Тот самый "Рим", но для iPad. Обзор Rome: Total War

В этой статье, я продолжаю рассказывать вам об агентах, доступных в игре Total War: Rome 2, а также об их способностях. Сегодня мы поговорим о Сановнике.

Сановник – очень интересный агент. Это не Воитель с мечем, призывающий всех в бой и не Соглядатай, который действует тихо исподтишка. Сановник это скорее хитрец, непревзойдённый интриган и одновременно с этим, умелый управленец.

Благодаря своим способностям, он универсален и может помочь вам как в военных делах, так и в гражданских.

Его способности помогут вам:

  • Навести порядок в провинции.
  • Устроить беспорядок в провинции врага.
  • Убить другого или персонажа или агента.
  • Переманить персонажа противника.

Все способности Сановника в Total War: Rome 2.

Военное хозяйство. Как я написал выше, Сановники отличные управленцы, поэтому если вы прикажете ему вести дела одной из ваших армий, то он благодаря своим способностям сможет:

  • Снизить расходы на содержание армии.
  • Повысить командные способности генерала.
  • Уменьшить возможность подрывных действий чужих агентов.

Гражданские власти. Сановник умеет не только умело управлять армией, но и вашей провинцией. Благодаря этому таланту, он может:

  • Уменьшить административные расходы.
  • Повысить одобрение населения.
  • Снизить стоимость строительства.
  • Повысить сопротивляемость действиям агентов противника.

Еще Сановник может сделать Генерала противника и его армию, намного уязвимей для следующих атак агентов.

Искажение приказов. Способность очень поможет вам, если вы не успеваете подготовиться к встрече нападающей армии. Просто отправьте своего Сановника к врагу и с помощью способности «Искажение приказов» он сможет затормозить наступление армии на один ход. Также в случае успеха этой способности, в бою вражеской армии повысится время перезарядки способностей полководца.

Смертельная угроза. Эта способность подразумевает то, что ваш Сановник умело распускает слухи, чем ухудшает настроение дух в армии врага. Это действие влияет на:

  • Силу солдат противника при натиске.
  • Силу солдат противника в рукопашной атаке.
  • Понижает эффективность стрельбы.
  • Повышает уязвимость армии противника на стратегической карте.

Коррупция. Если хотите чтобы провинцию вашего недруга захлестнула коррупция, отправьте туда вашего Сановника. С помощью этой способности, он снизит контроль противника над своей провинцией, тем самым повысит коррупцию. Кроме того, Сановник увеличит шансы на успех у других ваших агентов.

Подстрекательство. Подстрекательство подразумевает то, что Сановник отправиться во вражескую провинцию и попытается поднять недовольство граждан, против своих правителей. Эта способность снижает порядок и приводит к беспорядкам.

Подкуп торговцев. Если вы хотите подорвать экономику чужой провинции, в этом вам поможет умение «Подкуп торговцев». Подкупив торгашей, Сановник нанесет ей экономический ущерб.

Насаждение культуры. Вы надеюсь, знаете, что культура в Total War: Rome 2 играет большую роль? Насаждение культуры – очень полезный навык. Как вы знаете, на общественный порядок провинции, влияет однородность культуры. Что это значит? Если в провинции преобладает «родная» для нее культура, это положительно сказывается на общественном порядке. Сановник с помощью умения «Насаждения культуры» распространяет вашу культуру, соответственно чужеродную — для противника.

Способности, с помощью которых можно убить или переманить вражеского агента.

Наемное убийство. Это талант, с помощью которого Сановник может устранить агента неприятеля. В отличие от Воителя, который разбирается с противником собственными руками, Сановник более осторожен и нанимает для этих целей наемников, которые делают всю грязную работу за него.

Предательство. Это, пожалуй, самый изящный способ устранить противника. Сановник втирается к нему в доверие, а затем при удачной возможности предает ничего не подозревающую цель. Если предательство завершиться успешно, вражеский агент исчезнет.

Провокация. Это еще один способ устранить жертву, при этом не навлекая на себя подозрений. Сановник провоцирует противника, в результате чего тот нападает на него. И Сановнику ничего не остаётся, как убить напавшего, якобы в целях самообороны 🙂 Тем самым оставшись чистым перед законом.

Убеждение. Зачем убивать противника, если его можно заставить перейти на сторону вашей фракции? Способность «Убеждение» позволяет вашему агенту, попытаться убедить противника служить вашей фракции.

Принуждение. То же что и «Убеждение» и «Искушение», только Сановник не пытается подкупить или уговорить цель, а попросту угрожает ей. Если угроза сработает, то у вас станет на одного агента больше 🙂

Как видите, Сановник очень интересный и полезный персонаж! Такой себе серый кардинал и хитрец, у которого есть очень большой арсенал различных методов для того чтобы добиться поставленной цели в Total War: Rome 2.

"The Creative Assembly... О, The Creative Assembly... Верни мне мои легионы!" – страдал я каждый раз, когда узнавал, что следующая игра в серии Total War не будет посвящена Риму. Но до отчаяния дело никогда не доходило. Уверенность, что продолжение Rome: Total War все же увидит свет в будущем, присутствовала всегда, была непоколебима и грела душу в любых ситуациях. Вопрос был только в том, когда произойдет столь радостное событие. Увы, ждать пришлось долго – все девять лет, но ведь правду говорят, что чем дольше расставание, тем сильнее радость от встречи.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

То, что Total War: Rome II будет хитом, сомнений не было. "Рим" от 2004 года являлся, да и по сей день является одной из лучших, если не лучшей игрой серии, и пусть меня закидают помидорами, если я говорю неправду. Разработчики просто-напросто не имели права на ошибку, ведь ставки были как никогда высоки. Игроки могли бы пережить потенциальный провал Empire или Napoleon – эксперименты не всегда бывают удачными, на то они и эксперименты. Можно было бы принять и заведомо простить "креативщикам" осечку с Shogun 2 , если сия оказия действительно бы случилась – возвращение к истокам частенько оборачивается фиаско, и это прекрасно все понимают.

А вот если бы провалился второй "Рим" , это был бы крах, конец, апокалипсис локального масштаба. Как так – Rome II , на который возлагались огромные надежды, который все ждали почти десять, и вдруг получился ужасным? Прямой наследник "Рима" , ставшего когда-то тем самым "волшебным пенделем", благодаря которому франшиза получила мощный толчок к развитию, и вдруг – говно? Такое разве бывает? К счастью, не бывает, и The Creative Assembly в очередной раз доказала, что она – одна из немногих компаний-разработчиков в мире, которая всегда оправдывает возложенные на нее ожидания.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Да, кое-что "Креативщики" могли сделать и лучше – например, морские сражения до ума довести. Да, некоторые игровые моменты, представленные в Rome II , вызывают недоумение – зачем, спрашивается, вырезали речи генералов? Почему сэкономили на видеовставках на стратегической карте? Кое с какими решениями можно и вовсе спорить до бесконечности – например, с решением "сбрить" стены у большей части городов. А ведь я очень, очень любил осады в Total War , какими бы кривыми они подчас не казались. Но все это частности, погрешности. Когда перед тобой океан пряного меда, то в него хоть всю бочку дёгтя вылей – на вкусовые качества продукта это никак не повлияет.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Кампания, представленная в Total War: Rome II , с нами не церемонится, а сразу берет за шкиряк и окунает в гущу событий, что радует. С первых же ходов городское население начинает проявлять признаки недовольства, доходы по необъяснимым причинам перестают течь в казну, запасы еды исчезают в мгновения ока, войска с какого-то перепуга теряют личный состав на союзной территории. Нам сообщают, что заседающие в верхах власти гос. деятели – коррумпированные сволочи, и народ их ненавидит. На наши земли вторгаются какие-то варвары, не объявив войны. Неподалеку шастают прямые оппоненты, которые пока что не атакуют, но засылают агентов – пакостить, гадить и всячески портить нам жизнь. Какие там быстрые и беспощадные захваты окружающих земель – свои бы сохранить, пока разбираешься в тонкостях игры, совершая ошибку за ошибкой.

