет над Одессой на одном из первых аэропланов.

Сергей Уточкин имел незаурядную внешность: он был выше среднего роста, широкоплеч, на крепких ногах. Цвет его волос был ярко-рыжим, при этом имелись белесые ресницы, широкий нос и резко выступающий вперед подбородок. Да, таких природа создает не часто - могучий чудо-человек, храбрый, умный, очень добрый, готовый отдать всё, что у него есть.

Уточкин по праву считается одним из первых русских футболистов. Одним из первых он был официально зачислен в команду Одесского британского атлетического клуба (ОБАК), т.к. русских команд в городе тогда еще не было. Уточкин играл, даже находясь в солидном, по меркам футбола, возрасте, когда ему было уже 34 года.

Уточкин прославился как велосипедный гонщик. 17 лет он не сходил с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. С велосипеда Сергей пересел на автомобиль и участвовал в автогонках, ставя рекорды скорости. О его безумной езде знали все одесские городовые.

Увлекшись морским спортом, Сергей строит себе яхту, которую называет «Баба Ягуржъ». Спортсмен отличался смелостью и зачастую рисковал своей жизнью - однажды яхта перевернулась и Уточкина ударило корпусом, но ему повезло, он спасся чудом. Надо полагать, именно к тому времени относится постановление Императорского яхт-клуба о воспрещении Уточкину принимать участие в морских гонках. Что ж, он нашел себе новое применение, пытаясь взлететь на... автомобиле. Приделав ему крылья, Уточкин разгонялся на треке и на несколько секунд вместе с машиной зависал в воздухе, потом они шлепались на землю и снова подпрыгивали.

После рождения авиации спортсмен стал мечтать о небе. «Хочу летать, бросать вызов природе, - писал он. - Инстинкт борьбы, владеющий всем живым, увлекает меня на этот бой, для одного меня лишь опасный, бескровный для других. Рано или поздно - я должен слиться с природой, но пока это случится - буду всячески издеваться над ней и, мстя за грядущую неизбежность, обнимая ее всю, владеть». Совершив в начале ХХ века 150 полетов в 70 городах мира - Тифлисе и Каире, Париже и Тамбове, он исполнил свою мечту. Полёты Уточкина наблюдали видные впоследствии авиаконструкторы и лётчики: В.Климов, Н.Поликарпов, П.Сухой, П.Нестеров, С.Королёв. Московское скаковое общество на общем собрании 12 мая 1910 года преподнесло Уточкину жетон с надписью: «Первому русскому авиатору в Москве». Московское общество воздухоплавателей, устраивавшее в Москве школу воздухоплавателей, обратилось в Уточкину с предложением «принять на себя преподавание в этой школе».

Во времена, когда Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш, в России еще не было ни одного авиатора. Только весной 1910 года, в Одессе, состоялись первые полеты первого русского летчика Михаила Ефимова. Он научился летать во Франции и, прилетев в Россию, произвел фурор. К счастью, самолет в Одессе был: биплан Фармана, который купил известный одесский богач и издатель «Южной мысли» барон С.Ксидиас. Спустя неделю после полёта Михаила Ефимова, Сергей Уточкин выпросил у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан, похожий на огромный коробчатый змей, взлетел и совершил полет без всякого инструктажа и подготовки - редкий случай в истории авиации.

Полет не очень удался, машина при посадке слегка поломалась, но это стоило того! Как восторженно кричала толпа: "Браво, Уточкин!", бросала в воздух шапки, свистела и аплодировала. Несмотря на то, что Уточкин не был первым, Сергею удалось стать любимым народным летчиком. Только желание спортсмена и любовь к полетам дало ему возможность без профессиональной подготовки полететь. Уточкин был прирожденный боец, ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. Опасное падение произошло в полете недалеко от Бендер, в Екатеринославе ветер бросил аэроплан на деревья, в Ростове из-за остановки мотора машина упала и едва не убила пилота, но самая страшная авария произошла в июле 1911 года во время перелета из Петербурга в Москву. Как раз перед ним 2 июля с территории Одесской выставки над морем Уточкин совершил свой 100-й, юбилейный полет.

Перелет Петербург-Москва был первым в России полетом такой дальности. В нем приняли участие девять авиаторов, включая Уточкина, но долетел лишь один - Александр Васильев. Настроение было отличное - «Еду в Москву чай пить!» - озорно прокричал Уточкин, взлетая. К сожалению попить чаю в Москве ему не удалось. Миновав Новгород, его пропеллер разлетелся на куски. Необходима была посадка, которая не удалась... Самолет летчика врезался в крутой берег реки, но Уточкин успел из него выпрыгнуть. При спасении он был задет крылом и без чувств упал в воду. Находившиеся неподалеку крестьяне его спасли; увечья, полученные Уточкиным, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы.

