Тематическое занятие первоцветы в коррекционной школе. Конспект занятия в старшей группе "первоцветы"

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход занятия

Весенняя песенка С.Я. Маршака.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)

(Первый слайд) Подснежник.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Они первыми появляются из-под снега.

(второй слайд) медуница.

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

(третий слайд) Ветреница.

Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

(Четвертый слайд) Сон-трава.

«Усни-трава»
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова

(Пятый слайд) Хохлатка.

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны».

(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

(Восьмой слайд) Ландыш.

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

(Девятый слайд) Помни правила:

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.

Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.

– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).

В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.

Задачи:
1.Образовательные: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о первых весенних цветах, совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными;
2.Развивающие: развивать логические, мыслительные операции; умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать выводы;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Области интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация»

Оборудование: картина «Весна»; предметные картинки с изображением солнца, снега, птиц, облаков, цветов; зрительный тренажёр «Серпантин»; фрагмент музыкальной композиции «Апрель. Подснежник.» П.И.Чайковского и «Весна» А. Вивальди из альбома «Времена года».
Ход занятия:
I Орг. Момент.
Психогимнастика «Солнышко» (музыкальное сопровождение Чайковский П.И. «Апрель. Подснежник»)
Описание психогимнастики:
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы весеннее солнышко. А весенние солнышко, у нас какое?
Ответы детей. (Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…)
-Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
Теперь расправим лучики и обогреем всех своим теплом (дети поднимают руки и тихонько качают ими, то влево, то вправо).
А сейчас, чтобы посмотреть, какое солнышко внимательное, я предлагаю вам игру «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!»
Воспитатель даёт команды: «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!», в процессе игры меняя слова местами.
По команде «Весеннее солнышко!», поднимаем руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. По команде «Зимнее солнышко» руки поднимаем со сжатыми кулаками. А по команде «Осеннее солнышко», поднимаем руки с раскрытыми ладонями, но пальцы прижаты друг к другу. Начнём!
- Молодцы! Присаживайтесь за столы и будьте такими же добрыми, ласковыми и внимательными ребятками, как наше весеннее солнышко.

II Сообщение темы.
-Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на не цветной рисунок). Я нарисовала для вас весеннюю картину, но не успела её разукрасить. Я загадаю то что мы будем разукрашивать и назову его признаки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Ласковое, яркое, лучистое, тёплое… (солнце)
Тёмный, серый, грязный… (снег)
Перелётные, пернатые… (птицы)
Высокое, чистое, голубое… (небо)
Звонкий, весёлый, журчащий… (ручей)
Мягкая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…(трава)
Первые, весенние… (цветы)
-А как одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (Первоцветы)
- Правильно, первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу и на клумбе Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой. Восхищает чистотой и тонким ароматом. Сегодня я хочу поговорить с вами о первоцветах.
III Работа со слайдами.

Давайте посмотрим какие цветы каждую весну радуют нас своей красотой?

Подснежник. (1 слайд)

Как называется этот цветок?

Какую легенду вы знаете о подснежнике?

Почему его называют подснежник?

Одуванчик. (2 слайд)

Как называется этот цветок?

Что находится в белом шарике растения?

Какую пользу одуванчик приносит людям?

Какие листики у одуванчика?

Мать-и-мачеха (3 слайд)

Как называется этот цветок?

Что вы о нём знаете?

Как по другому называют мать-и-мачеху? Почему?

Медуница (4 слайд)

Как называется цветок?

Что вы о нём можете рассказать?

Почему у медуницы цветки разноцветные?

Кандык (5 слайд)

Как называется растение?

Что вы о нём знаете?

Почему его называют собачий зуб?

IV Физминутка

(Музыкальное сопровождение А.Вивальди «Времена года. Весна»)

Раз, два, три выросли цветы.

К солнцу потянулись- высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись, низко пригнулись.

Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут.

V Д/И «С какого цветка листик?»

(упражнение со зрительными стимулами)

В руках воспитателя указка, на кончике которой яркий предмет.

Как вы думаете, с какого растения этот лист? (ответы детей)

Давайте проверим. Внимательно следите за указкой, которая побежит по дорожке от листика к цветку.

(обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна; педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение

Какие ещё части цветка вы знаете? (ответы детей)

VI Д/И «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает ряд картинок, дети должны найти лишнюю картинку в ряду и объяснить свой выбор.

