Три типа x 35 самолет. Малозаметность в авиации

Полтора триллиона долларов. Эта сумма ничего не скажет обычному человеку. Глафира Фирсовна, героиня одной из комедий А. Н. Островского, говорила, что для неё всё, что больше тысячи, то миллион. С триллионом долларов, который собираются потратить США и их союзники на реализацию программы F-35, ситуация примерно та же. Все знают, что это очень много, но насколько много? Если сравнивать с оборонным бюджетом России на 2018 год (46 миллиардов долларов), то это в 32 раза больше. Вроде бы некритично с учётом того, что на суперсамолёт тратятся деньги не только США, и рассчитана сумма на 50 лет. С другой стороны, это ведь только один самолёт, а военный бюджет России тратится на все вооружённые силы.

Достаточно показателен тот факт, что Дональд Трамп, едва придя к власти, заговорил о необходимости сокращения программы F-35. Правда, заговорил и тут же забыл – с американским ВПК, да ещё и о таких суммах, шутки плохи. Программа потихоньку реализуется, на июнь 2018 года в ВВС США и союзникам поставлено 300 из запланированных 3 200 машин. Израильтяне уже опробовали F-35 в боевой обстановке и дали восторженные отзывы. Будет ли проект успешен как боевой самолёт, покажет лишь время, ведь ещё даже не приступили к крупносерийной сборке. Но, что он уже очень успешен для компании “Локхид Мартин”, очевидно – такой портфель заказов обеспечивает акционерам полвека беспечного будущего.

Как всё начиналось

В 1990-х годах в Пентагоне решили сменить очень удачный, но устаревающий истребитель F-16. Специалисты оборонного ведомства заявили, что требуется создать однотипный истребитель в трёх вариантах: обычная машина для ВВС, палубный истребитель и самолёт для морской пехоты.

В конкурс на создание истребителя пятого поколения включились компании “Боинг”, “Локхид Мартин” и “МакДоннелл Дуглас”. В финал вышли первые две – разработка “МакДоннелл Дуглас” оказалась чересчур дорогой. Полёты прототипов показали, что самолёт Х-32, представленный “Боинг”, значительно уступает своему конкуренту от “Локхид Мартин” в ключевых показателях – вертикальных взлёте и посадке. Так в 2001 году компания “Локхид Мартин” получила доступ к неплохому денежному пирогу.


Серийное производство было начато в 2011 году, но это были мелкие серии – все силы разработчиков были брошены на устранение неполадок. Особенно хромала палубная версия – истребитель никак н мог стабильно приземляться на имитатор авианосца. Партнёры по финансированию, несмотря на мощное дипломатическое давление Соединённых Штатов, постоянно колебались, ведь стоимость F-35 постоянно росла. Дания то отказывалась, то соглашалась купить 27 машин. Италия, несмотря на то, что на её территории разместили один из сборочных заводов, постоянно уменьшала объём своего заказа. Австралия переключилась на закупку других истребителей. И всё же процесс, как говорится, пошёл.

Вариации

F-35 обоснованно критикуют во всём мире (в США критики разбирают его недостатки по винтику не меньше, чем в России или Европе) за излишнюю универсальность. Всё же палубный и наземный истребители – это очень сильно отличающиеся друг от друга машины.

Одновременно разрабатывались следующие модификации:


Разработчиков ещё можно было бы понять, получайся столь разные самолёты за счёт унификации более или менее дешёвыми, ведь массовое производство удешевляет любое изделие. А у “Локхида” получилась универсально, массово и дорого. Так или иначе, любой вариант нового истребителя оснащается:

  • комплексом Link16 – система обмена данными между самолётами в воздухе и наземными службами
  • радиорелейной станцией с активной фазированной решёткой
  • дисплеем с проекцией на переднее стекло и активным шлемом с видеодатчиками
  • инфракрасной камерой. Кроме обнаружения целей она сигнализирует о засветке радаром
  • системой из шести инфракрасных сенсоров. Она позволяет вести бой в темноте и отслеживать потенциально опасные пуски ракет
  • Незначительно отличаются и полётные характеристики трёх моделей: F-35А и F-35В имеют одинаковые размеры 15,57 м в длину, 4,36 м в высоту с размахом крыльев 10,67 м. У самолёта F-35С размах крыльев на 2,5 м больше
  • крейсерская и максимальная скорость у всех моделей совпадают – 850 и 1930 км/час соответственно
  • самая большая дальность в модели “С” – 2 520 км. “А” летает” на 2 200, а “В” на 1670 км

В результате степень унификации F-35А и F-35В составляет 81%, а F-35А и F-35С – 62%. Для машин, состоящих из более чем 300 000 деталей, показатели весьма серьёзные.

