Турецкий михаил борисович. Михаил Турецкий: биография, личная жизнь, семья, песни и фото Михаил турецкий биография жены лианы

Как сильно личная жизнь влияет на творчество, а творчество – на личную жизнь? Сложно ответить однозначно, но отрицать эту взаимосвязь никто не осмелится. Яркий пример утверждения – это писатели, использующие элементы автобиографии в своих романах, и музыканты, нашедшие себе спутников жизни во время репетиций или выступлений. К числу последних относится и Михаил Борисович Турецкий.

Детство и юность

Родился будущий музыкант и дирижер 12 апреля 1962 года. Произошло это в Москве. Борис Борисович Эпштейн – отец мальчика - всячески отговаривал свою жену от рождения второго ребенка, аргументируя это тяжелыми временами, немолодым возрастом и болезненным первенцем Александром. Но его жена Белла Семеновна настояла на своем решении. Так маленький Миша Турецкий (это его настоящая фамилия по матери, а не псевдоним) и появился на свет.

Родители Миши дни напролет проводили на работе, а воспитанием мальчика занимался брат, который был старше на пятнадцать лет. Однако Саше такое занятие было не в радость, поэтому он частенько оставлял Мишу с включенным радио или телевизором. Позже родители узнали об этом, но не стали наказывать Сашу, поскольку заметили, как легко их младший сын подпевает песням, звучащим в эфире. Хитом был «Сиреневый туман».


Михаил Турецкий в детстве вместе с родителями

Борис Борисович работал мастером цеха, а Белла Семеновна – воспитательницей детского сада. Получали они мало, но со временем им удалось накопить денег, чтобы выкупить еще одну комнату в коммуналке около станции метро «Белорусская», в которой они проживали, а также приобрести старое фортепиано. Сделано это было для того, чтобы Миша мог заниматься с приглашенным учителем музыки. Спустя полгода репетитор отказался продолжать обучение, заявив, что у малыша нет слуха.

Подобное заявление расстроило родителей, но Миша сумел их убедить дать ему еще один шанс. Так он поступил в музыкальную школу на курс флейты-пикколо, потому что обучение на этом инструменте было самым дешевым вариантом.


В 1973 году произошло важное для мальчика событие. В гости к отцу приехал кузен, с которым Борис Борисович виделся крайне редко. Этого кузена звали Рудольф Баршай, и был он альтистом и дирижером с мировым именем. Узнав о том, что Миша учится в музыкальной школе, а также неплохо поет, Баршай попросил его что-нибудь исполнить. Восхищенный вокалом мальчика, через знакомых Рудольф Борисович сумел пристроить Мишу в хоровое училище имени Александра Васильевича Свешникова.

После окончания училища Михаил поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, которую окончил в 1985 году с отличием. К этому моменту парень уже успел жениться, обзавестись дочерью, а также принять участие в нескольких крупных выступлениях под руководством Мравинского и Шерлинга.

Музыка

После окончания обучения Михаил остался в академии музыки для прохождения аспирантуры. Проходя практику на репетициях академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и в Театре музыкального искусства, парень вынужден подрабатывать бомбилой на стареньких «Жигулях» и грузчиком в универсаме, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но даже тяжелые будни не отвлекают Турецкого от мыслей о собственном музыкальном проекте.


В 1987 году Михаил сотрудничает с церковным хором и с ансамблем политической песни. Эта работа помогает сформулировать основные принципы будущего проекта. В 1989 году Михаил объявляет набор солистов для мужского хора столичной хориальной синагоги (национальность Турецкого - еврей). Идея оригинальна: возродить иудейскую духовную музыку на просторах Советского Союза.

Составив и отрепетировав программу, в которую входили еврейские литургические песни, хор выступает на родине и за рубежом – в Израиле, Германии, Франции и Великобритании. Во время выступления с Владимиром Семенюком в Литве Михаил Турецкий получает страшное известие из дома – на 71 километре трассы Минск-Москва разбилась его жена Елена со своим отцом и братом. Они возвращались с празднования дня рождения родственницы.

Эта новость обрывает тур. Михаил впадает в депрессию. Зоя Ивановна – мать погибшей Елены - пытается помочь Турецкому, а также предлагает оформить опеку над дочерью Михаила и Елены на себя. Турецкий отказывается от такого варианта. Вместо этого он берет дочь Наташу и отправляется на два года по контракту в Америку.


