«Учим татарский язык, используя УМК. Роль воспитателя в создании языковой среды в обучении детей татарскому языку

Марина Кондратьева

Детский сад - первое звено в системе образования. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа .

Главная цель речевого воспитания состоит в том , чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка , умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Обучение языку - планомерный , целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей , усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Я применяю разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также я учитываю и возрастные особенности детей .

Стараюсь осуществлять образовательную деятельность в групповой форме. Обучение в группе является занимательным и эффективным, потому что языковые ситуации отрабатываются в диалогах, в играх и таким образом преодолевается языковой барьер . Создаю в группе обстановку непринужденного общения и дети разговаривают на татарском языке , слушают речь других и тем самым осуществляется взаимовлияние речи друг на друга. Свою образовательную деятельность я реализую при помощи следующих методов и приемов :

Одна из важнейших форм обучения - игра . Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку . Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями , речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику .


Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи . Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова , фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков .

Для повышения эффективности образовательного процесса я использую информационно- коммуникативные технологии, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Например, при помощи компьютера, даю детям информацию (слайды, закрепляю пройденный материал при помощи различных дидактических игр. Например, «Кого нет» , «Отгадай и назови» , «Кто лишний?» , «Посчитай» , «Угости зайцев» , «Сделай салат» и многие другие.


Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении . Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения , активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ребенка , так и воспитателя . Компьютер мне также помогает организовать просмотр мультфильмов.


Для развития полноценного игрового общения я использую игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу) . Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Игровой персонаж предоставляет воспитателю возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной активности. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке , мы изготовили дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. Нами изготовленные дидактические игры : «Положи в корзину» , «Угости Алсу и Булата» , «Пригласи в дом» , «Что изменилось?» , «Бу кем?» , «Командир» , «Помогаем маме» , «Волшебные цвета» и многие другие.

Цель этих дидактических игр : развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей , согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

С целью развития и укрепления памяти использую словесные игры, такие как «Кто есть, кого нет?» , «Возьми овощ» , «Магазин» , «Что, какой, сколько?» и другие.

По развитию мелкой моторики провожу пальчиковые игры. Например,

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – би,

Бу бармак – ти,

Бу бармак – ни,

Бу бармак – малай (кыз)

Дидактические




Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку . Когда воспитатель ставит вопрос , ребенок думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. Таким образом, мы упражняем ребенка в овладении языком . Опыт показывает , что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка : выбор нужного слова, логичность речи.

Материал для создания языковой среды по обучению детей татарскому языку .



«Положи в корзину»

«Угости Алсу и Булата»

«Что изменилось?»

Цель :

Упражнение в произношении слов на татарском языке по пройденным темам ;

Формирование умения отвечать и задавать вопрос : «Нрс юк?» ;

Развитие внимания и памяти.

«Бу кем?»

«Командир»

Как было сказано ранее, методы обучения языку разнообразны . Их разнообразием должен пользоваться воспитатель , чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом , чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных , обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми . Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей . Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.

1. Документы, гарантирующие равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных:
а) Закон РТ «О языках народов Республики Татарстан»
б) Закон РФ «Об образовании»
в) Типовое положение о ДОУ
г) Концепция прав ребенка.

2. Документ, регламентирующий количество занятий по обучению татарскому языку в детском саду:
а) Программа по обучению татарскому языку (авторы: Р.А.Бурганова, Ф.Ф.Юсупов)
б) Приказ МО РТ (За № 463 от 29.06.2001) «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языках в ДОУ»
в) Закон РТ «Об образовании»
г) «Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в РТ»
д) все ответы верны.

3. Комплексная программа непрерывного образования:
а) «Из детства – в отрочество»
б) «Программа воспитания и обучения в детском саду»
в) «Детство»
г) «Я, ты, мы»
д) «Гармония».

4. Основная задача обучения татарскому языку в русскоязычной аудитории:
а) Научить пользоваться татарским языком в пределах установленного программой словарного и грамматического минимума
б) формировать навыки понимания речи
в) учить использовать наиболее употребительные татарские слова
г) все ответы верны
д) все ответы неверны.

