Троица описание праздника. Что означает праздник троица в православии, обычаи и традиции

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в

Праздник Святой Троицы – это одно из интереснейших и, пожалуй, самых необычных церковных торжеств. Он, как и Пасха, тоже всегда отмечается в воскресенье – а именно спустя 50 дней после этого дня (Пресвятая Троица еще именуется Пятидесятница).

При этом в большинстве своем мы гораздо больше знаем о Светлом Воскресении или о Рождестве, чем о дне Пресвятой Троицы. Вот почему интересно будет разобраться, что это за праздник, почему он имеет несколько названий, и каков священный смысл этой даты. А самое главное – как же правильно отмечать Великую Троицу?

Праздник Троица в православии: значение и названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 27 мая 2018 года, 16 июня 2019 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.

Все эти названия праздника Троицы можно встретить в различных источниках – например, в Википедии, православных журналах и других. К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье. Но при этом что означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.

Святая Троица: что за праздник

Итак, в чем же смысл этого интересного праздника? Почему он считается одним из великих христианских торжеств наряду с Пасхой, Рождеством, Крещением и другими знаменательными датами? Ответы на эти вопросы можно получить, если кое-что узнать о тех событиях двухтысячелетней давности, которые и положили добрую традицию отмечать эту дату.

История праздника Троицы восходит ко временам последних дней жизни Иисуса на земле. Незадолго до своей кончины он пообещал, что ровно через 50 дней после этого Бог пошлет Утешителя, который будет незримо помогать всем его последователям.

И действительно, по прошествии 40 дней Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду ученики Христа собрались вместе в одном из домов Иерусалима. И в этот момент в небе послышался очень сильный шум, как будто ураганный ветер пронесся над городом.

Оказалось, что это были не потоки воздуха, а чудесное событие: в тот же момент над головами учеников-апостолов зажглись язычки пламени. Люди начали говорить на всех языках и наречиях, которые использовались в те времена местными народами. Затем святые апостолы-последователи Христа стали учить людей, проповедуя им спасение и Божью любовь.


Однако что значит праздник Троицы для нас – людей, живущих в новое время, 2000 лет спустя? Оказывается, что актуальность тех событий сохранилась в первозданном виде, потому что сошествие Святого Духа имеет прямое отношение ко всем жителям планеты.

Его приход на землю означает наступление благодатного времени, когда мы имеем прямую связь с небесными силами. Каждый человек сегодня может просто помолиться, попросить прощения и получить его.

А в былые времена для этого совершались сложные обряды, приносились жертвоприношения, разжигались костры. Словом, прощение приобреталось весьма дорогой ценой. Теперь же связь со Всевышним налажена так, что к нему может обратиться любой из нас.

Получается, что Дух Святой – это своеобразный канал связи между человеком и Богом. Более того – он и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому православный праздник Троицы символизирует Триединого Господа, который раскрылся во всей своей полноте.


ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ – УТЕШИТЕЛЬ?

Отмотаем события на 20 веков назад и представим такую картину. Господь умер, но воскрес. Радости верующих нет предела – ведь даже сегодня отголоски этого события отдаются радостной волной в сердцах миллиардов верующих, когда они произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» А что случилось после?

Спаситель ушел на небо, как и полагается, на 40 день. Наверное, у многих людей на сердце появилось такое чувство, что они будто осиротели или потеряли правое крыло. Но вот – прошло всего 10 суток, и на землю сошел Святой Дух.

Получается, что с тех пор и до сегодняшнего дня сам Бог незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться за его помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель на нашу планету.

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.


Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы — считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых , настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Празднование в честь Пресвятой Троицы – одно из любимых в народе. В Свято–Троицком-Серафимо–Дивеевском женском монастыре – именно так звучит полное официальное название Дивеевской обители – этот праздник престольный. Его торжественно встречают, помнят историю праздника и благоговейно почитают образ Пресвятой Троицы, запечатленный на иконе. Давайте и мы вспомним историю и посмотрим, как готовятся к празднику Троицы в Дивеево.

День Святой Троицы – история праздника

Праздник в честь Святой Троицы и День Святого Духа (празднуется на следующий день после Троицы) установлен апостолами, и онизаповедалиежегодно праздновать день сошествия Святого Духа всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Праздновали Троицу древние христиане по-особому: существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек.

Праздник Троицы у первых христиан и в Византии был распространен повсеместно. Но на Руси о нем узнали не сразу. Лишь благодаря стараниям Преподобного Сергия Радонежского, посвятившего самый первый храм в своей обители Пресвятой Живоначальной Троице, почитание этого праздника стало приобретать массовый характер. Это событие послужило отправной точкой – на Руси стали появляться монастыри и храмы в честь Живоначальной Троицы.