Ознакомившись с миром американского шоу-бизнеса, Михаил со своим хором решают изменить репертуар и формат выступлений, добавив больше зрелищ, больше красок и больше динамики. Во многом этому поспособствовали многочисленные бродвейские мюзиклы, которые так любил посещать Михаил со своей дочкой. В 1994 и в 1995 году Турецкого награждают «Золотой короной канторов мира».

С обновленной программой и полностью сформировавшимся коллективом арт-группа «Хор Турецкого» возвращается на отечественную эстраду в 1997 году, во время совместного тура с Иосифом Кобзоном. Публика воспринимает новый формат на ура. С 1999 по 2002 хор выступает со спектаклем «Вокальное шоу Михаила Турецкого» в Московском государственном театре эстрады. В 2002 году Михаила награждают званием заслуженного артиста Российской Федерации.

В 2003 коллектив формируется окончательно: 10 солистов с голосами от баса-профундо до тенора-альтино. Репертуар выходит за рамки национальной иудейской культуры. Критики дают новое имя стилю, характеризующему манеру исполнения песен «Хором Турецкого» - классический кроссовер.

На следующий год хор гремит по крупным концертным площадкам мира: СК «Олимпийский» и Ледовый дворец на родине, а также Альберт- холл, Джордж-холл и Карнеги-холл за границей. В 2005 году Михаил издает автобиографию, в которой делится историей личной жизни и секретами «Хора Турецкого». В 2008 году происходит фурор – 4 аншлага в Государственном Кремлевском дворце. Но и этого Михаилу мало.


В 2010 году он в качестве продюсера создает новый проект – «SOPRANO», ставший женской версией «Хора Турецкого». Девушки из «SOPRANO» быстро завоевали популярность, выступая на фестивалях уровня «Славянского базара», «Новой волны» и «Песни года». В том же году Михаил получил звание народного артиста РФ и Орден Почета.

Личная жизнь

В 1984 году Михаил впервые женился. Его избранницей стала однокурсница Елена. В том же году у пары родилась дочь, которую было решено назвать Наташей. В 1989 году Елена с братом и отцом попала в аварию и погибла. Михаил с дочерью уехал в США.


В Америке девочке понравилось – она даже выступала на сцене, однако отец сумел убедить ее отказаться от идеи связать свою карьеру со сценой, аргументируя тем, что это полностью лишит девушку личной жизни. Сегодня Наташа работает юристом в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году у нее родился сын Иван, а в 2016 – дочь Елена.


Однако в жизни Михаила были и другие женщины. В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель от короткого романа с Татьяной Бородовской.


Через год состоялась вторая свадьба Турецкого. Его женой стала армянка Лиана, с которой Михаил познакомился во время гастролей в США, организованных отцом девушки. Как и у Михаила, у Лианы уже был один ребенок – дочь Сарина. Тем не менее, пара решила обзавестись и совместными детьми – дочерьми Эммануэлью в 2005 году и Беатой в 2009.

Михаил Турецкий сейчас

Ребята из «Хора Турецкого» (и сам Михаил Борисович в особенности) – те еще трудоголики. За год они успевают провести более 200 выступлений – не каждый может таким похвастаться. Удивляет, как артисты еще успевают публиковать фото в аккаунте в «Инстаграме» .


В 2017 году Михаилу удалось выделить время для знаковых событий. Первым стала свадьба дочери Сарины и Торника Церцвадзе. Вторым – награждение Орденом Дружбы за развитие культуры.

Дискография

  • 1999 – «High Holidays»
  • 2001 – «Bravissimo»
  • 2003 – «Хор Турецкого представляет»
  • 2004 – «Когда поют мужчины»
  • 2006 – «Рожденные петь»
  • 2007 – «Москва-Иерусалим»
  • 2009 – «Музыка всех времен»
  • 2010 – «Шоу должно продолжаться»

Российский шоумен, дирижёр, певец, основатель и продюсер арт-группы «Хор Турецкого » и «SOPRANO Турецкого ». Народный артист России (2010).

Михаил Турецкий. Биография

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве. Отец - Борис Борисович Эпштейн . Михаил взял фамилию матери, так как все родственники с её стороны погибли во время Холокоста. Дядя по отцу - известный альтист и дирижёр Рудольф Баршай . Михаил Турецкий окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова, затем с отличием дирижерско-хоровой факультет института имени Гнесиных, учился в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием.

