Томас мор, его биография и философия кратко. Томас Мор «Утопия» – основные идеи

Лорд-канцлер Отец Джон Мор [d]

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Томас Мор - святой, поэт, писатель, философ, гуманист, юрист. Рассказывает Наталия Басовская.

    ✪ Томас Мор - величайший английский гуманист.

    ✪ Томас Мор - Утопия

    ✪ Томас Мор. Энциклопедия

    ✪ Томас Мор. "Утопия" - итоги (10)

    Субтитры

Биография

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи Высшего королевского суда, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония, где он, в том числе, хорошо овладел латинским языком. Благодаря отцовским связям он в 13 лет попал к кардиналу Джону Мортону , архиепископу Кентербери , человеку просвещённому и некогда занимавшему пост лорда-канцлера, у которого Мор в течение некоторого времени служил пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона , который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком».

В 1492 году Мор продолжил своё образование в Оксфордском университете , где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre ) и Вильяма Гросина (William Grocyn ), знаменитых юристов того времени. В годы пребывания в Оксфорде Мор интересовался сочинениями итальянского гуманиста Пико делла Мирандола , чью биографию и его сочинение «Двенадцать мечей» он перевёл на английский язык.

В 1494 году по вынуждению отца, который заставил Мора покинуть Оксфорд и заняться изучением права, он вернулся в Лондон . Несмотря на то, что Мор хорошо изучил английское право под руководством опытных законоведов, и вследствие чего стал превосходным адвокатом, он продолжал изучать труды древних классиков, испытывая особый интерес к Платону и Лукиану , совершенствоваться в области греческого и латинского языков, а также работать над собственными сочинениями, начатыми ещё в Оксфорде.

В 1497 году Мор познакомился с Эразмом Роттердамским во время его визита в Англию на торжественном обеде у лорда-мэра. Дружба Мора с Роттердамским сблизила Мора с гуманистами , после чего он стал членом кружка Эразма. В 1509 году Эразм в доме Мора написал своё знаменитое сочинение «Похвала глупости ».

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.

Семейная жизнь

В 1505 году Мор женился на 17-летней Джейн Кольт, старшей дочери эсквайра из Эссекса . Согласно биографии, написанной его зятем Уильямом Ропером, Томасу больше нравилась её младшая сестра, но из учтивости он предпочёл Джейн . Друзья Мора описывали её тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет , Элизабет, Сесиль и Джон.

В 1511 году Джейн умерла от лихорадки . В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение к этой проблеме было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Религиозная полемика

При дворе короля

В 1510-х годах Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII . В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию , которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью (знаменитая «Утопия » начинается со ссылки на это посольство). В 1517 году он помог усмирить Лондон , взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета . В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» - он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве - лорд-канцлера . Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.

По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum , англ. Defence of the Seven Sacraments ), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру . За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник веры» (Defensor Fidei ) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII , которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге - к смерти. Кардинал Томас Уолси , архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской , в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода - на него давил Карл V Испанский , племянник королевы Екатерины .

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви ; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля - Анны Болейн . Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента , осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии », провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

  1. признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
  2. отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет ; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм , за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Считая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип « » без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов .
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей ; в семье - от 10 до 16 взрослых . Каждая семья занимается определённым ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых ), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
  • В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям » для каждого свободного гражданина.

В культуре

Биография Мора авторства его зятя Уильяма Ропера - одна из первых биографий, написанных на современном английском языке.

Молодость Мора

Томас Мор (More, латиниз. Morus) - замечательный английский политический деятель и гуманист. Родился в 1478 или 1480 г. в Лондоне. Отец Мора был членом суда королевской скамьи; человек старозаветный, он растил детей в строгой дисциплине. Архиепископ Кентерберийский Мортон, друг нового просвещения, заметил способности мальчика и отправил его в Оксфордский университет. Здесь или вскоре после того Мор сблизился с Эразмом, который оказал на него сильное влияние; Эразм посвятил Мору свою знаменитую сатиру, как остроумнейшему человеку своего времени. Оксфордский кружок, к которому примкнул Мор, связывал с классицизмом идеи религиозной реформы, стараясь слить с учением Платона раннее христианство, преимущественно в учении ап. Павла. Одно время Мор предавался аскетизму, носил власяницу, думал поступить в монастырь; впоследствии благочестие его приняло более смягченный, внутренний характер. Занятия греческим языком, считавшиеся в то время опасным новшеством, вызвали страх отца Мора; молодой гуманист должен был сделаться адвокатом. Он не оставил, однако, прежних занятий и читал при большом стечении лучшей молодежи лекции об Августиновой "De civitate Dei". В 1504 г. Мор появился в качестве депутата в парламенте, созванном Генрихом VII после семилетнего промежутка; здесь Мор выступил с оппозицией денежным требованиям короля и вызвал его немилость, вследствие чего должен был удалиться в частную жизнь. Воцарение Генриха VIII (1509), дружившего еще в качестве принца с Мором и другими гуманистами, открывало последним широкие надежды. Мор был привлечен ко двору: в 1514 г. он стал членом Тайного совета и был возведен в дворянство.

