Сверхмалые подводные лодки типа Seehund. Учебные лодки ХТ

Недавно трехместный подводный аппарат Русского географического общества совершил погружение на дно Балаклавской бухты Черного моря. На глубине 82 метров исследователи осматривали останки византийских судов, предположительно затонувших в X-XI веке. Этот аппарат, C-Explorer 3, выпускается нидерландской компанией U-Boat Worx, и купить его может любой желающий. Впечатленные обтекаемыми и в чем-то спортивными формами мини-субмарины, мы решили посмотреть, какие еще подводные аппараты могут позволить себе богатые энтузиасты морских пучин.

C-Explorer 3 запустили с борта килекторного судна КИЛ-158 проекта 141 Черноморского флота ВМФ России. Всего Русскому географическому обществу принадлежат четыре аппарата, выпущенных U-Boat Worx: два трехместных C-Quester 3, один C-Explorer 3 и один пятиместный C-Explorer 5. Их стоимость составляет около 2,5-3 миллионов евро. Трехместный C-Explorer является одним из наименее дорогостоящих подводных аппаратов, предлагаемых U-Boat на продажу. Его водоизмещение составляет чуть больше шести тонн. Аппарат может погружаться на глубину до 300 метров и находиться там до 16 часов, причем в случае аварии люди смогут выживать в нем на протяжении не менее 96 часов.

Нидерландская субмарина оснащена четырьмя баллонами со сжатым воздухом. Объем каждого из баллонов составляет 50 литров, а давление воздуха в них достигает 200 атмосфер. Кроме того, C-Explorer 3 имеет два аварийных кислородных баллона объемом 20 литров. Для передвижения аппарат использует шесть электродвигателей: четыре для перемещения в вертикальной плоскости и два для хода по горизонтали. В подводном положении аппарат может развивать скорость до трех узлов. Работу электродвигателей обеспечивают 24 литий-ионных аккумулятора, полной зарядки которых хватает на шесть часов полного хода.

C-Explorer 3 в Средиземном море.

Фотография: uboatworx.com


Фотография: uboatworx.com

Помимо голландцев производством персональных подводных лодок занимается американская компания SEAmagine. Она выпускает целую линейку аппаратов, способных погружаться на глубину от 150 до 1500 метров и рассчитанных на два, три, четыре или пять пассажиров. Стоимость американских подлодок варьируется от одного до 4,2 миллиона долларов. Аппараты SEAmagine отличаются от других персональных подлодок, пожалуй, наилучшей обзорностью - в них пассажиры располагаются в полностью прозрачном сферичном жилом отсеке. Субмаринами американской компании пользуются, например, Walt Disney и археологи Техасского университета A&M.

Наиболее доступным аппаратом SEAmagine является двухместный Ocean Pearl. Эта субмарина может погружаться на глубину до тысячи метров, имеет водоизмещение около пяти тонн и может принимать на борт оборудование и пассажиров общей массой до 227 килограммов. Аппарат оснащен тремя электродвигателями мощностью десять лошадиных сил каждый: два для перемещения по горизонтали и один - по вертикали. Запаса воздуха в баллонах при нормальном погружении хватает на шесть часов, но в случае аварии подключатся вспомогательные баллоны. Люди смогут находиться в аппарате под водой до 96 часов.


Жилой отсек SEAmagine Aurora 3

Фотография: seamagine.com


SEAmagine Triumph 3

Фотография: seamagine.com

Производством миниподлодок занимается еще одна американская компания - Triton Submarines. Она примечательна тем, что выпускает как простые субмарины с глубиной погружения до 300 метров, так и довольно сложные, способные «нырять» на десять тысяч метров. Самая «продвинутая» в ассортименте модель, Triton 36000/3, может погрузиться на десять километров за два часа, унося с собой трех пассажиров. Она продается за 25 миллионов долларов. Модели попроще стоят в среднем три-четыре миллиона.

Данных о владельцах своих субмарин компания не раскрывает. Известно, что в 2013 году телеканал Discovery арендовал у Triton Submarines аппарат Triton 1000/2, с борта которого снимали документальный фильм о кальмарах и подводной жизни в Арктике.

Трехместный Triton 3300/3 может погружаться на глубину до километра. Это наиболее часто покупаемая модель, водоизмещение которой составляет около восьми тонн. Аппарат имеет четыре двигателя по пять лошадиных сил, два из которых перемещают подлодку по горизонтали и два - по вертикали. Скорость полного хода под водой составляет три узла. В норме в погруженном состоянии субмарина может находиться до 12 часов, но в случае аварии люди в жилом отсеке смогут выживать на протяжении 96 часов.


Фотография: tritonsubs.com


В жилом отсеке Triton 3300/3

Фотография: tritonsubs.com

В 1966 году, одновременно с проектированием и строительством мини-субмарины «Тритон-1М», в стенах конструкторских бюро началась разработка усовершенствованного носителя водолазов — «Тритон-2». Проект получил номер 09080 и был предназначен для тайной транспортировки шести водолазов к месту проведения специальных операций в прибрежных районах.

Если раньше специальные операции заключались в диверсиях против кораблей противника, то в к середине 1960-х на первый план выходят разведка и скрытое слежение за этими кораблями на ограниченных морских театрах, к которым относятся Балтийское и Северное моря, и даже Персидский залив. Там, куда на АПЛ попасть практически невозможно.

Разработка «Тритон-2» велась конструкторским бюро-проектантом буксиров (главный конструктор проекта В.И.Синяков) и заводом «Гатчинский металлист», на котором в 1966 году был построен макетный образец.

В этом же 1966 году все работы по мини-субмарине «Тритон-2» передали в ЦКБ «Волна». По результатам испытания макета начали проводить работу с разработчиками оборудования для «Тритон-2» . Были выданы соответствующие частные технические задания: БЭМИ (Минсудпром) в части навигационного комплекса (главный конструктор Ю.К.Николаев); ЦКБ «Винт» (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Н.С.Аврашков); КБ КО (Минхимпром) в части стационарной дыхательной системы (главный конструктор Ю.В.Китаев).