Вот решил ты, не подумав, вместо фермы город несколько расширить – ну так получай же мгновенный бунт от изголодавшихся плебсов и черни. Сделал все наоборот – низшие слои населения порадовал, зато на гарнизоне поставил крест на пару-тройку ходов. Проигнорировал военные технологии, занявшись мирным бытом – пожалел об этом в первом же крупном бою. Как все непросто, оказывается. Тут даже войска просто так, с бухты-барахты, в рейд по вражеским землям не отправишь, так как, простите, Империй еще не вырос. Империй – это власть фракции. Чем выше параметр, тем больше войск, флотилий и агентов мы можем нанимать на стратегической карте. В самом начале нам доступны максимум три сухопутные армии, и даже если учесть, что некоторые смежные функции выполняет флот, устроить блицкриг с такими "мощностями" все равно нельзя. Таким образом, наша задача существенно усложнилась, но играть при этом стало гораздо интереснее – когда ты трезво оцениваешь силы, смотреть на стратегическую карту начинаешь совсем иначе.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Возиться с уже подконтрольными нам территориями можно долго, упорно, но скучно все равно не будет. Нужно и проблемы всяческие решать, и города потихоньку отстраивать, и экономику развивать, и специальные указы (эдикты) издавать, и внутриполитическими дрязгами заниматься – пропихивать персонажей на вершину власти, распускать слухи, по-тихому убивать конкурентов, следить, сколько сенаторов или вождей тебя поддерживает, а если надо, то и родниться с конкурирующим Домом через сведебку. Кстати, если вы захотите поиграть за Рим или Карфаген, готовьтесь к мукам выбора – первая фракция разбита на три Дома, вторая – на три Рода. Все, естественно, со своими уникальными особенностями, достоинствами и недостатками.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Конечно, внутреннюю политику не нужно пускать на самотек – это может привести к разного рода неприятностям вплоть до преждевременной гражданской войны. Но и про внешнюю политику забывать не стоит, особенно на первых порах, когда наше государство еще слабенькое – нужно и торговые соглашения заключить, и союзника найти, и с врагами, если они сопят под боком, примириться на время. Собственно, ничего плохого про дипломатию сказать нельзя, все на уровне. Послы реагируют адекватно, глупостей не допускают, на встречные предложения соглашаются, договоренности соблюдают в большинстве случаев. В перечне возможных действий появились новые дипломатические инструменты (создание конфедерации или оборонительного союза, пакт о ненападении и т.д) , а также функция координации военных действий – для этого нужно открыть окно дипломатии и пометить провинцию, на которую союзники должны напасть. И нападают, что самое интересное!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Технологии в Total War: Rome II разделены на две составляющие: военную и общественную/мирную. Разделы, в свою очередь, разбиты на три подраздела, где и сгруппированы те самые прогрессивные веяния – в виде не слишком ветвистых "деревьев". Подразделы, в зависимости от того, за какую фракцию идет игра, называются по-разному. У варваров, к примеру, нет "Тактики", зато есть вкладка "Порядок в войсках". У римлян имеется подраздел "Философия", а у патлатых кельтов – "Cовет друидов", и эти самые друиды, явно с дуба рухнув, сразу же предлагают изучить прогрессивную и светоносную технологию "Мудрость дуба" +5% к эффекту от потребления мухоморов. Технологии у варваров/эллинов/римлян/народов Востока отличны друг до друга, и разница ощущается даже на уровне фракций, принадлежащих к одной культуре. Наличествуют и схожие технологии, но добираться до них, как правило, нужно разными путями. Так, ицены учатся строить таран буквально за три хода, тогда как римлянам придется потратить на это больше 10 ходов, а заодно перепрыгнуть через два знания. Но дисбаланса нет. Механика изучения технологий работает по принципу "где-то прибудет – откуда-то убудет", так что если на определенном этапе игры мы начинаем отставать от других фракций, то это сугубо наша вина – либо делали упор на что-то одно, либо ленились и вообще ничего не изучали.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Миру мир, но война войной. Сидя на одном месте, победы не добьешься ни в одном из условий победы, так что расширять свои владения все-таки нужно. Да, стало чуточку труднее – ограничение по найму армий действует сурово и непреклонно, так что запрудить всю карту отрядами не получится. С другой стороны, компьютерные противники оказываются ровно в такой же ситуации, так что вы не увидите, как они с минуту передвигают по 10-15 стеков по одному подразделению в каждом – вспомните, какие "добрые, ласковые и нежные" чувства у вас это вызывало раньше. Есть и еще один важный момент – рядовые юниты (как пешие, так и морские) не способны путешествовать сами по себе, а передвигаются исключительно под опекой командира. Это тоже слегка стесняет. Зато перемещать войска по морям стало очень удобно – теперь достаточно указать путь, а дальше армия все сделает самостоятельно: дойдет до берега, сядет в грузовые корабли, которые сама же мгновенно построит, и поплывет себе по выбранному маршруту.

С корабликами в стратегическом плане вообще все хорошо сделали. С их помощью можно подстраховывать прибрежные города при атаках с земли и моря (достаточно лишь разместить флот возле поселения) – в первом случае мы можем высадить боевой десант и помочь гарнизону, во втором – воспрепятствовать десантированию вражеских войск. Боевые корабли позволяется группировать с грузовыми лоханками-самобранками в рамках одной флотилии, и тогда первые, в случае штурма вражеского поселения, могут спокойно гонять вражеские корабли и поддерживать наступление с моря, а вторые – давить крабов и прочую живность, сумасшедшими китами выбрасываясь на пляжи, чтобы с облегчением "разродиться" войсками. Еще флоту можно задавать те или иные режимы – например, "удвоенный темп" позволит кораблям быстрее передвигаться из точки "А" в точку "Б", а режим налета разрешит им грабить приморские города и морские торговые пути. Прим: свои режимы имеются и у сухопутных войск. Так, помимо грабежа окрестных территорий и возможности быстро передвигаться, армии могут устанавливать укрепления и прятаться в засадах.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я не считал, сколько регионов присутствует на стратегической карте, но и невооруженным взглядом видно, что мир увеличился в размерах в сравнении с Rome – он значительно расширился на восток и юго-восток, а также сам по себе как-то разбух, раздулся, стал большее. Собственно, выражение "раздулся" можно применить и в отношении городов – это уже не условные два-три домика, обнесенные или же не обнесенные стеной, а самые настоящие полисы, занимающие обширную по своей площади территорию. Многие из них поистине огромны и окружены по периметру укреплениями – это столицы провинций. Также присутствуют совершенно незащищенные городки меньших размеров, являющиеся столицами регионов – территориальных единиц, входящих в провинции в количестве от двух до четырех штук.