"Утопия" Мора

В эту пору (1516) вышло знаменитейшее сочинение Мора "Утопия", где в форме политического романа раскрываются общественные, педагогические, религиозные идеалы Возрождения. "Утопия" распадается на две части. Первая заключает в себе резкую сатиру на Англию Генриха VII, указывая на противоречие между развитием бедности и преступлений - с одной стороны, разорительной, воинственной политикой правительства и бесполезной жестокостью суда - с другой; здесь намечена и основная задача реформы - реорганизация общественного строя и воспитания. Во второй части Мор изображает счастливую жизнь граждан фантастического острова "Утопии" на отдаленном западе. В "Утопии" при сохранении моногамической семьи и патриархальных отношений проведен коммунизм относительно земли, орудий и продуктов труда. От государства Платона "Утопия" Мора отличается еще тем, что работа обязательна для всех и считается почетом. Рабство допущено, но представляет явление исключительное: рабам-военнопленным или рабам-преступникам предоставлены тяжелые и неприятные работы. Нормальный труд - земледелие. Граждане-работники, разделенные, по мысли Мора, на "фамилии", переходят группами поочередно из города в деревню и обратно; труд сведен на шестичасовую норму. Нравы отличаются крайнею простотой и умеренностью. Образование и духовные наслаждения доступны для всех. Женщина в культурном отношении поставлена наравне с мужчиной. Ученые занимают крупные общественные должности. "Утопия" допускает веротерпимость в отношении самых различных верований при условии отсутствия у их представителей духа преследования и наклонности к мятежу. Священники, немногие числом, выбираются тайной подачей голосов; это - исключительное призвание для героических и возвышенных натур, окруженное необычайным почетом. При общем довольстве жители "Утопии" Мора избегают по возможности войны или ведут ее через чужестранных наемников; но право войны остается жестоким.

Карта воображаемого острова Утопия, художник А. Ортелиус, ок. 1595

Канцлерство Мора

Мор, по-видимому, рано стал разочаровываться в короле. Он и его друзья огорчались, что Генрих VIII увлекается войной, вместо того чтобы отдаться делу просвещения. Тем не менее, Мор продолжал возвышаться в милости короля: он был по желанию короля избран спикером палаты общин, исполнял важные дипломатические миссии. Начиная с 1525 г. король ищет общества Мора, часто посылает за ним и сам нередко посещает Мора в его доме в Челси, постоянно заводя с ним разговоры о науках и богословии. Мор, не доверяя королю, неохотно поддавался на эти ласки и по возможности избегал двора. В 1523 г. Мор, до тех пор пользовавшийся расположением всесильного кардинала Уолси, вызвал его гнев, когда в качестве спикера стал во главе парламента, отклонившего денежные требования правителя. Но король оградил Мора от преследований Уолси, а после его падения, в 1529 г., сделал Мора канцлером (это был первый случай замещения этой должности не прелатом и не представителем высшей аристократии). Мор приобрел в этой должности необыкновенную популярность неподкупным и добросовестным судом, который он установил. Отрицательное отношение Мора к разводу короля с первой женой заставило его в 1532 г. отказаться от канцлерства и службы вообще, вследствие чего он очутился в крайне стесненных материальных условиях.