Неожиданно для себя, став беспомощным и изувеченным, без гроша в кармане и без крыши над головой, он остался один, даже его любимая бросила и ушла к богатому и известному в Одессе финансисту и заводчику Анатра. Будучи в больнице, для обезболивания врачи впрыскивали Сергею морфий и давали кокаин. Когда он вышел из госпиталя, то уже не смог расстаться с наркотиками.

Пытаясь начать новую жизнь, Сергей Уточкин переезжает в Петербург, где он безуспешно пытается найти работу. Умение играть в бильярд приносило ему небольшой доход. Один раз он получил гонорар за воспоминания в купринском «Синем журнале». Когда-то изысканно одетый, сейчас Уточкин все чаще стыдился своего поношенного костюма. Ночевать приходилось у знакомых, а часто и просто на улице. Довелось и голодать.

В 1913 году сказались последствия многочисленных травм на треке, падений самолётов и автокатастроф - психическое здоровье Уточкина приблизилось к опасной черте. Утром 26 июля 1913 года сильно возбужденный Уточкин ворвался в подъезд Зимнего дворца и потребовал от швейцара доложить самому государю Николаю II о приходе знаменитого авиатора. Перепуганный швейцар поспешил преградить путь незваному гостю. Тогда Уточкин набросился на него с кулаками. Сбежавшаяся охрана схватила безумца. «Я - гений! - кричал Уточкин. - Пустите! Я слышу, меня зовут!»...

Смотритель Зимнего распорядился доставить Уточкина в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Сам авиатор объяснял свое поведение тем, что возле Исаакиевского собора якобы встретил государя, и тот пригласил его во дворец.

Ему не поверили. Лечение давало плохие результаты - Сергей шел на поправку очень медленно. Вскоре, благодаря друзьям, его перевели в отдельную палату в больнице «Всех Скорбящих» на Петергофском шоссе, а расходы на его содержание взяла на себя городская управа. Считая свое нахождение в больнице тюремным заточением, Уточкин объявил голодовку, и тогда его стали кормить принудительно. Осенью 1913 года, когда его отпустили на свободу, великий спортсмен уезжает в родную Одессу, где в ноябре 1913 года был заключен в лечебницу доктора Штейнфинкеля на Среднефонтанской дороге. Консилиум врачей поставил диагноз: тяжелое нервное расстройство на почве употребления наркотических веществ. В феврале 1914 года врачи признали его безнадежным. Больше за него некому было платить в больнице. Его было трудно узнать: поседевший, в бредовом состоянии, его обычно маленькие глаза расширились и производили жуткое впечатление. Он опять оказался один на один со своей болезнью.

Куприн писал: «Когда появились первые слухи о сумасшествии Уточкина, я не хотел им верить. Более спокойного, уравновешенного, хладнокровного человека я никогда не видел в жизни». По почину Куприна газета «Речь» объявила подписку для Уточкина, то же сделало по почину В. Коралли «Вечернее время». Открыли подписку и другие газеты. Люди приносили кто рубль, кто 25 рублей. «Одесские новости» сообщали, что за первый же день собрали 139 рублей 55 копеек.

После начала Первой мировой войны, многие авиаторы были мобилизованы. Сергей Уточкин также стал проситься на фронт, но ему отказали. Когда недуг временно отступил, он попытался устроиться на работу на авиационный завод, но и тут ему отказали. Эти отказы, которые он очень сильно переживал, опять обострили душевную болезнь. Уточкин с горечью говорил: «А между тем, я был готов работать надсмотрщиком, рабочим. Наверно, клеймо безумца умрет вместе со мной».

Зима 1915 года в Петербурге выдалась морозной и снежной. А.Г. Алексеев, друг Сергея Уточкина, встретил бывшего авиатора на Невском проспекте. Уточкин выглядел плохо, был очень легко одет, простужен и голоден. Вскоре с воспалением легких его отправили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца, в ту самую, куда он впервые попал летом 1913 года. Там он и умер. «Забытый всеми, - писала «Петроградская газета», - недавний герой толпы скончался 31 декабря под новый, 1916 год, от кровоизлияния в легкие». Сергею Уточкину не было еще и сорока лет...

Одесса не забыла своего героя: старейший кинотеатр города менял множество названий, он был и «Красный летун», «Красный железнодорожник», но одесситы в обиходе упрямо именовали его кинотеатр Уточкина. В конце концов, он вернул себе и народное, и первое официальное название. В Горсаду около кинотеатра «Уточкино» установлен памятник прославленному одесситу, которого похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, невдалеке от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах. Великий авиатор Сергей Уточкин познал все: и невиданную славу и почет, горечь забвения и безразличия. Бесстрашный мечтатель и романтик, влюбленный в солнце и море и небо, говорил: «Летать - одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли».


