Управленческая деятельность и ее основные аспекты. Что будем делать с полученным материалом

Предприятия в рыночной среде несут полную материальную ответственность за проводимую ими экономическую политику своими доходами и имуществом. Это положение определяет необходимость эффективного управления ресурсами предприятия в рамках финансового менеджмента, реализуемого через эффективную структуру управления.

Построение (создание) управленческой структуры - одна из функций менеджмента, так как любая организованная деятельность выдвигает два фундаментальных, но противоположных требования: разделение труда на отдельные задачи и координация действий по выполнению этих задач в единой деятельности.

Организационный процесс складывается из двух аспектов управленческой деятельности:

деление организации на подразделения соответственно целям и задачам (создание структуры управления);

налаживание взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшим уровнем управления.

Организационный процесс предполагает использование совокупности способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач.

С организационным процессом связаны такие понятия, как делегирование, полномочия и ответственность.

Делегирование - передача прав и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство, с помощью которого устанавливается связь уровней управления.

Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач (например, подписывать платежные поручения, направлять рабочих на определенный участок и т.д.). Полномочия делегируются должности, которую занимает работник в данный момент. Полномочия делегирует, как правило, вышестоящий начальник. Они определяются процедурами, правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются устно.

Ответственность - это обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. За выполняемые задачи в рамках должности индивид получает вознаграждение.

Построение структуры организации означает определение организационных размеров подразделений, их прав и обязанностей. Цель такого построения - обеспечить достижение стоящих перед организацией задач. Структура разрабатывается сверху вниз. Сначала осуществляется разделение организации на широкие сферы деятельности, затем устанавливаются конкретные задачи.

Выделяют следующую последовательность действий при создании структуры управления:

деление организации по горизонтали, т.е. по важнейшим направлениям деятельности;

установление соотношения полномочий различных должностей. Здесь же возможно дополнительное деление на более мелкие подразделения;

определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и поручение их конкретным лицам.

Структура управления предполагает:

определение центров учета - структурных подразделений либо видов деятельности предприятия, являющихся объектами финансового управления;

формирование регламента управления и механизма контроля;

распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различных уровней);

создание системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.д.);

создание информационной инфраструктуры;

создание системы мотивации.

В систему управления включают:

квалифицированный персонал;

систему ответственности;

регламент взаимоотношений;

функции подразделений.

В современном мире управленческая деятельность играет важнейшую роль, так как от качества ее проведения зависит репутация успешность его взаимодействия с партнерами и прочими контрагентами. Она, хоть и косвенным образом, но все же влияет на производительность предприятий и организаций.

Сущность управленческой деятельности заключается в грамотной организации взаимодействия людей при коллективной работе с целью достижения основных задач производства. Главной ее особенностью считается тот факт, что воздействовать приходится на субъект, то есть, на людей, а психология человека достаточно тонкая наука, требующая наличия определенных навыков и знаний.

Управленческая деятельность предполагает создание такой атмосферы в коллективе и такого отношения к каждому сотруднику, которое бы стимулировало их на выполнение функций, необходимых руководству предприятия. Организованная должна учитывать внутренние и внешние условия. К первым относится потребность в решении сразу нескольких сложнейших задач, порой противоречащих ранее предписанным нормативам. А внешние предполагают наличие информационной ограниченности, высокой степени ответственности за характеризующие эффективность производственной деятельности, а также возможность непредвиденных ситуаций, связанных с изменениями в политическом или экономическом положении в стране.

Для того чтобы управленческая деятельность работала четко и слаженно, руководителю следует найти компромисс между позиционированием себя в качестве непререкаемого лидера и такого же члена общей команды, как и все остальные. Когда сотрудник низшего звена ощущает поддержку и понимание руководящего аппарата, когда в иерархических отношениях присутствует дружеская нотка, в коллективе чувствуется единство, это, естественным образом, положительно сказывается на производительности компании.

Главным звеном в системе управления считается именно руководитель, так как на него возлагается обязанность создать максимально позитивную и продуктивную атмосферу в коллективе. Он вправе выбрать конкретную модель поведения, среди которых можно выделить такие виды управленческой деятельности, как авторитарная, демократическая или либеральная позиция руководителя. При авторитарном подходе он считается бесспорным лидером, а его слово - законом, поэтому оспаривать его запрещено. Либерализм позволяет сотрудникам делать то, что они считают нужным в данной ситуации, без предварительного совета с начальником. Демократический строй является наиболее продуктивным, так как предполагает совместное принятие решений, а значит, они будут полностью удовлетворять обе стороны.