Технический проект 09080 был полностью разработан в 1970-м, а в следующем году вся рабоче-конструкторская документация была передана Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1974 году был готов первый опытный образец мини-субмарины.

«Тритон-2» в Кронштадте. Фото: Витольд Муратов

«Тритон-2» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, а его кабина непроницаема для защиты от забортного давления. Внутри кабины водолазы находились в воде, но благодаря герметизации, не испытывали проблем с давлением.

«Тритон-2» управлялся двумя водолазами, а в корме аппарата находилось еще четыре. Их выход из субмарины осуществлялся через люки в верхней части корпуса. У аппарата имелось несколько непроницаемых для воды мест: пульт управления, приборный отсек между кабинами, аккумуляторная яма и электромоторный отсек в корме.

Всего заводом за 1973−1980 годы было построено 13 мини-субмарин «Тритон-2» . Их эксплуатация велась до середины 1990-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч № 641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/ч № А-1594 в Очакове, предположительно это В-504 , В-509 и В-528).

На сегодняшний день известно о двух сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:

  1. Владивосток. На территории музея Тихоокеанского военно-морского флота (В-489 или В-531).
  2. Кронштадт. На территории Морского Кадетского корпуса (В-499).

«Тритон-2» во Владивостоке. Фото: Andshel

Тактико-технические данные проекта:

  • Экипаж — 6 человек,
  • Автономность — 12 часов,
  • Длина транспортировщика — 9,5 м,
  • Ширина — 1,9 м,
  • Скорость подводная полным ходом — 5,5 узлов,
  • Дальность плавания подводная — 60 миль (111 км)
  • Водоизмещение — 15,5 тонн (подводное), 5,6 тонн (надводное),
  • Глубина погружения — 40 метров,
  • Имелись радиоэлектронное вооружение, гидроакустическое, навигационное оборудование и система автоматического управления.

Предназначены для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна.

Хотели бы вы полюбоваться подводным миром, например изучать коралловые рифы с их пёстрыми и яркими обитателями, плыть вместе со стаей дельфинов или тайно преследовать стадо китов? Я думаю что ваш ответ - да. Теперь это возможно. Появилась мини подводная лодка для реализации подобных желаний. Вот её фото.

Давайте узнаем о ней немного больше.


Мини субмарина получила имя Super Falcon, она производится в США компанией DeepFlight. Внешне она похожа на самолёт, и это вызывает большее восхищение этой необычной новинкой.


Подлодка Super Falcon обладает всеми необходимыми качествами для туристических прогулок под водой. Она проста в управлении, новичок сможет испытать всю гамму восхищения от вождения подводного самолёта.


Подлодка работает тихо, шум её двигателей не отпугнёт морских обитателей и все красоты подводного мира будут доступны обозрению в "полном составе".


Маленькая субмарина не рассчитана на глубоководные погружения. Максимальная глубина доступная для Super Falcon - 120 метров


Подлодка оснащена тихим электрическим двигателем с низким рабочим напряжением. Этот фактор делает прогулки не только тихими, но и безопасными для представителей подводной биосферы.


Субмарина Super Falcon может управлять двумя или тремя пассажирами, в зависимости от модели. Технические характеристики судна: вес - 1800 кг, крейсерская скорость - 6 узлов, длина - 6 м, ширина - 2,5 м.


Эту подлодку купил себе Дитрих Матешиц, основатель и владелец 49% акций австрийской компании, производителя энергетических напитков, - Red Bull GmbH. Приобретение стоило ему $1,7 миллиона. Теперь гости его курорта на острове Локэла в Фиджи могут совершить подводные прогулки на этой фантастической лодке. Двухчасовая экскурсия по подводному миру Фиджи обойдется туристам в $1700.

Британское военное кораблестроение имеет многовековой опыт разработки и боевого применения самых передовых конструкций и технологий. Накануне Второй мировой войны ядром британских эскадр были надводные корабли: линкоры, линейные крейсера и авианосцы. Поэтому подводные плавсредства у Адмиралтейства были не в чести. Однако атака Гюнтера Прина 15 октября 1939 года в Скапа-Флоу, когда прокравшаяся немецкая субмарина потопила линкор прямо в главной базе британского флота, поставила ребром вопрос о создании диверсионных подводных средств.

В конце 1939 года началась разработка британской сверхмалой подводной лодки. Но инициатором выступило не Адмиралтейство, а Военное ведомство, по заказу которого началось её проектирование для использования на реках. Вскоре заказ всё же перешёл в ведение Адмиралтейства, наконец-то оценившего возможности подводного кораблика.

В результате долгих экспериментов и перестройки уже почти готовых образцов англичане в 1942 г. все же построили прототип лодки класса X.

Лодка создавалась по классической схеме «больших» субмарин: дизель Gardner для надводного хода и электродвигатель с аккумуляторными батареями для подводного.

Для удобства транспортировки лодки собирали из трёх блоков упрощённой геометрической формы, соединявшихся болтами. Три поперечные переборки разделяли прочный корпус на четыре отсека.

В первом отсеке находились приборы управления и навигационное оборудование, цистерна главного балласта № 1, буксирное и швартовое устройства. Второй отсек использовался в качестве шлюзовой камеры, в его трюме находилась цистерна главного балласта № 2. Третий отсек предназначался для аккумуляторной батареи, поста управления, цистерны главного балласта № 3, цистерны быстрого погружения, боевого и навигационного перископов. В средней части корпуса по левому борту была установлена поворотная труба для забора воздуха. В надводном положении к ней же крепилась переговорная труба. В кормовой части надстройки хранились водолазное снаряжение и инструменты, необходимые при форсировании противолодочных сетей. В четвёртом отсеке размещались дизель мощностью 42 л.с. и электродвигатель, топливная цистерна, компрессор, кормовая дифферентная цистерна.