Добился успехов в фехтовании, плавании, боксе, футболе, вело-, мото- и автоспорте.

Сергей Уточкин родился 12 июля 1876 года в городе Одесса, Украина. Мальчик появился на свет в купеческой семье. Родители рано умерли, и Сергей с братом воспитывался в разных семьях на деньги, оставленные родителями. Парень вырос замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем, но особенно спортсмен прославился как велогонщик.

В течение семнадцати лет Сергей Исаевич не сходил с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. Вскоре с велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. Потом увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой.

Когда в стране пришла авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. Впоследствии стал вторым русским пилотом. С тех пор началась новая и очень напряженная жизнь. Ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты.

В апреле 1910 года в Киеве Сергея Уточкина наградили Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России».

Пик славы и популярности авиатора в России пришелся на лето 1910 год, когда 3 июля в присутствии множества зрителей поднялся в воздух на самолете «Фарман» с территории Фабрично - заводской, художественно - промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Это стало сотым юбилейным полетом пионера отечественной и мировой авиации, который «Одесские новости» сравнили по важности с перелетом «Блерио через Ламанш».

Роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург - Москва. Это оказался первый в России дальний и крайне трудный перелет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один, Александр Васильев. Уточкин потерпел аварию и чудом остался жив. Увечья, полученные им, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы. Все это сказалось на его здоровье.

В начале 1913 году по Петербургу пошли слухи о признаках сумасшествия у прославленного пилота. После одного из приступов его доставили в психиатрическую больницу святого Николая Чудотворца на Мойке. Поправлялся Уточкин медленно. Только осенью 1913 года вышел из больницы, но до конца так и не смог оправиться. Последние годы жизни прожил в Петербурге, где его не оставляли нужда, безденежье, болезни.

Умер Сергей Исаевич Уточкин от воспаления легких 13 января 1916 года, в той самой петербургской психиатрической больнице, забытый всеми. Ему шел всего сороковой год. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, недалеко от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.

12 июля 1876 года в Одессе родился один из первых русских авиаторов и летчиков-спортсменов, многосторонний и очень талантливый спортсмен Сергей Исаевич Уточкин. В 1910-1913 годах он был, пожалуй, самым известным и популярным летчиком-спортсменом Российской империи. Хотя Сергей Уточкин прожил короткую жизнь, она была достаточно яркой, чтобы навсегда вписать его имя в отечественную , куда он вошел и как «дедушка русской авиации».

Один из первых отечественных авиаторов любил спорт и был очень многосторонним человеком и талантливым спортсменом - фехтовальщиком, пловцом, боксером, вело-, мото- и автогонщиком, яхтсменом, футболистом. Его заслуга в популяризации авиации в России в 1910-1914 годы по-настоящему велика. В это время Уточкин совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах империи. При этом его полеты наблюдали будущие известные летчики и авиаконструкторы, среди которых были С. В. Ильюшин, И. И. Сикорский, П. О. Сухой, С. П. Королев и многие другие. Его друг, писатель Александр Куприн, писал о нем: «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и духу фигура».


Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля 1876 года в купеческой семье. Отец его принадлежал ко 2-й купеческой гильдии, считаясь очень успешным строительным подрядчиком. В 1881 году в возрасте пяти лет он остался без матери, которая умерла при родах, родив ему младшего брата. А вскоре, заболев туберкулезом, из жизни ушел и отец Сергея. Опекунство над ставшими сиротами детьми Уточкиных взяли на себя родственники отца. Сначала это была двоюродная сестра. Но затем мальчики стали воспитываться у чужих людей, которые брали их на пансион на деньги, оставленные отцом.

В детстве Сергей Уточкин стал свидетелем трагедии, которая наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. В семье учителя Ришельевской гимназии, некоего Краузе, в которой он воспитывался, произошла самая настоящая трагедия. Отец семейства напился и повесился, несколько дней о нем не было ничего известно, пока его жена не нашла его на чердаке дома. Увиденное лишило ее рассудка, женщина взяла нож и зарезала своих детей. Сергей проснулся от страшных криков, увидел вокруг лужи крови и безумные глаза женщины с ножом в руках. Ему удалось спастись буквально чудом, но с тех пор и до конца своей жизни он заикался. Даже несмотря на свои спортивные достижения в будущем, он навсегда остался человеком с повышенной чувствительностью и неустойчивой психикой, судьба его в какой-то мере была предопределена ужасными событиями детства.