В 1989 Турецкий начал набор солистов «Мужского камерного еврейского хора » Московской хоральной синагоги. Среди набранных участников были выпускники высших учебных заведений, студенты и учащиеся.

В 1991 году глава туркомпании People Travel Club Марина Ковалёва случайно услышала репетицию хора. Благодаря помощи Марины Ковалёвой в 1995-1996 гг. хор пел в синагоге в Майами. Часть участников хора осталась в США. В 1998 году хор Турецкого получил статус государственного коллектива. Затем его начал поддерживать «МОСТ-банк» и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский , а позднее - Московский государственный театр эстрады во главе с Геннадием Хазановым .

С 2003 года хор взял известное ныне название - Арт-группа Хор Турецкого. Изменился и репертуар коллектива. Еврейская литургия, песни на идише и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появляются произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, «Мурка»), оперные арии, православная литургия.

Хор Турецкого выступал со знаменитыми музыкантами современности: Пласидо Доминго , Зубином Метой , Хулио Иглесиасом , Глорией Гейнор , Эммой Шаплин , Исааком Штерном , Иосифом Кобзоном и многими другими.

Михаил Турецкий. Личная жизнь

Первая жена Михаила Турецкого , Елена , погибла в автокатастрофе в августе 1989 года на трассе Минск - Москва. В страшном ДТП погибли вместе с женой Турецкого его тесть и брат Елены. От первого брака есть дочь Наталья , которой на момент гибели матери было всего пять лет. Сейчас Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого».

Второй женой Михаила (Турецкий женился спустя 12 лет после гибели Елены) Лиана , с которой он познакомился в Америке. В семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009). Также у Лианы есть дочь от первого брака Сарина . В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын, которого назвали Иваном .

Михаил Турецкий. Награды и звания

1994-1995 «Золотая корона канторов мира» (лишь 8 человек в мире награждены этим знаком отличия).

2002 - Заслуженный артист Российской Федерации.

2004 - Национальная премия «Человек года» в номинации «Культурное событие года».

2010 - Народный артист Российской Федерации.

2011 - Народный артист Республики Северная Осетия - Алания и Заслуженный артист Республики Ингушетия.

2012 - Орден Почёта - За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Михаил Турецкий. Интересные факты

Михаил Турецкий , отец четверых дочерей, мечтает о наследнике, которого назовет в честь своего отца.

Один провидец предсказал артисту, что его дочь, в имени которой две «м», родит короля.

Михаил и Лиана Турецкие зарегистрировали свой брак в спортивных костюмах.

В имени дочери артиста Беаты скрыты имена родителей Михаила: Борис и Бэла .

В 2005 году Турецкий написал книгу «Хормейстер » (М., 2005).

В «Хоре Турецкого» Михаила называют «Царь». На один из семейных праздников участники группы подарили руководителю 10 матрешек с шаржами на всех музыкантов хора. Первая - сам «Царь». Так же солисты «Хора Турецкого» преподнесли Михаилу флейту-пикколо и на всей аппликатуре выгравировали свои прозвища.

После концертов в Майами местные власти выпустили прокламацию, объявив 6 февраля Днем Московского хора.

В одной из телепередач «Хор Турецкого» в качестве импровизации спел рекламное объявление из телефонного справочника, чем довел аудиторию до слез.

Одно из выступлений «Хора Турецкого» состоялось на палубе тяжелого несущего авиакрейсера «Адмирал Кузнецов» в окружении нескольких тысяч моряков Северного флота, которые пели вместе с артистами.

«Я не знаю, как моя тёща 24 года назад пережила тот день, когда в одной машине погибли её дочь, сын и муж... Лобовое столкновение с фурой».

Кремль и «Карнеги-холл», гастроли по всему миру, выступления с мировыми звёздами Пласидо Доминго , Хулио Иглесиасом , Глорией Гейнор и др. «Хор Турецкого» везде встречают овациями. Впору сказать: создатель арт-группы Михаил Турецкий — настоящий везунчик. Ещё бы, живёт в роскошном доме в Сколкове с красавицей-женой, у него четыре дочери... И лишь немногие знают, что ему пришлось пережить на пути к успеху...

Накануне дня рождения создатель популярного хора поведал «АиФ» об очень личном...