Управленческая деятельность, как и любая система, включает определенные составляющие:

Определение основных целей руководителем и грамотное их разъяснение персоналу, тщательная разработка плана действий на предстоящий период.

Реализация мероприятий по созданию эффективных мотивирующих рычагов влияния.

Четкая постановка ряда задач, которые необходимо реализовать сотрудникам, и раздача соответствующих распоряжений.

Делегирование и контроль над результатами их работы.

Рефлексия, то есть, наличие обратной связи.

Специалист, осуществляющий управленческую деятельность, должен обладать характером лидера, с сотрудниками быть уверенным, четко и ясно давать распоряжения. Настоящий руководитель должен быть посвящен в каждую стадию производственного процесса и разбираться в конкретной области, только грамотность позволит ему своевременно реагировать при возникновении непредвиденных ситуаций.

Очень важен момент общения с персоналом, не стоит приказывать сотруднику, лучше обратиться с просьбой. Чем больше времени вы проводите с каждым из своих подчиненных, тем продуктивнее будет ваше взаимодействие.

Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.(ЗАПИШИ ВМЕСТО ЭТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ КОНСПЕКТА).

Управленческая деятельность представляет собой совокупность управленческих процессов. Управленческие процессы - это целенаправленные решения и действия, которые осуществляют менеджеры в определенной последовательности и комбинации. При этом стоит отметить, что не все менеджеры играют одинаковую роль в организации. В организации существует иерархия, менеджеры выполняют различные функции, также существуют и различные виды управленческой деятельности.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1. планирование;

2. организация;

3. мотивация;

4. координация;

5. контроль и оценка;

6. корректировка(возможно).

На этапе планирования затрагиваются проблемы определения будущей стратегии. По своей сути функция планирования должна отвечать на три вопроса: насколько близка организация к достижению установленной цели; в каком направлении необходимо развиваться организации; какими способами она намерена достигнуть цели.

На этапе организации формируется структура предприятия, разрабатываются режимы функционирования, обеспечивается наличие всех необходимых ресурсов.

На этапе мотивации необходимо лично заинтересовать работников в достижении цели организации. Необходимо решить, как будет поощряться успешная деятельность работников, а также как будет наказываться недобросовестная деятельность.

На этапе координации чрезвычайно важно регулирование и постоянная диагностика системы управления. Координация может включать деятельность руководителя, который смотрит, как проходит процесс. Возможно, необходимо что-либо поправить в деятельности, чтобы обеспечить максимально эффективный процесс. Также стоит отметить, что одной из форм координации может выступать совещание.

Контроль и оценка является формой обратной связи. Необходима своевременная проверка качества деятельности на каждом этапе. Также стоит поддерживать оптимальную скорость выполнения деятельности. Если система контроля и оценки хорошо налажена, то повышается эффективность работы организации.

Этап корректировки – возможно, что-либо в деятельности организации происходит не совсем правильно, возможно необходимо предпринять какие-либо меры, возможно неудовлетворительная структура или система мотивации не работает.

Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией.

Можно сделать вывод, что реализация управленческой деятельности, так же как ее упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и определенных управленческих навыков. Эти составляющие играют важную роль, если речь идет о профессиональной подготовке современного менеджера.

Большую роль в управленческой деятельности играют управленческие работники. Их численность зависит от размера организации, вида ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, финансового состояния, стадии развития. Можно разделить управленческих работников на три категории:

· руководители – их труд является наиболее высокой ступенью управления, ими принимаются решения по главным вопросам деятельности организации, а также они осуществляют направление и координирование работы низших звеньев;

· специалисты – они выполняют функции, связанные с подготовкой и реализацией управленческих решений, их деятельность сочетает в себе функции управления и исполнения;

· вспомогательный персонал – ими осуществляется информационное обслуживание аппарата управления(например, секретари, кассиры).

Лиц, занятых управленческой деятельностью, также можно классифицировать и по другим признакам. Например, по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, которое они занимают в системе управления. Если рассматривать данный признак, то можно выделить руководителей высшего, среднего и низшего уровней.