До 15 лет Сергей обучался в коммерческом училище Святого Павла в Одессе, после чего оставил учебу, ради занятий спортом, который и принес ему всероссийскую известность. В опубликованном в 1913 году автобиографическом очерке под названием «Моя исповедь» Сергей Исаевич Уточкин писал, что успешно занимался 15 видами спорта. Не обладая какими-то выдающимися природными данными, Уточкин сумел добиться успехов в спорте благодаря силе воли и большому трудолюбию. Так он становился чемпионом Одессы в соревнованиях по фехтованию, теннису, конькобежному спорту, гребле, боксу, плаванию и борьбе. Самостоятельно занимался постройкой яхты и затем побеждал на ней в парусных регатах. Он даже успел опуститься на дно моря в водолазном костюме. Помимо этого Сергей Уточкин стал одним из первых в стране футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол в Российской империи культивировался главным образом среди иностранцев, однако Сергей Уточкин сломал эту традицию, основав в Одессе сразу два футбольных клуба, в одном из них он был избран капитаном. Также Уточкин одним из первых в стране освоил роликовые коньки. Будущий авиатор совершал прыжки с парашютом, занимался джиу-джитсу, в дальнейшем стал известным велогонщиком, водил автомобиль и мотоцикл.

Будучи очень разносторонним спортсменом, Уточкин добился наибольших успехов, как велогонщик. Одесский писатель Валентин Катаев позднее в своих воспоминаниях писал: «Велосипед был стихией Уточкина». На рубеже веков в конце XIX и начале XX века Одесса считалась настоящим центром велосипедного спорта юга России. Членом Одесского общества велосипедистов-любителей Сергей Уточкин стал еще весной 1890 года, после чего на протяжении последующих 20 лет добивался многократных побед на соревнованиях как внутри страны, так и за границей. Так он неоднократно становился чемпионом и рекордсменом России и завоевывал награды на международных велосипедных соревнованиях, которые проводились в Европе.

Часто Сергей Уточкин, даже уступая более именитым спортсменам в опыте, умел добиваться победы, благодаря выносливости и выдержке, которые позволяли ему сохранять силы для спурта на самом финише. Умение финишировать сделало Уточкина очень известным велогонщиком и в Европе. 1895-1905 годы были временем очень большой популярности велоспорта в Российской империи, а Сергей Уточкин признавался непревзойденным спринтером и был одним из любимцев российской публики. По словам самого Уточкина, именно навыки, которые были получены им во время занятий спортом, помогли ему в будущем самостоятельно и в достаточно короткие сроки освоить управление разными воздухоплавательными аппаратами, в первую очередь - аэропланами.

При этом знаменитому одесскому спортсмену было недостаточно побеждать только на велотреке или футбольном поле, Уточкин хотел расширить пределы человеческих возможностей. Для этого он бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, соревновался на роликовых коньках против велосипедиста, а на велосипеде со скаковой лошадью, причем, с неизменным успехом добиваясь побед. Знаменитая Потемкинская лестница в Одессе стала для Сергея настоящим источником спортивных трюков: он спускался по ее ступеням на мотоцикле, велосипеде и автомобиле.

При этом, занимаясь спортом, Сергей Уточкин не нажил себе никакого состояния. Напротив, он тратил личные средства на приобретение спортивного снаряжения и инвентаря, оплачивал поездки на соревнования в России и за границей. Расходы его значительно выросли после того, как он увлекся авиацией и воздухоплаванием. Одновременно с этим Уточкин никому и никогда не отказывал в получении материальной помощи, а его щедрость и отзывчивость были хорошо известны жителям Одессе.

2 октября 1907 года в Одессе после ряда неудачных попыток Уточкин смог совершить самостоятельный полет на купленном им воздушном шаре. Данный полет происходил на высоте 1200 метров над землей. А уже в 1908 году он вместе со своим товарищем отправился в Египет, где также совершил несколько полетов.

Осенью 1908 года Анри Фарман французский авиатор совершил свой знаменитый перелет длиной практически в 30 километров во Франции на биплане конструкции братьев Фарман, а уже 25 июля 1909 года еще один француз - Луи Блерио на моноплане собственной конструкции совершил перелет из Франции в Англию, преодолев пролив Ла-Манш по воздуху, за что был представлен к ордену Почетного легиона. Эти и другие мировые события, которые были связаны с авиацией, а также начавшиеся в 1909 году в Российской империи демонстрационные полеты иностранных пилотов, вызвали в стране неподдельный интерес и увлечение воздухоплаванием. Не мог остаться в стороне от этого и Сергей Исаевич.