Праздник Троицы как символ духовной весны

На Троицу всегда много зелени и цветов, хотя она, является переходящим праздником. И это не случайное совпадение. Вот что написано об этом в брошюрке А. Стрижева – «Цветы и храм».

«Зелень, цветы символизируют весну духовную, саму Церковь Христову, которая явлением в ней благодати Святого Духа процвела, «как крин». Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовные даров, подающихся душам верующих Духом Истины, Господом Животворящим».

И эта связь, весны земной с весной духовной ощущается совершенно необъяснимым образом. С ним же связаны и старинные обычаи. На Троицу никогда не работали в поле – считалась, что в этот день земля отдыхает и трогать ее нельзя. В этот день следили и за погодой – если стояла жара, и не было даже маленького дождичка – это было грозным предвестником очень жаркого лета. Но как правило, Господь в этот добрый праздник посылал свою милость – дождь на Троицу, хоть маленький, но бывает.

Еще интересным обычаем было хранить Троицкую траву. Ту самую, которой на праздник устилали полы в храме. Трава считалась целебной, а также помогала от грызунов и насекомых в доме.

Кто изображен на иконе Святая Троица, и что она означает?

История иконографии знает примеры икон, изображающих Троицу в Византийском церковном искусстве. Но именно Андрею Рублеву удалось придать изображению цельный и самостоятельный характер.

Рублевская Троица настолько уникальна, что ее можно сравнить с законченным богословским текстом. Вот что можно прочесть в описании иконы:

«На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва.

Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами».



Все происходившее в те великие времена было отражено в Новом Завете. А с целью сохранения памяти обо всей череде незабываемых дней, основание христианства и церкви празднуют именно в День Святой Троицы, потому что тогда явился апостолам Святой Дух.

Этот праздник называют еще Пятидесятница, потому что прошло пять раз по десять дней. Она привязана не к календарю, а ко Дню Святой Пасхи – это одновременно и день основания, и повод вспомнить великое событие, и это один из 12 главных религиозных праздников людей, исповедующих истинную веру, в каком бы уголке мира они не проживали.

Что празднуют в этот день, и в чем его значимость

Распространение христианской веры началось после того, как в одном уголке Земли прошла цепь событий, ставших поводом для ее основания. С тех пор миллионы людей, объединенных верой в Триединого Бога, черпали в ней вдохновение, силы и наставления.

Распространилась вера в Бога благодаря апостолам, которые пошли в мир, и стали проповедовать, и почти все погибли во имя великого дела. Перед тем, как вознестись в Царствие Небесное, (этот день христиане знают, как Вознесение), Иисус Христос обещал своим апостолам, что Святой Дух сойдет с небес на Землю, чтобы дать им утешение от Отца Небесного.




И когда апостолы пребывали в Сионской горнице, где ранее собирались для вознесения молитв и чтения Святого Писания, они увидели языки огня (для каждого из них – свой) и услышали шум. Так они обрели знание всех земных языков, чтобы нести всем народам свет истинной религии и душевные силы, чтобы передавать его язычникам.

Важно! Сакральный смысл праздника Святой Троицы состоит в том, что именно в этот день апостолам Веры явился смысл существования и истинность Триединого Бога, когда вознесение Сына к Отцу и сошествие Святого Духа явили миру свет истинной религии и возможность его распространения избранными для этой цели.

Смысл этого великого дня был закреплен только в 381, когда Вселенский Собор, второй по счету, проходивший в Константинополе, определил полноту Святой Троицы и утвердил учение о Трех Ипостасях Единого Бога: Отца и Сына, и Святого Духа. Для закрепления это христианского постулата был провозглашен святотроицев день, один их 12 (по числу Христовых апостолов) самых больших праздников христианства.

Верования и обряды православных

Православие, в отличие от других ветвей христианства – доброе и благостное течение, призванное дать людям мир не только в душе, но и в происходящем вокруг. Чтобы славянам-язычникам было легче принять свет истинной веры, оно постепенно приняло и адаптировало многие традиции и обряды, или приурочило их к своим датам. Троица, как праздник, у древних славян, означала прекращение тяжелой работы в поле и перехода к ожиданию воздаяния и щедрых плодов за труды свои.

Обратите внимание! Зеленые святки значили отдых, покой и благость, переход от весны к лету, наступление теплых и добрых дней единения с Землей-кормилицей и Щедрой Природой. Нельзя было пренебрегать существовавшими обычаями и игнорировать устоявшиеся традиции, потому что, по мнению трудившегося народа, от них зависели благополучие и доброта всего остального года. Поэтому христиане празднуют этот день не так, как католики, и даже не в ту дату.