Благодаря такому административному делению подконтрольными землями стало значительно легче управлять – теперь не нужно переключаться между отдельно взятыми поселениями, чтобы понять, что уже построено, а что еще нет – текущая информация об объектах предоставляется в рамках единого меню. Помимо удобства, тут есть и чисто игровые преимущества. Например, если возвести мастерскую осадных орудий в столице, то баллисты и прочие катапульты будут доступны для найма по всей провинции. Но и минусы тоже есть. Так, если разгорится всенародный гнев, то бушевать он будет не в отдельно взятом регионе, а повсеместно в пределах области.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Если в регионах на пустом месте возникают неприятности, то там, скорее всего, засели вражеские агенты. Всего их три вида: соглядатаи, сановники и воители. Вроде и не так много, но каждый из них производит столько пакостей врагам, что шиноби и гейшам из Shogun 2 и не снилось. Хотя и для относительно мирных дел они могут сгодиться – тот же соглядатай, попав на дружественную территорию, в мгновение ока перевоплотится в контрразведчика и начнет выявлять вражеских лазутчиков. Сановник, в свою очередь, уменьшит административные издержки и позволит сэкономить денежку, а воитель одним своим видом будет мотивировать жителей восхвалять императора/фараона/царя и радоваться жизни вообще. Чем лучше ребята справляются со своими задачами, тем быстрее растут в ранге и тем больше навыков – с нашей, разумеется, помощью – получают в свою копилку. Также в процессе своей деятельности они обзаводятся и дополнительными особенностями, и так называемыми домочадцами (например, женой +4% к усердию) , и предметами, дающими разные бонусы.

Прокачка полководцев и флотоводцев – всяких благородных вельмож или попросту вояк с высоким социальным статусом – осуществляется по схожему принципу. При этом армии и флотилии, которые персонажи водят за собой, тоже поддаются улучшению за счет так называемых традиций. Если говорить просто, это те же бонусы а-ля +5% к лихой кавалерийской атаке или +10% к абордажу, вот только они никуда не исчезают после смерти командующего, а закрепляются за армией. Если выбирать традиции не абы как, а с выдумкой, то можно создавать этакие военизированные бригады, специализирующиеся на осадах, обороне, безудержном наступлении в лоб или же на чем-то еще.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Искусственный интеллект на просторах стратегической карты ведет себя вполне разумно, хотя есть и странности. Так, противники иногда любят оставлять свои города и столицы без присмотра. Играя за Рим, я захватил Карфаген с первых же ходов армией из 7 пеших отрядов, не встретив сопротивления (возня с плебсами из гарнизона не считается) ни на море, ни на земле. К чести ИИ, он сразу стягивает войска к местам прорыва, но это уже постфактум. Также раздражают попытки удрученного компьютерными мозгами врага взять штурмом уже наши укрепления, но расстраивает не сам факт атаки, а то, какими силами располагает враг. Позвольте, но это смешно, как стек с двумя отрядами гопников-варваров старается взять огромный и величественный Рим, причем не раз и не два – пока полностью их не уничтожишь, они не прекратят корчить из себя камикадзе. По счастью, такой идиотизм встречается редко.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Ну, раз уж речь зашла о мордобитии. Как и во всех прошлых играх серии Total War , можем задействовать функцию автобоя, если не желаем участвовать в сражении. При этом нам разрешают выбрать тактику, которой будут следовать войска. Можно дать им указание идти в атаку, приказать отплясывать от обороны или же заставить сражаться в самом что ни на есть обычном режиме. Система заранее предугадывает результат и показывает, каков будет исход боя и сколько примерно людей у нас останется по итогу. Ключевое слово "примерно". Даже если на экране написано, что нас ожидает чуть ли не стопроцентное поражение, это всего лишь прогноз, а прогнозам свойственно не подтверждаться. Хотя испытывать судьбу все равно не стоит – лучше откатиться на шаг назад и вступить на поле боя в личном, так сказать, порядке, дабы своим примером доказать, что безвыходных ситуаций не бывает.

Если бог Марс к нам благосклонен, мы побеждаем в сражении и, разумеется, захватываем пленных. Их можно либо отпустить, либо убить, либо продать в рабство. В последнем случае мы получаем рост экономических показателей, но это палка о двух концах – даже Рим, любовь к рабам которого понятна, не может до бесконечности переваривать поток античных гастарбайтеров.

С захватом городов все более-менее ясно. Мы можем либо оккупировать поселение, либо разрушить, либо разграбить. Но разные культуры слово "грабеж" понимают по-разному. Если приказать сделать это римлянам, те не только все ценности реквизируют, но и в городе на ПМЖ останутся. А вот варвары, получив свое, занимать поселение не станут, а по доброте своей оставят его законному владельцу. Последнему, правда, от этого будет не легче.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Прекрасно, сногсшибательно, красиво, сногсшибательно – какими хорошими словами эту важнейшую часть Total War: Rome II не называй, в любом случае попадаешь в точку. Да, сейчас речь идет уже не о стратегии, а о тактике. Черт возьми, как же долго я ждал этого момента. Как же я хотел нанять пару стеков легионеров, выстроить их всех в боевом порядке, потом медленно, единым фронтом, отправить эту огромную армию на позиции врага. Чтобы печатали шаг, чтоб рожок дудел, чтобы пыль из-под тысяч стоп вздымалась на многометровую высоту. А потом, когда они подойдут на близкое расстояния к противнику и некоторые из них уже будут падать замертво под градом стрел, применить построение "черепаха" и смотреть, как четко и слаженно действует адская машина под названием "римская армия", которая не останавливается, но продолжает идти по трупам варваров, работая по принципу гигантского катка – страшного, безжалостного и беспощадного.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Бравые виртуальные воины еще меньше стали напоминать деревянных солдат Урфина Джуса, хотя куда уж дальше, казалось бы. Движения, мимика, индивидуальные и даже совместные действия на поле боя – все, буквально все вышло на новый уровень качества. За повторяющиеся элементы, будь то внешность, экипировка или вооружение, глазу зацепиться трудно, и всегда, даже если боец походит на своего рядом стоящего "коллегу" как одна капля воды на другую, он хотя бы пятнышком на одежде, царапиной на щите или грязью на ногах, но будет отличаться от оного.

Конечно, когда в одной куче смешиваются тысячи людей, тебе уже как-то все равно, кто как выглядит и какие у них эмоции отображаются на лице, но частенько игра сама подкидывает интересные сцены. Вот варвар мощным броском перекидывает через себя римского пехотинца, наступает ему одной на грудь и тут же вонзает копье в сердце, провернув его несколько раз, а через секунду сам погибает от предательского удара спину. Вот легионер, оказавшись в окружении, крутится из стороны в сторону, скалясь и размахивая высоко поднятым над головой гладиусом. Вот спартанец поднимает щит, принимая в него два метко кинутых дротика, но следующий снаряд все же достигает цели, после чего бородатый герой сначала падает на колени, а вслед за этим медленно заваливается на бок. Красота!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Но и это еще не все – специально для любителей острых ощущений в игре имеется специальный режим, который приближает камеру на максимально близкое к выбранному отряду расстояние с последующей возможностью крутить ею в разные стороны – для достижения кинематографического эффекта. Для клепания скриншотов и услады глаз – просто замечательный инструмент. Если, конечно, система позволяет выставить более-менее высокий уровень графики. Я не скажу, что Total War: Rome II – это развлечение исключительно для богатеньких Буратино с мощными компьютерами "кому за пятьдесят", но системы среднего и чуть выше уровней все же едва справляются со своей задачей, подчас выдавая нереально малый уровень FPS. И это на весьма божеских (не путать с божественными) настройках.