Не только дома, но теперь и на работе окружён женщинами. Турецкий со своим творением — коллективом «Сопрано», которому уже 5 лет. Фото: Из личного архива

Тёща — авторитет

Когда артист поехал в США, ради дочери взял с собой не молодую любовницу, а 73-летнюю маму. С дочкой Наташей. Калифорния, 1995. Фото: Из личного архива

— Моя первая жена погибла в автокатастрофе. Мне был 21 год, когда мы поженились, Елена — моя однокурсница по Гнесинке... Как пережить такую боль? Да никак не пережить... Она навсегда осталась. Но нужно было как-то держаться — ведь дочери Наташке тогда не было и 5 лет. Я не знаю, что испытала тогда моя тёща — героическая женщина Зоя Ивановна . Как она пережила гибель дочери, сына и мужа? Они все были в одной машине... Лобовое столкновение с фурой.Зоя Ивановна по сей день для меня авторитет. Бывший завуч, директор школы. В свои 87 лет сильнейшая женщина.

Практически сразу после гибели я очень остро нуждался в помощи. И эта помощь пришла ко мне свыше. Мне предложили создать в Москве хор еврей-ской духовной музыки. Это было спасением. Музыка предков — древнее могучее искусство — дала мне силы жить. В ней очень много страданий, ностальгии, душевного трепета. И я ушёл с головой в работу. Я даже ночью репетировал. Мне хотелось быть лучшим в том, что я делаю. Именно это меня в тот момент поддержало больше, чем друзья или даже мои родители.

Я достаточно долго не женился. Видел: моя дочь не готова принять новую маму. Смотрел на ситуацию именно с точки зрения ребёнка. У меня хорошая интуиция. Если видел, что девушка хочет быть со мной, но ей вряд ли нужна моя дочка, это для меня сразу же означало конец фильма, знак «Въезд воспрещён» на дороге. Мне не хотелось жениться просто для того, чтобы у меня была жена. Мне нужно было, чтобы у ребёнка появилась мать. Конечно, иногда бывает чудо — чужая женщина становится роднее матери, но такое я только в сериалах видел! Мать ребёнку никто не может заменить. Только отец, если он есть. Так что я для дочки и папа, и мама. Aidishe pape...

Художественный руководитель и арт-директор «Хора Турецкого» Михаил Турецкий с супругой Лианой и дочерью Эмануэль. 2012 год. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Мама вместо любовницы

Понятно, что я не пуританин, были у меня и романы, и тайные отношения, которые нужны молодому мужику. Но выбор я всегда делал в итоге в пользу ребёнка. Cобираясь работать по длительному контракту в США (Майами, Флорида), я не взял с собой девушку, с которой тогда встречался, а поехал со своей 73-летней мамой. Это было некоторое самопожертвование. Но, с другой стороны, я радовался сразу за двоих — и маме моей хорошо, что она в Майами, и Наташке хорошо быть с бабушкой... Со временем понял: нужно вырастить дочку до такого возраста, когда будет нужна не мать, а просто подруга. Что и произошло... Когда Наташе было почти 17, я встретил Лиану . (Лиана, дочь организатора гаст-ролей «Хора Турецкого» в США, жила в Америке и работала программистом. — Ред.) Между женой и дочерью разница в 8 лет. Мы даже какое-то время жили вместе. Я, моя дочь и Лиана с её дочерью от первого брака, которую я потом удочерил.

Потом мы с дочерью разъехались — это вообще самая лучшая модель. Все должны жить в разных местах и приезжать друг к другу в гости. Иначе всегда присутствуют ревность и конфликт интересов. Поэтому я стараюсь чётко расчертить все зоны, чтобы не было никаких столкновений. У меня свои отношения с женой, свои отношения с дочерью. Между ними не было конфликтов — и уже за это я благодарен!

Недавно у моей старшей дочери родился сын. У него есть молодой отец, который может им заниматься. Получилось так, что внук родился с 18 на 19 января... Зоя Ивановна попросила: «Мишенька, назовите мальчика Ванечкой. Я прошу». А я для неё всё готов сделать. Назвали Иваном ... А дальше смотрю: фамилия отца Гилевич . Это же Евангелие — Иван Гилевич! И родился он в крещенскую ночь... Так что печать избранника есть на этом ребёнке. Но для меня главное, чтобы он был хорошим человеком. Говорю жене: «Лиана, ты спишь с дедушкой. Но ты-то, слава богу, не бабушка!» (Смеётся.) У меня тот редкий случай, что сам я дед, но не сплю с бабкой. (Улыбается.) Какое счастье!

