Тесты по обществознанию на тему общество. Онлайн тесты ГИА по обществознанию (общество)

Государственная итоговая аттестация 2019 года по обществознанию (общество) для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются следующие умения и способы действий в рамках дисциплины обществознание:

  1. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.
  2. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия.
  3. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства.
  4. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
  5. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
  6. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
  7. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников).
Даты сдачи ОГЭ по обществознанию (общество) 2019 года:
30 мая (четверг), 4 июня (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по обществознанию (общество). Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако, для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы значительно увеличили количество вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по обществознанию содержит две части. Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 6 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 25 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 25 заданий варианты ответов предлагаются только в 20. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант.

Глобальные проблемы современности

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поощрение; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) нормы

права; 5) негативные санкции.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный факт» :

1.Обводнение торфяников, 2.тушение лесных пожаров, 3.весенний паводок, 4.строительство ГЭС, 5.модернизация очистных сооружений, 6.ранние заморозки 7.парламентские выборы.

Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда.

Ответ: ________________________

4. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие индустриальное общество .

5. Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания

1) гуманизация общественных отношений

Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными

2) совершенствование техники и технологии

В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти

Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов

Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы

Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций

Ответ: ________________________

6.

1.Экономическая А) организация референдума о новой власти

2.Политическая Б) организация социологического опроса

3.Духовная В) написание романа

4.Социальная Г) производство товаров народного потребления

Д) проведение научного исследования

Е) принятие закона об общественных организациях

7. Выберите позиции, характеризующие общество в узком смысле слова и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1).население крупнейшей страны мира

2).объединение любителей шахмат

3).форма совместной жизнедеятельности людей

4).обособившаяся от природы часть материального мира

5).определенная стадия в истории человечества

Ответ: ________________________

8. Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. 1.Традиционное А) переход от ручного к машинному производству 2. Индустриальное Б) переход к экономике услуг

В) в основе ручное ремесло 3. Постиндустриальное

Ответ: ________________________

9. Выберите из предложенного списка социальные факты, иллюстрирующие демографические глобальные проблемы современного мира.

«Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выразило обеспокоенность ядерной программой Ирана, призвав мировое сообщество к новым санкциям против этой страны»

«Во многих европейских странах многие женщины долго не решаются заводить детей, занимаясь вопросами карьеры, участились случаи, когда женщины рожают впервые в возрасте не моложе 35 - 40 лет»

3)«Ряд африканских стран не могут справиться с неконтролируемы ростом рождаемости, международные гуманитарные организации не в состоянии обеспечить детей и матерей необходимым количеством медикаментов и продуктов питания»

«Авария на платформах компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе, по мнению многих специалистов по климату, способна оказать пагубное влияние на климатические условия на планете, замедлить теплое атлантическое течение Гольфстрим»

«В Российской Федерации, впервые за многие годы, количество родившихся детей оказалось выше, чем количество умерших. Тем не менее, численность населения страны в перспективе будет сокращаться, проблему не удастся разрешить даже путем активного привлечения мигрантов»

«В Афганистане снова активизировалась деятельность движения Талибан, периодически подвергающего обстрелам крупнейшие города страны Кабул и Джелалабад»

Ответ:__________________________

10. На графике … вопрос по теме «Экономика»

11. Выберете из предложенного, то, что соответствует использованию термина «общество» в узком значении слова:

1). характеристика определенной исторической эпохи

2). характеристика определенного поведения в обществе

3). объединение людей по интересам и сфере деятельности

4).объединение людей по положению в обществе

5).жители планеты Земля

Ответ: ________________________

12 . диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.

Уровень жизни населения

Подберите среди приведенных характеристик страны А. те, которые отражают информацию, показанную в диаграмме.