Конечно, свою роль играет и кривоватая оптимизация, но надеюсь, что в будущем эту проблему исправят, так как в момент той же осады, когда противоборствующие армии традиционно для серии Total War образуют "пингвинячий базар" у ворот, играть становится ну просто невозможно. Или когда триремы и прочие биремы в количестве двадцати и более штук начинают веслами размахивать одновременно – вот тут просто вешайся. Не спасает и опциональное выключение всех "картиночных" наворотов.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

На поле могут находиться до 80 отрядов одновременно, то есть по 2 стека с каждой стороны конфликта и по 20 юнитов в каждом стеке. Во время сражения один из двух стеков появляется на поле боя не сразу, а через несколько секунд – в виде подкрепления. Дополнительные отряды, если таковые имеются, начинают поступать в наше распоряжение после уничтожения или же бегства одного из подразделений. Проще говоря, масштабы остались теми же, что и в Fall of the Samurai .

Многие виды войск располагают специальными способностями. Например, пехотинцы Спарты могут создавать фаланги и даже какие-то подобия построения "каре". Варвары умеют смыкать щиты и подбадривать себя криками, римляне – превращаться в "черепашек", и так далее. Искусственный интеллект не стесняется задействовать в нужный момент скиллы своих отрядов, да и вообще – ведет себя адекватно и благоразумно. Но и глупости иногда совершает, и действия его зачастую предсказуемы донельзя, и в лобовую атакую пойти может – не без этого. Если честно, заявленного разработчиками кардинального улучшения виртуальных мозгов я не заметил – оно вроде и есть, но под категорию "кардинального" явно не подпадает. Глубокие обходы по флангам мы как бы и раньше видели.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Осады в Total War: Rome II бодры и веселы, но общее их число в количественном соотношении уменьшилось, и все из-за нежелания "Креативщиков" опоясывать стенами города, которые не подпадают под статус столицы провинции. Спорное решение, очень спорное, и я уже об этом говорил. По сути, захват "кастрированных" городов – это то же самое сражение в чистом поле, но с возможностью забега в город. И даже в таких "осадах" нужно захватывать ключевые точки, контроль над которыми приводит нас (или нашего врага) к победе. В малых городах "поинт", как правило, один, тогда как в столицах их уже три. И там есть стены. И башни с защитными катапультами да баллистами. И осадные орудия: лестницы на колесиках, "скорпионы" и онагры разных видов, тараны, передвижные щиты – полный набор развлечений для игры в "Царя горы".

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Чтобы победить в столице, нужно либо перебить всех оппонентов, либо захватить большую часть контрольных точек и удержать их в течение некоторого времени, пока численное значение очков победы, которыми располагают защитники, не снизится до нулевой отметки. Подобная система захвата привносит в процесс осады куда больше разнообразия, чем это было раньше – вечеринка" ведь идет не на одном участке, а зачастую на нескольких сразу. Контрольные точки всегда находятся в разных частях города, так что, хочешь ты этого или нет, но войска разделять приходится. А кто знает, какие вражеские силы сконцентрированы возле вон той или вот этой площади? Может, там добрая половина армии собралась, а мы туда отряд рваных плебсов отправили. Это ведь не сразу можно понять, ведь противника мы зачастую просто не видим. Прим: Да, в Rome II есть такая тема – если супостат не находится в поле зрения нашей армии, то до поры до времени он тусуется в режиме "инвизибл". Правда, иногда система работает странно, а бывает, что и просто не работает.

Полноценные осады, если до них все же добираешься, радуют не меньше, чем обычные сражения, хотя хаоса в них, из-за обилия вокруг сотен разных объектов, бывает гораздо больше. Но спасибо разработчикам за то, что они придумали тактическую карту, развернув которую, мы можем окинуть взором всю местность, определить, где находятся вражеские и союзные подразделения, а заодно и раздать указания, причем последнее действо отнимает обычно раза в три меньше времени и сил, как если бы мы пытались проделать эту операцию в обычном режиме. Да и схематичность радует – все просто, доступно и понятно.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Сражения и штурмы поселений в Total War: Rome II – это увлекательно и задорно, спору нет, но с морскими сражениями дела обстоят чуть хуже. Война на море в большей степени напоминает поединки старых и неповоротливых калош, которые совершают неестественные, резкие движения, стукаются, прилипают друг к другу да время от времени обмениваются "таракашками". В чистом виде "блюдо" весьма пресное, но если разбавить его наземными сражениями, то вкус получается уже совершенно иной. Высадка десанта, обстрел города и вражеских войск, сражения с другими кораблями в прибрежной зоне, поддержка союзников – вот это да, гармонично смотрится. Хотя и тут есть минус – корабли соперника в большинстве случаев категорически не хотят вступать в бой с нашими судами, а сразу разворачиваются в сторону берега и высаживают с них войска. Боятся, что ли?

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Исторических сражений пока что маловато – их аж четыре штуки, среди которых есть и приснопамятная зарисовка под названием "Штурм Карфагена". Честно, когда Джеймс Рассел показывал мне рабочий билд Rome II с этой самой миссией, масштаб происходившего тогда впечатлил меня чуть больше. А вот "Битва при Тевтобургском лесу" срежиссированна и выполнена на отличненько. Римлян действительно жалко. Побольше бы таких миссий, да не в рамках DLC, а просто так – нам на радость.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я бы с большим удовольствием рассказал вам и о сетевом режиме, но моя ревью-версия, к сожалению, его не поддерживает, так что дело за вами! Если судить по отзывам, мультиплеер Rome II очень даже хорош. Однако, каков итог? А каким он может быть, например, на международных соревнованиях по синхронному плаванию? Наши девушки всегда побеждают, мы давно к этому привыкли. Так и с Total War – что не игра, то победа, и к Rome II это относится в полной мере. Впрочем, привычка – дело дурное. Когда-нибудь и тысячелетняя секвойя от старости упадет, и наши синхронистки медали не завоюют, и Солнце потухнет, и нефть закончится – все случится в этом мире, и мы не сможем этому никак помешать, хоть и "привыкли". Но пока этого не произошло, нам следует радоваться тому, что имеем. Rome II , несмотря на малую толику спорных моментов и сугубо субъективных недостатков, держит планку качества на недосягаемом для большинства современных стратегий уровне. Масштабный, красивый, разносторонний и по-хорошему пафосный, он является достойным потомком великолепного и венценосного "Рима" , и не только Rome , но и вся знаменитая серия может им по праву гордиться. Как говорится, два убо "Рима" не падоша, а третьему, надеюсь, быти.

Rome II - обзор политической системы

Выбирая фракцию, вы начинаете руководить правящей группой или родом, определяя политическую систему. Главой этой правящей группы становится лидер вашей фракции. Многие персонажи, которые встречаются в ходе кампании, влияют своей харизмой на политическую силу вашей фракции. В свою очередь, это увеличивает сферу влияния вашей правящей группы на провинции. Увы, не все остальные политические группы спокойно наблюдают за тем, как вы правите. У них есть собственные планы и амбиции. Вы можете взаимодействовать с любым вовлеченным в политику персонажем. Откройте окно управления фракцией и продвигайте персонажей с помощью закулисных методов, например, взяток и присваивания чужих средств, принимайте персонажей в свою семью и даже предпринимайте агрессивные действия против них.