Примерно в это же время целый ряд русских пилотов, в том числе представлявших Одессу, приступили к обучению за границей. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1910 года Сергей Уточкин впервые взлетел на биплане «Фарман-IV», который принадлежал одесскому банкиру Ксидиасу. Впоследствии Сергей выкупил у него биплан, использовав воздушное судно в своем последующем турне по российским городам. Сергей Уточкин стал вторым дипломированным летчиком в истории российского воздухоплавания (первым был Михаил Ефимов). Если Михаил Ефимов осваивал летное мастерство во Франции в школе Фармана, то Сергей Уточкин выучился летать самостоятельно и уже весной 1910 года успешно сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, а в дальнейшем подтвердил свое звание в ИВАК - Императорском всероссийском авиаклубе. Уже в мае 1910 года Сергей Уточкин приступил к выполнению показательных полетов в Киеве, Харькове, Москве и Нижнем Новгороде. В общей сложности в 1910-1912 годах Сергей Уточкин выполнил порядка 150 полетов, посетив 70 городов в Российской империи и за ее пределами.

Сергей Уточкин стал первым российским авиатором, который поднял аэроплан в московское небо. Присутствующий при этих первых полетах профессор Николай Егорович Жуковский отметил, что у Сергея помимо умения и знания есть необходимая для авиатора врожденная способность. Демонстрации полетов в исполнении Сергея Уточкина собирали многотысячные толпы зрителей. К примеру, 22 апреля 1910 года в Киеве на показательных полетах присутствовало до 49 00 зрителей. На выступление Уточкина в Баку, которое состоялось 23 октября 1910 года, пришло порядка 20 000 человек.

На лето 1910 года пришелся пик славы и популярности авиатора в России. К примеру, 3 июля в присутствии большого количества зрителей в небо поднялся самолет «Фарман» под управлением Уточкина. Он совершил взлет с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе, перелетев через Одесский залив. Данный полет для Уточкина был юбилейным - сотым. Некоторые СМИ сравнили его по важности со знаменитым перелетом Блерио через Ла-Манш.

В июле 1911 года Сергей Уточкин принял участие в грандиозном для того времени перелете по маршруту Петербург - Москва. Поднявшись в небо с Коломяжского аэродрома, несколько самолетов сразу же взяли курс в направлении Москвы. При этом до конечной точки маршрута долетели не все. Во время перелета один летчик погиб, еще трое получили ранения разной степени тяжести. Сам Сергей Уточкин потерпел аварию на территории Новгородской губернии, под Крестцами, - здесь его аэроплан врезался в берег реки и развалился на мелкие части. Но для авиатора все закончилось достаточно хорошо, хотя Сергей и получил перелом ключицы, вывих колена и многочисленные ушибы и ссадины по всему телу, но самое главное заключалось в том, что он буквально чудом остался жив в этой аварии.

К тому моменту веснушчатого и огненно-рыжего Сергея Уточкина уже узнала и полюбила вся страна. Он был настоящим кумиром публики. Еще при его жизни на свет начали появляться книги и статьи о нем, а в СССР о нем был снят художественный фильм «В мертвой петле», в котором главную роль сыграл Олег Стриженов. В те годы воздушные приключения и кульбиты на грани хулиганства Уточкина на долгое время стали предметом обсуждений и шуток обывателей. Вновь совершать публичные полеты авиатор начал только в 1912 году, восстановившись от последствий аварии. При этом он посещал не только крупные, но и малые российские города. В частности, весной 1912 года он побывал в станице Каменской, расположенной на Северском Донце в Области Войска Донского.

К тому моменту перенесенные Уточкиным многочисленные аварии и травмы, хроническая бессонница и сильные головные боли, а также нервное расстройство на фоне личной семейной драмы (во время болезни летом 1911 года от него ушла жена), привели к душевному надлому авиатора. В 1913 году он перерос в психическое расстройство. Свою лепту в болезнь внесло и злоупотребление сначала болеутоляющими средствами, содержащими морфий, а затем гашишем и кокаином, с которыми летчик познакомился еще в 1908 году в Египте, во время совершения здесь полетов на воздушном шаре. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что Сергею Исаевичу не удалось добиться в воздухоплавании тех же успехов, каких он сумел добиться в спорте. Сергей Уточкин не стал лучшим летчиком России. К тому же российская публика, мнением которой Уточкин всегда сильно дорожил, продолжала видеть в нем спортсмена-эксцентрика, своеобразного воздушного акробата, а не героя-авиатора.

]Бронзовый памятник пионеру российской авиации Сергею Уточкину, установленный в Одессе по адресу улица Дерибасовская, 22

Последние годы жизни авиатора прошли в Санкт-Петербурге, Кишиневе и родной для него Одессе. Периоды лечения сменялись периодами нужды и поисков работы. На тот момент времени за Уточкиным прочно закрепилась репутация «безумца». Рецидивы его душевной болезни, которые подпитывались употреблением наркотических средств, сменялись нормальным состоянием, однако устроить свою жизнь Уточкин уже не мог. Постоянных заработков он не имел, подрабатывая лишь игрой на бильярде. Тогда же в «Синем журнале», который издавал Куприн, были опубликованы его воспоминания.