Экипаж состоял из трёх человек – командира, механика и рулевого. Каждый из них мог выполнять водолазные и подрывные работы.

Вооружение состояло из двух отделяемых бортовых контейнеров, в каждом из которых помещался заряд взрывчатки массой 1620 кг и взрыватель с часовым механизмом. Контейнеры сбрасывали под днище вражеского судна освобождением захватов изнутри лодки.

После испытаний прототипа и устранения недочётов фирма «Виккерс-Армстронг» построила серию из 12 лодок типа X. Шесть из них (Х5 – Х10). вступили в строй в январе 1943 года, ещё шесть (Х20 – Х25).- в конце этого же года.

Подводная лодка X второй серии (Х20 – Х25)

Серийные лодки тоже имели четыре отсека, но их компоновка изменилась. Так, шлюз разместили между отсеками управления и аккумуляторным, что позволило открывать и закрывать вход в него из отсека управления, а на верхней палубе появился специальный держатель для членов экипажа, находящихся вне судна.

В первом отсеке размещались аккумуляторная батарея, запасы пресной воды и провизии, койки, цистерны: топливные и дифферентная. Второй отсек остался без изменений. В центральном посту находились приборы управления, средства навигации, цистерна главного балласта №3, цистерна быстрого погружения. За рубкой добавился входной люк. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, топливные цистерны, запасы масла, компрессор высокого давления.

Экипаж увеличили до четырёх человек за счёт введения штатного водолаза.

Основным оружием являлись два сбрасываемых заряда по 1993 кг каждый в бортовых металлических контейнерах. Они отделялись с помощью специального устройства, управляемого из прочного корпуса. Подрыв зарядов производил взрыватель с часовым механизмом, включение которого осуществлялось изнутри лодки.

К месту проведения операции сверхмалые лодки транспортировались на буксире «обычными» субмаринами классов Т или S со скоростью около 10,5 уз. По сравнению с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 м рабочую глубину погружения.

Х5, Х6, Х7, Х8, Х9 и Х10 в сентябре 1943 г. участвовали в операции против германских линкоров Tirpitz и других кораблей в Альтен-фьорде. Остальные лодки типа X использовались при проведении десантной операции в Нормандии в качестве целеуказателей для десантных судов. Х22 погибла при столкновении с английской подлодкой Syris у побережья Шотландии. Все лодки этой серии списали в 1945 году.

Атака в Альтен-фьорде

В сентябре 1943 г. шесть карликовых лодок серии X были направлены к берегам Норвегии с целью потопить или, по крайней мере, серьёзно повредить германские линкоры – экипажам Х5, Х6 и Х7 предстояло атаковать 40 000-тонный Tirpitz, Х9 и Х10 – 26 000-тонный Scharnhorst, а Х8 – 12 000-тонный Lützow.

Впереди у них было восемь дней и ночей буксировки. Управляли лодками на этом этапе походные экипажи. Два человека из трёх должны были нести вахту в течение большей части суток и вести техническое обслуживание: воздушные баллоны и аккумуляторные батареи нужно было перезаряжать, а также проверять изоляцию всех электрических цепей.

В первую ночь Х6 чуть не столкнулась с траулером, но, кроме этого инцидента, переход в течение первых четырёх дней был, на удивление, спокойным. Погода была благоприятной. Три или четыре раза в сутки лодки всплывали на поверхность, чтобы провести пятнадцатиминутную вентиляцию, а остальные двадцать три часа продвигались на глубине 12 -15 м. Боевые экипажи находились в это время на борту «больших» подводных лодок, отдыхая и занимаясь тактической подготовкой.

На шестой день перехода, в 4:00 порвался буксирный трос Х8. Через 5 минут лодка всплыла на поверхность и командир – лейтенант Джек Смарт стал осматривать горизонт. Однако вблизи не было никаких признаков ведущей лодки Sea Nymph. На её борту факт обрыва буксирного троса был обнаружен примерно спустя два часа, когда она должна была всплыть для проветривания. Командир Sea Nymph развернул подлодку на 180° и, увеличив скорость, направился по маршруту, пройденному за последние часы. Поиски затянулись почти на четырнадцать часов. И лишь к восьми часам вечера Х-лодка снова была на буксире. Смарта и его людей сменил боевой экипаж, движение на буксире продолжилось.

В 9:00 утра 16 сентября субмарины подали условный знак для подводной сигнализации – сбросили три ручные гранаты, чтобы вызвать на поверхность малую лодку Х9, но она не всплыла. В 9:20 выбрали буксирный трос и обнаружили, что он лопнул. Syrtis повернула на обратный курс и провела тщательный поиск, но Х9 так и не обнаружила. Лодка и походный экипаж считаются пропавшими без вести.

На следующий день: из-за разгерметизации зарядов-контейнеров из строя вышла Х8, её пришлось затопить.

Погода 17 и 18 сентября была ненастной, но к сумеркам 18-го она начала улучшаться, и Годфри Плэйс сменил Билла Уиттема и походный экипаж на борту Х7. Остальные субмарины -Trasher с Х5, Truculent с Х6 и Sceptre с Х10 – сменили походные экипажи на боевые до полуночи следующего дня. Все лодки успешно совершили подход и расположились в своих секторах. Stubborn, тоже задержанная инцидентом с поисками и вознёй с Х8, приблизилась к берегу, буксируя Х7. Sea Nymph, затопив Х8, патрулировала примерно в шестидесяти милях к западу от Альтенфьорда.

Вечером 20 сентября четыре малые лодки (Х5, Х6, Х7, XI0) начали самостоятельный прорыв в пролив Сересунд. При этом у Х10 были дефекты в электрическом механизме подъёма перископа и подтекали уплотнители. У Х6 правый зарядный контейнер был затоплен ещё в первый день буксировки, но перекладыванием груза экипажу удалось добиться рабочего равновесия лодки.