5. Основное и ведущее место в системе занятия по обучению татарскому языку в русскоязычной аудитории занимает:
а) ознакомление детей с фольклорными произведениями
б) изучение наизусть стихотворений
в) формирование и развитие навыков устной речи
г) все ответы верны
д) все ответы не верны.

6. Эффективные приемы организации занятий по обучению второму языку:
а) словесные игры, игровые ситуации
б) применение наглядности

г) использование фольклора
д) все ответы верны.

7. По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку:
а) занятия по сообщению нового материала
б) закреплению знаний, умений и навыков
в) обобщению и систематизированию знаний
г) комбинированные (смешанные, интегрированные)
д) все ответы верны
е) верны: а, в.

8. Процесс усвоения языкового материала – это:
а) восприятие, понимание, осмысление
б) заучивание
в) воображение
г) высказывание.

9. Принцип развивающего обучения (по А.А.Леонтьеву):
а) научности в обучении
б) воспитывающего обучения
в) осознания процесса обучения
г) целостного представления о мире.

10. Был сторонником сравнительного изучения татарского и русского языков, при этом подчеркивал: «Тому, кто не владеет родным языком, овладеть другим языком будет очень трудно»:
а) М.Ш.Салихов
б) М.Х.Юнусов
в) К.Насыри
г) М.Г.Махмудов
д) все ответы не верны.

11. Обучение татарской речи в русскоязычной аудитории надо начать с:
а) усвоения диалогической речи
б) усвоения монологической речи
в) составления связных высказываний
г) усвоения лексического и грамматического материала
д) чтения текстов средней трудности.

12. Основной целью обучения второму языку является:
а) развитие языковых способностей ребенка
б) ознакомление с другим языком как средством общения
в) ознакомление с культурой, традициями другого народа, пользующегося этим языком
г) все ответы верны
д) верны: а, б.

14. Методика обучения второму языку построена на принципах:
а) многократного повторения и обыгрывания изучаемых моментов
б) игр, сказок
в) сравнения
г) соединения действия со словом
д) все ответы верны
е) все ответы не верны.

15. На занятиях по обучению второму языку должен соблюдаться порядок ввода новых слов и конструкций:
а) новое слово вводится в знакомую конструкцию
б) новое слово вводится в новую конструкцию
в) знакомые слова вводятся в новую конструкцию
г) все ответы верны
д) верны: а, в.

16. Виды речевой деятельности:
а) аудирование
б) говорение
в) письмо
г) чтение
д) все ответы верны.

17. Аудирование – это:
а) слушание звучащей речи
б) запоминание звучащей речи
в) процесс восприятия и понимания звучащей речи
г) усвоение отдельных слов изучаемого языка.

18. Самые распространенные приемы обучения аудированию:
а) слушание речи воспитателя
б) выполнение обучающимися приказаний, распоряжений и команд на татарском языке
в) использование дидактических игр
г) слушание музыки
д) все ответы верны
е) верны: а, б.

19. Формирование разговорной (диалогической) речи – это умение детей:
а) слушать и понимать обращенную к ним речь
б) поддерживать разговор
в) отвечать на вопросы и спрашивать
г) развивать мысль собеседника
д) все ответы верны
е) верны: а, в.

20. Методами обучения монологической речи являются:
а) пересказ
б) сочинение (придумывание детьми рассказов, сказок)
в) разговор-беседа
г) все ответы верны
д) верны: а, б.

21. Метод «разговор-беседа» целесообразен при:
а) обучении детей творческому рассказыванию
б) активизации речевого запаса детей
в) выработке у детей новых, более сложных речевых умений и навыков
г) обогащении новыми компонентами языка (лексика, грамматика, интонация).

22. Преднамеренное, неоднократное использование одного и того же элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания:
а) объяснение
б) повторение
в) словесное упражнение
г) речевой образец.

23. Приемы обучения артикуляции согласных:
а) имитация звуков насекомых, птиц, зверей и т.д.
б) дыхательные упражнения
в) использование дидактических игр на материале чистоговорок (скороговорок)
г) все ответы верны
д) верны: а, в.

24. Методы ознакомления с произведениями художественной литературы:
а) чтение воспитателя (дословная передача текста)
б) рассказывание
в) заучивание наизусть
г) дидактические игры на материале знакомых произведений, литературные викторины
д) все ответы верны
е) верны: а, б.