95-летний юбилей отца маэстро — Бориса Борисовича Эпштейна. Михаил Турецкий с дочерью Эммануэль, женой Лианой, дочерьми Натальей и Сариной. Фото: Из личного архива

Три рубля заработал — два отдай

У меня четыре дочери. Мечтаю ли о сыне? Если захотим — завтра родим. Ещё есть время. Отец меня родил в 50 лет. И ещё увидел сына народным артистом России — дожил до 96 лет.

Папа мой — участник прорыва Ленинградской блокады. 900 дней сидел в окопах. Он мне рассказывал: «От голодухи два наших солдата пошли и украли две банки консервов со склада. Их расстреляли сразу на моих глазах». Или: «Прикуривая, я уклонился от ветра, а пуля, что в меня летела, попала в друга моего».

Несмотря на всё, что ему пришлось пережить, отец умел радоваться каждому дню. Вот я на него и равняюсь во всём. Когда отцу было 93, он меня спросил: «А твои певцы довольны тем, как ты им платишь?» И, харизматично грассируя, продолжил: «Три рубля заработал — два отдай. Будешь долго жить».


Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье выходцев из Белоруссии. Жили скромно, в четырнадцатиметровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская». Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама, няней в детском саду.

Музыкальные способности Миши проявились в раннем детстве. Уже в три года повторял множество песен, доносящихся из радиоприемника и телевизора, четко скандируя все слова, еще даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта стал стул, на котором пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Спустя некоторое время Михаил сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту-пикколо. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник еще и поет, дядя попросил мальчика исполнить песню. После этого Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени Александра Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Мальчику на тот момент исполнилось одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих: семь. Несмотря на это, его приняли в коллектив.

После окончания училища, выдержав серьезный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжил обучение в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Евгения Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре молодой человек становится хормейстером и актером Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга.

В 1989 году Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в стране. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с начала XX века. По традиции все произведения музыканты пели без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Борисовича подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании.

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 1990-х годов, артистам найти свою аудиторию оказалось сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В середине 1990-х годов коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелетов из Москвы в Майами! Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу.

В период с 1999 по 2002 год у хора появляется свой репертуарный спектакль в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит два раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 году Михаил Борисович открывает свое понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя: «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из десяти солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого до самого высокого. Перерождение коллектива открыл музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора расширяется и выходит за рамки одной национальной культуры.

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием «classical crossover», однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга. Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт в незаурядное по своей энергетике шоу. Сам Михаил не только поет, но и блестяще ведет и направляет собственное шоу.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлет эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: «Олимпийский» и Ледовый дворец, Большой концертный зал «Октябрьский», Альберт Холл, крупнейшие залы США: Карнеги Холл, Dolby Theatre, Джордан Холл.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлевском дворце и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд. Артисты ежегодно выходят на сцену порядка двухсот пятидесяти раз, сто раз в году садятся в самолет, проезжают сто двадцать тысяч километров на автомобилях, автобусах и поездах. Несмотря на то, что коллектив существует уже более двадцати лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми Михаил Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.2012 - Орден Почета - За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
2012 - Народный артист Республики Ингушетия - за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в связи с празднованием 20-летия со Дня образования Республики Ингушетия
2015 - Заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики (19 ноября 2015 года) - за многолетнюю творческую деятельность, заслуги в области культуры и высокое исполнительское мастерство
2017 - Лауреат премии Правительства РФ 2016 года в области культуры
2017 - Орден Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность

Известный российский дирижер и его супруга рассказали о том, что побуждает человека к творческому развитию.

Михаил и Лиана Турецкие. Фото: личный архив.

История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Наверное, это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на гораздо более скромное существование в России, но зато с любимым. А Михаил, уже достаточно взрослый человек, переживший личную трагедию (в автокатастрофе погибла его первая жена Елена), поверил в то, что именно с этой женщиной он проживет счастливую жизнь.