Х6 и Х7 удачно держались вместе. Ночь лодки провели среди группы островов Браттхольм. Следующим утром начался переход через Кофьорд. Х7 достигла подветренной стороны островов Браттхольм вскоре после полуночи, Х-6 проследовала часом позже. В течение следующих часов Плэйс успешно провёл свою лодку через противолодочные сети при входе во фьорд. К 7:05 утра Х6 тоже прошла противолодочную сеть и оказалась на дистанции атаки на свою цель. Но тут её постигла неудача: уходя от патрульного катера лодка запуталась в сетях. Но вскоре ей удалось освободиться и двинуться по фьорду к своей цели.

В 7:10 Плэйс принял решение о преодолении противолодочной сети Tirpitz. Х7 поднырнула под сеть и, к несчастью, села на мель у северного берега внутри заграждения. Так как глубина была слишком малой, невозможно было сняться с мели, не всплыв на поверхность. Вода была очень спокойной и на Tirpitz их заметили и доложили как о «длинном чёрном объекте, похожем на подводную лодку». При прохождении по инстанции эта информация задержалась на несколько минут, поскольку имелись сомнения, что это был дельфин. Через пять минут лодка вновь наткнулась на подводный камень и опять была вынуждена подняться на поверхность в восьмидесяти метрах от линкора. И хотя лодка тут же ушла под воду, но на сей раз немцы её ясно видели и правильно опознали.

Спустя пять минут и Х6 вновь наткнулась на какую-то преграду и всплыла у левой скулы Tirpitz. С палубы по ней открыли огонь из стрелкового оружия. Командир лодки Дон Кэмерон понял, что надежды на спасение нет, и направил Х6 к борту линкора под орудийной башней «В». Там он отсоединил заряды, установленные так, чтобы они взорвались через час, и отвёл лодку. Было 7:15 утра. Экипаж Х6 пленил дежурный катер Tirpitz.

На борту линкора подняли тревогу. Был дан приказ поднять пары и выйти в море. Однако приказ выполнили только тогда, когда закрыли все герметичные двери и подняли водолазов. А это произошло лишь минут через двадцать после того, как экипаж Х6 подняли на борт. Всех четверых – Кэмерона, Лори-мера, Годдарда и сублейтенанта Дика Кендалла – держали вместе.

В это время Х7 всячески старалась выпутаться из сети, а когда наконец освободилась, всплыла прямо около буёв. Экипаж Х7 увидел справа впереди, не далее чем в 20 метрах и лодка дала «полный вперёд». Ударившись о борт линкора примерно напротив орудийной башни «В», она мягко скользнула под киль. Там был сброшен правый заряд. Затем левый заряд был сброшен примерно в 45 – 50 м ближе к корме. После этого Х7 пыталась отойти, но вновь запуталась в сетях и была повреждена взрывом. У экипажа не оставалось другого выхода, кроме как покинуть лодку и сдаться.

Англичан предварительно допросили и угостили горячим кофе и шнапсом. Все потом вспоминали, как они беспокоились, так как время приближалось к 8:15, и они украдкой поглядывали на часы. Заряды в 8:12 сработали.

«На борту Tirpitz после взрыва наших снарядов началась паника, – писал Кендалл после возвращения из Германии. – Немецкие орудийные расчёты обстреляли невесть сколько собственных танкеров и маленьких катеров, а также из-за беспорядочных выстрелов вышла из строя их собственная орудийная установка. Казалось, каждый размахивал пистолетом, угрожая нам, пытаясь выяснить, сколько карликовых подводных лодок было задействовано в атаке».

В 8:43 примерно в пятистах ярдах снаружи от сети была замечена третья карликовая лодка. Tirpitz открыл огонь и потопил её. Скорее всего, это была Х5 под командованием Х.Хенти-Крира. О ней ничего неизвестно, а из экипажа не спасся никто.

В целом общий итог атаки был удовлетворительным. Tirpitz впоследствии ни разу так и не сумел выйти в боевой поход…

Шестеро оставшихся в живых членов экипажей карликовых подводных лодок были отправлены из Норвегии в Германию, в лагерь для военнопленных моряков.

Учебные лодки ХТ

В 1943 – 1944 гг. фирма «Виккерс» построила 6 учебных сверхмалых подводных лодок серии ХТ. Заказы ещё на 12 таких лодок (ХТ7 – ХТ19, без ХТ13) были аннулированы. Лодки ХТ в боевых действиях участия не принимали.

Третья серия

В конце 1943 г. началось строительство третьей серии карликовых подводных лодок (ХЕ1 – ХЕ10, ХЕ12; заказ на ХЕ11 был аннулирован).

Лодки третьей серии были крупнее предыдущих. Изменения в основном коснулись управления и условий обитания. Лодки получили новые навигационные устройства, радиотелефонную связь, холодильник и кондиционер воздуха. Благодаря такому оборудованию, лодки типа ХЕ можно было использовать для действий в тропических водах.

Первые два отсека по оснащению и объёму остались практически без изменений, за исключением установки иллюминатора в кормовой переборке второго отсека для наблюдения за членами экипажа, проходящими шлюзование. В третьем отсеке размещался центральный пост управления с контрольными и измерительными приборами. В подволоке отсека имелся иллюминатор для визуального контроля момента прохода подводной лодки под днищем атакуемого корабля. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, компрессор и баллоны воздуха высокого давления, кондиционер, а в кормовом обтекателе прочного корпуса – дифферентная цистерна.

Основное вооружение включало два сбрасываемых заряда и 6 портативных магнитных мин, которые устанавливал водолаз.

Из тихоокеанских лодок отличалась ХЕЗ – с помощью своих подрывных зарядов 31.7.1945 потопила японский тяжёлый крейсер Такао. ХЕ8 затонула в 1945 г. при буксировке в районе Портсмута. ХЕ11 затонула 6.3.1945 после столкновения с боковым заграждением.