25. Цель рассматривания картинок, иллюстраций в книжке:
а) научить детей правильно воспринимать речь
б) вызвать детей на разговор
в) развивать у детей навыки запоминания
г) знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа.

26. «Показывание картинок и рассказывание по ним – лучшие средства сближения наставника с детьми», - писал К.Д.Ушинский, подчеркивая исключительную роль… при обучении устному иноязычному общению:
а) игры
б) наглядности
в) беседы
г) фольклора.

27. При ознакомлении детей с культурой других народов целесообразно исходить:
а) национального состава страны
б) национального состава группы детей ДОУ
в) многообразия народов нашей планеты
г) места жительства.

28. Пропаганда среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем:
а) в беседах, на консультациях, собраниях
б) наглядной агитацией
в) чтением лекций с привлечением специалистов (логопедов и т.д.)
г) организацией выставок методических пособий
д) все ответы верны.

Обучение языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Мы рассмотрим только некоторые эффективные формы и методы обучения татарскому языку. Воспитатели применяют разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также они учитывают и возрастные особенности детей.

Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности детей, взаимодействия воспитателя и воспитанников. Метод обучения языку реализуется в единстве целенаправленных деятельностей воспитателя и детей, движении к усвоению знаний, овладению соответствующими речевыми умениями и навыками, предусмотренными содержанием обучения.

Форма обучения - внешняя сторона организации познавательной деятельности детей, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме. Существует огромное множество форм обучения. Воспитатели по обучению татарскому языку выбирают и применяют те формы обучения, которые эффективны для решения поставленных задач.

Основными формами обучения татарскому языку в дошкольных учреждениях являются: обучение в повседневной жизни и в непосредственно образовательной деятельности. Эффективной формой - обучение во время НОД, на которых решаются определенные задачи речевого развития в дошкольном детстве, в самом благоприятном периоде овладения языком.

Главной целью НОД по обучению татарскому языку является формирование правильной устной речи детей. Развитие устной речи, овладение элементарными формами разговорной речи, формирование речевых навыков и умений не происходит стихийно, а под руководством воспитателя. Ребенок в повседневной жизни (во время прогулок, одевания, умывания, организованной игровой деятельности и в других типичных ситуациях) не обращает внимания на определенные языковые явления, речевые образцы и не следует им. Во время НОД дети фиксируют свое внимание на них, которые становятся предметом его осознания. Образовательная деятельность помогает компенсировать дефицит общения родителей с ребенком.

Воспитатели осуществляют образовательная деятельность в групповой форме. Обучение в группе является занимательным и эффективным, потому что языковые ситуации отрабатываются в диалогах, в играх и таким образом преодолевается языковой барьер. Воспитатель создает в группе обстановку непринужденного общения и дети разговаривают на татарском языке, слушают речь других и осуществляется взаимовлияние речи друг на друга.

Известно, что у каждого ребенка индивидуальная скорость восприятия информации, поэтому некоторым требуется больше времени и усилий на усвоение материала. В таких случаях воспитатели прибегают к индивидуальной форме обучения. Образовательная деятельность в такой форме может быть рекомендована в случае боязни общения, страха перед ошибками и недопониманием. Такая форма обучения - это отличная возможность эффективно освоить татарский язык.

Одна из важнейших форм обучения - игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.

Один из эффективных методов обучения - использование информационных и коммуникативных технологий, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение данного метода в обучении татарскому языку способствует индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности. Детям интересен материал с использованием ИКТ. Во время НОД по обучению татарскому языку мы показываем детям мультфильмы на данном языке, анимационные сюжеты и прослушиваем аудиозаписи. Таким образом, мы погружаем детей в страну татарского языка. Они очень быстро схватывают семантическую основу языка и быстро начинают говорить сами. Присутствие носителя языка способствуют успешному усвоению материала. Также дети заучивают некоторые фразы. Для обучения татарского языка ИКТ служит «сырьем», на основе которого мы составляем свои презентации, слайд-фильмы, осуществляем свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты и методы работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм. Образовательная деятельность с применением компьютерных игр очень интересна дошкольникам. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку, но данный метод не оценен практикой. Когда воспитатель ставит вопрос, ребенок думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. Таким образом, мы упражняем ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи. Поручения, вызывающие у ребенка выполнение по слову определенного действия, также являются отличным методом в решении многих программных задач, в частности для уточнения, активизации словаря ребенка. Беседа - богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка. Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря.