В качестве особенностей управленческой деятельности можно выделить несколько важных принципов:

1. принцип научности (необходимо выявлять и понимать причины несовпадения цели и результата, видеть различия между теоретической деятельностью и практической, знать особенности больших систем и способы работы в них);

2. принцип системности и комплексности (данный принцип предполагает способность видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию). Ярким примером реализации комплексной системы в трудовых отношениях является опыт японских корпораций. Во многом именно на ней строится так называемое "японское чудо" - большой прорыв в развитии промышленности и вхождение Японии в ряды наиболее развитых стран мира. Комплексная система трудовых отношений в Японии построена на пяти составляющих:

· система пожизненного найма;

· система оплаты труда в зависимости от того, сколько времени работает сотрудник в организации, а также какая у него квалификация;

· система кадровой ротации состоит в том, что сотрудник каждые 2-3 года меняет должности, перемещаясь по горизонтали и вертикали, тем самым накапливая опыт и вырабатывая новые навыки;

· система репутаций состоит в том, что каждый работник имеет свою письменную характеристику, в которой фиксируются всего его достоинства и недостатки, что позволяет сотруднику более объективно себя оценивать и способствует быстрому перемещению по служебной лестнице;

· система подготовки на рабочих местах – на ее основе базируется профессиональное образование.

3. принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (руководитель организации несет ответственность за исполнение коллективно принятого решения);

4. принцип демократического централизма (рациональное сочетание централизованного(руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий) и децентрализованного(распределение полномочий по нижестоящим уровням управления) начал в управлении, соответствие прав и ответственности между руководителем и коллективом);

5. принцип баланса власти (основной закон заключается в том, что уровень влияния руководства на подчиненных является равным степени зависимости подчиненных от руководства);

6. принцип оптимального сочетания отраслевых (интересы организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные проблемы, также многое другое);

7. принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

8. принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (заключается в общей заинтересованности в результатах труда) и рациональной состязательности (конкуренции) между ее участниками;

9. постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Также в данном разделе необходимо рассмотреть и такой вопрос, как психологические особенности управленческой деятельности, ведь управление предполагает максимальный учет особенностей объекта, понимание совокупности его возможностей.

Если говорить о методах оценки и подбора кандидатов на руководящие должности, то можно выделить следующие:

· собеседование – необходимо понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг друга, особенно если речь идет о руководящей должности;

· изучение биографические сведения – это способствует получению информации о деятельности соискателя, возможно, рассмотрение посредством биографических сведений личных качеств.

Успех в любой сфере деятельности организации во многом зависит от способности руководителя рационально реализовать энергию и способности сотрудников. Управленческая деятельность осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю необходимо учитывать следующие психологические особенности, которые определяют процессы межличностных отношений, а также групповое поведение:

1. подчиненные воспринимают внешние воздействия в зависимости от различий их психологических структур, то есть разные люди по-разному реагируют на одинаковые воздействия;

2. человек не может понимать другого человека в полной мере, всецело достоверно, потому как человек является сверхсложной системой. Он включен в иерархию общественных отношений, являясь их выражением и отображением;

3. самооценка человека – это процесс всегда субъективный. Когда человек пытается сам себя оценивать, ему мешают те же ограничения, что и при анализе других людей;

4. содержание управленческой информации(это могут быть постановления, приказы, распоряжения, инструкции) часто меняет свой смысл в процессе своего движения. Стоит отметить, что изменение содержания информации напрямую зависит от количества людей, через которых она проходит: чем больше сотрудников знакомиться с управленческой информацией и передает ее другим людям, тем больше вероятность того, что она будет отличаться от первоначальной;

5. сохранение личного статуса, личностной состоятельности, собственного достоинства человека является ведущим мотивом социального поведения участников коллектива;

6. реализация компенсаторного механизма – недостаточное количество каких-либо способностей для успешного осуществления конкретной деятельности может возмещаться другими способностями или навыками и умением работать. Этот механизм может срабатывать бессознательно и человек приобретает необходимый опыт. Здесь важно отметить то, что человек может применять данный механизм и осознанно, что позволит усилить эффект реализации.

Умственный труд менеджера заключается в трех основных видах деятельности:

1. организационно-административная и воспитательная;

2. аналитическая, конструктивная и творческая;

3. операторская, то есть информационно-техническая.

Менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников. Предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.

Стоит также заметить тот факт, что результатом управленческой деятельности являются управленческие решения. Именно управленческие решения и будут рассмотрены далее.

1. Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.(ЗАПИШИ ВМЕСТО ЭТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ КОНСПЕКТА).

2. К особенностям управленческой деятельности относятся:

Умственный труд менеджера, который заключается в трех основных видах деятельности: организационно-административная и воспитательная; аналитическая, конструктивная и творческая; операторская, то есть информационно-техническая.

Менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников.

Предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.

Результатом управленческой деятельности являются управленческие решения.

Переход к рыночным отношениям и перестройка всей экономической системы предъявляют новые требования к специалистам, работающим в менеджерских службах. Они должны быть умелыми организаторами, расчётливыми хозяевами производства, уметь чётко определить основные пути эффективной деятельности предприятия.

Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных предприятий. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Цель курсовой работы – рассмотреть тему: «Основы управленческой деятельности на предприятии».

Анализ основ управленческой деятельности на предприятии, является очень актуальным т.к. позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды.

Объект – управленческая деятельность на предприятии.

Предмет – основы управленческой деятельности на предприятии.

Методы исследования, используемые в работе: анализ литературы по тематике исследования, синтез.

1 Основные действия при управлении предприятием

Управленческая деятельность – это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта. Она является одним из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.

Основными действиями при управлении предприятием являются:

1) планирование;

2) организация;

3) руководство;

4) контроль.

Планирование – это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.

Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным этап организации может считаться тогда, когда было разработано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала.

Руководство создаёт условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.

Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым.

Качества эффективного управляющего:

1) знание теоретической части;

2) обладание энергией, здоровой психикой;

3) умение применять знания;

4) желание эффективно управлять.

Управленческая деятельность в условиях рыночной экономики означает:

1) ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка;

2) стремление к повышению эффективности производства;

3) хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;

4) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5) конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;

6) необходимость использования современной техники при принятии решений.

Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность предприятия в целом или её конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).

Сущность управленческой деятельности – установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.

Особенности управленческого труда:

1. Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трёх видов деятельности:

Организационно-административной и воспитательной – приём и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения;

Аналитической и конструктивной – восприятие информации и подготовка соответствующих решений;

Информационно-технической – документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции.

2. Участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно через труд других лиц.

3. Предмет труда – информация.

4. Средства труда – организационная и вычислительная техника.

5. Результат труда – управленческие решения.

2 Система управления предприятием

Система управления – это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.

Элементы системы управления:

1. Цель – желаемый результат функционирования системы. Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать:

Стратегическая цель – долговременная;

Текущие цели – на 1 год;

Оперативные – до месяца.

2. Принципы управления – правила осуществления управленческой деятельности. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности.

3. Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности. Обычно различают общие и конкретные.

Планирование;

Организация;

Координирование (регулирование);

Стимулирование (мотивация);

Учёт (фиксация состояния управляемого объекта);

Анализ (выявление причин состояния управляемого объекта);

Контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).

Конкретные:

Управление предприятием (основной деятельностью, персоналом);

Управление вспомогательной деятельностью;

Управление финансами;

Управление материально-техническим снабжением;

Маркетинг и др.

4. Методы управления – способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов предприятия.

5. Персонал управления – работники, реализующие функции управления – руководители, специалисты, технический персонал.

6. Организационная структура системы управления – совокупность взаимосвязей между персоналом управления и организацией, обеспечивающая её функционирование. Состоит из персонала управления (исполнителей функций), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.

7. Техника управления – совокупность технических средств.

8. Технология управления – последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.

9. Информация – совокупность сведений используемых при осуществлении управленческой деятельности – законы, устав.

Система управления должна соответствовать целям управления, каждый из элементов (1 – 9) должен соответствовать системе в целом, каждый из элементов должен соответствовать любому из элементов (1 – 9).

3 Организационные отношения в системе управления предприятием

Организационные отношения – это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.

Организационные связи – те коммуникации, которые существуют между работниками аппарата управления и не опосредованы устойчивой зависимостью между ними, а в основном только единством реализуемых ими целей. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры – подразделениями, должностями, отдельными лицами. По содержанию такое взаимодействие может быть:

1) информационным;

2) административным;

3) техническим.

В рамках информационного взаимодействия – обмен сведениями, необходимыми для принятия решений.

Административное – управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчёты и процесс контроля.

Техническое – реализуется через совместное участие в практической деятельности – обмен опытом, проведение совещаний и т.д.

Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые – частных лиц. По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным, как официальной, так и личной.

Если отношения связывают элементы структуры, принадлежащие к её различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному – горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном – отчёты о проделанной работе, советы или рекомендации. Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счёт оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.

4 Принципы управления предприятием

Роль принципов – конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.

1. Принцип научности управления:

Управленческая деятельность должна носить объективный характер;

Использование новейших методов и средств;

Управленческая деятельность под воздействием науки развивается и совершенствуется.

2. Принцип экономичности. Основные затраты на управление – оплата труда персонала управления.

3. Принцип экономичности управленческой деятельности. Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.

4. Принцип комплексности. Учёт управленческой деятельностью всех факторов.

5. Принцип системности управления. Предполагает кроме комплексности учёта влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.

6. Принцип пластичности. Гибкость, лёгкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.

7. Принцип самокорректировки. Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.

8. Принцип оперативности. Быстрая реакция на изменение ситуации.

9. Принцип здравого смысла.

5 Цели управления предприятием

Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться предприятие в процессе бизнеса, они конкретизируют миссию организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

Чёткая ориентация на определённый интервал времени;

Конкретность и измеримость;

Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

Адресность и контролируемость.

Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самого предприятия) и реализуемыми с точки зрения персонала предприятия.

1. Общие цели – вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.

2. Конкретные цели – определяются сферой и характером бизнеса.

3. Стратегические – определяют характер деятельности предприятий на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность управленческой деятельности на предприятии, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала предприятия и общества.

4. Текущие – определяются исходя из стратегии развития предприятия и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

5. Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования предприятия, текущие – количественные на определённый период. Предприятие всегда имеет хотя бы одну общую целью. Предприятия, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. В процессе планирования руководство предприятия разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.

6 Функции управления предприятием: их виды и содержание

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.

Общие функции:

1) целеполагание;

2) планирование;

3) организация;

4) координирование (регулирование);

5) стимулирование;

6) контроль (учёт, анализ деятельности).

1. Целеполагание – выработка основных, текущих и перспективных целей.

2. Планирование – выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности предприятия, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

3. Организация – это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определённые сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

4. Координирование – уточнение характера действия исполнителей.

5. Регулирование – выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного предприятием режима функционирования системы. Осуществляется путём диспетчеризации.

6. Стимулирование – разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высоко результативному труду.

7. Контроль – наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

8. Учёт деятельности – измерение, регистрация, группирование данных объекта.

9. Анализ деятельности – это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Выполнение функций управления всегда требует определённых затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Под ними понимается определённая совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

7 Организационная структура управления предприятием

Организационная структура – один из основных элементов управления предприятием. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем предприятия. Она направлена, прежде всего, на установление чётких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределение между ними прав и ответственности.

В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы:

1) звенья (отделы);

2) уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть.

К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определённой функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности предприятия, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.

Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.

8 Методы управления предприятием

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных предприятием целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения, какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему управления – предприятие, отдел и т.п., в частности на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности в организации.

Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг, друга находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определённым образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма.

В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

1) организационно-административные – основаны на прямых директивных указаниях;

2) экономические – обусловленные экономическими стимулами;

3) социально – психологические – применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Заключение

Рассмотрев тему курсовой работы «Основы управленческой деятельности на предприятии», в заключении хочется сделать вывод, что управленческая деятельность является очень сложной интеллектуальной деятельностью и требует от работников управленческого аппарата специальных знаний и опыта.

Предприятие в современных условиях поставлено в сложные условия хозяйствования. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.

Речь идёт, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием достижений научно-технической революции. Всё это требует от предприятий адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом прогрессе.

В этих условиях становятся актуальными вопросы изучения основ управленческой деятельности на предприятии.

Список использованной литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Вихранский, А.И. Наумов. – М.: Фирма Гардарика, 2002. – 389с.

2. Герчикова И.П. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / И.П. Герчикова. – М.: Банки и биржи, 2002. – 411с.

3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления [Текст] / В.В. Гончаров. – М.: МНИИПУ, 2001. – 158с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: учебник / М.Х. Мексон, [и др.]. – М.: Дело, 2001. – 457с.

5. Румянцева З.П., Соломатина Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие /З.П. Румянцева [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 512с.