Оставшиеся лодки этой серии списали в 1952 году.

Подводные лодки Welman

Параллельно с созданием лодок типа X в 1942 году инженер-полковник Джон Долфин (John Dolphin) разработал лодки типа Welman Craft. Они предназначались для атак вражеских судов в портах, а также для разведки побережья перед высадкой десанта.

Первые две такие лодки построили летом 1942 года. Серийно лодки Welman строились с ноября 1942 г.. О количестве субмарин данного типа публикуются весьма противоречивые данные – от 20 до 100. Все они поступали в «Особую флотилию» с лета 1943 г.

Десантные лодки Welfreighter

В ноябре 1942 года фирма Inter Services Research Bureau начала проектирование сверхмалой подводной лодки для доставки боевых пловцов, диверсионных зарядов и других грузов. По этому проекту в 1944 – 1945 гг. фирма Shelvoke & Drewry Ltd построила около 40 лодок.

Первоначально предполагалось использовать их в районе Адриатического побережья с целью снабжения албанских и югославских партизан. Но боевые действия на этом театре военных действий завершились раньше, чем первые лодки Welfreighter были готовы к практическому применению. Несколько таких лодок направили на Дальний Восток, чтобы обеспечивать боеприпасами филиппинских партизан. Но и здесь до практического использования дело не дошло.

После войны все лодки типа Welfreighter были сданы на слом. Лишь одна из них была превращена в экспонат музея Королевского подводного флота в Госпорте.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Грозные «карлики». Сверхмалую подводную лодку (СМПЛ), со времен Второй мировой войны принято считать техникой для особых задач, которые не под силу обычным подводным лодкам: только она может скрытно прокрасться в закрытые порты и акватории для проведения внезапных диверсий...


Подводная лодка «Черепаха»
1. Винт для движения по горизонтали
2. Бур. В подводном положении «водитель» сверлил днище корабля, затем выдергивал крепление мины, активируя часовой механизм
3. Винт для вертикального движения
4. Два шноркеля остроумной конструкции для вентиляции, при погружении автоматически закрывались
5. Мина, привязанная к острию бура
6. Руль (управлялся спиной или ногами)
7. Помпа для закачивания балластной воды
8. Свинцовый балласт-балансир
9. «Приборная панель»: компас и глубиномер

На самом деле сверхмалые подводные лодки появились задолго до середины ХХ века. По большому счету все первые подводные лодки были сверхмалыми - если исходить из их водоизмещения и главных размерений. Например, спущенная на воду в 1901 году британская ПЛ «Холланд I» имела водоизмещение в подводном положении всего 122 тонны (сегодня стандартом для СМПЛ считается водоизмещение 150 тонн), а ее вооружение включало только один торпедный аппарат. Что уж говорить о более ранних эпизодах, таких как неосуществленные на практике проекты подлодки Леонардо да Винчи и французского монаха Марена Мерсена или же построенное «в дереве» в начале XVII века «потаенное судно» конструкции Ефима Никонова, плотника родом из подмосковного Покровского. Но это все же были, скорее, «пробы пера» на ниве подводного кораблестроения, или, выражаясь современным военным языком, отработка концепции ведения подводной войны.

Первым же реальным прототипом современных СМПЛ, как по водоизмещению и главным размерениям, так и по тактике, самому «духу» ее боевого применения, можно считать американскую одноместную субмарину «Тартл» («Черепаха»), построенную в 1775 году по проекту Давида Бушнелля и использованную в ходе войны за независимость от метрополии британской колонии в Северной Америке. Она представляла собой яйцевидную конструкцию, выполненную из дерева и стянутую металлическими обручами, оборудованную мини-рубкой с входным люком и иллюминаторами, а также имевшую средства движения, бур и мину. Субмарина имела водоизмещение 2 тонны, длину по корпусу 2,3 метра и ширину 1,8 метра, а автономность по запасам воздуха составляла 30 минут. По курсу и глубине «Черепаха» перемещалась при помощи примитивных гребных винтов с мускульным приводом, имелись также несовершенные глубиномер и компас. Мина (гильза с 68 килограммами пороха) крепилась снаружи и с помощью линя соединялась с буром, который надлежало ввинтить, словно штопор, в деревянный корпус вражеского корабля. После этого подводнику-диверсанту оставалось только отдать крепеж мины и на всех парах удирать прочь - часовой механизм заряда должен был сработать спустя полчаса.

Много позже на арену борьбы за господство на море вышли морские, а затем и большие океанские стальные акулы. Но стало ясно, что для диверсионной деятельности, например, нужны не столько гиганты, сколько малые и сверхмалые подводные лодки. А для обеспечения действий военно-морского спецназа стали создавать еще и индивидуальные и групповые подводные носители (транспортировщики), а также человекоуправляемые торпеды, ошибочно зачисляемые в разряд СМПЛ.

«Морские дьяволы» за работой
Основное предназначение сверхмалых подводных лодок и причисляемых к ним групповых подводных носителей (ГПН) - обеспечение специальных операций против кораблей, судов и объектов портовой и береговой инфраструктуры противника. В отличие от «сверхмалюток», способных самостоятельно наносить удары с помощью торпедного оружия или ставить мины, ГПН могут лишь скрытно доставить подводных диверсантов с их вооружением и снаряжением к месту проведения специальной акции

Первые серийные «карлики»


Золотой эпохой сверхмалых подводных лодок стали 30–40-е годы XX века. Первыми «карликовую» подлодку в серийное производство запустили японцы. Проект СМПЛ, известной затем как «Тип А», разрабатывался под руководством капитана 1-го ранга Кисимото Канэдзи и был готов в первом приближении уже в 1932 году, а в следующем на военно-морской верфи в районе Курэ был спущен на воду уже первый прототип субмарины, не имевший, правда, ни рубки, ни вооружения и использовавшийся для подтверждения правильности самой концепции.