Взлёт, полёт и вертикальное приземление F-35В. За откинутой крышкой виден двигатель, позволяющий совершать вертикальную посадку.

Критика программы

Стоимость самолётов

Ряд экспертов указывают на тот факт, что в 2014 году Министерство обороны США заплатило 4,7 миллиарда долларов за 43 самолёта F-35. При этом на вооружение Пентагон был готов поставить только 29 машин. Появились обоснованные предположения, что американцы не дают иностранным армиям закупать F-35 напрямую у “Локхид Мартин”, планируя заработать на этих поставках через Пентагон, который выступит в роли посредника. Получается, что даже Пентагону самолёты обойдутся в более чем 100 миллионов долларов за штуку.

Кроме того, создаётся впечатление, что компания-производитель использует любую выявленную уязвимость или недоделку в своей продукции, чтобы повысить её цену. Именно из-за бесконечного удорожания F-35 многие иностранные покупатели выражают сомнения в обоснованности приобретения нового истребителя или прямо отказываются от него.

Зачем морпехам истребитель?

Отдельная порция критики касается модели F-35В, в которой предусмотрена возможность вертикального взлёта. Морская пехота пожелала обладать своей собственной палубной авиацией, которая будет базироваться на десантных кораблях. Это сильно похоже на перетягивание ведомствами оделяла. Наличие у США мощного авианосного флота позволяет оперативно перебросить в любую точку авианесущее соединение с полноценными истребителями на борту. Совершенно непонятно, зачем Корпусу морской пехоты в этом случае таскать на своих кораблях ещё и самолёты, которые априори не будут способны противостоять авиации наземного базирования.

Признания Пентагона

В феврале 2018 года в Пентагоне подготовили доклад, из выводов которого следует, что несмотря на постоянную работу персонала, в строю с 2014 года находятся не более половины поставленных в войска F-35. Главными проблемами в докладе названы:

  • программное обеспечение, переработанное уже более 30 раз
  • невозможность дозаправки у модели F-35В
  • некорректная работа шлема пилота
  • проблемы с пуском ракет “воздух – воздух”
  • отказ срабатывания системы сброса боеприпасов “воздух – земля”

В докладе также подчёркивается, что новые испытания самолёта постоянно откладываются, и отставание от графика составляет почти год. Теперь их удастся завершить лишь к концу 2019 года.

Первое боевое применение

Ещё на этапе испытаний если не подозрительно, то довольно наигранно выглядело полное одобрение Израилем всех параметров и возможностей F-35. В Армии обороны Израиля самолёту присвоили имя “адир” – “могучий”. 22 мая 2018 года Амикам Норкин, выступая на конференции командующих ВВС, заявил, что израильские ВВС впервые использовали F-35 в боевой обстановке. Свои слова Норкин проиллюстрировал фотографией самолёта, летящего над ливанской столицей Бейрутом. При этом Норкин не сообщил, что в данном случае считается боевым применением, ведь общепринято, что для истребителя боевое применение – это столкновение с самолётами противника.


Ситуация с F-35, таким образом, напоминает ситуацию с поставкой новых самолётов в ВВС РККА перед Великой Отечественной Войной. Самолёты новых типов поставлялись в войска с большими недочётами в надежде на постепенную доводку. Американцам и их союзникам ничьё вероломное нападение не грозит, но поработать и потратиться на F-35 им ещё придётся. Благо, платить им нужно будет не жизнями лётчиков.

Считаю, что всегда будут иметь преимущество благодаря постоянно обновляемым боевым единицам как в сухопутных войсках, так в военно-морских и военно-воздушных войсках.

Обновление военных технологий позволяет всё более эффективнее наносить удары по множеству целей за один выстрел, а также не обращать внимание на угрозы со стороны других государств. Эта философия называется военно-техническое превосходство.

Воздушные силы это один из главных компонентов военного превосходства. США нужно быть готовыми действовать в любой ситуации и для этого необходимо обладать самым совершенным оружием.

Что бы оставаться единственной сверхдержавой, США необходимо постоянно обновлять военные и технологические арсеналы. Сегодня мы поговорим про перспективный, многоцелевой стелс истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35, который в ближайшее время заменит значительную часть военно-воздушного авиапарка Соединенных Штатов Америки .

Основные этапы создания F-35 Lightning II

После военной компании за Фолкленды в 1982 г., в результате боев с Аргентиной, ВВС Великобритании показали очень успешное применение самолетов вертикального взлета и посадки "Хариер" США и другие государства начали более усиленно и глубоко изучать возможности самолетов данного типа.