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война пробудила в Сергее новые надежды. Он загорелся желанием попасть на фронт, оказаться в авиации, веря в том, что накопленные им знания и умения в воздухоплавании будут востребованы в сражениях. Но куда бы не обращался пилот, всюду он получал лишь отказы - его считали не вполне нормальным для военной службы и даже благоприятные отзывы некоторых врачей не убеждали членов военных призывных комиссий.

В конце концов, его настойчивость обеспечила результат. В 1915 году он добился зачисления в автомобильно-авиационную дружину под Петроградом в звании прапорщика. Здесь он был инструктором, снова получив возможность заняться любимым делом - полетами. Во время одного из таких полетов в декабре 1915 года летчик очень сильно простудился и был госпитализирован в больницу Святого Николая-чудотворца на Мойке. Здесь он и скончался от осложнений, вызванных воспалением легких, в ночь на новый 1916 год. Пионер российской авиации скончался 31 декабря 1915 (13 января 1916 года по новому стилю). Он ушел из жизни в свои неполные 40 лет, пять из которых отдал авиации. Сергея Уточкина похоронили в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

По материалам из открытых источников

Сергей Исаевич Уточкин в 1910-1913 годах был, пожалуй, самым популярным летчиком-спортсменом в России. Благодаря его другу - писателю Александру Куприну - до нас дошел облик этого удивительного человека:

«Он был выше среднего роста, сутуловат, длиннорук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках. Одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми,- платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был он некрасив, но в минуты оживления - в улыбке - очарователен. Из многих виденных мною людей он - самая яркая, по оригинальности и душевному размаху, фигура».

Уточкин родился 12 июля 1876 года в купеческой семье. Коренной одессит. Рано осиротел, воспитывался в пансионе Ришельевской гимназии. С детства пристрастился к спорту. Он занимался многими видами спорта и в каждом из них достигал совершенства. Не по душе оказался только бокс.

Куприн так передает (со слов самого Сергея Исаевича) его отношение к боксу:

«Первые три минуты ты дерешься со злобой... Минута отдыха... Вторая схватка... Это уже нелепая драка, от которой нас часто разбороняют, а затем чувствуешь себя как в обмороке... Боли совсем не ощущаешь; остается только лишь инстинктивное желание: упавши на пол, встать раньше истечения трех минут или одиннадцати секунд. Вы сами знаете, друг мой, что я средней руки велосипедист, мотоциклист и автомобилист. Я недурно гребу, плаваю и владею парусом. Я летал на воздушных шарах и аэропланах. Но пе-пе-редставьте с-с-себе, этого с-спорта я никогда не мог о-д-д-олеть!»

В этих словах весь Уточкин: человечный и скромный. Ведь он не был гонщиком средней руки, а был сильнейшим гонщиком своего времени.

Когда в Одессе начались полеты на воздушном шаре, спортсмен со свойственной ему одержимостью увлекся ими и 9 октября 1907 года выполнил свой первый самостоятельный полет. Затем полеты следовали один за одним. В конце того же года Уточкин гастролировал в Египте. По возращении ему вручили грамоту Одесского аэроклуба о присвоении звания пилота-воздухоплавателя.

26 сентября 1909 года он летал на своем шаре над Одессой с Куприным и двумя журналистами. Спустя три дня в «Одесских новостях» появился рассказ писателя «Над землей», в котором он в увлекательной форме поделился впечатлениями о полете. Зная, что его друг уже освоил планер и готовился к постройке самолета, поддержал это намерение словами: «...Я бы, не задумавшись ни на секунду, полетел с нашим пилотом на его будущем аэроплане, точно так же, как пошел бы с этим человеком на всякое предприятие, требующее смелости, риска, ума и звериной осторожности».

Это был последний полет Сергея Исаевича на воздушном шаре. Через несколько дней он отправился во Францию, где не только изучил конструкцию аэроплана и мотора, но и поработал на авиационном заводе. В Одессу вернулся с основными узлами моноплана «Блерио-11». С помощью столяров изготовил деревянные детали и собрал самолет. Получился аппарат, похожий на «блерио», но с различиями в размерах и очертаниях. В конце того же года испытал его. Из-за недостаточной мощности мотора «анзани» получались только подлеты.