Аккуратно управляя политическими фигурами и предпринимая доступные вам политические действия, вы сможете удержаться на троне и твердой рукой править своим народом. Верность - прежде всего. В ваших интересах не злить другие политические группы и следить, чтобы они оставались верными вашему делу. В противном случае они осложнят вам жизнь в тех сферах, на которые могут влиять. Восстание не начинается на пустом месте. Если верность политической группы слишком низка, эта группа может отколоться от вас и объявить о своей независимости. Влиятельность политических групп зависит в том числе от того, какой выбор вы периодически делаете в ходе кампании. К этому выбору относятся также решения военного и гражданского характера, которые, на первый взгляд, вовсе не кажутся политическими: назначение полководцев, выбор исследуемых технологий, методы регулирования экономики.

Единого подхода не существует. Даже невмешательство в политику (то есть, решение сосредоточиться не на политике, а на гражданских и военных вопросах) вполне может оказаться удачным ходом хотя бы в краткосрочном периоде. Однако длительное бездействие, скорее всего, приведет к чрезмерному бесконтрольному усилению или ослаблению отдельных политических групп. Политически активный игрок должен как можно дольше удерживать власть в своих руках и помнить, что другие группы рано или поздно решат заявить о самостоятельности и пошатнуть установленный порядок. Если произойдет раскол, все действующие полководцы и флотоводцы политической группы соперников покинут вас - вместе с войсками - и перейдут в новую, враждебно настроенную фракцию, единственная цель которой - разгромить вас. Игроки, решившие не обращать внимания на уровни влияния, рискуют тем, что внутренний раскол возникнет в самый неподходящий момент. Впрочем, верность политической группы можно понизить намеренно, спровоцировав неугодных на отделение, а потом растоптать политических противников подготовленными войсками.

За одну кампанию может произойти несколько гражданских войн. Иногда такая война - единственный способ избавиться от неуступчивой группы, которую можно легко уничтожить после спровоцированного вами же восстания. Подробнее об этом читайте ниже.

СЕМЬИ И ПАРТИИ

У вас может быть от двух до пяти политических партий - это зависит от размера вашей фракции на карте кампании. В течение всей кампании вам придется следить за положением своей группы по отношению к другим, таким как сенат, царский двор или совет племени. Однако поддержание баланса политических сил становится непростым делом, если партий много. Следите за верностью групп, иначе вы рискуете столкнуться с открытым неповиновением и началом раскола. При расширении вашей фракции могут возникнуть новые партии, а старые - кануть в лету, если решат отделиться и потерпят поражение в начавшейся гражданской войне.

ВАЖНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Важные персонажи участвуют в политике и повседневной жизни фракции. Это происходит на всем протяжении игры благодаря заданиям, событиям и дилеммам. Кроме того, важные персонажи доступны в окне управления фракцией. Это не просто полководцы и флотоводцы (командиры) на вашей службе, но и граждане вашей фракции, участники групп или представители правящего рода. Что еще важнее, эти персонажи могут быть государственными деятелями различных партий, проживающими в столице фракции. В политическом плане государственные деятели сродни командирам и тоже могут изменить влияние благодаря своей харизме, но в отличие от командиров они не представлены на карте кампании, а занимают менее заметные должности в столице до тех пор, пока не потребуется возглавить очередную новую армию или флот. Кроме того, для смены командира необязательно дожидаться его смерти. Вы можете его сместить, выбрав армию на карте кампании и отдав команду «Заменить» на панели сведений о полководце. Если вы решите передать командование воинским формированием активному государственному деятелю, он поменяется местами с командиром. Это значит, что бывший командир покинет расположение части и станет государственным деятелем.

ХАРИЗМА И ЧЕСТОЛЮБИЕ

Харизма - это популярность персонажа и его положение в Римском мире. Именно эта характеристика сильнее всего отражается на влиянии группы, к которой принадлежит персонаж. На показатель группы влияет харизма всех ее участников, однако эффективность этого влияния зависит от общей харизмы персонажей в группах-соперницах. То есть, если в соперничающей группе есть несколько людей с высокой харизмой, а в вашей их нет, скорее всего влияние чужой группы будет каждый ход увеличиваться, а вашей - уменьшаться.

Кроме того, помните, что из-за честолюбия персонажа воздействие его харизмы на влияние группы может усиливаться, так что не лишним будет присматривать за вашими амбициозными полководцами. Чем более честолюбив персонаж по сравнению с другими людьми, тем сильнее его харизма влияет на силу, которую набрала его группа.

Чтобы регулировать влияние группы, увеличивайте или уменьшайте харизму ее участников. Например, можно попытаться ослабить группу, распуская слухи о некоторых или всех ее участниках, и в результате их общая харизма уменьшится. Впрочем, еще большего эффекта можно достичь, если убить выдающегося члена партии-соперницы, ведь после этого все влияние харизмы этого персонажа полностью исчезает за один-единственный политический ход. Можно сделать и наоборот - принять персонажа в свою семью. При этом его харизма вычитается из общей харизмы группы соперников и добавляется к общей харизме вашей группы. Подробнее о политических действиях читайте ниже.

ВЛИЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА

Влияние вашей политической группы растет благодаря военным победам, успешно выполненным заданиям, а также в ходе политических интриг. Опытного полководца можно оставить во главе какой-либо армии или флота, а можно назначить на государственную должность под названием «Путь чести». Колеса политической машины вращаются медленно, однако в военное время «свой» человек на высокой должности способен резко усилить влияние вашей группы. Это влияние можно копить до момента, когда ваша группа обойдет соперников по общей харизме, а можно использовать для выполнения политических действий, таких как убийство, чтобы подрывать влияние других групп вашей фракции.

Влияние распределяется по долям между партиями. Его можно увидеть в списке важных персонажей, который расположен на вкладках политики и персонажей фракции. Эти доли связаны с объемом поддержки, которую получает каждая группа фракции, обычно от невидимого класса «патрициев». Эти люди, среди которых могут быть сенаторы, старейшины племен, придворная знать, меняются в зависимости от культуры фракции, за которую вы играете. Например, в демократических эллинистических фракциях партиям оказывают поддержку граждане страны, а не какой-то отдельный класс патрициев. В любом случае, количество людей, оказывающих поддержку, всегда ограничено. Вдобавок, каждый человек может единовременно поддерживать только одну группу. Соответственно, потеря или получение их поддержки выливается в изменение влияния. Это следует учитывать при подготовке политических действий, так как многие из них немедленно отталкивают от вас определенное количество патрициев, подданных или граждан, то есть лишают вас части поддержки. Вы можете узнать, сколько именно людей поддерживают ту или иную группу. Для этого наведите указатель мыши на соответствующий процентный показатель, отображаемый в списке персонажей.

Влияние каждой группы напрямую связано с количеством провинций, которыми она управляет. Чем выше влияние группы, тем больше городов разделяют ее взгляды или порицают ваши методы правления. Любые появляющиеся из-за этой группы бонусы или штрафы воздействуют на провинции в ее зоне влияния.

В соответствии с вашим уровнем влияния у фракции могут появляться особенности, зависящие от набранной силы. Их можно увидеть в окне политики фракции.

ВЕРНОСТЬ

Чтобы удержать власть над фракцией, вы должны обеспечить верность других партий вашему делу. Верность любой группы определяет меру удовлетворенности текущим положением вещей. Чем выше показатель верности, тем больше группа рада идти вашей дорогой. Низкий показатель верности указывает на то, что группа не одобряет ваши политические решения. Это неодобрение может привести к предательству и даже к восстанию, если ничего не предпринимать.

Верные партии приносят бонусы (а недовольные - штрафы) провинциям в зоне своего влияния. Есть несколько способов обрести или потерять верность: политические действия, победы полководцев или флотоводцев группы, а также смерть участников группы. Помимо прочего, верность зависит от уровня империя вашей фракции: чем сильнее разрослась страна, тем труднее удерживать другие группы в узде.

ТИПЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Изначально каждая фракция имеет один из четырех типов правительства, у каждого из которых есть свои преимущества, действующие на всю фракцию. Цель любой фракции - стать империей и получить максимальные преимущества из доступных. Однако добиться такого статуса можно только при выполнении необходимых условий, одно из которых - большое количество провинций в стране. Вы можете в любой момент реформировать свое правительство. Это вызовет короткий период нестабильности, зато после него вы получите преимущества нового режима. Следует понимать, что не каждая культура позволяет выбирать любой тип правления. Например, восточные народы очень держатся за свои традиции и никогда не примут идею выборных правителей.

ИМПЕРИЙ

Империй вашей фракции - это показатель вашего продвижения в кампании глазами ваших соперников внутри фракции. Его можно накапливать в ходе завоеваний. Стоит уровню империя вырасти, как вместе с ним увеличится и важность политических маневров, ведь тогда другие политические группы начнут считать вас реальной угрозой своим планам. С каждым ходом будет увеличиваться шанс раскола и последующей гражданской войны. Крупным империям куда труднее поддерживать внутреннюю стабильность из-за резко возросшего количества политических происшествий. Когда вы заработаете наивысший уровень империя, как никогда важно будет постоянно держать руку на пульсе страны. Колебания влияния станут более резкими из-за интриг ваших политических соперников. Также учтите, что вы не сможете постоянно назначать полководцев из «правильной» политической группы. Если верность других групп уменьшится до критического уровня, начнется гражданская война с сепаратистами. Увы, заручиться верностью всех групп слишком трудно и попросту дорого. Вот почему важно еще на ранних этапах кампании научиться вести политические игры. Когда ваша империя разрастется, предпринимайте активные шаги, чтобы усидеть на троне.

Всю информацию об уровнях империя вашей фракции, в том числе появляющиеся особенности и эффекты, можно посмотреть в окне управления фракцией.

РАСКОЛ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Политика в Total War: ROME II сосредоточена на сохранении вашего трона и поддержания верности других политических групп. Если не обращать внимания на верность, можно внезапно узнать о вероломстве своих «верноподданных», которые пытаются отнять у вас бразды правления. Если верность группы стала слишком низкой, зависть и недоверие рано или поздно толкнут ваших соперников на открытый конфликт. В этом случае произойдет раскол страны: войска ренегатов поднимут против вас восстание и первым делом захватят провинции в зоне своего влияния. Если у вашей фракции много империя и она занимает большую территорию, раскол может привести к гражданской войне. Во время этой войны другим политическим группам придется выбирать, на чьей они стороне. Появившаяся фракция станет вашим противником и будет бороться с вашим режимом. С ней будет нельзя вести дипломатические переговоры, ее войска будут постоянно стремиться захватить и удержать ваши поселения, чтобы в итоге стереть вашу фракцию с лица земли. У гражданской войны нет определенного срока. Она продолжается до полного разгрома фракции-соперницы. Подобные войны могут начинаться несколько раз за кампанию, если вы не будете следить за верностью политических групп.

ПУТЬ ЧЕСТИ

Путь чести (Cursus Honorum) - это должности, которые получают подданные вашей фракции, когда достигнут определенного возраста или звания. Они приносят определенную пользу, также как особенности персонажей, их домочадцы или предметы. Некоторые позиции на пути чести можно купить очками власти: новые звания помогут задобрить полезных, но потенциально опасных людей. Когда соблюдены все условия повышения уровня пути чести, появляется кнопка назначения. Нажмите ее, чтобы пожаловать должность своему персонажу. Продвижение по службе можно использовать в качестве политического инструмента. Им можно купить верность политической группы, которой придется по нраву выдвижение кого-то своего на руководящий пост. Лидеру вашей фракции никаких постов жаловать нельзя, ведь он и так занимает самый высший пост. Вместо этого у него есть своя особенность, которая зависит от типа вашего правительства.

ОКНО УПРАВЛЕНИЯ ФРАКЦИЕЙ

Это окно - средоточие вашей политической системы. Чтобы его открыть, нужно нажать символ фракции в центре интерфейса основной кампании. В нем вы увидите всю информацию о политическом раскладе в вашей фракции. Например, вы увидите своих соперников, сможете оценить их влиятельность, особенности и верность вашему делу. Здесь вы сможете поддерживать баланс сил с помощью политических действий в отношении групп или отдельных персонажей. Действия эти могут быть как дружественными, так и не очень.

Кроме того, в этом окне можно увидеть текущий тип вашего правительства наряду с преимуществами, которые он обеспечивает. Вы сможете изменить режим правления, однако это на время дестабилизирует ситуацию в стране из-за того, что простому люду трудно свыкнуться с переменами.

В окне «Персонажи» перечислены важные персонажи. Это ваши подданные или политические фигуры. Их успехи и неудачи напрямую влияют на уровень влияния, которое, соответственно, обретают или теряют их группы. Нажав портрет персонажа, можно увидеть подробные характеристики этого человека. Среди них особенно важны харизма и честолюбие.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Вы сможете удержаться на троне, если сумеете поддерживать верность других политических групп на должном уровне. Для этого вам доступен ряд политических действий, большинство из которых требуют финансовых и политических издержек. Политические издержки - это потеря поддержки влиятельных граждан правящего класса. Такая потеря незамедлительно сказывается на доле влияния вашей политической группы. Однако такие действия могут благотворно сказываться на уровне влияния в долгосрочной перспективе. Если попытка манипулирования харизматичным персонажем будет успешной, в последующие ходы вашу группу станут поддерживать активнее.

Чтобы выполнить политическое действие по отношению к интересующему вас персонажу, нажмите его портрет в окне управления фракцией. В поле подсказок вы увидите стоимость выполнения того или иного действия. С каждым персонажем можно совершать определенные, доступные именно для него действия. Вы увидите их на экране. Ниже приведено описание доступных действий.

ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ

Продвинуть можно участника любой группы, будь она правящая (ваша) или другая. Продвижение сказывается не только на политическом раскладе, так как назначенный на должность персонаж тут же получает прибавку к харизме. Если этот персонаж не принадлежал к правящей группе, его продвижение повысит верность группы, к которой принадлежит этот человек. Подобные продвижения также предоставляют персонажам особенности пути чести, у которых есть уникальные эффекты. Продвигать персонажа можно несколько раз (до максимального уровня), если к моменту очередного повышения он достиг нужного возраста и звания. На первом уровне за продвижение придется заплатить горсткой отвернувшихся от вас аристократов. За каждое последующее продвижение придется платить все больше денег и жертвовать все большим числом аристократов, поддерживающих вашу группу.

ПРИСВОИТЬ СРЕДСТВА

Это действие доступно любому участнику правящей группы. Оно позволяет пополнить казну за счет влияния персонажа и снижает верность других групп. Это рискованно, но порой даже важный персонаж вынужден поступать бесчестно, ведь война требует денег, денег и еще раз денег. Учтите, что попытка присвоить средства может провалиться, а вот верности других политических групп вы лишитесь при любом исходе.

ОТПРАВИТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО

Вы можете направить государственного деятеля в определенную провинцию, чтобы он помог ей управлять и повысил общественный порядок. Это действие может выполнить участник любой политической группы, но не действующий полководец или флотоводец. Харизма этого персонажа вырастет, тем самым подчеркивая важность этого человека для населения провинции. Если отправить государственного деятеля из правящей группы, это вызовет зависть у остальных групп. Конечно же, они станут менее верны вам. Зато если назначить управляющим человека из другой группы, верность этой группы возрастет.