В результате на мировом рынке начал формироваться спрос на подобный вид самолетов. В 1983 году исследовательские агентства Соединенных Штатов и Великобритании при поддержке агентства NASA основывают программу ASTOVL (Advanced Short Take-Off/Vertical Landing ) с целью заменит существующие самолеты вертикального взлета и посадки более новыми единицами.

Однако, к 1995 году Великобритания прекращает исследования и передаёт все наработки США, которые не собирались прекращать разработку столь перспективного самолета. В марте 1993 года из-за изменения геополитического баланса и распада коммунистического блока, программу ASTOVL трансформируют в CALF направленную на создание легкого истребителя общего применения.

С компаниями Lockheed Martin Aeronautics Company и McDonnell Douglas , которая позднее слилась с военно-промышленной компанией Boeing был подписан контракт на разработку однотипного самолета истребителя, который с небольшими изменениями мог бы поступить на службу в ВВС (носил название Х-32А), ВМС, корпуса морской пехоты (КМП) и вооруженных сил Великобритании (Х-32В).

В 1996 году действующая программа создания легкого истребителя общего применения трансформируется в программу Joint Strike Fighter (JSF, единый ударный самолет) реализацией которой уже занимались военно-промышленные компании Boeing и Lockheed Martin. Со стороны Boeing создавался самолет Х-32, а со стороны компании Lockheed Martin, объединившей усилия в альянсе с Northrop Grumman Corporationсоздавался самолет Х-35.

Окончательные испытания тестовых моделей X-32 и Х-35 выявили безусловное преимущество модели Х-35 от Lockheed Martin, которая смогла взлететь с полосы в 150 метров в длину, в небе смогла разогнаться до сверхзвуковой скорости и осуществить вертикальную посадку на определенную площадь.

Конструкция модели Х-35 имела инноваторский механизм обеспечивавший вертикальный взлет и посадку. За кабиной пилота был установлен специальный мощный вентилятор, который как охлаждал воздух для двигателя нагретый задним соплом, так и обеспечивал хороший баланс самолета.

В конечном итоге модель Х-35 получила название F-35 Lightning II . На сегодняшний день F-35 - это передовой истребитель-бомбардировщик пятого поколения сконструированный в рамках программы Joint Strike Fighter и призванный заменить устаревшие модели самолетов F-18, AV-8B Harrier, F-16, F-117 и с определенными оговорками F-15.

Майор военно-воздушных сил США Эмкот Макларен отмечает, что разработчики "сложили воедино возможности самолетов предыдущих поколений и добавили технологию Стелс".

Капитан ВМС США Марк Дарра считает, что "F-35 станет первым морским самолетом по настоящему оснащенным технологией Стелс, который поступит на службу на авианосцы". В данном случае важной чертой F-35 можно считать возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку, наподобие вертолетов и конвертопланов Оспри .

ВМС больше не нужны длинные взлетно-посадочные полосы благодаря короткому взлёт или вообще вертикальной посадке и взлету F-35. Для базирования F-35 подойдут даже корабли L класса типа Мэйкин Айленд. Это также позволит использовать короткие, разбомбленные аэродромы с которых не смут взлетать обычные самолеты.

Пилоты отмечают, что полёт на F-35 Lightning II восхитителен и если Вы мечтаете чтобы езда на американских горках стала вашей ежедневной работой - Вам стоит задуматься о службе пилотом F-35.

Виды F-35 Lightning II

Конечные требования Пентагона к компаниям разработчикам сводилось к созданию единого ударного истребителя-бомбардировщика в минимально отличимых спецификациях (не более 70%) для военно-морского флота (F-35C), обладающего усиленным шасси и способностью ко взлету с помощью палубной катапульты, возможностью приземляться на палубу при помощи аэрофинишера (специального устройства, в виде стального троса, который натянут поперёк палубы судна); для Корпуса морской пехоты США (F-35B) требующего более короткую дистанцию для взлета и вертикальную посадку; для военно-воздушных сил (F-35A) имеющий меньше ограничений чем предыдущие виды и поэтому более простой и универсальный; импортные варианты самолета, в зависимости от требований стран.

Модель F-35 для Канады и Норвегии получила название CF-35 и обладает механизмом экстренного торможения (тормозной парашют) применяемый при условии обледенения места посадки, а для Израиля F-35l, который получил возможность доработки для установки израильских технологичных приборов.