6. Управление организацией [Текст]: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: Инфра-М, 2000. – 345с.

Менеджмент: тип управления. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата; это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования. Менеджмент - функция управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли.

Особенности российского менеджмента. В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Нельзя не согласиться в общем с оценкой уровня развития российского менеджмента. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране. В России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента. Особенности определяются : чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Менеджмент в России представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей управления. Характерные особенности управления: Неуважение и несоблюдение собственных законов; Отношение к государству, как к органу, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой; Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства; Ориентация на получение краткосрочных выгод, а не на долгосрочное функционирование ввиду нестабильности экономики. Три основные модели менеджмента: Модель «здравого смысла» - «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма; Модель «западной культуры» - западными организациями стран зрелой рыночной экономики. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Модель «традиционных методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Общие подходы в менеджменте организации.

Миссия организации.

Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование, должна иметь признание в обществе. Миссия - основная, главная цель организации, ради которой она и создана. Необходимо учитывать: формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг; положение фирмы по отношению к внешней среде; культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками; кто является потребителями, какие потребности клиентов фирма может успешно удовлетворить. Миссия организации является основой при формулировке ее целей.

Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе. Миссия предназначена для реш-я след задач: 1. представить в явном виде, для чего существует орг-ция, 2. установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости целей 3. определить чем компания отлич-ся от др. , 4. создать критерий для оценки всех действий орг-ции, 5. согласовать интересы лиц связанных с орг-цией. 6. способность созданию корпоративного духа.

Отличие миссии от цели орг-ции - миссия направлена на общ-во, а цель внутри орг-ции, миссия опред-ся на более длит-ный период, в идеале на весь срок деят-ти компании. Миссия сост-т из след-щих эл-тов: 1. Определение области конкуренции (отраслевое направление, перечень сфер хоз-ной деят-ти), 2. Стратегическое намерение или ведение (показатели, кот предприятие хочет достичь в будущем), 3. Компетентность персонала и конкурентное преимущество (навыки и умения персонала). 4. Основные заинтересованные групы, т.е. влияние на те группы, кот несут процветание компании.

Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хоз. деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.

Примеры. Microsoft Corporation: «Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение». Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех.

Цели организации.

Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время. Цели устанавливаются на основе следующих принципов:конкретности и измеримости; достижимости и реальности (недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников); наличия сроков исполнения; эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Классификация: по охватываемой сфере (общая, частная цели); значению (главная, промежуточная, второстепенная); количеству переменных (одно- и многоальтернативная); предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Результативно-хозяйственные цели: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию; стремление к увеличению оборота; стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. Цели предприятия могут быть краткосрочными (не больше чем на квартал или год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (3-10 лет).
Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей.

3 фазы установления целей: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей (все цели орг-ции образуют иерархию целей, кот устанавливает связанность орг-ции и ориентирует все подразделения на достижение целей орг-ции. Иерархия целей представляет собой дерево целей, схема в виде пирамиды: главная или корневая, подцели или цели 1-го уровня, задачи или подцели 2-го уровня, информация или данные для решения задачи) 3) установление индивидуальных целей. Этот м-д подразумевает стр-ризацию и выд-ние взаимосвязей м/у целями и средствами их достижения. Взаимосвязь целей с эл-тами предприятия: схема: посередине цели, вокруг: люди, тех-нологии, задачи упр-ния, стр-ра органов упр-ния.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, и деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Типы процессов управления.

Линейный (характеризуетсяся строгой последовательностью осуществл-я его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относит-но цели воздействия, ситуации и т.д. Чаще всего линейный тип управления используется в типовых ситуациях и тогда, когда принимаются повторяющиеся либо элементарные решения.);

Корректируемый (предполагает необходимость доп корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующегого этапа. Этот тип используется в том случае, когда сущ-ет некоторая неопред-ть.);

Разветвленный (заключ в методологическом разделении работ по частям на опред этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возм-ть обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единств-го решения в данной ситуации.);

Ситуационный (характер-ся тем, что возникает как бы в зависимости от ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы или даже выработки решения.);

Поисковый (исходит из полной ясности цели воздействия, но при этом невозможно оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабат-ся на основе цели и наиб общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по выбранной и сформулированной цели и новым возможностям оценки ситуации).