5)Бедные и беднейшие слои населения составляют около четверти населения страны

Ответ: ________________________

13. Выберете из предложенного то, что соответствует традиционному обществу:

1) доминируют понятия семьи и религии

2) велика роль обычаев

3) отсутствие социальной мобильности

4) высокий уровень образования

5) наличие прав и свобод личности

Ответ: ________________________

14. Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) Деятельность коммерческих банков 1. Экономическая сфера

Б) Деятельность театров и музеев 2.Духовная сфера

В) обороты денег и капиталов

Г) ВВП и ВНП

Д) НИИ и ВУЗы

Ответ:_________________

15. Выберите из предложенного списка неосновных институтов то, что соответствует основному социальному институту политики:

1) институт президентства

2) институт научно-исследовательский

3) Академия наук РФ

4) институт власти

5) парламентаризм

6) институт собственности

Ответ: ________________________

16. Выберите из предложенного списка то, что соответствует социальной сфере общества:

1) стадионы и другие спортивные сооружения

2) поликлиники и больницы

3) музеи и кинотеатры

4) автобусы и метро

5) магазины и сфера услуг

6) школы и ВУЗы

Ответ: ________________________

17. Установите соответствие общественных отношений, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) производственные 1) материальные отношения

Б) религиозные 2) духовные отношения

В) семейные, связанные с рождением детей

Г) политические

Д) культурные

Е) экологические

Ответ: ________________________

18. Выберите из предложенного списка то, что соответствует формам общественного развития:

1) прогресс

2) эволюция

3) реформирование

4) революция

5) модернизация

6) регресс

Ответ: ________________________

19. Отличительными признаками индустриального общества выступают:

1) наличие общественного разделения труда и специализации.

2) ценность индивидуалистических прав и свобод личности.

3) сращивание политической власти и собственности.

4) появление и развитие массовой культуры, стандартизация культуры.

5) господство сферы услуг

6) господство натурального хозяйства

Ответ: ________________________

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с _______________(А). Природа - среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и __________(Б) являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную ___________(В) с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних ____________(Г) провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а, в конечном счете, жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять ___________(Д) для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим ____________(Е).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

социальный институт

интернационализация

потребности

человеческие сообщества

религиозные взгляды

окружающий мир

Ответ: ________________________

Часть2

Для записи ответов на задания этой части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21-24

Портрет традиционного общества

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее - стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все - и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е.В. Попов)

21. Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

Дополнительно можно указать следующую(щие) черты: …

23. Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.

24. В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите классификацию, а во втором, напишите информацию о деятельности одного из социальных институтов.

26. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

27. Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется» . Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как динамичная система ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум!!!, лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

29 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты, поставленной автором проблемы(затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы(обозначеннойтемы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двухпримеров из различных источников)

Тема 1. Общество

Тест 1. Что такое общество

Часть 1

    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

    1. государством

      обществом

      цивилизацией

      племенем

    Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

    1. общественными

      цивилизационными

      экономическими

      политическими

    Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?

    взаимодействие двух людей

    отношение между странами

    взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом

    украшение новогодней елки

    Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

    центром этого понятия является человек

    существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам

    основывается на определенном способе производства

    включает способы взаимодействия людей

    Что из названного не относится к понятию «социальный институт»

Часть 2

    Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития, называется .

    Карл Маркс писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей». Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчеркивает?

Ответ: .

    Множество связанных между собой элементов, представляющие собой определенное целостное образование, называется .

    Отметьте признаки, относящиеся к понятию «социальная группа». Запишите цифры, под которыми они указаны.

    устойчивая совокупность людей

    выполняет конкретные общественные функции

    строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения

    не имеет определенных стандартов поведения

Ответ: .

    Отметьте признаки, характерные для всех видов социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    представляют собой правила поведения общего характера

    обладает той или иной степенью обязательности

    их исполнение обеспечивается и охраняется государством

    направлены на упорядочение общественных отношений

Ответ: .

Часть 1

    Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления и процессы в единое целое – это способность к

    1. социализации

      интеграции

      эксплуатации

      диверсификации

    Процесс приспособления организма к окружающей среде называется

    1. адаптацией

      кооперацией

      интеграцией

      детерминизмом

    Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени, называются

    1. цивилизацией

      формацией

      традицией

    Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется

    1. институциализацией

      кооперацией

      консолидацией

      деноминацией

    Основным элементом общества является

    государство

    социальная группа

    политическая система

Часть 2

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».

Дозволение, мораль, социум, запрет, традиции, право.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: .

    Вставьте пропущенное понятие: «Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются .

    Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды человеческой деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    игра

    воспитание

  1. мышление

Ответ: .

    Найди в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    семья

    государство

    профессиональные союзы

Ответ: .

Тест 9. Наука. Образование

Часть 1

    Какому понятию из названных было дано такое определение: «Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений»?

    1. практике

      искусству

    Какое из определений не принадлежит к определению науки

    область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире

    наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений

    система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире

    форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

    Уровень познания, который имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений, называется

    теоретическим познанием

    эмпирическим познанием

    интеллектуальным познанием

    экспериментальным познанием

    Экспериментальное естествознание возникло

    1. в X в.

      в XV в.

      в XVII в.

      в XIX в.

    Эмпирические знания не могут быть получены путем

    наблюдений

    эксперимента

    математического моделирования

Часть 2

    Вставьте пропущенные слова: «Наблюдения чистого, лишенного компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной » (К. Поппер )

    Вставьте пропущенное слово: «Под я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течении всего времени дают научному сообществу модель постановки и их решений» (Т. Кун ).

    Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) геоценрическая модель мира

1) А. Эйнштейн

Б) механика

2) К. Линней

В) классификация растений

3) Ч. Дарвин

Г) эволюционная теория

4) И. Ньютон

Д) теория относительности

5) Клавдия Птолемей

    Вставьте словосочетание: «Развитие науки есть последовательный переход от одной парадигмы к другой через » (Т. Кун).

    Какое слово пропущено? «Сила науки в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные , без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность».

Тест 10. Мораль. Религия

Часть 1

    Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

    Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

    1. регуляторная

      правоохранительная

      ценностно-ориентационная

      социализирующая

    Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?

    научное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    обыденное мировоззрение

    официальная доктрина

    Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется

    1. убеждением

      совестью

    Выберите верное утверждение.

    убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения

    убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения

    убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения

Часть 2

    Вставьте пропущенное слово: « - практическая философия, прикладная наука. Изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным)».

    Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным ».

    Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) аксиология

1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют

Б) эвдемонизм

2) учение о ценностях

В) нигилизм

3) одно из направлений в этике, возникшие в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля. Основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью

Г) релятивизм

4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло – как то, что приводит к страданию, называется .

    Вставьте пропущенное слово: «Фридрих Ницше считал, что - энергично, целеустремленно, аристократично, добро же добропорядочно лишь по причине жизненной слабости».

Тема 1. Общество

Тест 1. Что такое общество

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Культурой < или> культура

Общественные отношения

Системой < или> система

Тест 2. Общество как сложная динамичная система

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Социальными институтами

Тест 9. Наука. Образование

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Теоретического/ теории

Парадигмами

Научную революцию

Тест 10. Мораль. Религия

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Этика/ Этику

Существование глобальных проблем человечества свидетельствует

1) о целостности современного мира

2) о выравнивании уровней развития

3) о взаимодействии стран и народов

4) о преимуществах экономически развитых стран

Пояснение.

Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие весь Мир в целом. (все страны и государства) Вне зависимости от развития, экономики, народности.

Ответ: 1

Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают

1) исторические традиции

2) культурное многообразие мира

3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека

4) многовариантность общественного развития

Пояснение.

Глобальные проблемы - результат деятельности человека, который всегда удовлетворяет свои потребности. Производство различных товаров происходит вместе с вырубкой леса, выбросов CO2 в атмосферу и т. д.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества

1) индустриального

2) традиционного

3) массового

4) постиндустриального

Пояснение.

Индустриальное общество - гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.

Традиционное общество - поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.

Массовое общество - индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».

Постиндустриальное общество - очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.

Ответ: 2

Salima Burkhanova (Казань) 09.06.2012 11:11

Поясните пожалуйста подробнее. Традиционное по другому называют аграрным. Как в аграрном обществе может даваться предпочтение отдыха труду. Если поразмыслить, то время не ждет. И соответственно все надо делать вовремя.

Стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для основных потребностей, характерно исключительно для традиционного общества.

То, что предпочтение отдается отдыху, значит, что человек отдыхает, если это возможно, а не то, что вместо вспахивания земли он лежит на печи.