Технические характеристики F-35 Lightning II

Благодаря опыту компании разработчика при создании F-22 Raptor инновации применяемые в F-35 давно апробируются. При одном исключении - интеллектуальной системы управления и помощи пилоту, которая схожа с системой управления F-16. По аналогии с F-22 Raptor, истребитель F-35 содержит на борту:

Многофункциональную радиолокационную систему с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81, которая эффективна для обнаружения целей в воздухе и на земле;
- электронно-оптическую систему AN/AAQ-37 включающую шесть ИК-сенсоров, которые находятся со всех сторон фюзеляжа. Данная система определяет групповые запуски баллистических ракет в радиусе до 1300 км, осуществляет ведение захваченных ракет и передачу этих целей с помощью Link 16 другим подразделениям для уничтожения, навигацию при пилотировании ночью и днем, дает предупреждающий сигнал про ракетную атаку, отслеживает нахождение атакующих зенитных орудий, определяет цель и осуществляет запуск ракеты воздух-воздух по целям, летящих следом за F-35;
- разнонаправленная пассивная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения AAQ-40, способная осуществлять на большом расстоянии указание на цель, автоматически находить и наблюдать за объектами в воздухе и на земле. Данная камера информирует пилота про облучение F-35 лазером наведения.
- прибор индивидуальных помех AN/ASQ-239 (Barracuda) ;


- система целеуказания и индикации интегрированная в шлем пилота (HMDS — Helmet-Mounted Display System ), позволяющая пилоту осуществлять управление отдельными элементами самолета с помощью глаз и движений головы. Это шлем оборудованный множеством сенсоров и дисплеев позволяющих пилоту «видеть через кабину» самолёта, а также включает возможность осуществлять пилотирование и наблюдение в инфракрасном диапазоне. Специальные программы с помощью звука и вывода изображения информируют пилота про условия полета и условия ведения боя. К примеру, при запуске ракеты по F-35 система голосом проинформирует об этом именно с той стороны от куда был осуществлен запуск ракеты. Это обеспечивается с помощью стереонаушников и 3D звучанию и увеличивает шансы пилота сманеврировать для избежания поражения;
- широкоформатный сенсорный дисплей (PCD — panoramic cockpit display) отображающий актуальные данные о состоянии F-35 и окружающей среды снятой с показаний приборов, сенсоров и систем. Система управления F-35 имеет многоуровневый фильтр информации на предмет истинности. Пилот самостоятельно задает уровень поступающей информации. На экране также отображаются выявленные средства ПВО и карта маршрута для обхода этих вооружений;
- система распознания голоса для управления отдельными элементами F-35;
- F-35 оборудован множеством передовых технологий прицеливания и связи, включая систему обмена данными Link 16 , которую многие военные США называют "небесный интернет". Все данные поступающие на борт F-35 кодируются и США не передают ключи для кода даже союзникам.

Link 16 - это система тактического обмена данными в условиях современного боя. Благодаря системе Link 16 в боевых действиях в режиме реально времени отображается информация о противнике, происходит обмен сведениями всех задействованных видов вооруженных сил США: авиации, сухопутных частей и флота.

Если раньше пилоты управляли самолетами с карандашом в руке вычисляя параметры цели и координаты, сегодня это дело нескольких секунд.

Для современной авиации США, особенно наделенной технологией Стелс - B-2, B-3 , F-22, F-35, система Link 16 позволяет мгновенно выйти на цель и точно уничтожить ее. Эта технология также обеспечивает исключение дружественного огня если боевые действия проходят на сопредельной территории.

Сердцем F-35 Lightning II является усовершенствованная двигательная силовая установка, которая стоит в F-22 Raptor и разработанная компанией Rolls-Royce Defence.

Конструкция позволяет осуществлять маневрирование с перегрузками в 9G и достигать скорости в 1,2 раза превышающую скорость звука, на расстояние - 240 километров без форсажа.

F-35 Lightning II может нести разнонаправленные оружейные системы: ракеты воздух-воздух, крылатые и противотанковые ракеты, корректируемые, кластерные и управляемые авиационные бомбы, а также тактические ядерные бомбы, включает авиационную четырёхствольную пушку GAU-22/A калибра 25 мм.

Самолет F-35 стоимостью около 100 млн. долл. США за каждую единицу будет закуплен многими странами НАТО, среди которых: США (около 2500 единиц), Великобритания (около 140 ед.), Австралия и Турция (по 100 ед.), Италия и Канада (по 60 ед.), Норвегия (56 ед.), Япония, Южная Корея и Нидерланды (около 40 ед.), Израиль и Дания (по 30 ед.).

По оценкам Пентагона в течение 50 лет в программу развития и усовершенствования F-35 Lightning II будет вложено порядка одного триллиона долларов. В производстве самолета принимают участие военно-промышленные компании из разных стран мира. Так, крылья собираются в Израиле компанией Israel Aerospace Industry.