28 марта 1910 года на одесском стрельбищном поле Уточкин совершил свой первый полет на «фармане». Это произошло через неделю после выступления в Одессе русского летчика номер один Михаила Ефимова. Так кумир одесситов впервые стал вторым в своем родном городе. Но остался одним из тех немногих, кто самостоятельно научился летать, да еще без провозных полетов. В тот же памятный понедельник Сергей Исаевич поведал репортерам о содеянном:

«Ноги мои нажимают рычажки (педали.- В. Л.) поворотного руля. Пробую нажать левую сторону, и аэроплан послушно уклоняется влево. Я выравниваю аппарат и правой стороны не трогаю. Нет надобности терять мгновения на проверку. Остается попробовать самый тонкий маневр крыльев, дающий возможность сохранять ровное положение всей машины в воздухе. Тот же рычаг (ручка.- В. Л.) руля глубины при движении им вправо опускает правую сторону, поднимая левую, и наоборот. Хотя аэроплан идет совершенно ровно, двигаю рычаг вправо и невидимая сила. плавно давит на правую сторону. Перевожу налево, и эффект получается обратный. Радостно вскрикиваю - все так, как я ожидал. Чутье не обмануло меня. В упоении победой иду выше».

Вслед за первым Уточкин выполняет еще несколько полетов. Затем сдает экзамен на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе. 13 апреля Михаил Ефимов вручает ему соответствующую грамоту за номером 1. В конце года Всероссийский аэроклуб выдал летчику пилотский диплом номер 5 (решение совета аэроклуба от 13 декабря 1910 года). В решении есть слова: «...Вручить диплом, если он захочет его получить». Мог, конечно, и не захотеть. К этому времени пилот был настолько популярен, что его имя было у всех на устах.

Сергей Исаевич первым показал полет самолета во многих городах России. Благодаря ему киевляне увидели полет аэроплана 4 мая, москвичи - 15 мая, харьковчане - 7 июня, нижегородцы - 19 августа. Несмотря на отсутствие теоретической и учебно-летной подготовки, летал много, смело и успешно. В конце лета Уточкин до просьбе директора московского завода «Дукс» Меллера провел летные испытания самолета, построенного по французской лицензии. Осенью 1910 года завершил постройку собственного биплана, выполненного по схеме «фарман». Аппарат получился удачным. В декабре авиатор совершил на нем десятки полетов над Одессой и продолжительный полет над морем (полтора часа). В следующем году пилот выполняет на своем аэроплане показательные полеты не только в России, но и за границей.

«Несмотря на неблагоприятную погоду,- сообщало на следующий день «Зеркало Одессы»,- вчерашний юбилейный полет Уточкина прошел блестяще и собрал на территории выставки несколько тысяч человек. Ровно в семь часов вечера авиатор, усевшись на «фарман», взял небольшой разгон и быстро очутился над открытым морем. Описав над ним несколько красивых кругов, Уточкин через три с половиной минуты спустился на территорию, встреченный громкими аплодисментами публики».

Через неделю Сергей Исаевич принял участие в групповом перелете Петербург - Москва. По жеребьевке он был четвертым, но стартовал первым, так как у соперников что-то не ладилось. Летчик намеревался покрыть расстояние до Москвы без промежуточных посадок. Для чего установил на «блерио» баки, позволяющие взять с собой сто пятьдесят килограммов бензина и масла. Благополучно миновал Тосно, затем Чудово. Но когда до Новгорода оставалось менее десяти километров, забарахлил мотор. Пришлось идти на вынужденную. Не обошлось без поломки.

После небольшого ремонта аппарата в Новгороде, на следующий день он снова взлетает. Шел на высоте около четырехсот метров. Было ветрено и сильно болтало. Очки запотели и Уточкин начал протирать стекла носовым платком. Неожиданно резкий порыв ветра бросил машину вниз. Одной рукой пилот не справился с управлением. Выключил мотор и начал спускаться. Самолет попал в глубокий овраг с речушкой на дне и разбился, а летчик выпрыгнул из аппарата на лету. Упал в воду и сильно пострадал: надлом черепной коробки, перелом ключицы, вывих коленного сустава.

Авария произошла в двадцати пяти километрах от Крестцов, у деревни Вины.

Находясь в сознании, Уточкин терпеливо ожидал прибытия помощи. Сначала его перевезли в Крестцы, а затем - в Москву. Оргкомитет перелета поддержал пострадавшего, выделив на лечение три тысячи рублей. Здоровая натура авиатора взяла верх над недугами и через полтора месяца он снова летал.

Не оставлял Сергей Исаевич своих работ и по конструированию. В июле 1912 года он построил моноплан «блерио» с увеличенной удельной нагрузкой на крыло. Скорость самолета превысила сто километров в час.

Показательные полеты Уточкина способствовали популяризации авиационного дела в России. У многих они пробудили желание летать и строить аэропланы. Историки авиации Г. Ш. Бурд и С. Е. Коников отмечают, что под впечатлением выступлений Сергея Исаевича пришли в авиацию Сергей Ильюшин, Владимир Климов, Александр Микулин, Петр Нестеров, Николай Поликарпов, Павел Сухой.