Как было сказано ранее, методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

«Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку с педагогами детского сада по реализации УМК»

Работу по УМК мы начали с февраля 2012 года, когда поступили учебно-методические комплекты, аудио-видео материалы.

Для организации работы, я провела презентацию данной работы (по обучению двум государственным языкам) перед педагогами детского сада и началось его внедрение и реализация. С целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК. Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. Родители и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехами своих детей не только на открытых мероприятиях, но и в повседневной жизни детского сада.

89% русскоязычных педагогов нашего общеобразовательного учреждения прошли курсы по обучению русскоязычных педагогов татарскому языку, а 11% (1 –молодой специалист) будет учиться в этом учебном году онлайн по курсу Ана теле. Еженедельно, я провожу с воспитателями мини-курсы, учитывая идею, заложенную в УМК. На этих занятиях я знакомлю воспитателей с методические приёмами, средствами обучения, наглядным и раздаточным материалом, используемыми пособиями и оборудованием, которые помогают создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер татарской языковой среды в группе. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит интерактивный характер. В нашем ДОУ оборудован специализированный кабинет для обучения детей татарскому языку.

В каждой группе имеется наглядный материал для родителей наших воспитанников для закрепления знаний татарского языка дома. Педагоги ДОУ целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течение всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений.

Должностная инструкция

воспитателя

1. Общие положения

1.2 Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен иметь : высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Дошкольная педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) непосредственно подчиняется старшему воспитателю и заведующей ДОУ.

1.4. В своей деятельности руководствуется :

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;

Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»";

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»;

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессиональных стандартов педагога»;

Уставом ДОУ.

1.5. Должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, дошкольную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен:

Демонстрировать знание обучающей программы.

Уметь планировать, проводить образовательную деятельность, анализировать их эффективность (самоанализ ОД).

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки ОД: дополнительные образовательные услуги и т.п.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Находить ценностный аспект образовательной деятельности, обеспечивать его понимание и переживание воспитанниками.

Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
- Применять инструментарии и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.

Осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами воспитанников: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Оценивать образовательные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

2.Квалификационные требования и

необходимый уровень знаний.

2.1. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен иметь профильное высшее педагогическое или среднее специальное педагогическое образование (при условии дальнейшего обучения в ВУЗе по профилю) и владеть литературным татарским и русскими языками.

Допускается к работе после обязательного прохождения медосмотра и получения допуска к работе.

2.2. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен знать:

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

    Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;

    СанПиН;

    Директивные и информативные документы по проблемам дошкольного образования;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Устав ДОУ;

    Методику преподавания татарского языка;

    Дошкольную педагогику и психологию;

    Основы доврачебной медицинской помощи;

    Правила и нормы по ТБ, ОТ и ПБ, охране жизни и здоровья детей, защите прав и интересов несовершеннолетних, защите прав потребителей.

З.Основные обязанности.

3.1. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) составляет рабочую образовательную

программу на учебный год.

3.2. Планирует и проводит работу по развитию интегративных качеств у детей, готовит их к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС.

3.3. Осуществляет организованную образовательную деятельность (ОД) и создает языковую среду на двух государственных языках РТ для усвоения детьми материалов УМК.

3.4.Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в
соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ДОУ.

3.5. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) проводит обучение детей татарскому языку на высоком профессиональном уровне и обеспечивает создание условий для жизнедеятельности детей, их социально - психологической адаптации.

3.6. Проводит ОД с детьми по подгруппам.

Продолжительность ОД:

Подготовительная группа- 25-30 минут;

Старшая группа- 25 минут;

Средняя группа 20 минут.

3.7. Организует ОД по подгруппам, исходя из уровня владения детьми языком и их национальной принадлежности.

3.8. Воспитывает у детей интерес к обучению татарского языка.

3.9. В соответствии с приказом Министерства Образования РТ за № 463 от 29.06.01 г. "О мерах по улучшению изучения родного татарского - русского языков в ДОУ" обучение родному языку осуществляется, начиная с I младшей группы (только с детьми татарской национальности), а татарскому и русскому языкам - со средней группы.