Совершенно новая машина F-35 Lightning II устанавливает новые стандарты в истребительной авиации. Самолет истребитель, по мнению экспертов и пилотов F-35 Lightning II будет отличным дополнением в военном арсенале США.

Однако новые продвинутые технологии создают и новые проблемы для F-35 . Это действительно уникальный самолет, но в США есть дискуссия, способен ли F-35 заменить всех своих предшественников. Эксперт по вооружениям и контртерроризму Кеннет Клот спрашивает и отвечает: "Сможет ли он стать рабочей лошадкой? Посмотрите на ценник. Сколько таких вы сможете себе позволить? Могут ли они быть рабочими лошадками если они вылетают с военной базы на 15-20 минут".

Полковник ВВС США Чэд Ти Мански говорит, что "F-35 Lightning II это крупнейшая программа министерства обороны США и у США нет плана Б. ВМС, ВВС, КМП подписались на использование разных вариантов F-35. Мы столько ресурсов вложили, столько планов, программ и бюджетов вложили в него, что шансов на ошибку у США просто нет".

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

На стене у здания ООН в Нью-Йорке сделана надпись: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Эта надпись взята из книги пророка Исайи, но время это никак не приходит, задержалось в пути, как видно. А пока такие времена не наступили, более актуально действовать по Корнелию Непоту: Si vis pacem, para bellum — «хочешь мира — готовься к войне». Это он сказал еще 20 веков назад. Подготовка к войне сегодня во многом определяется способностью наносить сокрушающий удар с воздуха.

В конвенциальной (безъядерной) войне в настоящее время в решении стратегических задач ВВС выдвигаются на первый план. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий. Это наглядно было показано в операции «Буря в пустыне». Наземные войска в боевых действиях почти не использовались, они вступили в сражение лишь на заключительном этапе, когда иракская армия была уже в целом деморализована и небоеспособна. Фактически операция вылилась в воздушную кампанию продолжительностью 42 суток, и только 4 суток наступление вели наземные войска.

Не менее ярким примером является и Вторая ливанская война. Практически за двое суток в Ливане были уничтожены все цели, внесенные в «банк целей». Боевые действия начались в 7 часов утра 13 июля, а к 15 июля в Ливане не осталось ни одного целого моста через Литани и ни одной неповрежденной автомагистрали. Было наглядно продемонстрировано, как боевая авиация, оснащенная высокоточным оружием, способна самостоятельно решать широкий круг задач, выполнение которых определяет ход и исход практически любого регионального конфликта.

Сегодня самым совершенным является боевой самолет пятого поколения. Единственным, стоящим на вооружении самолетом пятого поколения, пока является F-22 «Раптор». Его приняли на вооружение в США 15 декабря 2005 года. В 2016 году на вооружение будет принят F-35. Именно его и закупил Израиль для дальнейшего развития своих ВВС.

F-35 — малозаметный истребитель-бомбардировщик

F-35 способен наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Сочетает качества истребителя и фронтового бомбардировщика. Основным отличием от штурмовика является способность вести маневренный наступательный воздушный бой.

Удары по наземным целям наносятся, как правило, бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей. Истребители-бомбардировщики способны действовать без прикрытия, так как имеют и маневренные характеристики, и вооружение, достаточное для противодействия истребителям противника и уклонения от огня вражеских средств ПВО.

F-35 разработан в трех модификациях:

1. F-35A — самолет для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнерами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен встроенной четырехствольной 25-мм пушкой GAU-22/A.

2. F-35B — самолет для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. В будущем должен составить основу авиагрупп новых легких авианосцев для высадки десанта типа «Америка».

3. F-35C — самолет для ВМС США. Он имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полетах к авианосцу.

Особняком стоит F-35I, самолет для ВВС Израиля. Он содержит значительное количество израильского радиоэлектронного оборудования, в частности, систем РЭБ и оборудования кабины, и, кроме того, приспособлен для применения оружия израильского производства. Планируется закупка 33 F-35I с доведением их количества до 40-44 единиц к 2020 году. Первые два истребителя поступят уже в этом году.

Что произойдет с получением F-35I?

В 1977 году в Израиль поступили первые истребители F-15. Первое боевое применение этих самолетов произошло в 1982 году. Тогда в битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Су, без единой потери со своей стороны, и смогли поразить весь мир своим превосходством.

В бою израильский F-15 получил ракету Р-60 прямо в сопло одного из двигателей, был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем «Скайхок» во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но все-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!

Оснастить его новым оружием и электроникой, да и продолжать эксплуатировать дальше. Для чего приобретать F-35I? F-15I-прежнему будет в составе стратегической авиации Израиля, но у F-35I свои специфические особенности, главным из которых является его малозаметность.