Михаил, как-то в интервью вы пошутили, что супруга ценит в вас возраст и национальные особенности. Это важно, чтобы люди были из одной среды?
Михаил Турецкий:
«Конечно. Желательно, чтобы из одной песочницы, из одного традиционного измерения, культурного среза, одного цвета кожи. Конечно, исключения бывают — и вдруг совпадает совершенно несовместимый набор деталей, как в конструкторе «Лего». Но такое случается редко. Все-таки хорошо, когда твои бабушка и дедушка исповедовали те же ценности, что и предки твоей избранницы. Русская женщина не поймет, что это за болезненная любовь еврейской мамы к сыну. Ей это покажется странным. А еврейская жена? Наша религия говорит о том, что жена всегда против. Но это и является источником твоего внутреннего роста. Если ты сидишь на диване и ни хрена не делаешь, у тебя растет пузо, а рядом находится женщина, которая принимает тебя таким, как есть, вообще нет стимула развиваться. Это выбор каждого — кто каким путем хочет идти. Я знаю немало евреев, которые выбрали себе благодарную женщину «из другого племени».

Лиана Турецкая: «Русская жена тебя давно бы убила! (Смеется.) Я считаю, дело даже не в национальности, а в семейном воспитании — какие ценности пытались привить человеку. У меня три незамужние дочери. Конечно, я бы мечтала, чтобы они выбрали себе в мужья евреев, и мы бы вместе отмечали праздники, соблюдали обряды, ходили в синагогу. Но старшая дочка Наталья вышла замуж за русского парня, и мы к нему прекрасно относимся, очень любим. Она родила нам потрясающего внука Ванечку, и поэтому все остальное уже неважно. Можно выбрать еврея, который окажется полным идиотом, и бедная девочка будет мучиться всю жизнь. А можно жить душа в душу с русским. Главное, чтобы дети были счастливы!»

Еще психологи утверждают, что мужчина ищет жену, похожую на маму…
Михаил:
«И это совершенно верно. Если у тебя хорошая мама, ты начинаешь искать эти черты в своей избраннице. Лиана на момент нашего знакомства была женщиной с пятилетним ребенком. И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял. Ведь и для моей мамы на первом месте были мы с братом, а папа — на втором или даже на третьем. Ни разу я не видел, чтобы она проявляла какую-то активную ласку по отношению к отцу. Она никогда не называла его: „Боречка, дорогой“. Всегда — Борис, и сразу следовал какой-то вопрос. И он, уже слыша свое имя, ждал подвоха. (Смеется.) При этом родители как-то ухитрились прожить уникальную совместную жизнь — шестьдесят шесть лет. И вот эту модель семьи очень легко было представить с Лианой. Я сам с собой договорился: „Михаил Борисович, если вам не хватает внимания, вы найдете его на рынке услуг шоу-бизнеса, где вам внимает миллионная аудитория“. Лиана считает, что я человек самодостаточный, самостоятельный, а дети более уязвимы, им нужно больше заботы».

Лиана, когда у Михаила что-то не ладится, он обращается к вам за участием?
Лиана:
«Конечно, если не к жене, к кому же еще идти? Это нормально. Но это не значит, что я буду Михаила Борисовича жалеть и гладить по головке. Скорее, наоборот, я стараюсь его как-то встряхнуть, чтобы он взял себя в руки».

Михаил: «На моей жене и так всего много: помимо дочерей есть еще родители, которые из Америки приехали. Им тоже надо помогать. Потом, Лиана — предводитель большого девичника, и всегда есть какие-то женские вопросы, которые надо срочно решать. Так что у нее девальвировалось понятие, что такое настоящая проблема. Если я буду ныть, что нахожусь с собой в творческом несогласии, она, конечно, сделает вид, что в это погружается. Но не погрузится. Лиана понимает, что мои проекты успешны, а если я сам с собой договориться не могу, это мои проблемы. Есть более насущные дела, чем мужское нытье».

Лиана, а почему вы зовете мужа Михаил Борисович?
Лиана:
«Муж — это дома. А на работе он Михаил Борисович. Он меня тоже называет Лиана Семеновна, это прикольно».

Но, как я понимаю, в доме на вас все держится?
Лиана:
«Семья — это некое партнерство. Каждый занимается своим делом, и никто друг другу не мешает. Конечно, если надо в чем-то посоветоваться, мы советуемся, но в итоге поступаем так, как считаем нужным».