Казнь Мора

В 1534 г. Мору было предложено признать незаконность первого брака короля и законность наследственных прав детей от второй жены. Мор согласился на второе, так как парламент мог изменить порядок наследования, но отказался от первого. За этот отказ он был посажен в тюрьму. Сначала заключение было не тяжкое; но положение Мора ухудшилось, когда он отказался признать королевскую супрематию. Это повело к обвинению его в государственной измене. 6 июля 1535 г. Мор был обезглавлен. Мор был одним из самых горячих провозвестников нового просвещения в Англии. В своих сочинениях (ср. особенно epist. ad Dorpium) он настаивал на изучении греческого языка и напечатании греческого текста Библии. Но Мор, как и Эразм, лишь с большей убежденностью, остался до конца дней на почве католической церкви. Его отталкивали догматизм и нетерпимость протестантов; он не хотел в них видеть представителей реформы. Приверженность к старой церкви поставила его под конец в противоречие с началами веротерпимости, проведенными в "Утопии". В качестве канцлера Мор встретился с сильным сектантством в Англии; проповедники реформы при нем наказывались, как мятежники: их сажали в тюрьму, а епископам Мор не мешал присуждать их к смерти. Из иностранцев, посещавших Мора, с ним особенно сблизился художник Гольбейн, оставивший прекрасные портреты Мора и описание его домашней жизни. Католическая церковь впоследствии старалась представить Мора мучеником за веру; Папа Лев XIII в 1886 г. включил Мора в число блаженных.

Издания сочинений Томаса Мора в XVI веке

Сочинения Мора вышли: английские - в 1530 г., в Лондоне, латинские - в 1563 г., в Базеле. Кроме названных, между ними выделяются собрание латинск. эпиграмм и биографии йоркских королей XV в. "Утопия" первым изданием вышла в 1516 г. в Лувене, под заглавием "Libellus aureus nec minus salutans quam festivus de optimo reipublicae statu de que nova insula Utopia".

Книги о Томасе Море

Из современников Мора его биографии написали его зять Роупер (издана по-англ. 1551, по-дат. 1558, много раз переиздавалась) и Стэплтон (1588)

Рудхарт "Томас Мор". Нюрнберг, 1829

Баумштарк. "Томас Мор". Фрейб., 1879

Вальтер "Томас Мор и его эпоха". Тур, 1868

Бриджетт. "Томас Мор". Лондон, 1883

Книги об "Утопии" Мора

Каутский "Томас Мор и его Утопия". Штутгарт, 1888

Кимвехтер. "Роман о государстве". Вена, 1891

Виппер Р. "Утопия Мора" (журнал "Мир Божий", март 1896)

МОР Томас (More ) (7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529-1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как "верховному главе" англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью (1935). В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия, Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд - обязанность всех, распределение происходит по потребности.

Сын богатого лондонского судейского чиновника, Томас Мор первоначальное образование получил в грамматической школе Святого Антония. Тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов - Джоном Колетом, Томасом Линакром, Уильямом Гросином, Уильямом Лили. В 1596-1501 годах Томас по настоянию отца изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln"s Inn. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). В 1499 году он познакомился с Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою "Похвалу Глупости").

Около 1502 года Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. В 1504 году он был избран в парламент от лондонского купечества. В стенах парламента он выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал в немилость. Опасаясь репрессий, Томас Мор на время оставил политику и вернулся к адвокатской практике. Наряду с судейскими делами, Мор пробует себя на литературном поприще. В эти годы он перевел с латинского на английский язык биографию Джованни Пико делла Мирандолы (1510), личность и трагическую судьбу которого он считал поучительной для реформаторов церкви. В 1510 году Мор снова был избран в парламент, созванный новым королем Генрихом VIII. Тогда же Мор был назначен помощником городского шерифа. В 1515 году в составе английского посольства он был направлен для переговоров во Фландрию.

Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой "Утопии", которую завершил по возвращении домой; вторая книга "Утопии" (собственно повествование о якобы недавно открытом острове в океане) была в основном написана гораздо раньше. Эта книга обессмертила имя Томаса Мора. "Утопия" была издана в конце 1516 года в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй фантастического острова Утопия (в переводе с греческого буквально "Нигдения", место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным). Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал - он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.

Третье, базельское издание "Утопии" 1518 года было дополнено "Эпиграммами" Мора - собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). Написанная на латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, "Утопия" в середине 16 века была переведена на современные европейские языки и оказала большое влияние на утопистов последующих столетий, в частности Морелли, Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Кабе. На русский язык "Утопия" была переведена в 1789 году.

По-видимому, одновременно с "Утопией" писалась "История Ричарда III ", датируемая 1531 годом, но оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору). "История Ричарда III" признается одним из лучших произведений английской прозы, она послужила позднее косвенным источником драмы Уильяма Шекспира.