Малозаметность в авиации

Над созданием собственного истребителя пятого поколения сегодня работают КБ России, Китая, и Японии. В создание такой машины, в идеологию пятого поколения, в разных странах вкладываются разные принципы. Основные отличия подходов можно свести к двум направлениям — российскому и американскому.

Россия предъявляет к своему истребителю пятого поколения в качестве основного требования, кроме скрытности, сверхманевренности, то есть способности самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования.

Контекст

F-35 против Су-35: кто победит?

The National Interest 21.09.2015

Оружие НАТО, нацеленное на Россию

The National Interest 04.02.2016

Изменят ли четыре Су-35 баланс сил?

Русская служба BBC 03.02.2016

В истребителе скорость - не главное

The National Interest 23.12.2015 Американцы после ряда экспериментальных исследований предпочли от этой идеологии отказаться. Это мотивировалось тем, что быстрое совершенствование авиационного вооружения, появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяет отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Они считают, что воздушный бой должен вестись на средних дальностях, определяемых возможностями целеуказания и параметрами ракет, в маневренную стадию, к той самой «сверхманевренности» бой может перейти лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».

По американской концепции сверхманевренность перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только «излишнее» качество, но и довольно вредное. Это очень зрелищно на всяческих «показах» для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это «трюкачеством».

Надо отметить, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.

Нельзя забывать о том, что эти самолеты еще не беспилотные, а человек — не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении «сверх»-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потере сознания и аварии. Так, например, 25 марта 2009 года опытнейший пилот-испытатель компании Lockheed, полковник ВВС в отставке ДДэвид Кули (David Paul Cooley) на F-22 при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g потерял сознание и погиб.

В F-35 и F-22 снижение радиолокационной заметности позволяет реализовать принцип — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным. Но вот если это «что-то не так» происходит, то при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.

Малозаметность достигается применением специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, особой конструкцией сопла, уменьшающей тепловую заметность, размещением оружия внутри корпуса и рядом других методов.

Форма корпуса самолета очень важна, чем больше в ней прямых углов, тем легче отражается от него сигнал РЛС, а значит — тем больше его ЭПР, и тем дальше он будет обнаружен. Все современные самолеты имеют характерную зализанную поверхность, это сделано и для того, чтобы РЛ сигнал от нее не отражался, а рассеивался. Таким приемом значительно уменьшается ЭПР, а значит — и дальность обнаружения цели. Сравнение самолетов по этому параметру производится по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР — Radar cross-section) в различных диапазонах.

То есть ЭПР истребителя F-35 примерно равен размерам мяча для гольфа, а F-22 — размерам металлической бусинки. Малозаметность F-35 и F-22 имеет разное назначение. F-22 малозаметен, чтоб с бо́льших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может «работать» по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.

Участие Израиля в производстве F-35

Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Большую часть средств получили концерн «Израильская авиационная промышленность» (ТАА), производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов.

В то же время множество малых и средних фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками ТАА и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все выделенные для него 75 машин, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.

Сегодня, во всем мире только три предприятия, в Израиле, Италии и США, производят крылья для F-35. IAI — израильский концерн Israel Aerospace Industries, на одном из своих заводов уже имеет производственную линию для производства этих крыльев на сумму около 2,5 миллиарда долларов и должна произвести 811 пар крыльев для Lockheed Martin.

Израильская компания Elbit Systems, специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений, будет производить шлемы пилота для истребителей F-35C совместно с американским партнером, компанией Rockwell Collins.

Этот шлем позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолета. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на щиток шлема пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Это и делает фактически самолет «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика.

Несколько слов о региональном сдерживании

Командование ВВС ЦАХАЛ утвердило название израильской версии истребителя F-35I. В Израиле этот самолет будет называться «Ади́р», что значит могучий, великий, сильный. После прибытия F-35I в Израиль, израильские специалисты установят на них целый ряд дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Дооборудование будет очень значительным и существенно увеличит возможности самолета для ведения боевых действий против вероятного противника или для обеспечения регионального сдерживания.

Израиль будет первым и единственным в регионе обладателем стелс-самолетов F-35, заявил глава Пентагона Эштон Картер. В условиях, когда в регионе у «Хезболлы» и Ирана появятся современные системы оружия российского производства, для F-35I работа будет.