Вот, к примеру, в индустриальном обществе предпочтение отдается труду, он возводится в культ.

Евгений Бикмаев (Астрахань) 21.12.2012 02:51

Я считаю, что стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, зависит не от типа общества, а от психологии человека. Сегодня тоже многие люди нацелены на заработок, достаточный для существования, и далеко не все живут в грёзаз, что они будут шиковать в своей жизни. исходя из этого, я выбрал "постиндустриальное общество".

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Всегда сравнивайте варианты. Да, сейчас еще остались люди, которые зарабатывают исключительно на крышу над головой, еду и одежду. Но в традиционном обществе таких людей было много больше.

Вспомните характерную черту постиндустриального общества: господство сферы услуг. Услуги удовлетворяют не основные потребности человека.

Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции

1) модернизации

2) глобализации

3) демократизации

4) информатизации

Пояснение.

Модернизация - макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного - к индустриальному.

Глобализация - процесс всемирного экономического, политического и культурного объединения и стандартизации.

Демократизация - процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.

Информатизация - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

Глобализация порождает сглаживание различий в международной экономике.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции

1) глобализации

2) модернизации

3) информатизации

4) демократизации

Пояснение.

Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.

Информатизация - широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека.

Демократизация - в широком смысле слова - процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Работник за­ин­те­ре­со­ван в том, чтобы боль­ше заработать. Для этого он готов тру­дить­ся более интенсивно, со­кра­тив время отдыха. Такие уста­нов­ки характерны для

1) традиционного общества

2) индустриальной цивилизации

3) аграрной цивилизации

4) феодального общества

Пояснение.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какой признак характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) слабый уровень разделения труда

3) массовое промышленное производство

4) решающее значение сферы услуг в экономике

Пояснение.

Индустриально общество - переход от сельского хозяйства к промышленности, появление широко распространенного разделения труда.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет переход к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу?

1) складывание сво­бод­ной рыночной экономики

Пояснение.

Информация - главная цен­ность постиндустриального об­ще­ства (информационного).

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Для традиционного общества характерно

1) длительное существование общины

2) широкое участие народа в общественной жизни

3) занятие основной массы населения в сфере услуг

4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности

Пояснение.

Традиционное общество - это самый первый вид общества, которые сложилась в человеческой цивилизации. В современном мире оно характерно для Стран Востока.

Оно характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

При переходе от индустриального к информационному обществу

1) происходит замена ручного труда машинным

2) возрастает значение науки и образования

4) формируется демократическое государство

Пояснение.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Михаил Михаилов (Kungur) 09.06.2013 11:22

Что за информационное общество? Ведь есть только 3 вида общества: традиционное (доиндустриальное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное.

Валентин Иванович Кириченко

Второе название постиндустриального общества - информационное.

Аида Агаханова (Махачкала) 07.06.2014 15:03

Разве при переходе от промышленного к информационному обществу не происходит замена ручного труда машинным?!

Петр Дмитриевич Садовский

Замена ручного труда на машинный происходит при переходе от традиционного общества к индустриальному.

Для традиционного общества характерна(-о)

1) ценность человеческой личности

2) динамичное развитие

3) натуральное хозяйство

Пояснение.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

Традиционная экономика;

Преобладание аграрного уклада;

Стабильность структуры;

Сословная организация;

Низкая мобильность;

Высокая смертность;

Низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какие из ценностей характерны для общества традиционного типа?

1) приоритет коллективизма, принадлежности к общине

2) независимость личности от государства

3) динамизм, быстрота общественных преобразований

4) светский характер образования и культуры

Пояснение.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Суть глобальной проблемы «Север-Юг» состоит в

1) старении европейских наций, снижении рождаемости

2) загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны

3) росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием

4) углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира

Пояснение.

Глобальная проблема «Север-Юг» связана с разрывом между богатыми странами на севере, бедными на юге.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Переход от ин­ду­стри­аль­но­го общества к пост­ин­ду­стри­аль­но­му характеризуется

1) раз­ви­ти­ем крупной ма­шин­ной индустрии

2) пре­об­ла­да­ни­ем коллективистских ценностей

3) воз­ник­но­ве­ни­ем микропроцессорных технологий

4) до­ми­ни­ро­ва­ни­ем внеэкономического при­нуж­де­ния к труду

Пояснение.