Михаил, «Хор Турецкого» хорошо принимали в Америке, и у вас была возможность там остаться. Почему вы приняли решение вернуться в Россию?
Михаил:
«Во-первых, у меня перед глазами был пример родителей, которые много раз могли эмигрировать и в Америку, и в Германию, но остались жить здесь. Папа прошел войну, он участник прорыва ленинградской блокады, и для него слово „патриотизм“ — не пустой звук. Он чувствовал себя абсолютно гармонично в этой среде. Мне было двадцать лет, ему — семьдесят. И я помню его в этом возрасте энергичным, бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал, работал, ходил на каток, в танцзал. И я понимал: зачем искать счастье где-то за морями, если оно в самом человеке? Еще в 1997 году, до знакомства с Лианой, нашему коллективу предложили во Флориде life-time контракт. Мы были там на гастролях — и очень понравились. Люди поняли, что с „Хором Турецкого“ можно делать хороший бизнес. Предложение поступило. Я жить в Америке не хотел, у коллектива были смешанные чувства. С одной стороны, в России родственники, друзья, могилы предков, а с другой — вот она, настоящая американская мечта, которая вот-вот станет реальностью. В тот момент я обратился к правительству Москвы с просьбой, чтобы нам дали государственный статус и помещение. И это был некий Рубикон: признает родина — вернемся. И Юрий Михайлович Лужков нам этот статус присвоил, что в перспективе означало государственную поддержку. Мы до сих пор ждем помещение. (Смеется.) Вроде бы его и выделили, но оно аварийное, и денег на реконструкцию нет. Но тем не менее тогда казалось, что все, мы признаны на государственном уровне. Так что в 2001 году, когда мы познакомились с Лианой, вопрос об эмиграции уже не стоял. В США я езжу на гастроли (компьютер показывает, что за двадцать пять лет я пересек границу девяносто четыре раза), но жить в этой стране у меня желания нет. Я ощущаю, что нужен здесь, потому что каждый день выхожу на сцену к большой аудитории и делаю ее счастливее, чем до общения со мной».

А как вам удалось за считанные месяцы перевернуть жизнь Лианы так, что она все бросила и отправилась с вами в Россию?
Михаил:
«Когда Лиана пригласила меня в гости, я был впечатлен ее вкусом и качеством жизни. Двадцатипятилетняя женщина имела шикарный дом, красивую машину. Для этого ей приходилось работать на двух работах (она программист). Но тем не менее все было налажено. Почему уехала? Наверное, любовь. Я не могу сейчас потянуть одеяло на себя: мол, я такой крутой, запудрил ей мозги…»

Очаровал?
Михаил:
«Ну, наверное. Хотя еще и здравый смысл присутствовал. Льщу себя надеждой, что произвел на Лиану хорошее впечатление. И она увидела во мне надежного человека. Я был старше ее. И старше сейчас. Жена говорит: „Ты меня никогда не увидишь старой“. (Смеется.) Я ответственный человек, создал уникальный в своем роде коллектив, не был замешан ни в какой криминальной деятельности, не выражался нецензурно. Словом, ничем ее не испугал. Я говорил о Верди, Брамсе и Чайковском, рассказывал про Ленинградскую государственную филармонию, где я посещал репетиции Евгения Мравинского. Лиана была приятно удивлена, и ей было интересно попробовать что-то другое, получше узнать человека с „другого берега“. Правда, первое время, пока друг к другу притирались, не раз хотела вернуться обратно. Но до аэропорта так и не доехала».

Лиана, вам трудно было решиться на переезд?
Лиана:
«По молодости мы принимаем решения гораздо быстрее и при этом не всегда руководствуемся логикой и разумом. Влюбленному человеку кажется, что он может свернуть горы, а не только перевернуть свою жизнь. Но все-таки я достаточно практична, не бросаюсь в омут с головой. Женское сердце всегда подскажет, какое будущее тебя ждет с этим человеком. Будет ли рядом с тобой мужчина или тряпка. Я в первую очередь выбирала мужа, добытчика и хорошего отца для моих детей. И не прогадала».

Но скучали первое время?
Лиана:
«Скучать было некогда. У старшей дочери Михаила Борисовича Наташи — переходный возраст. Ершистый подросток, с которым пришлось налаживать контакт, искать общий язык. Мою Сарину надо было определять в детский сад, учить русскому языку. Я тоже пыталась найти работу, ходила на собеседования. С работой ничего не получилось, хотя моя специальность вроде бы везде востребована. И я стала ездить на гастроли с „Хором Турецкого“. Так что я не сидела дома, не скучала и не плакала, а активно строила нашу новую жизнь».