Классификация

1)По характеру процесса принятия решения: -интуитивные - принимаются на основе его способности предвидеть результаты. -решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. -рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

2)По количеству альтернатив : -стандартные -однозначный выбор. -многоальтернативные . -инновационные -выбор при отсутствии очевидных альтернатив.

3)По частоте принятия решений : -единовременные -решения крупных проблем(создание,ликвидация компании). -циклические - решения проблем, имеющих известный цикл(решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год); частые - решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени.

4) По степени влияния на будущее организации : -стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели. -Тактические - (конкретные методы достижения первых; -оперативные - решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня. -стабилизационные - решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

5)По степени запрограммированности : -запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; -незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

6) По масштабам : -глобальные - охватывают всю организацию в целом; -локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

7)По продолжительности периода реализации : -долгосрочные (более пяти лет); -среднесрочные (от одного года до пяти лет); -краткосрочные (менее одного года).

8)По направленности воздействия : внешние, внутренние .
9)По обязательности выполнения :-директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; -рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; -ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

10)По функциональному назначению :-регулирующие - определяют метод выполнения действий; -координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; -контролирующие - направлены на оценку результатов.

11)По широте охвата :-общие - распространяются на всю компанию в целом; -специальные - рассматривают отдельные вопросы.

Типология власти.

Власть рассматривается в менеджменте и управлении как многомерное явление, включающее несколько основных форм - разновидностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще - в сочетании друг с другом.

Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей («негативная власть», «власть страха»). Часто критикуют из-за негуманности, но именно она ставится на первое место в любом перечне форм власти и остается пока незаменимой, а иногда - и единственным властным рычагом воздействий руководителя. Недостаток - она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Производит нежелательные эффекты - скованность, страх, месть, отчуждение, что может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров. Однако оно обладает и очень большой силой, поскольку апеллирует к чувству личной безопасности.

Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения значимых для исполнителей стимулов. Основное преимущество этого вида власти - в его силе; недостаток - в том, что очень часто руководитель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.

Экспертная власть как власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит - их собственные. Мера этой власти возрастает при усложнении характера систем управления, а также при реально высокой и ощущаемой подчиненными квалификации руководителя . К ее недостаткам следует отнести меньшую устойчивость, меньшую в целом, чем для первых двух видов, силу и надежность.

Харизматическая власть , или власть примера, построена на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Она определяется отождествлением исполнителя с лидером, руководителем. Харизматическое влияние - это личностное, а не должностное влияние. Выделяются несколько типичных качеств харизматической личности: обмен энергией; внушительная внешность; независимость характера; хорошие риторические способности; достойная и уверенная манера держаться.

Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Исполнители предельно четко сознают это, признают право руководителя реализовывать в отношении них, законодательные меры воздействия. Законная власть часто принимает форму традиционной власти. Исполнители реализуют указания руководителя потому, что традиция учит: подчинение ведет к удовлетворению потребностей.

Власть информации. Люди испытывают постоянную потребность в самой различной информации. Руководитель же, как правило, не только регулирует доступ информации к своим подчиненным, но обычно обладает значительно большей, чем они, информацией. Кроме того, человек, располагающий большей информацией (руководитель), обладает и объективно большими возможностями для эффективного поведения. Это, в свою очередь, повышает меру его компетентности в глазах других людей и ведет к укреплению его экспертной и эталонной власти.

Типы конфликтов.

В межличностных отношениях зачастую появляются противоречия, возникающие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон – конфликт. Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психологическом, социально-идеологическом отношении.

Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотн-й и принятию обоснованных решений, такие конфликты принято называть функциональными . Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений - дисфункциональные . Для норм функционирования и развития коллектива нужно стремиться не к тому, чтобы уничтожить условия для возникновения конфликтов, а к тому, чтобы научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать причины конфликтов, уметь их анализировать.

по способам разрешения на антагонистические и компромиссные;
по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
по количеству участников , 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

«Участниками» внутриличностного конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Внутриличностные конфликты , связанные с работой в орг-ции, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Многие считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации) устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, в результате возникает конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт . Любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.

5 стратегий: уход, компромисс, принуждение, сотрудничество, уступка .

Сущность и особенности управленческой деятельности.

Управление– это целенаправленное внешнее воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое; это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть - организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей». Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д. Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно - по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей - по показателям работы отдела.

УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей. УД специфична по организационному статусу ее субъекта - руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации).

Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации - иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.