Компьютеризация, воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие микропроцессорных тех­но­ло­гий характеризуют пе­ре­ход от ин­ду­стри­аль­но­го к пост­ин­ду­стри­аль­но­му обществу.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какой из ука­зан­ных фак­тов от­но­сит­ся к гло­баль­ным де­мо­гра­фи­че­ским проблемам?

1) за­гряз­не­ние при­род­ной среды про­мыш­лен­ны­ми отходами

2) со­кра­ще­ние раз­но­об­ра­зия видов рас­те­ний и животных

3) де­я­тель­ность меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­сти­че­ских организаций

4) низ­кая рож­да­е­мость в наи­бо­лее раз­ви­тых стра­нах мира

Пояснение.

Демография от от греч. demos - народ и... графия) - наука, изу­ча­ю­щая население, и за­ко­но­мер­но­сти его раз­ви­тия в за­ви­си­мо­сти от социально-экономический факторов. Цен­траль­ный вопрос- вос­про­из­вод­ство населения.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 6.

Традиционное общество, в от­ли­чие от ин­ду­стри­аль­но­го общества,

1) под­дер­жи­ва­ет вы­со­кий ав­то­ри­тет на­уч­но­го знания

2) ос­но­вы­ва­ет­ся на при­о­ри­те­те лич­ных ин­те­ре­сов над коллективными

3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся свя­зью всех сфер об­ще­ствен­ной жизни

4) имеет со­слов­ный тип со­ци­аль­ной стратификации

Пояснение.

Традиционное об­ще­ство ха­рак­те­ри­зу­ет­ся за­ня­то­стью ос­нов­ной массы на­се­ле­ния в сель­ском хозяйстве, на­ту­раль­ным хозяйством, руч­ным трудом, со­слов­ным типом со­ци­аль­ной стратификации, и как след­ствие низ­кой со­ци­аль­ной мобильностью, низ­кой про­дол­жи­тель­но­стью жизни, при­о­ри­те­том кол­лек­тив­ных ин­те­ре­сов над личными, пре­об­ла­да­ни­ем мо­нар­хи­че­ских форм правления, гос­под­ством тра­ди­ци­он­ных ценностей.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет постиндустриальное общество?

1) пре­об­ла­да­ние религиозного мировоззрения

2) осу­ществ­ле­ние промышленного переворота

3) ис­поль­зо­ва­ние науки в про­цес­се социального управления

4) пе­ре­ход от на­ту­раль­но­го к то­вар­но­му производству

Пояснение.

Постиндустриальное об­ще­ство характеризуется раз­ви­ти­ем науки, в ка­че­стве основного фак­то­ра производства вы­сту­па­ют знания, раз­ви­ти­ем сферы услуг, ав­то­ма­ти­за­ци­ей и ком­пью­те­ри­за­ци­ей производства, в по­ли­ти­че­ской сфере плюрализмом, де­мо­кра­ти­че­ски­ми структурами, силь­ным гражданским обществом.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какой при­знак характеризует ин­ду­стри­аль­ное общество?

1) ведущая роль сель­ско­го хозяйства

2) слабый уро­вень разделения труда

3) массовое про­мыш­лен­ное производство

4) решающее зна­че­ние сферы услуг в экономике

Пояснение.

Индустриально общество - переход от сель­ско­го хозяйства к промышленности, по­яв­ле­ние широко рас­про­стра­нен­но­го разделения труда.

Ведущая роль с/х - традиционное.

Сфера услуг - постиндустриальное.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Для тра­ди­ци­он­но­го общества характерна(-о)

1) ценность че­ло­ве­че­ской личности

2) динамичное развитие

3) натуральное хозяйство

4) индустриальное производство

Пояснение.