3.10. Проводит ОД по обучению родному, татарскому, русскому языкам три раза в неделю за счет следующих ОД:

    В I младшей группе: развитие речи, ознакомление с художественной литературой и конструирование;

    Во II младшей группе: ознакомление с художественной литературой, конструирование, лепка;

    В старшей группе: ознакомление с художественной литературой, лепка, рисование;

    В подготовительной к школе группе: развитие речи, ознакомление с художественной литературой, рисование.

3.11. Включение ОД по обучению родному, татарскому, русскому языкам не должны превышать общее количество ОД предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду" М., Просвещение, 2005 г.

3.12. При проведении ОД по обучению родному языку воспитатель использует «Балалар бакчасында тәрбия һәм белем бирү программасы» Казан, 2006 ел, Учебно - методическ ий комплект «Туган телд ә сөйләшәбез » (Хазратова Ф.В. , Зарипова З. М., Казан, 2012 ел ) , Хрестоматия «Балачак аланы» (Казан, 2011 ел).

3.13. При обучении татарскому языку воспитатель использует «Программу по обучению татарскому языку в детском саду», « Программ у к учебно - методическому комплекту «Татарча с өйләшәбез » (Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. Казань, Школа РИЦ, 2013) , Учебно- методическ ий комплект «Т атарча сөйләшәбез »

(Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. Казан, 2012 ел ) .

3.14. Кроме основных ОД воспитатель обязан проводить групповые и индивидуальные работы с детьми.

3.15. Недельная нагрузка воспитателя (по обучению детей татарскому языку) составляет 36 часов в 6 группах (1 ставка).

3.16. Оказывает помощь, консультирует воспитателей по вопросам обучения государственным языкам Республики Татарстан .

3.17. Составляет планы ОД, обеспечивает их выполнение.

3.18. Принимает участие в работе педсовета. Составляет отчёт о своей работе с представлением результатов обучения государственным языкам Республики Татарстан, проводит открытые показательные мероприятия для педагогов и родителей.

3.19. Разрабатывает планы оснащения учебного кабинета по обучению детей татарскому языку и пополнения его современным оборудованием и дидактическим материалом.

3.20. Соблюдает нормы, правила и инструкции по охране труда.

3.21. Организует работу с родителями по вопросам обучения татарскому языку в ДОУ, семье.

3.22. Проводит начальную и итоговую диагностику по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татар родному языку (начиная со средней группы). Участвует в проведении мониторинга по усвоению детьми общеобразовательной программы ДОУ и составлению индивидуальных образовательных маршрутов.

3.23. Обеспечивает создание условий для жизнедеятельности детей, их социально-психологической адаптации, социальной и трудовой адаптации.

3.24. Обеспечивает санитарно-гигиенические и безопасные условия в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

3.25. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

3.26. Регулярно информирует руководителей ДОУ и медицинский персонал о состоянии здоровья детей. Организует выполнение установленного для детей режима дня.

3.27. Осуществляет воспитание, обучение, надлежащий уход за детьми в соответствии с Уставом детского дошкольного учреждения и Законом об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

3.28. Участвует на родительских собраниях, конференциях, семинарах и т.д. по пропаганде необходимости овладения татарским языком. Оформляет наглядную агитацию для родителей.

3.29. Постоянно повышает свою квалификацию. Внедряет инновационные технологии и передовой педагогический опыт работы с детьми.

3.30. Осуществляет преемственность в работе со школой.

3.31. Правильно применяет коллективные и индивидуальные средства защиты.

3.32. Немедленно сообщает своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае происшедшем в ДОУ, о признаках профессионального заболевания, а так же о ситуации, которая создаст угрозу жизни и здоровья людей.

4. П р а в а

Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) ДОУ имеет право:

4.1. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрять наиболее эффективные формы и методы, технические средства обучения.

4.2. Принимать участие в управлении делами коллектива, педсовета, методических объединений, семинаров, консультаций.

4.3. Повышать квалификационный уровень.

5. Ответственность

Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) ДОУ несет ответственность за:

5.1. Жизнь и здоровье детей.

5.2. Строгое выполнение Правил внутреннего распорядка ДОУ.

5.3. Правильное ведение нормативной документации.

5.4. Исполнительскую дисциплину.

Ознакомлена: _______

Дата: ___________.