СМПЛ была однокорпусной, с обводами, подчиненными фактически единственной цели - развитию максимального подводного хода. Корпус изготавливался сварным - из 8-мм стальных листов для непроницаемых секций и 2,6-мм листов в остальных случаях. Межотсечные переборки имели толщину 1,2 миллиметра и не были водонепроницаемыми. Безопасная глубина погружения - 100 метров. Постройка велась секционным методом, существенно ускорявшим процесс. Причем серийные «сверхмалютки» имели отнюдь не «карликовое» оружие - две 457-мм кислородные торпеды «Тип 97». На испытаниях прототипа была достигнута скорость подводного хода 24,85 узла - абсолютный рекорд для «сверхмалюток».

Японские «сверхмалютки» строились в условиях настолько высокой секретности, что до вступления империи в войну подавляющее большинство военачальников считали, что сигарообразные аппараты есть не что иное, как самоходные мишени для обучения экипажей подлодок торпедной стрельбе. Доходило даже до курьезов. Одно из условных обозначений СМПЛ («мишень для отработки противолодочного бомбометания») настолько заинтересовало ВВС, что морякам стоило большого труда отбиться от настойчивых запросов летчиков на «новые средства учебно-боевой подготовки».

Первая серия, «Тип А», имела подводное водоизмещение 46 тонн, развивала скорость надводного хода до 24 узлов и имела очень незначительную автономность, тогда как модернизированный «Тип В» водоизмещением 50 тонн развивал под водой ход до 18,5 узла, имел автономность 1–2 суток и оснащался уже 40-сильным дизелем. Была построена лишь одна такая СМПЛ, но затем флот получил еще 15 субмарин улучшенного типа («Тип С»), которые принимали участие в обороне баз на Филиппинах, восемь из них там и погибли.

Затем последовали более многочисленные СМПЛ типов «Корю» («Тип D», «Чешуйчатый дракон»), построенные в количестве 115 единиц, - на последнем этапе войны их торпедные аппараты заменялись подрывным зарядом для таранной атаки, - а также «Кайрю» («Тип S», «Морской дракон») с автомобильным мотором и либо двумя 450-мм торпедами, либо в большинстве случаев мощным 600-килограммовым зарядом, подрываемым при таранном ударе. К концу войны японцы успели построить лишь 215 таких субмарин.

Большого влияния ни «Корю», ни «Кайрю» на ход войны на море не оказали и впечатлили только захвативших их американцев своим необычным видом и многочисленностью. СМПЛ «Типа А» принимали безрезультатное участие в атаке на Пёрл-Харбор, а единственный выживший из 10 членов их экипажей подводник стал первым японским военнопленным во Второй мировой войне. Неудача постигла японские СМПЛ и при попытке атаковать 31 мая 1942 года порт Сиднея - были потеряны все три мини-подлодки, которые смогли потопить только одно небольшое судно. Зато в гавани Диего-Суареца на Мадагаскаре лейтенант Акэйда Сабуро и унтер-офицер Такэмото Массами на своей мини-субмарине потопили танкер «Бритиш Лоялти» и тяжело повредили линкор «Рэмиллис». Интересно, что одна из «сверхмалюток» атаковала в море Минданао американский крейсер «Бойс», на борту которого тогда находился знаменитый генерал Дуглас Макартур. Корабль вовремя выполнил маневр уклонения, и обе торпеды прошли мимо, а вот субмарина погибла под форштевнем эсминца «Тейлор».


Немцы занялись «сверхмалютками» только под конец войны. Первой в серию пошла СМПЛ «Мольх» («Саламандра»). Для того чтобы вытащить «Мольх» на побережье, приходилось использовать специальную технику, как, например, изображенный здесь военный трактор «Панцерфаре IV»

«Черный князь» вступает в игру


Итальянцы начали строить мини-подлодки на несколько лет позже своих коллег по Оси: первые СМПЛ, класса СА, были переданы флоту лишь в апреле 1938 года, но зато Италия добилась с их помощью намного более впечатляющих результатов.

В течение 1938-1943 годов итальянские моряки получили четыре СМПЛ класса СА и 22 - класса СВ. Первые строились двумя сериями: СА.1 и СА.2 имели подводное водоизмещение 16,1 тонны, длину 10 метров, ширину 1,96 метра, экипаж два человека и вооружались двумя 450-мм торпедами. СА.3 и СА.4, подводным водоизмещением 13,8 тонны, имели длину 10,47 метра и ширину 1,9 метра, экипаж из трех человек и несли восемь подрывных зарядов по 100 килограммов. Причем если первая пара имела 60-сильный дизель и 25-сильный электромотор и предназначалась для действий в прибрежных водах, то вторую двойку, оснащенную уже только электромотором, планировалось использовать с борта ПЛ-носителей, которые должны были доставлять «малышей» в район цели, а уж затем они проникали бы в порт или базу и ставили подрывные заряды (для этого в экипаж ввели специально обученного боевого пловца).

Класс СА был настолько секретным, что подлодки вначале даже не включили официально в боевой состав ВМС. Это были настоящие «летучие голландцы», один из которых готовился для атаки в конце 1943 года гавани Нью-Йорка, куда его предполагалось доставить на борту ПЛ «Леонардо да Винчи», на которой демонтировали 100-мм орудие. Автором этого плана был легендарный подводник, Юнио Валерио Боргезе, Черный Князь, ставший 1 мая 1943 года командиром Decima MAS - 10-й флотилии МАС, занимавшейся специальными операциями.