К сожалению активная деятельность этого удивительного человека прервалась в начале августа 1913 года.

Травма черепа оказалась роковой. Появились сильные головные боли. Снять их помогали лишь лекарства, содержащие наркотики. Нервное переутомление, злоупотребление лекарствами, семейная драма (любимая жена ушла к заводчику Анатра) привели Уточкина к психическому заболеванию. Куприн навестил его в петербургской больнице «Всех скорбящих».

«Физически он почти не переменился с того времени, когда он, в качестве пилота, плавал со мной на воздушном шаре. Но духовно он был уже почти конченый человек. Он в продолжении часа, не выпустив изо рта крепкой сигары, очень много, не умолкая, говорил, перескакивая с предмета на предмет, все время нервно раскачивался вместе со стулом. Но что-то потухло, омертвело в его взоре, прежде таком ясном. И я не мог не обратить внимания на то, что через каждые десять минут в его комнату через полуоткрытую дверь заглядывал дежурный врач-психиатр».

Почти целый год Уточкин находился на излечении. После выздоровления авиатор предпринял шаги для возвращения к деятельности летчика-спортсмена. Но начавшаяся война лишила его этой возможности. Тогда он решил заняться испытательной работой. Предложил свои услуги заводу Щетинина. Последовал вежливый отказ. Отправился на завод Лебедева. Все повторилось. После того, как первая русская летчица Лидия Зверева и ее муж пилот Виктор Слюсаренко перебазировали свое предприятие из Риги в Петроград, Уточкин наведался к Слюсаренко. Тот отказал не только в приеме на работу, но даже не «разрешил сделать пробный полет.

«Разное было в жизни,- подумал Сергей Исаевич,- звездные взлеты, встречи и дружба с известными людьми, испытание славой... Теперь приходиться переживать испытание забвением».

Через несколько дней Зверева увидела на комендантском аэродроме Уточкина. Подошла. В конце разговора он поведал о своих затруднениях.

Простите пожалуйста,- сказала летчица,- но мы не имеем возможности пригласить вас на работу. Выпускаем так мало аэропланов, что испытываем сами. Что же касается полета, то я только что облетала «Фарман-16». Он к вашим услугам.

Вы с-с-сами дадите мне пе-пе-провозной?

Таким пилотам, как вы, провозные полеты ни к чему.

Из кабины Сергей Исаевич вылез улыбающимся. Лидия Виссарионовна подвезла его до гостиницы. Прощаясь промолвила:

Вам надо летать. Я переговорю с начальником авиационно-автомобильной дружины генералом Шереметьевым. Позвоните мне завтра вечером по телефону 165-05.

Генерал-майор встретил Уточкина приветливо:

Рад вас видеть. Я любовался вашим полетом в Киеве еще в десятом году. Через несколько дней будете произведены в прапорщики.

Осенью 1915 года во время одного из полетов Уточкин простудился и заболел воспалением легких. Потеря любимого дела, одиночество и забвение снова привели его в психиатрическую больницу.

Когда Зверева, узнав о случившемся, навестила его в больнице святого Николая Чудотворца, то была потрясена чередованием мертвенно-остекленевшего взора при возбуждении больного с тоской и болью в мгновения прояснения. Но оказалось, что главная опасность была не в этом, а в катастрофически высоком артериальном давлении.

Приехав домой Лидия Виссарионовна начала рыться в шкатулке. Наконец нашла вырезку из газеты.

«Можно представить Одессу без моря, без кафе, даже без одесского порта. Но без Уточкина? Каждый раз, когда Одесса читает об успехах Уточкина, она радуется. И в самом деле, какое величественное зрелище должна представлять эта картина: легкокрылая птица, создание двадцатого века,- и в ней сидит одессит. Аэроплан над пирамидами Хеопса,- и в нем сидит одессит...»

Она заплакала и, всхлипывая, повторяла почти беззвучно: «Прошло три года... Только три года и все забыто...»

Через несколько дней Сергея Исаевича не стало. Кровоизлияние в мозг.

На следующий вечер после смерти друга Куприн опубликовал некролог:

«В промежутках между полетами он говорил: «Летать - одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями»:».

Летчика похоронили, как положено по русскому обычаю, на третий день - 16 января 1916 года - на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Несмотря на то, что шла война и у всех прибавилось забот и горя, похороны были людными. За гробом шли первые русские летчики Константин Акашев, Борис Дановский, Лидия Зверева, Харитон Славароссов, Виктор Слюсаренко, офицеры авиационно-автомобильной дружины, гатчинцы во главе с их тогдашним начальником капитаном Гончаровым.