УСТРОИТЬ ПИР

Государственному деятелю можно поручить организацию пира, что увеличит приток продовольствия из выбранной провинции. Полководцам и флотоводцам это действие недоступно, а вот любому другому участнику вашей или другой группы оно вполне по плечу. Если вы отправите деятеля из правящей группы, другие группы как обычно встанут на дыбы из-за того, что задание поручили не их людям. Верность групп при этом уменьшится. И наоборот, если отправить участника другой группы, верность этой группы возрастет.

ПОДКУПИТЬ

С помощью подкупа вы можете переманить персонажа из оппозиции на свою сторону ценой определенных финансовых и политических издержек. Это позволит уменьшить общую харизму соперника и повысить общую харизму собственной группы, быстро восстановив баланс между политическими блоками. При успешном подкупе переметнувшийся персонаж теряет часть харизмы во время перехода в стан противников. Подкуп персонажей с высокой харизмой обходится дороже. Это действие доступно только при республиканском или имперском типе правительства.

УСЫНОВИТЬ

Это действие по сути аналогично подкупу, но доступно только при монархическом типе правительства. Перейдя в вашу политическую группу, персонаж не теряет харизму. Учтите, что лидеров политических групп нельзя подкупить или усыновить.

ЗАРУЧИТЬСЯ ПОДДЕРЖКОЙ

Есть один прямой и бесхитростный способ повысить верность неблагонадежной группы. Достаньте отложенные на войну деньги и подарите их своим политическим соперникам. Звон монет позволит им осознать мудрость и правильность вашего правления. Это действие направлено не на участника группы, а на группу ваших соперников целиком. Слабой и малозначимой группе достаточно и небольшого подарка, но чем влиятельнее становится группа, тем дороже вам обойдется ее честная и незамутненная верность. Впрочем, если вы не готовы к внутреннему расколу, не грех и откупиться. Это действие доступно для союза или лиги, а также при имперском типе правительства.

ПОЙТИ НА ПРОВОКАЦИЮ

Если конфликт с противоборствующей группой неизбежен, можно сознательно пойти на обострение ситуации. Это позволит вам действовать немедленно, не дожидаясь, когда беспокойная группа станет влиятельной и грозной. Вы можете совершить это направленное на группу действие, чтобы попытаться подтолкнуть ее к отделению. Подобная провокация с большой вероятностью превратит небольшое восстание в полномасштабную гражданскую войну. Если вы тыкаете палкой в гнездо политических ос - приготовьтесь к последствиям. На это действие придется тратить золото, причем тем больше, чем больше империя вы накопили. Действие доступно только при наследственной монархии или имперском типе правительства.

УСТРОИТЬ ЧИСТКУ

Если соперничающая с вами политическая группа слишком высоко подняла голову, можно попытаться силой выдворить ее последователей из вашей страны. Это снизит влияние данной группы во всех провинциях, но при этом очень сильно пошатнет верность всех политических групп. Они начнут считать вас жестоким тираном. Чем больше вы успели накопить империя, тем дороже вам обойдется подобная выходка.

ОТПРАВИТЬ ДИПЛОМАТА

Вы можете отправить государственного деятеля в другую страну в качестве дипломата. Подойдет участник любой политической группы, который не занят на военном поприще в качестве полководца или флотоводца. Этот персонаж отправится в выбранную фракцию и вступит в переговоры об отношениях, выгодных вашему государству. Через несколько ходов такой персонаж вернется в сенат и поведает о своих успехах. Если ваш дипломат ловок и обходителен, вы получите золото, бонус для фракции, а то и новые земли! Впрочем, если ваш посредник окажется посредственностью, отношения только ухудшатся, а горе-дипломат может лишиться жизни.

Rome стала для многих одной из самых любимых игр серии Total War. И хотя она вышла уже достаточно давно, у нее до сих пор большое число поклонников, а многие даже и теперь, когда появилось множество других игр о новых эпохах с различными усовершенствованиями и графики, и геймплея, считают ее едва ли не лучшей из всех. Частично и слава всей серии исторических стратегий Creative Assembly связана с ней. Зная о таком отношении к первому Риму, разработчики не могли не вернуться в эту привлекательную для многих эпоху еще раз, в Total War: Rome II, использовав весь накопленный опыт и учтя пожелания игроков.

Увеличились масштабы буквально во всем - сражается большее число войск, на карте больше фракций. Серия Total War вообще всегда была склонна к медитативному настроению, неторопливому принятию решений, долгому, продуманному геймплею. Здесь же думать вам действительно придется много и очень тщательно, да еще и сама карта сильно выросла. Теперь игровой мир заселяет великое множество фракций - 117, каждая из которых представляет собой аутентично изображенную древнюю цивилизацию того времени - нет уже безликих «варваров», на их место пришли конкретные народы и свободные города. Выбрав одну из доступных цивилизаций, вы начинаете долгую и сложную игровую кампанию по доведению своего государства до вершин развития и процветания. Бороться вам нужно будет не только с внешним врагом, но и с внутренними соперниками и недоброжелателями. Хотя Рим един, внутри него есть несколько влиятельных семей, претендующих на власть. Только от вас будет зависеть, как будет развиваться Рим и какая семья окажется во главе.

Фракции отличаются не только внешними атрибутами и местом расположения на карте, но и технологическими, культурными и политическими характеристиками. Некоторыми народами вы сможете поиграть, правда, только приобретя дополнение Greek States Culture Pack, куда входят Эпир, Спарта и Афины - достаточно интересные для изучения фракции. Тем, кто оформлял предзаказ, это дополнение давалось бесплатно.

Многие игроки любят в первую очередь за историческую достоверность, умение передавать сам дух эпохи, показывать ярко и реалистично все наиболее значимые события во всей сложности. Чтобы разобраться в любой из игр этой серии, всегда требуется какое-то время. Такой же приятной сложностью, тщательной проработкой деталей может похвастаться и Rome II. В плане достоверности здесь все даже еще лучше: теперь характеристики семей, их поведение заданы реальными историческими фактами. Так что можно, как и раньше, играя, изучать историю или же наоборот дополнять свои знания чудесным иллюстративным материалом. Вторая важная составляющая - это, конечно, увлекательный, глубокий и непростой геймплей, которые разбивается на несколько привычных этапов. Есть по-прежнему стратегический режим с глобальной картой, любоваться которой вам придется чаще всего (а смотрится она действительно впечатляюще), и проходящие в реальном времени сражения.

Задач для каждого хода найдется множество. Важную роль играет дипломатия, пренебрежение которой может стоить вам победы. Изменение претерпела экономическая система. Каждая провинция теперь состоит из нескольких городов и каждая из них может выполнять разные функции. В одной вы можете развивать сельское хозяйство, обеспечивая таким образом свое государство пищей, другую можете использовать, например, для подготовки новых видов войск, построив там военную академию. Здания, как и раньше, имеют несколько уровней и несколько путей развития. Каждый вариант постройки дает определенные бонусы. Только верно учтя все потребности и грамотно распределив роли между провинциями, вы сможете нормально развиваться и продолжать завоевания. Причем ошибки на ранних стадиях могут губительно отразиться на дальнейших событиях, не сразу удается понять, что где-то вы пошли не тем путем. Роль экономики сильно возросла, загвоздка еще и в том, что теперь число ваших войск напрямую ограничивается количеством производимой пищи, размерами вашего государства. Чтобы покрыть все возрастающие расходы, приходится захватывать новые земли. Ввязываться в войну нужно, лишь просчитав все варианты. Иногда полезнее решить дело миром, найти компромисс и не злить понапрасну опасного соседа. Фракции также не стоят на месте и часто к вам поступают предложения из разных уголков. Требования бывают иногда весьма дерзкими - мелких и самоуверенных царьков возникает на карте много. Дружить нужно тоже с умом: оборонительные и военные союзы требуют обязательного участия в битвах против врага другой фракции, а, задабривая один народ, вы можете тем временем ухудшать отношения с другим - предусмотрены особые штрафы или бонусы за различные действия.