Скандальная репутация нового F-35 не уступает его знаменитым предкам: криволапому "Старфайтеру" и супербомбардировщику Конвэр B-58 с говорящим именем "Хастлер" (англ. шулер, кидала). Среди ужасных преступлений, инкриминируемых F-35, звучат слабые ЛТХ, неправдоподобно высокая стоимость (как кусок золота такой же массы), нескончаемые проблемы с оборудованием и электронной начинкой…


Критики и злопыхатели проекта JSF в качестве аргументов приводят типичные сбои и отказы, неизбежные при "обкатке" и эксплуатации новой машины, но отчего-то обходят вниманием реальный недостаток JSF. Крылатая машина опередила своё время! Причём сделала это в самом худшем виде: многие из заявленных технологий еще не вышли за пределы научных лабораторий - в то время как самолеты уже массово штампуют на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).

Большинство перспективных систем F-35 (радары с АФАР, оптронные комплексы, элементы технологии стелс) могли быть успешно интегрированы в конструкцию самолетов поколения 4+. Реальные примеры: F-15SE "Сайлент Игл" и F/A-18 "Сайлент Хорнет". Еще пара усилий конструкторов, и они могли бы сравняться по боевым возможностям с F-35.

Для чего было проводить дорогостоящие НИОКР по созданию новой платформы, если по своим ЛТХ F-35 едва ли превосходит своих предков? Почему не были рассмотрены асимметричные подходы - такие как шведский SAAB J-39 Gripen? Вместо пресловутой "малозаметности" шведы ставят во главу угла параметр "выживаемость" - комплекс средств обнаружения и постановки активных помех, что, по мнению шведов, позволяет Gripen"у уверенно действовать в зоне ПВО противника.

Американцы пошли по самому очевидному и дорогостоящему пути, решив построить новый юберсамолет и удивить им мир. У них были деньги и технологии. И им это удалось. На сегодняшней день малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35 является самым совершенным и "зрелым" самолетом в своем классе - как в плане технологий, так и в плане боевых возможностей.

Одиннадцать стран мира (Великобритания, Канада, Норвегия, Израиль и т. д.) уже выбрали F-35 в качестве перспективного истребителя для обновления своих ВВС. Результат агрессивной рекламы и прямого принуждения союзников к покупке американской военной техники. Но было ли из чего выбирать? Какой из современных многоцелевых истребителей смог бы составить конкуренцию F-35 - при равной стоимости и одинаковых боевых возможностях? Ответ... Немая сцена!

Скандалы, интриги, расследования...

1. Гонки по вертикали

Из трех модификаций F-35 лишь одна (F-35B) является самолетом СВВП. Специфический истребитель авиации морской пехоты, предназначенный для действий с передовых аэродромов. И конструктивно, и по назначению это совершенно другая машина, даже внешне отличающийся от "базового" F-35A. Унификация по деталям: 81% с F-35А и всего 62% с палубным F-35C.


F-35A и F-35B. Серьезные отличия заметны даже невооруженным глазом

F-35B был заказан ограниченной серией из 500 самолетов (15% от запланированного к постройке кол-ва F-35). Основную часть программы JSF составляют истребители F-35A, чьи взлетно-посадочные характеристики ни чем не отличаются от др. боевых самолетов. Оттого, оказывается несостоятельным следующий миф.

2. В основе "Лайтнинга" лежит советский Як-141

Чем могут быть похожи СВВП середины 80-х годов и современный истребитель пятого поколения? Лишь тем, что оба летательных аппарата - тяжелее воздуха. Цель программы JSF (малозаметный многоцелевой истребитель-бомбардировщик) далека от темы СВВП. "Вертикалка" F-35B является лишь побочным направлением программы и мало похожа на остальные машины семейства "Лайтнингов".


Як-141

По поводу сходства с Яком. F-35B использует иную схему с подъемным вентилятором (вместо двух подъемных реактивных двигателей на Як-141). Оба истребителя имеют лишь схожие очертания кормовой части и отклоняемое сопло маршевого двигателя - именно это вводит в смущение умы юных конспирологов. При этом вертикальное хвостовое оперение F-35 с двумя наклоненными килями продиктовано не необходимостью вертикального взлета, сколько требованиями технологии стелс.

3. Универсальный самолет - это плохо

Универсальность? Максимум - унификация узлов и деталей в рамках одного семейства боевых самолетов (базовый, палубный и "вертикалка").

Если под "универсальностью" подразумевается возможности истребителей выполнять ударные задачи, то знает немало удачных примеров многоцелевых самолетов - F-84, "Фантом", МИГ-21, Мираж-III, F-15E, Су-30, "Рафаль"... Сумасшедшая тяга реактивных двигателей творит чудеса - боевая нагрузка современных истребителей в разы больше, чем у четырехмоторной "Летающей крепости" (при одинаковой взлетной массе ~ 30 тонн). Цепляй под крыло гроздья бомб и контейнер с прицельным оборудованием - и любой из "Рафалей" и "Сушек" превратится в убойный бомбардировщик. Не стал исключением и F-35.