Однако союзники в мае 1943-го потопили подлодку «Леонардо да Винчи», которая была назначена на роль «матки». Вместе с «Леонардо» погиб единственный капитан, которого готовили к этой операции. Другие итальянские СМПЛ, класса СВ, уже представляли собой полноценные субмарины подводным водоизмещением 44,3 тонны, длина по корпусу - 14,99 метра, ширина - три метра, экипаж - четыре человека, вооружение - две 450-мм торпеды в забортных аппаратах. Энергоустановка - одновальная дизель-электрическая в составе 80-сильного дизеля марки Isotta Fraschini и 50-сильного электромотора Brown-Boveri, что позволяло развивать мини-субмарине подводный ход до 7 узлов. Шесть таких подлодок в мае 1942 года были доставлены в Констанцу, откуда они по морю своим ходом перешли в Крым: местом базирования был выбран Ялтинский порт. Все они были размещены во внутреннем ковше порта и тщательно замаскированы, что не помешало 13 июня двум советским торпедным катерам совершить дерзкий рейд в Ялтинский порт и в результате торпедного залпа отправить на дно мини-подлодку СВ-5 вместе с ее командиром.

Однако оставшиеся в Крыму пять СМПЛ сыграли важную роль в нарушении коммуникаций советского Черноморского флота и достоверно потопили ПЛ Щ-203 «Камбала» в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет. Погибла вся команда в составе 46 человек. В 1950 году эта ПЛ была поднята. Убийцей советской ПЛ стала итальянская СМПЛ СВ-4. Другая «сверхмалютка» СВ-3 потопила еще одну советскую субмарину С-32. 9 октября 1942 года 4-я флотилия ВМС Италии, в состав которой и входили все СМПЛ и боевые катера на Черном море, получила приказ о перебазировании на Каспийское море (!), но переезд так и не состоялся, поскольку нацисты вскоре потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом.

Британские «карлики»


В отличие от своих противников Лондон достаточно долго «отмахивался» от идеи постройки сверхмалых подлодок и групповых подводных носителей. Так, незадолго до Первой мировой войны Уинстон Черчилль, тогда первый лорд Адмиралтейства, и первый морской лорд Луис Баттенберг отвергли несколько проектов человекоуправляемых торпед как «слишком опасное оружие для водителя и как оружие слабейшей стороны». Адмиралы и политики по-прежнему полагались на мощь своих дредноутов. И только в 1940 году благодаря активной поддержке вице-адмирала сэра Макса Хортона, только что назначенного командующим подводными силами британских ВМС и автора сразу нескольких проектов «сверхмалюток» (предложенных им еще в 1924 году), работа над мини-подлодками сдвинулась с места. Первый прототип, «Х-3», был готов к испытаниям в марте 1942 года, за ним последовал второй прототип, а затем на верфи фирмы «Виккерс» была построена серия из 12 усовершенствованных СМПЛ (подтипы «Х-5» и «Х-20»), которые и приняли самое активное участие в войне.

Для действий на Тихом океане англичане построили 12 мини-подлодок модифицированного типа ХЕ. Их снабдили кондиционерами, поскольку действовать им приходилось в жарком климате, и (дополнительно к двум съемным зарядам) еще шестью 9-килограммовыми магнитными минами. Первые шесть таких СМПЛ вместе с «кораблем-маткой» «Бонавенчур» прибыли в Лабуан в июле 1945 года, а уже в августе «ХЕ-1» и«ХЕ-3», крадучись, проникли в гавань Сингапура с задачей уничтожить японские тяжелые крейсеры «Такао» и «Миоко». «ХЕ-3» смогла установить все шесть мин на корпус «Такао» и сбросить под него два двухтонных заряда, а «ХЕ-1», не найдя свою цель, также сбросила заряды под «Такао». В результате взрыва крейсер был сильно поврежден и больше в боевых действиях участия не принимал. Подлодки данного типа также принимали участие в операциях по обрыву подводных линий связи японцев, связывающих Токио с Сингапуром, Сайгоном и Гонконгом.

«Тюлень» - слуга трех господ


Как это ни удивительно, но Германия стала последней из основных стран - участниц Второй мировой войны, заинтересовавшейся мини-субмаринами. По большому счету только после подрыва британскими СМПЛ линкора «Тирпиц» адмиралы-консерваторы наконец задумались. В Италию к Черному Князю Боргезе для изучения передового опыта был отправлен капитан-лейтенант Хайнц Шомбург. А в кригсмарине быстрыми темпами приступили к созданию частей спецназа, и в начале 1944 года на побережье Балтийского моря, около Хейлигенхафена, уже было готово боевое ядро соединения «К» (соединение малого боя), командиром которого назначили вице-адмирала Хельмута Хайе. В состав этого соединения и вошли дивизионы мини-подлодок «Мольх» («Саламандра»), «Бибер» («Бобр»), «Хехт» («Щука») и, наконец, «Зеехунд» («Тюлень») - пожалуй, лучшей мини-субмарины Второй мировой войны.

«Зеехунд» уже был полноценной субмариной, обводы корпуса во многом напоминали большие подлодки кригсмарине, с двумя корпусами, в пространстве между которыми были помещены балластные и топливная цистерны. Вооружение «Зеехунда» включало две 533-мм электрические торпеды типа TIIIc/G7e (масса БЧ - 280 килограммов), находившиеся в бугельных аппаратах. Это была специально приспособленная для мини-подлодок облегченная на 256 килограммов модификация TIII/G7e. Торпеды подвешивались на направляющих, закрепленных на обшивке прочного корпуса субмарины.

Всего немцы успели построить до конца войны около 250 таких подлодок. В общей сложности только мини-подлодки «тюленьей» флотилии совершили за время войны 142 выхода в море. Гибелью 33 субмарин «заплатили» за девять кораблей союзников суммарным тоннажем 18 451 тонна. Также повреждения различной степени тяжести получили еще четыре корабля и судна суммарным тоннажем 18 354 тонны. С поражением Германии их служба не закончилась, после войны четыре «Зеехунда» были включены в состав отдельного соединения ВМС Франции. С 1946 по 1956 год они совершили 858 боевых и учебных походов, за время которых прошли 14 050 миль. В 1953 году командование ВМС США даже попросило французов «одолжить» на год две СМПЛ типа «Зеехунд». Их предполагалось использовать в рамках обширной программы по изучению степени эффективности существующей на то время системы обеспечения безопасности морских портов, военно-морских баз и пунктов базирования на территории США.