Захватывая новые города с чуждой вам культурой, приходится подчас действовать жестоко, убивая большую часть населения, чтобы избежать последующих бунтов, и насаждать свои собственные законы. Состояние города красиво отражается визуально (и особенно получились крупные города). При захвате, как и в некоторых других частях, есть выбор действий из нескольких вариантов: оккупировать, разграбить, а можно и вообще стереть поселение с лица земли - между прочим, реальный исторический факт (именно так и поступили с Карфагеном, заклятым врагом Рима). Ваши собственные земли не всегда спокойны - приходится опасаться крестьянских восстаний, которые здесь почему-то возникают очень часто, да и различные политические интриги прибавляют проблем. В много случайных событий, вам приходится разрешать даже семейные проблемы и разбираться с преступлениями и желаниями простых людей.

Но не забудем и о чуть ли не самом важном в Total War - собственно о войне, а ведь серия всегда акцентировала внимание на реализме и эффектности сражений. Здесь есть ряд интересных изменений. Все большую роль играет рельеф. И не только на тактической карте, но и на глобальной - теперь ваши отряды могут устраиваться засады даже за какой-нибудь горой и совершать неожиданный удар по врагу. То же самое могут сделать и с вами. Ваша армия теперь, правда, без генерала не передвигается, зато научилась совершать ускоренные марши, разграблять территорию, выстраивать оборонные сооружения и прятаться. Никуда не делись и агенты, да еще и каждый из них теперь развивается, а вы можете выбирать самостоятельно нужные способности. Агенты могут при первом взгляде несколько сбить с толку. Есть три вида: воители, соглядатаи и сановники. Соглядатай наиболее понятный тип - он совершает различные диверсии, шпионит за врагом, совершает убийства. Воитель же обладает большим боевым опытом и авторитетом, умеет тренировать армии. Сановник обладает большим влиянием, он ученый дипломат и ловкий шпион, вносящий сумятицу в ряды противника, переманивающий на вашу сторону людей. При хорошем развитии он может даже подделать приказ, из-за чего, например, отряд врага начнет отступать.

В Rome II перенесены и морские сражения, однако теперь все это выглядит несколько иначе: сухопутные битвы и морские теперь могут быть связаны, а войска с моря способны в разгар сражения доставлять подкрепление или поддерживать с фланга. Битвы вообще проходят иначе, они могут разбиваться на множество этапов. Морская битва, высадка армии на берег, захват сначала городских стен, затем продвижение уже к центру города. Для переброски войск через воду не требуется больше строить суда - транспортные корабли появляются сами, когда вы входите в воду. Но для серьезных морских баталий потребуется мощный и современный флот. При взятии крепостей, как и в Medieval 2, например, потребуется осадная техника, башни, катапульты, онагры, лестницы. Здесь, как и в Shogun 2 позволяют стрелять из орудий от первого лица. А лучше всего наблюдать самые горячие схватки с помощью новой камеры, которая располагается прямо над головами воинов вашего отряда. В битвах нужно учитывать и погодные условия: туман и дождь могут вам помешать, а могут позволить незаметно подобраться к врагу.

Битвы проходят динамично, как и раньше, противник научился новым тактическим трюкам, обманным маневрам. Хотя в целом компьютер действуют логично, временами случаются какие-то просчеты, связанные с новыми возможностями. Порой AI ведет себя совершенно непредсказуемо, из-за таких ошибок бывает невозможно даже выиграть битву. Недоработки искусственного интеллекта - одни из самых неприятных моментов игры.

Благодаря усовершенствованному графическому движку сражения выглядят очень красиво. Впервые в серии каждый отряд имеет свои специфические внешние черты, лица солдат отличаются, воины даже имеют разный рост и по-разному ведут себя в бою. На место индивидуальным стычкам пришли слаженные групповые действия. Большой выбор графических настроек позволяет выбрать качество картинки как для топовых машин, так и для средних компьютеров, однако оптимизация у Rome II пока не очень хороша - лаги возникают даже на мощных машинах. Каждый ход процессору приходится просчитывать намного большее количество параметров. Так как фракций много, вы можете несколько минут наблюдать, как ходит компьютер, прежде чем снова вернетесь в игру. Большое количество различных багов привело к резко негативной реакции некоторых игроков и западных журналов, однако ведь и не одна игра серии еще не обходилась без этого, зато потом Creative Assembly . Играть тем не менее в Rome II можно сразу без особых опасений.

В Total War: Rome II мы получили, возможно, не революционную часть серии, но что-то весьма интересное, сложное и продуманное - добротную историческую стратегию с хорошим сеттингом, продуманным и многосторонним геймплеем. Конечно, можно сказать, что, несмотря на новшества, это все та же Total War с похорошевшей графикой, что кардинально здесь ничего и не поменялось. Но вряд ли кто-то и ждал от этой игры изменений самих основ, а то, что игра принесла интересные инновации и чем-то обогатила серию - бесспорно. Всем поклонникам исторических стратегий играть строго обязательно.

Total War: Rome 2 – компьютерная стратегическая игра в историческом сеттинге. Была выпущена в 2013 году компанией Creative Assembly. Является одной из самых ярких представителей серии Total War. Она подразумевалась, как игра, которая свершит революцию в жанре стратегий. И она стала таковой, но лишь спустя 4 года после нескольких десятков дополнений и фиксов. Изначально была сырой, не оптимизированной и плохо воспринятой фанатами. Но постепенно все минусы игры начали исправляться и сейчас фанаты серии действительно с теплотой в душе вспоминают часы, проведённые в Total War: Rome 2. Но что же так привлекает игроков в этой в этом творении?

Историчность

Действие основной кампании происходит в античные времена, когда Рим был маленькой республикой на Апеннинском полуострове. Он и выступает державой, на которой сконцентрирована вся игра. Помимо римлян, на карте есть и греческие полисы на закате их существования, Карфаген, вражда с которым усиливается с каждым годом, варварские племена, готовые в любой момент наброситься на Вечный город, а также государства Востока, вежливо ожидающие удобного момента для нападения. Все культуры обладают своей самобытностью и отличаются друг от друга. Кроме этого, в игре существуют и дополнительные кампании, повествующие о маленьком временном промежутке, например, войне.

Там присутствуют и исторические сводки, а также настоящие личности, существовавшие в те времена. Всё это подкрепляется отличным музыкальным сопровождением, передающим дух тех исторических промежутков.

В Total War: Rome 2 человек играет за одну из фракций. Всего их в игре присутствует около 40 штук. В каждой из них присутствуют уникальные общественные постройки, боевые единицы и бонусы в дипломатии. Игроку придётся приложить все силы, чтобы справиться с полчищами врагов, чтобы не допустить беспорядков внутри своей державы, чтобы установить мировое господство на карте.