Eurofighter Typhoon


4. Замена штурмовой авиации

Семейство F-35 заменит все многоцелевые истребители четвертого поколения - F-16, F-15E, F/A-18, "вертикалку" AV-8 "Харриер-II", и даже противотанковый штурмовик A-10 "Тандерболт". Но каким образом сверхзвуковой истребитель может заменить дозвуковой бронированный штурмовик, оснащенный мощной 7-ствольной пушкой?

Вместо залпа НУРС и очередей из пушки - одна 113-кг планирующая бомба SDB или ракета "Мэврик". Вместо отважных полетов под огнем ПЗРК и зенитных пулеметов басмачей - удары высокоточным с недосягаемой высоты. Для искоренения "недовольных демократией" уже сейчас используются легкие противопартизанские штурмовики (типа "Цессна Комбат Караван"). Оставшуюся часть функций А-10 должны взять на себя ударные вертолеты и беспилотники. Янки проводят реструктуризацию собственных ВВС, распределяя задачи между классами боевых ЛА и снимая с вооружения устаревшую и малоэффективную технику.

5. Ф-35 продирается сквозь небо только благо звериной мощи двигателя Ф-135 (с)

Макс. взлетная масса F-35А на 30% больше, чем у его предшественника F-16 (29 против 22 тонн), а его двигатель развивает большую на 40% тягу (бесфорсажная 13000 кгс против 8000 кгс). При этом F-35А и F-16 имеют равную боевую нагрузку (заявленная - около 8 тонн).

Прямое доказательства ущербности аэродинамики и ЛТХ "Лайтнинга". Иначе на что был потрачен выделившийся резерв нагрузки?


Объем внутренних топливных баков F-35 превышает 10 000 л керосина - вдвое больше, чем у любого истребителя четвертого поколения. "Лайтнингу" не требуются ПТБ для выполнения большинства задач, в то время как другие истребители вынуждены занимать ими узлы подвески, тем самым увеличивая свою ЭПР, лобовое сопротивление и уменьшая боевую нагрузку.

F-35 оснащен встроенным прицельно-навигационным комплексом для работы "по земле" - с тепловизорами, лазерными дальномерами, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования ракет. Все то, что обычные истребители таскают в виде подвесных контейнеров, в виде части своей боевой нагрузки.

Наконец, внутренние бомбоотсеки, S-образные каналы воздухозаборников и элементы технологии стелс. В итоге в таблицах появилась цифра 8 тонн. Только уже это не подвесные баки и ПНК, а настоящие бомбы и ракеты.

6. Ласточка летает

Все истребители четвертого-пятого поколений по своим ЛТХ близнецы. Минимальные отличия в 10-20% в значениях скороподъемности, тяговооруженности и нагрузки на крыло нивелируются положением самолета в пространстве, боевой нагрузкой и квалификацией летчика. Исключение составляют лишь экзотические истребители с двигателями с отклоняемым вектором тяги, но и их реальные боевые возможности определяются не столько ОВТ, сколько наличием подвесных вооружений. Любая бомба или ракета на внешней подвеске накладывает свои жесткие ограничения на пилотаж (перегрузки/тепловой нагрев) и ухудшает ЛТХ носителя.

В воздухе F-35 не только не уступит истребителям четвертого поколения, но должен иметь преимущество за счет внутренних отсеков вооружений, где ракетам не страшен тепловой нагрев и где они не создают дополнительного сопротивления в полете.

7. Аварийность

150 построенных F-35, 7 лет эксплуатации, ни одного потерянного в летных происшествиях истребителя. А ведь "Лайтнинги" эксплуатируются в самых жестких условиях, далеко за пределами лабораторий и испытательных стендов. Летают днем и ночью. Взлетают и садятся на палубы кораблей. Используются для массовой подготовки пилотов.

Вопреки слухам и утверждениям лжеэкспертов, программа JSF демонстрирует фантастический уровень надежности. Специалисты "Локхид Мартин" методично испытывают машину во всех возможных режимах и устраняют выявленные недостатки.

И если еще пару лет назад казалось, что F-35 "проигрывает бой", то сейчас становится очевидно: за океаном рождается мощная боевая машина. Пентагон перестал проявлять всякий интерес к проектам глубокой модернизации существующих истребителей и полностью сосредоточился на программе JSF. Тренд был подхвачен союзниками - заказы на F-35 растут, тогда как его основные конкуренты (проекты F-15SE, F/A-18E/F и F/A-18 International Roadmap) стремительно теряют очки и вылетают из тендеров.