Для тра­ди­ци­он­но­го общества, как правило, характерны:

−традиционная экономика

−преобладание аг­рар­но­го уклада;

−стабильность структуры;

−сословная организация;

−низкая мобильность;

−высокая смертность;

−низкая ожи­да­е­мая продолжительность жизни.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Возникновение транс­на­ци­о­наль­ных корпораций в со­вре­мен­ном обществе, раз­ви­тие международной тор­гов­ли служат про­яв­ле­ни­ем тенденции

1) модернизации

2) глобализации

3) демократизации

4) информатизации

Пояснение.

Модернизация - мак­ро­про­цесс перехода от тра­ди­ци­он­но­го общества к мо­дер­но­му обществу, от аг­рар­но­го - к индустриальному.

Глобализация - про­цесс всемирного экономического, по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го объединения и стандартизации.

Демократизация - про­цесс внедрения де­мо­кра­ти­че­ских принципов в по­ли­ти­че­скую систему, культуру, стиль жизни и т. д.

Информатизация - по­ли­ти­ка и процессы, на­прав­лен­ные на по­стро­е­ние и раз­ви­тие телекоммуникационной инфраструктуры, объ­еди­ня­ю­щей территориально рас­пре­де­лен­ные информационные ресурсы.

Гло­ба­ли­за­ция порождает сгла­жи­ва­ние различий в меж­ду­на­род­ной экономике.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

При пе­ре­хо­де от ин­ду­стри­аль­но­го к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу

1) происходит за­ме­на ручного труда машинным

2) возрастает зна­че­ние науки и образования

3) увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора

4) формируется де­мо­кра­ти­че­ское государство

Пояснение.

В ин­фор­ма­ци­он­ном обществе глав­ным ресурсом яв­ля­ет­ся информация, имен­но на ос­но­ве владения ин­фор­ма­ци­ей о самых раз­лич­ных процессах и яв­ле­ни­ях можно эф­фек­тив­но и оп­ти­маль­но строить любую деятельность.

Основными по­ка­за­те­ля­ми развитости ин­ду­стри­аль­но­го общества яв­ля­лись количественные показатели, то есть сколь­ко было до­бы­то угля и нефти, сколь­ко произведено стан­ков и так далее.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет пе­ре­ход к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу?

1) складывание сво­бод­ной ры­ноч­ной экономики

2) резкий рост со­ци­аль­но­го неравенства

3) развитие средств массовой коммуникации

4) формирование де­мо­кра­ти­че­ско­го государства

Пояснение.

Информация - главная цен­ность пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства (информационного).

1 и 4 ха­рак­тер­ны для ин­ду­стри­аль­но­го общества, 2 - для традиционного.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Работник за­ин­те­ре­со­ван в том, чтобы боль­ше заработать. Для этого он готов тру­дить­ся более интенсивно, со­кра­тив время отдыха. Такие уста­нов­ки ха­рак­тер­ны для

1) традиционного общества

2) индустриальной цивилизации

3) аграрной цивилизации

4) феодального общества

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Такие уста­нов­ки трудовой этики, как пред­по­чте­ние отдыха труду, стрем­ле­ние зарабатывать не больше, чем это не­об­хо­ди­мо для удо­вле­тво­ре­ния основных потребностей, ха­рак­тер­ны для общества

1) индустриального

2) традиционного

3) массового

4) постиндустриального

Пояснение.

Характерные черты:

Индустриальное об­ще­ство - гиб­кость социальных структур, со­ци­аль­ная мобильность, раз­ви­тая система коммуникаций, гос­под­ство труда.

Традиционное об­ще­ство - по­ве­де­ние индивидов стро­го контролируется, ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся обычаями и нор­ма­ми традиционного поведения, от­вер­га­ют­ся попытки любых со­ци­аль­ных преобразований, нововведений, низ­кие темпы развития, производства, труд на­прав­лен на удо­вле­тво­ре­ние основных потребностей.

Массовое об­ще­ство - ин­ду­стри­а­ли­за­ция и урбанизация, стан­дар­ти­за­ция производства и мас­со­вое потребление, бю­ро­кра­ти­за­ция общественной жизни, рас­про­стра­не­ние средств мас­со­вой коммуникации и «массовой культуры».