Первой к массовой постройке «сверхмалюток» накануне Второй мировой войны приступила Япония - мини-подлодки сходили со стапелей десятками. Особенно впечатляюще выглядел сухой док в Курэ, где американцы обнаружили около 80 различных СМПЛ. Фото: WWWHISTORY NAVYMIL

Братья «тритоны» и хищная «пиранья»


В Советском Союзе работы над сверхмалыми подлодками начались еще в 20-х годах прошлого века. Идеологом выступал начальник Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения Владимир Бекаури. Уже в 1936 году было построено и успешно испытано «Автономное подводное специальное судно» надводным водоизмещением 7,2 тонны, с экипажем из одного человека и вооруженное одной торпедой. Причем этой мини-подлодкой можно было также управлять по радио - с корабля или самолета, в этом случае лодка несла 500-кг заряд взрывчатки и использовалась как подводный брандер.

В том же году на Черном море приступили к испытаниям автономной подводной лодки «Пигмей» надводным водоизмещением 19 тонн, вооруженной двумя 450-мм торпедными аппаратами. После их успешных завершений в 1937 году планировалось построить 10 таких «сверхмалюток», однако год тот оказался роковым: и для подлодки (она так и осталась в единственном экземпляре и с началом войны досталась немцам), и для Владимира Бекаури (по сфабрикованному доносу он был арестован и расстрелян).

В годы войны три проекта СМПЛ, предложенные ЦКБ-18 (проекты 606, 606бис и 610), были отклонены наркомом ВМФ Николаем Кузнецовым: он считал, что все силы надо пока сосредоточить на постройке обычных субмарин, а после победы и так немногочисленный спецназ ВМФ был расформирован за «ненадобностью». Соответственно не нужны были и «сверхмалютки», ведь партия и правительство поставили задачу создавать океанский ракетно-ядерный флот.

Только в начале 1950-х годов руководство Минобороны и командование ВМФ СССР начали воссоздавать отряды спецназа военно-морской разведки. Однако оказалось, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом - это только полдела. Личный состав групп спецназначения надо еще и надлежащим образом вооружить. ВМФ попытался решить эту проблему своими силами и практически кустарным способом. На свои места все встало лишь в 1966 году, когда все работы по проекту СМПЛ «Тритон-2» передали в ЦПБ «Волна», а строительство поручили ленинградскому Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ и начато проектирование нового аппарата «Тритон-1М» - на двух человек.

Всего в Ленинграде построены 32 сверхмалые подводные лодки - транспортировщики легководолазов типа «Тритон-1М», а также 11 мини-подлодок «Тритон-2». Их уникальной особенностью стала конструкция так называемого мокрого типа - у подлодки отсутствует прочный корпус и «пассажиры» находятся в полностью заполняемой водой кабине СМПЛ. Прочные непроницаемые отсеки небольшого размера на СМПЛ предназначены только для приборов, аккумуляторов и электромоторов. Причем в СМПЛ «Тритон-2» спецназовцы во время транспортировки использовали для дыхания не свои аппараты, а стационарную дыхательную систему. Но самым известным образцом отечественных «сверхмалюток» стала СМПЛ типа «Пиранья», успевшая даже стать кинозвездой: ее «выход» в фильме «Особенности национальной рыбалки» не оставит равнодушным никого из зрителей. Эта миниподлодка уже была способна нести не только бойцов с оружием и снаряжением, но еще торпеды и мины, и могла самостоятельно атаковать в прибрежной зоне надводные корабли и суда. «Сверхмалютка» длиной в 28,2 и шириной в 4,7 метра имела водоизмещение около 200 тонн, могла погружаться на глубину до 200 метров и развивать под водой ход до 6,7 узла. Автономность по запасам топлива и провизии - 10 суток, экипаж - три человека и шесть легководолазов, вооружение - два забортных устройства для постановки мин или пуска 400-мм торпед. Узнавшие об этих субмаринах после падения железного занавеса зарубежные эксперты сошлись во мнении, что СССР опередил в этом направлении Запад минимум лет на 10–15. К сожалению, обе мини-подлодки были в 1999 году выведены из боевого состава ВМФ и после безуспешных попыток найти покупателя за границей утилизированы.
Американский путь

После Второй мировой войны американское Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ, проводило интенсивные испытания доставшихся американцам в качестве трофеев нескольких немецких СМПЛ типа «Зеехунд». Особое беспокойство у Вашингтона вызвал сделанный в мае 1948 года американской военной разведкой доклад, в котором утверждалось, что СССР захватил 18 готовых «Зеехундов» и еще 38 в различной стадии готовности. Аналитики Пентагона опасались, что советский флот может использовать их для разведки (а то и диверсий) в отношении американских военно-морских баз и стратегически важных портов. В итоге ВМС США выдали проектным организациям задание на проектирование опытной СМПЛ «Х-1», которая была заложена 8 июня 1954 года, 7 сентября 1955 года спущена на воду, а с 7 октября под командой лейтенанта К. Хэнлона стала полноценной боевой единицей подводных сил ВМС США.

«Х-1» имела подводное водоизмещение 36,3 тонны, длину 15,09 метра, ширину 2,13 метра и экипаж из 10 человек. Первоначально она получила комбинированную энергоустановку в составе дизельного двигателя и воздухонезависимой энергоустановки, работавшей на перекиси водорода, но после того как 20 мая 1957 года на подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода, было принято решение заменить энергетическую установку на традиционную - дизель-электрическую. В настоящее время она находится в Музее подводных сил США в Гротоне.