Медуница, хризантема, одуванчик, берёза

Стебель, бутон, ствол, лист

Овальный лист, квадратный лист, круглый лист, вытянутый лист.

Роза, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежник

VII Речевая игра "Как поспорили растения".

(Воспитатель предлагает детям надев шапочки цветов предстставить о чём могут спорить первоцветы. Ребёнок от лица цветка рассказывает чем он лучше других растений)

Ребята, вы хотите узнать о чём цветы говорят?

Свечка загорается,

Сказка начинается

Был очень хороший весенний день Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

(Самостоятельные высказывания детей. Воспитатель корректирует речь детей)

Воспитатель: да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, одуванчик, самый нежный, а ты, кандык, самый умытый и крепкий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороже нам, людям. Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Как мы можем сберечь цветы? (ответы детей)

Вам понравилось наше занятие? Давайте выложим с вами цветок настроения. Каждый берёт по одному лепестку. Если вам понравилось занятие, берёте цветной лепесток; если не понравилось - чёрный. (На подносе воспитателя жёлтая сердцевина цветка. Дети берут лепесток цветной или чёрный, объясняя свой выбор, кладут его к сердцевине).

Наталья Деткова
Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе

Цель : дать детям представление о первоцветах , научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы , росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны

образовательные :

Изучить особенности растений – первоцветов , научить детей распознавать их.

Повторить изученный материал по пройденным темам.

воспитательные :

Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.

развивающие :

Расширить кругозор учащихся.

Способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.

Ход занятия

Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах .

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей) .

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу . Первые весенние цветы ! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый , второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны . Самые первые , самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Еще один лесной первоцвет - медуница . Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски : розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста : молодые, зрелые и старые . Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд)

Физкультминутка (проводится под музыку)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром улыбнется –

Одуванчик в шесть проснется.

(покружиться) .

Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.)

Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо : с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветении каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.)

В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.

Давным–давно в Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться на свое отражение в ручье или озере, мимо которого не проходил. Он мог часами любоваться своими блестящими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица. «Ты красив, - сказал нарцисс себе, наклонившим над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением. – В мире нет ничего прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!» И он наклонился к воде, но потерял равновесие, упав с обрыва, утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветет весной в горах и называется нарцисс. Вы много раз видели этот цветок – белый с желтыми сердечками на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь кроток его век.

Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые.

Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.

Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами ? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.

Загадка 1

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Загадка 2

На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил,

Огоньки погасил. (Одуванчик)

Загадка 3

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Загадка 4

На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Загадка 5

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна . Часто люди срывают первые цветы , не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали лепестки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И еще несколько правил :

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов !

3. Не вырывайте первоцветы с корнем !

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов !

- В Красной книге записано : «Не истреби, не сорви, не затопчи» . Эти слова звучат, словно наказ людям : «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Программное содержание:

Закреплять представление детей о первоцветах;

Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, одуванчик. лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья)

Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному;

Развивать фонематический слух;

Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются со звука «л», «ль».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

Используемая литература :

М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О.С.Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»

Беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь.

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Основная часть:

Беседа

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что ещё, кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами,

Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны!

Как назвать одним словом первые цветы, которые появляются весной? (первоцветы)

Вы хотите отправиться в гости к первоцветам и посмотреть, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?

А перемещаться мы с вами будем с помощью волшебных слов:

Ла-ла-ла - я венок сплела;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы цветок нашли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Первая остановка «Волшебная»

Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые.

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы? (Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)

вторая остановка «Солнечная»

«Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Мать – и мачеха. (прикрепляет фото на ватман)

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки, жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.

Опишите это растение: маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное.

третья остановка «Музыкальная»:

«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку.

четвёртая остановка «Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

пятая остановка «Игровая»

Д/и «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Д/И «Что необходимо для роста цветов?»

Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

шестая остановка «Сладкая»

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Фото медуницы размещается на ватмане. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

восьмая остановка «Белоснежная »

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука «л». (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука «л».

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука ль.

(Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Фото ландыша помещается на ватман.

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной?

Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Давайте, теперь посчитаем, сколько фишек вы собрали в копилку красивых слов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе

«В гости к первоцветам».

(Образовательная область: коммуникация, социализация)

Провела: воспитатель старшей группы

Сильченко Ирина Николаевна

Апрель 2013г.