Сейчас освоились в Москве?
Лиана:
«Конечно! У меня здесь появились свои любимые места, рестораны, шопинг-центры, театры. Я люблю людей, тусовки, общение. Нашим девичником мы иногда выбираемся то в Париж, то в Германию. Конечно, когда есть время — надо ведь и на гастроли с коллективом съездить, и с детьми на каникулы».

Вы всегда хотели большую семью?
Лиана:
«Я безумно люблю маленьких детей, и для меня такая радость, что у нас четыре дочки! Если каждая родит мне по два-три внучка, я стану самой счастливой бабушкой. В доме должны быть маленькие дети. Мы иногда с Михаилом говорим, что, если бы у нас были только старшие дочки — Наташа и Сарина, наша жизнь стала бы скучной. Они уже взрослые, самостоятельные, мама с папой не так нужны».

Михаил: «Кстати, старшей дочери, мы предлагали поехать в Чикаго, чтобы получить образование там. Она осталась здесь, поступила в МГИМО, на факультет международной журналистики, причем сама. Младшие наши дети — тоже очень целеустремленные, занимаются всем понемногу для общего развития. И музыка, и фигурное катание, рисование, танцы… Младшая, Беата, ходит в балетную школу».

Лиана, Михаил — человек очень загруженный работой. Достаточно ли внимания он уделяет детям?
Лиана:
«Хороший отец — это вовсе не означает, что он двадцать четыре часа должен валяться дома. Это ужасный отец. Хороший — тот, кто может своим детям обеспечить удобную комфортную жизнь, дать образование. У Михаила Борисовича все это получается. И наших дочек он любит и балует. Он никогда не ляжет спать, не обняв их, не поцеловав на ночь. Если он улетает рано утром на гастроли, то встанет пораньше, чтобы отвести их в школу. Он пользуется любым моментом, чтобы побыть с ними подольше. Когда есть возможность, они идут вместе на каток, на лыжах. Что касается музыки — у меня с ней сложные отношения. Мне не один медведь на ухо наступил, хотя Михаил Борисович считает, что слух у меня есть. А наши девочки все поют, Эмма с пяти лет играет на скрипке».

Какие-то идеи по поводу папиной работы они высказывают?
Михаил:
«Репертуар «Хора Турецкого» проверен временем. И, может, по возрасту он нашим девочкам не очень понятен, но они чувствуют энергетику и тянутся к этой музыке, даже к военным песням. Эмма совершенно изумительно выводит: «Полем, вдоль берега крутого, мимо хат». Через себя пропускает эту песню, а малышка ей подпевает. Они очень любят репертуар «Сопрано Турецкого».

Оно был создано в противовес мужскому хору?
Михаил:
«Это некий виток бренда. Я понял, что мне немного тесно в рамках одного коллектива. Есть песни, которые просто неуместны в мужском исполнении: „Ромашки спрятались“, „Один раз год сады цветут“… И потом, я соскучился по проникающему в самое сердце женскому вокалу. Я создал эту группу, и она невероятно успешна. У „Сопрано“ огромный репертуар — сто двадцать композиций, самые разные жанры. В группе две девушки-композитора, которые сами пишут тексты и музыку. Мы делали совместные номера с Игорем Бутманом, Дмитрием Маликовым, Сергеем Мазаевым».

Лиана, вы не ревнуете к красоткам, которые вьются вокруг мужа?
Лиана:
«Если мужа окружают молодые девушки, это продолжает и его молодость, и мужское начало. А во-вторых, чтобы „сходить на сторону“, не обязательно создавать хор. Я доверяю мужу и девочкам из „Сопрано“. Помимо того что они красавицы, так еще и умницы — интеллигентные, воспитанные, начитанные. Это совсем другой уровень, не „поющие трусы“, которые ищут себе богатого мужа».

В интервью вы сказали, что теперь, когда появился внук, будет кому ваше дело продолжить. Собираетесь парня готовить?
Михаил:
«Поскольку Россия — женская страна, вы гораздо сильнее мужиков, то, думаю, скорее продолжателями будут мои дочери. Есть такой персонаж — Эммануэль Турецкая. Ей сейчас девять лет, и она упорная, сильная, талантливая и с большим голосом. Я вижу в ней потенциал — и хорошего музыканта, и менеджера. Она даже пытается влиять на репертуарную политику, протолкнуть своих любимчиков. А когда присутствует на концерте, может выскочить на сцену, вырвать у папы микрофон и что-нибудь спеть».