Король Генрих VIII, оценив критический пафос "Утопии", назначил ее автора в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор стал королевским секретарем и членом Королевского совета, он выполнял дипломатические поручения, с 1521 года заседал в "Звездной палате" - высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства, удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования.

Гуманистические взгляды сочетались у Томаса Мора с искренней преданностью католицизму. К лютеранской реформации он относился отрицательно, считая ее угрозой христианскому единству Западной Европы. В 1521 году от имени Генриха VIII был напечатан трактат "Защита семи таинств против Мартина Лютера ", редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 году отозвался "Отповедью Лютеру", обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации Томаса Мора на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении и невзгодах") оказали влияние на искусство английской риторики, а также на формирование стиля Джонатана Свифта. В 1523 году с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-1529 годах он сонимал пост канцлера герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 года, после смещения кардинала Уолси, Мор становится лордом-канцлером Англии.

В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Преданный католик и убежденный сторонник верховной власти папы, Мор активно защищал права римско-католической церкви и должен был уйти в отставку. Отказавшись признать "Акт о верховенстве", провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году - к лику святых (память 22 июня и 6 июля).

МорТомас (1478-1535), английский гуманист, политический деятель и историк, один из основоположников утопического социализма.

Получил воспитание в доме кардинала Дж. Мортона и завершил образование в Оксфорде (1492-1494 гг.). Избранный в парламент (1504 г.), Мор выступил против разорения страны королём Генрихом VII и был вынужден скрываться. Когда страсти улеглись, он стал помощником шерифа Лондона (1510- 1518 гг.).

В 1516 г. Мор издал трактат «Утопия» (греч. «место, которого нет»). Автор рисует государство, где люди живут в самоуправляемых городах, а земля и собственность находятся в общем пользовании. Всё произведённое сдаётся на общественные склады и распределяется между отцами семейств чиновниками, причём последние не назначаются, а избираются. Эти же отцы семейств командуют производством и по очереди отправляются на два года работать на пригородных фермах. Состав семьи регулируется должностными лицами. Жители питаются в основном в общественных столовых.

«Утопия» оказала огромное влияние на религиозных сектантов, отправлявшихся в Америку. Сам Мор, по-свящённый в рыцари (1521 г.), возглавивший палату общин (1523-1529 гг.) и ставший лорд-канцлером (1529-1532 гг.), выступил с памфлетами против Реформации (общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против Римско-католической церкви) и негодовал по поводу Крестьянской войны в Германии (1524- 1526 гг.).

Его гуманистические пристрастия воплотились в переписке с единомышленниками, в числе которых был Эразм Роттердамский, и защите католицизма.

В «Истории короля Ричарда III» (1531 г.) Мор талантливо вывел ужасающий образ тирана - безобразного, развратного и преступного узурпатора.

Король Генрих VIII, которому Мор препятствовал в разводе и женитьбе на Анне Болейн, порвал с Папой Римским и отправил канцлера в отставку. Заключённый в Тауэр (замок-крепость в Лондоне), Мор отказался присягнуть королю как главе Англиканской церкви и был казнён 6 июля 1535 г.

Через 400 лет, в 1935 г., канонизирован Римско-католической церковью как святой.

Мор Томас Мор Томас

(More) (1478-1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529-32. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего обвинён в государственной измене и казнён; канонизирован католической церковью (1935). В сочинении «Утопия» (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия (название дано Мором), Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт, а труд составляет обязанность всех.