Постиндустриальное об­ще­ство - очень вы­со­кая производительность труда, вы­со­кое качество жизни, пре­об­ла­да­ю­щий сектор ин­но­ва­ци­он­ной экономики с вы­со­ки­ми технологиями, гос­под­ство сферы услуг.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Причиной воз­ник­но­ве­ния глобальных про­блем современности уче­ные считают

1) исторические традиции

2) культурное мно­го­об­ра­зие мира

3) рост мас­шта­бов хозяйственной де­я­тель­но­сти человека

4) многовариантность об­ще­ствен­но­го развития

Пояснение.

Глобальные про­бле­мы - ре­зуль­тат деятельности человека, ко­то­рый всегда удо­вле­тво­ря­ет свои потребности. Про­из­вод­ство различных то­ва­ров происходит вме­сте с вы­руб­кой леса, вы­бро­сов CO 2 в ат­мо­сфе­ру и т. д.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Усиление вза­и­мо­свя­зи государств и на­ро­дов в со­вре­мен­ном мире вы­сту­па­ет проявлением тенденции

1) глобализации

2) модернизации

3) информатизации

4) демократизации

Пояснение.

Модернизация - усовершенствование, улучшение, об­нов­ле­ние объекта, при­ве­де­ние его в со­от­вет­ствие с но­вы­ми требованиями и нормами, тех­ни­че­ски­ми условиями, по­ка­за­те­ля­ми качества. Мо­дер­ни­зи­ру­ют­ся в ос­нов­ном машины, оборудование, тех­но­ло­ги­че­ские процессы.

Информатизация - ши­ро­кое использование ин­фор­ма­ци­он­ных технологий во всех сфе­рах жизни об­ще­ства и человека.

Демократизация - в ши­ро­ком смысле слова - процесс, ве­ду­щий ко все более пол­но­му развитию народовластия.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Существование гло­баль­ных проблем че­ло­ве­че­ства свидетельствует

1) о це­лост­но­сти современного мира

2) о вы­рав­ни­ва­нии уровней развития

3) о вза­и­мо­дей­ствии стран и народов

4) о пре­иму­ще­ствах экономически раз­ви­тых стран

Пояснение.

Глобальные про­бле­мы - проблемы, за­тра­ги­ва­ю­щие весь Мир в целом. (все стра­ны и государства) Вне за­ви­си­мо­сти от развития, экономики, народности.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Какие из цен­но­стей характерны для об­ще­ства традиционного типа?

1) приоритет коллективизма, при­над­леж­но­сти к общине

2) независимость лич­но­сти от государства

3) динамизм, быст­ро­та общественных преобразований

4) светский ха­рак­тер образования и культуры

Пояснение.

Традиционное об­ще­ство - общество, ко­то­рое регулируется традицией. Со­хра­не­ние традиций яв­ля­ет­ся в нём более вы­со­кой ценностью, чем развитие. Об­ще­ствен­ный уклад в нём ха­рак­те­ри­зу­ет­ся жёсткой со­слов­ной иерархией, су­ще­ство­ва­ни­ем устойчивых со­ци­аль­ных общностей (особенно в стра­нах Востока), осо­бым способом ре­гу­ля­ции жизни общества, ос­но­ван­ном на традициях, обычаях. Дан­ная организация об­ще­ства стремится со­хра­нить в не­из­мен­ном виде со­ци­о­куль­тур­ные устои жизни. Тра­ди­ци­он­ное общество - аг­рар­ное общество.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Для тра­ди­ци­он­но­го общества характерно

1) длительное су­ще­ство­ва­ние общины

2) широкое уча­стие народа в об­ще­ствен­ной жизни

3) занятие ос­нов­ной массы на­се­ле­ния в сфере услуг

4) признание в ка­че­стве главной цен­но­сти прав и сво­бод личности

Пояснение.

Традиционное общество - это самый пер­вый вид общества, ко­то­рые сложилась в че­ло­ве­че­ской цивилизации. В со­вре­мен­ном мире оно ха­рак­тер­но для Стран Востока.

Оно ха­рак­те­ри­зу­ет­ся жёсткой со­слов­ной иерархией, су­ще­ство­ва­ни­ем устойчивых со­ци­аль­ных общностей (особенно в стра­нах Востока), осо­бым способом ре­гу­ля­ции жизни общества, ос­но­ван­ном на традициях, обычаях.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)