Святотроицев день и зеленые святки, как и множество других языческих верований, принятых Святой Церковью в свои постулаты дня, стал не только церковным, но и народным праздником, в котором укоренились славянские обычаи, верования и приметы. Отсюда и необходимость украсить свой дом зеленой травой и ветками. В этот праздник несут в дом букеты из трав, полевых цветов и зелени, с которыми верующие идут в храм.

Для справки!
В Родительскую субботу, которая предшествует великому воскресенью, поминают усопших, но не в слезах и горе, а припоминая радость, веселье, хорошие жизненные моменты и дни душевной благодати. Посетить накануне Троицы могилы близких, поставить за них свечи в церкви и помолиться от всего сердца, а затем вспомнить добрым словом – самый верный путь попросить у Бога в этот день прощения и упокоения в мире.

Эта традиция – тоже из языческих времен, так же, как и священнодействия с растениями. Православие приняло традиции своих прихожан, и зелень в Храме, в один из самых значимых церковных праздников, по сути своей, традиция язычников, обрела новый смысл и дала возможность духовного слияния.

Смысл народных обрядов на Троицу

Основная часть менталитета славянского народа – любовь к Земле-кормилице, Природе-Матушке, обретение мира и единения с окружающими реалиями и щедрого воздаяния за праведный труд. Зелень в Храме, как и остальные обряды и верования – способ не только задобрить своих богов, но и извлечь из этого пользу:

Убрав и украсив свое жилище зелеными молодыми ветками, славяне надеялись, что они принесут в дом благополучие и достаток;
оформляя ворота и дом березовыми ветвями (а береза – исконно славянское дерево с особым значением и целебными свойствами), просили о здоровье и защите от злых сил, охраняли свои дома от нечистых сил;
убирая ветвями, Церковь и посыпая в ней полы травой, признавали религию и извлекали из этого дополнительную пользу (траву из-под ног использовали, как средства для приготовления целебных отваров, ветки клали в горшки, где выращивали рассаду;
народные гуляния, ярмарки, песни, игры и поминание предков в один и тот же день должно было охватить весь естественный круговорот – от зарождения новой жизни до ее упокоения, получения защиты и заступничества от Бога триединого, и умерших предков, души которых в этот день с умилением смотрели на Землю.




Интересно! Предки проводили это воскресенье в березовом лесу. Береза в славянском менталитете – особое дерево, которому придается сакральное значение. Считалось, что она растет не так, как другие деревья, а потому обладает целительной силой и защищает от нечисти.

Смысл языческих верований в березовых ветках воплощал и использование их в утилитарных целях (для дальнейших лечебных процедур). Кроме этого березовые ветви имеют и сакральный смысл. Их используют, чтобы спастись от нечисти и мышей, порчи продуктов и землероек. Их можно положить на чердак от возможного пожара.

На Троицу есть очень много обрядов и поверий для незамужних девушек. И в этом есть тоже особый смысл – продолжение рода и здоровое потомство возможны только в чистоте духа, и верований, тяжелой повседневной работы, дающей со временем щедрые плоды, и дней отдыха, когда можно насладиться всем этим в полной мере.




Не стоит пытаться повторить за предками гуляния в березовом лесу и отгонять русалок освященными ветками, если человек живет в городе, и у него для этого нет особых возможностей. Смысл Святой троицы – в единении покоя, мира, доброты и знаний о божественном, которые приведут человека в Церковь с пучком зелени не для языческих обрядов, а чтобы воссоединить в своем сознании мирское и церковное и обрести единую и истинную веру. Таков менталитет Православия и славян – помнить о прошлом, смотреть в будущее и жить в настоящем.

Православный праздник Троица (трех святых ликов) это особый день для верующих. Второе его название – Пятидесятница. Оно объясняется тем, что Троицу отмечают на пятидесятый день после Светлого Воскресения. По важности Троицу опережает лишь Святая Пасха. Даже Рождеству отводится менее существенное значение. Троица входит в дюжину самых главных православных праздников. Поэтому очень важно знать что означает праздник Троицы в православии и для верующих людей.

Отмечая праздник Троица, православные чтут тот день, когда они узнали о самом главном догмате своей религии – о триединстве Бога, как его истинной сущности. До этого верующие думали, что есть отдельно Бог Отец и Бог Сын. А о Духе Своем они вовсе не знали. Но благодать, которая снизошла на пятидесятый день после Великой Пасхи, открыла им истинное знание, а именно:

  • Бог Отец никем не рожден и исходить ни от кого не может;
  • Бог Сын рождается от Бога Отца предвечно;
  • Бог Дух Святой – также предвечно от Бога Отца исходит.

Три лика этих являются неотделимыми друг от друга. Бог в православии един. Он – творец мира. Он промышляет всем сущим (живым и неживым), освящая его. Верующие православные восхваляют Бога во всех ипостасях Его.