МОР Томас

МОР Томас (More) (7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529-1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью (1935). В сочинении «Утопия» (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия, Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд - обязанность всех, распределение происходит по потребности.
Сын богатого лондонского судейского чиновника, Томас Мор первоначальное образование получил в грамматической школе Святого Антония. Тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов (см. ОКСФОРДСКИЕ ГУМАНИСТЫ) - Джоном Колетом (см. КОЛЕТ Джон) , Томасом Линакром, Уильямом Гросином, Уильямом Лили. В 1596-1501 годах Томас по настоянию отца изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln"s Inn. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). В 1499 году он познакомился с Эразмом Роттердамским (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ) , с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою «Похвалу Глупости»).
Около 1502 года Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. В 1504 году он был избран в парламент от лондонского купечества. В стенах парламента он выступал против налогового произвола короля Генриха VII (см. ГЕНРИХ VII Тюдор) , за что впал в немилость. Опасаясь репрессий, Томас Мор на время оставил политику и вернулся к адвокатской практике. Наряду с судейскими делами, Мор пробует себя на литературном поприще. В эти годы он перевел с латинского на английский язык биографию Джованни Пико делла Мирандолы (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни) (1510), личность и трагическую судьбу которого он считал поучительной для реформаторов церкви. В 1510 году Мор снова был избран в парламент, созванный новым королем Генрихом VIII (см. ГЕНРИХ VIII Тюдор) . Тогда же Мор был назначен помощником городского шерифа. В 1515 году в составе английского посольства он был направлен для переговоров во Фландрию.
Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой «Утопии», которую завершил по возвращении домой; вторая книга «Утопии» (собственно повествование о якобы недавно открытом острове в океане) была в основном написана гораздо раньше. Эта книга обессмертила имя Томаса Мора. «Утопия» была издана в конце 1516 года в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний (см. ОГОРАЖИВАНИЯ) , хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй фантастического острова Утопия (в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным). Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал - он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.
Третье, базельское издание «Утопии» 1518 года было дополнено «Эпиграммами» Мора - собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). Написанная на латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, «Утопия» в середине 16 века была переведена на современные европейские языки и оказала большое влияние на утопистов последующих столетий, в частности Морелли, Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Кабе. На русский язык «Утопия» была переведена в 1789 году.
По-видимому, одновременно с «Утопией» писалась «История Ричарда III (см. РИЧАРД III) », датируемая 1531 годом, но оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору). «История Ричарда III» признается одним из лучших произведений английской прозы, она послужила позднее косвенным источником драмы Уильяма Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) .
Король Генрих VIII, оценив критический пафос «Утопии», назначил ее автора в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор стал королевским секретарем и членом Королевского совета, он выполнял дипломатические поручения, с 1521 года заседал в «Звездной палате» (см. ЗВЕЗДНАЯ ПАЛАТА) - высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства, удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования.
Гуманистические взгляды сочетались у Томаса Мора с искренней преданностью католицизму. К лютеранской реформации он относился отрицательно, считая ее угрозой христианскому единству Западной Европы. В 1521 году от имени Генриха VIII был напечатан трактат «Защита семи таинств против Мартина Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин) », редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 году отозвался «Отповедью Лютеру», обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации Томаса Мора на религиозные темы («Четыре насущных предмета», «Моление душ», «Апология», «Диалог об утешении и невзгодах») оказали влияние на искусство английской риторики, а также на формирование стиля Джонатана Свифта (см. СВИФТ Джонатан) . В 1523 году с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-1529 годах он сонимал пост канцлера герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 года, после смещения кардинала Уолси (см. УОЛСИ Томас) , Мор становится лордом-канцлером Англии.
В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) , заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Преданный католик и убежденный сторонник верховной власти папы, Мор активно защищал права римско-католической церкви и должен был уйти в отставку. Отказавшись признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр (см. ТАУЭР) , а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году - к лику святых (память 22 июня и 6 июля).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Мор Томас" в других словарях:

    - «Томас Мор» портрет, написанный художником Гансом Гольбейном в 1527 году Томас Мор (7 февраля 1478 6 июля 1535, Лондон) английский мыслитель, писатель. Содержание 1 Биография … Википедия

    MOP (More) Томас (7 февраля 1478, Лондон 6 июля 1535, там же) английский гуманист, государственный деятель и писатель, в своем творчестве с наибольшей полнотой отразивший социальные идеалы ренессансного гуманизма. Происходил из семьи… … Философская энциклопедия

    Мор, Томас - Томас Мор. МОР (More) Томас (1478 1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32. Будучи католиком, отказался дать присягу… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Мор Томас - Томас Мор. Томас Мор. () английский гуманист, государственный деятель и писатель. Один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32 гг. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (More) Мор Томас (More, Thomas) (1478 1535) Английский писатель, гуманист, государственный деятель. Являлся одним из основоположников утопического сициализма. Учился в Оксфордском университете, позднее, по настоянию отца, проходил курс… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (More) (7 февраля 1478, Лондон 6 июля 1535, там же) английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529 1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю… … Политология. Словарь.

    - (1478 1535 гг.) английский гуманист, государственный деятель и писатель. Один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529 32 гг. Будучи католиком, отказался дать присягу королю как верховному… … Исторический словарь